Допущен к защите Зав. кафедрой 2005 г. ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на тему Роль коллективного договора высшего учебного заведения в социальной защите студентов Москва, 2005г. Введение 1. Принципы заключения и функции коллективного договора 2. Коллективный договор высшего учебного заведения .1. Содержание и структура коллективного договора 17 2.2.
Основные направления и формы работы профкома вуза 24 Заключение 39 Источники и литература 51 Приложение 1 Договор между 53 ВВЕДЕНИЕ Развитие профсоюзов в России началось гораздо позже, чем в остальных странах и развитие это началось с обострением экономической и политической обстановки. Договорное регулирование также связано с данным периодом, и объясняется теми же социально-экономическими
условиями. Если посмотреть на ситуацию на Западе, то можно отметить, что в отличие от европейских стран, такие страны как Австралия, Новая Зеландия, по-разному оценивали, рассматривали и применяли законодательное и договорное регулирование. В Европе на первое место всегда ставилось законодательство, а договоры носили подсобный характер, в Австралии и Новой Зеландии всё было наоборот. До сих пор, хотя и в не таком ярком выраженном характере, сохранилась та же основа, правда, в странах
Северной Европы договорное регулирование стало играть большую роль. В России, где не было ни того, ни другого варианта, можно сказать, что, в конце концов, договорное регулирование пошло вверх, но оно никогда не ставилось выше законодательного. Вопрос о развитии трудового договорного регулирования исследовался учёными в частности, Москаленко К.С ему же принадлежит выяснение вопроса о том, когда и где был заключён первый коллективный
договор в России. Считается, что первый коллективный договор в России, был заключен в 1904-ом году между рабочими нефтяных промыслов в Баку и владельцами. Но Москаленко К.С. выяснил, что фактически этого договора как такового не было, там была лишь забастовка, и владельцы пошли на уступки рабочим, вывесив специальные объявления в которых были компромиссные решения . Таким образом, единого письменного договора не было.
Исходя из работ Москаленко К.С можно сказать, что первый договор был заключен 1 февраля 1905-го года на Харьковском паровозостроительном заводе. Но позже, в архивах стали обнаруживать и более ранние тексты договоров договор рабочих московской типографии 1903-ий год ещё один договор 1904-го года и т.д т.е. конкретную дату установить не представляется возможным, и следует произносить - один из первых договоров . Самое главное - это то, что эти договоры заключались на революционной волне.
После прекращения революции 1905-го года, коллективные договоры в России не заключались, возобновилось их заключение лишь в 1917-ом году. Все они заключались стихийно, не санкционировались и не поддерживались правительством. Ситуация изменилась с Постановлением СНК от 2 июля 1918-го года О порядке утверждения коллективных договоров . В период гражданской войны коллективные договоры не заключались,
с НЭПом этот процесс был возобновлён. Коллективные договоры заключались и на частных предприятиях, и на государственных, правда, цели и задачи у этих договоров были различными. Массовое заключение коллективных договоров существовало до 1933-го года, договоры 33-го года заключались на год, потом их действие было продлено до 34-го года, в ряде отраслей они заключались и до 35-го года, но это был последний год. Как говорили официальные лица
В коллективном договоре главный вопрос, вопрос заработной платы, мы переходим на государственное регулирование заработной платы, все эти годы не было устоявшейся системы оплаты труда, а сейчас есть, и поэтому мы можем отказаться от коллективных договоров . В период войны коллективные договоры также не заключались, но в послевоенный период, в связи с началом нового периода, была возобновлена практика заключения коллективных договоров. 2 февраля 1947-го года постановление Совета
Министров официально разрешило коллективные договоры. Постановлением от 6 марта 1966-го года внесены существенные изменения в правовое регулирование коллективных договоров, наблюдается расширение нормативной части договора, хотя это был не больше чем тезис, на практике эти положения не осуществлялись. Это объяснялось тем, что каждое министерство разрабатывало типовой коллективный договор, и в соответствии с ним, предприятии этой отрасли разрабатывали свои проекты, а
сверху следили, чтобы эти проекты не приходили в противоречие с типовым договором, постепенно предприятия стали полностью копировать тексты типовых договоров, чтобы не вызывать критику вышестоящих органов. Длительное время коллективные договоры существовали и в СССР 70-90-ых годов, но составлялись они в основном неквалифицированными кадрами, и постепенно роль трудовых договоров упала. Основная масса считала, что коллективные договоры не нужны.
До 1991-го года отсутствие договоров всех устраивало, но как только мы сделали шаг в рыночную экономику, вновь появилась необходимость в коллективных договорах подвижных, а не типичных . И законом О коллективных договорах от 11-го марта 1992-го года, были закреплены правила проведения коллективных договорных компаний, процесс заключения и т.д. В 1995-ом году этот закон был дан в новой редакции.
И в значительной степени изменил роль коллективных договоров в правовом регулировании трудовых отношений. В новом Трудовом Кодексе РФ намечен явный крен в сторону договорного регулирования, многие вопросы предлагается решать в коллективном договоре. Усиление договорного регулирования связано с большим материальным обеспечением и может дать результат только в производящих отраслях, в организациях финансируемых из государственного бюджета такие возможности ограничены, но и здесь с помощью коллективного договора можно
кое-чего добиться. Так как, есть целый ряд вопросов, которые напрямую с финансами не связаны напр обеспечение специальной одежной, питанием, обязательство администрации оплачивать в тройном размере оплату во внеурочные и праздничные дни и т.д которые требуют договорного урегулирования. Говоря о профсоюзах, очень часто забывают про профсоюзные организации студентов высших и средних специальных учебных заведений. А ведь во многих уставах отраслевых профсоюзов записано, что членами профессионального
союза могут быть студенты. Упоминается о студентах и в Федеральном Законе РФ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности . Цель выпускной работы - показать, на основе анализа существующей практики заключения коллективных договоров в высших учебных заведениях, возможности профсоюзных организаций по улучшению положения работников и студентов, сформулировать выводы и предложить рекомендации по улучшению деятельности профсоюзов в данном
направлении. Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи 1. Раскрыть роль коллективных договоров и соглашений в социальной защите работников и студентов вузов. 2. Раскрыть основные направления и формы работы профсоюзного комитета вуза по представительству интересов работников и студентов. 3. Проанализировать структуру и содержание коллективных договоров, заключаемых в вузах. 4. Сформулировать выводы, разработать предложения по усовершенствованию колдоговорной работы
в вузе и рекомендации по улучшению деятельности профсоюзов в данном направлении. 1. ПРИНЦИПЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей ст.40 ТК РФ . Основные принципы заключения коллективных договоров содержатся в ст.
4 Федерального Закона РФ О коллективных договорах и соглашениях . В ст. 24 ТК РФ они несколько расширены. Очень важно, чтобы обе стороны - и работники, и работодатель - осознали значение и справедливость этих принципов, которые являются фундаментом социально-партнерских отношений. Коллективный договор, соглашение заключаются на основе принципов социального партнерства равноправия сторон уважения и учета интересов сторон заинтересованности сторон в участии в договорных
отношениях содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе соблюдения сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов полномочности представителей сторон свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда добровольности принятия сторонами на себя обязательств реальности обязательств, принимаемых сторонами на себя обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений контроля за выполнением принятых коллективных договоров,
соглашений ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Равноправие сторон предполагает наличие взаимных обязательств и ответственности, а также взаимного уважения прав друг друга, в частности, права профсоюзного органа на получение необходимой информации. Принцип равноправия сторон неразрывно связан с основополагающими принципами заключения коллективных договоров свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и добровольность
принятия обязательств. На этих принципах должны строиться отношения сторон, начиная с ведения переговоров, когда обсуждаются конкретные пункты коллективного договора, соглашения, заканчивая подписанием коллективного договора, соглашения, если договоренность будет достигнута. Принудительное подписание коллективного договора, соглашения невозможно. При составлении проекта коллективного договора, соглашения и при ведении переговоров сторонам следует
соблюдать принцип реальности обеспечения принимаемых обязательств. Это предполагает необходимость учитывать производственные условия, финансово-экономическое состояние организации, отраслевую специфику, особенности контингента работников организации. Важным принципом является систематичность контроля и неотвратимость ответственности за невыполнение коллективного договора. Порядок и периодичность осуществления контроля определяется сторонами и вносится
в коллективный договор как один из его пунктов. Кроме того, право контроля за соблюдением выполнения условий коллективных договоров предоставлено органам по труду, сотрудники которых вправе беспрепятственно посещать организации для этой цели. При заключении коллективного договора, соглашения следует соблюдать принцип законности. Все участники коллективных переговоров должны руководствоваться действующими законами и не допускать принятия обязательств и мероприятий, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим
трудовым законодательством. Принцип полномочности представителей сторон предусматривает наличие письменных документов у представителей, подтверждающих, что они уполномочены соответствующими сторонами вести коллективные переговоры. Коллективный договор может заключаться на любой срок не превышающий трех лет и вступить в силу со дня подписания его сторонами, либо со дня, установленного коллективным договором ст. 43 ТК РФ . Профсоюзам законодательно предоставлены следующие права на ведение коллективных переговоров,
заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением 1. Профсоюзы, их объединения и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом. Представительство профсоюзов, их объединений на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с
учётом количества объединяемых ими членов профсоюза. В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учётом количества представляемых членов профсоюза. Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.
