«Натуральная» утопия
/>Идея лечить гомосексуалов целиком основана на представлении, чтогомосексуальные сношения неестественны, природой не предусмотрены, противоречатприроде. Христианские проповедники в Америке поучают: у людей одного и того жепола соответствующие части тела не подходят друг к другу — пенис не подходит корту или анусу. Еще раньше это провозгласил врач Рейбен. Он пишет огомосексуале:
«Мать-природане снабдила его влагалищем, поэтому он получает наслаждение там, где находитего. Так как один член не может войти в другой, гомосексуалист должен искать,куда ввести свой орган. Любое отверстие и кожная складка являютсяпотенциальными кандидатами. Для многих гомосексуалистов есть лишь один выход.Какой? Анус. Из всех структур тела он больше всего напоминает влагалище.Конечно, здесь есть большие различия. Анус предназначен служить концомжелудочно-кишечного тракта — он не подготовлен к вводу возбужденного члена.Одно это создает колоссальные механические препятствия. В противоположностькрайне эластичному влагалищу (каким оно и должно быть, чтобы пропустить детскуюголовку при родах), анус почти не растягивается. Однако упорные атакигомосексуального члена, смазка и острая боль реципиента, наконец, ведут куспеху».
Чтокасается Рейбена, то трудно найти другой пример, когда бы гомофобия стольослепляла знающего врача. Еще Фрейд установил, что у мужчины есть нескольковидов эротических ощущений, есть разные эрогенные зоны, и анальная, а такжеротовая полости принадлежат к ним. Он также установил, что на ранних этапахразвития индивида (в детстве) как раз преобладают анальный и ротовой эротизм,но и впоследствии они остаются. Сам же Рейбен констатирует, что у гомосексуалов«Один из главных центров онанизма — анус. Проблема, конечно, в том, чтоиспользовать вместо члена». То есть и вне зависимости от члена анусдоставляет сексуальные ощущения. Не выдерживает критики и телеологическийаргумент — ссылка на отсутствие предназначенности. Уши не предназначены длясерег, нос не предназначен для ношения очков, ноги не созданы для обуви, и т.д. Теснота ануса служит для гомосексуалов как раз дополнительным фактором егопривлекательности. Частенько приводится еще аргумент об эстетическойнесовместимости тракта для экскрементов с сексуальной деятельностью. Но ведь ивлагалище является одновременно концом мочевыделительного тракта. Природа незаботилась об эстетике. Это эстетику приходится согласовывать с природой, как ис культурой.
Небез основания др. Джозеф Зонабенд, явно гомосексуальный автор, настаивает:«анус — это сексуальный орган, и он заслуживает того же уважения, что ипенис и вагина. Анальное сношение — это центральная сексуальная деятельность, иона должна быть поддержана… Все слишком смущены, чтобы даже рассматриватьэто… На деле, чрезвычайно важно это в самом деле делать, потому что анальноесношение это центральная деятельность для геев и для некоторых женщин в течениевсей истории».
Нынеуже общепризнанно в науке, что гомосексуальность — не сознательное и намеренноеуклонение от общественных норм поведения, отвечающих человеческому естеству,как правило — не разврат. Видимо, это и не болезнь. С точки зрения взгляда начеловека как на биологический вид, это можно было бы рассматривать какпатологию. Но такой взгляд на человека слишком узок, а для индивида этонесомненно его природа. Это независящее от воли индивида свойство его натуры, вподавляющем большинстве случаев не поддающееся ни социальной коррекции, нимедицинскому воздействию.
Вначалепытались бороться с однополой любовью жестокими карами. Библия требовала смертисодомитов: «Кто с отроком спит, как с женой, те свершили грех и должныбыть оба преданы смерти, да будет кровь их на них» (Левит 18: 22; 20,13).По статье 116 Карловского уголовного уложения (Carolina) 1532 г. в ЦентральнойЕвропе мужеложство каралось смертью. В Германии за этот грех сжигали на костре.При создании США Томас Джефферсон предложил карать за гомосексуальностькастрацией, и это было возведено в закон в Пенсильвании. Но содомиты рождалисьвсё снова и снова, и всё новые юноши впадали в этот грех.
