Реферат по предмету "Социология"


Синдром «эмоционального выгорания» у работников социальной сферы

  Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «Институт Градостроительства, Управления и региональной Экономики» Факультет Экономический Кафедра Философии и истории

Специальность Социальная работа Группа 05-51 Курсовая работа по предмету «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы» на тему: «Синдром «эмоционального выгорания» у работников социальной сферы» Преподаватель А. А. Нихочина (подпись, дата) Разработал студент Г. А. Миронова (подпись, дата) Красноярск, 2009 Оглавление Введение 1 Синдром «эмоционального выгорания» как риск, связанный с деятельностью

в социальной работе 1.1 Основные теоретические подходы к изучению 6 феномена «эмоционального выгорания» 1.2 Формирование синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социальных работников 2 Методы обнаружения и профилактики синдрома «эмоционального выгорания» 2.1 Диагностика синдрома «эмоционального выгорания» 2.2 Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» 16

Заключение 17 Список использованной литературы 19 Введение Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть

социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания» или феномен «эмоционального выгорания», проявляется как состояние физического и психического

истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо про­фессиональных знаний, умений и навыков, в значительной ме­ре использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональ­ным донором». По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать

разные грани трудового процесса –– профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности. Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома эмоционального «выгорания». В основе профессиональной деятельности социального работника, независимо

от разновидности исполняемой работы, лежит межличностное взаимодействие. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, могут оказывать негативное воздействие на его профессиональную деятельность и психологическое функционирование. Кроме того, многими исследованиями подтвержден факт, что  наиболее склонными к «выгоранию» относятся представители педагогической сферы, социальные работники и медики,

что свидетельствует об актуальности данной проблемы. Объектом исследования является профессиональная деятельность социального работника, предметом –– факторы, влияющие на формирование «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социального работника. Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социального работника в зависимости от влияния различных факторов.

Задачи: – изучить теоретические подходы проблеме изучения синдрома «эмоционального выгорания»; – исследовать формирование «выгорания» и особенности его проявления в профессиональной деятельности социального работника; – описать методы предотвращения и профилактики синдрома «эмоционального выгорания». У социальных работников с высоким уровнем «выгорания» имеет место тенденция негативного отношения к клиентам и к себе. Высокий уровень «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социальных

работников может способствовать проявлению таких негативных черт личности как высокий уровень тревожности, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, неудовлетворенность собой, низкая стрессоустойчивость, фрустрированность. 1 Синдром «эмоционального выгорания» как риск, связанный с деятельностью в социальной работе 1.1 Основные теоретические подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания» Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается прежде всего на позитивных

аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требова­ний, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочи­ми ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса [18]. Термин — «эмоциональное выгорание» был введен американ­ским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для харак­теристики психологического состояния здоровых людей, нахо­дящихся

в интенсивном и тесном общении с клиентами, паци­ентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [11. C. 229]. Сначала этот термин обозначал со­стояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности. Понятие выгорания («burnout») обычно используется для обозна­чения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенно­стью в ситуации,

содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрес­сами [8. C. 158]. Первая статья К. Маслач на эту тему, опубликованная в журнале «Human Behavior» в 1976 г по ее собственному признанию, вызвала огромный и неожиданный отклик, прежде всего среди непрофессионалов. Она получила множество писем от людей самых разных «помогающих» профессий.

По прошествии только десяти лет по проблемам синдрома «вы­горания» было опубликовано более тысячи статей, созданы специ­альные методики диагностики синдрома «выгорания». К. Кондо определяет синдром «эмоционального выгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной ра­бочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической

усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы [10]. Основными признаками синдрома выгорания яв­ляются: - ощущение эмоционального истощения; - наличие негативных чувств по отношению к клиентам; - негативная самооценка.

Эти признаки синдрома отмечают большинство клиницистов, изучавших и наблюдавших его проявления [11. C. 231]. “Синдром выгорания” — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром «выгорания», по описанию Согеу (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии

и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще [10]. Существует также мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому [11. C. 232]. Х.Фрейденбергер характеризует подверженных синдрому «выгорания», как сочувствующих, гуманных,

мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей [18]. Сами симптомы синдрома "выгорания" также вряд ли отличаются строгой специфичностью и могут варьиро­вать от легких поведенческих реакций (раздражитель­ность, утомляемость к концу рабочего дня и т.п.) до психосоматических, невротических и, вероятно, даже психотических расстройств.