2. Работодатели, их объединения, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, если профсоюзы и их объединения выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры на согласованных сторонами условиях. 3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы и их объединения вправе осуществлять
профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров. В случае нарушения работодателями, их объединениям, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора профсоюзы, объединения профсоюзов и их органы вправе направлять им представления об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются
в соответствии с федеральным законом. Данные правовые положения по своей значимости занимают особое место в Федеральном законе О коллективных договорах и соглашениях . И это понятно. В условиях рынка, различных форм собственности и хозяйствования, разрабатываемые и заключаемые работодателями, органами исполнительной власти и профсоюзами как социальными партнёрами коллективные договоры являются важнейшим инструментом регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-
экономических интересов работников и работодателей, разрешения путём переговоров наиболее острых вопросов социальной защиты работников. Во-первых, узакониваются права профсоюзов, их объединений, первичных профсоюзных организаций, их органов как представителей работников на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и профсоюзный контроль за их выполнением. Их представительская функция, полномочие выступать от имени и в интересах работников определяется их
уставом. В соответствии с Законом РФ О коллективных договорах и соглашениях представителями работников в организации, кроме органов профсоюзов и их объединений, могут быть и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании работников и уполномоченные им. Но этими полномочиями орган самодеятельности может быть наделён лишь после его создания в соответствии с вышеуказанным Законом, а также когда на предприятии, в организации отсутствуют профсоюзы, их первичные
профсоюзные организации. Это подтверждается в третьей части ст. 2 Закона РФ О коллективных договорах и соглашениях . Кроме того, в Законе РФ О коллективных договорах и соглашениях статья 19 чётко обозначены только профсоюзы и их объединения как участники переговоров и заключаемых коллективных договоров на федеральном уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов
РФ. На этих уровнях других представителей работников, кроме профсоюзов, Закон не предусматривает. Работники выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта - трудового коллектива организации. При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей - органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных
органов. Таким образом, различаются сторона коллективного договора - ею являются работники трудовой коллектив и участники коллективного договорного процесса - профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании работников организации и уполномоченные ими. В связи с наличием в ряде случаев альтернативных профсоюзов, их объединений на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях, представляющих интересы работников в тех или иных отраслях или сферах народного
хозяйства или по профессиональному признаку, Федеральным Законом РФ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности определён порядок профсоюзного представительства от имени работников - с учётом количества объединяемых ими членов профсоюзов. Аналогичный порядок представительства от имени работников установлен и в случае, если на первичном уровне в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов.
Такой порядок определяет своего рода механизм представительства профсоюзов, когда в коллективных переговорах в организации, на федеральном, отраслевом, профессиональном и территориальном уровнях и заключении коллективного договора участвует несколько профсоюзов, и каждому из них предоставлено право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников. В случае необходимости работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить тот или иной
орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора и контроля за его выполнением. Во избежание осложнений, связанных с представительством нескольких профсоюзов при заключении коллективных договоров, законодательство многих стран устанавливает порядок определения наиболее представительного профсоюза, который наделяется правом проводить переговоры и заключать договор от имени трудящихся.
Во Франции, например, где интересы трудящихся защищают несколько профобъединений, переговоры на национальном, межотраслевом и отраслевом уровнях могут вестись только представительными профсоюзами, признанными таковыми на национальном уровне в зависимости от численности, независимости, продолжительности деятельности профсоюза. Известно, что коллективный договор во всех случаях - документ, принимаемый по взаимному согласию сторон. Однако переговоры по отдельным их положениям нередко затягиваются на длительный срок, и новый
коллективный договор по этой причине не подписывается. Закон РФ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности предусматривает обязанность работодателей, их объединений, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления не только вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, если профсоюзы
выступают инициатором таких переговоров, но и заключать коллективные договоры на согласованных сторонами условиях. Разумеется, это может иметь место тогда, когда согласовано основное их содержание, без которого эти акты не будут иметь смысла. То, что будет согласовано позже, может быть включено в качестве дополнений, о чём согласие сторон на отдельные дополнения может быть зафиксировано в принимаемом коллективном договоре. Работодатели, их объединения, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления по
Закону обязаны оперативно реагировать на замечания профсоюзов, касающиеся нарушений условий коллективного договора и их представления об устранении этих нарушений, рассматриваемые в недельный срок. Недостижение соглашения по устранению указанных нарушений в указанный срок даёт право профсоюзам либо обратиться в суд для привлечения лиц, представляющих работодателя, виновных в нарушении и невыполнении обязательств по коллективному договору к ответственности, либо потребовать от работодателя расторгнуть
трудовой договор с такими лицами, либо прибегнуть к разрешению возникшего коллективного трудового спора в соответствии с Законом РФ О порядке разрешения коллективных трудовых споров . Работники организации имеют право, но не обязаны заключать коллективный договор с работодателем. В свою очередь работодатель обязан в недельный срок начать переговоры о заключении договора, если ему поступило такое предложение. Инициатором разработки, заключения, изменения и прекращения договора может
выступать любая из сторон - как работники, так и работодатель. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в её филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
Коллективный договор определяет организацию трудовых отношений, уровень притязаний рабочих, обоснованность их требований, тем самым, защищая интересы работодателя. Интересы же работника в договоре приобретают правовую форму, их можно защитить с помощью государственного регулирования. Поскольку коллективный договор выражает интересы двух социальных групп наёмных работников и работодателей, его можно рассматривать как разновидность социально-партнёрского соглашения.
В системе правовых актов коллективные договоры и соглашения выполняют функции, которые призваны обеспечить реализацию возможностей договорного регулирования трудовых отношений в наибольшей степени. В теории трудового права выделено пять таких функций. Первая функция - конкретизация норм права, которые содержатся в законах и нормативных актах, в том числе отраслевых соглашениях любого уровня. Конкретизация необходима, когда воплощение первоначальных
норм затруднено или невозможно без соответствующих уточнений. Вторая - повышение уровня трудовых прав и гарантий для работников по сравнению с теми, что установлены законами, иными нормативными правовыми актами. Эта функция считается основной и отражена в части 3статьи 41 ТК РФ. Кстати, рекомендации по заключению коллективных договоров обычно работают именно на эту функцию, но она-то всего лишь одна из пяти! Третья - восполнение пробелов в праве.
