Реферат по предмету "Религия и мифология"


“Иудаизм- первая монотеистическая религия. Мистицизм в иудаизме. Каббала. Тора – «ветхий завет».Талмуд. Этапы истории”.

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П.КОРОЛЕВА
Реферат потеме:
“Иудаизм-первая монотеистическая религия. Мистицизм в иудаизме. Каббала. Тора – «ветхийзавет». Талмуд. Этапы истории”.
Выполнил А.Ю.Штыкалина
Группа  618
Преподаватель
Самара  2008

СодержаниеВведение…………………………………………………………………..3 Иудаизм- первая монотеистическая религия………………….………..4 Мистицизм в иудаизме…………………………………………………..5 Каббала…………………………………………………………………….6 Тора-«Ветхий завет»………………………………………………………7
Талмуд……………………………………………………………………..8
Этапы истории …………………………………………………………...10 Заключение……………………………………………………………….14 Литература………………………………………………………………..15

Введение
Говорят, что чужд веретот, кто озабочен проблемой названия и определения религиозной системы. Тот же,для кого религия — часть личности, не интересуется систематизацией и не вводиткаких-либо определений. Для иудейской религии такой подход как нельзя болееверен. Поразительно, что в иврите — священном языке евреев — понятие«иудаизм» отсутствует. Действительно, в иврите вы не найдёте слова,которое означало бы религию. Поэтому нужно быть очень осторожным, даваяопределение иудаизму как религии, описывая его именно с этой точки зрения.Наиболее близкими по смыслу являются слова «даат»(«познание», «знание») и «эмуна» («вера»,«доверие»). Кажется, мы уже много знаем об трех основных религияхмира, поэтому хотелось бы осветить некоторые второстепенные религии. В Ветхомзавете присутствует такие имена как Авраам, Исаак и Иаков и т.д.
Меня заинтересовало, ктотакие  иудеи и какая религия ими проповедовалась, оказалось, что   Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия, возникшая в начале II тысячелетия до н. э.среди древнесемитских племен Месопотамии и ставшая национальной религиейевреев. Библейское предание связывает появление иудаизма с именем Авраама — вождя племенного объединения, отделившегося от других семитских племен наоснове веры в Единого Бога.  В моём  реферате мы рассмотрим направлениеиудаизма, основные этапы его развития, основные концепции,   а также попытаемсяразобраться что же такое каббала .

Иудаизм-первая монотеистическая религия
Возникновение иудаизмабыло революционным шагом в развитии культуры человечества, т.к. он был первоймонотеистической религией.
Вообще-то нет ничегоудивительного в том, что монотеистическая религия сложилась в ближневосточнойзоне, где ранее всего появились древнейшие очаги цивилизации и где еще в IIIтысячелетии до н. э. сформировались достаточно развитые первые религиозныесистемы. Неудивительно и то, что именно здесь, где существовали древнейшие вистории централизованные деспотии, в первую очередь Египет, сама идеяабсолютной власти и высшего суверенитета обожествленного правителя моглапривести к монотеизму. Важно, однако, заметить, что эту связь не следуетвоспринимать упрощенно. Конечно, подданные египетского фараона вполнеопределенно видели в своем повелителе высший божественный символ,олицетворявший всю их разросшуюся этнокультурную и социально-политическуюобщность. Такая исключительная в своем роде концентрация земной власти моглапривести к мысли, что и на небесах, т. е. в мире сверхъестественных сил,структура власти являла собой нечто подобное. Именно такие предположения должныбыли способствовать вызреванию идеи монотеизма.
Три основоположникаиудаизма — это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Иаков.
Бог является Аврааму иприказывает: «Уйди из страны твоей от родни твоей и от родного дома отцатвоего в страну, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народомвеликим...»(12:1 — 2). Тора нигде не объясняет, почему Бог избрал для этоймиссии Авраама. Но еврейская традиция объясняет это тем, что он был первыммонотеистом со времён Ноаха (Ноя). Бог ясно дал понять, что ожидает от Авраамаи его потомков великих дел: «Авраам ведь должен стать народом великим имогучим, и им благословятся все народы земли. Ибо я избрал его, чтобы онзаповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Господень, творядобро и правосудие» (18:18 — 19).
Наследием Авраама и сталмонотеизм — вера в то, что для человечества существует единый Бог и, что егоглавная забота — чтобы люди вели себя нравственно.
Ицхак — сын Авраама и егожены Сары. Был его приемником и передал веру свою и своего отца последующимпоколениям.
Иаков — сын Ицхака иРивки. У него было 12 сыновей (от которых происходят все евреи) и одна дочь.Позднее, уже после покорения Кнаана, земля Израиля делится между 12 коленами — племенами, родоначальниками которых стали сыновья Иакова.
В глазах евреев патриархи- не отдалённые и смутные исторические фигуры, но часть их повседневнойрелигиозной жизни.

