Прянишников С. В.
Материалы доклада на научном семинаресеверо-западного филиала РНИИК и ПН.
Северо-западный НИИ культурного иприродного наследия
Санкт-Петербург
2003
Выборконцептуальных положений П.Бурдье как методологической основы исследованияпроблем феномена порнографии в современном обществе обусловлено тем, что втрудах этого теоретика в качестве эмпирического материала выступали явлениямоды, дизайна, искусства, фотографии в ХХв.
Вцелом его труды – это интеграция социологии, социальной антропологии,культурологии и в определенной степени права.
Этотпоследний компонент особенно отчетливо проявляется в гипотезе П.Бурдье офункционировании в человеческом сообществе неких полей. В данном понятиисоциолог пытается объединить человеческий фактор, а конкретнее, действияиндивидуумов, подчиняющиеся определенным, строго конкретным законам данногополя, не всегда уловимый духовный контекст, то, что часто в социальныхисследованиях называют духовной атмосферой, а также элементы социальнойорганизации, а подчас и социальных структур.
Согласноконцепции П.Бурдье, поля чрезвычайно разнообразны. Однако в их совокупностисуществует определенная иерархия. Поле власти является господствующим в этойиерархии. Оно репродуцирует определенные нормы социального контроля и стремитсянавязать свои законы иным, подчиненным полям, хотя они все же обладаютдостаточной долей автономности. Более того, поле власти способно формироватьновые поля посредством своих нормирующих практик.(1) Здесь теоретическиеизыскания П.Бурдье соприкасаются с идеями еще одного видного социальноготеоретика М.Фуко. Проблемы власти и порядка он рассматривает в контексте ихвзаимоотношений с телом человека. Действительно, личность обладает не толькодуховностью, она имеет тело, которое выступает посредником между индивидуальными социальным. М.Фуко уделяет особое внимание изучению противоречий междупотребностью удовлетворять человеческие инстинкты и системой социальныхограничений. И главным здесь является вопрос о механизме взаимодействиямикрополитических регуляций тела и макрополитического надзора за населениемвообще. Хорошо отлаженный, этот механизм путем дисциплинарного воздействияформирует податливые тела, энергию которых легко направить в необходимоегосударству русло.(2 ) При этом речь идет о власти, которая по мнению М.Фуко начиная с 17 века развивалась в двух направлениях: как дисциплинарнаяполитика, направленная на человеческое тело и как регулирующая политика,направленная на население в целом М.Фуко пишет о зарождении так называемой биологической власти, « наиважнейшей функцией которой с определенного моментавозможно не стало более умерщвление, но конфискация жизни с начала и доконца»(3) При этом данная власть — это не обязательно государственный институтили структура. Это целая сеть разнообразных отношений, которые согласно ужеконцепции П.Бурдье, органично входят в поле власти. Оно всегда стремитсядисциплинировать человеческое тело. Методы и направленность дисциплинарноговоздействия разнообразны и во многом историчны. Но одной из наиболеетрадиционных властных практик управления человеком является контроль засексуальной сферой. В литературной, но достаточно точной форме эту ситуацию отразилв своей антиутопии «1984» Дж.Оруэлл. Он писал: «Главным врагом была не стольколюбовь, сколько эротика – и в браке, и вне его… Партия стремилась убить половойинстинкт, а раз убить нельзя, то хотя бы извратить и запачкать».
Влюбой культуре существуют определенные запреты и предписания, посредствомкоторых общество унифицирует поведения своих членов. Обычно по типу половойморали культуры делят на антисексуальные и пермиссивные (терпимые) К числупоследних относятся культуры Индии и Востока, что находило отражение и вискусстве При этом с глубокой древности в нем преобладали сюжеты единениямужского и женского начал. Китайские и японские художники обычно изображалилюбовников одетыми в причудливые одежды, но это не уменьшало эротического илидаже порнографического содержания живописи. Мужчины и женщины могли быть скрытыдаже ширмами, но половые органы были изображены анатомически точно.
Вдохристианской Европе к различным проявлениям эротизма относились вполнетерпимо, он даже считался элементом богослужения, да и самих богов наделяливысоким уровнем эротизма (Зевс, Дионис, Пане, Афродита и т.д.). Оргиастическиеформы богослужения были распространены в Вавилоне, Армении, Финикии, Кипре идр. Это явление находило свое отражение и в искусстве фрески и скульптуры вхрамах, и в декорировании домашней утвари.
Гетерыспособствовали развитию утонченного эротизма, а искусство в свою очередьизбирало гетер главными своими объектами. Несмотря на крайнюю вульгарность ижестокость сексуального бытия того времени, формы его отражения средствамиискусства были достаточно утонченны и имели неоспоримую художественнуюценность. И следует заметить, что в данной ситуации поле власти в пониманиирепродуцирования государственных инициатив развивалось в одном направлении с полемрелигии. В связи с этим господствующее поле терпимо воспринимало существованиеполя откровенной сексуальности.
Всегреческие классические писатели отдавали дань порнографии. Эврипид в « Электре»и Софокл « в « Царе Эдипе» описывают инцест, пьесы Аристофана, особенно«Лягушки» изобилуют откровенностями и грубостями. Жестким эротизмом былонаполнено и изобразительное искусство Обожествление прекрасного сильногомужского тела как основного объекта искусства Древней Греции и Рима сочеталосьс широким распространением сексуальной перверсии – гомосексуализма.Классическими примерами римской откровенно эротической литературы являются «Наука любить» Овидия и « Сатирикон» Петрония.
Христианскаярелигия, ставшая господствующей в Европе после распада античной культуры, всвоем стремлении к безграничной власти над телами и душами людей обрушилась насамое доступное из человеческих влечений – на сексуальное. Плоть и дух человекабыли однозначно и безапелляционно противопоставлены друг другу. Приведем дляпримера строки Апостола Павла из Первого послания к коринфянам.
«Развевы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены уХриста, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, чтосовокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: «два будутодна плоть». … А о чем вы писали мне, то хорошо человеку не касаться женщины».В христианской морали сексуальное сношение по своей природе считалось нечистым.Блаженный Августин определил сексуальный акт как нечто совершенноотвратительное, как тяжкий грех. Каждый ребенок зачатый таким образом рождалсяво грехе и только Христос был зачат без отвратительного секса, так чтоединственная возможность обрести Христа в своей душе и искупить грехзаключалась в воздержании. Это была своего рода антисексуальная революция. Вэпоху европейского средневековья в поле власти, куда прочно входили институтыцеркви, священнослужители и христианские моральные нормы, из всех возможныхгрехов самыми тяжкими считались сексуальные, т.е. проявления природноговлечения. Совершенно нормальные люди оказались под гнетом вины за то, что онинормальны и здоровы. Фридрих Ницше писал: «Христианство поднесло Эроту чашу сядом – но он не умер, а только выродился в порок»
Однаконаряду с церковным аскетизмом в средневековом обществе легально существовалакарнавальная культура. Продолжая традиции древних оргиастических праздников,средневековый карнавал допускал и демонстрацию обнаженного тела, и переодеваниямужчин в женскую одежду, и открытое выражение эротики Поле повседневной жизнивключало в себя смесь элементов поля аскетизма и карнавала. Пересечение этихдвух полей создавало условия базу для расцвета искусства. Возрождение вновьоткрыло красоту и эротики обнаженного тела. Эротика наполняет и литературу. Вэто время в Европе распространяется книгопечатание. И первым печатнымпроизведением эротического жанра становится « Декамерон» Бокаччо,опубликованный в 1371 в Венеции. Печатная форма этого произведенияспособствовала его значительно более широкому распространению., нежели болееранних эротических сочинений, существовавших в рукописном виде. Вообщетехнический прогресс играет отнюдь не последнюю роль в регулировании процессовкак эротизации, так и деэротизации общества.
Дальнейшееразвития поля власти в период становления буржуазного общества вело к тому, чточеловек рассматривался преимущественно как «хомо экономикус», который реализуетсебя в труде и деловом общении. На смену христианскому аскетизму пришлабуржуазная мораль самоограничения. Весьма символичным в этом контексте являетсяназваний ведущей книги М.Вебера « Протестантская этика и дух капитализма».Известный российский сексолог И.С.Кон отмечал, что « буржуазная культура новоговремени разрушила структуру, одним полюсом которой была аскеза, а другим — карнавал»(.4)
Именнов период оформления капиталистического поля власти происходит искусственныйпроцесс обособления полей функционирования эротики и порнографии. И хотясовершенно очевидно, что сравнивать эротику и порнографию – то же самое, чтосравнивать широкое и горячее, все же придется пользоваться традиционнойлексикой. В привычной вербальной форме эротика — это, прежде всего,сексуальные чувства, фантазии и переживания,, а также то, что их вызывает. Вотличии от порнографии трактует сексуальность облагороженной, очеловеченной.Такую формулировку предлагает Полный сексологический словарь, изданный в Москвев 1999г. Термин «порнография», означающийнепристойное,, вульгарно-натуралистическое изображение или словесное описаниеполового акта,. имеющее целью половое возбуждение, возник в 18 в… В это времяво Франции появилась книга Ретиф де ла Брестонна « Порнограф или размышлениепорядочного человека об истинной безнравственности проституции.». В этомсочинении затрагивались вопросы, считавшиеся в то время неприличными, и потомуназвание книги стало нарицательным. К порнографии стали относить литературныепубликации и изображения, предназначенные для возбуждения людей. Множествалитературных произведений( в том числе и таких авторов как Петроний, Сенека,Рабле), а также многие классические живописные работы были запрещены, Вдальнейшем многие произведения, ранее считавшиеся порнографическими, сталиотноситься к эротическим, например, « Декамерон» Бокаччо, картины Ф.Буше и др.
