Реферат по предмету "Сельское хозяйство"


Участие информационно-консультативной службы во внедрении инноваций в сельском хозяйстве

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная
академия им. В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Кафедра информационно-консультационных технологий в АПК»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Участие ИКС во внедрении инноваций в сельском хозяйстве»
(на примере ГУ ИМЦ СТ РБ)
Выполнила: Ардаева С.Н.
студентка группы 5501
Проверила: Маханова О.В.
Г. Улан-Удэ, 2009
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития инновационной деятельности в сельском хозяйстве
1.1 Понятие и экономическая сущность инноваций и инновационной деятельности. Классификация инноваций
1.2 Инновационное развитие АПК России в современных условиях
1.3 Факторы, влияющие на инновационное развитие АПК
Глава 2. Социально-экономическое анализ Республики Бурятия
2.1 Социально-экономическое положение Республики Бурятия
2.2 Предпосылки создания и развития системы информационно-консультационного обслуживания в республике
2.3 Результаты деятельности ГУ ИМЦ СТ РБ
Глава 3. Проект по внедрению инноваций в сельском хозяйстве
3.1 Мероприятия ГУ ИМЦ СТ РБ по внедрению инноваций в сельскохозяйственном предприятии
3.2 Проект по внедрению инноваций
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Введение
В современных условиях подъем сельского хозяйства невозможен без активизации инновационной деятельности, которая является главной в системе факторов, обеспечивающих развитие и повышение эффективности производства в рыночной экономике. Стратегия формирования и развития инновационной системы в отрасли направлена на то, чтобы создавать и осваивать новшества, которые позволят перейти к новой технологической структуре производства и обеспечить конкурентоспособность предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Инновации не ограничиваются чисто технологической стороной. Они представляют собой единство технических, технологических, экономических, организационных и социальных нововведений.
Спад инновационной деятельности в сельском хозяйстве, вызванный ограниченными возможностями внутренних накоплений, усугубил тяжелое положение в аграрной экономике. Данное обстоятельство требует особых подходов в использовании новых форм интеграции и кооперации с частным капиталом. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование направлений формирования и развития инновационной деятельности в аграрной экономике с участием частного капитала. В современных условиях хозяйствования эта проблема является особо значимой в практическом и научном плане. Раскрытие характера инновационного процесса с участием частного капитала предполагает не только обоснование его сущности, но и экспериментальной проверки отдельных нововведений в реальных условиях аграрного производства.
Проявление повышенного внимания к данной проблематике со стороны общества и науки основывается на понимании главенствующей роли инноваций и проявлении специфических черт инновационного процесса в переходный период к 4 рыночным условиям. Именно это обстоятельство обусловило широкое проведение теоретических и прикладных исследований в инноватике. В экономических источниках уделяется повышенное внимание различным аспектам инновационной деятельности на современном этапе развития экономики.
Несмотря на существенное внимание, уделяемое рассматриваемой проблеме, следует назвать, по крайней мере, два важных аспекта изучаемой проблемы, которые не получили должного освещения. Во-первых, из поля зрения ученых выпало направление, отражающее роль экспериментальной деятельности в инновационном процессе, которое требует соответствующих теоретических и практических проработок. Во-вторых, в современных условиях не получила должного отражения проблема формирования и развития инновационной деятельности с использованием частного капитала.
Теоретическая и практическая значимость проблемы, ее дискуссионный характер и недостаточная ее разработанность применительно к современным 5 аграрным формам хозяйствования, а также целесообразность системного и комплексного подхода к исследованию, предопределили выбор темы диссертационного исследования и рассматриваемых вопросов.
Целью курсовой работы является разработка механизма участия ИКС во внедрении инновации в сельском хозяйстве.
Глава 1. Теоретические основы развития инновационной деятельности в сельском хозяйстве
1.1 Понятие и экономическая сущность инновации и инновационной деятельности. Классификация инноваций
Исходной посылкой научного подхода, раскрывающего смысловое содержание понятия инновационной деятельности, является обоснование терминологического аппарата. Это связано с тем, что в экономической литературе при раскрытии сущности этой деятельности нашли отражение следующие термины: «инновация», «нововведение», «новшество» и «новация», которые часто в экономической литературе используются как синонимы. Многообразие терминов, применяемых в профессиональной лексике, создает терминологическую путаницу. Для преодоления многозначности терминов, относящихся к одному и тому же явлению, и снятия противоречий, которые возникают из-за различной их трактовки, возникла необходимость проведения этимологического анализа слова «инновация». Это слово впервые появилось в научных исследованиях культурологов и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.
Английское слово «innovation» произошло от латинского слова «innovatio» (обновление, улучшение) и пришло в англоязычную литературу в XIX веке. В экономической науке в начале XX века инновации рассматривались как важнейшее средство преодоления циклических кризисов. Справедливости ради, следует признать, что многообразие терминов в этом вопросе не только российская проблема. Терминологические противоречия в интерпретации различных авторов встречаются и в работах западных специалистов, которые также не обращают существенного внимания на эту терминологию, используемую в теории и практике. В связи с этим предельно важно показать, что собой представляют вышеуказанные слова, и какой смысл в них вкладывает автор.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Главными компонентами инновационной составляющей являются научно-технические, технологические, управленческие и другие новшества. В современных условиях широкое хождение имеет точка зрения, согласно которой инновация, являясь важнейшим условием повышения эффективности производства и качества продукции, определяет специфику инновационных процессов и оказывает двойственное влияние на динамику экономического роста. С одной стороны, дает новые возможности для повышения эффективности производства, с другой, — делает невозможным повышение в традиционных направлениях. Более объективным является суждение о том? что инновация представляет собой сложный процесс создания, распространения и использования новшества, что способствует развитию и повышению эффективности производства. Этот процесс направлен на сочетание технико-технологических и организационных изменений с качественным преобразованием в социально-экономической системе, что обеспечивает новый тип рыночного поведения и определенный социально-экономический эффект. С точки зрения теории инновация представляет собой «противоречивое взаимодействие различных борющихся возможностей при переходе нового, становящегося из возможного действительным».