Мистицизмв иудаизме
Появление в условияхначала всеобщего религиозного брожения в Месопотамии, книги Иезекииля далотолчок развитию мистических трактовок канонических текстов. В то время какпотенциальные оппозиционеры-мистики видели будущее иудаизма винтернационализации учения, непримиримо настроенные раввины  ставили своейцелью попытку реставрации теократического государства.
В среде мистическинастроенных иудеев личный опыт ставился на первое место, исполнениетрадиционных заповедей – на второе. Мистическийи раввинский иудаизм постепенно отдалялись друг от друга. Мистики в своих текстах уходили в многословие вплоть досоздания своеобразной еврейской литургии, в то время как талмудисты работалинад однообразием форм, считая чрезмерное рвение к молитве и экстатическоемногословие сродни словоблудию, чуждому настоящему иудаизму. Ратуя засдержанность в обращении к Богу, раввины, по-видимому, пытались исключитьиспользовании молитвы как одной из форм колдовства, при котором человекпосредством технических приемов пытается осуществить свою личную власть.
Древняя мистика былапреимущественно последовательным развитием библейского антропоморфизма имифологии, противопоставлявшихся рациональному иудаизму. Новая мистика, первые практики и распространители которойпоявились в конце XII – начале XIII в, своими достижениями в большей степениобязана стихийному энтузиазму людей, учившихся самостоятельно и не относящихсяк кругу раввинов.
Следует учитыватьисторические особенности развития собственно еврейской мистики в свете почтисинхронного появление новых религиозно-философских концепций в различныхрегионах. “Одновременность” религиозных новшеств в Египте, формированиямонотеизма, сменяется позднее почти одновременным бурным развитием еврейскоймистики, буддизма, джайнизма, учения Заратустры, даосизма, греческой философиии конфуцианства. По мере своего развития основная трансцендентная концепцияиудаизма привела к тому, что “культ частично утратил связь с ритуалом, магией иприобрел более высокую трансцендентную устремленность – процесс, который имеетнекоторые интересные параллели с тем, что происходило в Индии”. Еврейская мистика прошла путь отнаивного магического практикума до многоуровневой системы эзотерическихвоззрений с присущими ей специфическим языком, нетрадиционной логикой,аллегорическими интерпретациями и мифологическим мышлением. В иудаизме мистикастала возрождением мифологии, а иудаизм, обогащенный мистическими построениями,стал, по сути, одной из европейских философских учений. С появлением веврейских кругах понятия эзотерической мудрости начался неизбежный процессразмежевания между теми, кто пытался искать истину, и теми, кто ставил своейзадачей укрепление веры в то, что определенные постулаты и правила поведения истинны.Поскольку в результате строилось “два мира совсем отдельных, почтипротивоположных интересов”, пропасть со временем лишь углублялась до тогомомента, пока подмены и спекуляции в лагере ортодоксов не соприкоснулись слукавством и желанием лояльности из лагеря каббалистов. С этого моментаначинает свою историю общая иудейская система иерархии и авторитетов,позволяющая мистические настроения раввинам и закрывающая не прошедшимраввинскую школу путь к мистике.

