Субъект налоговых отношений
Федеральное агенство по образованию Р.Ф
ГОУ СПО “Самарский Государственный Профессионально – Педагогический Колледж”
КУРСОВАЯ РАБОТА
030503.КР.СД.02
Правовое положение Налогоплатильщиков
Студент________ (Удалов Ю.Ю) группа Ю-308
Подпись
Работа Защищена
«___»_______ 2007.
Оценка______
Преподователь
_______ (Баринова А.Н)
Подпись
Самара 2007.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1 Общие положения ……………………………………………………………..4
1.1 Плотильщики налогов………………………………………………………4
1.2 Субьекты налоговых отношений…………………………………………..5
Глава 2 Правовое положение налогоплатильщика…………………………………...7
1.1 Права налогоплатильщика……………………………………………….....7
1.2 Обязанности налогоплатильщика………………………………………….8
Глава 3 Финансово-правовой статус налогоплатильщиков………………………..12
1.1 Виды налогоплатильщиков……………………………………………….12
Глава 4 Участники налоговых отношений и банки…………………………………18
1.1 Налоговые агенты………………………………………………………….18
1.2 Понятие налогового представительства………………………………….21
1.3 Законный представительналогоплатильщика…………………………...23
1.4 Уполномоченые представители…………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………..29
Списокиспользованной литературы………………………………………………….30
Введение
Взимание налогов – древнейшая функция и одно изосновных условий существования государства, развития общества на пути кэкономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделениемобщества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержанияпубличной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смоглообойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворениюколлективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств,которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этогоминимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государствана исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собиратьналогов.
Вусловиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговаясистема является одним из важнейших экономических регуляторов, основойфинансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Оттого, насколько правильно построена система налогообложения, зависитэффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговаясистема на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий опутях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Цельданной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения ипронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.
Глава 1.Общие положения.
1.1 Плотильщики налога.
Плательщиками налога на прибыльявляются все предприятия и организации, которые в соответствии сзаконодательством Российской федерации являются юридическими лицами, независимоот форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, 'если ониосуществляют предпринимательскую деятельность. Плательщиками налога на прибыльявляются как коммерческие, так и некоммерческие организации с той лишьразницей, что для коммерческих организаций получение прибыли является целью ихдеятельности, в то время как для некоммерческих организаций главным являетсяосуществление уставной деятельности, но если наряду с уставной деятельностьюнекоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность иполучают прибыль, то они являются плательщиками налога на прибыль.Бюджетныеорганизации, деятельность которых полностью или частично финансируется за счетсредств бюджета, также являются плательщиками налога на прибыль, если ониосуществляют наряду со своей основной деятельностью также предпринимательскуюдеятельность и получают прибыль.Особый порядок налогообложения прибылиустановлен для иностранных юридических лиц, образованных в соответствии сзаконодательством других государств, а не Российской Федерации. Что же касаетсясозданных на территории РФ предприятий с иностранными инвестициями, а такжемеждународных объединений и организаций, являющихся юридическими лицами иосуществляющих предпринимательскую деятельность, то они являются плательщикаминалога на прибыль.Наряду с предприятиями — юридическими лицами плательщикаминалога на прибыль являются также филиалы и другие обособленные подразделенияпредприятий, не являющиеся юридическими лицами, но имеющие отдельный (хотя и несамостоятельный) баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет в банке.Если же в состав предприятий входят территориально обособленные структурныеподразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (или текущего,корреспондентского) счета в банке, то налог на прибыль в части, подлежащейзачислению в доход бюджета соответствующего субъекта РФ (республики в составеРФ, края, области и др.) по местонахождению указанных структурныхподразделений, определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на этиподразделения, пропорциональной среднесписочной численности работников (фондаоплаты труда) и стоимости основных производственных фондов. При этом сумманалога по указанным структурным подразделениям определяется по ставкам налогана прибыль, действующим на территориях, где расположены эти предприятия иструктурные подразделения. Доля прибыли, которая приходится на филиал, иноеструктурное подразделение предприятия, определяется исходя из средней величиныудельного веса среднесписочной численности работников (или фонда оплаты труда)и удельного веса стоимости основных производственных фондовфилиала.Плательщиками налога на прибыль являются также банки. Не являютсяплательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых формпо прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной иохотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данныхпредприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключениемсельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню,утверждаемому органами власти субъектов РФ. Перечень охотохозяйственнойпродукции приведен в Приложении № 1 к Инструкции Госналогслужбы №37 от 10августа 1995 года «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога наприбыль предприятий и организаций». Состав сельскохозяйственной продукцииопределяется в соответствии с Общесоюзным классификатором «Промышленная исельскохозяйственная продукция», утвержденным Госкомитетом СССР постандартам в 1985 году.
