Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ им. В. В. Куйбышева) Арсеньевский технологический институт (филиал ДВГТУ) Кафедра социальной работы и гуманитарных дисциплин КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: Социальная педагогическая работа
Тема: Профессионализм и мастерство социального педагога Выполнила: Зубарева С.В. студентка гр. 5550 у зачетная книжка № 521247 Проверила: преподаватель Арсеньев 2007 Содержание Введение 1. Структура профессиональной деятельности социального педагога 2. Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога 8 3.
Профессиональные обязанности социального педагога 4. Педагогические способности и педагогическое мастерство 5. Система профессиональной подготовки социального педагога 16 Заключение 19 Список литературы 20 Введение Социальный педагог занимается воспитанием детей, осуществляет психологическую и педагогическую ре¬абилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом раз¬витии.
В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации. Особо социальные работники выделяют работу с родителями. Контакты с ними помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи. Осуществить ин¬дивидуальные программы можно только вместе с родителями.
Актуальность настоящей работы в том, что институт «специалистов социальной работы» в данный период проходит свое становление в сфере профессиональной деятельности и существует необходимость в усовершенствовании и интенсификации деятельности специалистов данной профессии для решения проблемы взаимодействия человека с социумом. Предметом работы является «социальный педагог». Объектом работы является сфера подготовки кадров и специфика работы социального педагога.
В работе рассматриваются, в частности, некоторые аспекты получения образования по специальности «социальный педагог», уровень мастерства, особое внимание уделяется социальной роли рассматриваемой профессии и ее миссии в обществе. Цель работы – анализ профессионализма социальных работников и значения их уровня мастерства. Для достижения данной цели рассмотрены следующие задачи: 1. раскрыть структуру профессиональной деятельности социального педагога;
2. провести анализ профессиональных обязанностей социального педагога; 3. рассмотреть систему профессиональной подготовки социального педагога. Применительно к социально-педагогической деятельности наиболее глубокое исследование способностей провела Л. Никитина. Она выделила основные компоненты деятельности социального педагога, которым соответствуют те или иные способности: конструктивный (способность к проектированию личности, содержания, средств
осуществления педагогических целей), организаторско-коммуникативный (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками), способность приобретать и использовать знания. 1. Структура профессиональной деятельности социального педагога В современных условиях в работе различных социальных структур определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это: – оказание материальной помощи (денежная, патронат,
пособия и льготы, помощь в быту); – организация социальной заботы (работа с людьми, подбор со¬трудников, проверка, пропаганда лучшего опыта); – влияние на человека. Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог. Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность
ребен¬ка, какие существуют методы общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными подростками. Попытаемся выделить, что же является главным в работе со¬циального педагога, чем она отличается от работы педагога шко¬лы, педагога — предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы-интерната или группы продленного дня. Учителю чаще всего приходится работать с классом или груп¬пой, и в основном, его методы направлены на работу с коллекти¬вом. Социальный педагог работает с отдельной личностью,
с от¬дельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности. В чем основное назначение социального педагога? Это соци¬альная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию. Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления.
В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту — дело не легкое. Как же по¬мочь ребенку в беде? Как должен вести себя в такой ситуации со¬циальный педагог? Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, искать вы¬ход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убе¬дить его, что все в его жизни можно изменить к лучшему.
Педагог связывается со специалистами, со службами социаль¬ной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необхо¬димо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность. Мы говорим о формировании личности воспитанника и забываем
об учителе. Личность педагога, ее влия¬ние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогичес¬кая техника. Педагог должен знать свои способности, чем он может дос¬тичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любозна¬тельным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его личных качеств. Представить труд социального педагога без рассмотрения воп¬роса его профессионального педагогического
мастерства и педаго¬гической техники невозможно. Но так как диапазон его деятельно¬сти достаточно широк, чтобы создать общее представление, рас¬смотрим несколько вопросов. Социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение.
