Постановка проблемы
В 80-х годах XX века среди медицинских дисциплинпрочное место занимают сексопатология и сексология. Их формирование былообусловлено двумя основными факторами. Во-первых, развитием медицинского знания- физиологии половых систем, психоаналитической медицины, эндокринологии инейроэндокринологии, медицинской генетики. Во-вторых, принципиальнымиизменениями в морально-мировоззренческих ориентациях европейской культурыпоследнего столетия. Сексопатолог К.Имелинский пишет: «Длительноенеприятие сексуальности человека и понимание ее как „чего-тонепристойного“ тормозили изучение этой сферы человеческой жизни, а так жеприводили к появлению многочисленных ошибочных взглядов, предрассудков ификтивных суждений» [ 1 ].
Переход от «неприятия»,«угнетения» сексуальности к ее «освобождению» — не толькоусловие возникновения и существования сексопатологии, но и одно из еетеоретических оснований. Основной принцип современной сексологии — принципиндивидуальных различий — базируется на признании относительности«нормативных» границ сексуального поведения. Альфред Кинзи, которогоназывают Колумбом сексологии, на основании огромного фактического материалаконстатировал существование широчайшего диапазона индивидуальных проявленийсексуальности человека. «Вариативный размах крайних проявлений сексуальностиопределяется цифрой 1:45000» [ 2 ]. Это означает, что«нормальное развитие человека характеризуется, в частности, многообразиеминдивидуальных способов достижения сексуального наслаждения, причем пути егоразнообразны не только относительно проявлений, но и относительно влияниймногочисленных факторов, которые не всегда осознаются человеком» [ 3 ].
Для современной сексологии, основывающейся на«освобожденной сексуальности», характерно введение новыхтерапевтических методик. Среди них — использование в качестве средства лечениянекоторых сексуальных расстройств «замещающих — внебрачных — партнеров». В данном случае проблема выбора между здоровьем пациента исоблюдением этических норм решается не в пользу последних.
Условием «работы» подобных и другихметодик сексологии является преодоление традиционных этических норм и на уровнеиндивидуального сознания врача, и на уровне индивидуального сознания пациента,и на уровне общественного сознания. Действительно, в рамках современнойсексологии врач, находящийся в границах традиционной нормативной модели,нередко сам становится источником ятрогенных травм; пациент с нетипичнойсексуальностью и ортодоксальными моральными представлениями обречен наневротические расстройства; нетерпимость общественного мнения к отклонениямсексуального поведения, воспроизводя систему запретов, умножает страдания,связанные с сексуальностью.
Сексологи приходят к выводу о необходимостиформирования нового «сексуального сознания», обеспечивающего человеку«максимум наслаждения, глубокие и разнообразные переживания, обогащающиеего личность» и укрепляющие его «связь» с другим человеком [ 4 ].К.Имелинский констатирует: «В сферу интересов сексологии входят не толькопроблемы, связанные со здоровьем человека, но и проблемы, относящиеся к образуи смыслу его жизни» [ 5 ].
Сексологи Д.Л.Буртянский, В.В.Кришталь,Г.В.Смирнов разделяют идею западных исследователей о введении в оборот понятия«сексуальное здоровье», которое наряду с другими параметрами включаетв себя такие как «свободу от страха, чувства стыда и вины, ложныхпредставлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальнуюреакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения» [ 6 ].
Состояние современной сексологиисвидетельствует, что вопрос о норме и патологии сексуальности человека науровне медицинской практики непосредственно связан с морально-мировоззренческимконтекстом культуры. Преодолевая его сопротивление, медицинское знание пытаетсяизменить смысл человеческой сексуальности.