Затемдополнили, а потом и заменили кары религиозными увещаниями и морализаторскимипоучениями. Увы, успех был еще меньшим. Нередко соборы и монастыри становилисьрассадниками содомии — опубликовано множество любовных посланий (начиная с IXв.) средневековых отцов церкви и монахов (Уолафрида Страбона, Ноткера Бальбула,Саламона, Вальдона, епископа Рейнского Марбода, архиепископа Дольского Бодри изБургея, Хилария ученика Абеляра и др.) к их юным любовникам (Stehling 1984;Boswell and Brundage 1988; Norton 1998: 33-45). А включение соответствующихвопросов в стандартный вопросник для исповеди, показывает, что грех былнеумирающим.
Скольтщетной оказывается надежда на помощь религии, показывает пример Великого КнязяКонстантина Константиновича, дяди царя, человека утонченной культуры (онизвестен как поэт К. Р.) и глубоко верующего. Он, отец девяти детей, считалсвою гомосексуальную страсть греховной и всю жизнь боролся с ней. В 1903 г. 15декабря записал в дневнике, что «десять лет назад стал на правильный путь,… не грешил в течение семи лет или, вернее, грешил только мысленно». Негрешил, значит, с 1893 г., когда ему было чуть более сорока. В 1900 г., сразупосле его назначения главой военно-учебных заведений России, будучи почтипятидесятилетним снова «сбился с пути». Жалуется: «не могубороться, ослабеваю, забываю страх Божий и падаю». «В головупродолжают приходить дурные мысли; они особенно донимают меня в церкви. Стыднопризнаться, но это правда». Под новый 1904 год: «Мой тайный пороксовершенно овладел мною». 19 апреля 1904: «Мечтаю сходить в бани наМойке или велеть затопить баню дома, представляю себе знакомых банщиков — АлексеяФролова и особенно Сергея Сыроежкина». 28 декабря 1904 г. «Боюсьгреха, боюсь разлада с совестью, и тем не менее хочу грешить. Мучительна этаборьба». 31 декабря: «Совесть и рассудок подсказывают мне, что долженраз навсегда отрезать себе путь отступления, то есть не ходить в баню, ни усебя, ни в номерные. А воля и чувство восстают. Хочется повидать СергеяСыроежкина, которого и не приходится вводить в искушение, так как он первыйготов на это. И вот борьба. Господи, помоги». А за день до того, 30декабря ему на миг приходит в голову догадка: «Это что-то физиологическое,а не одна распущенность и недостаток воли».
Такихпримеров уйма. Тем не менее упование на силу религиозных увещаний всё ещевелико. Это показывает недавно изданная у нас книга «Человек и пол:Гомосексуализм и пути его преодоления» (1998). Книга переводная снемецкого, включены и статьи американских проповедников, а также близких к нимпсихиатров и психоаналитиков. Многие из них сами были гомосексуалами, и вот жеисцелились! Но приглядимся. Большей частью свидетельством исцеления оказываетсябрак с женщиной и рождение детей. Но и то и другое есть у многих гомосексуалов,и не помышляющих порвать с этой стороной своей жизни. По Кинзи, 10% всехженатых мужчин в возрасте между 16 и 25 годами имеют гомосексуальные контакты.
Одиниз авторов, профессор математики Джин Чейз, покаявшись, пишет, как много лет онсочетал евангелические проповеди с наглыми гомосексуальными приключениями,пишет, что, наконец, попросил прощения у Бога и женился.
«Исегодня влечение к представителям своего пола существует во мне, но оно бываетслучайным, преходящим и не понуждает меня к необдуманным поступкам».
Вылечился?Да ни в коей мере. Просто с возрастом остепенился, стал более сдержанным.Другой автор, Ричард Коэн представляется как педагог и психотерапевт,основатель международной организации исцеления гомосексуалов. Он разработалчетырехэтапную программу исцеления, основанную на вере в Бога, каковуюпрограмму и сам прошел.
«Яв течение многих лет вел свою собственную борьбу, пытаясь подавлять илиигнорировать свои гомосексуальные мысли и чувства… Это была трудная и долгаябитва. А сейчас я лечу других, но и сам лечусь каждый день».
Может,стоило подождать полного исцеления, а тогда уже браться лечить других?