Изучая ребенка, следует обратить внимание в первую очередь, на круг его общения будет ли он совместим в группе, куда его определяют. Соци¬альный педагог должен уметь организовать, деятельность и сотруд¬ничество детей. Существует еще понятие — педагогическая технология, которой также должен владеть социальный педагог. Это значит вла¬деть приемами, умениями и навыками влиять на воспитанников. Это умение владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой
и жестами, на¬ходить в беседе тот тон и язык, который даст возможность гово¬рить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. И не просто говорить, а убедить, по¬влиять. 2. Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога Профессиональная успешность социального работника определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен
обладать следующими индивидуальными чертами: веселый характер, умение помочь, дружелюбие, вежливость, справедливость. Но не только от этого зависит успешность деятельности специалиста социальной работы, она зависит и от профессиональных качеств, здесь важны: 1. умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью; 2. умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки
ситуации; 3. умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности; 4. умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы; 5. умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия; 6. умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения
угроз; 7. умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных ; 8. умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей; 9. умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы; 10. умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами; 11. умение обеспечивать межведомственные связи; 12. умение интерпретировать и выявлять социальные нужды
и докладывать о них в соответствующие органы (администрация, финансовые органы, общественные организации). Профессия социального педагога, как уже отмечалось, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности социального педагога выражает единство его теоретической и практичес¬кой готовности в целостной структуре личности и характери¬зует его профессионализм.
Содержание профессиональной компетентности социального педагога определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную мо¬дель компетентности социального работника, отображая научно обоснован¬ный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретичес¬кого и практического опыта. Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду,
что усвоение знаний (накопление информационного фонда) — не само¬цель, а необходимое условие для выработки "знаний в действии", т.е. умений и навыков — главного критерия про¬фессиональной готовности. Педагогические умения социального работника — это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автома¬тизирована (навыки), направленных на решение задач разви¬тия гармоничной личности и основанных на соответствующих
теоретических знаниях. Такое понимание сущности педагоги¬ческих умений имеет прямой выход в практику подготовки педагога. Во-первых, оно определяет ведущую роль теорети¬ческих знаний в становлении практической готовности буду¬щих педагогов, а также единство теоретической и практической подготовки будущего педагога. Во-вторых, нацеливает на фор¬мирование в единстве умении педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно как система идеальных и система предметных действии.
В-третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических уме¬ний (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий. Представленное понимание сущности педагогических уме¬ний социолога позволяет понять их внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умений) как относительно самостоятельных частных умений. 3. Профессиональные обязанности социального педагога
Вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности подопечного, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Социальный педагог должен выполнять следующие функции: – организационно-коммуникативную; – диагностическую; – организаторскую; – прогностическую; – профилактическую и социально-терапевтическую; организационно-коммуникативную; В современном обществе работа социального педагога нужна: – в школе, в классе, для
работы с детьми из неблагополучных семей; – в школах-интернатах, детских домах, приютах; – в лесных школах, детских санаториях; – в социально-образовательных центрах; – реабилитационно-коррекционных центрах; – в культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах; – в летних лагерях труда и отдыха. Главным во всех этих учреждениях является работа соци¬ального педагога с ребенком и семьей. Попробуем выделить ос¬новное в деятельности социального педагога в любом из перечис¬ленных социально-
педагогических и учебно-воспитательных уч¬реждений. Рассмотрим, что является общим в его работе во всех этих учреждениях. Подчеркивая, что социальный педагог, в первую очередь, ра¬ботает с личностью, ребенком или подростком, выделяют, как пер¬востепенное, знание ребенка. Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу принять правильное решение в оказании помощи ребенку или его перевоспитании.