Последние международные документысвидетельствуют о том, что сексология успешно продвигается в этом направлении.Так, например, еще в 1965 и в 1975 годах одна из единиц психических расстройствМеждународной классификации болезней 8-го и 9-го Пересмотра определяласьпонятием «половые извращения», к которым были отнесеныгомосексуализм, фетишизм, трансвестизм, эротомания и др. В этих документахпонятие «половые извращения» отражало тот моральноправовойнегативизм, который был исторической нормой для христианской европейскойкультуры вплоть до 80-х годов XX века. Ценностно-мировоззренческие сдвиги всовременной культуре привели к признанию «еретических видовсексуальности». В 10-м Пересмотре Международной классификации болезней1993 года понятие «половые извращения» отсутствует. Вместо негопоявляются термины «половое предпочтение», «сексуальнаяориентация» и др. Эти изменения приводят к существенным структурным сдвигамне только в самом медицинском знании. Переориентация «нормативныхмоделей» неизбежно находит свое отражение в общественном сознании,трансформируя при этом не только нравы и моду, но даже закон и право. Некоторыеисследователи полагают, что «наступает эра биовласти, когда царство нормывытесняет царство закона». Ирония метаморфоз с человеческой сексуальностью«состоит в том, — полагает М.Фуко, — что нас заставляют поверить, что речьпри этом идет о нашем освобождении» [ 7 ].
Проблема освобождения сексуальности не можетрассматриваться только как медицинская проблема. Сексуальность — одна ихфизиологических систем жизнеобеспечения человека. Но ее отличие от другихжизнеобеспечивающих функций — пищеварения, сердечнососудистой деятельности,дыхательного аппарата и т.д. — заключается в том, что она непосредственновплетена в моральные отношения практически любого общества. Более того, междусексуальностью и моралью существует тесная связь и взаимозависимость, от которойв значительной степени зависит как нравственное, психическое, физиологическоездоровье человека, так и благополучие культуры в целом. З.Фрейд полагал, что«общество не знает более страшной угрозы для своей культуры, чемвысвобождение сексуальных влечений» [ 8 ]. Мораль всегда стоялана страже этого высвобождения, выполняя вполне определенную функцию в системесаморегуляции культуры. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечествакак на уровне морально-философского, медико-психологического знания, так и науровне коллизий социального развития.
История вопроса
Европейская история пережила две сексуальныереволюции, т.е. два значительно длительных периода переоценки сексуальностичеловека и сексуальных отношений.
Первый относится к эпохе распада Римской империии формирования христианской культуры, второй — ко второй половине XX века.
Исследователи античности отмечают в качествеодной из ее особенностей проникновение полового элемента во все сферы жизни(культ фаллоса, специфические половые божества, свободное проявление половогоэлемента в общественной жизни, литературе, искусстве). В «наивностиразврата» заключалось одно из своеобразий античной культуры. «Относительночисла и изощренности различных видов половых сношений древний мир ни в чем неуступал новому времени или даже, быть может, превосходил его. Это видно почрезвычайно обширному и до мелочей дифференцированному эротическому словарюгреческого и латинского языков, послужившего основанием для всех эротическихсловарей современных культурных языков. И в этом также мы только подражатели ипоследователи древних...» [ 9 ]
Половые извращения у греков и римлян И.Блохоценивает как «всеобщие антропологические явления — т.е. такие, которыевстречаются повсюду и во все времена, независимо от культуры и вырождения»[ 10 ]. В то же время он и другие исследователи античности говорят окрайней интенсивности фактора половой распущенности и извращенности в позднемРиме. Полибий в «Истории» свидетельствовал: «Люди впадали ввеликий блуд и любостяжание, и роскошь и не женились, а если и женились, то нежелали воспитывать родившихся детей». [ 11 ] Юстин писал обобычае выбрасывать детей. «Выбрасывать детей худо и потому еще, что ихподбирают обычно развратные люди и выращивают (как девочек, так и мальчиков)исключительно для своих сексуальных развлечений. Многие римляне держали целыестада таких детей» [ 12 ]. Славою женщины считалось наличиебольшого числа мужчин-любовников. Целомудрие и добродетель оценивались какдоказательство уродливости женщин. Примеры и свидетельства половойизвращенности, царящей в эту эпоху, составили не один том. Исследователиантичности неоднократно приходили к выводу, что кризис и гибель этой культурыбыли тесно связаны с духовно-нравственным вырождением, которое не в последнююочередь определялось типом сексуальных отношений.
