МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
РЕСПУБЛИКИКАЗАХСТАН
УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
ФАКУЛЬТЕТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Кафедра«Экономики и менеджмента»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
натему: «Управление гостиничным бизнесом в Казахстане»
студента4 курса специальности «Менеджмент организации»
заочногоотделения Алшинбаева А.Е.
Научный руководитель: Саткалиева Т.С.,к.э.н., доц.
Оценка- «отлично»
Работадопущена к защите
Зав.кафедрой «Экономики и менеджмента»
к.э.н.,доцент ____________________________________Нурмуханова Г.Ж.
Протокол№__2___ от «_15___»Апреля 2004 года
Алматы 2004
Содержание
Введение………………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. Развитиетуризма и гостиничного хозяйства
в Республике Казахстан ……………………..............................7
ГЛАВА 2. Гостиничное хозяйство, каксектор сферы
услуг………………………………………..……………………..15
2.1. Понятие“УСЛУГА”, видыуслуг…………………………………………22
2.2. Гостиничные услуги, их структура.……………………………………..23
2.3. Стандартизация услуг…………………………………............................25
2.4. Формы гостиничногохозяйства
и классификация средств размещения…..………………………………26
2.5. Оперативное управление….……………………………………………..33
2.6.Структура типовых франчайзинговых платежей
европейскойгостиницы (табл.)…………….………………………………...34
2.7. Бизнес план дляГостиницы…………………………………………...…37
2.8.Маркетинговый анализ……………………………………………………38
2.9. В дополнение кбизнес-плану....................................................................39
ГЛАВА 3. Организация и специфика деятельности
малых гостиниц………………………………………………….41
3.1. Предпосылки появления иразвития
малых гостиниц и ихособенности………………………………………..-
3.2.Сегментация малых гостиниц на классы………………………………..423.3. Требования к комфортности и привлекательностималой гостиницы……………………………………43
3.4. Общие положения и требования к организации
деятельности малыхгостиниц, мотелей, пансионатов…………………44
ГЛАВА 4. Особенности и проблемы менеджмента вгостиничном бизнесе. Теоретический анализ исследований по проблемам
менеджмента в гостиничномхозяйстве………………………………46
4.1.Определение понятия менеджмента, сущность,
структура, управленческие роли вменеджменте……………………….48
4.2.Управленческие роли в системе менеджмента……………………..49
4.3.Особенности менеджмента в гостиничном хозяйстве…………………..50
4.4. Диагностические исследования типологических
особенностей, влияющих на стиль управления………...........................55
4.5. Стиль управления в деятельности менеджера…………………………...56
4.6. Организационнаяструктура гостиничного
предприятия…………………………………………………………………58
4.7. Система управления гостиничным имуществом…………………………62
4.8. Должностные обязанностиработников
первого и второго квалификационныхуровней………………………….64
4.9. Должностные обязанностиработников третьего
квалификационного уровня………………………………………………67
4.10.Иерархия отеля уровня *****……………………………………………68
4.11. Успех в управленииблагодаря навыкам
ассертивности……………………………………………………………..69
ГЛАВА 5. Практическое влияние ИНТЕРНЕТА в сфере туризма
и гостиничной индустрии………………………………………..71
5.1. Возможности Интернет в формировании,
продвижения и реализация вашего предложения…………………........72
5.2.Как войти в глобальную систему резервирования………………………..-
5.3. Как бронируют номера вгостинице……………………….........................-
5.4. Источники информации……………………………………………………73
5.5.Поиск информации и маркетинговые исследования………..……………-
5.6. Электроннаяреклама……………………………………………………..74
5.7.Поиск партнеров..........................................................................................76
ГЛАВА 6. Анализ эффективности системы управления
на примере Гостиничного Комплекса«КУМБЕЛЬ»…………...79
6.1. Организационнаяструктура ГК «Кумбель»……………………………..80
6.2. Анализ заполняемостиотеля ……………………………………………..82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….................84
Списокиспользованной литературы………………………………………86
ВВЕДЕНИЕ
Казахстан имеет все возможности для успешного развитиягостиничного хозяйства. Богатейшая история республики, редкостные историческиепамятники, самобытная культура, политическая стабильность, относительнаяоткрытость и ее готовность к сотрудничеству – все это располагает кинтенсивному развитию как туристической, так и гостиничной сферы.