Необходимо знать о его здо¬ровье, его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. И только тогда, составив «карту личность» и «карту среды», педагог сможет принимать какие-то решения. Зна¬ния о ребенке он получает из беседы, проведения анкетиро¬вания, анализа поведения и круга его общения. Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы вместе с ребенком (подростком) осмыслить его положение, ситуацию в которой он оказался, при этом обра¬щая внимание на поведение самого ребенка,
а не на ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив ситуацию, проявить учас¬тие, наметить пути выхода из кризиса. Социальному педагогу здесь необходимо проявить и педа¬гогический такт, и мастерство в соблюдении меры в обще¬нии с ребенком, сознательно дозировать свое воспитатель¬ное воздействие на него, передозировка — это уже давление, что может помешать общению с ребенком, а значит, и зна¬нию его. Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать влияние семьи, школы и сверстников,
чтобы направить его на верный путь. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель. Организаторские обязанности социального педагога про¬являются в том, чтобы убедить ребенка (подростка), что только он сам сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившей¬ся ситуации. Организаторская деятельность заключается в том, чтобы добиться от ребенка (подростка) стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации. Организаторская работа социального педагога направле¬на также
на подготовку и оформление опеки, на посредниче¬ство между ребенком и обществом, государственными и об¬щественными организациями, а главное помочь ребенку при¬способиться к новым жизненным условиям. Эта деятельность социального педагога направлена на то, что¬бы помочь ребенку (подростку) выйти из кризиса, выбрать новый жизненный путь, реализовать себя как личность, встать на путь самовоспитания, самореализации. Диапазон обязанностей социального педагога мно¬гообразен; рассмотрим первостепенные.
Самым распространенным является наблюдение. Именно оно дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а об¬щение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постарать¬ся узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребя¬тах,
стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки по¬могут обратить внимание и на пассивных. Также социальный педагог обязан проводить беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или ре¬зультаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.
Поможет составить представление о ребенке изучение био¬графии, его поступков и мотивов. При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследо¬ватели называют «ядром ребенка». Рассмотрены только несколько вопросов деятельности социального педагога. Хотелось бы подчеркнуть, что в практике, педагога бывают и успехи и много ошибок.
Последние — и по неопытности, и по незнанию, но самое страшное, если они произошли из-за недобро¬совестности. Ошибки случаются когда преувеличивается роль вос¬питателя, когда подавляется личность ребенка или когда воспита¬тель идет «за учеником», что ведет к цинизму подростка. Но об¬щей, точнее, характерной ошибкой является несдержанность и нео¬боснованные запреты. 4. Педагогические способности и педагогическое мастерство
Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как раз¬вивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к по¬ступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мими¬кой); и в то же время
владение навыками самоконтроля, самоана¬лиза, самонаблюдения, уметь сдерживать себя. Для всех этих умений необходимы знания психологии лично¬сти и психологии общения. Практика показала, что никакие опросники и никакое анкети¬рование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и вос¬питанника. Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя теряет¬ся общение, часто возникает непонимание.
Школьный педагог не учитывает свое психологическое влияние на ученика, а это следует делать. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к каждому ре¬бенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь. Социальному педагогу следует обратить внимание на куль¬туру и технику речи.
Культура речи — это не только точное, но и доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа со¬здает развитие мысли. Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоси и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно уп¬ражняться. Представляет интерес для социального педагога элементы театральной педагогики. Работа педагога близка к работе режис¬сера, творчеству актера.
Здесь есть взаимодействие педагога и ре¬бенка, первый разрабатывает драматургию воздействия на детей и единым в этом является общение. Опыт актерского влияния может пригодится социальному педагогу. Социальный педагог должен владеть организаторскими спо¬собностями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать Реабилитационную работу. Профессионально-важные качества - это система устойчивых личных качеств, создающих
возможность успешного выполнения профессиональной деятельности. Эффективность социально-педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию учащихся при изменении педагогической ситуации, готовность к перестройке
способов воздействия, способностью к сотрудничеству с учащимися. Социально-педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере личности. Эмоциональная отзывчивость, способность поставить себя на место учащегося, эмпатия, доброта, душевная щедрость наряду с такими стабилизирующими эмоциональное состояние свойствами как уравновешенность, уверенность в себе, самообладание, саморегуляция эмоциональных проявлений, составляет необходимые условия педагогического
взаимодействия с ребенком. 5. Система профессиональной подготовки социального педагога Проблема подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.