Имеется ряд состояний человека, которые резко уменьшают его мотивационный потенциал. Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив. Но особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, возникающее у здоровых людей. Ощущение тревоги и депрессии является также симптомом «эмоционального выгорания».

Депрессия (от лат. depressio — подавление) — это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном (подавленностью, тос­кой, отчаянием) из-за неприятных, тяжелых событий в жизни человека или его близ­ких [7. C. 321]. Исследователи попытались также сформулировать представление о том, какие особенности людей способствуют развитию профессио­нального «выгорания». По мнению американских исследователей, разви­тие «выгорания» более вероятно у людей с меньшей степенью

зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одоб­рять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрас­том вероятность развития «выгорания» уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста. Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические

характеристики не связа­ны прямо с профессиональным «выгоранием». Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации [13. C. 7]. Как говорит К. Маслач, если все знание относительно того, что ведет к «выгоранию», и того, что может ему препятствовать, свести к одному слову, то это будет слово «баланс». Наруше­ние этого баланса — как в профессиональной, так и в личной жизни — ведет к разрушению [9.

C. 369]. Испытывая хроническое эмоциональное напряжение и стараясь каким-то образом справиться с ним, уменьшить его, человек часто — вольно или невольно — физически и психологически дистанцируется от своих партнеров по общению. Физическое дистанцирование проявляется в том, что там, где это возможно, работники начинают сокращать рабочее время и увеличи­вать рабочие перерывы. Западные исследователи отмечают прямую связь между профессиональным «выгоранием» и увольнениями с работы.

Нередки случаи, когда работник стремится перейти на административ­ную работу в той же области, так как она допускает меньшее вовлече­ние в проблемы людей. Переживания человека могут реально сказываться на качестве его деятельности, как бы подтверждая для него правильность его негатив­ных суждений в свой адрес. Тенденция к самообвинению может стать столь сильной, что приводит к возникновению саморазрушительных

процессов. Нарушение самоуважения часто является центральной ха­рактеристикой депрессии. Человек может считать, что он терпит неуда­чи на работе, что он вообще потерпел неудачу в жизни, что его прин­ципы и идеалы не осуществились, и он переживает жизненное разоча­рование. В этой связи хотелось бы обратить внимание на встречающиеся в литературе по проблемам синдрома выгорания отдельные утверждения о большей подверженности выгоранию лиц с наиболее активным, добросовестным отношением

к работе, «лучших работников». К сожалению, эти суждения не подкреплены какими-то данными и, как правило, даже не интерпретируются; очевидно, счита­ется само собой разумеющимся, что эти люди больше вкладывают в деятельность, а потому больше страдают [15. C. 47]. Форманюк трактует это иначе. Активное трудовое поведение является одной из форм самореализации, точнее говоря, поиском само­реализации в сфере профессиональной деятельности.

Это особенно ха­рактерно для «помогающих профессий» с их высокими идеалами слу­жения людям, с высокими (и часто завышенными) требованиями, кото­рые предъявляются по отношению к представителям данных профессий и результатам их деятельности со стороны общества и часто принима­ются ими, задавая высокие критерии «субъектного вклада индивидов в профессиональное занятие». Соответственно растут и их собственные ожидания относительно тех «личностных наград», которые дает

профессиональная деятель­ность, поскольку «чувство принадлежности, достойная профессия, при­общенность к системе ценностей так же существенны для психологиче­ского благополучия, как безопасность, любовь и самоуважение». Потенциально помогающие профессии дают хорошую возможность самоактуализации за счет сильного эмоционального вовлечения в деятельность, что является важным элементом самоактуализации по А. Маслоу, утверждавшего, что «самоактуализирующиеся люди, без единого исключения, вовлече­ны в дело,

выходящее за их пределы, во что-то вне них самих», что образует область их «метамотивации» — посвящения себя чему-то «вне себя». Фрустрация метапотребностей приводит к «метапатологии», проявляющейся в том числе в безнадежности, неже­лании чего-либо добиваться, отчаянии, бессмысленности или бесцель­ности жизни. Появление этих чувств не удовлетворяет потребности индивида в переживании обретения смысла жизни, наполнении своей жизни смыслом, разрушает его веру в то, что жизнь имеет смысл, что то, что он делает,