Обусловлена тем, что развитие общественных, в том числе социально-трудовых, отношений происходит постоянно. Между появлением вопроса, который нужно урегулировать, и принятием соответствующих правовых решений может лежать значительный отрезок времени. Коллективный договор позволяет восполнить пробел оперативно и с учетом особенностей учреждения, организации. Четвертая функция - первичное правовое регулирование. Таковое необходимо, когда законами, иными нормативными правовыми актами установлено, что те или иные
вопросы социально-трудовых отношений являются предметом регулирования коллективного договора, соглашения. Необходимость реализации именно этой функции закреплена в части 4 ст. 41 ТК РФ, а примерами ее реализации - статьи 96, 154 - работа и ее оплата в ночное время, 101- определение перечня должностей с ненормированным рабочим днем, 135 - установление системы оплаты, размеров доплат и стимулирования труда за счет внебюджетных средств,
надтарифного фонда, экономии Фонда оплаты труда, 179 - определение категорий работников, пользующихся преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата, и др. Всего в ТК РФ насчитывается 52 таких статьи. В ранее действующем Кодексе законов о труде подобных статей было 8. Есть подобные статьи и в других законах. Наконец, пятая функция. Практика заключения и использования коллективных договоров влияет на формирование
юридического знания, правового сознания и, как следствие, на содержание государственного правового регулирования. Проще говоря, в коллективном договоре впервые может появиться норма, которая в дальнейшем станет нормой закона. В Трудовом кодексе есть примеры, подтверждающие существование этой функции. Допустим, в статье 128 ТК РФ дан перечень случаев, когда отпуск без содержания предоставляется в обязательном порядке. Ранее это определялось в коллективном договоре, так как в действовавшем
КЗоТе было указано, что отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен с разрешения руководителя. Таким образом, перечень, который мы имеем сейчас в законодательстве, оформился из практики договорного регулирования. Ранее были случаи, когда из-за задержек с финансированием профкомы настаивали, а администрации многих образовательных учреждений наотрез отказывались вписывать в коллективный договор дни выплаты заработной платы. И были не обязаны это делать.
Сегодня же соответствующее предписание содержится в статье 136 Трудового Кодекса РФ. 2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 2.1. Содержание коллективного договора Стороны сами определяют содержание коллективного договора. Это не значит, что можно включать туда все что угодно, т.к. существует ряд определенных правил, но
они не затрагивают основного содержания. Вот эти правила 1. Положения коллективного договора не должны ухудшать положение работника, предусмотренное трудовым законодательствам это правило относится как ко всему коллективному договору, так и к отдельным его частям . Если коллективные соглашения содержат условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, то они не могут применяться. 2. Действующее законодательство в некоторых случаях прямо предусматривает, что
тот или иной вопрос регулируется коллективным договором, но это предписание для сторон, а не обязанность включать его в свой коллективный договор. Если он всё же не включается в коллективный договор, то работник просто получит то, что положено ему по закону. Эти два правила являются ограничителями прав сторон, а все остальное отдается на волю составителям договора. В Рекомендации МОТ от 29.06.1951г. 91 определены обязательства, вытекающие из коллективных договоров 1
Всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен. Предприниматели и трудящиеся, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора 2 Положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и заменяться автоматически соответствующими положениями коллективного договора 3
Положения трудовых договоров, которые более благоприятны для трудящихся, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими трудовому договору 4 Если практическое применение положений коллективных договоров обеспечивается самими участниками этих договоров, то предусмотренные в предыдущих пунктах положения не могут истолковываться в смысле требования о проведении мероприятий в законодательном порядке.
5 Положения коллективного договора должны распространяться на всех трудящихся соответствующих категорий, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в нем не предусматривается иного. Трудовой кодекс РФ ст. 41 , Закон Российской Федерации О коллективных договорах и соглашениях в редакции от 24 ноября 1995 г ряд других нормативных актов определяют структуру, элементы трудовых отношений, которые регулируются непосредственно законодательством и коллективными
договорами и соглашениями. В коллективный договор могут включаться нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих предложений в коллективном договоре, а также взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам формы, системы и размеры оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным
договором занятость, переобучение, условия высвобождения работников рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением оздоровление
и отдых работников и членов их семей контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении. другие вопросы, определенные сторонами. В коллективном договоре с учетом экономических возможностей организации могут содержаться и другие,
в том числе более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации . В коллективный договор включаются нормативные положения, если в действующих законодательных
актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре, а также обязательственные и информационные положения. Обязательственные условия коллективного договора конкретны и касаются взаимных обязательств сторон. Информационные положения - это такие положения, которые не вырабатываются сторонами, а отбираются из действующего законодательства, актов социального партнерства более высокого уровня отраслевых, региональных
соглашений в той части, в какой они содержат общие нормы по вопросам регулирования труда, социально-экономических и профессиональных отношений, характерные для работников данной организации. В коллективном договоре следует выделить 5 укрупненных групп вопросов, которые целесообразно отразить в содержании договора. Первую группу составляют нормы и обязательства, регулирующие важнейшие условия труда. К ним относятся организация и оплата труда, ее индексация режим труда, продолжительность рабочего
времени и времени отдыха охрана труда и здоровья льготы для отдельных категорий работников. Вторую группу - нормы и обязательства, регулирующие отношения, тесно связанные с трудовыми. Это обязательства по обеспечению занятости работников или предоставлению им особых льгот при высвобождении из организации, возможности переобучения другим профессиям и т.п. Третью группу - нормы, регулирующие социальное обслуживание работников.
Среди них можно назвать компенсацию транспортных расходов, организацию и предоставление дотаций на питание работников на производстве, санитарно-бытовое обслуживание и т.п. Четвертую группу - обязательства работодателя и некоторые нормы, посвященные социальному обеспечению и медицинскому страхованию работников, обеспечению жильем. Субъекты коллективно-договорного регулирования обладают правом устанавливать более льготные правила
обеспечения работников надбавками к пенсиям и различными пособиями, что предусмотрено действующим законодательством. Пятую группу - нормы, регулирующие трудовые отношения, сторонами которых являются работодатель и коллектив работников. Это правила внесения изменений и дополнений в коллективный договор, порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением, обязательства по обеспечению нормального функционирования профсоюзов. В коллективные договоры включаются преимущественно дополнительные, по сравнению с законодательством,
положения об условиях труда и его оплаты, социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организаций, гарантии и льготы, предоставляемые работодателем. В соответствии со ст. 9 ТК РФ коллективные договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством . Если такие условия включены в колдоговор, то они не могут применяться.
Проведенный Бородиным И.И. анализ ТК РФ показал, что 93 статьи, или 22 всех статей ТК РФ содержат упоминание коллективный договор, или соглашение и разделяет их на 3 группы. Первая группа включает 22 статьи Трудового Кодекса ст.ст. 52, 53, 103, 111, 113, 119, 136, 168, 173-175, 180, 189-191, 196, 236, 272, 287, 374, 377 , которые прямо предписывают включать соответствующие положения в коллективные договоры, или соглашения.
Вторая группа содержит 31 статью, нормы которых рекомендуют регулировать соответствующие вопросы в коллективном договоре ст.ст. 8, 41, 82, 96, 100, 101, 116, 121, 128, 130, 131, 134, 139, 143, 144, 147, 149, 152-154, 158, 159, 178, 179, 234, 263, 292, 301, 313, 323, 414 . Третья группа включает 40 статей, нормы которых непосредственно не затрагивают содержания коллективного договора это - нормы дефиниции, нормы - санкции и др Это ст. ст. 1, 6, 9, 15, 21-24, 27, 29, 32, 33, 35, 36, 37-40, 42-44, 50, 51, 54-57, 68, 80, 94, 129, 176, 195, 206, 218, 219, 320, 370, 375, 381, 398.
По сравнению с ранее действовавшим КЗоТом количество статей в ТК РФ, указывающих на регулирование социально-трудовых отношений через коллективные договоры возросло в 4,5 раза. Это позволяет сделать вывод о возросшей роли коллективного договора. За последние годы широкое распространение находит практика разработки отраслевыми профсоюзами рекомендаций по заключению коллективного договора. Многие рекомендации включают макет коллективного договора, в котором
излагается его структура и содержание. В макете коллективного договора, который разработан в соответствии с Постановлением Исполкома ФНПР 1-3 от 28.01.02г. О плане мероприятий ФНПР в связи с принятием 30.12.01 г. 197-ФЗ Трудового Кодекса РФ и Планом подготовки материалов к заседанию исполкома по вопросу Об организации и проведении единой переговорной кампании в коллективный договор рекомендуется включать
следующие разделы 1. Общие положения. 2. Трудовые отношения, права и обязанности сторон трудовых отношений. 3. Трудовой договор и обеспечение занятости. 4. рабочее время. 5. Время отдыха. 6. Оплата и нормирование труда. 7. Охрана труда. 8. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. 9. Социальная защита молодежи. 10. Социальные гарантии и льготы.