Разработкой системы подготовки социальных работников занимаются Российская академия образования, педагогические вузы страны (Московский, Санкт-Петербургский, Ставропольский, Уральский, Новосибирский, Омский, Барнаульский и другие). Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня:  учреждения начального профессионального
образования (лицей, школа и другие);  среднего профессионального образования (училище, колледж и другие);  высшего профессионального образования (институты, университеты и другие). В настоящее время принят государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Однако сложность в недостаточном объеме литературы по этой профессии и в специально подготовленных
преподавательских кадрах. Профессиональные знания специалиста социальной работы включают прежде всего необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности. Эти профессиональные знания преподаются при изучении следующих дисциплин: – «Педагогика»; – «Основы педагогического мастерства»; – «Введение в специальность»; – «Основы социальной психологии»; – «Социальная педагогика»; – «Методика и технология работы специалиста социальной работы»; – «Теория социальной работы»;
– «Технология социальной работы»; – «Опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения». Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения по специальности «социальная педагогика», влияющих в последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие: В числе отрицательных сторон: – Недостаточность ведомственной нормативной и инструктивно-методической базы ввиду новизны профессии;
– Неотработанность профессионального инструментария по специальности, что приводит к необходимости его самостоятельной разработки специалистом; – Фактор «профессионального одиночества», который означает непонимание специфики и значения должности в учреждении в распространенной ситуации наличия в штатном расписании одной ставки специалиста (или даже нескольких, но явно ниже потребностей); Есть и положительные стороны этой работы: – Многообразие возможных мест работы; –
Реализация положительных качеств личности, организаторских способностей; – Возможность коммуникативного общения; – Развитие творческих способностей. При подготовке кадров по специальности «социальная педагогика» нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности
специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы» . Таким образом, вышеизложенное показывает, что: 1. Существует необходимость подготовки специалистов социальной работы, как на базе средних специальных учебных заведениях так и высших; 2. Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания;
3. Немаловажную роль играет подготовка педагогического состава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей, а также укрепление материально-технической базы учебных заведений; 4. Учет личностных качеств абитуриента через тестирование. Заключение Из всего вышесказанного в тексте работы, в соответствии с поставленными задачами можно сделать следующие выводы: Направления деятельности специалиста социальной работы могут быть разнообразны, от
широкой направленности до узкоспециальных. Социальному педагогу, решая проблемы детей и подростков, необходимы знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случаи. Социальный педагог как личность, обладающая высоким уровнем профессионализма и душевной щедрости, должен попытаться создать условия, при которых ребенок (клиент) изменит свою точку зрения. Социальный педагог в своих практических действиях должен найти эффективные формы общения с каждым из
клиентов, то есть установить и поддерживать с ним контакт. Одним их необходимых условий эффективной работы с клиентом является налаживание с ним отношений доверия, взаимопонимания, познаний его интересов, потребностей. Также, социальный педагог должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет ребенка и его семью, на протяжении
продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме. Существует острая необходимость подготовки социальных педагогов как на базе средних специальных учебных заведениях, так и высших. Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания, также немаловажную роль играет подготовка педагогического состава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей, и укрепление материально-технической базы учебных заведений.
Деятельность специалиста социальной работы многообразна и многоканальна. Список литературы 1. Шептенко П.А. Проблемы подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности. Барнаул, 1999. 12с. 2. Жирякова А.А. Структура воспитательной работы в общеобразовательной школе // Классный руководитель. М. 2001. № 1. С. 66-74. 3. Иванцова А. Работа специалиста социальной работы с детьми из неблагополучных семей //
Воспитание школьников. М 2000. №7. С. 22-25. 4. Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. М 2000. №8. С. 37-39. 5. Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. М 2000. № 9. С. 13-15. 6. Никитина
Л. Содержание работы специалиста социальной работы в образовательном учреждении // Воспитание школьников. М 2000. №11. С. 31-33. 7. Никитина Л. Технологии социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьников. М 2000. №10. С. 14-15. 8. Никитина Л. Функции и роли специалиста социальной работы //
Воспитание школьников. М 2000. № 8. С. 30-36. 9. Никитина Л. Что должен знать социальный педагог в законодательстве//Воспитание школьников. 2001. №4. С.27-30. 10. Павлова Н. В интересах детей // Социальное обеспечение. М 2000. №1. С. 15-18.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |