--PAGE_BREAK--1.2 Агропромышленный комплекс в 90-е гг.
К началу 90-х годов XX века в агропромышленном комплексе России сложилась неблагоприятная, кризисная обстановка. Развитию кризиса в сельском хозяйстве способствовали многие факторы, которые развивались в экономике России в целом.
Одним из таких неблагоприятных факторов стала либерализация цен, которая привела к значительному удорожанию товаров, в том числе и продукции сельского хозяйства. Резко взлетевшие цены на товары привели к падению спроса на продукцию АПК [13].
Еще одним фактором стало то, что ценовая либерализация привела к значительному повышению цен на ресурсы, в то время, как закупочные цены на продукцию сельского хозяйства оставались невысокими. Государственное регулирование цен в Советском Союзе привело к тому, что после либерализации цен сельское хозяйство оказалось в тяжелом положении.
Такое положение привело к тому, что практически в течение одного года сельское хозяйство оказалось в состоянии кризиса. Не способствовали выходу из кризиса и существующие на тот период сельскохозяйственные кредиты. Рост инфляции обусловил высокие процентные ставки по кредитам и сокращение сроков, на который кредит выдавался.
1.3 Агропромышленный комплекс сегодня
Несмотря на отдельные признаки стабилизации, в настоящее время агропромышленный комплекс России в целом находится в глубоком системном кризисе, обусловленном накопленными проблемами в дореформенный период. Отрасли агропромышленного производства и различные другие сферы конфликтовали между собой и имели наличие структурных несогласований. Между хозяйствующими субъектами существовало нарушение координационных связей. Существовал дисбалансом между многими продуктовыми сегментами. Была высокая степень морального и физического износа фондов. Была очень нерациональной специализация сельскохозяйственного производства (продуктовая, территориальная и технологическая). Достижения науки в производстве недостаточно использовались либо совсем не использовались. Существовала система, с помощью которой проводилась активная статистическая дезинформация. Эти проблемы обусловили срочную необходимость проведения реформ в аграрном секторе с целью повышения эффективности его функционирования.
В числе наиболее значимых были указаны проблемы изменения земельных отношений, модификации производственных и экономических отношений между основными экономическими субъектами, формирования специализированной системы кредитования для АПК, правовой регламентации. Также необходимо создавать новые, более совершенные производственные единицы.
1.4 Задачи агропромышленного комплекса России
В последние годы агропромышленный комплекс России пережил как периоды спада, так и периоды своего возрождения. Немалую роль в возрождении сельского хозяйства в России играли и фермерские хозяйства.
Развитие современного российского общества не стоит на месте. Изменяется экономика России, ее структура, решаются различные проблемы. Такие изменения касаются и сельского хозяйства и смежных с ним отраслей.
В агропромышленном комплексе основные изменения коснулись структуры сельскохозяйственных предприятий, их специализации. К сожалению, в сельском хозяйстве по-прежнему наблюдается некоторый спад, сокращение посевных площадей и поголовья скота.
Исходя из изменяющейся структуры агропромышленного комплекса и его места в российской экономике, можно выделить и основные задачи, которые стоят перед государством в этом вопросе [4].
Насущными задачами можно назвать такие, как решение проблемы оттока сельского населения, развитие малого и среднего бизнеса на селе, который представлен фермерскими и личными подсобными хозяйствами крестьян.
Развитие агропромышленного комплекса требует проведения реформы. Которая сможет урегулировать отношения на селе, а также станет стимулом к развитию сельского хозяйства и смежных с ним отраслей.
К сожалению, за последние десятилетия изменения в сельскохозяйственном производстве были не в лучшую сторону. Аграрная реформа 1990 года не смогла решить поставленные перед ней цели и задачи.
Данную реформу можно считать выполненной не до конца, поэтому современные общественные реалии требуют продолжения реформирования сельского хозяйства.
Также вследствие трудностей, с которыми столкнулось сельское хозяйство в годы кризиса, резко сократились посевные площади и поголовье скота. В последние годы в этом вопросе намечается определенная стабилизация и некоторый рост [9].
Положительным изменением в агропромышленном комплексе и сельском хозяйстве стало введение различных форм собственности, крестьянских хозяйств, которые имели различный правовой статус. Наряду с сохранившимися с советского периода колхозами, которые смогли выстоять в годы кризиса, развиваются различные частные крестьянские хозяйства.
В их число входят как крупные хозяйства – сельскохозяйственный холдинги, агропромышленные предприятия, так и средние и мелкие предприятия, такие, как фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства, которые имеют устойчивую тенденцию к росту и дальнейшему развитию.