Изучение и анализ становления и развития гостиничногобизнеса в РК позволили сделать следующие выводы и предложения:
1. Бизнес гостиничных услуг как видпредпринимательской деятельности оказался наиболее приближенным к рыночнымколебаниям спроса и предложения. Для самостоятельных предприятий, оказывающихгостиничные услуги, возникает возможность выработки системы оценок по сервисуна рынке.
2. Анализ сложившейся ситуации с функционированиемгостиничных комплексов г.Алматы в положении «на плаву» и «ввысь» позволяет с достаточнойобоснованностью утверждать, что эффективность гостиничного бизнеса связана впервую очередь со степенью эффективности менеджмента.
3. Создание управленческой инфраструктуры не связано скрупными инвестициями, а требует, прежде всего, наличия управленческогопотенциала, представленного высокопрофессиональными кадрами управленцев,дефицит которых в гостиничном бизнесе ощущается все острее, что соответственнонакладывает отпечаток на остроту проблем в этой области.
4. В управлении гостиничным бизнесом явственнопросматриваются три получивших распространение направления:
а) на заполнение гостиниц и оказание максимума чистогостиничных услуг (22% от всех гостиниц);
б) диверсифицированный менеджмент (56%);
в) неявное управление, симбиоз первого и второгонаправлений (22%).
К основнымтенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства в Казахстане,оформившимся достаточно четко только в последние десятилетия можно отнестиследующие:
- углублениеспециализации гостиничного и ресторанного предложения;
- образованиемеждународных гостиничных и ресторанных путей;
- развитиесети малых предприятий;
внедрение в индустрию гостеприимства новыхкомпьютерных технологий.
В последнеевремя наряду с традиционными отелями и ресторанами стали появлятьсяспециализированные предприятия с сокращенным набором услуг и блюд,ориентированные на обслуживание представителей определенного сегментатуристского рынка.
Углублениеспециализации предприятий гостеприимства взаимосвязано с такой важнойтенденцией, как образование международных цепей, которые играют огромную роль вразработке и продвижении высоких стандартов обслуживания. Как и многие другиетенденции, образование гостиничных цепей получило свое развитие в США.
Глава 1. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГОХОЗЯЙСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Значение и роль туризмав наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросовличности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно.Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Еёразвитие представляет обширный рынок рабочих мест.
Туризм в конце XX– начале XXIвв.стал полностью международным и интернациональным, чему способствовали двавзаимообусловленных фактора: с одной стороны, чтобы получить большую выгоду,увеличить доходность туристского предприятия, фирмы расширяют географиюпутешествий по всему миру; но с другой стороны, чтобы быть рентабельным,туристский бизнес должен инвестироваться на международном уровне.
Наглядным примером взаимообусловленности этих двухфакторов может служить круизный бизнес. Круизы совершаются по морям и океанам,т. е. между странами, являясь, по сути, международными поездками. Географиякруизных туров постоянно расширяется (Аляска, Филиппины, Малайзия, районыТихого океана и т. д.).
Но в то же время, чтобы преуспеть в этом виде бизнеса,компания должна твердо стоять на международной арене туристского рынка и иметьразвитую материальную базу в различных странах и регионах.
Например, крупные круизныетуроператоры «P& O» и «Роял Кариббеан» являются именно такими компаниями(«Роял Кариббеан» даже владеет одним из островов в Карибском море, используяего для круизных остановок).
Такие же примеры можнопривести и сфере гостиничных корпораций, и в агентско-операторском бизнесе:«Холидей Инн», «Нур-туристик» и т. д.