Третийавтор, Фрэнк Уортен был обращен к гомосексуальному сознанию в 14 лет своимпастором, вел сугубо гомосексуальную жизнь в Сан-Франциско с 19 до 44 лет, а вэтом возрасте (когда, добавим, для многих гомосексуалов встает ужасная проблемапотери привлекательности и желанные партнеры отворачиваются), пытался покончитьс собой и обратился к Богу. Вот уже 23 года помогает другим исцелиться, 11 леткак женат «и никогда не вернусь назад к невзгодам и лживости жизниголубых». Многие грешники, не только гомосексуалы, обращаются к Богу, когдауже нет сил грешить. Теперь Уортен является пастором в своей общине. Каковы жепредлагаемые им перспективы? Процесс идет с переменным успехом: три шагавперед, два назад. «Если гомосексуалист обращается за помощью, то ондолжен быть готов к долгому и трудному пути. Мы имеем в виду не недели и дажене месяцы, а годы и годы». Его союзник Сэтиновер уточняет срок так:«Курс восстановления гетеросексуальности обычно длится дольше, чемсреднеамериканский брак». Уортен подытоживает свой опыт: «Минимальныйпериод составил три года, максимальный может растянуться на всю жизнь».Жизнь в постоянной борьбе со своей натурой — верный путь к неврозу. А средстваисцеления? О, они просты: «Только вера может изменять жизни людей»;"… если для человека многое невозможно, то для Бога невозможногонет". И православный автор вторит заграничным проповедникам:«Покаяние как единственный путь избавления». Значит, надежда основанана вере в чудо. Увы, большинство нынче не верит в чудеса.
Всилу слова верят не только церковники. В книге «Перевернутый мир» япривел рассказ сотрудника Василеостровского угрозыска, вынужденного проводитьвоспитательные беседы с вернувшимися из тюрьмы, в том числе с гомосексуалами.
"… Побывалтут один. Всё признает. Я ему тут целую лекцию прочел, как хорошо — с женщинойи как омерзительно — с мужчиной. Соловьем разливаюсь. Он слушает, слушает, апотом прижал руку к сердцу и говорит: гражданин начальник, да я со всем моимудовольствием, только, простите, член — вы мне держать будете? У меня ведь наженщин не стоит".
/>В конце прошлого века — начале нынешнего в качестве средства исцелениявсерьез практиковали кастрацию. Надеялись, что с ликвидацией желез исчезнет ивлечение, принявшее нежелательную направленность. Варварское средство, носчиталось, что в борьбе с таким ужасным и криминальным недугом все средствахороши. Доктор Даниел из Техаса, редактор медицинского журнала, с энтузиазмомдокладывал об этом на международном судебно-медицинском конгрессе в Нью-Йорке в1893 г., и с тех пор этот доклад публиковался в трех разных медицинскихжурналах вплоть до 1912 г. Почему мы вправе сломить уголовнику шею, но щадимего тестикулы? — спрашивал этот медик. Он упирал на профилактику преступлений.Другие медики в разных странах, не говоря уже о нацистских борцах за чистотурасы, отстаивали целебный эффект этого метода еще в середине XX века. Некоторыегомосексуалы шли на операцию добровольно, других вынуждали. Евнухами сделалисотни гомосексуалов. Увы, оказалось, что наверняка исчезает лишь способностьпроизводить детей. Чувство же не обязательно исчезает, не меняется и егонаправленность. В других случаях исчезает всякое сексуальное влечение, норождается сознание невозвратимой утраты. Единственным утешением для сторонниковэтого средства была надежда, что по крайней мере они отсекают возможностьпроизводить порочное потомство. Ныне и эта идея опровергнута: гомосексуальностьмальчики наследуют не от отцов.
Когдабыли открыты гормоны, большие надежды стали возлагаться на таблетки и уколы.Предполагалось, что они враз превратят гомосексуалов в завзятых любителейженщин. Чуда не произошло. Гормоны воздействуют на половую активность, носовсем иначе — стимулируют или подавляют всю половую сферу, а не одну лишьпсихическую направленность. Если давать гомосексуалу мужские гормоны, которыхему якобы не хватает, он просто станет более энергичным… гомосексуалом.
Некоторыеамериканские медики в 50-е гг. попытались лечить гомосексуалов и педофиловоперациями на головном мозгу. Опираясь на известные случаи мозговых травм и ихсексуальные эффекты, хирурги стали рассекать перемычку между мозговымиполушариями, резать гипоталамус, чтобы уничтожить установившиеся в мозгу связинейронов. Проделано было 75 операций. Гомосексуальные навыки действительно исчезали,но вместе с ними исчезала всякая сексуальность вообще. А вдобавок появляласьдискоординация целей и движений — правая рука действовала несогласно с левой,эмоции сбивались, человек становился психическим калекой. Да игомосексуальность исчезала не всегда. Доналд Маллен, арестованный загомосексуальные сношения с юношей, по совету психиатра решился на лоботомию.Пробурили дыру в черепе, возились в мозгу. Результат — паралич правой сторонына много месяцев. Когда удалось выкарабкаться, женился, но оказалось, что всёеще тянет к мужчинам. Развелся и остался гомосексуалом.
С1969 г. появились сообщения немецких нейрохирургов об аналогичных операциях — стем же результатом, который медики рассматривали как «побочныйэффект». По требованию медицинской общественности и правительственныхинстанций операции были прекращены.
Осталисьметоды психотерапии. Наиболее ранний вариант такого лечения — это«восстановительная терапия». Зачинателем является дочь Фрейда Анна.Всё основано на убеждении, что гомосексуальность — это нечто наносное, некоенарушение психики, вызванное какими-то психологическими травмами, а в основележат нормальные склонности. Вот их и нужно восстановить. «В каждомгомосексуале прячется гетеросексуал»,- выразил это убеждение психоаналитиковИрвинг Бибер. Классический психоанализ стремился вскрыть глубинные травмы,помочь пациенту осознать их ясно и понять, что он нормален. Что же можетвскрыть эти темные механизмы, переубедить пациента?
Преждевсего, конечно, гипноз. Но, гипноз, как известно, не может затронуть основныеморальные и психические установки здорового человека. Полностью он способенподавить волю лишь психопата, неуравновешенного, очень слабовольного человека.Оказалось, что гомосексуальность — на уровне глубинных психических установок.Она не поддается гипнозу. Психиатры не сдавались. Об их усилиях еще в началевека высказался один из зачинателей сексологии Хэвлок Эллис:
«Ямало симпатизирую тем врачам, которые желают во что бы то ни стало»лечить" извращенного. Шренк-Нотцинг, наиболее известный и наиболееудачливый из таких операторов, является в моих глазах именно господином,примеру коего меньше всего следует подражать. Он лечит случаи даже наиболеевыраженного полового извращения в течение более года при помощи более чем стапятидесяти гипнотических сеансов; он предписывает частое посещение доматерпимости после принятия сильной дозы спиртных напитков; проститутка должна неостанавливаться перед продолжительными манипуляциями, чтобы добиться эрекциипениса, что, как известно, не с каждым может удаться". В результатевременного успеха в публичном доме следуют частые возвраты к гомосексуальностии… заражение сифилисом,
Далее,одно время вошла в моду «терапия отвращением» (aversion therapy),основанная на учении об условных рефлексах. Она хорошо изображена в«Заводном апельсине» Кубрика: пристрастия, от которых человека хотятотучить (у Кубрика это — хулиганское поведение), стараются связать в егоподсознании с тошнотой, а для этого всякий раз перед провокацией такого поведенияему дают рвотное. В применении к гомосексуальности это выглядит так(воспользуюсь весьма ехидным описанием Триппа):
«вмомент, когда мужчине показывается изображение голого парня, ему наносятэлектрошок, или незадолго до того ему дается рвотное, так что сразу послепоказа он сгибается в конвульсиях тошноты. Обычно пациенту проделывают многосеансов, по меньшей мере, по разу в день, пока он не скажет, что»вылечился" — часто он должен это сказать доктору, который стоитнаготове с электроиглой для шока на случай, если пациент еще невылечился".
«Вособо забавном примере из итальянской клиники, — продолжает Трипп, — пациентаподвергали нескольким неделям суровой обработки, после чего он оказывалсясидящим за столом напротив старого доктора с седой бородой, который показывалему снимки обнаженных „красивых парней“. Время от времени докторпротягивал руку под столом и щупал пенис пациента, чтобы проверить, не твердеетли он. Ясно, что ни у кого не твердел; доктор сообщал о 100-процентномвыздоровлении».
Вдобавокрегулярное применение электрошока вызывало тяжелую потерю памяти — выпадениецелых периодов жизни, потерю ориентации в обстановке. Кац приводит показанияодного такого пациента, которого насильственно отправили на лечениеэлектрошоком родители. Это стоило дорого и принесло лишь необходимостьдлительной госпитализации после лечения. Пациент забыл действительно своихгомосексуальных любовников за несколько лет и всех, кого он знал в это время.Но он не перестал искать новых, а встретившись с прежними, воспринимал их какновых. Поняв это, его мать вскричала: «Шесть тысяч двести доллароввпустую! Ты не изменился ни на йоту! Это была пустая трата времени и денег. Этипсихиатры, глупцы, они не знают, что они делают!».
