Реферат по предмету "Социология"


Основы социологии Э. Дюркгейма

Идейно-теоретические предпосылки и философские основаниясоциологии Э. Дюркгейма 1. ДюркгеймаПоследняя четверть 19 века во Франции ознаменоваласьвступлением капитализма в империалистическую стадию своего развития и связаннымс этим обострением экономического и социально- политического кризиса В области духовной жизни кризис выражался в крайнейнеустойчивости морально- политического климата, отсутствием

строгих моральных правил,несоблюдением законов, ослаблением регулирующей роли традиций.В философии главную роль играли спиритуалисты. Одновременно научные открытия французских такихученых, как, Пастер, Бертло, Жерар, Бернар, прокладывали дорогуматериалистическому решению важных мировоззренческих проблем.Несмотря на это, ведущей по- прежнему оставаласьантиматериалистическая концепция науки, не считающая науку высшей формойчеловеческого знания, способной постигать объективную истину.

Эта философия науки создавалась с широким привлечением идей немецкойидеалистической философии, в частности канта. Особенно значительноераспространение получило во Франции неокантианство, представленноенеокритицизмом Ш. Ренувье и его последователей- Г. Миль, О.Амелен и др. Ренувьепропагандировал индетерминизм- свободу человеческой индивидуальности создаватьсвои собственные

моральные принципы, которые рассматривались им как источникисторического развития.Весьма влиятельными во французской философии конца 19-нач. 20 века были философские идеи Э. Бутру, который подвергал критикемеханистическую концепцию причинности. Он настаивал на подчинении наукирелигии.В конце 19 века на различные области духовной культурыФранции усиливалось влияние контовского позитивизма. Однако ограниченность позитивизма,его неспособность разрешить

проблемы индивида, рассматриваемого наподобиедругих объектов природы как бесчувственная и безвольная вещь ,породила бурный успех философии А. Бергсона с ее иррационализмом,интуитивизмом.К контовской работе Курс позитивнойфилософии относились с презрением некоторое время после ее входа. Но стечением некоторого времени эта враждебность несколько уменьшилась. Контовскаяидея социологии как самостоятельной науки, способной стать основой научнойреорганизации общества.

Постепенно завоевывала республиканцев, стремящихся кобщественному обновлению. В 1870-1914 гг. социологическая мысль во Францииразвивалась в нескольких главных направлениях. Одно из них составлялипоследователи Ле Пле. Теоретической установкой этих социологов был позитивизм,в частности утверждение, что социальные факты должны изучаться объективно, также, как факты природы. Их главная задача описание отдельных социальныхфеноменов.

Особое направление составляли социальные статистики.Они проявляли интересы к развитию количественных эмпирических исследований,которые проводились для различных государственных учреждений, стремясь придатьим более систематический и цельный характер.Очень влиятельной фигурой в те времена был Р. Вормс,сторонник органицистской теории общества, которую он, в конце концов,преобразовал в теорию общества - сверхорганизма.

Он и егопоследователи обсуждали проблемы природы общества, взаимоотношений общества ииндивида.Общим противником всей - как откровенноспиритуалистическо - идеалистической, так и позитивистско-эклектической - линиив развитии западной философии и социологи был марксизм.Тесная связь позитивизма со сциентизмом, с верой вбезграничные возможности науки изменить общественный строй обусловила тот факт,что в конце 19 века именно на сциентизм опирались многие деятели науки икультуры.

Творчество Э. Дюркгейма впитало в себя многиетеоретические традиции, ассимилировав даже некоторые идеи своихинтеллектуальных противников Лаланд, Раух, Бело и др. .Социально- политическая мысль 19 века, как в Европе,так и в Америке была насыщена идеями индивидуализма, уходящего своими корнями вфилософию Просвещения. Индивидуалистический подход к изучению человеказаключался в рассмотрении его как носителя

неизменных свойств, из которыхвыводилось поведение.Социологи также придерживались теориииндивидуалистического психологизма, особенно, такие как Г.Тард и Спенсер.Спенсеровский индивидуализм был характерен для основной линии социальной мысли20 века и не случайно Э. Дюркгейм, возражая против выведения общества изиндивидов , сделал именно его главной мишенью своей критики.Отвергая индивидуализм и психологизм,

Э. Дюркгеймписал, что его теория была навеяна влиянием 3-х мыслителей Конта, Спенсера его некоторых идей и Эспинаса. Согласно Э. Дюркгейму, Конт придал высший рангсоциальному, благодаря чему социология обрела только ей принадлежащий предмет ипозитивный метод его исследования. Но Э. Дюркгейм не удовлетворяланеопределенность во взглядах Конта на предмет социологии- общества в целом.Критикуя индивидуализм учения