Каббала
 
Каббала — термин,применяемый к целому ряду разновидностей еврейского мистицизма. Каббаластремится проникнуть в самые глубины Божественной сущности. Она представляла собой продолжение иразвитие древних мистических учений, существовавших в еврействе. Исходя изположения, что человек может созерцать Бога путем мистического единения с Ним,каббала придавала особое значение смыслу имен Бога и ангелов и пыталась найтиключ к тайнам бытия и божественных заповедей, в частности путем интерпретациичислового значения слов и букв Библии.  В Талмуде есть история, повествующая о четырёх мудрецах (Бен Азай, Бен Зома, Элиша бен Авуя и раби Акива), которые собрались вместе изанялись мистическими  упражнениями, есть мнение, что им удалось попасть в ганэден(райский сад). Бен Азай, отмечает Талмуд, «посмотрел и сошёл сума, Бен Зомаумер. Элиша бен Авуя стал еретиком и изменил иудаизму. Один раби Акива зашел смиром и вышел с миром. Именно этот случай наряду с более поздними фактамиутраты рассудка вынудили мудрецов вынести в 17 веке решение, по которому Кабалуразрешалось изучать только женатым мужчинам старше 40 лет, хорошо знакомым сТорой и Талмудом и, у которых есть два ребёнка разных полов старше 13 лет.
Самая известнаякабалистическая книга – «Зогар», обнародованная в 13 веке Моше де Леоном,который утверждал, что её авторство принадлежит мудрецу 2 века Шимону барЙохаю. Некоторые современные ученые считают, что Де Леон сам был автором«Зогара», ортодоксальные каббалисты по-прежнему уверены в авторстве Шимона барЙохая – для них он не только автор книги, но и человек, зафиксировавшиймистическую традицию, уходящую к временам Моше.
Книга «Зогар написана наарамейском языке (как и Талмуд) в виде комментариев  к пяти книгам Торы. Еслибольшинство комментариев интерпретируют Тору как повествовательный и правовойтекст, то мистики склонны рассматривать её «как систему символов», которыеоткрывают тайны установления космоса и даже секреты Бога.
Кабала издавна была однойиз ведущих сфер еврейской мысли. В Кабале встречаются идеи, которые многимкажутся нееврейскими, например, вера в переселение душ. Между 1500 и 1800 гг.,отмечает Шолем, «Кабала широко считалась подлинной европейской теологией», ипочт никто не воспринимал её критически. Однако с вхождением евреев всовременный мир, в котором рациональное значение ценится выше, чем мистическое,о Кабале стали забывать. В последние годы заметен рост интереса к Кабале,сегодня она изучается евреями-хасидами и многими не верующими евреями,воспринимающими её как часть альтернативной контр культуры.