11. Дополнительные социальные гарантии, компенсации и льготы. 12. Защита трудовых прав работников. 13. Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюзной организации. 14. Контроль за выполнением коллективного договора. 15. Заключительные положения. Кроме основных разделов коллективного договора рекомендуются следующие приложения 1. Трудовой договор. 2. Положение об условиях и порядке проведения профессиональной подготовки,
переподготовки, повышения квалификации работников, обучение их вторым профессиям где, в каком количестве и т.д 3. Перечень работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. 4. Правила внутреннего трудового распорядка. 5. Перечень должностей работников, которым предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день.
6. Положение о системах оплаты труда повременно, сдельно, иные системы оплаты - какие категории работников, в каких производствах . 7. Положение о проведении индексации заработной платы и повышении тарифных ставок окладов в связи с ростом потребительских цен. 8. Положения о премировании работников, руководителей, специалистов, служащих за высокие производственные показатели. 9. Перечень профессий работников, получающих бесплатно спецодежду, спецобувь и другие средства
индивидуальной защиты. 10. Положение о порядке учета нуждающихся в жилье и его распределении. 11. Положение о комиссии по трудовым спорам КТС . 12. Протокол разногласий по несогласованным вопросам коллективного договора на год. С учетом специфики, особенностей, финансовых возможностей организаций стороны, заключающие коллективный договор, вправе самостоятельно определять его структуру, содержание и перечень приложений к нему.
2.2. Основные направления и формы работы профкома вуза С юридической точки зрения профсоюзные организации студентов не имеют права заключать коллективные договоры, т.к. по действующему законодательству коллективные договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, а между обучающимися и администрацией учебного заведения таковые отсутствуют. Несмотря на это, Профсоюз работников народного образования и науки
РФ, заключая отраслевое соглашение с Министерством науки и образования РФ, включает в соглашение пункты, касающиеся студентов. Текст отраслевого соглашения на 2004-2006 годы был подписан 26 декабря 2003 года Министром образования РФ В.М. Филипповым и Председателем Профсоюза Г.И. Меркуловой. Отраслевое соглашение прошло уведомительную регистрацию в
Минтруде России 2 февраля 2004 года с замечаниями в части пунктов, касающихся студентов и обучающихся. С точки зрения Министерства труда РФ пункты отраслевого соглашения, касающиеся студентов и обучающихся, как непосредственно не относящиеся к регулированию трудовых отношений между работниками и работодателями, регистрации Минтрудом не подлежат. В то же время Министерство образования теперь Министерство образования и науки и Профсоюз вправе определять договоренности в отраслевом соглашении
по вопросам, касающимся защиты социально-экономических интересов студентов и обучающихся - членов Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Как показывает практика, во многих вузах РФ коллективные договоры между профсоюзными организациями студентов и администрациями вузов заключаются в следующих формах 1. Вопросы, касающиеся студентов, являются одним из разделов коллективного договора между объединенной
профсоюзной организацией сотрудников и студентов и администрацией вуза. 2. Коллективный договор между профсоюзной организацией студентов и администрацией вуза является приложением к коллективному договору между профсоюзной организацией сотрудников и администрацией вуза. 3. Между профсоюзной организацией студентов и администрацией вуза заключается коллективное соглашение. Достаточно часто вышеуказанные варианты коллективных договоров с участием профсоюзных организаций студентов
проходят уведомительную регистрацию. На мой взгляд, подобные примеры говорят в первую очередь о некомпетентности юридических служб вуза и региональных и местных органов власти. Но в данных случаях это приносит пользу профсоюзам. Поскольку коллективный договор ВУЗа - основной документ высшего учебного заведения, регламентирующий конкретные взаимоотношения работников и студентов конкретного вуза за исключением естественно федеральных,
отраслевых и региональных законов, указов, постановлений , определяющий их права, обязанности и льготы, то от того, насколько тщательно проработанным окажется проект коллективного договора, во многом зависят дальнейшие условия работы и учебы в вузе. Конечно, многие нормы, правила, положения определены на федеральном уровне и с ректором сложно или практически невозможно вести переговоры по увеличению заработной платы работникам, увеличению стипендии студентам и выделению средств на социальные нужды за счет внебюджетной
деятельности вуза. На мой взгляд, здесь просто необходимо убеждать ректора, доказывая, что ему тоже выгодно выделять средства на вышеуказанные нужды. У профсоюзной организации вуза, как у профсоюзной организации бюджетного учреждения так как большинство вузов являются организациями, финансируемыми за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов гораздо меньше возможностей по увеличению размера средств выделяемых на социальные нужды работников и студентов, чем у профсоюзных организаций
предприятий, получающих прибыль, и не зависящих от размера бюджетного финансирования. Несмотря на это, профсоюзная организация вуза может успешно решать многие вопросы, касающиеся прав и интересов работников и студентов, например 1. Установление размера средств, поступающих от внебюджетной деятельности вуза на надбавки и доплаты к зарплате, содержание объектов социальной сферы, оказание помощи нуждающимся студентам и работникам. 2. Определение децильного коэффициента при выплате средств работникам
за счет внебюджетной деятельности вуза. 3. Контроль над предприятиями общественного питания, работающими в вузе. 4. Определение круга вопросов, требующих обязательного согласования с профсоюзом. 5. Согласование с профсоюзной организацией приказов об отчислении студентов за исключением случаев академической неуспеваемости и об увольнении работников. 6. Определение локальных нормативных актов вуза положение об оплате труда, стипендиальном обеспечении,
об общежитии, правила внутреннего распорядка требующих согласования с профсоюзом. Автору известны случаи, когда только благодаря наличию коллективного договора удавалось отстаивать права и интересы работников и студентов вуза. Перечислю лишь некоторые примеры из различных сфер деятельности 1. Благодаря наличию в коллективном договоре вуза пункта о том, что отчисление студентов за исключением случаев академической неуспеваемости производится только по согласованию с профсоюзом, удалось избежать
отчисления 5 студентов в одном из эпизодов , когда администрация вуза решила драконовскими и неадекватными мерами наводить порядок в университете, не обращая внимания на действующее законодательство. 2. Профсоюзной организации вуза удалось добиться включения в коллективный договор вуза пункта о согласовании с профсоюзом договоров аренды помещений вуза для организации питания. Конечный результат - право профсоюза контролировать предприятия питания вуза, улучшение качества питания,
снижение цен. 3. В коллективный договор вуза включен пункт о представительстве профсоюза, представителей работников и обучающихся в органах управления вузом ученые советы вуза и факультетов, ректорат , благодаря которому профсоюз имеет право влиять на решения, принимаемые этими органами и касающиеся прав и интересов работников и студентов. 4. Профсоюзной организации студентов удалось добиться введения в действие ее проекта положения о студенческом общежитии, несмотря на активное противоборство администрации вуза и
отмены положения о студенческом общежитии в редакции администрации, которое ухудшало права обучающихся. 5. Благодаря коллективному договору удалось добиться выделения средств на организацию отдыха и оздоровления студентов. 6. Созданы механизмы для объективного рассмотрения конфликтных ситуаций между работниками, студентами и администрацией вуза. Как правило, профсоюзные организации студентов в вузах в настоящее время осуществляют свою деятельность по следующим направлениям
Защита прав и интересов студентов Контроль за выполнением законодательства РФ и локальных актов вуза Социальная поддержка студентов Организация трудоустройства Улучшение условий проживания студентов в общежитиях Адаптация первокурсников к учебе в вузе Гражданско-патриотическое воспитание студентов Организация студенческих отрядов охраны правопорядка
Организация спортивных мероприятий Организация оздоровления и отдыха студентов Организация досуга студентов Поддержка студенческих инициатив Не все эти функции чисто профсоюзные. Здесь следует учитывать тот факт, что при аккредитации вуза т.е. по сути дела при принятии решения о дальнейшем существовании вуза одним из главных критериев оценки деятельности учебного заведения является организация внеучебной работы со студентами.