Спенсера, Э. Дюркгейм вто же время справедливо указывал на его вклад в разработку социальногореализма. У Спенсера он заимствовал его органицизм, включающий исследованиесоциальных институтов в свете их функций и классификацию обществ на роды ивиды, не приняв закон всеобщей эволюции и его частные теории. У Эспинаса Э.Дюркгейм заимствовал свое основное понятие- понятие коллективного сознания.Среди идей Конта, оказавших влияние на Э. Дюркгейма,помимо натуралистических методологических установок

назовем следующие 1.исторический идеализм убеждение, что идеи - главнаясоциальная сила, а мораль- главная интегрирующая сила общества 2. идею морального согласия всех общественных классов3. трактовку общества как определенной целостности4. идеи общественного порядка и прогресса, обновлениярелигии, более того- создания новой религии человечества и социально-утопическую идею классового сотрудничества и идейного компромисса.Э. Дюркгейм, в сущности, не избежал того жепротиворечия, которое характеризовало творчество

Конта- противоречия междуориентацией на науку и утверждением строгого метода исследования, с однойстороны, и философско-моральным содержанием его системы черпавшим вдохновение вучениях так называемых традиционалистов де Бональд, де Местр с другой.Традиционалисты доказывали абсолютное превосходство общества над индивидом. Онинастаивали на необходимости авторитета не только государства, но также семьи,религии и т.д.Но традиционалисты не были для Э. Дюркгеймаединственным или главным источником творчества.

Как Конт, так и Э. Дюркгеймопирались на идеи Просвещения, в частности идеи Монтескье, Кондорсе, Руссо иСен- Симона. Кроме того, его вдохновлял рационализм Декарта.Э. Дюркгейм опирался на учения Монтескье обобщественных законах как естественном продолжении законов природы, на идеюКондорсе об общественном детерминизме, идею Руссо о всеобщей воле как выражении общественного интереса.

На мировоззрение Э. Дюркгейма оказала влияние немецкаяфилософская и социально- политическая мысль, в первую очередь этические идеи И.Канта и этика В.Вундта.На философско-теоретическую мысль 19 века оказалаогромное влияние французская революция и последовавшая вслед за этимпромышленная революция. На творчество Э. Дюркгейма она тоже оказала влияние.Как и многих социологов конца 19 века, его привлек реальный исторический

фактперехода общества от одного типа к другому.Восприняв наиболее противоречивые идеи социально-политической мысли, Э. Дюркгейм попытался соединить их в единую теоретическуюконцепцию. 2. Философские предпосылки теоретико-методологическойконцепцииХотя Э. Дюркгейм считал себя ученым- эмпириком, он всеже уделял большое внимание философским вопросом.Он принял некоторыефилософские положения, характерные для естественнонаучного материализма, ираспространил

их на общество например, принцип детерминизма .В философских взглядах Э. Дюркгейма можно выделить двеглавные тенденции натурализм этатенденция связана с традициями философии Просвещения социальныйреализм не сводимость сложного к простому Философская позиция Э. Дюркгейма являлась объединениемнекоторых положений позитивистского натурализма с положениями идеализма. Э.Дюркгейм заимствовал идею специфики сознания, психической жизни успиритуалистов.

Философскую позицию Э. Дюркгейма можно назвать спиритуалистическим позитивизмом .Немного об отношении Э. Дюркгейма к марксизму. Онпонимал марксизм исключительно как экономическое учение, а философию марксизма- как разновидности учений, отождествляющих сознание и материю.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинговые принципы в деятельности железнодорожного предприятия
Реферат Кредитоспособность ссудозаемщика и методы ее определения
Реферат Интеллектуальная собственность и возможности финансирования российской промышленности
Реферат Обзор Российского рынка ювелирных изделий
Реферат Финские братские войны
Реферат Браки с гражданами иностранных государств
Реферат Where Do You Get Love Essay Research
Реферат 03113, м. Київ, вул. Івана Шевцова, 1, корп. 1
Реферат Москва многонациональная: конфликт или согласие?
Реферат Ebonics Essay Research Paper Ebonics or Black
Реферат Экономический кризис 2008 г., его предпосылки и реальные причины
Реферат Особенности рынка недвижимости
Реферат Аудит достоверности показателей бухгалтерской отчетности предприя
Реферат Екологія та ландшафтна екологія
Реферат Audacity как свободное программное обеспечение для обработки и редактирования звука в операционной системе Linux