С инновацией тесно связано понятие «диффузия нововведений», то есть распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях. Диффузия инноваций позволяет добиться максимального результата от внедрения инновации и получить максимальный эффект как для предприятия — инноватора, так и для народного хозяйства в целом. В рыночной экономике основная масса инноваций реализуется предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности.
По мнению большинства авторов, инновация, являясь прогрессивным новшеством, представляет собой результаты научных исследований, направленных на совершенствование экономических, правовых и социальных отношений в сфере производственной деятельности. Инновация представляет собой высшую форму инновационной деятельности, комплексный процесс создания, распространения и использования нового средства (новшества) для лучшего удовлетворения потребности. Цель инноваций направлена на удовлетворение общественных потребностей в продуктах, процессах, услугах более высокого качественного уровня.
Инновация тесным образом связано с такими понятиями, как «новшество», «новация», «изобретение» и «новинка». Новшество является конкретным результатом разработки новой научной идеи в виде образца новой техники, технологии и т.д., т.е. представляет собой конкретный продукт творческой деятельности. В свою очередь нововведения, с одной стороны, представляют собой процесс внедрения, распространения и использования новшеств, с другой — служат основой для появления новшеств.
Изучение отечественной экономической литературы свидетельствует о том, что само понятие «инновация» также как и в зарубежной литературе, имеет множество формулировок. Это связано с тем, что данное понятие обладает емкостью и сложностью, что исключает возможность получить однозначную оценку. За период своего существования теория в области инноваций в нашей стране претерпела значительные изменения. Обобщая авторские модификации определений «инновация», получивших освещение в источниках массовой отечественной информации, следует выделить наиболее распространенные из них. В частности, официальная трактовка, нашедшая отражение в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.», свидетельствует о том, что инновация — это «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, исследуемого в практической деятельности».
Большинство отечественных авторов, исследуя проблему инноваций, и той или иной степени обобщали сформированные ранее идеи, нашедшие отражение в источниках зарубежной информации. Исходя из анализа различных подходов к определению данного понятия, приведенного в многочисленных отечественных публикациях, следует выделить несколько взглядов на сущность этого понятия. [15]--PAGE_BREAK--
1.2 Инновационное развитие АПК России в современных условиях
Мировое сельское хозяйство движется в направлении усиления наукоемкости производимой продукции. Это особенно наглядно на примере экономически развитых стран. Именно это позволяет им поддерживать баланс внутреннего рынка продовольствия по спросу и предложению, легко проникать на ведущие мировые рынки, вытеснять и разорять национальных товаропроизводителей. Поэтому РФ необходимо ставить и последовательно решать задачу инновационного развития АПК. Иного пути нет, если мы, Россия, имеем цель интегрироваться в мировое сельское хозяйство и занимать в нем соответствующую нишу. При этом необходимо разобраться, что же такое инновационное развитие? Какого его содержание?
Изучение литературных источников отечественных и зарубежных показало, что инновационное развитие — это, прежде всего конструктивная созидательная динамика, обеспечивающая создание и реализацию инноваций.
Часть исследователей рассматривают инновационное развитие в совокупности с наукой, другие считают, что это посленаучная деятельность, когда используется уже готовый инновационный продукт. А что такое «инновационный продукт»?
Это результат инновационной деятельности, который должен удовлетворять следующим целевым требованиям:
являться реализацией объекта интеллектуальной собственности
соответствовать требуемому научно-техническому уровню
быть произведенным впервые, а если не впервые, то по сравнению с другим аналогичным продуктом он должен обладать более высокими научно-экономическими показателями
— быть конкурентным.
Носителем инновационного продукта выступает инновационное агропромышленное предприятие. Вопрос: какое предприятие следует считать инновационным? В мировой практике принято к инновационным относить предприятия, в которых более 70% общего объема продукции в денежном измерении за отчетный налоговый период формируется за счет производства инновационной продукции.
Если такой критерий распространить на отечественные предприятия, то станет очевидным: в АПК России в настоящее время очень мало инновационных предприятий.
Исходя из сказанного можно сформулировать проблему инновационного развития: — как активизировать инновационную деятельность в АПК РФ.
Эта проблема особенно остро возникла в связи с переходом к рыночным формам ведения хозяйства.
Актуальность данной проблемы неоднократно подчеркивалась в ежегодных Посланиях экс Президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ. Вопросы законодательного обеспечения инновационной деятельности обсуждаются на парламентских слушаниях Госдумы.
Заметно увеличилось число статей, книг, учебников, научных конференций и т.п. по вопросам инновационной политики в экономике и в частности — в АПК России.
Инновационная деятельность — это такой вид деятельности, который на основе результатов научных исследований ведет к созданию принципиально нового продукта, новой услуги, нового знания, в результате которых появляется то, чего раньше не было.
Неотъемлемым признаком инновационной деятельности является выход конкурентоспособного продукта на рынок.
Соединение всех этих понятий в классическом понимании и есть инновационная деятельность.
За рубежом превращение научно-технических достижений в рыночный продукт является самым престижным, самым авторитетным бизнесом.
Сегодня наибольшие доходы получают от продажи интеллектуальных продуктов (компьютерных программ, лицензий, ноу-хау, торговых марок.
В последние годы по ряду причин произошел определенный спад в инновационной активности аграрной науки. Даже имеющийся инновационный потенциал АПК используется в пределах 4-5%. Для сравнения этот показатель в США превышает 50%. Многие научно-технические разработки не становятся инновационным продуктом; ежегодно остаются невостребованными сельскохозяйственным производством большинство инновационных разработок.
Почему это происходит?
Анализ научного обеспечения АПК показал, что из общего числа завершенных, принятых, оплаченных заказчиком и рекомендованных к внедрению прикладных научно-технических разработок всего 2-3% было реализовано в ограниченных объемах, 4-5% — в одном-двух хозяйствах, а судьба 60-70% разработок через 2-3 года была неизвестна ни заказчиком, ни разработчиком, ни потребителям научно-технической продукции (член-корреспондент.