Основные задачи агропромышленного комплекса вытекают из тех проблем, с которыми сталкивается развитие сельского хозяйства и смежных с ним отраслей. Развитие сельского хозяйства требует решения таких проблем, как расширение рынков сбыта.
Существующие рынки сбыта значительно изменились за годы аграрной реформы, но, тем не менее, проблема сбыта продукции сельского хозяйства является насущной для многих фермеров и даже для крупных сельскохозяйственных предприятий.
Расширение рынков сбыта требует от государства законодательного регулирования данного вопроса, а существующее на настоящий момент законодательство не может в полной мере обеспечить соблюдение прав сельскохозяйственных производителей в этом вопросе.
Недостаточное финансирование агропромышленного комплекса ставит перед государством задачу привлечения инвестиций в сельское хозяйство [10].
Конкретизируя данные задачи можно сделать вывод о том, что для дальнейшего успешного развития АПК нужно провести комплекс мер, которые будут направлены на поддержку отечественных производителей сельскохозяйственной продукции.
Решения данной задачи можно добиться как дополнительными капиталовложениями в отрасль, так и такими мерами, как введение пошлин на ввоз импортной продукции сельского хозяйства, государственное стимулирование экспорта отечественной сельскохозяйственной продукции и т. д.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.5 Развитие агропромышленного комплекса России
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который плавно перерос в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, стала эффективным шагом на пути создания новой аграрной политики нашей страны. Однако кризис бросил новые вызовы АПК.
Хотя среднемесячный объем располагаемых ресурсов в расчете на одного члена сельского домохозяйства превысил за третий квартал 2008 года уровень 2007 года на 39%, а среднемесячная зарплата работников сельского хозяйства увеличилась на 48,6% (против 34,5% в 2007 году) и составила 9132 рубля (в 2007 году — 6144 рубля), сегодня эти ресурсы, по данным проекта Национального доклада по развитию сельского хозяйства (сам Национальный доклад будет представлен правительству РФ в мае), не обеспечивают необходимую мотивацию труда и преодоление широкомасштабной бедности на селе. В числе приоритетов антикризисной программы правительства РФ на 2009 год — усиление социальной защиты, сохранение и создание новых рабочих мест, в том числе в сельской местности [15].
Кроме того, в рамках антикризисной программы предусмотрены поддержка системообразующих предприятий АПК, налоговые льготы для аграрного сектора экономики. В частности, для сельхозпроизводителей продлен срок действия нулевой ставки по налогу на прибыль до 31 декабря 2012 года, до 1 января 2012 года — срок освобождения от НДС на ввоз в Россию племенных животных и племенной продукции, включая организации, занимающиеся лизинговой деятельностью. Запланировано ускорение сроков возврата экспортного НДС. Разрабатываются отраслевые программы по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, созданию семейных животноводческих ферм.
Господдержка АПК в целом в этом году увеличена до 182 миллиардов рублей против 116 миллиардов в прошлом. По словам первого вице-премьера Виктора Зубкова, только в прошлом году благодаря господдержке введено в строй 22 новых и 63 реконструированных бройлерных производства, построено 82 новых свинокомплекса, 80 реконструировано. Всего же, по данным минсельхоза, «в заделе сейчас находится более трех тысяч объектов животноводства, которые строятся и реконструируются на современной технологической основе» [14].
Правительство создает условия, чтобы удержать рост цен на горючее и удобрения. Так, в ходе подготовки к весенней полевой кампании особое внимание было уделено обеспечению сельхозпроизводителей горюче-смазочными материалами. Впервые на весь период ее проведения минсельхоз и минэнерго согласовали с нефтяными компаниями, работающими в регионах, объемы поставок дизельного топлива по ценам, установившимся на 15 января 2009 года. Отпускная цена на дизельное топливо составит 13 тыс. 823 рубля за тонну, на 76-й бензин — 12 тыс. 589 рублей.
Кредитование. Из-за дефицита кредитных ресурсов и их удорожания организации АПК испытывают трудности как с получением краткосрочных и долгосрочных кредитов, так и с их возвратом. Банки повысили размеры процентных ставок, в том числе по уже заключенным кредитным договорам. Растут требования финансистов к залоговому обеспечению.
Тем не менее, объем кредитов, предоставленных банками организациям АПК на середину апреля 2009 года, достиг 171,5 млрд руб. Из этих средств 71,4 млрд рублей направлено в растениеводство и животноводство, 50,1 млрд руб. — на весенние полевые работы. Согласованный объем кредитной поддержки в этом году составит 904,9 млрд рублей [13].