Тора-«Ветхий завет»
Священные книги иудаизмаможно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которуюназывают словом Тора (в переводе с иврита — “Закон”). Во вторую группу входитопять только одна книга-том: Танах. В третью группу входит некоторое количествокниг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собраниесвященных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).
Тора — самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Что касается историков, то они думают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э. Тора — это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия. Первая: Берешит (в переводе — “В начале”). Вторая: Веэлле Шемот (“И вот имена”). Третья: Вайикра (“И воззвал”). Четвертая: Бемидбар (“В пустыне”). Пятая: Элле-гадебарим (“И вот слова”). Все части Торы, взаимодействуя, служат одной всеобъемлющей цели — созданию справедливого общества, воодушевляемого пониманием того, что человек сотворен по подобию Бога. Но Тора на этом не останавливается. Ее цель — создать идеальное общество, по законам которого захочет жить весь мир, и таким образом все человечество обретет благословение Торы.
Тора, которую евреи получили на горе Синай, состоит из Письменной и Устной Торы. Письменная Тора — это то, что обычно называют Пятикнижием, а также Книги пророков и Писания. В Торе рассказано, как народ Израиля вступил в завет с Богом; там же излагается основной смысл законов — мицвот, которые евреи обязались соблюдать. Эти законы во всей их полноте, а также практика их применения передавались устно из поколения в поколение на протяжении веков. В течение почти полутора тысяч лет после дарования Торы традиции, составляющие Устный закон, не записывались. Их можно было изучать только в устной форме, непосредственно общаясь с учителем Торы. Еврейские мудрецы умели применять, с присущим им мастерством, эти законы к новым ситуациям в постоянно меняющейся жизни. Этот процесс идет и в наши дни. Свод правил, касающихся практических предписаний Торы, называется Талахой.
Книги пророков (Невиим) и Святые Писания (Ктувим), занимая подчиненное положение по отношению к Пятикнижию, тем не менее составляют вместе с ним единую книгу Танах.
В христианстве Письменная Тора (Пятикнижие) называется Ветхим заветом, что лишний раз доказывает происхождение христианства из иудаизма. Создание Торы было длительным процессом. Пятикнижие начало создаваться в эпоху Первого храма. Это произведение является результатом объединения трех параллельных древних исторических трудов, следствием чего является широкий круг освещенных событий и жанровая неоднородность текста Торы: в ней представлены элементы мифа, волшебной сказки, саги, легенды, новеллы. Пятикнижие провозглашено законом, регулирующим всю жизнь иудейского общества в 621 году до н.э., хотя отдельные его части датируются 13 веком до н.э.
Евреи убеждены, что Тора, данная им более трех тысяч лет назад, актуальна и сегодня. Она, правда, предстает перед нами облаченной в одежды второго тысячелетия до новой эры. В ее рассказах на каждом шагу встречаются то корова, то осел, то мельничный жернов; ее быт наполнен привычками и обычаями, характерными для тех давних времен. Но тому, кто способен за внешним покровом увидеть и постичь внутренний смысл происходящего, Тора предстанет сегодня столь, же актуальной, какой она была тогда. Ее принципы и предписания, переведенные на язык представлений сегодняшнего дня, можно успешно применять при решении насущнейших проблем современного человеческого общества. Объясняется это тем, что Тора рассматривает вечные вопросы межчеловеческих отношений и отношений человека с Богом — как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Главное место она отводит осмыслению неуловимых звеньев, связывающих человеческое и Божественное, сознательное и подсознательное. Тора — это культура и цивилизация, которая, будучи прямо или косвенно источником всех либеральных идей, сформировавших современный мир, в то же время способна указать путь к несравненно более возвышенному и совершенному.

Талмуд
 
Талмуд — это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, — это 19 томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части:
1.Мишну,
2.палестинскую Гемару
3.вавилонскую Гемару
Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни (как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.
В эпоху гаонов вВавилонии был составлен Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавяи), включивший Мишну иГемару вавилонских йешив. Завершение его формирования относится к 500 — 530 гг.н. э. Вавилонский Талмуд имеет у иудеев более высокий авторитет, чемИерусадимский, поскольку он почти в четыре раза объемнее, полнее по содержанию,вразумительнее по языку и тщательнее откомментирован.
Помимо композиционного(Мишна из 6 разделов) и послойного (Мишна — Гемара) членения Талмудсодержательно подразделяется на Галаху (Понятие) и Аггаду (Сказание). Галаха — суждения законоведов, основанные на юридическом истолковании текстов Торы иприобретшие силу обязательных законов. Аггада — притчи, изречения и доктрины,не имеющие обязательного значения. Аггада является менее сакрализованной именее авторитетной составляющей Талмуда.
Таким образом, Талмудпредставляет собой своего рода энциклопедию еврейского мироощущения имирообъяснения, практически недоступную неквалифицированному восприятию ипониманию в силу своей исключительной своеобразности и прочной привязанности кдревним образам и текстам. Среди неевреев — россиян бытует обыкновениеиронически называть «талмудом» любой объемный и маловразумительныйтекст, проистекающее из неосведомленности и отчасти от религиознойнетерпимости, тем более что никто из неспециалистов Талмуда в глаза никогда невидел — его перевод на русский язык только начинает осуществляться.
Многослойность иэнциклопедичность содержания, стилистическая пестрота, особый характеризложения, местами стенографически копирующий споры и диалоги раввинов, обилиесведений самого неожиданного характера (в том числе естественнонаучных,астрономических, математических) делают Талмуд не похожим на священные книгихристиан (повествовательно-проповеднический Новый Завет) и мусульман (страстноэкзальтированный и глубоко образный Коран).
В XVI веке сефардскийраввин из г. Цфата (Палестина) Йосеф Каро (1485 — 1575) завершил кодификациюпредписаний Талмуда. Он составил талмудический кодекс «Шулхан-Арух»(Накрытый Стол), состоящий из четырех разделов: Ораххаим (порядок богослужения,праздники, субботний покой); Иоре-деа (домашний обиход, пища); Эвенха-эзер(брак); Хошен-мишнат (суд). Краковский раввин Моше Иссерлис (1520 — 1572)дополнил кодекс Каро ашкеназскими обычаями в трактате-добавлении«Малпа» (Скатерть), после чего «Шулхан-Арух» сделалсяглавным руководством по талмудическому праву у последователей ортодоксальногоиудаизма .