Создавшееся положение является следствием значительного ухудшения финансового состояния организаций АПК. Последние годы ознаменовались резким сокращением выделения средств на научные прикладные исследования. В расчете на 1 га сельхозугодий они сократились более чем в 2 раза по сравнению с 1990 годом. В то же время в 18 развитых странах мира за последние три десятилетия они увеличились от 0,96 до 2,2 % ВВП, приходящегося на с./х-во, в том числе в США от 1,32 до 2,2 %. А в Австралии затраты на аграрные исследования за указанный период в отрасли от 1,5 до 4,42 %, в ЮАР от 1,39 до 2,59 %, а в 17 африканских странах — от 0,42 до 0,58 % ВВП, приходящегося на сельское хозяйство.
Получается, что весь мир увеличивает затраты на аграрные исследования, а в нашей стране они сокращаются. Как объяснить создавшееся положение? Как заставить работать накопленный десятилетиями мощный научно-технический потенциал в АПК?
Слабым звеном в формировании эффективного инновационного развития АПК является изучение спроса на инновации. Маркетинг не стал еще неотъемлемым элементом формирования заказов на научные исследования и разработки. Как правило, при отборе проектов не проводится глубокая экономическая экспертиза не оцениваются показатели эффективности и рисков, не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производстве. Это приводит к тому что, как уже отмечалось, многие инновационные разработки не становятся инновационным продуктом.
Исследователи отмечают, что в современных условиях инновационного развития АПК существенно возрастает роль информационно-консультативной службы, деятельность которой требует совершенствования, нужны кадры. Это тем более важно, что в настоящее время весьма низка восприимчивость сельхозпроизводителей к научным достижениям, что связано, прежде всего, с низкими экономическими возможностями предприятий.
Зарубежный опыт (Японии, Китая, Южной Кореи, США, Германии и др.) доказывает, что ключевым звеном успешного продвижения разработок на рынок является уровень организации менеджмента всего цикла проекта. По статистике, за рубежом на одного разработчика в науке приходится 10 менеджеров, которые доводят эту работу до кондиции, до того уровня, чтобы его освоить. В России на сегодняшний момент, к сожалению, пропорция обратная.
Следует отметить и такие факты:
За последние десятилетия в силу различных причин произошло сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве более чем на 2 млн. человек. Одновременно ухудшился качественный состав кадров. Удельный вес руководителей сельскохозяйственных предприятий с высшим образованием снизился с 86% в 1991 году до 70% в 2001 году. Доля главных специалистов с высшим образованием снизилась и составила 53%. Учитывая роль кадров, можно уверенно говорить, что такое положение отрицательно сказывается на эффективность инновационного развития АПК.
В растениеводстве инновационные процессы должны быть направлены на: увеличение объемов производимой растениеводческой продукции на основе повышения плодородия почвы, роста урожайности сельскохозяйственных культур и улучшение качества продукции; преодоление процессов деградации и разрушения природной среды и экологизацию производства; снижение расхода энергоресурсов и уменьшение зависимости продуктивности растениеводства от природных факторов; повышение эффективности использования орошаемых и осушенных земель; экономию трудовых и материальных затрат; сохранение и улучшение экологии окружающей среды. В связи с этим инновационная политика в области растениеводства должна строиться на совершенствовании методов селекции — создание новых сортов сельскохозяйственных культур, обладающих высоким продуктивным потенциалом, освоении научно обоснованных систем земледелия и семеноводства.
В современных условиях нестабильности развития животноводства резкого спада животноводческой продукции для повышения производственного потенциала отрасли важное значение имеет использование биологического блока инноваций, достижение отечественной и мировой селекции, отражающих важнейшее направления совершенствования селекционно-генетического потенциала, от которого непосредственно зависит уровень продуктивности животных, эффективное использование кормовых ресурсов, освоение ресурсосберегающих технологий, направленных на повышение уровня интенсивности и эффективности производства.
Одним из основных направлений инноваций являются биотехнологические системы разведения животных с использованием методов генной и клеточной инженерии, направленные на создание и использование новых типов трансгенных животных с улучшенными качествами продуктивности, устойчивыми к заболеваниям.
Не менее важное значение в развитии инновационного процесса в животноводстве принадлежит технологической и научно-техническим группам инноваций, которые связаны с индустриализацией производства, механизацией и автоматизацией производственных процессов, модернизацией и техническим перевооружением производства, освоением наукоемких технологий, ростом производительности труда, обусловливающими уровень и эффективность производства продукции животноводства.
Внедрение высокоадаптивных, ресурсосберегающих технологий производства продукции животноводства на основе инновационной деятельности при широком использовании автоматизации и компьютеризации производства, машин и оборудования нового поколения, робототехники и электронных технологий, восстановление и совершенствование производственно-технического потенциала животноводческих комплексов и птицефабрик является определяющими направлениями повышения эффективности производства продукции.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Таким образом, сдерживающие факторы инновационного развития АПК России многочисленны. К ним можно отнести:
1) слабое управление НТП, отсутствие тесного взаимодействия государства и частного бизнеса.
резкое снижение затрат на аграрную науку.
неподготовленность кадров.
низкая маркетинговая работа.
низкий уровень платежеспособного спроса на инновационную продукцию.
6) резкое снижение финансирования мероприятий по освоению научно-технических достижений в производстве и соответствующих инновационных программ.
7) до настоящего времени не разработаны механизмы, стимулирующие развитие инновационного процесса в АПК и др.
В научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков – по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя их на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие).
По направленности результатов инновации делят на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов. Процессные инновации делятся на технологические – новые технологии производства продукции; организационно-управленческие – новые методы организации производства, транспорта, сбыта и снабжения, новые организационные структуры управления и социальные – улучшение условий труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры.
Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин.
1. По распространенности:
• единичные;
• диффузные.