Естьпротивоположная техника — «приучающая терапия»: пациента побуждаютмастурбировать в темной комнате, а когда он скажет, что кончает, ему показываютна экране изображение «красивой девушки». В конце концов, чувствонаслаждения (от мастурбации) должно у него прочно ассоциироваться с образомкрасивой девушки. Только образуется ли такая прочная ассоциация?
Скептикинашли способ более объективной проверки эффективности «отвращающей» и«приучающей» терапии, чтобы не полагаться на субъективные заверениясамих пациентов и не менее субъективные впечатления заинтересованных врачей.Изобрели чувствительный прибор — плетисмограф, моментально измеряющий малейшиеизменения объема полового члена. Это очень пластичный чехольчик с измерителемзаполненности и передачей результатов по проводам на стол исследователя. Стоиттолько начаться эрекции, как индикатор на шкале прибора ползет вверх. И что же?Полное подтверждение позиции скептиков: в то время как пациент, устрашенныйперспективой продолжения процедур, заверял, что чувствует приятное возбуждениеот образов женщин на экране, индикатор оставался неподвижным; но стоилозаменить женские изображения на мужские — индикатор оживал.
Очевидноусловные рефлексы не так-то легко образовать, если они входят в противоречие сприродой данного человека, а сексуальная ориентация — это его природа!
Самымиобнадеживающими и серьезными считаются успехи клиники Уильяма Мастерса иВирджинии Джонсон в США. Они опубликовали свои результаты в томе«Гомосексуальность в перспективе» (Masters and Johnson 1979). Ихисследования и публикация считаются классическими. Излечение у них достигаетдвух третей всего контингента!
Ноприглядимся к их отчету. Большой группе, почти четверти обратившихся, врачисразу же отказали — сочли их неизлечимыми и этих в дальнейшей статистике уже неучитывали. Из оставшихся 54 мужчин 45 пациентов были бисексуалами,практиковавшими в прошлом обычные, гетеросексуальные сношения, но уклонившиесяк гомосексуальному крылу своего диапазона. Речь шла лишь о возвращении к своемусексуальному предпочтению, при чем неясно, осуществлено ли возвращениеблагодаря лечению или это просто очередной зигзаг сексуальной практикипациента. И то больше четверти этой группы (12 человек = 26,7%) вернуть неудалось. И только 9 пациентов врачи квалифицируют как настоящих гомосексуалов.Из них трое не поддались лечению (33,3 %), а шестеро (шестеро из первоначальных9, а если добавить тех, кому вообще было отказано, то из 25) в первоедесятилетие после лечения (точнее, в посттерапевтический период от 2 до 10 лет)- держались на достигнутом уровне, но ведь последующие десятилетия в отчетевообще не прослежены. А сколь радикально изменение психики этих шестерых?Показателем успеха Мастерс и Джонсон считали благополучный брак. Так ведь вконце концов известно, что и без лечения немало гомосексуальных мужчин женаты икак-то же управляются с этим...
/>Показателен эпизод из автобиографии Ишервуда. Знаменитый английскийписатель Кристофер Ишервуд, по произведениям которого поставлен фильм«Кабаре», с юности общался только со своим полом. Он был влюблен всвоего одноклассника Одена, поехал за ним в Берлин, там впоследствии онвлюбится в рабочего парня Гейнца и т. д. Только в 24 года он имел в Англиипервое и единственное половое сношение с женщиной. Это вообще характерно для многихгомосексуалов: сношение с женщиной позднее и единственное. Так было у Чайковского,Клиффа Ричарда и других. Но сейчас о случае с Ишервудом, как он описан в егомемуарах.
Он,привыкший к развлечениям Лондона и Берлина, был тогда домашним учителем в глухомместечке. Скука. Оба — он и некая замужняя женщина — были пьяны.