Региональнотуризм развивается неравномерно, и чаще всего выделяются следующие туристскиерегионы: Европа, Америка, Восточная Азия и район Тихого океана, Африка, БлижнийВосток, Южная Азия. Нельзя дать четкий ответ о непропорциональности разделениямира на регионы; неравные территории данных районов не позволяют проводитьсравнительную характеристику, так как просто невозможно сопоставить по ресурсами развитию столь разные части света. Сравнить можно только развитие туристскогодвижения.
Например, в последние десять лет прирост туристскихприбылей и рост туризма неизменно и с большим успехом показывают регионыБлижнего Востока и Южной Азии. При своей сравнительно небольшой территории уних довольно серьезные объемы туристского обслуживания, что вызывает немалыйинтерес статистиков, специалистов по туризму, маркетологов и предпринимателей.
Исторически сложилось так, что туристская индустриязародилась в Европе, которая и сегодня является одним из наиболее посещаемыхрегионов. Кроме исторических предпосылок этому способствует также и то, чтосоциально-экономические условия развития Европы намного лучше, чем в странахдругих регионов. Кроме того, надо помнить, что массовое развитие туризмавозможно только тогда, когда общество достигает определенного уровнясоциально-экономического развития техники и технологий, так и уровня жизни населения.
В настоящее время другие туристские регионыразвиваются тоже достаточно активно и показывают высокие темпы увеличениятуристского потока.
Согласно статистическим данным Всемирной туристскойорганизации на протяжении последних десятилетий наблюдается постоянный ростобъемов международного туризма. В среднем мировой туристский бизнес возрастаетна 3-4 % в год, несмотря на происходящие время от времени мировые ирегиональные кризисы.
В целом развитие и рост туризма в мире в конце XXи начале XXIвв.можно признать устойчивым. И хотя в 1997-1998 гг. наблюдается некоторый спад втуристском бизнесе, объясняющийся рядом экономических кризисов, произошедших вАзиатском регионе, тем не менее, количество туристов возрастает в среднем на 4% в год.
В последние годы наблюдается интенсивный рост туризмав таких регионах как Африка, Ближний Восток, Восточная Азия и Тихоокеанскийрегион, при довольно низких темпах прироста в Европе, но при этом ей все жеудается сохранять за собой первенство по количеству посетителей (385,9 млн.человек в 2003г.).
Такая тенденция развития туризма создает объективныеусловия для, так называемой, межрегиональной конкуренции, которая с каждымгодом становится все заметнее: появляются новые курорты с завышеннымистандартами обслуживания, что заставляет старые туристские регионысовершенствовать и свое качество обслуживания, а также искать новыекачественные пути конкурентной борьбы. Таким образом, появляются новые курорты,а стандарты обслуживания постоянно повышаются.
В целях привлечения дополнительных туристских потоковкаждый туристский регион старается создать для туристов наилучшие условияотдыха и путешествий, чтобы туристы чувствовали себя, «как дома». Немаловажнуюроль здесь играет доступность информации о туристском продукте как в различныхсредствах масс-медиа, так непосредственно и в местах отдыха и путешествий.
В XXв. туризм превратился в одно из наиболее значимых социальных явлений.Расходы населения на туристские услуги в ряде стран занимают третье место послезатрат на питание и жильё.
В сфере въездного ивнутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг длятуристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развитиятуризма в Казахстане, конкурентоспособного в мировой системе туристскогобизнеса.
Туристские услуги, в томчисле и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурнымуслугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает ихроль в развитии отечественного туризма, а также ставит определённые задачи всистеме подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса.
Размещение –самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия – суть системыгостеприимства. Она исходит из древнейших традиций в истории человечества –уважения гостя, торжества его приёма и обслуживания.
Средства исистемы размещения – это здания различных типов и видов (от шалаша досупергигантского отеля), приспособленныеспециально для приёма и ночёвки временных посетителей с различным уровнемсервиса.
Сегодня индустриягостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона илитуристского центра и важную составляющую экономики туризма.