2. По месту в производственном цикле:
• сырьевые;
• обеспечивающие (связывающие);
• продуктовые.
3. По преемственности:
• замещающие;
• отменяющие;
• возвратные;
• открывающие;
• ретровведения.
4. По охвату ожидаемой доли рынка:
• локальные;
• системные;
• стратегические.
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
• радикальные;
• комбинаторные;
• совершенствующие.
Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имею значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
П.Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения.
Д.М. Степаненко для республик СНГ считает целесообразным закрепить следующую последовательность критериев классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций:
Таблица 1
Критерии классификации прогрессивных нововведений
1. Уровень новизны инновации:
1.1. радикальные инновации;
1.2. улучшающие инновации.
2. Масштаб новизны инновации:
2.1. инновации, новые в мировом
масштабе;
2.2. инновации, новые в республике;
2.3. инновации, новые для отрасли в
республике;
2.4. инновации, новые для предприятия.
3. Характер инновации:
3.1. продуктовые инновации;
3.2. процессные инновации;
3.3. организационные инновации;
3.4. экономические инновации;
3.5. социальные инновации.
4. Частота применения инновации:
4.1. разовые инновации;
4.2. повторяющиеся инновации.
5. Сфера народного хозяйства, где
внедряется инновация:
5.1. материальное производство;
5.2. наука;
5.3. сфера услуг;
5.4. социальная сфера.
6. Область применения инновации:
6.1. инновации для внутреннего
применения на предприятии;
6.2. инновации для накопления на
предприятии;
6.3. инновации, предназначенные для
продажи.
7. Форма инновации:
7.1. открытия, изобретения, патенты;
7.2. рационализаторские предложения;
7.3. ноу-хау;
7.4. товарные знаки, торговые марки,
эмблемы;
7.5. новые документы, описывающие
технологические, производственные,
управленческие процессы, конструкции,
структуры, методы.
8. Вид эффекта, получаемого в результате
внедрения инновации:
8.1. экономический;
8.2. экологический;
8.3. научно-технический;
8.4. социальный;
8.5. интегральный.
/>
Рис. 1. Система инноваций и ее классификация
По предмету и сфере применения в АПК целесообразно выделить четыре типа инноваций: селекционно-генетические; технико-технологические и производственные; организационно-управленческие и экономические; социально-экологические (табл. 2). Первый тип инноваций присущ только сельскому хозяйству.
Таблица 2
Классификация типов инноваций в АПК
Селекционно-генетические
Технико-технологические и производственные
Организационно-управленческие и экономические    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
242,80
251,10
259,80
Яйца
млн.штук
67,50
69,80
72,20
Древесина деловая
тыс. плот. куб. м
735,00
760,00
780,00
Мясо, включая субпродукты 1 категории
тыс. тонн
3,80
4,00
4,10
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко)
тыс. тонн
13,80
14,40
15,00
Товарная пищевая рыбная продукция, включая консервы рыбные
тыс. тонн
3,70
3,90
4,00
Оборот розничной торговли
млн. руб.
59675,00
70106,00
81000,00
Оборот общественного питания
млн. руб.
2947,00
3563,00
4230,00
Объем платныхуслуг населению
млн. руб.
15636,90
19373,30
24095,00
Оборот малых предприятий
млн. руб.
46727,00
64623,50
90020,50
Собственные средства предприятий
млн. руб.
5384,58
6224,90
7445,00
Бюджетные средства, в т.ч.
млн. руб.
5463,40
6342,74
7086,70
из федерального бюджета
млн. руб.
3803,40
4582,74
5186,70
из бюджетов субъектов федерации
млн. руб.
1660,00
1760,00
1900,00
Средства внебюджетных фондов
млн. руб.
71,20
72,70
81,50
Всего доходов
млн. руб.
48505,10
53993,70
59070,00
Всего расходов
млн. руб.
49458,20
54747,20
59704,10
2.2 Предпосылки создания и развития системы информационно-консультационного обслуживания в республике
Анализируя опыт функционирования ИКС в зарубежных странах, нужно отметить, что создание службы во многих из них было обусловлено кризисным состоянием сельского хозяйства и необходимостью решения проблем отрасли. Не являются исключением Россия и Республика Бурятия в частности. Проведенные в стране реформы имели тяжелые последствия для сельского хозяйства, и хотя основные цели реформы (создание многоукладной сельской экономики, формирование конкурентных отношений между производителями, сокращение роли государственных институтов в регулировании рыночного хозяйства, формирование новых земельных отношений и др.) достигнуты, отрасли все еще необходима поддержка.
Формирование рыночной инфраструктуры и системы информационно-консультационного обслуживания являются сегодня важными элементами поддержки сельского хозяйства.
Создание информационно-консультационной службы в Бурятии в целом отвечает потребностям отрасли.
Формирование многоукладной экономики, усиление конкурентной борьбы между сельскими товаропроизводителями на фоне разрушения межхозяйственных связей и каналов реализации продукции обусловили потребность в информации о сельскохозяйственных рынках продукции, сырья, материалов и комплектующих, а также ценах на них. Кроме того, число хозяйствующих субъектов значительно возросло, в основном за счет того, что деятельность хозяйств населения, направленная в дореформенных период в первую очередь на удовлетворение потребностей семьи, сегодня более ориентирована на производство с целью реализации и получения дохода. Увеличивается как объем информации о действующих на рынке субъектах, так и количество потребителей, нуждающихся в такой информации, при этом процесс ее сбора и распространения затруднен. Участие ИКС в данном процессе позволяет решить эту проблему.
Анализ положения в отрасли свидетельствует о сокращении объемов производства, низкой конкурентоспособности и рентабельности производства. Встает вопрос о необходимости обновления машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций и постепенного перехода от экстенсивных технологий производства к интенсивным. Последнее касается не только сельскохозяйственных организаций, но и хозяйств населения, в которых нередко весь производственный процесс осуществляется на основе ручного труда. Так как одной из функций ИКС является доведение до товаропроизводителей и внедрение инновационных технологий, деятельность службы в этом направлении позволяет значительно ускорить процесс. Организация демонстрационных полей и ферм в какой-то мере может заменить практически свернутую в республике опытно-производственную деятельность.