Крупнейшим кредитором сельхозпроизводителей и сельского населения в России является Россельхозбанк. Как сообщил в конце апреля заместитель председателя правления банка Геннадий Антонов, на кредитную поддержку весенне-полевых работ предусмотрено выделить 94 млрд рублей. По состоянию на начало апреля н2009 года уже выдано кредитов на сумму 59 млрд рублей. Всего же в 2009 году было выдано кредитных ресурсов в объеме не менее 400 млрд рублей, а кредитный портфель на конец 2009 года достиг 600 млрд рублей.
Кроме того, банк принял решение не пересматривать условия уже действующих кредитных договоров и установил минимально возможный уровень ставки по кредитам сельхозпроизводителям. В частности, на финансирование весенне-полевых работ ставка составляет 18% годовых. Для заемщиков, которые в силу объективных причин испытывают сложности с их погашением, в банке рассматривается вопрос о предоставлении отсрочки по долгосрочным кредитам на срок до трех лет.
Что касается субсидированных кредитов, минсельхоз обещает их пролонгировать на три года.
Кадры. Подготовка кадров для села — одна из главных задач по развитию АПК в 2009 году. Минсельхозом подготовлен план, главная цель которого — повышение эффективности использования финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие аграрного образования, обеспечение научно-инновационной деятельности в АПК, оказание консультационной помощи сельхозпроизводителям и переподготовку специалистов для сельского хозяйства. Его реализация будет способствовать успешному выполнению Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [8].
В частности, план предусматривает усиление взаимодействия министерства с Россельхозакадемией, повышение результативности НИОКР и методических разработок, оптимизацию сети аграрных образовательных учреждений, совершенствование содержания непрерывного аграрного образования. Кроме того, при минсельхозе будет создан Совет по высшему аграрному образованию, в состав которого войдут губернаторы, ведущие ученые профильных вузов, представители отраслевых союзов и ассоциаций.
Главным критерием оценки эффективности аграрных вузов будет доля выпускников, трудоустроившихся по специальности на селе, от этого будет зависеть финансирование вузов за счет минсельхоза. Также планируется проведение конкурса между аграрными вузами для создания на их базе демонстрационных площадок, лучшие из которых будут оснащены при содействии Росагролизинга и Россельхозбанка новейшей сельхозтехникой. Минсельхоз совместно с Россельхозбанком готовит и программу по предоставлению студентам целевых образовательных кредитов на срок до 10 лет без залога под 11% годовых. Также планируется перевести около 12 тысяч студентов с платного обучения на бюджетные места [13].
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2 Проблемы агропромышленного комплекса Пермского края 2.1 Агропромышленный комплекс Пермского края
Агропромышленный комплекс Пермского края делится на 4 ключевые составляющие [14].
1. Ресурсы. Пермский край обладает значительными земельными ресурсами (свыше 1,6 млн. га пашни), которые используются менее чем на 50% от потенциала. Сельское население Пермского края составляет 25% всей численности, из них трудоспособного – 61%. Непосредственно в сельскохозяйственном производстве занято 11% от общего числа работающих.
Ввиду низкой эффективности сельскохозяйственного производства происходит сокращение кадрового потенциала отрасли. Темпы высвобождения рабочей силы превышают рост производительности труда. Отсутствие притока квалифицированных кадров на село может стать существенным ограничением в развитии агропромышленного комплекса края.
2. Производство. Производством сельскохозяйственной продукции и продовольствия занимаются 290 крупных и средних сельскохозяйственных организаций, 2600 крестьянских (фермерских) хозяйств, 289 тысяч личных подсобных хозяйств, 69 крупных и средних организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе 31 – по переработке молока и мяса, 3 крупных предприятия мукомольно-крупяной отрасли.
Приоритетом сельскохозяйственного производства является животноводство. В объёме товарной продукции удельный вес продукции животноводства составляет 80%.
3. Рынок. За период с 2003 по 2007 год наметилась тенденция, ведущая к потере региональными товаропроизводителями рынков сбыта продуктов питания, что обусловлено увеличением объёмов ввоза основных видов продовольствия. Так, ввоз молока и молокопродуктов увеличился на 14,1%, мяса и мясопродуктов – на 13%. В структуре вывоза мясомолочной продукции наибольший удельный вес занимает сырое молоко и непереработанное мясо. Для сохранения и расширения рынков сбыта необходимо повысить ценовую и качественную конкурентоспособность продукции агропромышленного комплекса Пермского края.
4. Инфраструктура. В регионе слабо развита социальная и инженерная инфраструктура села. Наличие объектов производственной инфраструктуры не в полной мере обеспечивает растущие потребности отрасли.
2.2 Сильные и слабые стороны АПК Пермского края
Сильные стороны АПК Пермского края [11]:
1. Природный потенциал, включающий значительные земельные ресурсы, позволяет конкурировать с соседними регионами при условии обязательной ускоренной модернизации и переоснащения отрасли. Перевод отрасли на ресурсосберегающие технологии (ООО «Русь» Пермского района, ООО «Нива» Уинского района, ООО «Ключи» Чусовского района, ООО «Пихтовское» Частинского района, ООО «Беляевка» Оханского района и др.) обеспечивает рост уровня интенсификации и снижение затрат на производство. Имеется значительное количество площадок для создания перерабатывающих производств.
2. Поголовье скота в регионе имеет потенциал продуктивности по надою молока свыше 6 тыс. кг на 1 корову в год, при этом в сегодняшних условиях производится не более 4 тыс. кг на 1 корову в год. Производство мяса сконцентрировано на птицефабриках, свинокомплексах, агрокомплексе «Кунгурский». Имеется высокий потенциал развития производства семян сельскохозяйственных культур, высокоинтенсивного производства картофеля и овощей, что говорит о высокой ёмкости внутреннего рынка.
3. Пермский край, как индустриальный регион с более чем 2,5 млн. жителей, потребляет ежегодно более 600 тыс. тонн молока, свыше 140 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, не менее 700 тыс. шт. яиц и 480 тыс. тонн картофеля и овощей, что определяет ёмкость внутреннего рынка.
Слабые стороны АПК Пермского края [11]:
1. Техническое и технологическое отставание отрасли от мирового уровня и, как следствие, низкий уровень интенсификации и производительности в отрасли не позволяют производить сельскохозяйственную продукцию с высокой конкурентоспособностью (европейский уровень урожайности – более 4 тонн кормовых единиц с 1 га, продуктивности коров — свыше 9 тыс. кг на 1 корову молока в год). Переработка сельскохозяйственной продукции недостаточно глубокая, основная масса предприятий переработки (переработка мяса и зерна) работают на привозном сырье.
2. Низкий уровень подготовки менеджмента сельскохозяйственных организаций. Традиционно порядка 50% валовой продукции производится преимущественно в личных подсобных хозяйствах.
3. Ряд крестьянских и личных подсобных хозяйств не в полной мере отражают свою деятельность в отчетности.
4. Недостаточная конкурентоспособность продукции по причине низкой производительности труда.
5. Отсутствие инфраструктуры для сбыта продукции крестьянских (фермерских) хозяйств.
6. Низкий уровень развития социальной инфраструктуры в сельских районах при низком уровне заработной платы приводит к непривлекательности сельского труда.
2.3 Угрозы АПК Пермского края
Отсутствие на федеральном уровне нормативно-правовых актов, позволяющих на уровне края регулировать оборот земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, спекулятивная скупка земель сельскохозяйственного назначения, рейдерские захваты сельскохозяйственных организаций препятствует развитию отрасли. Зарастание неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в течение 4-6 — летнего периода приводит к нецелесообразности их ввода в оборот. Обострение проблемы укрепления и развития кадрового потенциала обусловлено дефицитом трудовых ресурсов и их низкой квалификацией.
Развитие АПК в центральной и южной России опережающими темпами, различные уровни и подходы к инвестициям и поддержке развития АПК в соседних регионах создают угрозу сокращения доли рынка краевых производителей. Повышение стоимости заемных ресурсов и проблемы залогового обеспечения приводят к снижению инвестиционной активности.
Ввиду низкой эффективности отрасли происходит сокращение кадрового потенциала отрасли.
Ликвидация, банкротство, неудовлетворительное финансовое состояние предприятий и учреждений, находящихся в федеральной собственности.
Не развита производственно-сбытовая инфраструктура – элеваторы, семеноводческие предприятия, предприятия по племенной работе, сельскохозяйственные рынки.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4 Возможности АПК Пермского края
Привлечение инвесторов в различные направления аграрного бизнеса при стимулировании инвестиционной активности, системная работа с крупными производственно-финансовыми структурами. Капитализация земли, формирование земельной залоговой базы [1].