Г.К.Честертон писал: «К несчастью античнойцивилизации, для огромного большинства древних не было ничего на мистическомпути, кроме глухих природных сил — таких как пол, рост, смерть… Древние сочлиполовую жизнь простой и невинной -и все на свете простые вещи потерялиневинность. Половую жизнь нельзя приравнивать к таким простым занятиям, как сонили еда. Когда пол перестает быть слугой, он мгновенно становится деспотом. Потой или иной причине он занимает особое, ни с чем не сравнимое место вчеловеческом естестве; никому еще не удалось обойтись без ограничения иочищения своей половой жизни». Характеризуя это время, он справедливоутверждал, что «христианство явилось в мир, чтобы исцелить его, и лечилоединственно возможным способом — аскезой» [ 13 ]. Это исцелениеи было первой сексуальной революцией в европейской истории. Г. Миллер висследовании «Половая жизнь человечества» констатирует: «Прямопоразительно, сколько было сделано в этот период церковью для упорядочиванияполовой жизни, а через это — к оздоровлению общественного организма… Именноздесь сидела глубже всего и была всего упорнее болезнь века» [ 14 ].
Христианство осуществляет принципиальноеизменение смысла сексуальности. Сексуальность как вечно живое «животное вчеловеке» (Платон) становится проявлением «единомудрия ицеломудрия» супругов. В таинстве брака сексуальность освящается ипревращается в свидетельство любви, в «реальное вхождение в сферубесконечного бытия», «в противоядие смертности» [ 15 ].
Содержание сексуальной революции, которую напротяжении нескольких столетий осуществляло христианство, заключалось и вутверждении принципа моногамии, и в одухотворении отношений между мужчиной иженщиной, и в утверждении аскетизма как формы духовной свободы человека.
Вторую сексуальную революцию, вернееконтрреволюцию, европейская цивилизация переживает с середины XX века. Еесимволическим началом можно считать выход в свет в 1953 году журнала«Плейбой». Сегодня уже можно говорить о ее реальных последствиях. Это- раннее начало половой жизни, увеличение числа половых партнеров, рост числаразводов, легализация гомосексуализма, нарастающая эпидемия СПИДа, распространениевенерических заболеваний и изматывающая бездуховность. Для нее характереннегативизм по отношению к моральным ценностям христианства и обращение кязычеству как эталону понимания сексуальности. «Язычество оправдывает всеварианты сексуальной любви и эротических наслаждений» — лейтмотивсовременной сексологии [ 16 ].
Для современного сексуального либерализмахарактерна не только реставрация языческого смысла сексуальности как наслаждения,но и новое понимание сексуальности как средства поддержания здоровья, свыделением сексуальной функции как самостоятельного предмета исследованиямедицинского знания.
В конце XIX — начале XX веков медицина собирает,описывает, систематизирует случаи патологической сексуальности, еще не отделяясебя от общепризнанных моральных ценностей. Типичным в этом отношении являетсяисследование французского психиатра Б.Балля «Эротическоеумопомешательство» (Харьков, 1887 г.) В традиционной психопатологиипонимание болезни основывается на том, что поведение, соответствующеесоциальным нормам, определяется как здоровое и нормальное; поведение,отклоняющееся от социальной нормы — свидетельство психического расстройства. Кначалу XX века деятельность Рихарда фон Крафт-Эбинга (1840-1902), МагнусаХирфельда (1868-1935), Иоганна Блоха (1872-1922), Хэлока Эллиса (1859-1939)формирует сексопатологию, которая становится основанием сексуальноголиберализма.
Принципиальное значение в этот период имелиисследования З.Фрейда. Его роль в становлении сексуального либерализмапротиворечива. С одной стороны, он — авторитет «пансексуализма», т.е.сведения всякой любви (любви-дружбы, любви к идеям, к человечеству в целом ит.п.) к сексуальной основе. С другой — налицо связь его исследований страдиционными моральными взглядами. Примером может послужить его известноеопровержение общепринятой теории полового влечения. Согласно этой теорииполовое влечение проявляется только в зрелом возрасте, выражается внепреодолимой притягательности противоположных полов, цель которой — продолжение рода (через половое соединение). С точки зрения З.Фрейда, этатеория является «поэтической сказкой». Вместо нее он создаетсексуальную теорию, в основе которой лежит новое понимание сексуальности. В чемоно заключается? Новое понимание сексуальности было связано с принципиальнымразграничением сексуальности и продолжения рода. Сексуальность — это проявлениене инстинкта продолжения рода, а проявление либидо, т.е. силы, влияющей нажизнь человека с момента его рождения до его смерти. Другими словами,сексуальность — это не состояние, а процесс становления человеческого существа,который предполагает для каждого индивида переход от ощущения«удовольствия от функционирования органов» у младенцев к разумномуотношению к функции продолжения рода. «Функция либидо проделываетдлительное развитие, прежде чем станет служить продолжению рода способом,называемым нормальным» [ 17 ].