С помощью ИКС возможно содействие решению проблемы снижения общего кадрового потенциала села. Обучение в рамках ИКС позволяет не только получить необходимые знания фермерам и владельцам личных подворий, но и повысить уровень квалификации отраслевых специалистов и руководителей сельскохозяйственных организаций.
Консультационная служба в Бурятии способствует процессу реформирования сельского хозяйства и адаптации его к рыночной системе хозяйствования. Направления консультирования и другие услуги, оказываемые службой, ориентированы на разные категории пользователей.
В целом формирование перечня услуг, предлагаемых ИКС, происходит, с одной стороны, в соответствии со спросом на консультационные услуги, с другой – исходя из знаний и навыков, которыми обладают сотрудники службы (рис. 5).
/>Рис. 5. Факторы формирования предложения консультационных услуг
Формирование спроса на информационно-консультационные услуги проходит через несколько стадий: осознание проблем товаропроизводителями, осознание потребности в консультировании, определение потенциального объема средств, которые товаропроизводители готовы выделить на оплату информационно-консультационных услуг (в случае, когда они оказываются на платной основе).
Нужно отметить, что даже при возможности получить бесплатные информационно-консультационное обслуживание спрос на него может быть ограничен, так как товаропроизводители не имеют достаточного объема ресурсов на внедрение полученных консультаций.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Знания и навыки, которые может предложить информационно-консультационная служба, определяются после того, как сотрудники службы (или инициаторы ее создания) осознают проблемы сельского хозяйства и, исходя из имеющихся в этой области научных знаний, а также на основании информации, полученной от общественности, формируют перечень мероприятий, которые необходимо осуществить (в принципе) для решения этих проблем. Перечень мероприятий соотносится с возможностями службы или инициаторов ее создания (ими могут быть органы власти, отдельные организации или частные лица). Под возможностями в данном случае понимается обеспеченность службы финансовыми, материально-техническими, трудовыми ресурсами. Особое внимание уделяется кадровому потенциалу.
Одним из важных условий существования и успешного развития службы является постоянное расширение рынка информационно-консультационных услуг. Важную роль в этом процессе играет установление обратной связи с товаропроизводителями, которое позволяет ИКС получать информацию о степени удовлетворения потребностей товаропроизводителей в информационно-консультационных услугах, качестве работы службы в целом и отдельных ее подразделений, прогнозировать спрос на услуги. Это позволяет не только оперативно реагировать на существующий спрос на услуги ИКС, но и стимулировать его, способствуя осознанию товаропроизводителями их проблем и потребности в консультировании, мотивируя реальных и потенциальных клиентов к использованию консультационных услуг.
Использование данных обратной связи повышает эффективность планирования деятельности службы.
2.3 Результаты деятельности ГУ ИМЦ СТ РБ
Республиканское государственное учреждение «Информационно-методологический центр сельских территорий (ГУ ИМЦ СТ РБ) создано в соответствии с постановлением Правительства РБ от 20 января 2006 года №20.
Учреждение создано в целях содействия повышению эффективности и устойчивости функционирования сельских территорий и сельскохозяйственных производителей всех форм собственности в условиях рыночной экономики путем оказания информационно-методологических услуг.
Задачами деятельности ГУ ИМЦ СТ РБ являются:
— осуществление информационно-методологических услуг сельским производителям;
— информационная поддержка аграрных преобразований и реализации социальных программ на селе;
— содействие устойчивому развитию социальной и производственной сферы сельских территорий.
В состав учреждения входят 16 филиалов в районах республики: Баргузинский, Баунтовский, Бичурский, Джидинский, Еравнинский, Заиграевский, Закаменский, Иволгинский, Кабанский, Кижингинский, Курумканский, Кяхтинский, Мухоршибирский, Окинский, Тарбагатайский, Хоринский.
Учреждение проводит следующие виды деятельности:
— консультирование администрации сельских поселений, сельского населения и организации всех форм собственности по вопросам федерального регионального законодательства, создания и реорганизации организации, управление производством, экономики, финансов, бухгалтерского учета и налогообложения, освоения инновационных технологий, технологическим вопросам, по различным программам, принятым федеральным и региональных законодательством, ведения личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов, и о новых методах хозяйствования;
— мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организации;
— проведение обучающих семинаров и курсов по организации несельскохозяйственных видов деятельности;
— ведение ценового мониторинга и предоставление информации по ценам на сырье, продукцию и услуги, а также оказание консультационной помощи при маркетинге на основе получаемой информации о ценах по районам РБ и регионам России;
— распространение отечественного и зарубежного передового опыта функционирования сельских территорий и реализации сельскохозяйственной продукции, прогрессивных технологий, новой видеотехники, новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, новых пород, линий и кроссов животных, премиксов и витаминов, средств защиты животных и растений;
— организация выставок, работа с организациями, имеющие демонстрационные поля и фермы, с целью проведения испытаний новых технологий;
— содействие инновационной деятельности предприятий РБ и оказание им помощи по планированию хозяйственной деятельности, разработке бизнес-планов и ТЭО, поиску инноваций и инвесторов;
— сбор данных и анализ использования земельных, трудовых и материальных ресурсов, результатов хозяйственной деятельности предприятии РБ;
— формирование базы данных по прогрессивным технологиям, эффективным организационным, экономическим, технологическим решениям, передовому опыту ведения производства, которые возможно и целесообразно применять в условиях республики;
— распространение правовых, экономических экологических знаний, в т. ч. новых нормативных актов по налогообложению, кредитованию, бухгалтерскому учету, трудовым и земельным отношениям, гражданскому законодательству;
— издание информационных бюллетеней и другой печатной продукции для распространения информации и знаний;
— проведения краткосрочных обучающих семинаров;
— организация мониторинговых исследований с целью выявления проблем
и потребностей жителей сельских территорий и обработка обратной связи с сельскими товаропроизводителями;
— участие в рекламной деятельности и пропаганде технических и технологических достижений;
-ведение статистического учета и анализа обращений с целью дальнейшего совершенствования работы учреждения;
-формирование заказов науке на регионе прикладных научных проблем по развитию сельскохозяйственных территорий;
— распространение и разъяснение от имени и поручению органов власти и управление АПК официальной информации по агрономии, зоотехники, бухгалтерскому учету и налогообложению, экономике, юриспруденции, материально-техническому обеспечению отраслей АПК, технологиям перерабатывающей промышленности.