Этапы истории
 На пути развития иудаизма стоит выделить несколько этапов:эпоха Первого  храма, эпоха Второго храма, периодримско-византийского и арабского владычества, средниевека, Галаха.
Эпоха Первого храма
Первый шаг в направлениицентрализации культа Бога Израиля был сделан царем Давидом, который, перенесяв царскую столицу, Иерусалим, Ковчег завета, установил тем самым связь междуформирующимся национально-политическим единством израильских племен и ихрелигиозным единством. Название эпохе дал Первый храм, построенный Соломоном (965— 928 года до н.э.). Иерусалимский храм был государственным святилищем,содержащимся на средства царской казны, а члены жреческой коллегии Храма былигосударственными чиновниками, назначавшимися царем. Царь не толькоконтролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чистокультового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения корениласьв идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. ВозвышениеИерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвалопрестиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти.
Эпоха Второгохрама
Эпоха получила своеназвание в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенногоПервого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новойгруппы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.). Персидский царь Артаксеркс уполномочилЭзру объявить законы Торы гражданским законодательством Иудеи и облек егоправом назначать судей, вершивших правосудие на основании еврейскогорелигиозного закона. Идея отправления гражданского судопроизводства на основерелигиозного закона не раз использовалась впоследствии: например, Шариатскийсуд в исламских странах. В это время формируется особое сословие “писцов” — софрим— толковавших законы веры и основывавших школы для их изучения. Деятельностьэтого сословия заложила основу толкования библейских законов, получившегопозднее название Устный Закон.
Ухудшившееся во второмвеке до н.э. положение династии Селевкидов (эллинское государство), платившихконтрибуцию римлянам, вызвало ужесточение в их колониальной политике, в томчисле, и в отношении Иудеи. Ответной реакцией стала активизациянационально-освободительной борьбы, кульминацией которой стало восстание Маккавеев(167 – 164 г. г. до н.э.), завершившееся победой и изгнанием эллинов изИерусалима в 164 г. до н.э. Храм, нареченный в 167 г до н.э. святилищем ЗевсаОлимпийского был возвращен иудаистской церкви и очищен от принадлежностейгреческого (языческого) культа. В ознаменование этого события было установленовосьмидневное празднество освящения — Ханукка.
Освободившись от греческогоига Иудея заключает союз с Римом, надеясь добиться таким путем полнойполитической самостоятельности. Однако, впоследствии римляне постепенноустанавливают контроль над Иудеей, не встреченный поначалу неприязненнонародными массами из-за крайней жестокости Ирода I (ум. в 4 г. до н.э.).Жестокость этого правителя вошла даже в библейские сказания ( “избиениемладенцев” ) и связывается с именем Иисуса Христа. Первые серьезныестолкновения иудеев с римскими властями относятся ко времени наместничества ПонтияПилата (36 – 26 н.э.) и постепенно перерастает в Иудейскую войну I (66 – 73н.э.). В ходе этой войны в 70 г. н.э. был снова разрушен Иерусалимский Храм,что означало конец эпохи Второго Храма.
В это время помимоканонизированного Письменного Закона – Торы – развивается так называемый УстныйЗакон, основанный на многовековой традиции толкования Священного Писания.
Постепенно, трактованиеТоры от священнического сословия переходит к “мудрецам”, происходившим из самыхразличных слоев еврейского общества, как в самом Израиле, так и в диаспоре.
Важнейшим и наиболеесвоеобразным явлением религиозно-общественной жизни эпохи Второго Храма была синагога(молельный дом), которая не только сыграла решающую роль в иудаизме, но ипослужила образцом организации культа в христианстве и исламе. Синагога сталарелигиозным и общественным центром жизни еврейской общины как в Израиле, так ив странах расселения. Возникновение синагоги является радикальным переворотом вжизни еврейства и уникальным нововведением в истории религии: в отличие отХрама, богослужение в ней не велось священниками и левитами и культжертвоприношения полностью отсутствовал. По этой причине синагога могласуществовать в любых условиях и в самых незначительных по числу верующихобщинах, будучи одновременно молитвенным домом, местом изучения Торы и центромобщественной жизни. Место священников заняли законоучители-раввины. В рамкахсинагоги выработались новые формы богослужения, не отягощенные сложным идорогостоящим ритуалом.