Индустрию гостеприимствасоставляют различные средства коллективного и индивидуального размещения:отели, гостиницы, мотели, молодёжные хотели и общежития, апартаменты,туристские приюты, а также частныйсектор, участвующий в размещении туристов.
Гостиничнаяиндустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг иорганизацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и вдругих средствах размещения за вознаграждение.
Наиболее привлекательные изначимые объекты показа расположены на юге республики в населенных пунктах,известных как первые оседлые поселения Казахстана: Туркестан, Отрар, Баба-ата,Испиджап (Сайрам), Тараз, Мерке, Талхиз (Талгар), Койлык (Талдыкорган).
Многие проблемы уже находятся в стадии разрешения, ноеще больше предстоит решить. Сегодня приходится констатировать: в Казахстанееще нет целостной системы туризма со всеми необходимыми атрибутами – рекламой,торговыми услугами, транспортом, размещением, питанием, обеспеченностью связьюи др.
Главные причины – низкий уровень экономического исоциального развития республики, которую можно отнести к разрядустран-экспортеров туризма, когда выгоднее принимать туристов иностранных,нежели отправлять за рубеж своих.
В целом в туризме Республики доминирует процесс выездатуристов за рубеж. Поток отъезжающих туристов стабилизировался и составляет всреднем около 700 тысяч человек в год. Большая их часть выезжает за границу скоммерческими целями. В 2001 году 22 туристские компании республики занималисьорганизацией чартерных авиарейсов в Турцию, Объединенные Арабские Эмираты,Пакистан, Индию, Южную Корею, Польшу, Грецию, Болгарию, Италию.
В последнее время наметилась тенденция к снижениюколичества туристов, направляющихся в шоп-туры, в частности Китай, Пакистан,Иран. Резко сократился поток казахстанских туристов в СУАР, КНР. Несколькоуменьшилось количество туристов, выезжающих в коммерческие туры, — в Германию,Южную Корею, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты.
В то же время повышается интерес к турампознавательного характера, заметно увеличилось количество путешествующих изКазахстана в Австралию, Австрию, Чехию, Францию, Италию, Канаду, Испанию,страны Юго-Восточной Азии и другие государства. Расширяется процесспереориентации работы туркомпаний на организацию маршрутов познавательногохарактера, с отдыхом, лечением и т.п. В крупных компаниях открыты отделыиндивидуального туризма.
Между тем, Казахстан сам представляет интерес втуристском плане. Богатейшая история республики, начинающаяся с первого века донашей эры, редкостные материальные исторические памятники, самобытная культура,политическая стабильность, открытость республики и ее готовность к сотрудничеству,- все это располагает к интенсивному развитию туристской индустрии.
Особое внимание уделяется сейчас возрождению туризмана отрезке «Великого Шелкового пути». Особенно важная роль отводитсятуристскому освоению Алматинской, Жамбылской, Кызылординской,Южно-Казахстанской областей, а также Восточно-Казахстанской, Мангистауской иКарагандинской, имеющих рекреационные и исторические возможности дляпривлечения туристов в Казахстан.
Сейчас в республике начата работа по подготовке ипереподготовке профессиональных кадров для туристской отрасли. Международныепрограммы обмена студентами и отраслевыми специалистами, обучение во вновьсозданном Общеобразовательном центре КазГУМЯ и на действующих факультетахтуризма республиканских университетов обеспечат казахстанский туристский рынокквалифицированными мастерами своего дела.
На фонедальнейшего развития рыночных отношений можно рассчитывать на поступательноеувеличение спроса казахстанцев на зарубежные поездки – с целью отдыха,развлечений и удовлетворения профессиональных интересов. Этому будутспособствовать такие факторы, как наличие огромного отложенного спроса послеотмены ограничений на выезд за рубеж; рост платежеспособных категорийнаселения, когда 10% казахстанцев по праву относят к лицам с высоким уровнемдохода; изменение структуры потребления населения в пользу непродовольственныхтоваров и услуг; переориентация граждан с внутреннего рынка туризма на внешнийиз-за дороговизны местных курортов и роста транспортных расходов; использованиезарубежных поездок для решения материальных и бытовых проблем населения (шопинг– одна из основных целей); расширение деловых контактов и сотрудничества полинии новых коммерческих структур и др. Все это характерные особенностивыездного туристского рынка.