Также учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не противоречащий законодательству РФ:
— осуществление услуг по консультационному обслуживанию жителей сельских территорий и товаропроизводителей, независимо от их подчиненности и форм собственности по договорным ценам, а также населению по прейскуранту, утвержденному руководителем учреждения;
— осуществление услуг по оформлению гражданско-правовых договоров, учредительных документов и прочих документов;
— разработка технико-экономических обоснований и бизнес-планов;
— обучение пользователей персональных компьютеров и компьютерных программ;
— издание и распространение печатной продукции;
— проведение обучающих семинаров;
— услуги копирования, сканирования, набора и распечатки текстов;
— поиск и предоставление информации и учебных материалов с применением интернета справочно-правовых систем.
Специалисты центра предоставляют следующие виды услуг:
Разработка бизнес-планов к инвестиционным проектам;
Анализ хозяйственной деятельности организации;
Консультации по вопросам финансового оздоровления, реформирования, налогообложения предприятия, гражданского, земельного и трудового права.
Поставка, установка и внедрение программных продуктов серии
«1С: Предприятие»
«1С: бухгалтерия 7.7»
«1С: Зарплата и кадры»
«1С: Торговля и склад»
Компьютерные курсы:
— начальная подготовка работы на компьютере + быстропечать;
— пользователи программы «1С: бухгалтерия 7.7», «1С: торговля и склад»;
— кадровое дело;
— офис- менеджер.
6. Организация выездных семинаров по вашим заявкам;
7. Ведение бухгалтерского учета для индивидуальных предпринимателей;
8. Операторские услуги:
— заполнение бухгалтерской отчетности на магнитных носителях;
— компьютерный набор текста;
— сканирование;    продолжение
--PAGE_BREAK--
— копирование и тиражирование печатной продукции.
9. Ремонт и обслуживание компьютерной оргтехники.
10. Услуги по земельным вопросам:
— консультирование по земельному законодательству и практике его применения в условиях рынка;
— практическая помощь по оформлению прав на земельные участки, в том числе, при выделе земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения.
Мероприятия по оказанию консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям осуществляются через информационно-методологический центр сельских территорий РБ.
В республике работают 16 филиалов центра, оказывающие консультационные услуги товаропроизводителям. За первое полугодие 2008 года консультантами ИМЦ создано 95 субъектов малого бизнеса, в том числе 7 сельхозпроизводителей. Всего с начала реализации ПНП в сельских территориях РБ создано 557 субъектов малого бизнеса, в том числе 80 сельхозпроизводителей.
Консультантами ГУ ИМЦ СТ РБ за первое полугодие 2008 года оказано 14,68 тыс. ед. консультаций, в том числе – 3, 86 тыс. ед. индивидуальных, 1,06 тыс. ед. групповых, 9,75 тыс.ед. массовых, что выше планируемого уровня на 63 %. Наибольший удельный вес занимают консультации по реализации ПНП «Развитие АПК» в республике, вопросам бухгалтерского учета и налогообложения и правовым вопросам (создание предприятия, реорганизация, реформирование, перерегистрация и т.д.).
Глава 3. Проект по внедрению инноваций в сельском хозяйстве
3.1 Мероприятия ГУ ИМЦ СТ РБ по внедрению инноваций в сельскохозяйственном предприятии
Постоянный успех сопутствует компаниям, способным быстро меняться. Стремительно изменяется рынок, потребители, конкуренты, и тот, кто стоит на месте — неизбежно отстает. Динамика современного рынка требует от бизнеса получения высоких результатов в сжатые сроки, эффективных инноваций, профессионально разработанных и внедренных изменений. Но, инновации требуют дополнительных ресурсов, объем которых в каждой компании ограничен. Это, в первую очередь, информация, квалифицированный персонал, время.
Сотрудники каждой компании имеют опыт решения широкого круга задач, но не всегда обладают информацией, достаточной для разработки и внедрения инновационных решений. Команда каждой компании формировалась под решение определенных задач. Инновации требуют либо увеличения штата, либо спешного приобретения сотрудниками новых квалификаций, зачастую в ущерб основным обязанностям.
В процессе деятельности фирмы возникает множество проблем, существенную помощь в решении которых может оказать управленческое консультирование.
Итак, механизм участия ИКС во внедрении инновации в сельском хозяйстве начинается с выявления проблемы.
Процесс развития организации представляет собой непрерывный цикл решения проблем и осуществления изменений. Проблема — отклонение фактического состояния управляемого объекта от заданного, любая тенденция, которая может привести к ухудшению в будущем, а потому требует принятия соответствующих мер.
При самостоятельном определении проблемы клиенты сталкиваются с определенными трудностями. Происходит это из-за некоторой ограниченности – им сложно «посмотреть» на компанию непредвзято. Часто они не способны увидеть причины нестабильности, а это приводит к неправильному определению проблемы, а следовательно, к потере времени и дополнительным тратам.
Если же возможность самостоятельных действий у компании отсутствует, принимается решение о приглашении консультанта.
Следующим этапом совместной деятельности консультационной службы и товаропроизводителя это организация отношений между клиентом и консультантом, то есть заключение контракта.
Юридическая, формальная сторона контрактов на консалтинговые услуги не отличается существенно от любого другого контракта.