Субъектыналоговых отношений.
Механизм регламентации тех или иных правоотношенийпредполагает, во-первых, определение статуса лиц, участвующих в этихотношениях; во-вторых, установление объекта этих отношений и, в-третьих, регулирования порядка ихосуществления.
Согласно ст.9 Налогового кодекса РФ(НК РФ), участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1. организациифизические лица, признаваемых налоговым кодексом налогоплательщиками илиплательщиками сборов;
2. организациии физические лица, признаваемые налоговым кодексом налоговыми агентами;
3. МинистерствоРоссийской Федерации по налогам и сборами его подразделения в РФ;
4. государственныйтаможенный комитет РФ и его подразделение (далее – таможенные органы);
5. государственныеорганы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления,другие уполномоченные ими должностные лица, осуществляющие в установленномпорядке по мимо налоговых и таможенныхорганов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплату налогоплательщиками и плательщиками сборов (далее – сборщикиналогов и сборов) ;
6. МинфинРФ, Минфин республик, финансовое управление ( департаменты отдела )администрации краев, властей, городов Москвы и С – П, автономной области,автономных округов, районов и городов ( далее – финансовые органы ), иныеуполномоченные органы – при решение вопросов об отсрочке и о рассрочки уплатыналогов и сборов других вопросов, предусмотренных налоговым кодексом;
7. органыгосударственных внебюджетных фондов;
8. федеральнаяслужба налоговой полиции РФ и её территориальные подразделения (далее – органыналоговой полиции ) – при решении вопросов, отнесённых к их компетенцииНалоговым Кодексом РФ.
Глава 2. Правовое положение налогоплатильщика.
2.1 Права налогоплательщика.
Налогоплательщик имеет правопользоваться льготами по налогу на прибыль, установленными действующимзаконодательством без каких-либо специальных разрешений по этому поводу:представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы поналогам, причем представление этих документов носит не разрешительный, ауведомительный характер.Налогоплательщик вправе ознакомиться с актами проверок,проведенных налоговыми органами: представлять налоговым органам пояснения поисчислению и уплате налога на прибыль и по актам проведенных проверок.Принесогласии с заключениями, актами и иными решениями налоговых органовналогоплательщик вправе обжаловать их, а также действия должностных лицналоговых органов в вышестоящий налоговый орган, а также в арбитражный суд.Налогоплательщикам важно знать, что в соответствии со ст.4 Федерального Закона«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Любыезаконы, ухудшающие положение налогоплательщиков, подлежат введению в действиене ранее, чем по истечении десятидневного срока с момента их официальногоопубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полноготекста закона в «Российской газете» или в «Собрании законодательстваРоссийской Федерации».В соответствии с Законом РФ «Об основахналоговой системы в Российской Федерации» каждый налогоплательщик(предприятие, учреждение, организация) подлежит в обязательном порядкепостановке на учет в государственное налоговой инспекции по месту своейрегистрации (с присвоением ему определенного идентификационного номера). Дляпостановки на учет надо представить в налоговую инспекцию заявлениеустановленной формы, три экземпляра карты постановки на учет, копииучредительных документов, заверенные в установленном порядке, форму заявленияможно получить в налоговой инспекции по местонахождению налогоплательщика.Налоговая инспекция обязана поставить налогоплательщика на учет в течение неболее 5 дней со дня подачи налогоплательщиком полного пакета указанных вышедокументов. При этом предприятию-налогоплательщику присваиваетсяидентификационный номер, выдается первый экземпляр карты, подписаннойначальником налоговой инспекции и скрепленной гербовой печатью.Налогоплательщику выдается справка о постановке на учет в налоговой инспекции,которая является основанием для открытия в банке расчетного счета.
2.2 Обязанности налогоплатильщика.
Налогоплательщик обязан:-своевременно и в полном объеме уплачивать налог на прибыль в установленномпорядке (авансовые платежи и платежи по фактически полученной прибыли);- вестибухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными документами;применительно к налогу на прибыль особо важное значение имеет соблюдениетребований Положения о составе затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и опорядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложенииприбыли (в редакции дополнений и изменений, внесенных постановлением ПравительстваРФ от 1 июля 1995 года № 661 ):- составлять отчеты о своейфинансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пятилет:- представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплатыналогов документы и сведения;- вносить исправления в бухгалтерскую отчетность вразмере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленногопроверками налоговых органов;- в случае несогласия с фактами, изложенными вакте проверки, произведенном налоговым органом, представлять письменныепояснения мотивов отказа от подписания этого акта;- выполнять требованияналогового органа об устранениивыявленных нарушений законодательства о налогах;- в случае ликвидации или реорганизации предприятия сообщать налоговым органамо принятом решении о ликвидации или реорганизации предприятия независимо оттого, кем принято это решение. В случае ликвидации предприятия обязанность поуплате недоимки этого предприятия (неуплаченного или уплаченного неполностьюналога) возлагается на ликвидационную комиссию.В соответствии с письмомЦентрального банка РФ № 298 от 5 июля 1996 года предприятия, учреждения иорганизации, осуществляющие платежи в бюджет и государственные внебюджетныефонды, должны сдавать соответствующие платежные поручения не позднее дня, предшествующегонаступлению срока платежа. Если средств на счете не хватает или ониотсутствуют, на платежном поручении делается отметка об очередности платежа. Насвоевременность внесения налоговых платежей большое влияние оказывает системарасчетов между предприятиями, порядок осуществления платежей по обязательствамза поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. В связи с этим УказомПрезидента РФ от 20 декабря 1994 года № 2204 «Об обеспечении правопорядкапри осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнениеработ или оказание услуг)» установлено, что в соответствующих договорахдолжны быть определены сроки исполнения обязательств покупателями, заказчикамипо расчетам за поставленные им товары, выполненные работы или оказанные услугии что предельный срок исполнения таких обязательств три месяца с моментафактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг). Этот срок посоглашению сторон может быть меньше трех месяцев, но не может быть больше. Занарушение налогового законодательства предприятия п ответственность вустановленном порядке. Так, за занижение суммы прибыли или сокрытие частиприбыли от налога, за завышение себестоимости продукции, приведшие к занижениюприбыли с предприятия взыскивается вся сумма сокрытой или заниженной прибыли иштраф в таком же размере, а при повторном аналогичном нарушении штраф взимаетсяв двукратном размере этой суммы.Кроме того, за отсутствие учета затрат напроизводство и финансовых результатов или за ведение такого учета с нарушениемустановленного порядка, что привело к занижению или сокрытию прибыли запроверяемый налоговыми службами период, предприятие наказывается штрафом вразмере 10 % доначисленных сумм налога.Пример. На предприятии затраты настроительство гаража в сумме 140 млн руб. ошибочно отнесены на себестоимостьпродукции, что было обнаружено при проверке налоговой инспекцией (затраты настроительство гаража- это капитальные вложения, осуществляемые за счетамортизационных отчислений или прибыли, остающейся в распоряжении предприятияпосле уплаты налога на прибыль).В данном случае имеет место занижение прибылина 140 млн руб., соответственно не учтен налог с этой суммы прибыли. Спредприятия взыскивается сумма заниженной прибыли — 140 млн руб. и штраф втаком же размере, — всего 280 млн руб. Но уплата штрафа не освобождает отуплаты налога в сумме 49 млн руб. (140 млн руб. х 35%). Кроме того, занеправильное ведение учета (в данном случае — нарушение установленного порядкаучета затрат на производство) взыскивается штраф в размере 10 % доначисленнойсуммы налога, то есть 4,9 млн руб. (49 млн руб. х 10%). При установлении судомфакта умышленного сокрытия или занижения прибыли приговором или решением судапо иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджетштраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы прибыли. При этомфакт умышленного сокрытия прибыли или занижения с целью неуплаты налога наприбыль или неполной его уплаты может быть установлен только в судебномпорядке. Налоговым органам такое право не предоставлено.За несвоевременноепредставление в налоговую инспекцию расчетов по налогам с предприятиявзыскивается штраф в размере 10% от причитающихся по расчету сумм налога, а насоответствующих должностных лиц предприятия налагается административный штраф вразмере от 2 до 5 минимальных месячных размеров оплаты труда; при повторномнарушении административный штраф налагается в размере от 5 до 10 минимальныхмесячных размеров оплаты труда.За задержку уплаты налога в бюджет — с предприятиявзыскивается пеня в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый деньпросрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты налога. Взыскание пенине освобождает налогоплательщика от других видов ответственности за нарушенияналогового законодательства.Недоимки по налогу на прибыль и другим обязательнымплатежам, а также штрафы, пени и иные санкции, предусмотренныезаконодательством, взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке.Налогоплательщик не несет ответственность за налоговые нарушения, если ониявились следствием задержки финансирования из бюджета или оплатыгосударственного заказа, арифметической ошибки в документах, неправильныхдействий налогового агента, выполнения плательщиком указаний налоговых органов,стихийных бедствий и других обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорныхобстоятельств).В исключительных случаях налогоплательщик вправе обратиться спросьбой об отсрочке или рассрочке уплаты штрафов за нарушение налоговогозаконодательства. По решению руководителя налогового органа такая отсрочка илирассрочка может быть предоставлена при сложном финансовом положенииплательщика, когда взыскание штрафов может привести к прекращению егопроизводственной деятельности. Отсрочка или рассрочка предоставляется только впределах текущего бюджетного года и на срок не более шести месяцев.Что касаетсяотсрочек и рассрочек самих налоговых платежей, то они по просьбе плательщиковмогут предоставляться соответствующими финансовыми органами (по платежам в ФБМинфином РФ), которые уведомляют налоговые органы о принятых решениях.Права иобязанности налогоплатильщиков определены законом РФ “Об основах налоговойсистемы в РФ” от 27.12.91г., другими нормативными актами.
Глава 3.Финансово-правовой статус налогоплательщиков.
3.1 Виды налогоплательщиков.
Главным признаком налогоплательщиков,отличающих их от всех иных лиц, является наличие обязанностей уплачивать налогии сборы. В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерацииобъектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход либо иноеэкономическое основание, с наличием которого у налогоплательщиказаконодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности оуплате налога.
Следовательно, обязанности по уплатеналогов возникают при наличии у лица объекта налогообложения. Исходя изизложенного, налогоплательщиками являются лица, в отношении которых являютсяобъекты налогообложения. Например, плательщиком подоходного налога являетсяфизическое лицо, получившее доход. Определение в качестве налогоплательщиковтолько физических лиц и организаций соответствует общепринятому пониманиюсубъектов гражданского права.
Налогоплательщиками и плательщикамисборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НКРоссийской Федерации возложенаобязанность уплачивать налоги и сборы.
К организациям согласно НК РоссийскойФедерации относятся:
Российские организации- юридическиелица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Иностранные организации – иностранныеюридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающиегражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательствоминостранных государств; международные организации, их филиалы ипредставительства, созданные на территории России.
Проблема участия в налоговыхотношениях филиалов и других обособленных подразделений юридических лиц решенав налоговом кодексе следующим образом: обособленные подразделения лишьисполняют обязанности юридических лиц по уплате налогов и сборов на тойтерритории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции юридических лиц (статьи 11 НКРоссийской Федерации). Субъектами же налоговых отношений остаются юридическиелица.
Что касается юридических лиц, то этопонятие охватывает как обычных граждан (в том числе иностранцев и лиц безгражданства), так и индивидуальных предпринимателей (в том числе незарегистрированных в качестве таковых, но осуществляющих деятельность, насистематическое получение дохода от оказания платных услуг) (статьи11 НКРоссийской Федерации).
По законодательству некоторыхзарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, ане конкретный гражданин. В соответствии с положениями российскогозаконодательства семья налогоплательщиком не является.
НК Российской Федерации содержитдостаточно подробный перечень прав и обязанностей налогоплательщиков иплательщиков сборов (статьи 21 НК Российской Федерации). Эти права можноусловно разделить на три группы.
Первые группу составляют права,обеспечивающие правильное, надлежащие исполнение обязанностей по уплатеналогов. К этой категории можно отнести:
1. право получать от налоговых органовбесплатную информацию о действующих налогах и сборах, в налоговомзаконодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочияхналоговых органов и их должностных лиц;
2. право получать от налоговых органовписьменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах исборах.
Последнее право обращает на себявнимание в связи с положением статьи 111НК Российской Федерации, согласно которому выполнение налогоплательщику илиналоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органомили другим или другим уполномоченным государственным органом или ихдолжностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством,исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Вторая группа прав обеспечивает учётэкономических интересов налогоплательщика при уплате налогов. В частности:
1. право использовать налоговые льготыпри наличии на оснований и в порядке, установленном законодательством о налогахи сборах;
2. право получать отсрочку, рассрочку,налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях,установленных НК Российской Федерации;
3. право на своевременный зачёт иливозврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов.
Третья группа объединяетпроцессуальные права налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля.Сюда включены:
1. право представлять свои интересы вналоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
2. право представлять налоговым органами их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также поактам проведённых налоговых проверок;
3. право присутствовать при проведениивыездной налоговой проверки;
4. право получать копии акта налоговойпроверки и решений налоговых органов, а так же требования об уплате налога;
5. право требовать от должностных лиц налоговыхорганов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении имидействий в отношении налогоплательщиков;
6. право не выполнять не правомерныеакты и требования налоговых органов и их должностных лиц, несоответствующие НК РоссийскойФедерации или иным федеральным законам;
7. право обжаловать в установленномпорядке решения налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;
8. право требовать соблюдения налоговойтайны;
9. право требовать возмещения убытковпричиненными незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями(бездействиями) их должностных лиц.
Из перечня процессуальных прав,которые, что вполне естественно, так же призваны защищать экономическиеинтересы налогоплательщиков, следует особого выделить право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НКРоссийской Федерации или иным федеральным законом. Однако только окончательнуюоценку правомерности может давать только суд.
Помимо основной обязанностиналогоплательщика – существуют и иные установленные законом налоги – существуюти иные призванные обеспечить налоговым органам возможность осуществлять контроль заправильностью и полнотой уплаты налогов (статьи 23 НК Российской Федерации).вчастности налогоплательщики обязаны:
1. находится на учёте в подразделенияМинистерства по налогам и сборам, если такая обязанность предусмотрена НКРоссийской Федерации;
2. вести в установленном порядке учётсвоих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанностьпредусмотрена законодательством о налогах;
3. представлять в налоговый органналоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такаяобязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4. выполнять законные требованияналогового органа об устранении выявленных нарушений налоговогозаконодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностныхлиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
5. предоставлять налоговому органунеобходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НКРоссийской Федерации.
6. В течении трёх лет обеспечиватьсохранность данных бух. Учёта и других документов, необходимых для исчисления иуплаты налогов, а так же документы подтверждающие полученные доходы иуплаченные налоги;
7. Нести иные обязанностипредусмотренные в законодательстве о налогах и сборах. На организации ииндивидуальных предпринимателей, помимо прочего, возложена обязанность, сообщатьв соответствующий налоговый орган:
А) об открытии или закрытии счетов;
Б) обо всех случаях участи я в российских и иностранных организациях;
В) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РоссийскойФедерации;
Г) о прекращении своей деятельности, объявление о несостоятельности(банкротстве), ликвидации или реорганизации;
Д) об изменении своего местоположения.
Плательщики сборов обязаны уплачиватьзаконно установленные сборы, а так же нести иные обязанности, установленныезаконодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных нанего обязанностей на него налогоплательщик несёт ответственность в соответствиис законодательством Российской Федерации.
Статья 20 НК Российской Федерацииопределяет особую категорию лиц. Это так называемые взаимозависимые лица – лица, отношения между которыми «могутоказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты ихдеятельности или деятельности подставляемых ими лиц».
Взаимозависимость лиц устанавливаетсяв определённых случаях:
1. если одна организация непосредственнои (или) косвенно участвует в другой организации, а суммарная доля составляет20%. Доля косвенного участия одной организации в другой черезпоследовательность иных организаций определяет в виде произведения долей,непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
2. если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу подолжностному положению (так, взаимозависимыми лицами являются директорпредприятия, начальник отдела и.д.р.);
3. если лиц состоят в отношениях брака, родства, свойства усыновителя иусыновлённого, а так же попечителя и опекаемого;
4. суд может признать лиц взаимозависимыми по иным основаниям, еслиотношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализациитоваров и.т.д.
Таким образом, при совершениивышеуказанными лицами сделок следует учитывать, что они могут оказаться нетолько родственниками, но и взаимозависимыми лицами.
В соответствии со статьёй 40 НКРоссийской Федерации налоговые органы вправе контролировать правильностьопределения цен (в целях налогообложения) на товары (работы, услуги) по сделкам междувзаимозависимыми лицами.
Категория «участия вимуществе» применяется в основном только в момент учреждения юридическихлиц, а так же в отношении юридических лиц, осуществляющих свою деятельность вформе товарищества, общества с ограниченной ответственностью и производственныхкооперативов. Для акционерных обществ категория «участие» неприменяется, поскольку согласно статьи 96 ГК Российской Федерации и статьи 2Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» уставнойкапитал разделён на определённое количество акций, удостоверяющий обязанности иправа участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Глава4.Участники налоговых отношений и банки.
4.1Налоговые агенты.
Налоговыми агентами признаются лица,на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности поисчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты имеют те же права,что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
В соответствии со статьёй 24 НКРоссийской Федерации налоговые агенты обязаны:
1. правильно и своевременно исчислять,удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислятьв бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2. в течении одного месяца письменносообщать в налоговый орган по месту своего учёта о невозможности удержать налогу налогоплательщика, а так же о сумме задолженности налогоплательщика;
3. вести учёт выплаченныхналогоплательщиком доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетныефонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4. представлять свой налоговый орган поместу своего учёта документы, необходимые для осуществления контроля заправильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
За неисполнение или ненадлежащееисполнение на него обязанностей налоговый агент несёт ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации.
В налоговом кодексе впервые чёткозакреплён статус налогового агента как самостоятельного участника налоговыхправоотношений.
Действующее законодательствопредусматривает уплату налога не только самостоятельно налогоплательщиком, но ипутём удержания налога у источника выплаты. Источник выплаты доходовналогоплательщику – это организация или физическое лицо, от которыхналогоплательщик получает доход (пункт 2 статьи 11 НК Российской Федерации).
Налоговым законодательством источник выплаты признаётсяналоговым агентом, обязанным исчислить налог, удерживать его из перечисляемых денежных сумм иперечислять удержанную сумму налога в бюджет, причём уплата налога производитсяза счёт налогоплательщика. Например в соответствии со статьёй 226 налоговогокодекса Российской Федерации налоговым агентом по подоходному налогу являютсяпредприятия, учреждения, организации и индивидуальные предпринимателивыплачивающие доходы физическим лицам. Налоговым агентом по НДС в соответствии со статьей 161 Налоговогокодекса Российской Федерации являются российские предприятия, не состоящие вналоговом органе на территории России. Налоговым агентом по налогу на доходыиностранных юридических лиц в соответствии с Законом Российской Федерации«О налоге на прибыль предприятий и организаций» являются предприятия,организации и другие лица, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам.Необходимо отметить, что одно и тоже лицо, например конкретная организация,может одновременно являться налогоплательщиком и налоговым агентом.
Уплата сборов через налоговых агентовне предусмотрена в связи со спецификой данного вида обязательныхгосударственных платежей. В тоже время сборы могут быть уплачены любымзаинтересованным лицом с отнесением расходов на плательщика сборов, если этоопределено действующим законодательством. Так, в соответствии со статьёй 118 Таможенного кодекса РоссийскойФедерации любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, еслииное не определено Таможенным кодексом.
Постановлением Пленума ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации от 20 марта 1997 года №6 «Онек