В большинстве вузов РФ такая работа осуществляется через общественные объединения студентов профсоюзы, студсоветы, старостаты, студсоюзы . Естественно, что администрации учебного заведения выгодно поддерживать самые разные направления деятельности общественных объединений. И при сильной, но узкопрофильной профсоюзной организации, администрация создает карманные объединения и, используя административный ресурс, передает большинство функций профсоюза новой организации для того,
чтобы избавиться от профсоюза. Автор был свидетелем нескольких таких случаев. Учитывая специфику деятельности профсоюзной организации студентов, главная цель, на мой взгляд, должна быть следующая реализация права всех обучающихся учебного заведения принимать непосредственное участие в организации учебного процесса и внеучебной жизни, вступать в отношения социального партнёрства с администрацией учёбного заведения и брать на себя долю ответственности за его развитие.
Исходя из заявленной цели, профсоюзные организации студентов должны 1. Создавать оптимальные условия для учёбы и внеучебной деятельности обучающихся. 2. Способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся и их профессиональному росту в разнообразных областях знания. 3. Содействовать социальной адаптации обучающихся, их интеграции во все сферы общественной жизни, формированию у них активной гражданской позиции.
Достижение вышеуказанных целей возможно следующими методами 1. Осуществление эффективной обратной связи между обучающимися и администрацией учёбного заведения. 2. Обеспечение непосредственное участия обучающихся в принятии решений по вопросам их учёбы и быта. 3. Активное привлечение обучающихся к реализации принятых решений. 4. Представление и защита законных прав и интересов обучающихся на всех уровнях и во всех ветвях власти.
5. Объединение большинства обучающихся. Существуют различные формы и механизмы реализации студенческого самоуправления, однако, для достижения максимальной эффективности они должны отвечать целому ряду условий 1. Базовой структурной единицей системы студенческого самоуправления должны быть общественные организации обучающихся, реализующие студенческое самоуправление в учебных заведениях. Именно в них силами обучающихся и по их инициативе должен проводиться основной объём работы, на них
должны быть сосредоточены основные ресурсы, кадровые, финансовые и прочие. И уже при наличии стабильно действующих организаций студенческого самоуправления в учебных заведениях можно приступать к созданию их объединений на местном, региональном и федеральном уровнях. Действующие в настоящее время на этих уровнях организации студенческого самоуправления , не опирающиеся в своей работе на первичные структурные звенья, являются крайне неэффективными и нелегитимными.
2. Организации студенческого самоуправления в учебных заведениях должны быть независимы от администрации. Эта независимость должна быть регламентирована в учредительных документах и обеспечиваться ресурсами организации, прежде всего человеческими и финансовыми. Только независимая организация обучающихся может построить отношения социального партнёрства с администрацией учебного заведения. Законные права и обязанности студентов могут быть реализованы только в том случае,
если они будут делегированы им администрацией не в качестве дани моде или по указанию вышестоящего руководства, а с полным осознанием коллективной силы обучающихся, их социальной ответственности и готовности к созидательной деятельности. 3. Деятельность организаций студенческого самоуправления должна чётко регламентироваться федеральными законами. 4. Организации студенческого самоуправления должны иметь структуру, охватывающую всех обучающихся учебного заведения.
Это позволяет, с одной стороны, реализовывать право каждого студента на участие в студенческом самоуправлении, и, с другой стороны, обеспечивает организацию человеческими ресурсами, достаточными для решения её тактических и стратегических задач. 5. Руководить работой организаций студенческого самоуправления должны штатные сотрудники - профессионалы в области менеджмента и молодёжной политики, подотчётные обучающимся и избираемые ими. 6. В каждом учебном заведении должна действовать только одна организация студенческого
самоуправления. Формы организаций студенческого самоуправления в учебных заведениях должны быть унифицированы. Это существенно облегчит взаимодействие их с администрацией учебного заведения, между собой и с органами власти, позволит избежать значительного распыления средств, которое имеет место в настоящее время вследствие неразберихи среди множества молодёжных общественных организаций, претендующих на реализацию студенческого самоуправления. Оптимальной формой студенческого самоуправления, удовлетворяющей вышеназванным критериям,
является профсоюзная организация студентов. Профсоюзные студенческие организации - это наиболее долго существующие организации студенческого самоуправления в России. Это единственные студенческие организации, деятельность которых регламентирована отдельным законом - Законом РФ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности . Это единственные студенческие организации, действующие в рамках единой общегосударственной структуры,
объединяющей молодёжь с другими категориями граждан. Все эти особенности дают студенческим профсоюзам в качестве формы самоуправления значительное преимущество. За время работы в СССР в 20 веке ими был накоплен огромный объём практических навыков, знаний, методических подходов, который полностью оправдал себя тогда и нисколько не утратил своей ценности и значимости с переходом к рыночной экономике. И тот факт, что за время этого перехода профсоюзные организации студентов
выстояли, и в настоящий момент переживают второе рождение, является лучшим тому доказательством. С другой стороны, в 21 веке профсоюзные студенческие организации на фоне резкого сокращения финансирования социальной сферы, развития бизнеса и НКО, смены идеологии молодых людей столкнулись с новыми вызовами. Чтобы обеспечить свою состоятельность в качестве организаций студенческого самоуправления, они должны адекватно отвечать на эти вызовы. Было бы крайней расточительностью пытаться искусственно создать новые
формы студенческого самоуправления, отбросив старые, вполне рабочие. Самый эффективный подход - наполнить старую форму, форму профсоюзной организации студентов, новым содержанием применительно к реалиям настоящего. Ниже будет предложен вариант решения данной проблемы. Структура. Высшим руководящим органом профсоюзной студенческой организации является конференция. Являясь значительным по своему составу и вследствие этого малорабочим органом, она решает ограниченный
круг вопросов принятие уставных документов, выборы профсоюзного комитета, выборы контрольно-ревизионного органа, определение стратегических направлений деятельности, утверждение отчёта о работе. Конференция на регулярной основе реализует участие всех обучающихся в студенческом самоуправлении. Всё текущее руководство профсоюзной студенческой организацией осуществляет небольшой выборный профсоюзный комитет. По сути, он является органом на уровне ректората вуза дирекции ссуза , финансируемым обучающимися
с целью реализации в учебном заведении студенческого самоуправления и подотчётным им. Он должен взаимодействовать на равных с администрацией учебного заведения. Для этого необходимо наличие у него штата профессиональных высокооплачиваемых сотрудников и современное материально-техническое оснащение. Взаимодействие профсоюзного комитета с обучающимися на факультетах осуществляют представители соответствующих профсоюзных бюро, входящие в его состав и работающие на добровольных
началах. В составе профсоюзного комитета могут работать временные или постоянные комиссии по отдельным направлениям деятельности. Непосредственное взаимодействие с каждым членом профсоюзной организации осуществляют выборные профсоюзные бюро на факультетах. Они действуют в русле специфических факультетских проблем и задач, оперативно реагируют на изменение обстановки, сотрудничают с деканатами. Важнейшая функция профбюро - личное взаимодействие с каждым студентом.
Необходимо регулярно проводить общие собрания и встречи один на один с обучающимися, своевременно информировать их. Недопустимо принимать обучающихся в профсоюз автоматически. Они должны делать это осознанно, беря на себя определённые обязательства перед вузом и организацией студенческого самоуправления. Тогда они будут не формальными членами организации студенческого самоуправления, а её кадровым потенциалом, человеческим ресурсом, в наибольшей степени обеспечивающим силу и влияние
организации, её способность реально изменять ситуацию. В ходе своей работы профбюро выделяет из массы студентов лидеров, профгрупоргов, на которых и опирается в первую очередь. Независимый контроль деятельности профсоюзной организации студентов осуществляет контрольно-ревизионная комиссия, устанавливающая собственный регламент работы, подотчётная конференции и избираемая ею. Механизмы реализации студенческого самоуправления профсоюзной организацией.