Замена жертвоприношениямолитвой и соблюдением многочисленных мицвот, ритуализирующим всю жизнь иудея,вплоть до самых прозаичных ее проявлений, позволила иудаизму пережитьразрушение своего центрального святилища (разрушение Второго Храма).
К этому периоду относитсязарождение христианства — ответвления иудейской религии, носящегоинтернациональный характер.
Периодримско-византийского и арабского владычества
Национальные игосударственно-национальные Церкви прошлого допускали религиозный. Христианскаяцерковь в качестве церкви исповедующей монотеистическую интернациональнуюрелигию не желало мириться с наличием других религий и, став государственной,жестоко преследовала их тем или иным способом. Не в последнюю очередь этопроявилось в отношении Христианской церкви к Иудаизму и иудеям. В византийскойимперии император Юстиниан, запретил, как это неоднократно делали и до него,строительство новых синагог, принуждал евреев к переходу в христианство, нокроме того, запретил обсуждение в синагогах Устного Закона, празднование праздникаПесах, если он выпадал на дату, предшествующую православной Пасхе, повелелчитать в синагогах Библию на греческом языке вместо иврита. Все это находилоотражение в иудейской религиозной лирике 5 — 6 веков.
Периодримско-византийского владычества в Израиле (70 — 638) закончился завоеванием Палестиныарабами. Во времена арабского владычества (638 — 1099) в иудаизме выделяетсясектантское движение, получившее название секты караимов. Караимы отвергают, вотличии от сторонников традиционной религии — раббанитов, чей либо авторитет ввопросах толкования Библии. Они считают, что задачей каждого иудея являетсяпостижение Библии только собственным разумением и велением совести.Основоположник этого религиозного учения Анан бен Давид говорил: “Старайтесь самипостигнуть учение и не полагайтесь на мое мнение” .
Средниевека
В 12 — 13 веках в рядееврейских общин Германии появились небольшие группы, которые называлисьсовременниками “ хасидим ” — благочестивые. В их среде возникло особоерелигиозно-нравственное учение. Была издана “Книга благочестивых”, котораяявлялась наиболее популярным изложением идей хасидизма. Хасиды считали, чтобеззаветная любовь к богу должна стать плавильным горном, в котором всеприродные способности человека сливаются воедино. По мнению хасидов, в законахТоры заключено лишь то немногое, что каждый человек может постичь своим умом.От себя же они требовали исполнения трансцендентного “небесного Закона”,стоящего над законами Торы.
В течение 13 века в средуиудейских диаспор Испании и Франции проникают новые веяния. Одним из такихновшеств стало быстро распространяющееся мистическое учение — каббала. ГалахаГалаха содержит следы очень ранних, досинайских норм, встречающихся во многихместах Торы.
Основныепериоды развития Галахи:
Ранний период. Тора была объявлена ПисьменнымЗаконом между серединой 5 и началом 4 века до н.э. Основоположником устноготолкования предписаний Торы считается Эзра исходя из Библейских рассказов о егодеятельности. О ходе развития Г. того времени (до эпохи Хасмонеев — семьисвященников, в дальнейшем — династии царей. Глава этой семьи поднял в 167 годудо н.э. народное восстание, которое привело к созданию независимого Иудейскогоцарства) мало известно. Вероятно, большую роль в этом процессе играл ВеликийСобор. Его представителям приписывается получение Закона от пророков и вручениеего последующим законоучителям, а также введение самих понятий “Галаха” и“Аггада” и установление ряда религиозных обычаев.
Сильный толчок развитиюГалахи был дан в период упомянутых в Талмуде пяти пар законоучителей-дуумвиров.
Период таннаев (около 1 — 220 годов н.э.). Ранняя Галаха в этот периодвыкристаллизовывается в ряд передаваемых устно постановлений, принявших форму мишнайот— кратких нормативных формулировок отдельных законов. Для деятельности таннаев характерноупорядочение и классификация накопившегося галахического материала. В этотпериод появляется мишна — древнейшая часть Талмуда; собрание устного закона,включающее мидраш (общее название сборников равиннистических толкований Библии), Галаху и Аггаду. В основе мишны лежат собрания  халахот, имеющие различныеисточники и длительную историю.