Контракт на консультационные услуги — волеизъявление сторон по поводу осуществления консультационного процесса, не предполагающее объединения договаривающихся сторон в какую-либо организационно-правовую форму, форма закрепления партнерских связей.
Договор на консультационные услуги — это компромисс сторон, закрепление обязательств, которые берет на себя каждая из них для получения того эффекта, который лежит в основе сделки1.
Наиболее приемлемой для консалтинговых проектов формой является договор на оказание возмездных услуг. В таком типе договора обязательно должны быть отражены обязательства консультанта и условия, которые должен предоставить ему клиент для выполнения этих обязательств (информация и возможности для ее сбора, оборудование, помещения и т.д.).
Обычно за основу описания проекта берется то предложение, которое подает отобранный консультант. Затем оно дорабатывается в процессе переговоров с клиентом.
Следующий этап это выбор моделей и методов консультирования.
С точки зрения методов можно различать следующие формы консультирования: экспертное, процессное и обучающее.
Модель выбирается в зависимости от решаемой проблемы, особенностей клиентной организации, качеств консультантов (навыков, опыта и т.п.).
Эффективность работы консультанта равна 0, если клиент в ней не участвует.
Под процессом консультирования понимают последовательную серию действий, мероприятий, осуществляемые благодаря совместной деятельности консультанта и клиента для достижения позитивных перемен внутри клиентной организации, разрешения ее проблем.
Под методом консультирования понимается общая схема (план действий), сформированная на основе обобщенного опыта результативных консультаций данного вида, позволяющая выработать соответствующую программу действий.
Важным моментом взаимодействия консультанта и клиента является контроль выполнения проекта. Он осуществляется как клиентом, так и самим консультантом в ходе проекта (мониторинг) и по его завершении (оценка результатов). В ходе мониторинга определяется прежде всего соответствие текущей деятельности консультанта техническому заданию, отраженному в договоре. Он осуществляется, с одной стороны, руководством консалтинговой фирмы, а с другой, — клиентом.
Контроль должен быть непрерывным. На каждом этапе консультационного проекта происходит сравнение клиентом и консультантами результата достигнутого с желаемым по направлениям: время, финансы, информация, качество, организация процесса консультирования – с использованием данных отчетности клиентной организации, отчетов консультантов и т.д.
Последний этап – это анализ эффективности консультирования, которая определяется достижением определенных договором консультирования целей.
Для клиента можно выделить прямые и косвенные результаты консультирования, причем важны как количественные, так и качественные показатели (ведь в силу специфики консультационной деятельности количественные показатели не всегда поддаются оценке).
Таблица 5
Результаты консультирования


Количественные показатели
Качественные показатели
Прямые результаты
Снижение издержек, увеличение рентабельности, освоение новых видов продукции и т.д.
Изменение стиля и методов работы, создание, изменение структуры производства и управления и т.д.
Косвенные результаты
Привлечение внешнего капитала, рост курса акций (если это не являлось целью консультирования) и т.д.
Обучение клиента, установление новых контактов.
В договоре целесообразно указывать направления, в которых управленческое консультирование может давать положительные результаты, т.е. определить перечень показателей. После проведения этапа диагностики консультанты сообщают заказчику результаты и со стороны определяют конкретный показатель, по которому определяется эффект.
3.2 Проект по внедрению инновации в сельском хозяйстве
Рассмотрим эффективность от внедрения инновации на примере СПК «Дружба» Еравнинского района.
СПК «Дружба» специализируется на производстве продукции растениеводства и животноводства. Однако в последние годы урожайность остается на низком уровне по сравнению с более экономически эффективными хозяйствами Республики Бурятия. Это в значительной мере происходит из-за большой засоренности почвы однолетними сорными растениями. Следовательно, одной из проблем хозяйства это повышение урожайности пшеницы.
Поскольку вся техника по производству зерна пшеницы в СПК «Дружба» давно устарела ГУ ИМЦ СТ РБ предлагает внедрение нового орудия для борьбы с однолетними сорными растениями по всходам зерновых культур (рис. 7).
/>
Рис. 6. Орудие для повседневной обработки зерновых культур
Рабочий процесс происходит следующим образом. При протаскивание по полю пластины внедряются в почву и при выходе из нее присыпают почвой всходы сорняков, которые впоследствии погибают, а всходы зерновых культур продолжают расти, благодаря узкому и остроконечному строению листьев.
Орудие уменьшает повреждаемость культурных растений за счет ограничения хода орудия и присыпания почвой всходов сорных растений, которые впоследствии погибают.
При обработке новым орудием повышение урожайности зерновых составило на 5,5 центнерас гектара и на один центнер по сравнению с легкой посевной бороной. Опыты также показали, что после обработки новым орудием увеличивается также масса 1000 семян на 23,2%по сравнению с контролем, что свидетельствует об улучшении условий роста и развития пшеницы: водного и пищевого режима, хотя густота растений несколько ниже, чем при варианте без обработки посевов.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Рассмотрим на сколько увеличится урожайность и прибыль от внедрения данного орудия.
Таблица 7.
Показатели
До внедрения орудия
После внедрения орудия
% 2010 г. по сравнению с 2008 г.


2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.


Урожайность, ц/га
8
12
17,5
21,6
218,8
Выход продукции, ц
1740
2983
3675
4527
211,2
Прибыль
957 000
1 670 650
2 021 250
2 489 859
260,2
Прибыль = Выход валовой продукции, ц/га * цена 1 ц. :
Прибыль 2007 г. = 1740 * 550 руб. = 957000 руб.
Прибыль 2008 г. = 2983 * 550 руб. = 1640650 руб.
Прибыль 2009 г. = 3675 * 550 руб. = 2021250 руб.
Прибыль 2010 г. = 4527 * 550 руб. = 2489859 руб.
Итак, полученные результаты расчетов показали, что внедрение нового орудия обработки почвы значительно повысит урожайность зерна и прибыль от производства зерна в целом (более чем в два раза).