Психическое здоровье человека, по Фрейду, взначительной степени определяется тем, как осуществится этот процесс, насколькосвоевременно удастся преодолеть все его фазы. «Мы хотим поэтому прямосказать, что для каждого отдельного сексуального стремления считаем возможнымтакое развитие, при котором отдельные его компоненты остаются на более раннихступенях развития, тогда как другим удается достичь конечной цели» [ 18 ].Таким образом, нарушение ритма, фазности этого процесса является причинойпсихоневрологических патологий. Если рассматривать жизнь человеческую какдинамическую, становящуюся целостность, как исторический процесс, то логичносделать вывод, что христианство, освящающее сексуальность только как способпродолжения рода, по-видимому, и являет собой реализацию нормы в движении отсостояния первобытной орды к миру высокой общечеловеческой культуры, аналогичнотому, как подчинение сенсомоторной сексуальности функции продолжения рода — есть нормальное завершение становления личности. Фрейд пишет: «Поворотнымпунктом развития становится подчинение всех сексуальных частных влеченийпримату гениталий и вместе с этим подчинение сексуальности функции продолжениярода» [ 19 ]. Сексуальные цели, не преследующие деторождение,считаются Фрейдом отклонениями, и в своем одномерном варианте ведут кпатологии, требующей лечения. В этой позиции Фрейда заключается особенность еговзглядов и его принципиальное отличие от современных сексуальных радикалов,которые не могут ему простить клинический подход к гомосексуализму.
Сексопатология и сексология конца XX векапринципиально разводит этико-социальные нормы и сексуальное поведение человека.Результатом этого разделения стало понятие «сексуальная девиация»,которое означает «всякое отклонение от нормы в сексуальном поведении,независимо от его проявлений и характера, степени выраженности иэтиологии» [ 20 ]. Целью же лечения сексуальной девиациистановится «не освобождение от девиантной сексуальности, авысвобождение для девиантной сексуальности» [ 21 ]. Вграницах таких подходов этико-социальные нормы рассматриваются как патогенныйфактор, стесняющий девиацию и приводящий к неврозам и сексуальным дисфункциям.Кроме того, все более укрепляется тенденция превращения собственносексопатологии в сексологию, так как «классификация сексуальных девиацийвовсе не является перечнем болезней, но представляет собойсистематикуразличных возможностей сексуального поведения» [ 22 ].
Согласно классификации, предлагаемойК.Имелинским, все сексуальные девиации разделяются на две группы. Первая группа- это сексуальные отклонения, разделенные по объекту и способу реализациивлечения. Вторая группа — собственно патологические сексуальные отклонения, ккоторым относятся все перечисленные выше, но в «прогрессирующих иимпульсивных формах» [ 23 ].
Метод К.Имелинского связан с отказом отценностей традиционной морали, что превращает многочисленные виды сексуальнойпатологии в норму. Подобные принципы типичны для современной сексологии исексопатологии. Нельзя не отметить, что многие из них противоречат установкамвлиятельных направлений в медицинской психологии, психотерапии и психиатрии.К.Г.Юнг в «Тэвистокских лекциях» обращал внимание на то, что ценностикультуры «являются важной психологической функцией. Для того, чтобыполучить целостную картину мира, совершенно необходимо учитывать ценностныйаспект. В противном случае вы попадете в беду» [ 24 ]. Далее,логотерапия — одно из влиятельных направлений современной психотерапии — определяет смысловое измерение личности как врожденный мотивационный элемент ееповедения и развития. При этом «смысл не субъективен», т.е. не можетбыть сведен к измерениям биологических или психологических характеристикчеловека. Естественно, поэтому, что целью, ценностью, «смыслом» неможет быть «принцип наслаждения». Если же он им становится (чтопроисходит в современной сексологии), то он начинает выполнять разрушающеепсихику действие. «Саморазрушающее свойство стремления к наслаждению лежитв основе многих сексуальных неврозов» [ 25 ].
