Эротикана протяжении тысячелетий оставалась одним из важнейших компонентов культуры.Ученые, раскопавшие Помпеи и Геркуланум, были удивлены тем, как много«нескромных» изображений постоянно присутствовали в обыденной жизниримлян. Там были лампы с носиками для масла в виде фаллосов. Сосуды для вина неменее сомнительной формы или настенные изображения мифологических сцен.Выходило так, что куда бы римлянин ни взглянул, всюду перед ним открываласькакая-нибудь «обнаженка». Однако между изображением обнаженного телаи порнографией лежала целая пропасть.
Рассказывают,что студент Винкельмана, знаменитого исследователя античной культуры, в брачнуюночь был неприятно удивлен: он-то думал, что у женщин между ног все именно так,как у статуй, которые были представлены в собрании профессора, а там оказалось.В этом заключается одно из самых важных свойств эротики: не надо восприниматьее в качестве учебника по анатомии. Эротическое искусство отражает нашипредставления об идеальном и желанном и ни в коей мере не служит, как выразилсяодин русский гимназист начала века, «отправлению половой нужды».Жившие в Спарте мужчины могли позволить себе ходить практически голыми потому,что тела их, закаленные ежедневными упражнениями, приближались к идеальнымформам. Однако, горе тому, кто будет пытаться, подобно Пигмалиону, найти всегодняшней реальной жизни ожившие античные статуи.
Сексуальнаяпривлекательность не обязательно связана в мировой культуре с обнажением.Египтяне сочетали своеобразный минимализм в одежде (жарко!) с умением украшатьсвое тело, акцентируя внимание на малых деталях, — именно им принадлежит честьизобретения косметики и духов. Иудеи, чуравшиеся наготы. Устами своегоправителя — царя Соломона — воспели эротизм видимых (или показываемых) частейтела. Они находили сексуально привлекательными — губы, глаза, зубы. Линии рук,походку. Увиденное как бы стимулировало фантазию и помогало представить то, чтоскрыто под одеждой. У некоторых восточных культур «сокрытое»оказалось настолько абсолютизированным, что они могли., подобно японцам,считать красавицами именно тех женщин, которые пишут хорошие стихи и обладаютпрекрасным почерком.
Распространениехристианства очень сильно изменило отношение к эротике. Римляне и греки былиоптимистами, они считали: «Завтра будет еще хуже!» — а поэтому надонаслаждаться жизнью здесь и сейчас. Для христиан самой главной стала идея огрядущем спасении. А поэтому мирские и плотские идеалы отошли на второй план.Даже эротизированные образы «Песни песней» царя Соломона сталитрактоваться в смысле любви не к женщине, а к церкви и Богу. Единственныймужчина, который мог изображаться полуобнаженным, это Иисус Христос, и интереск плотской жизни как будто бы пропал, однако это продолжалось недолго.
Стоилоевропейцам отправиться за море, в крестовые походы, как сдержанность уступиламесто чувственности. А любовь к Богу — любви к прекрасной даме. Наступилрасцвет эпохи рыцарства, и хотя многое не могло быть изображено, но оноговорилось, писалось, чувствовалось. Появились не только учебники инаставления, согласно которым рыцарь должен был ухаживать за своей дамой — вмоду вошли даже суды любви, в которых рассматривались дела отверженных ислишком навязчивых поклонников. Люди стали играть в любовь, а сама суть этойигры выдвинула на первый план не приземленные желания, а переживанияэротические, ведь согласно кодексу любовной чести, нельзя было обладать илижить в браке с той, кому поклоняешься. Интерес к эротике, впрочем, проснулся нетолько в среде благородного сословия.
Телеснымиобразами заинтересовались школяры и студенты университетов, принявшиесяподражать наполненным эротическим символизмом поэмам классиков, и именно из ихсреды вышли люди, которые стали духовными наставниками эпохи Возрождения. Дляхудожников открылась возможность изображать объемное, реальное и сексуальнопривлекательное человеческое тело, представлявшее собой не только идеалдуховный (ибо изображали, в основном, Богоматерь да святых), но и идеалтелесный, потому что все возвышенное должно быть прекрасным. Именно поэтомупришлось одному художнику подрисовывать в Сикстинской капелле листики, чтобыприкрыть слишком эротичные творения Микеланджело.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта swserv.h1.ru/