Содержание:
Стр.
Введение...............................................................................................................................2
Глава 1
1.1. Понятие приватизациигосударственного и муниципального имущества….3
1.2. Развитие законодательстваРоссийской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества………………………………….6
Глава 2
2.1. Процесс приватизациив России: цели и этапы……………………………....19
2.2. Итоги приватизации……………………………………………………………26
2.3. Современные тенденциии перспективы приватизации……………………..28
Заключение………………………………………………………………………………..30
Список использованныхисточников……………………………………………………32
Введение
В последние десятилетия внашем государстве произошли коренные изменения, связанные с переход нашей страныот командно-административной системы экономики к рыночной модели экономическихотношений. Для осуществления этого перехода необходимо, прежде всего,необходимо было создать конкурентную рыночную среду путем построения новыхотношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительногоположения государственных предприятий.
Именно приватизационная реформа стала «рычагом», «основной движущей силой» коренныхпреобразований, сердцевиной экономической реформы. Вообще, приватизация представляетсобой процесс реформирования государственной собственности путем передачигосударственной собственности путем передачи государственного имущества всобственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целяхформирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат посодержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им.
Приватизационнаяреформа в России прошла несовсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами, и в нашем обществесейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведеннойприватизации, её экономической и политической не целесообразности, а некоторыеизвестные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведеннойприватизации.
Российская приватизацияотличается противоречивостью нормативно-правовых актов о приватизации, поэтомуодной из цели своей курсовой работы я ставлю – показать эволюцию российскогозаконодательства о приватизации, так же проанализировать нормы законодательствапо этому вопросу, а так же показать приватизацию государственного имуниципального имущества с практической точки зрения – т.е. раскрыть процессприватизации в России и оценить ее итоги.
Глава 1
1.1.Понятиеприватизации государственного и муниципального имущества
В экономическом смыслепод приватизацией понимается преобразование отношений собственности путемпередачи или продаж на различных условиях государственной и муниципальнойсобственности частным и коллективным хозяйствующим субъектам»[1].
Поскольку к началу 90-хгодов XX в. наиболее актуальным для экономики страны был вопрос о приватизациипредприятий, первый закон в этой сфере — Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 15314«О приватизации государственных и муниципальных предприятий» касалсяпредприятий, их имущества, а не других видов государственного и муниципальногоимущества. В нем вовсе не упоминались, например, земельные участки, включая те,на которых предприятия размещены.
В соответствии с этимЗаконом под приватизацией понималось приобретение гражданами, акционернымиобществами (товариществами) у государства в частную собственность предприятий какимущественных комплексов, а также иных объектов: цехов, производств, участков,оборудования, зданий, сооружений, материальных и нематериальных активовпредприятий, долей (паев, акций) государства в капитале акционерных обществ (товариществ)и др.
Данное определениесодержало в себе ряд недостатков, в том числе:
· неоправданное ограничение круга лиц,являвшихся приобретателями государственного имущества – не указаны, например,производственные кооперативы, хотя эта организационно-правовая форма былавесьма распространена еще со времен СССР;
· использование неюридическойтерминологии в определении объектов приватизации (цех, участок и т.п.);
· отсутствие указания на возмездностьотношений, связанных с приватизацией государственного имущества – допускаласьбезвозмездная передача части акций членам трудового коллектива приакционировании предприятий.
Акцентв определении приватизации делался наприобретении объектов в частнуюсобственность, а не на целесообразном в каждом отдельном случае отчуждении государственного имуниципальногоимущества.
Приватизация инициировалась органами исполнительной власти,заинтересованными юридическими и физическими лицами, которые подавали заявки наприватизацию конкретного объекта уполномоченному принимать решениеоб этом государственному органу. В Законе о приватизации 1991г. содержался закрытый перечень оснований для отказа заинтересованнымлицам в принятии решений о приватизации. Среди них не было такого основания дляотказа в приватизации, как ее нецелесообразность. Если приватизация объектане была законодательно запрещена, а лицо, подавшее заявку,не ограничено в силу закона выступать в качестве покупателя, положительноерешение о приватизации должно было быть принято. Можно сказать, чтов соответствующих случаях приватизация для государства былафактически обязательной. Государство, таким образом, гарантировало правограждан и юридических лиц реально приобрести предприятия, ихчасти в свою собственность
В Гражданском Кодексеприватизация государственного и муниципального имущества понимается какпередача имущества, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности, его собственником в собственность граждан и юридических лиц впорядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципальногоимущества. Данное понимание приватизации, устраняя ряд юридических недостатков терминологии,все же требовало дополнительной детализации в специальном законодательстве.Модификация законодательства.
Федеральный закон от 21 июля1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества»1 существенно изменил понятиеприватизации. Приватизация — этовозмездное отчуждение государственного или муниципального имущества(объектов приватизации) в собственностьфизических и юридических лиц. Изуказанного определения следует, что:
· приватизацияносит возмездный характер;
· приватизациякак процесс представляет собой деятельность государства и муниципальныхобразований, направленную на уменьшение доли собственности этихпублично-правовых образований в экономике страны.
Хотелось бы, что Закон о приватизации 1997 г. сохранял заявочную системуинициирования приватизации и исчерпывающий перечень основанийдля отказа в принятии решений о приватизации.
Ныне действующий Федеральный закон от 21 декабря 2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» понимает подприватизацией государственного и муниципального имущества возмездное отчуждениенаходящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов илимуниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственностьфизических и/или юридических лиц.
Отменена заявочная система приватизации.Заинтересованные лица сейчас вправе подавать не заявки наприватизацию, а выходить с предложениями о приватизации. В своюочередь, эти предложения могут быть учтены или, напротив, неучтены при разработке прогнозного плана (программы)приватизации федерального имущества. Закон не содержит перечняоснований для отказа в приватизации.
Я хотела бы отметить, что Закон говорит опередаче государственного и муниципального имущества всобственность физических и юридических лиц (а не в частную собственность).Объясняется это, очевидно, тем, что приобретать это имущество могут субъектыиных форм собственности: ведь Конституция РФ, помимогосударственной, муниципальной и частной собственности, допускаетсуществование и других форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Сфера действия Законао приватизации 2001 г. (как и его предшественника — Закона 1997г.) очерчивается не прямо, а перечислением отношений, возникающихпри отчуждении государственного и муниципального имущества, на которыеэтот Закон не распространяется. Например, регулируются другими законамиприватизация жилищного фонда и имущества государственного резерва, государственногоимущества, находящегося за пределами России, и другие случаиотчуждения, указанные в законе.
Законодательство о приватизации не распространяется на отношения,возникающие при отчуждении:
· государственными и муниципальнымиунитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениямиимущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
· государственного и муниципального имуществана основании судебного решения.
Отчуждение государственного и муниципального имущества в указанныхслучаях регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативными правовыми актами. Например, отчуждение имущества государственногопредприятия, признанного в установленном порядке банкротом, регулируется о абанкротстве, а не законодательством о приватизации. Таким образом, указанныеотношения не подпадают под понятие приватизации.
1.2.Развитие законодательстваРоссийской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента,постановлениями Правительства РФ. Законодательствоо приватизации имеет специфику,регулируя отношения, в которых государство играет главенствующую роль. Отсюда возникает вопрос к какойкатегории законодательства можно отнести законодательство о приватизации? Ответитьна этот вопрос возможно в том случае, если мы определим какие отношениярегулирует законодательство о приватизации. В частности, Федеральныйзакон «О приватизации государственного и муниципального имущества» 2001 г.,который составляет основу приватизационного законодательства, содержит нормы:регулирующие деятельность государственных и муниципальных органов; касающиесяих прав и обязанностей в сфере управления и реализации полномочий; связанные сорганизационно-управленческой деятельностью (полномочия органов по управлениюимуществом, иных государственных органов в сфере приватизации). Эти отношенияявляются административными, возникают между различными государственными(муниципальными) органами в сфере управления и характеризуются методом власти иподчинения. Другую группу отношений, регулируемых законодательством оприватизации, составляют гражданские правоотношения, возникающие междуравноправными субъектами в связи с переходом прав собственности наприватизируемое имущество.
Таким образом,можно сделать вывод, что законодательство о приватизации содержит какгражданско-правовые, так и административно-правовые нормы, определяющие частныеи публичные отношения отдельных лиц. Кроме того, законодательство оприватизации содержит также нормы, регулирующие иные виды отношений:финансово-бюджетные отношения (в части определения нормативов и порядкараспределения поступивших от приватизации денежных средств), отношения в частииспользования объектов культурного или социально-бытового назначения и т.д.Означает ли это, что законодательство о приватизации можно выделить в какую-тоособенную категорию?[2]
В юридическойлитературе высказывалась точка зрения, что законодательство о приватизацииносит ярко выраженный административно-правовой характер и не может быть отнесенок гражданскому законодательству, а представляет собой раздел хозяйственногозаконодательства, в состав которого входят акты Российской Федерации, еесубъектов и муниципальных образований[3]. Вобоснование этого приводятся положение абз. 2 п. 3 ст. 96 ГК РФ о возможномособом регулировании правового положения акционерных обществ, созданных путемприватизации государственных и муниципальных предприятий, а также положение ст.217 ГК РФ о приоритете приватизационных норм перед нормами ГК РФ в отношении порядкаприобретения и прекращения права собственности. Однако с данной позицией трудносогласиться. Действительно, регулирование деятельности государства и иныхсубъектов при приватизации государственного и муниципального имущества требуетособых законодательных правил, учитывающих специфику данных отношений.Необходимо отметить, что кроме приватизации существуют и другие отдельные видыдеятельности: антимонопольная деятельность, деятельность по снабжениюэлектроэнергией, газом, деятельность в сфере коммунальных услуг и пр., гдеадминистративное и гражданское право пересекаются, действуют совместно,регулируя присущими им методами одни и те же общественные отношения[4].
Очевидно, что вданном случае можно говорить только о комплексном характере законодательства оприватизации, содержащего нормы гражданского, административного, финансового,земельного и иных отраслей права. Каждое из правоотношений, возникающих приприватизации государственного имущества, можно отнести к той или иной отраслиправа, но даже все вместе они не составят что-либо целостное и системное.
Основу правовогорегулирования приватизации составляют федеральныезаконы о приватизации: 1991, 1997 и 2001 гг.
Далее хотелосьбы проследить, как в соответствии с вышеупомянутыми законами как изменяютсяосновные понятия и категории приватизации государственного и муниципальногоимущества.
Под субъектами приватизации понимаютсяучастники, между которыми возникают определенные общественные отношения. Вюридической литературе распространено мнение о существовании особых«приватизационных правоотношений»2. В качестве субъектов указанныхотношений выступают, с одной стороны — собственники государственного имуниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, т.е.продавцы имущества, а с другой стороны — лица, являющиеся приобретателями(покупателями) имущества.
Собственникамигосударственного имущества является Российская Федерация, субъекты РФ (входящиев состав РФ республики, области, края, автономные округа, города Москва иСанкт-Петербург). Отметим, что в отличие от государства СССР, которое выступалов качестве единого собственника государственного имущества, сейчас существуютдва вида государственной собственности — федеральная и собственность субъектовРФ. Муниципальная собственность — самостоятельная форма собственности, неотносящаяся к государственной (ст. 8 Конституции РФ).
Право собственности от имени РФ, субъектов РФосуществляют органы власти, действующие в пределах своей компетенции.Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции в
области приватизации и полномочия собственника, в том числеправа акционера, является Федеральное агентство по управлениюфедеральным имуществом, действующеена основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября2004 г. №691. Т.е. права собственника осуществляет Правительство РФ.
В соответствии с Закона оприватизации 2001 г. функции продавца федерального имущества поспециальному поручению Правительства РФ от его имени могут осуществлять специализированныегосударственные учреждения.
В отличие от Закона оприватизации 1997 г., в соответствии, с которым продавцом выступалотолько одно учреждение — РФФИ, по Закону о приватизации 2001 г. может бытьнесколько подобных учреждений. Однако нужно отметить, что распоряжением ПравительстваРФ от 26 августа 2002 г. № 605-р функции по продаже федерального имущества отимени Правительства РФ поручено осуществлять РФФИ.
Отметим, что РФФИ не является органомгосударственной власти, он выступает в качестве агента государства и обязандействовать в его интересах и на наиболее выгодных для негоусловиях РФФИ — некоммерческая организация.Денежные средства, полученные от приватизации, являются собственностьюгосударства.
Неторные авторы не согласны с понятием продавец государственного и муниципального имущества, посколькуне все способы приватизации представляют собой разновидностьгражданско-правового договора купли-продажи, и обозначают этого субъектаприватизации просто как собственник государственного и муниципальногоимущества.
Лица, приобретающие объекты приватизации, традиционно назывались и называются покупателямигосударственного и муниципального имущества.
Покупателями, как и по Закону оприватизации 1997 г., могут быть любые физические и юридические лица,кроме унитарных предприятий, государственных и муниципальныхучреждений, а также организаций с долей государства, муниципальныхобразований в уставном капитале более 25 процентов.
Исключение из числа покупателей унитарныхпредприятий понятно — в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферычастной собственности.
Вместе с тем запрет приобретатьпредприятия как имущественные комплексы акционерным обществам сдолей государственного участия в акциях, например, в 26 процентоввряд ли оправданно. Ведь акционерные общества действуют на основечастной собственности. Соответственно, на мой взгляд, они должны участвовать в приватизациии приобретать приватизируемое имущество.
Напомню, что в Законе о приватизации1991 г. содержался запрет на участие в приватизации в качествепокупателя также хозяйственным обществам (товариществам), в уставном капиталекоторых доля общественных организаций, благотворительных и иныхфондов превышала 25 процентов.Законо приватизации 1997 г. этот запрет не содержит.
В отличие от двух предыдущих законов оприватизации (1991 и 1997 г.), Закон о приватизации непредусматривает каких-либо льгот для членов трудового коллективаприватизируемого унитарного предприятия, а также созданного впроцессе приватизации открытого акционерного общества. Работники могут наравных условиях с другими покупателями приобретать приватизируемое имущество.
В качестве покупателей государственногои муниципального имущества в РФ могут выступать наряду с российскими физическими июридическими лицами также и иностранные.
Но ранее действовавшее законодательствоограничивало участие иностранных инвесторов в приватизации предприятий. Так,например, решения о возможности допуска иностранных инвесторов к участию вприватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, нефтяной игазовой промышленности, по добыче и переработке руд стратегических материалов,драгоценных и полудрагоценных, драгоценных металлов и т.д. могут быть принятыПравительством РФ и правительствами республики в составе РФ согласно Программы приватизации 1993 г.,которой устанавливались цель, приоритеты и ограничении при проведенииприватизации РФ в период с 1992 г. по 1993 г.
Законодательство предусматривало переченьимущества, которое приватизируется с установлением запрета на участие в егоприватизации иностранных физических и юридических лиц, а такжерезидентов РФ, имеющих в качестве учредителей (участников) илиаффилированныхлиц иностранных физических и юридических лиц (Закон 1997 г.). Закон о приватизации 2001 г. непосредственно неустанавливает каких-либо ограниченийиностранного участия в приватизации. Он содержит лишь отсылочные нормы к законодательству о валютном Регулировании по вопросу о документах,представляемых претендентами —нерезидентами РФ: требования к документам определяется специальным законодательством о валютномрегулировании и валютном контроле.А такой способ приватизации, как продажа за пределами территорииРФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерныхобществ, предусматривает привлечение в качестве покупателей исключительнонерезидентов.
В отличие от ранее действовавшегоЗакон 2001 г. не требует обязательного декларирования источниковденежных средств, используемых покупателями (юридическими и физическимилицами) при совершении платежей по сделкам приватизациигосударственной и муниципальнойсобственности.
Таким образом, можноконстатировать, что государство идет по пути сокращений ограниченийдля лиц, которые могут участвовать в качестве покупателейгосударственного и муниципального имущества.
Действующеезаконодательство о приватизации в качестве основного объектаприватизации определяет государственное имуниципальное имущество. Изменения в направленности приватизации можнопроследитьдаже по изменениям в названиях законов о приватизации(в1991 г. — приватизация предприятий, в 1997 и 2001 гг. — приватизацияимущества). При чем под имуществом, подлежащим приватизации, понимаютсяимущественные комплексы государственныхи муниципальных предприятий, находящихся в государственной собственности акцииоткрытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанноес деятельностью предприятия, например исключительные права на результатыинтеллектуальной деятельности.
Закон 1991 г. содержал обширный перечь объектовприватизации, для обозначения которых, использовались неюридические термины. Кобъектам приватизации относились:
1) предприятия, цеха,производства, участки, иные подразделения этих предприятий;
2) оборудование, здания, сооружения;
3) лицензии,патенты и другие материальные активы предприятий;
4) активыликвидационных предприятий;
5) доли(паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов, приватизируемых предприятийв капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместныхпредприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и другихобъединений предприятий.
Законы1997 и 2001 гг. отказались от подобногоперечисления объектов приватизации, употребив в качестве объекта приватизациипонятие государственного и муниципального имущества.
Закон о приватизации 2001 г.вводит понятие «стратегические предприятия и акционерные общества». Ктаковым относятся федеральные унитарные предприятия и открытыеакционерные общества, акции которых (часть акций) принадлежитРФ, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющиестратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства,защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересовграждан РФ. Перечень стратегических предприятий и акционерных обществутверждается указом Президента РФ на основании представления ПравительстваРФ. Приватизация стратегических предприятий и акций стратегических акционерныхобществ возможна только после принятия решения Президента РФ об исключенииунитарного предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшениидоли участия РФ в стратегических акционерных обществах. Акции открытогоакционерного общества «Газпром», РАО «ЕЭС России», а также являющимисясубъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок включаютсяв прогнозный план (программу) приватизации на основании федерального закона.
Существует имущество, которое может находиться только вгосударственной или муниципальной собственности. Например, приватизации неподлежит имущество организаций федеральной почтовой связи. Иногда определенноеимущество приватизируется в особом порядке, например, приватизируемые объектыкультурного наследия с обременениями, возлагаемые на покупателя в видесоблюдения охранных обязательств.
Закон о приватизациипредприятий 1991 г. определил исходные позиции приватизации, которая должнабыла осуществляться на базе государственной программы. Государственнаяпрограмма является нормативно-правовым актом, устанавливающей классификациюобъектов и предприятий по возможности их приватизации, способы приватизации ильготы, предоставленные при приватизации, образование и распределение средствот приватизации, требования к местным программам приватизации и другие условияприватизации. Она составлялась на предстоящийпериод (первый год и три последующих года).
В силу Закона оприватизации 1997 г. государственная программа приватизации должна приниматьсяв форме федерального закона и соответственно регулировать отношения врассматриваемой сфере, но этот закон так и не был принят.
Закон оприватизации 2001 г. ввел понятие – прогнозный план (программа) приватизации. Посвоей юридической природе прогнозный план(программа) приватизации не является нормативным правовым актом, это — акт планирования приватизации объектов государственной собственности на предстоящийгод. Прогнозный план содержитперечень федеральных государственных унитарныхпредприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного имущества, котороепланируется приватизировать в соответствующем году.Здесь указывается также характеристикафедерального имущества, предполагаемыесроки приватизации.
25 августа 2006г. Правительство РФ утвердилоПрогнозный план(программа) приватизации федерального имущества на 2007 год и основныенаправления приватизации федерального имущества на 2007 — 2009 годы. Всоответствии с этим документом в 2007 году государство выставит на продажу пакеты акций 911акционерных обществ, 368 федеральных государственных унитарных предприятий, 7пакетов ЗАО и 233 объекта иного федерального имущества. Выручка от их продажидолжна составить 41 миллиард рублей. Всего же по состоянию на 1 июля 2006 годагосударство владело долями в 3724 акционерных обществ и было собственником 7178 федеральных государственных унитарных предприятий.
В 2007 году из крупных объектов, как сообщается в преамбуле документа,будут выставлены на торги акции «ВО „Станкоимпорт“,»Московского метростроя" и двух аэропортов — в Салехарде и Уфе.
Кроме того, в 2007 году государство намерено продать 0,0003 процентаакций ОАО «Северсталь», а также 100-процентные пакеты«Московского завода полиметаллов» (занимается разработкой иизготовлением комплектующих для ядерных реакторов), ОАО«Севморнефтегеофизика» (занимается геологическим изучением акваторийарктических морей для определения перспективности добычи нефти и газа),госпакеты газораспределительных станций во Владимире, Новгороде, Смоленске и наСахалине.
В то же время в опубликованном списке нет аэропорта Пулково, хотянекоторые информагентства и поспешили сообщить о его приватизации. По-прежнемуотносится к разряду стратегических и потому не подлежит приватизации крупнейшийв мире телекоммуникационный холдинг «Связьинвест», а ведь аукцион поего акциям намеревались провести еще в 2005 году. Пока не движется и приватизация«Аэрофлота». И если раньше министр экономического развития и торговлиГерман Греф не раз заявлял, что исключение «Связьинвеста» и«Аэрофлота» из «стратегического списка» может состояться вближайшее время, в последнее время он таких обнадеживающих формулировокизбегает.[5]
Прогнозный план приватизации федерального имущества содержит следующиеданные: 41 миллиард рублей должна принести казне в следующем году приватизацияфедерального имущества. В 2008 и 2009 годах эти доходы составят 44 и 40миллиардов рублей соответственно.[6]
Под способами приватизациипонимаются предусмотренные законом правовые формы отчуждениягосударственного имущества в частную собственность физических и юридическихлиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться,только способами, предусмотренными Законом о приватизации.
Законодательствоо приватизации всегда предусматривало конкретные ее способы. По мере развитиязаконодательства количество способов приватизации увеличивалось, а ее условиясовершенствовались.
Большинствоспособов приватизации (восемь из указанных в Законе о приватизации десятиспособов) – это договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство способовприватизации – это различные способы продажи государственного имущества.
Способы приватизации расположены в Законе в определенномпорядке исходя из степени их значимости; какправило, переход к следующему способуприватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован илине был реализован. Так, приватизация имущественногокомплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования его в открытое акционерное общество, а если размер уставного капитала предприятия непревышает минимальный размеруставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, то приватизацияимущественного комплекса унитарногопредприятия осуществляется другими предусмотренными федеральным законом способами.
Закон о приватизации 2001 г. наряду со способамиприватизации, предусмотренными прежним законом, установил новые, которыепрежнему законодательству известны не были. Новыми способами приватизацииявляются:
· продажаза пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акцийоткрытых акционерных обществ;
· продажаакций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценныхбумаг;
· продажаимущества посредством публичного предложения
· продажагосударственного и муниципального имущества без объявления цены.
Одновременно сведением новых способов приватизации Закон о приватизации 2001 г. отказался оттаких способов приватизации, известных по Закону 1997 г., как продажа акций,созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам,выкуп арендованного имущества, отчуждение акций владельцам ценных бумаг,удостоверяющих права на приобретение таких акций.
Я хотела быотметить, что в процессе развития законодательства о приватизации, существовалипротиворечия, которые касаются способов приватизации.
Закон о приватизации 1991 г. не предусматривал способаприватизации, который применялся на практике. Так, в 1995 г. была проведена залоговая приватизация на основе УказаПрезидента от 31 августа 1995 г. «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». На основеэтого Указа проводились аукционы,где акции не продавались, а проводился отбор кредиторов-залогодержателей попринципу «кто предложит большую сумму кредита за получение в залог акций, принадлежащихгосударству в уставных капиталах акционерных обществ, созданных путем преобразования государственныхпредприятий».
Проценты за кредит начислялись с моментавыдачи кредита до 1 января 1996 г. После этой даты возникалоправо продажи акций с соблюдением принципов конкурсности ипубличности в их реализации. Залоговая приватизация, не предусмотренная ниЗаконом о приватизации, ни Программой приватизации, представляласобой «узаконенную» притворную сделку; под видом кредита,который