Возвратимся к авторитету аналитическойпсихологии — К.Г.Юнгу. «Врач всегда должен помнить о том, что болезни — это просто нарушение нормальных процессов, а отнюдь не entia per se(самостоятельные сущности) со своей отличительной психологией. Similiasimilibus curantur (подобное лечат подобным) — эта замечательная истина староймедицины, и как всякая великая истина она легко может оказаться величайшимзаблуждением. Медицинская психология должна следить за тем, как бы самой непринять патологическую форму» [ 26 ].
К сожалению, эта опасность подстерегаетсовременные сексологические теории. Предупреждение возможных последствий новыхметодик медико-психологического воздействия на человека — одна из задачбиомедициской этики.
Гомосексуализм как медицинское и социальноеявление
Примером переплетения медицинских и социальныхпроблем является современная тенденция легализации гомосексуализма. С января1993 года вступил в силу 10-й Пересмотр Международной классификации болезней.Впервые за все время существования периодических пересмотров гомосексуализм былвыведен из категории «болезни» и определен как «сексуальнаяориентация», которая, согласно Примечанию, сама по себе не рассматриваетсядаже в качестве расстройства. Вслед за этим, в апреле 1993 года, принимаетсяновая редакция статьи 121 Уголовного Кодекса РФ, где впервые, вопрекимноговековой традиции, отсутствовало положение об уголовной ответственности замужеложество. В новом Уголовном Кодексе РФ, вступившем в силу с 1 января 1997года, уголовная ответственность предусмотрена только за насильственные действиясексуального характера (статья 131). Известно, что еще в 1990 году УголовныйКодекс относил гомосексуализм к «преступлениям против жизни, здоровья идостоинства личности». Еще в 1990 году медики квалифицировалигомосексуализм «как наиболее распространенное половое извращение».Каковы же основания происходящих изменений?
Определяющим основанием является развитиемедицинского знания. В течении многих веков гомосексуализм рассматривался какполовое извращение, не являясь при этом предметом медицинского исследования. Впервой половине XIX века начинает распространяться отношение к гомосексуализмуне как к форме полового пресыщения, а как к патологическому явлению.
Поставив вопрос о причинах гомосексуализма,медицинское знание отвечает на него, исходя из семи позиций. Первая,генетическая, согласно которой гомосексуализм — это наследственная патология;вторая, неврогенная, связывающая гомосексуализм с церебральными поражениями. Сточки зрения эндокринного подхода, в основе гомосексуализма лежат эндокринныенарушения (например, опухоли коры надпочечников). Нейроэндокринная ивнутриутробная модель объяснения выходит на уровень изменений гормональныхпроцессов у формирующегося плода. Шестой, психоаналитический подход, объясняетгомосексуализм как следствие ранней фиксации на матери. Патологичность илиинверсивность гомосексуализма у Фрейда не вызывала сомнения.
«Клинический портрет гомосексуализма»до сих пор не могут ему простить многие современные сексуальные либералы.Седьмая позиция до последнего времени доминировала в отечественной психиатрии.Это условно-рефлекторная или дизонтогенетическая концепция гомосексуализма,согласно которой «извращение психо-сексуальных ориентаций формируется впостнатальном периоде под влиянием средовых (психосексуальных) факторов напатологически измененной почве или вследствие неблагоприятных воздействий»[ 27 ].
П.Б.Ганнушкин в 1933 году писал:«Совершенно несомненно, что как правило у большинства людей до наступленияполовой зрелости половое влечение отличается большой неустойчивостью, особеннов отношении цели и объекта влечения. Параллельно с этим элементы нормальногополового чувства постепенно атрофируются и замирают» [ 28 ].
Практически все исследователи различают два видагомосексуализма — активный (врожденный, «истинный») и пассивный(приобретенный, «средовой» или «культоральный»). Активныйгомосексуализм составляет «стержневую группу», представленную от 1%до 4% у мужчин, и от 1% до 3% у женщин, которая воспроизводится с биологическойнеобходимостью и является антропологической особенностью любой культуры,включая и древние. Степень же распространения гомосексуализма, т.е. ростпоказателей «приобретенных» гомосексуальных отклонений, напрямую зависитот культурных влияний, к которым относятся позитивные либеральные установкиобщества, «мода», негативизм по отношению к традиционной морали,основанной на Ветхом и Новом Завете и т.п.
Формой оправдания гомосексуализма для многихисследователей является идеализация языческой сексуальности. Например, докторД.Д.Исаев констатирует наличие гомосексуальных связей у античных богов — междуЗевсом и Ганимедом, Апполоном и Гиацинтом, Ахиллесом и Петроклом, Гераклом иХиласом. Ставится родственный диагноз Зенону, Сократу, Платону, АлександруМакедонскому и др. Понятие «эрос» истолковывается как «символ…гомосексуальных союзов» [ 29 ]. Подобные изыскания не новы. Иуже в 1909 году Г.Миллер в своем фундаментальном исследовании «Половаяжизнь человечества» (СПб., 1909) изобличает подобные трактовки, какнекорректные интерпретации заинтересованных лиц [ 30 ]. Наиболееубедительными в этом отношении являются следующие суждения Платона в«Законах»: «Из-за влечения… женщин к женщинам и мужчин кмужчинам проистекают несметные беды как для отдельных людей, так и длягосударства… Подобные отношения нечестивы, богопротивны и… позорнее всего позорного…Кто же из людей решится все это возвести в закон?» [ 31 ].
Отказ от уголовной наказуемости за мужеложествов современном законодательстве в значительной степени обусловлен мотивом«терпимости и гуманизма» по отношению к больным людям. Например,доктор И.М.Деревянко полагает: «Гомосексуализм — это клиническоепроявление аномалий» [ 32 ]. При этом сам доктор приводит такуюстатистику: 60% от общего числа гомосексуалистов не ощущают себя больными,довольны своей гомосексуальной ориентацией и чувствуют себя весьма комфортно. Илишь 25% страдают, ощущают свою неполноценность и хотят излечиться, причемощущение их неполноценности для многих специалистов обусловлено конфликтом страдиционной моралью.
В англо-американской культуре подход несколькоиной. За последние 30 лет основная тенденция решения этой проблемы сводится коценке гомосексуализма как варианта нормы, что снимает вопрос о терапии.Интересно, что ряд отечественных специалистов занимает по этому вопросунепримиримую позицию: «С такой точки зрения мы не можем согласиться»[ 33 ].
Отношение к гомосексуализму в европейскойкультуре прошло три стадии. На первой он воспринимался как вид извращения; навторой, в результате медикализации проблемы, как болезнь; и на третьей,современной, как норма. Причем одним из способов перехода со второй стадии натретью является отрицание норм и ценностей традиционной морали. Действительно,отказ от традиционной морали если не излечивает, то превращает многие видысексуальной патологии, в том числе и гомосексуализм, в норму. Существующаябиопсихологическая идентичность гомосексуалиста требуетморально-мировоззренческой идентичности. Но при этом нельзя забывать о людях,для которых принципы традиционной морали — не отвлеченные и пустые идеи, но«образы и смыслы их жизни». В системе их миропонимания гомосексуализм- это олицетворение совершенной противоестественности, приводящее существованиечеловечества как вида и на уровне рождаемости, и на уровне моральном кфизической деградации. Для сторонников традиционной морали «стержневаягруппа» гомосексуалистов (пресловутые 4%), не ограниченная ни юридически,ни морально, представляет собой опасность и постоянный фактор риска совращениядетей и молодежи.
Религиозная оценка гомосексуализма
Профессор, протоиерей В.Зеньковский в своейработе «На пороге зрелости» пишет: «Надо бояться того, что порокэтот гораздо более распространен, чем думают… Важно охранять мальчиков отпокушений на них со стороны извращенных людей старшего возраста...» [ 34 ].