Въездной туризм, напротив, переживает не лучшиевремена. Пик интереса и притока иностранных гостей в Казахстан пришелся на 1994год, когда к нам на отдых, с деловыми, частными и познавательными целямиприбыло более 450 тысяч туристов. Однако, уже в 1996 году их число снизилось до141,1 тысячи. Сократился и период пребывания интуристов. Республика стала менеепривлекательной для зарубежных гостей, что в основном объясняется неразвитостьюинфраструктуры туризма и слабой материально-технической базой отрасли. Существующиесредства размещения отличаются чрезвычайно низким уровнем комфортности итехнического оснащения, что делает отечественное туристское обслуживаниенеконкурентоспособным. Сервис на уровне международных стандартов могутобеспечить лишь отдельные высококлассные отели в Алматы: 5-звездочные гостиницы«Риджент Алматы» и «Хайят Ридженси», Интеротель «Достык», 3-звездочные отели«Астана» и «Премьер Алатау», высокогорный VIP-Отель «Кумбель»*****, расположенный в одном изживописнейших ущелий – Алмаарасан, а также 5-звездочный отель Астаны –«Астана-Интерконтиненталь», однако, услуги их чрезвычайно дороги и пользуютсяими лишь небольшая часть иностранных граждан.
Разрыв межреспубликанских связей отрицательно повлияли на единое туристское пространство. В регионах нередко стали вводиться своиправила, порядки ограничения таможенного, визового характера, что «режет»туризм под корень.
Государство практически не выделяет средств на рекламуи поддержание своего туристского имиджа. Между тем, в некоторых странах на этицели направляется до 40-45% расходов в национальных министерствах по туризму.
Сетуя на сдерживающие факторы развития въездноготуризма, нельзя не признать и влияния ряда положительных факторов, которыесодействуют увеличению прибылей и улучшают структуру туристских поездок:высокая покупательная способность иностранных валют; наличие неосвоенных рынковсбыта и широких сфер вложения капитала зарубежных компаний; свобода перемещенияпо большей части СНГ и Казахстана, с развитием перспективных для туризма районов,куда раньше иностранцам путь был заказан, а также рост числа новых городов,готовых принять зарубежных гостей.
По состоянию на 1 июля 2003 года в РеспубликеКазахстан стабильно функционируют 318 туристических агентств и фирм, из них 8предприятий государственной формы собственности, 304 – частной и 6 предприятийпринадлежат иностранным государствам, их юридическим лицам и гражданам. Нарядус такими крупными фирмами, как АОЗТ «Яссауи», МТК «Спутник Казахстана», ТОО«Квадротур», авиакомпания «Гиацинт-Рахат», осуществляют свою деятельностьмножество различных ассоциаций, совместных и малых предприятий, частных фирм иагентств, туристских авиакомпаний, в которых в общей сложности занято более 5тысяч человек.
Соответственно, за 1 полугодие текущего года имиреализовано продукции, выполнено работ, услуг на сумму 1197,4 млн.тенге,оказано услуг по своему основному виду деятельности – на 1055,4 млн.тенге. Втом числе, туристическим предприятиям государственной формы собственности – на15,4 млн.тенге (услуг – на 14,1 млн.тенге); частными фирмами – на 1174,9млн.тенге (услуг – на 1034,3 млн.тенге); иностранными фирмами – на 7,0млн.тенге (услуг – на 6,9 млн.тенге).
Результаты хозяйственной деятельности туристическихпредприятий за первое полугодие текущего года показали их убыточность исоставили в сумме 25,9 млн.тенге. Платежи в бюджет и отчисления в фонды отпредприятий всех форм собственности – 36,4 млн. тенге.
В 2001 году в органы статистики представили отчеты освоей деятельности 305 туристических организаций, в 2002 году – 350.
Результаты хозяйственно-финансовой деятельности туристическихорганизаций за 1999 – 2002 гг. приведены ниже в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Результаты хозяйственно-финансовой
деятельности тур-организации
Период
Объем услуг
Получено прибыли от
Налоги и сборы
млн.
тенге
тыс.
долл.
США
Въездного
туризма
Выездного
туризма
Внутреннего туризма и экскурсий, млн. тенге
млн. тенге
тыс. долл.
США
млн. тенге
тыс. долл.
млн. тенге
тыс. долл.
1999
421,2
5072,7
0,9
-
18,3
-
3,3
3,2
90,5
2000
1716,0
1217,3
107,0
-
3,6
-
39,8
28,5
-
2001
2665,6
2085,0
10,0
5,1
9,1
10,4
-
94,0
-
2002
2837,5
2210,6
25,6
21,0
-32,2
24,1
-
89,8
-
* рассчитано по даннымстатистической отчетности
Доля налогов и сборов туристических агентств и фирм вобщих налоговых поступлениях в бюджет республики составила: 0,03% — в 2000году, 0,08% — в 2001 году, 0,06% — в 2002 году, 0,03 – в первом полугодии 2003года.
Слабо развит в республике въездной туризм. Анализчисла въезжающих туристов за 1994 – 2002 годы показывает, что пик посещенийпришелся на 1995 год, прирост которого составил 101,7% к предыдущему году, но впоследующие годы более низкий, но и более ровный на уровне 15-17%%. Долявъезжающих туристов к общему числу колеблется от 5,1% в 1994 году до 10,6% в1997 году. Однако, наблюдается тенденция превышения числа выезжающих туристов,удельный вес которых за эти годы превышает долю въезжающих соответственно на39,8% (1994 год) и 56,2 (2002 год).
Деятельность туристических агентств в основномориентирована на выездной туризм. Наибольший прирост выездного туризмапроизошел в 1996 году, затем происходит его резкое снижение в 1997 году инекоторый прирост в 1998 году. Поскольку выездной туризм в нашей республике посвоей сути в большей мере является шоп-турами «челноков» для закупки товаров,то можно предположить, что они стали осуществлять свои поездки через другиереспублики, или же произошло снижение покупательского спроса на ввозимые имитовары.
Среднее количество дней проживания наших туристов,выезжающих в другие страны, составляет 5-6 дней, приезжающих в нашу страну до1996 года – 6-8 дней, а с 1996 года проживание посетителей из Китая, Кореи,Пакистана значительно увеличилось (в отдельных случаях до 119 дней). Очевидно,это люди, прибывшие не с туристической, а деловой целью.
Прирост туристов и других посетителей в республикувсегда влияет на деятельность гостиниц. Следует отметить, что в настоящее времясерьезным конкурентом гостиничных предприятий является сектор домашниххозяйств, сдающих в аренду (в том числе приезжающим по служебным и деловымпоездкам) меблированные квартиры и коттеджи.
Если рассчитать возможность приема гостиничныхпредприятий при максимально благоприятных условиях, т.е. круглогодичнойпостоянной их заполняемости посетителями, в отношении с реальными, тозаполняемость гостиниц характеризовалось бы следующими показателями в 1999г. – 29,7%, 2000г. –21,2%, в 2001г.- 18,3% и в 2002г. – 15,0%.
То есть, заполняемость гостиниц посетителямиколеблется от 30 до 15% и ежегодно снижается.
При привлечении туристов в республику возрастетинтенсивность работы гостиничного хозяйства, где имеется резерв до 70% и присредней цене за 1 номер за сутки на человека 773 тенге (к концу 1999 года), 913тенге в декабре 2000 года, значительно возрастет доходность, а также,соответственно, должно измениться соотношение доходов и расходов в сторонууменьшения последних.