Заключение
 
Как указывал С. Дубнов, «уже давно скорбный путь еврейской истории измеряется катастрофами. От одного „хурбана “ (разрушения) до другого — такова обычная характеристика этапных пунктов на этом пути. Созданные великим трудом еврейские центры разрушаются не вследствие процесса внутреннего разложения, а насильственно, рукою внешнего врага, и в начале каждой историческом эпохи народу-страннику приходится создавать новые центры национальной культуры, новые позиции для армии духа, которая может быть разбита, но не побеждена».
Моё мнение заключается в том, что иудаизм как религия является составной частью современной государственной политики, она не отделена от государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни – от рождения человека до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть: наложение херема — отлучения от синагоги и от еврейства — рассматривалось как самое страшное наказание.
Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем, что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые религии: христианство и ислам. Две главные священные книги иудаизма — Тора и Танах — стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман — Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.

Списокиспользуемой литературы
1.Эйзенштадт С. Н.Прорывы Осевого времени. В кн. Цивилизации, вып.3, М., 1995
2.Шолем Г. Основныетечения в еврейской мистике, Иерусалим, 1989
3.Ницше Ф. Сочинения, М.,1990
4.Токарев С. А. Религия вистории народов мира, М., 1986
5.Дж.Баукер,«Религии Мира. Великие вероучения от древности до наших дней» (серия«Домашний музей», изд-во «Дорлинг Киндерсли», М. 2001)
6. Писманик М. Г.,Вертинский А. В., Демьяненко С. П. и др.  Религия в истории и культуре:   Учебник для вузов (под ред. проф. Писманика М. Г.)  М: «ЮНИТИ», 1998.
7. Словарь религий,  обрядов и  верований (пер. с англ. Зубкова  Н.,
Морозовой Н.
8.Мурашкинцева Е.)  М: «Миф, религия, культура», 1998.
9. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов М: Фаир-Пресс   1998.
10. www.heytshalom.dp.ua
11. Кармель Арье. Иудаизм – еврейский образ жизни. Иерусалим: 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.