Реферат по предмету "Сексология"


Половое развитие

Половоеразвитие, процесс формирования половых признаков человека, определяющих егополовую принадлежность. Неотъемлемо связано с физическим, психическим, духовными другими аспектами индивидуального развития. Главные первичные признаки пола —половые железы (яички и яичники), проводящие пути (семяпроводы (семявыводящиепути) и яйцеводы (маточные трубы)), матка и копулятивные органы (половой член умужчин, влагалище, клитор, половые губы у женщин). Все прочие признаки,которыми один пол отличается от другого (особенности пропорций тела, степеньразвития молочных желёз, характер оволосения, тембр голоса и т. п.), являютсявторичными половыми признаками. Половое развитие человека осуществляется в двухтесно связанных между собой направлениях — психосексуальном исоматосексуальном. Психосексуальное развитие мужчин и женщин имеет некоторыеособенности, обусловленные половыми различиями и поляризацией мужской и женскойролей.
Осознаниесобственной половой принадлежности в полной мере развивается к 3 — 6 годам, впроцессе того, как ребёнок осознаёт себя личностью. У детей 2 — 4 летпроявляется так называемое половое любопытство, ведущее к стремлениюразглядывать и ощупывать свои половые органы. Признаками половой принадлежностив этом возрасте являются лишь особенности строения наружных половых органов. Вподростковом возрасте (см. Пубертатный возраст) проявляется уже истинноеполовое любопытство в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины,подразумевающей особые, специфические взаимоотношения между полами. Способностьосознавать себя носителем определённого пола лежит в основе формированияполового поведения подростка или юноши, нормальной направленности половоговлечения (либидо), которое, как правило, у мальчиков развито сильнее, чем удевочек. Выраженность полового влечения у представителей мужского и женскогопола одинакова, проявления же его специфичны. У девушки, например, характернымиповеденческими реакциями, связанными с половым влечением, являются кокетство, воснове которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость,стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юношаобычно испытывает желание понравиться конкретной женщине, а не вообще, и имеетпри этом конкретную цель. Высшей и специфической формой полового влеченияявляется любовь, в которой отчётливо проявляется как общий уровень развитиячеловека, так и нравственный его потенциал, а также его духовная зрелость. Вначале полового созревания у подростков формируются своеобразные отношения,которые можно определить как платоническую влюблённость, окрашеннуюромантически возвышенным чувством. Лишь впоследствии, с завершением процессаполового созревания, пробуждаются специфические сексуальные эмоции, проявляетсяполовая активность и формируется зрелое половое сознание.
Вцелом в психосексуальном развитии выделяют несколько периодов: пренатальный, вкотором происходит морфологическая и физиологическая дифференцировка гонад,гениталий и структур мозга; парапубертатный (1 — 7 лет), когда ребёнок осознаётполовую принадлежность, у него возникает любопытство, направленное на половыепризнаки, половые органы (формируется половое самосознание); препубертатный (7 —13 лет), характеризующийся выработкой полоролевых установок (см. Половая роль),усвоением принципов общения между людьми разного пола, формированием стереотипаполоролевого поведения; пубертатный (12 — 18 лет), когда платонические мечты ифантазии, ухаживание, платоническое общение, свойственные начальному этапуэтого периода, постепенно развиваются в эротические фантазии, эротические ласкии игры (формирование эротического либидо); переходный период сексуальности (16 —26 лет), для которого характерны сексуальные фантазии, мастурбация (см. Онанизм),начало половой жизни, сексуальные эксцессы и т. д. (формирование сексуальноголибидо); период зрелой сексуальности (26 — 55 лет), характеризующийсярегулярной половой жизнью, вхождением в полосу условно-физиологического ритма;инволюционный (51 — 70 лет), в котором происходит снижение половой активности,регресс либидо до уровня эротического и платонического. На каждом из этихэтапов возможно влияние неблагоприятных факторов, могущих привести к различнымнарушениям: сексуальной ретардации и преждевременному психосексуальномуразвитию, отклонениям в формировании полового самосознания, стереотипаполоролевого поведения, психосексуальной ориентации.
Соматосексуальноеразвитие в норме также имеет определённую последовательность возрастныхизменений половых органов и вторичных половых признаков. В соматосексуальномразвитии мужчины в зависимости от функций организма обычно выделяют 6 периодов:внутриутробного развития, детства, полового созревания, половой зрелости,полового увядания и старости. Внутриутробный период связан с формированиемполовых органов (см. Эмбриогенез, Плод), с закладкой и развитием в брюшнойполости половых желёз — яичек, которые начинают функционировать (то естьвырабатывать зрелые сперматозоиды) только в период полового созревания. В периоддетства (от рождения до 10 — 12 лет) начинает увеличиваться продукция мужскихполовых гормонов (андрогенов), что играет определённую роль в подготовкеорганизма мальчика к следующей фазе полового развития. Половые органы полностьюсформированы, но недостаточно развиты.