Процесс приватизации привел к тому, что доляпредприятий государственной формы собственности с 80% в 1994 году снизилась до58% к сентябрю 1997 года, соответственно в 1997 году увеличилась доля частныхпредприятий до 33%, появились совместные предприятия с иностранным партнерством(около 2%) и без иностранного участия (7%).
В 1994 году среднесуточные доходы за одногопроживающего самые низкие у гостиниц, принадлежащих частным юридическим лицам,затем государству, частным гражданам. А уже с 1996 года доход предприятийгосударственной формой собственности ниже дохода частной собственности граждани юридических лиц на 506-530 тенге, а долевой собственности с иностраннымучастием на 12-15 тысяч тенге.
Следует также отметить, что среднесуточные расходы наодного проживающего, начиная с 1996 года, упорно превышают среднесуточныедоходы у предприятий государственного и частного секторов и лишь у совместныхпредприятий – расход ниже дохода.
Естественно, Республика Казахстан имеет климатические,природные и другие условия для привлечения туристов и организации отдыха. Нодля этого необходима серьезная работа по улучшению:
— сервиса сферы обслуживания;
— качества и пропускной способности дорог;
— сервиса технического обслуживания транспортныхсредств;
— развития материально-технической базы туристическихпредприятий и гостиничного хозяйства;
— качества обслуживания на туристических базах, вгостиницах, ресторанах;
— расширения программ культурных и спортивныхмероприятий, развлекательных шоу.
Необходимо серьезно поработать над разработкойсобственных туристических маршрутов с включением в их программу знакомств систорическими местами, памятниками культуры, интересными природными местами иорганизации отдыха с элементами самобытных, традиционных, колоритных,национальных видов развлечений, охоты и др. Развивать и предлагать виды спортаи отдыха, которые обусловлены естественными природными условиями (горныйтуризм, альпинизм, горнолыжный спорт, конные маршруты, спуск на плотах ибайдарках по рекам и другое).
Для развития туризма определенное значение имеет инеобходимость изменения характера туризма. В прошлые годы туризма базировалсяна организации группового туризма, в то время как мировая практика показывает,что основная часть туристов желает путешествовать индивидуально. Для решенияпроблем, вставших перед индустрией туризма, необходимо использовать различныеформы экономического сотрудничества: создание фирм с иностранными инвесторами,строительство новых туристических объектов, предоставление свободы частнойинициативе.
Соответственно необходимо улучшать статистический учетв сфере туризма и гостиничного хозяйства, чтобы в нем можно было в полной мереотразить все интересующие стороны (органы Госуправления, прессу,предпринимателей, статистику и др.) функционирования и развития вышеуказаннойсферы. Наладить деловые контакты между министерствами и ведомствами, данныетаможенных служб, служб охраны государственной границы РК.
Видимые перспективы отрасли обнадеживают. Специалистыпрогнозируют дальнейший рост значения Республики Казахстан на мировомтуристском рынке. Однако, мечтая об эффективном использовании туристскогопотенциала страны, будем помнить о главной и неотложной задаче – создатьсовременную инфраструктуру отрасли и, прежде всего, сектор размещения,отвечающий международным стандартом.
Глава 2. ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО, КАК СЕКТОР
СФЕРЫ УСЛУГ
Невозможно установить точную дату возникновения первыхгостиниц. История данной индустрии уходит своими корнями в глубину веков. Кактолько люди начали путешествовать, потребовалось место, где можно было быостановиться. Уже в Древней Греции существовали помещения при тавернах, гдеразмещались путешественники. Но начало гостиничной индустрии было положено вРиме. Именно здесь купцы и чиновники для разрешения торговых вопросов частовынуждены были выезжать и путешествовать по стране. Результатом такихпередвижений стала развитая сеть постоялых дворов и гостиниц, построенных восновном вдоль дорог для удобства путешественников. Проводимые в Риметеатральные представления также требовали помещения для размещения зрителей. Ихстроили недалеко от театров, так как иногда во время спектаклей шли дожди, изрители вынуждены были прятат