Потенциал доходности от 1 тыс. га сельскохозяйственных угодий составляет 3-5 млн. руб. при традиционном производстве и свыше 10 млн. руб. при интенсивном. Введение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель с обязательным внедрением высокоинтенсивных технологий, в том числе технологий управления. Создание системы стимулирования официального развития малых форм хозяйствования на селе.
Потенциал емкости рынка продуктов питания в существующих условиях не ограничивается по объемам, но определяется покупательской способностью, при этом нормы питания по основным продуктам не обеспечены на 100%. Наращивание реализации сельскохозяйственной продукции возможно в неограниченных масштабах при обеспечении конкурентоспособности.
В современных условиях имеются возможности для внедрения высокоинтенсивных технологий мирового уровня, обеспечивающих рост производительности труда и повышение конкурентоспособности продукции АПК.
Наличие развитой транспортной инфраструктуры обеспечивает возможность использования сельскохозяйственного сырья, в том числе из других регионов, для переработки в Пермском крае и реализации продукции переработки за его пределы. Перспективы создания рабочих мест и наращивание объемов производства продукции определяет целесообразность инвестирования в социальную инфраструктуру села.
2.5 Система целей деятельности АПК Пермского края
Сложная ситуация на мировом рынке с учетом нереализованного потенциала АПК приводит к росту привлекательности отрасли и позволяет обеспечить ускоренный рост производства сельскохозяйственной продукции. Реализация новых инвестиционных проектов в молочном животноводстве, картофеле- и овощеводстве, птицеводстве, а также развитие малого бизнеса на селе (за счет реализации малых инвестиционных проектов) и перерабатывающей сферы позволяют стабилизировать численность работников АПК. Для обеспечения конкурентоспособности продукции регионального производства необходим качественный прорыв, ориентированный на использование современных технологий, обеспечение роста производительности труда. Развитие кадрового потенциала планируется обеспечить за счёт комплексного развития производства, социальной и инженерной инфраструктуры села, в том числе в рамках реализации проекта «Кадры в АПК».
Основным механизмом развития отрасли является стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций и наращивание эффективности менеджмента с позиции современных технологий, в том числе и управленческих. Обязательным является решение системных проблем отрасли, а также вопроса земельных отношений (цивилизованного и эффективного рынка земель сельскохозяйственного назначения).
2.6 Динамика развития АПК Пермского края
Чтобы проследить динамику развития агропромышленного комплекса в Пермском крае рассмотрим основные показатели развития АПК по Пермскому муниципальному району и их значения на период с 2008 по 2012 гг. (таблица 1) [15].
Таблица 1. Динамика и прогноз развития АПК на 2009 – 2012 годы
Наращиванию прогнозируемых темпов роста развития сельского хозяйства на 2009 – 2012 годы могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально – экономических проблем:
1. макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюктуры цен на товары, снижением темпа роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризисом банковской системы. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию сельского хозяйства, сократиться реальные доходы сельского населения;
2. природно – климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от природно – климатических условий. Колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на объемы производства продукции. Это может снизить степень достижения прогнозируемых показателей, тем более, что Пермский край находится в зоне рискованного земледелия. Зависимость функционирования отрасли от природно – климатических условий снижает ее инвестиционную привлекательность;
3. социальные риски, обусловленные возможной социальной непривлекательностью сельской местности и увеличением разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые провоцируют нехватку трудоспособного населения на селе и ставят под угрозу срыва реализацию программ развития сельского хозяйства;
4. законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности оформления прав собственности на землю, что ограничивает возможность сельскохозяйственных организаций использовать землю в качестве предмета залога и не позволяет привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.
Для снижения рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию необходимо решение следующих задач:
1. увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей;
2. обеспечение устойчивого воспроизводства сельского хозяйства в условиях роста цен на промышленную продукцию;
3. стабилизация финансово – экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
4. повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.
Для ускоренного развития отрасли сельского хозяйства необходима государственная поддержка. Необходимость поддержки обусловлена длительным инвестиционным циклом производства, ценовой диспропорцией между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, сезонным циклом сельскохозяйственного производства.
Агропромышленный комплекс Пермского края является многоотраслевым. Приоритетной является отрасль животноводства, растениеводство в основном имеет кормовую направленность, но также некоторые хозяйства занимаются семеноводством, выращиванием картофеля, овощей открытого и закрытого грунта.
Основная проблема, влияющая на инвестиционную привлекательность агропромышленного комплекса – длительная окупаемость проектов, на срок которой влияют размер инвестиций и их прибыльность.
продолжение
--PAGE_BREAK--