важно и нужно [16. C. 43-45]. Бойко В.В. рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно

сказывается на исполнении профессиональной деятельности [2. C. 64]. Анализ теоретических подходов к изучению феномена «эмоционального выгорания», позволяет сделать следующие выводы: «Выгорание» должно рассматриваться как особое состояние человека, являющееся следствием профессиональ­ных стрессов. “Синдром выгорания” — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается

в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существуют различные мнения относительно причин возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального «выгорания». Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания — это взаимодействие с людьми. Те, кто работают в меди­цинских, образовательных, психологических, социальных

службах, прежде всего, выполняют работу, требующую особых эмоциональных затрат. В сущности, происхождение «выгорания», видимо, невозможно од­нозначно связать с теми или иными личностными или ситуационными факторами, скорее оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных от­ношений и его профессиональной и рабочей ситуации, в которой он находится. 1.2 Формирование синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социальных

работников Впервые на проблему «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социальных работников обратили внимание американские спе­циалисты в связи с созданием и массовым распространением социаль­ных служб, работники которых, имеющие профессиональное образова­ние или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами.

Часто их единственной обя­занностью в подобных случаях было оказание психологической под­держки — выслушать, поддержать, если возможно, что-то посовето­вать. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала, руко­водство служб через некоторое время их работы нередко сталкивалось с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса — «стресса общения»,

который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена «эмоционального выгорания» [14. C. 16-17]. Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и

социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной

ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника [8. C. 356]. Как психологическое консультирование и психотерапия, социальная работа отнесена к профессиям,

требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Формирование синдрома «выгорания» в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п. Характерными для «выгорающих» ситуаций являются перегрузки — слишком много клиентов, много требований,

избыток информации. При увеличении перегрузок «помогающие» специалисты начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта — меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы [12. C. 8]. Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации — это возможность влияния на процесс работы и принятия касающихся работника решений. Если у специалиста присутствует чувство, что он ничего

не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д вероятность развития профессионального «выгорания» увеличивается. Ролевая неопределенность — в смысле неясной формулировки прав и обязанностей, возможностей человека, ролевая конфликтность — как противоречие разных ролей также способствуют профессиональному стрессу и профессиональному выгоранию. Риск возникновения «эмоционального выгорания» личности специалиста в

социальной работе может увеличиваться в следующих случаях: монотонности работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным; вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения; работы с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы; напряженности и конфликтности в профессиональной среде,

недостаточной поддержки со стороны коллег и их излишнего критицизма; нехватки условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации; работы без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования; неразрешенных личностных конфликтов специалиста; неудовлетворенности профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда и т. д. [11.

C 365].  В период профессиональной подготовки в вузе студенты должны получить представление о профессиональных возможностях и последствиях деятельности в сфере социальной защиты населения, приобрести навыки самоконтроля, самооценки, уме­ния управлять своими эмоциями и т. д. Важнейшим принципом предотвращения синдрома «эмоцианального выгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником. 2 Методы обнаружения и профилактики синдрома «эмоционального

выгорания» 2.1 Диагностика синдрома «эмоционального выгорания» В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с синдромом «эмоционального выгорания» (СЭВ). Прежде всего, следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который, кстати, довольно часто сопутствует СЭВ. При синдроме хронической усталости типичны жалобы больных: прогрессирующая усталость, снижение

работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. У лиц, страдающих синдромом хронической усталости, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле. При постановке этого диагноза следует учитывать, что при этом должны отсутствовать другие причины или заболевания, способные вызвать появление подобных симптомов

[16. C. 42]. Выделяются три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию. Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто

не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно. Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках «выгорания». Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности [18].

Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса «выгорания». В 1986 г. был разработан опросник "Maslach Burnout Inventory" (MBI), позволяющий стандартизировать исследования в этом направлении. Авторы динамической фазовой модели "burnout" выделяют 3 степени и 8 фаз выгорания, отличающиеся взаимоотношением показателей по трем факторам (под значениями показателей понимается оценка баллов,

набранных по субшкалам опросника "MBI", относительно среднестатистических величин). Модель позволяет выделить среднюю степень выгорания, при которой наблюдаются высокие показатели эмоционального истощения. Эмоционально-энергетический «запас» до этой стадии противодействует нарастающей деперсонализации и редукции достижений [14. C. 20]. Существует двухфакторный подход, согласно которому в СЭВ входят: - эмоциональное истощение - "аффективный" фактор (относится к сфере жалоб на плохое

физическое самочувствие, нервное напряжение); - деперсонализация - "установочный" фактор (проявляется в изменении отношений к пациентам и к себе). СЭВ является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактор - эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты «выгорания» являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоциональному выгоранию, которое выражается в редуцировании

персональных достижений [17. C. 7]. В настоящее время нет единого взгляда на структуру СЭВ, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе «человек-человек». Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности.

То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности. У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных

веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения. Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: 1.физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка;

тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы); 2.эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики,

душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества); 3.поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

4.интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы); 5.социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные

контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег) [8. C. 356]. Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни. 2.2 Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей сил

образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психического состояния человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Предупреждение болезненных психических реакций социального работника в процессе профессионального

общения — серьезная задача психогигиены [17. C. 8]. Важное значение имеют такие психоаналитические качест­ва, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, уме­ние переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычай­но важным для социального работника является навык само­обладания, который рассматривается в психологии как пока­затель социальной и эмоциональной зрелости личности.

Сле­дует подчеркнуть, что самообладание — это не столько качест­во личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному ра­ботнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и на­выки самообладания. Важнейшим принципом предотвращения синдрома «выгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником [12. C. 8]. Основные задачи психогигиены профессиональной деятельности –

разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала. Для кадров социальной работы, как и для персонала других сфер де­ятельности, важнейшими «требуемыми свойствами» являют­ся здоровье (физическое и психическое), компетентность и про­фессионализм. Требование здоровья обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и пси­хологическом отношении.

Здесь сталкиваются с самыми пе­чальными сторонами человеческой жизни — старостью, инва­лидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, безза­щитностью, болезнями, причудами, жестокостью и др. Следует учесть, что большинство работников составляют женщины, обладающие более высокой степенью восприимчи­вости, сопереживания, эмоциональности по сравнению с муж­чинами. Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоро­вья персонала используются индивидуальные, групповые,

коллективные системы. Напри­мер, психологические приемы самозащиты в ситуациях «нега­тивного общения»; комнаты и методики релаксации, психоло­гической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной по­мощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др [17. C. 9-10]. Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» специалистов по социальной работе являются:

– развития знаний, навыков и умений; – улучшения условий труда и отдыха; – развития содержания труда; – развития средств труда; – развития мотивации; – изменения оплаты труда; –социальная защиты самих «защищающих»; –система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня; –система улучшения психологического климата в кол­лективе [9. C. 269]. Для системы социальной защиты, помощи весьма значимой была названа проблема «защиты самих защищающих».

Спе­циалисты и руководители в качестве примеров приводили си­туации, в которых «полевые» социальные работники, специа­листы по социальной работе и руководители подразделений оказывались «в зоне повышенного риска» из-за непредсказуе­мого поведения защищаемых. Это приводило не только к пси­хологическим расстройствам и травмам защищающих, но представляло опасность для жизни. То есть необходимо прежде всего соответствующее законо­дательство, которое бы обеспечивало

правовую защиту работ­ников системы социальной работы от различных посяга­тельств. Желание помогать не следствие стремления к власти. Социальный работник идёт на огромный риск, на него воздействует вся гамма общественных явлений: от нищеты до благополучия, от власти до анархии. Важно обладать профессионально значимыми качествами, чтобы в процессе помощи другим предотвратить собственное «самоистребление».

В задачи психогигиены входит изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих факторов, связанных с особенностями данной деятельности. Существует также немало конкретных способов преградить путь ”синдрому выгорания”. — культивирование других интересов, не связанных с консультированием, наилучшее решение этой проблемы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей, — внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования

со стороны официальных инстанций; — поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации; — удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс; — стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности; — способность к самооценке без упования только на уважение окружающих; — открытость новому опыту; —

умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни; — обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам); — чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу; — участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; — периодическая совместная работа с коллегами,

значительно отличающимися профессионально и личностно; — участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой; — хобби, доставляющее удовольствие [3. C. 112]. Итак, чтобы избежать “синдрома выгорания”, консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов.

Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом. В работах исследователей по созданию программ профессионального самосохранения, ориентирующихся на гуманистический подход в психологии, опираются на теорию самоактуализации и самореализации личности А. Маслоу, предложены следующие приемы профессиональною самосохранения. 1. Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни).

2.Преодоление дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых «мотивов ложной самоактуализации», которые порождают несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека). 3.Активная позиция в профессиональной жизни. 4.Готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок. 5.Знание собственной индивидуальности и использование ее в профессиональной жизни. 6. Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний.

7. Противодействие профессиональному старению. Особое внимание уделяется приему самосохранения, обозначенному как реализация намеченного профессионального плана. Личный профессиональный план является важным регулятором профессионализации личности, обобщая ее представления о целях и перспективах профессиональной деятельности, основных этапах, путях и средствах ее достижения, возможных препятствиях и способах их преодоления.

Наличие четкой и осознанной жизненной перспективы дает человеку мощные стимулы к творчеству, рождает оптимистическое мироощущение, формирует интерес к будущему как полю самореализации. В работе по формированию личностно- и социально-значимых стратегий профессиональной деятельности большое значение имеет использование биографического метода, побуждающего человека к анализу своей жизни, деятельности, планов на будущее, позволяющего корректировать жизненную программу [16.

C.34-36]. Главной профилактической мерой профессиональных дефор­маций личности должны быть постоянный творческий момент в деятельности, расширение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга общения. Во время профессионального обу­чения необходимо создавать как бы дополнительную степень свободы, не замыкаясь в узких рамках предстоящих профессио­нальных заданий. Особое внимание нужно обратить на формирование защитных механизмов у каждого социального работника.

Как правило, это удается сделать только с помощью серии тренинговых групп, проводимых специалистом в области групповой психотерапии. Основные защитные механизмы формируются при осознании и принятии целей, методов, своей роли (и ее границ), концепции телефонной помощи. Каждый должен ответить на вопрос: "Что я делаю?", "Кто я такой?", "Зачем я помогаю?", "

Как?" Есть еще один важный фактор, провоцирующий «выгорание» - фактор отсутствия положительного подкрепления. Снизить действие этого фактора, наверное, может только общественное признание, выраженное более или менее конкретно - повышение престижа этого рода деятельности, больше статей, передач по радио и телевидению, посвященных сотрудникам социальных служб, специфике их работы, достижениям [17. C. 11-12]. Следует подчеркнуть, что личность развивается не только под воздействием внешнего мира.

Большую роль играют тенденции саморазвития, когда свойства личности формируются ис­ходя из потребностей самой личности, направленных на дости­жение определенного уровня самореализации. В этом смысле; особенно важным является признание личностного своеобразия каждого профессионала и его права на самостоятельный поиск своего профессионального пути. Социальные работники долж­ны хорошо представлять профессиональные риски, их социаль­но-психологическую

и биологическую природу, иметь информацию о способах предупреждения такого рода заболеваний, правильно реагировать на их наличие. Социальный работник должен иметь представление о различных формах проявления психоло­гического кризиса на том или ином этапе своей деятельности. Организация мониторинга здоровья социальных работников — важнейшее направление деятельности социальных служб и в целом системы социального обслуживания населения.

Изучив, различные подходы к методам профилактики «эмоционального выгорания», можно сделать следующие выводы: Психогигиена социального работника обеспечивается его то­лерантностью к синдрому «выгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях. Поэтому важнейшей задачей органов управления, в ведении которых нахо­дятся социальные службы и учебные

центры, осуществляющих подготовку и переподготовку социальных работников, является сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведе­ние консультаций относительно профессиональных рисков в со­циальной работе. Важно повышать психологическую куль­туру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хо­рошо представлять себе профессиональные возможности и огра­ничения,

постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. В любом случае формиро­вание личностных качеств целесообразно начинать на ранних этапах профессионального обучения. Методами, используемыми при этом, могут быть физические упражнения, рационализация задач в беседах или лекциях, консультации психолога, психо­тренировка, социально-психологический тренинг, деловые игры применение длительных психолого-педагогических рекомендации по организации учебного и рабочего