Выводы и предложения
Деятельность сельскохозяйственных информационно-консультационных служб направлена прежде всего на развитие людских ресурсов и передачу достижений НТП товаропроизводителям. Одна из важнейших функций ИКС — научить сельских товаропроизводителей формировать свое мнение относительно возникающих или существующих проблем и принимать оптимальные решения по их преодолению.
Для успешной реализации своих функций работники ИКС должны хорошо владеть методами работы службы. Обладая знаниями об использовании в своей деятельности методов, работник информационно-консультационной службы сможет выбирать те из них, которые будут наиболее приемлемы с точки зрения решения стоящих перед товаропроизводителями задач и условий, в которых они работают.
В проектной части я рассмотрела инновации применительно в массовых методах.
Массовые методы деятельности ИКС представляют собой различные виды информирования товаропроизводителей с помощью средств массовой информации (СМИ), являющихся одним из важнейших инструментов в деятельности информационно-консультационной службы (публикации в прессе; сообщения, интервью, реклама и др. по радио и телевидению; информирование через Интернет; международные, федеральные и региональные выставки и т.п. Данные методы передачи информации потребителю включают в себя передачу информации с помощью радио, телевидения, аудио- и видеотехники, электронных средств, печатных изданий (специализированные журналы, газеты, брошюры, плакаты, буклеты, официальные сообщения), средств наглядной агитации.
С помощью массовых методов, в частности программного продукта «Агро-Консалтинг», в деятельности ИКС можно быстро и сравнительно дешево донести информацию до большого количества людей. При этом они должны использоваться в тех целях, которым в наибольшей степени отвечают, а именно:
— для распространения новых идей и повышения интереса товаропроизводителей к новшествам;
— для консультирования товаропроизводителей по вопросам, интересующим многих из них;
— в целях предупреждения товаропроизводителей и работников специальных служб о возможных случаях распространения болезней, массовых появлениях вредителей, карантинных сорняках и т.п.;
— в случаях необходимости оказания помощи товаропроизводителям в чрезвычайных ситуациях;
— в целях организации обмена опытом между товаропроизводителями, работающими в данной местности и за ее пределами.
При работе со средствами массовой информации, как инструментами реализации массовых методов ИКС, следует иметь в виду их избирательное воздействие на товаропроизводителей. Это можно пояснить на следующих примерах.
Важно, чтобы товаропроизводители находили в сообщениях, передаваемых с помощью программных дисков «Агро-Консалитнг», подтверждение рекомендациям работников ИКС.
Многочисленные исследования в области ИКС показывают, что для сельских товаропроизводителей массовые методы играют значительную роль с точки зрения создания осведомленности и принятия окончательного решения об использовании инноваций. Чаще всего именно через СМИ товаропроизводители получают первую информацию об инновациях.
Список используемой литературы
1. Консультационная служба АПК. Временное положение об информационно-консультационных центрах федерального, регионального и районного уровней. Москва, 1994.
2. Михайленко И.М., Родин А.И. Информационно-консультационное обеспечение сельского хозяйства Ленинградской области, Вып.5 М. Информагротех, 1998.
3. Хаусман И. Разработка и реализация информационно-консультационных компаний. Ж. Информационный бюллетень, Информагротех, 1998–3-4–с. 26.
4. Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления, том 1-5, ВИПКэнерго, Москва, 1992.
5. Клименко Ю.И. Информационно-консультационная служба Англии. // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук – 1997.- №3.- с.59.
6. Клименко Ю.И. О создании консультационной службы. //Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий – 1996.-№11-с.34.
7. Маковецкий В.В. Механизм обратной связи в информационно-консультационной службе, Пособие для консультантов информационно-консультационных служб. Выпуск 4, г.Сергиев-Посад, 1999.
8. Михайленко И.М. Развитие системы экстеншн в России, Информационный бюллетень. – 1998.- № 1-2.
9. Мурая Л.С. Организация консультационного обслуживания фермеров за рубежом. ВНИИТЭИагропром, Москва, 1995.
10. Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849-1911 гг.: В 2 т. Т.2. – М.: ТЕРРА, 1997. — 400 с.
11. Государственная Дума. 1906-1917. Стенографические отчеты. Том II.- М.: Фонд «Правовая культура», 1995. — 288 с.
12. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве. Часть I.
Теоретические основы ИКС. Уч. пособие/ В.А. Стороженко, Р.И. Словцов, Л.М. – 1999.
13. Голенева и др.; Под общей ред. проф. В.А. Стороженко. – М.: Уч. -изд. Отдел центра «Земля России», 1999. – 103 с.
14. Кузнецов А.И. Академия имени К. А. Тимирязева. – М.: Колос, 1982. – 191 с.
15. Кулагин А.С. Немного о термине «инновация» // Инновации, 2004. — №7. – С. 56-59.
16. Шанин, В. П. Данилов, Дж. Скотт и др.; Под ред. В. Данилова, Т. Шанина. – М.: Аспект Пресс, 1996. — 352 с.
17. Основы организации и функционирования информационно-консультационной службы в АПК./ Учеб. пособие / Под ред. В.М. Кошелева. – М.: 1999. – 272 с.
18. Чаянов А.В. Избранные произведения: Сборник / Сост. Е. В. Серова. – М.: Моск. рабочий, 1989. — 368 с.
19. Кошелев В.М., Коноплева Т.П., Оценка эффективности создания
демонстрационных полей в районной ИКС./Учеб.-метод. пособие по курсу «Финансирование ИКС в АПК». – М., 2000.
20. Основы организации и функционирования информационно-консультационной службы в АПК./Учеб. пособие /Под ред. В.М. Кошелева. – М., 1999.
21.Филатов А.И. Финансирование информационно-консультационной службы. – 2001.
22. Информационный бюллетень. М.: Информагротех, Вып. 5-6, 1998.
23. Волынкина М.В. Правовая сущность термина «инновация» // Инновации. – 2006. — №1. – С. 5-18.
24. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 382 с.
25. Деловая Бурятия. Кто есть кто. – 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.