1. Непосредственное вовлечение каждого обучающегося в учебную и внеучебную работу за счёт разветвлённой структуры организации. 2. Учёт мнения и защита интересов каждого. 3. Легитимное делегирование представителей обучающихся в состав высших органов управления учебным заведением и его структурных подразделений, а также объединений обучающихся на местном, региональном и федеральном уровнях. 4. Заключение коллективного соглашения между профсоюзной организацией студентов и администрацией
учебного заведения. Коллективное соглашение является единственным документом, обеспечивающим реальную правовую основу для эффективного студенческого самоуправления в учебном заведении. Кроме того, оно обеспечивает механизм социального партнёрства и взаимного контроля администрации учебного заведения и профсоюзной организации студентов. 5. Непосредственное лоббирование интересов обучающихся за счёт ресурсов организации человеческих большое количество активных членов , финансовых бюджет организации,
формирующийся из нескольких источников , моральных защита законных прав обучающихся , дезорганизующих проведение акций, митингов, забастовок . Направления деятельности. 1. Социально-экономическая поддержка обучающихся. В рамках данного направления обеспечивается непрерывный мониторинг нуждающихся и малоимущих обучающихся, студентов-сирот, организуется выдача им материальной помощи из средств стипендиального фонда и собственных
средств профсоюзной организации. 2. Профилактика заболеваемости обучающихся. В рамках данного направления совместно с лечебно-профилактическими учреждениями организуется обеспечение путёвками нуждающихся в оздоровлении студентов за счёт бюджетных и внебюджетных средств вуза. Также проводится мониторинг состояния здоровья студентов, их активная диспансеризация, пропаганда здорового образа жизни, контроль пунктов общественного питания и торговых точек.
3. Организация быта студентов. В рамках данного направления совместно с представителями администрации учебного заведения осуществляется своевременное и справедливое расселение студентов в общежития, организуются мероприятия по уборке территории, субботники, силами обучающихся обеспечивается безопасность на территории студгородков. 4. Культурно-массовая работа. В рамках данного направления обеспечивается всесторонняя поддержка студенческих творческих коллективов и инициатив, организуются разнообразные досуговые мероприятия.
5. Трудоустройство обучающихся. В рамках данного направления централизованно обеспечивается временное и постоянное трудоустройство студентов, посредством создания студенческих строительных отрядов, центров занятости, баз данных и проведения ярмарок вакансий. 6. Защита прав и интересов обучающихся. В рамках данного направления осуществляется индивидуальная работа с обучающимися, их консультирование, поддержка и защита на законных основаниях.
7. Создание в учебном заведении единого информационного пространства. В рамках данного направления осуществляется непрерывный сбор информации от обучающихся, оперативное донесение её до администрации и лоббирование интересов студентов. Также обеспечивается своевременное информирование студентов обо всех аспектах жизни учебного заведения - лично, посредством объявлений, электронных рассылок, в печатных и электронных
СМИ учебного заведения. 8. Кадровая работа. В рамках данного направления осуществляется проведение тренингов, семинаров, конференций для обучающихся, прежде всего активно работающих в профсоюзной организации, направленное на повышение их профессионализма и деловых качеств. 9. Деятельность вне учебного заведения. В рамках данного направления осуществляется работа по связям с вышестоящими профсоюзными органами, общественностью,
СМИ, коммерческими структурами, создание коалиций с другими общественными организациями для лоббирования общих интересов на местном, региональном и федеральном уровнях, работа с органами муниципальной и государственной власти. 10. Коммерческая деятельность. Данное направление осуществляется по договорам оказания платных услуг всем заинтересованным организациям и частным лицам с целью увеличения финансовых ресурсов и, соответственно, силы организации. Доходы от коммерческой деятельности направляются на развитие организации студенческого
самоуправления. Данные направления деятельности осуществляются за счёт механизмов, описанных выше. Деятельность ведётся на трёх уровнях. На уровне факультетов силами членов профбюро и профгрупоргами на добровольной основе. На уровне учебного заведения силами профкома, часть членов которого получают заработную плату председатель, его заместители, секретарь, бухгалтер , часть являются добровольцами представители профбюро факультетов . На местном, региональном, федеральном уровнях - представителями
профкома в коалиции с другими организациями, учреждениями и структурами. Также для эффективной работы студенческой профсоюзной организации необходимо привлекать экспертов в области экономики и юриспруденции, а также, по необходимости, в других областях. Для проведения акций и мероприятий на всех трёх уровнях привлекается максимальное количество обучающихся - членов профсоюзной организации. Таким образом, каждый обучающийся учебного заведения является включенным
в систему студенческого самоуправления и имеет доступ к услугам, предоставляемым профсоюзной студенческой организацией. Мотивация работы и членства в профсоюзной организации. 1. Оплачиваемые работники профкома - достойный уровень оплаты, статус, возможность карьерного роста, получение опыта работы в качестве менеджера, престижность общественной деятельности. 2. Периодически привлекаемые эксперты - оплата, престижность работы с некоммерческими организациями,
альтруизм. 3. Обучающиеся-добровольцы - общение, самореализация, чувство сопричастности к общему делу, осознанное строительство собственного будущего, опыт общественной работы, материальные поощрения. 4. Обучающиеся-члены профсоюза - чувство защищённости, единства с другими обучающимися, право на услуги, оказываемые профсоюзом, участие в студенческом самоуправлении и решении собственных проблем. Главенствующее значение в мотивации обучающихся, работающих на добровольной основе или просто вступающих
в организацию студенческого самоуправления, следует придавать нематериальным выгодам - общению, опыту, самореализации, чувству единства и сопричастности. В противном случае у студентов выработается потребительское отношение к организации студенческого самоуправления, что является крайне негативным моментом. Источники финансирования. 1. Членские профсоюзные взносы. У бюджетных обучающихся вычитаются из стипендии автоматически, у платных
собираются несколько раз в год по ведомости. 2. Бюджетные и внебюджетные средства учебного заведения. На основании соответствующих пунктов коллективного соглашения, учебное заведение может делегировать профсоюзной студенческой организации право расходования целевых средств на оздоровительную, культурно-массовую и прочую работу с обучающимися либо целевым образом перечислять на счёт профсоюза эти средства. 3. Гранты. Профсоюзные организации находятся в менее выгодном положении по сравнению с другими общественными
организациями, поскольку часть зарубежных грантодающих фондов не финансирует профсоюзы. Однако в последнее время появляется всё больше грантов российских фондов, а также муниципальных и федеральных грантов. Эти средства могут быть получены профсоюзными организациями студентов на финансирование социально значимых проектов. 4. Доходы от коммерческой деятельности. Профсоюзные студенческие организации охватывают значительную аудиторию обучающихся, поэтому они могут
оказывать на договорной основе платные услуги различным коммерческим организациям по продвижению их товаров и услуг среди студентов, а также оказывать платные услуги самим обучающимся и сотрудникам учебного заведения. Коммерческая деятельность не должна вестись в ущерб основной деятельности организации студенческого самоуправления, её основная цель - создание дополнительной финансовой базы для эффективной реализации уставной деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Благодаря привлечению внимания со стороны органов власти и руководства
профсоюзных организаций различного уровня к молодежи в целом и студенчеству в частности, заметно вырос уровень информированности студенческих профсоюзных организаций вузов, возросла активность студентов в формировании предложений по усилению защиты их социально-экономических интересов. В настоящее время внедряется автоматизированная система анализа содержания и выполнения коллективных договоров и соглашений в вузах. Подготовлены предложения к межведомственной программе
Студенчество России . В то же время низкий уровень финансового обеспечения положений коллективных договоров и соглашений во многом является причиной недостаточной содержательности и в определенной степени декларативности. К сдерживающим факторам развития процесса социального партнерства в сфере образования следует отнести медленное становление представительных органов работодателей в отрасли, низкий уровень заинтересованности работодателей руководителей образовательных учреждений в заключении коллективных договоров, отсутствие
в бюджетной сфере эффективных способов стимулирования участия работодателей в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений. В связи с принятием федерального закона 122 - ФЗ от 22 августа 2004 г. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации положение студенчества сильно изменилось, и причем не в лучшую сторону. Концептуальный подход закона заключается в том, что правовое регулирование отношений в области высшего
профессионального образования осуществляется исключительно федеральным законодательством. Из компетенции субъектов Российской Федерации полностью исключаются вопросы в области высшего и послевузовского профессионального образования Федеральный закон О высшем и послевузовском профессиональном образовании в большей своей части оказывается направленным на регулирование отношений в области высшего профессионального образования применительно к федеральным государственным образовательным учреждениям.