«Оналюбила секс, но ни в коем случае не пылала его получить. Он (Ишервуд пишет осебе в третьем лице. — Л. К.) начал целовать ее, не заботясь о том, что можетиз этого выйти. Когда она ответила, ему показалось удивительным и забавным, каклегко он может увязать свои обычные навыки и побуждения с таким необычнымпартнером. Ему было любопытно и забавно играть в новую игру. А что имелозначение, это что его гениталии были в возбужденном состоянии. После ихоргазма, он звал ее пойти к нему в комнату, где они могли бы полностьюраздеться и продолжать хоть до бесконечности. Она не захотела этого, потому чтоплакала теперь и беспокоилась, что их застанут вместе. На следующий день онапроронила: „Я могла бы сказать, что сквозь твои руки прошла безднаженщин“.
Нуи о чем всё это говорит? — анализирует происшедшее Ишервуд. — Что ончрезвычайно утвердился в своей самоуверенности. Что секс сам по себе стал болееестественным для него — в том смысле, как плаванье естественно для умеющихплавать, когда ситуация этого требует. Он спрашивал себя: Хочешь ли ты теперьотправляться в постель с женщинами и девушками еще? Конечно, нет, коль скоро ямогу иметь парней. Почему я предпочитаю парней? Ну из-за их фигур, и ихголосов, и их запаха, и того, как они движутся. Кроме того, парни могут бытьромантичными. Я могу вводить их в мой миф и влюбляться в них. Девушки могутбыть абсолютно прекрасными, но никогда не романтичными. Право, полнейшееотсутствие романтики в них — это то, что я нахожу в них наиболее вероятным. Онитак чувственны.
Неможешь ли ты возбудиться и от девичьих форм, если очень постараться? Возможно.Девушки — это то, что государство и церковь, и закон, и пресса, и врачиодобряют и приказывают мне желать. Моя мать наставляет меня тому же. А моясобственная воля — любить в соответствии с моей натурой. Если бы парни несуществовали, я должен был бы их изобрести».
Впечати часто можно видеть гордые отчеты психотерапевтов о процентах излечениягомосексуалов, но многие серьезные сексологи относятся к ним скептически: ведьэто сообщают сами врачи, а им уж очень хочется, чтобы это было так, да иреклама, почет, заработки. Иногда излечение подтверждают и пациенты, но и этоне внушает доверия: если уж гомосексуал захотел избавиться от своихсклонностей, он тоже склонен к иллюзии, а специфика его положения неспособствует огласке неудачи. Нужна независимая и долговременная экспертиза.
Кёррани Парр (1957) сравнили группу в 25 гомосексуалов, подвергшихся лечению, сконтрольной группой, не подвергавшейся лечению. Вывод оказался таким:«Между этими двумя группами нельзя заметить никакой разницы в отношенииизменения сексуальной ориентации», а половина лечившихся даже испыталаусиление гомосексуальной активности. Учитывая колоссальную длительность лечения(годами), его интенсивность и стоимость, слабые и часто неожиданные результаты,а также психологическую дезориентацию и дезадаптацию пациентов, Даннекер пришелк выводу, что лечение только ухудшает жизнь гомосексуалов. Вся эта армияпроповедников, психоаналитиков и специалистов по терапии«молитвенной», «восстановительной», «отвращающей»и «приучающей», окруженных просто уймой шарлатанов, превратилалишенное для них риска лечение в доходный бизнес. Это просто огромная кормушка,которая существует за счет гомосексуалов и их родных.
ИнститутКинзи, обладавший большими возможностями и средствами, ряд лет старался найти ипроверить людей, чья половая жизнь действительно изменилась после лечения. Ненашел ни одного. Как-то один человек позвонил Кинзи и сказал, что вот онвылечился. Раньше он имел много сношений с мужчинами, а теперь с этимпокончено. «Даже не думаю о мужчинах,- добавил он, — разве что во времясканирования». Такое вот исцеление. Один известный психотерапевт, написавший358-страничную книгу о методах лечения гомосексуальности, гарантировал 19-50%выздоровления. Он обещал прислать своих пациентов на проверку в Институт Кинзи,но потом сообщил, что, по зрелом размышлении нашел только одного человека, да ис тем он рассорился.
Известныйнемецкий сексолог Иоганнес Кемпер во втором томе своего труда «Практикасексуальной психотерапии» пишет:
«Когдая начинал работать с пациентами, страдающими сексуальными нарушениями,устранение гомосексуализма как „болезни“ хотя и было мыслимо, но всёже считалось отдаленной мечтой. Сейчас эта книга смогла стать тоньше на однуглаву, поскольку лечение гомосексуализма можно четко отнести к утопическимидеям».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.gay.ru/