ВXIX в. активность поборников официальнойнравственности возрастала прямо пропорционально падению уровня действительнойнравственности общества Активно преследовалась так называемая порнографическаялитература… В Англии первый парламентский акт, запрещавший порнографические публикациипоявился в 1824. В 1877г. в Лондоне были оштрафованы и приговорены к заключениюдепутаты парламента за публикацию памфлета о контроле за рождаемость.
Вполе власти, стремившемся регулировать поле сексуальности, в ХIX в. входила и церковь. Ватиканактивизировал начатую еще конце XVI в., практикуиздания так называемого Индекса – списка запрещенных книг эротическогосодержания. Ныне в Индексе содержится более четырех тысяч книг, нерекомендуемых ни в одном переводе для прочтения католиками. В их число, вчастности, входят романы О.Бальзака, Э. Золя, А.Моравио и т.д. (6)
Вначале 20-х гг. ХХ в. под эгидой Лиги Наций была созвана международнаяконференция « Подавление распространения и оборота непристойных публикаций». Ноее участники не смогли прийти к единому мнению относительно определения «непристойности» в литературе. Еще в больший тупик поборников нравственностиповергала бурно развивавшаяся в конце XIX-начале XX вв. фотография. Как и любая отрасльискусства, она не могла не отражать специфику окружающего сексуального мира.Так появились фотоснимки с эротическими сюжетами, которые в большинстве своемстали расцениваться как порнографические.
Вданной ситуации особый интерес представляет расширение поля власти, в функциикоторого входило преследование данного вида изобразительного творчества, засчет представителей традиционных направлений искусства в первой половине ХХ в.И в этом контексте важны рассуждения В.Ходасевича. Он совершенно справедливосчитал, что установить момент превращения изображения эротического сюжета всюжет порнографический невозможно. Однако, по мнению В. Ходасевича, « основнойпризнак порнографии можно обнаружить исследуя характерные примеры, которыми онапользуется для достижения своей цели.» Если истинное искусство по мнениюВ.Ходасевича, пользуясь образами действительности, уводит от него, топорнография – напротив, « неживое или словесное изображение стремится внаибольшей степени приблизить к реальности.» Это положение становилось особенноострым с появлением фотографии, затем кино с характерной для них натуральностьюдействия. Тот же В.Ходасевич указывал, что порнография как антихудожественноеявление якобы ищет как раз того, отчего бежит подлинное искусство, а именнореальности и документальности. Именно это обстоятельство, по мнению не толькоХодасевича, но большого количества деятелей искусства в первой половине ХХ в.,и определяло порнографический характер произведения. Именно это вызвалонеобходимость в экспертизе художественной продукции на предмет ее порнографичности.
Однакоиные тенденции развития искусства, сексуальная революция 60-80-х гг. ХХ.,появления видео, Интернета и компьютерной графики явно вывели представителейхудожественной элиты из поля власти, энергия которого направлена преследованиепорнографии и насильственное разделение социально –правовых полей эротическогои порнографического искусства. Сегодня во многих странах сексуальное влечение иплотские радости перестали восприниматься как нечто аморальное, и деятелиискусства и культуры оказались наиболее чувствительны к этим новым веяниями,находя в сексе источник творческого вдохновения. Однако властные поля меняютсяменее активно. Перманентное присутствие в законодательстве многих стран статей,карающих за незаконное производство и распространение порнографии,свидетельствует о том, что полю власти небезразлично как развивается эта сферамассовой культуры. Однако, не ужесточая правовое преследование порнографии и несмягчая его, оно продолжает и сегодня придерживаться тактики КУЛЬТУРНОГОЛИЦЕМЕРИЯ.
Список литературы
БурдьеП. Социология политики.М.1993.,
БурдьеП. Начала. М.1994.
Foucault M. The History of Sexuality.Vol.1-3. Cambridge Universitypress,1991-1992.
КонИ.С. Введение в Сексологию. М.,1999.С.88.
Словарьпо сексологии и сексопатологии.( с пояснениями и приложениями) Под редА.Бова.С.214-215.
Хайд.М. История порнографииМ,,1997.С.160-161.
ХодасевичВ.О порнографии// Эрос. Россия – серебряный век. М.,1992.с.294-301.