процесса. На карьеру оказывают влияние, прежде всего внутренние факторы — мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье и т.д которые могут усиливаться и формироваться самим человеком. Роль внутренних факторов в карьере тем более значима, чем более зрелым является человек как профессионал и как личность. В связи с этим необходимо изучать специфику деятельности социального работника, личностно-профессиональные особенности специалиста социальной сферы и факторы, влияющие на развитие синдрома «выгорания»

и других рисков, связанных с его профессиональной деятельностью, с тем, чтобы целенаправленно формировать значи­мые для деятельности свойства личности, а при необходимости одновременно проводить психологическую работу по предотвращению профессиональных стрессов. Заключение Синдром «выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном

состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. У специалиста, испытывающего синдром эмоционального «выгорания», появляются различные симптомы физических недомо­ганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами. Существуют различные мнения относительно факторов возникновения

выгорания и самих симптомов эмоционального «выгорания». Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник «выгорания» — это взаимодействие с людьми. По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса — профессиональ­ную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. В связи с этим профилактике и обеспечению психогигиены со­циального работника необходимо уделять особое

внимание и способствовать созда­нию системы психологической помощи самим социальным работникам. Психогигиена социального работника обеспечивается его то­лерантностью к синдрому «выгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам. В связи с этим, важнейшей задачей органов управления, в ведении которых нахо­дятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, является сохранение

здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведе­ние консультаций относительно профессиональных рисков в со­циальной работе. Важно повышать психологическую куль­туру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хо­рошо представлять себе профессиональные возможности и огра­ничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал.

При изучении особенностей личности социальных работников, связанных с их спецификой деятельности сделаны следующие выводы: социальная работа как вид профессиональной деятельность требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств без которых, осуществление социальной помощи практически невозможно. На развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста в социальной работе влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи

и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение «эмоционального выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние. Список использованной литературы 1.Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»//

Вестник МГУ.–сер.14, Психология.– 1995.– №1.–стр.54-58. 2.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.–М.:Наука,1996.–154с. 3.Кочунас Р. Основы психологического консультирования.– М.: Академический прокект, 1999.– 240с. 4.Наенко Н.И. Психическая напряженность.– М, 1976. 5.Практическая психодиагностика.

Методика и тесты. Учебное пособие.–Самара: Изд. Дом «БАХРАХ»,1998.–672стр. 6.Психологические основы профилактики перенапряжения/ Моцкин Ю.В Киколов А.И Тихоревский В.И. – М,1987. 7. Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание исправленное и дополненное.–М.: Политиздат,

1990.– 494стр. 8.Словарь-справочник по социальной работе/ Холостова Е.И – М.:Юрист, 2000г.– 424с. 9.Социальная работа: Теория и практика: Учебное пособие.–М.: ИНФРА, 2001. – 427с (серия «высшее образование»). 10.Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития.–М ,1997. 11.Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

– М.: Владос,2001.– 432с. 12.Кулева Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–1996.–№1.– стр.3-10. 13.Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–2001.– №11.– стр.2-16. 14.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.16-21. 15.Реан

А.А, Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы психологии 1997г.– №1.– стр.45-49 16.Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» учителя// Вопросы психологи.–1994.– №6.–стр. 34-56. 17.Холмогорова А.Б Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–1996.–№1.– стр7-13. 18.Синдром сгорания. Защитные механизмы.–Меры профилактики//Вестник РАТЭПП.–1995. –№1.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Uzbekistan Airways (Узбекские авиалинии)
Реферат Lincoln At GettysburgThe Manipulation Of Language Essay
Реферат Концепція податкової реформи
Реферат Роль простых чисел в математике
Реферат «Красная книга»
Реферат Мамлюкский султанат
Реферат Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений
Реферат Філософія Фромма
Реферат Melatonin Essay Research Paper It seems as
Реферат Синтетическое топливо и его классификация
Реферат Налоговые правонарушения. Ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения
Реферат Исторический анализ технических систем в прогнозном проекте
Реферат Оценка использования зарубежного опыта при организации управления государственными муниципальными
Реферат Гипотензия: симптомы, течение, лечение, оздоровительная физкультура
Реферат Клініко патогенетичне об рунтування застосування лансопразолу та орнідазолу в комплексному лікуванні