Периодполового созревания, или пубертатный (от 10 — 12 до 16 — 17 лет),характеризуется появлением вторичных половых признаков и окончательнымформированием половых органов и половых желёз. В это время происходит глубокаяперестройка всего организма: увеличивается рост полового члена и яичек,изменяется форма гортани, голос становится более грубым, низким. Отмечаетсяболее интенсивный рост тела, увеличиваются мышцы туловища, на лобке и вподмышечных впадинах появляется растительность, начинают пробиваться усы иборода. В этот период у юноши нередко возникает половое возбуждение, а по ночамотмечается самопроизвольное извержение семени (поллюции). Семенные канальцы унеполовозрелых мальчиков заполнены сперматогониями (самая ранняя стадияразвития сперматозоидов). Начало функционирования половых желёз, способныхвырабатывать зрелые сперматозоиды, свидетельствует о наступлении половойзрелости. Однако организм юноши к этому моменту ещё не сформирован нифизически, ни психически, он находится в стадии роста. Только к 23 — 25 годамзавершается созревание мужчины, к этому же возрасту увеличивается и количествосемени. Начало и продолжительность пубертатного периода подвержены значительнымколебаниям, часто связанным с явлением акцелерации — ускоренного развития исозревания детей. В этот период усиленно развивается весь организм, сповышенной нагрузкой работают внутренние органы, перестраивается деятельностьнервной системы, изменяется психика.
Впериод половой зрелости, продолжающийся до 50 лет, половая деятельность мужчинынаиболее активна, но после 40 лет начинает постепенно ослабевать. Междусупругами устанавливаются взаимоотношения, основанные преимущественно начувстве долга (см. Супружеский долг), общих переживаниях, интересах, взаимном уважениии др. Характерным признаком наступления периода увядания является появлениеопределённых затруднений при осуществлении полового акта (коитуса),необходимость затрачивать больше усилий. Как правило, половое чувство у мужчинызаметно ослабевает после 50 лет. Реже возникает потребность в половом общении.Семя мужчины содержит меньше сперматозоидов.
Снаступлением старости половое возбуждение прекращается, эрекция уже недостигает той силы, которая необходима для осуществления полового акта. Вестественном процессе развития и угасания половой деятельности мужчины могутбыть определённые отклонения. Половое развитие может начинаться раньше илипозже, деятельность активного периода бывает дольше или короче, в разное времяможет наступать старость. Эти особенности зависят от состояния здоровья,характера питания, социально-бытовых условий, климата и др.
Вполовом развитии женского организма так же, как и мужского, различают 6периодов. В период внутриутробного развития у девочки вместе со всеми органамипроисходит закладка и развитие половой системы (наружных и внутренних половыхорганов). Уже к 8-й неделе внутриутробного развития в эмбриональных зачаткахяичников образуются овогонии — будущие яйцеклетки, которые затем претерпеваютпоследовательные стадии изменений и превращаются в первичные фолликулы(пузырьки, содержащие в себе яйцеклетки). К моменту рождения девочки количествофолликулов достигает 400 — 500 тысяч, в течение детородного периода женщины онипериодически созревают. В период детства (от рождения до 10 — 12 лет) организмприспосабливается к условиям внешней среды, развиваются и совершенствуются всеорганы и системы, физиологическая функция яичников отсутствует. Наружные ивнутренние половые органы сформированы, но ещё не полностью развиты, растутмедленно и почти не изменяются до начала полового созревания. Волосяной покровна наружных половых органах отсутствует, вход во влагалище выстлан оченьнежным, легкоранимым эпителием.
Периодполового созревания начинается примерно в 10 — 12 лет и завершается к 18 — 20годам. Он начинается ростом молочных желёз, которые сначала толькопрощупываются, затем начинает выпячиваться околососковый кружок. Постепенногрудные железы увеличиваются, в них откладывается жировая ткань и ониприобретают форму зрелой молочной железы. В это время начинается оволосениесначала лобка, затем подмышечных впадин, усиливается рост волос на голове.Потовые железы, особенно подмышечных впадин, начинают выделять пот соспецифическим для женского пола запахом. Усиливается секреция сальных желёзлица, в результате чего во второй половине периода созревания иногда происходитобразование угрей, которые через несколько лет проходят сами по себе, безлечения. У большинства девочек в возрасте 12 — 13 лет начинается менструация —основной показатель полового созревания, указывающий на способность организма кбеременности. Однако половую зрелость следует связывать не только с появлениемменструации, развитием вторичных половых признаков и способностью к зачатию, нои со способностью выносить, родить, вскормить и воспитать здорового ребёнка безущерба для его здоровья и здоровья самой женщины.
Периодполовой зрелости продолжается от 15 до 49 лет, но здесь могут быть более илименее выраженные колебания. Считают, что только к 18 — 20 годам организмженщины достигает полного расцвета. К этому периоду её общее развитие исостояние половой системы (менструальная, секреторная и другие особенностиполового аппарата) вполне подготовлены к выполнению детородной функции. Этовремя расцвета женского организма — женщина может беременеть, рожать ивскармливать ребёнка. Но нередко именно в этот период у женщины возникаютразличные заболевания половых органов, для профилактики которых немаловажноезначение имеет строгое соблюдение гигиенических мероприятий, особенно во времяменструации.
Периодполового увядания начинается в 47 — 49 лет и продолжается примерно 2 — 3 года.В это время постепенно угасает функция яичников. Менструации становятсянерегулярными, могут быть обильными и продолжительными, затем прекращаютсясовсем (см. Климактерический период). В этот период у неуравновешенных исклонных к различным заболеваниям женщин часто отмечаются общие расстройства(головокружение, приливы крови к голове, чувство жара, утомляемость,бессонница, раздражительность). После прекращения менструаций жалобы на общиерасстройства обычно исчезают. С наступлением старости полностью угасаетдеятельность половых органов и постепенно снижается интенсивность всехжизненных функций.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sexopedia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.