Библейская мораль на протяжении веков прочно инеизменно стоит на пути этой беды. В Книге «Левит» определяется: «Ис мужчиной не ложись, как лежат с женщиной; мерзость это». «Ичеловек, который ляжет с мужчиной, как лежат с женщиной, — мерзость сделалиоба, смертью пусть будут умерщвлены, их кровь на них» (Лев. 18,22;20,13).
В Новом Завете в «Послании к римлянам»Апостол Павел описывает «нечестие и неправду человеков; подавляющихистину неправдою»: «Подобно и мужчины, оставивши естественноеупотребление женского пала, разжигались похотью друг на друга, мужчины намужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своезаблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Богпревратному уму — делать непотребства, Так — что они исполнены всякой неправды,блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей,обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики,самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны,вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (Рим. 1, 27-31).
Современная католическая Церковь осуждаетгомосексуализм. Православные авторитеты утверждают: «Половые связи междулицами одного пола — аморальны» [ 35 ].
Транссексуализм
В начале 90-х годов отечественные специалистывполне однозначно определяли транссексуализм как «половое извращение,ощущение принадлежности к противоположному полу» [ 36 ], или как«наиболее резко выраженную ядерную группу врожденногогомосексуализма» [ 37 ]. Эти определения соответствовали 9-муПересмотру Международной классификации болезней 1975 года, в которомтранссексуализм, наряду с гомосексуализмом, был отнесен к разделу «Половыеизвращения и нарушения».
Во Введении к 10-му Пересмотру справедливофиксируется, что в XX веке произошли существенные изменения в структурепатологии населения. Однако существенные изменения происходят и в пониманиисамой патологии. В 10-м Пересмотре четко дифференцируются «расстройстваполового предпочтения» от «расстройств половой идентификации». Кэтим расстройствам и отнесен транссексуализм. Он определяется как «желаниежить и быть принятым в качестве лица противоположного пола, обычно сочетающеесяс чувством неадекватности или дискомфорта от своего анатомического пола ижеланием получать гормональное и хирургическое лечение с целью сделать своетело как можно более соответствующим избранному полу» [ 38 ].
Среди факторов негативно-настороженногообщественного отношения к транссексуалам ведущее место занимает восприятиетранссексуализма как явления, близкого к тому, что принято называть«сексуальным извращением», т.е. недостаточно четкое различениесобственно транссексуализма от гомосексуализма, гермафродизма, бисексуальности.Между перечисленными состояниями существует как связь, так и отличия.Гермафродизм — характеристика организма с признаками анатомо-физиологическойдвуполости, бисексуальность — характеристика личности с двуполойнаправленностью сексуальных влечений. Транссексуализм — этоэмоционально-психическая характеристика личности, отрицающей свой биологическийпол. В последние годы среди специалистов преобладает мнение, что к сексуальнойизвращенности это состояние меньше всего имеет отношение. Они считают, что ощущениесебя «другим» возникает в детском возрасте, и, как правило,сопровождает становление сознания и самосознания. Транссексуал стремится к«восстановлению» пола хирургическим путем, в отличии, например, отгомосексуала, который, как правило, не допускает этой идеи.
Стремление транссексуала привести строениесвоего тела в соответствие с психическим чувством половой принадлежности, т.е.желание получить хирургическое лечение, находит удовлетворение в современноймедицинской практике. Транссексуальная хирургия — одно из новых ее направлений,которое стало отражением реальных изменений в морально-мировоззренческом иправовом сознании европейского человека. Медицинские разработки этогонаправления явились как бы медицинским средством обеспечения этих изменений,средством обслуживания прав пациента, в частности прав на изменение пола.
Впервые операция по «коррекции пола»была произведена в 1951 году в Дании. В настоящее время и на Западе и в Россиипроизводство подобных операций поставлено на поток. Например, по свидетельствудоктора А.С.Акопяна, директора Центра репродукции человека, за последние пятьлет в Центре было произведено около 200 подобных операций. Это числосвидетельствует о том, что транссексуалы — немногочисленная группа пациентов. Постатистике 1 из 100 000 человек обнаруживает признаки транссексуализма. Нонесмотря на количественную незначительность, степень эмоционального воздействияявления транссексуализма на общественное сознание, по крайней мере об этомговорит современная пресса, весьма высока. С чем это связано?
Сам термин «транссексуализм» былвведен в 1954 году Г.Беньямином. Возникает вопрос: является ли это состояниепринципиально новым, т.е. примером современных изменений в структуре патологиинаселения, или это явление уже было известно культуре? Исследования показывают,что не только было известно, но и много раз описано. В.В.Розанов называл этоявление «физической содомией» и рассматривал ее как физиологическоеоснование различных видов религиозной экзальтации, встречающихся и в язычествеи в таких религиозных сектах, как хлыстовство, скопчество. Например, известентермин сектантов-скопцов — «чистота», который означал «отсечениеудов срамных» и являлся главным признаком принадлежности к секте.
Приводя различные факты, собранные докторомА.Форелем в его книге «Половой вопрос»(СПб, 1909), В.В.Розановописывает такой типичный случай. Пациент признается: «За последние годы яни на минуту не переставал чувствовать себя женщиной… Брак наш (пациент былженат), за исключением минут совокупления, производит такое впечатление, будтосовместно живут две женщины, из которой одна маскируется мужчиной… Все этоужасно тяготит и уже лучше быть или сделаться бессильным...» Комментируяэто свидетельство, В.В.Розанов пишет:" Какое поразительное признание, доконца и глубоко объясняющее религиозное оскопление" [ 39 ].
Не без оснований можно утверждать, что в древнихкультурах именно транссексуализм в значительной степени определял возникновениеряда религиозно-мистических культов, таких, например, как поклонение Молоху,«жрецы» которого культивировали обряд кастрации. Этот обряд вполнеможно объяснить как свидетельство «неодолимого физиологического и психическогоотвращения» к собственному полу, и само оскопление как«торжество» освобождения от него. В.В. Розанов, ссылаясь на древниеисточники, упоминает обычай, преследуемый Моисеем, по которому «мужчиныодевались в платья женщин, и наоборот. Юноши как бы обращались в девушек, послепосвящения их божеству, т.е. после того, как они лишались детородныхорганов» [ 40 ].
В Библии можно прочесть; «У когораздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в обществоГосподне» (Втор. 23, 1). Библейская традиция веками вырабатывалаустойчиво-отрицательное отношение к «страдальцам пола» впротивоположность языческой культуре. «Исключительность», получавшаяв язычестве религиозную окраску, в христианской культуре приобретала формусоциально-морального изгойства. Эта традиция заложила архетип отрицательногоморально-эмоционального отношения, которое сегодня оборачивается проблемойсоциальной адаптации транссексуалов.
Современная Православная Церковь не располагаетофициальными документами, фиксирующими ее отношение к обсуждаемому вопросу.Современное решение этого вопроса Православной Церковью может дать с течениемвремени только сама Церковь. В меру же доступного понимания, этот вопрос вконтексте современной православной культуры может быть поставлен так.Медицинская помощь транссексуалам должна оказываться как средство леченияпатологии половой идентификации, но не как средство поддержаниясексопатологических (трансвестизм, феминизированный гомосексуализм) исектантско-религиозных ориентаций.
Литература 1. Имелинский К. Сексология и сексопатология. М. 1986, с. 11. 2. Сексопатология. Справочник под ред. проф. Васильченко Г.С. М. Медицина, 1990, с.8. 3. Имелинский К. Сексология и сексопатология., с. 265. 4. Имелинский К. Сексология и сексопатология. М. 1986, с. 156. 5. Там же, с. 14. 6. Буртянский Д.Л., Кришталь В.В., Смирнов Г.В. Медицинская сексология. Саратов, 1990, с. 4. 7. Рыклин М. «Мишель Фуко: сексуальность и власть» — «Логос», № 5, 1994, с. 203. 8. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М. Наука. 1989, с. 12. 9. Блох И. История проституции. СПБ. 1994, с. 256-258. 10. Там же. 11. Цит. по: Миллер Г. Половая жизнь человечества. СПБ. 1909, с. 130. 12. Цит. по: Бычков В.В. Эстетика поздней античности. II-III вв. М. Наука. 1981, с. 77. 13. Честертон Г.К. Франциск Ассизский. — «Вопросы философии», № 1, 1989, с. 87-88. 14. Миллер Г. Половая жизнь человечества. СПБ. 1909, с. 271.