Однако в соответствии со статьями 72 и 76 Конституции РФ общие вопросы образования, в том числе профессионального образования, находятся в совместном ведении Российской Федерации, поэтому такой подход к регулированию в федеральном законе этих вопросов противоречит Конституции РФ и нарушает права граждан в этой сфере. Из приоритетных задач государства в области развития высшего профессионального образования исключаются
нормы, не допускающие сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета. Государство отказывается от обязательств по ежегодному установлению доли национального дохода не менее чем три процента расходов федерального бюджета , за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях, и устанавливает гарантии финансирования за счет средств федерального бюджета обучения только в федеральных государственных образовательных учреждениях.
Для льготных категорий граждан государственные гарантии прав на внеконкурсный прием, преимущественное право на поступление и прием без вступительных экзаменов сохраняются исключительно при поступлении в федеральные государственные высшие учебные заведения. Федеральные органы управления высшим профессиональным образованием в дальнейшем не обязаны совместно с профсоюзными организациями заниматься разработкой и реализацией мер по улучшению условий обучения,
быта, отдыха и медицинского обслуживания студентов. Значительно ограничиваются возможности образовательного учреждения по осуществлению предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и использованию доходов от этой деятельности, в том числе для создания фондов для материальной поддержки обучающихся. Отменяются государственные гарантии по обеспечению прав обучающихся на социальную защиту. Порядок обеспечения социальной защиты обучающихся из средств бюджетов
заменяется на механизм реализации мер социальной поддержки, когда образовательные учреждения в пределах имеющихся у них ограниченных внебюджетных средств самостоятельно будут разрабатывать и реализовывать меры социальной поддержки нуждающихся студентов. Государство фактически снимает с себя обязанность по финансированию содержания студенческих общежитий и других объектов социально-культурной сферы, а также на реализацию мер по социальной защите студентов высшего профессионального образования и отменяет установленный
законом конкретный перечень пособий и льгот, направленный на социальную поддержку студенчества. Кроме того, из компетенции субъектов Российской Федерации в области образования исключается право субъекта устанавливать дополнительные к федеральным льготы обучающихся образовательных учреждений, а также виды и нормы материального обеспечения ст.29 Закона РФ Об образовании . Наряду с этим государственным органам управления образованием и муниципальным органам управления образованием
отказывается в праве оказывать поддержку общественным организациям и государственно-общественным объединениям в системе высшего профессионального образования ст.15 Закона РФ О высшем и послевузовском профессиональном образовании . Обучающиеся лишаются возможности получения дополнительных льгот из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов, а образовательное учреждение с учетом очень ограниченных финансовых возможностей,
а также собственного субъективного желания становится практически единственным местом, где нуждающиеся студенты могут получить хоть какую-нибудь поддержку. Государство отказывается от централизованного порядка регулирования уровня стипендиального обеспечения путем установления соотношения стипендии к величине прожиточного уровня в целом по Российской Федерации, тем самым не оставляя никакой перспективы на повышение ее размера.
Отменяется единый механизм установления и повышения размеров стипендий, а также возможность субъектов Российской Федерации устанавливать более высокие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат за счет средств соответствующих бюджетов. Отмена положений Федерального закона О порядке установления размеров стипендии и социальных выплат в Российской Федерации означает отказ от федеральных минимальных государственных гарантий по стипендиальному
обеспечению студентов вузов. В таких условиях роль и значимость профсоюзных организаций студентов и коллективных договоров приобретает новое значение. Без представителей студенчества и без законных механизмов защиты прав студентов можно потерять не только влияние профсоюзов в студенческой среде, но и сами профсоюзные организации, бесплатное высшее образование. На мой взгляд, необходимо в первую очередь решение следующих вопросов - законодательно определить механизм
осуществления субъектами РФ и муниципальными образованиями мер социальной поддержки студентов - определить правовой статус студента - внести изменения в Трудовой Кодекс РФ в части, касающейся предоставления права профсоюзным организациям обучающихся заключения коллективных договоров - определить, что студенты являются страхователями Фонда социального страхования без уплаты страховых взносов - разработать примерный макет коллективного
договора для профсоюзных организаций студентов - включать в Генеральное соглашение разделы про студенчество с конкретными обязательствами Правительства и работодателей - создать систему обучения профсоюзных студенческих руководителей в рамках программы подготовки кадров профсоюзов - включать в отраслевые соглашения разделы про студенчество в тех отраслях, где существуют учреждения высшего и среднего специального профессионального образования
- рассматривать на Генсовете или Исполкоме ФНПР вопросы о включении и выполнении разделов о студенчестве отраслевых соглашений - проводить Парламентские слушания по проблемам студенчества с участием представителей студенческих общественных объединений не менее 1 раза в год - принять федеральный закон о квотировании рабочих мест для студентов, выпускников учреждений профессионального образования и молодых специалистов - внести изменения в Федеральный закон О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений в части распространения мер государственной поддержки на студенческие профсоюзные организации - сохранить отсрочку от призыва в Вооруженные Силы РФ для студентов, получивших степень бакалавра и продолжающих обучение на следующей ступени высшего профессионального образования - разработать Концепцию развития студенческого самоуправления в РФ совместно со студенческими общественными объединениями - разработать систему мер по социальной защите
аспирантов, отнесенных федеральным законом О высшем и послевузовском профессиональном образовании к категории обучающихся распространить на них выплату социальной стипендии, оказание материальной помощи, использование средств на оздоровление и отдых, обеспечение общежитием и т.д внести в перечень критериев государственной аттестации учреждений профессионального образования наличие в учреждении Соглашения в рамках социального партнерства , программ социальной поддержки студентов, а также использование
внебюджетных средств ВУЗа и ССУЗа на данные цели - включать в комиссии по государственной аттестации учреждений профессионального образования представителей студенческих профсоюзных организаций - проводить общественные экспертизы законопроектов, программ и доктрин в сфере образования, затрагивающих интересы студенчества - принять Постановление Правительства РФ о поддержке студенческих отрядов, в том числе трудовых, правоохранительных и иных - организовать
систему подготовки и переподготовки кадров студенческого профсоюзного движения - заключать трёхсторонние соглашения о взаимодействии между органами государственной власти субъектов РФ, советами ректоров Вузов советами директоров ССУЗов , региональными молодежными общественными объединениями - принять целевые программы субъектов РФ, направленные на поддержку студентов региональных учреждений профессионального образования - регулярно проводить исследования социально-культурных потребностей,
интересов студентов, их ценностных ориентаций, на основе результатов исследований определять приоритеты государственной молодежной политики в сфере работы со студенчеством - администрациям учебных заведений проводить круглые столы и встречи со студентами, не реже двух раз в год, с целью обсуждения вопросов студенческой жизни с последующим информированием общественности о достигнутых договоренностях и принятых мерах - содействовать созданию студенческих органов контроля качества образования или наделить функцией
контроля качества образования действующие студенческие общественные объединения - выделять не менее 2 внебюджетных средств на организацию культурно-массовой, спортивно-оздоровительной работы, санаторно-курортного лечения и отдыха студентов, а также распределять эти средства по согласованию со студенческими общественными объединениями - предусмотреть возможность предоставления членам студенческих трудовых отрядов, выполняющим учебную программу, возможности досрочной сдачи сессии, засчитывать работу в студенческих
трудовых отрядах по специальности в качестве прохождения профильной практики - разработать Кодексы студенческой этики и корпоративной культуры учреждений профессионального образования. Профсоюзные организации студентов в сегодняшней ситуации должны изменить свои методы и формы работы. Необходимо отказаться от распределения материальных благ и предоставлять членам профсоюза те услуги, в которых они нуждаются. Важным моментом является предоставление возможностей членам профсоюза для
контроля за деятельностью профсоюзной организации, т.к. часто считается, что в профсоюзах все схвачено и простому человеку получить помощь невозможно. В рамках контроля за деятельностью организации хочу выделить несколько моментов 1. Внутренний контроль осуществляют сами обучающиеся посредством регулярных отчётных конференций, а также работы контрольно-ревизионной комиссии. Тот факт, что руководящие должности в организации являются выборными и в то же время престижными, способствует
конкуренции за рабочие места, в результате которой происходит отбор профессионалов, постоянно учитывающих мнения и пожелания обучающихся - потенциальных избирателей. 2. Взаимный контроль профсоюзный комитет и администрация учебного заведения осуществляют посредством регулярных заседаний и отчётов по итогам совместной деятельности, проведение которых регламентировано коллективным соглашением. Также коллективным соглашением могут быть предусмотрены иные формы взаимного
контроля. 3. Внешний контроль осуществляют вышестоящие профсоюзные органы. 4. Внешний контроль осуществляют электронные и печатные СМИ учебного заведения, вынося на обсуждение общественности деятельность профсоюзной организации. Основная часть средств, поступающих за счёт взносов и коммерческой деятельности, должна расходоваться на а создание собственного фонда организации, средства из которого могут направляться на проведение
образовательных программ, культурно-досуговых мероприятий, поддержку обучающихся в случае экстренных ситуаций б формирование вертикальной и горизонтальной структуры профсоюзной организации в на техническое оснащение г на зарплату штатных сотрудников профкома и привлекаемых экспертов. Средства, поступающие за счёт грантов и из бюджета учебного заведения, расходуются целевым образом. Необходимым условием является прозрачность совокупного бюджета профсоюзной студенческой организации
- как для обучающихся, так и для администрации учебного заведения. Однако выполнение этого условия неразрывно связано с выполнением другого - прозрачностью совокупного бюджета самого учебного заведения. Критериями эффективности работы профсоюзной студенческой организации предлагаются следующие количественные показатели 1. Количество активно работающих добровольцев в организации по каждому направлению деятельности .
