Молдобаев И.Б.
Огромнуюроль в культурной жизни кыргызов играло устное творчество, вершиной которогоследует считать всемирно известный героический эпос «Манас». Вероятно, устнаяпоэзия знакома предкам кыргызов еще с III в. до н. э., когда термин «кыргыз»стал известен благодаря китайским письменным источникам. С тех пор фольклоркыргызов постепенно формировался и развивался.
Ужев начале XII в. арабский автор Марвази отмечал у кыргызов наличиепевцов-импровизаторов. А еще 4 века спустя, в XVI в., таджикоязычное сочинение«Маджму ат-таварих» («Собрание историй») включило отдельные эпизоды из эпоса«Манас». Фольклор кыргызов является многожанровым, среди которых эпос «Манас»играет выдающуюся роль. Следует различать 2 понятия эпоса. В узком смысле этособственно эпос «Манас». В широком значении под эпосом «Манас» мы имеем в видутрилогию «Манас», «Семетей», «Сейтек». Эпос «Манас» состоит из нескольких соттысяч стихотворных строк и превосходит по объему все известные эпическиепроизведения мира, что и составляет одну из его отличительных особенностей.Развитие эпоса привело к генеалогической циклизации и появились продолжениятрилогии о потомках Сейтека.
«Манас»исполняется сказителями – манасчи. Первым сказителем считают Ырамандын ырчыуулу — одного из персонажей эпоса. В XVIII—XIX вв. известны целые группы иразные сказительские школы мастеров художественного слова. До наших дней дожилитакие выдающиеся манасчи, как С. Орозбаков и С. Каралаев.
Первыеобразцы записей и исследований эпоса оставили нам в сер. XIX в. Ч. Валиханов иВ. Радлов. В. Радлов впервые в мире опубликовал текст трилогии эпоса «Манас» вкраткой тезисной форме в 1885 г. на кыргызском и немецком языках. К настоящемувремени в рукописных фондах НАН КР хранятся свыше 60 полных и неполныхвариантов и записей эпоса. Библиография литературы о «Манасе» охватывает период1849-1960 гг. К этому добавились публикации после 1960 г., хотя в большинствеони являются газетно-журнальными работами.
Эпос«Манас» не потерял своей актуальности и в наше время. Имеются театральныепостановки, проводятся конкурсы манасчи. Лучшие варианты эпоса опубликованы,хотя до сих пор он в полном объеме еще не издавался. Но его значение состоитеще в том, что он содержит сведения по истории, этнографии, философии, языку,дипломатии, военному делу, народной педагогике и множеству других сторон жизникыргызского народа. Обратимся лишь к историко-этнографическим данным «Манаса».
Поэпосу можно проследить элементы государственного строя. «Манас» является важнымисточником по изучению вопросов этнической истории и этнокультурных связейкыргызов, о чем говорят упоминаемые в нем более ста этнонимов. Отраженные в егостроках названия таких народов, как шибээ (шивей), солон, кара кытай, манжу,найман и др. говорят о действительных ранних контактах кыргызов. Судя по эпосу,кыргызы имели этнические и культурные взаимосвязи с народами Сибири, в томчисле тунгусо-маньчжурскими, Средней Азии и Казахстана, Южного Урала, СеверногоКавказа, Крыма и других сопредельных территорий.
«Манас»запечатлел в своих строках сведения о хозяйстве и торговле кыргызов. В немупоминаются почти все маршруты Великого Шелкового пути. В пользу этого говорятупоминания эпосом множества названий тканей, в том числе различных шелковыхтканей. А торгун и тубар прямо названы китайским шелком. Кроме того, названияразличных драгоценных камней, золотых и серебряных изделий, встречающихся внем, также являются реальным фактом знакомства кыргызов с Великой дорогой.
Обширнысведения эпоса о культуре кыргызов. По части материальной культуры вызываютинтерес типы жилищ, разнообразная одежда, конское снаряжение, пища и т. д.Особого внимания заслуживает сообщение эпоса по военному делу, вооружению ибоевой одежде. «Манас» содержит обширную информацию по духовной культуре,народным знаниям (особенно, народной медицине) мифах, религиозных верованиях,народных играх и развлечениях, музыкальных инструментах и т.д.
Так,эпос повествует о трех мировых религиях, в том числе о христианах-несторианах,которые именуются тарса. Среди сообщаемых «Манасом» данных об играх,заслуживают внимания борьба куреш и восточные единоборства. В эпосе мы выявилисведения об около 20 различных музыкальных инструментах.
Говоряо времени сложения эпоса «Манас», мы склонны считать, что его поэтический текстотразил в художественной форме 7 периодов истории кыргызов, начиная со временупоминания термина «кыргыз» и кончая началом XX в. При этом, основное ядроэпоса сложилось в период, связанный с агрессией кара кытаев в X в. Сам Манас —образ собирательный.
Такимобразом, эпос «Манас» повествует о том, что кыргызы прошли сложный путь. Ихэтнокультурная история проходила не изолированно, а в тесной взаимосвязи сцентральноазиатской, южносибирской и другими цивилизациями. Он являетсядостоянием не только кыргызской, но и мировой эпической культуры.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта manas.kyrgyz.ru/