2. Членство в профсоюзной организации процент от общего количества обучающихся . 3. Количество человеко-часов работы, обеспеченных организацией по каждому направлению деятельности за год. 4. Доходная часть годового бюджета организации, с указанием процентного соотношения всех источников финансирования. 5. Расходная часть годового бюджета организации, с указанием статей расходов. 6. Анализ обращений обучающихся соотношение полностью решённых проблем к частично решённым и нерешённым
количество обратившихся лиц. 7. Анализ каждого направления деятельности количество текущих задач, находящихся на полном контроле профсоюзной организации и количество задач, решаемых ей совместно с администрацией учебного заведения. 8. Количество проведённых мероприятий по каждому направлению деятельности и количество обучающих, охваченных этими мероприятиями в год. 9. Количество обучающихся, которым были оказаны услуги в течение деятельности организации по каждому направлению.
10. Количество представителей обучающихся в органах управления учебным заведением и его структурными подразделениями. 11. Количество вопросов, решённых положительно на уровне структурных подразделений учебного заведения, самого учебного заведения, на местном, региональном и федеральном уровнях в коалиции с другими организациями . 12. Информированность обучающихся о деятельности организации, по данным анкетирования - полная, частичная, отсутствует. 13. Оценка обучающимися деятельности организации, по данным анкетирования,
от 0 до 5. 14. Проведение подробного анкетирования по каждому направлению деятельности, с оценкой результатов и экономической эффективности. Здесь намеренно не приведены количественные значения для каждого показателя. Они зависят от целого ряда причин и должны оцениваться комплексно, с учётом специфики каждой профсоюзной студенческой организации и каждого учебного заведения. Однако необходимым критерием эффективности работы организации студенческого самоуправления является
прогрессирование показателей во времени. В реалиях сегодняшнего дня коллективный договор должен заключаться в условиях гласности. У работников и обучающихся есть право участвовать в управлении своей организацией. Коллективный договор должен стать инструментом такого управления в диалоге с руководством. Нельзя, чтобы его подготовкой занимались только профком и администрация. Вовлекая работников и обучающихся в подготовку и обсуждение условий коллективного договора, руководитель
может составить представление о тех проблемах, которые волнуют работников и обучающихся получить своеобразный социальный мониторинг . И, наоборот, в тексте договора правильнее указывать, что администрация взаимодействует, согласовывает какие-то вопросы с профкомом, а не профсоюзной организацией , так как именно профком обладает не только правомочиями, но и праводействием. На конференции, где принимается коллективный договор, должны присутствовать все члены коллектива в
тех случаях, где это позволяет численность . Пункты коллективного договора следует делать предельно конкретными, с указанием сроков и цифр. Благодаря подобным пунктам можно, в том числе, усилить свои позиции в общении с казначейством, налоговыми органами разумеется, это касается в первую очередь распределения внебюджетных средств . Надо помнить, что есть нормы, которые повышают уровень прав и гарантий работника, но не требуют дополнительных затрат. В качестве примера можно привести продление до одного года действия
имеющихся квалификационных категорий педагогическим и руководящим работникам в случаях наличия задолженности по заработной плате, временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д. см. п. 7.11.3 Отраслевого соглашения, подписанного министром образования РФ В.М. Филипповым 26 декабря 2003 г Как только коллективный договор будет заключен, целесообразно выпустить приказ, обязывающий все подразделения, задействованные в подготовке локальных нормативных актов, ориентироваться
в этой работе на коллективный договор. Если этого добиться, коллективный договор станет действительно ДЕЙСТВУЮЩИМ, а внутри организации не будут появляться нормативные акты, ему противоречащие. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 1. Конвенция Международной организации труда 154 О содействии коллективным переговорам . Женева, 1981. 2. Рекомендация Международной организации труда 91 О коллективных договорах .
Женева, 1951. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994г. 51-ФЗ в ред. Федерального закона от 30.12.2004г. 217-ФЗ . 4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01г. 197-ФЗ. 5. Закон Российской Федерации О коллективных договорах и соглашениях от 11.03.92г. 2490-1 в ред. Федерального закона от 24.11.95 г. 176-ФЗ .
6. Федеральный закон О порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23.11.95г. 175-ФЗ в ред. ФЗ от 16.11.01г. 142-ФЗ . 7. Федеральный закон О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности от 12.01.96г. 10-ФЗ. 8. О высшем и послевузовском профессиональном образовании Федеральный закон Российской Федерации 125-ФЗ от 22 августа 1996г.
9. Федеральный Закон Российской Федерации 82-ФЗ от 19 мая 1995г. Об общественных объединениях . 10. Указ Президента Российской Федерации 443 от 24 декабря 1999 г. О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений . 11. Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 г. 212 О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров конфликтов
. 12. Постановление Пленума Верховного суда РФ О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации от 17.03.04г. 2. 13. Постановление Исполкома ФНПР 4-3 от 28.08.2002 г. Об организации и проведении единой переговорной кампании . Вести ФНПР 2002 - 7-8. С. 7-30. 14. Бородин И.И. Формы социального партнерства.
Труд и социальные отношения 2004 - 2. С. 16-24. 15. Гурьянова Л.П. Теория и практика заключения коллективных договоров учебное пособие. М. АТиСО, 2001. 16. Гурьянова Л.П. Главные элементы системы социального партнерства. Труд и социальные отношения 2002 - 3. С. 106-109. 17. Киселев В.Н. Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений курс лекций.
М. АТиСО, 2000. 18. Котельников П. А. Научный форум сотрудничества Социологические исследования. 2003. 1. С. 20-24. 19. Кубицкий С.И. Коллективный договор в системе социального партнерства. Труд и социальные отношения 2002 - 4. С. 61-66. 20. Максимов М. Центр занятости населения и развитие профессионального образования в регионе
Человек и труд. 2003. 4. С.45-49. 21. Мясников Ю. А. Жизненные ценности и социально-трудовые ожидания студенческой молодежи Человек и труд. 2003. 4. С. 21-26. 22. Митрошенков О. А. Социальная политика в Российской Федерации Социально-гуманитарные знания. 2001. 6. С. 20-28. 23. Смирнов В.Г. Молодёжь и власть
Социологические исследования. 2003. 3. С.13-21. 24. Сорк Д. Студенту необходимо знать Закон. 2003. 4. С. 51-56.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |