Реферат по предмету "Религия и мифология"


Экологическая этика ислама

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯЭТИКА ИСЛАМА
экологияислам этический религиозный
Дидоренко В. С.
Могдалева И. В.

Вопросыэкологии и охраны окружающей среды по своей значимости стали одной из главныхпроблем XXI в. Вступлениечеловечества в эпоху научно-технической революции с ее бурным развитием различныхотраслей знания, невиданным прогрессом в области технологии, открытием новыхвидов энергии, новых материалов и химических веществ, активным вмешательством вприроду, при всей непредсказуемости и не исследованности вероятных последствийтакого вмешательства в его современных глобальных масштабах – все это и привелок нынешнему крайне тревожному положению в области охраны окружающей среды.
Изучениеприроды является основой практической деятельности человека. Проблема отношениячеловека к природе, понимание ее места в мироздании всегда выступала актуальнойпроблемой любой цивилизации, центром научных и философских систем, социальных иполитических программ. Сейчас изучение взаимоотношений человека с природойявляется особо актуальным. Землетрясения, цунами, извержения вулканов,наводнения становятся обычными явлениями. Почему же раньше такие случаи былиединичны? Не связано ли это с отношением человека к природе? Именно с этихвопросов началось наше исследование, и чтобы ответить на них мы обращаемся кодной из мировых религий – исламу.
Мусульманскоепредставление о природе и человеке носит сакральный характер, ибо и человек, иприрода – великие священные творения Бога Аллаха. В исламе человек несетответственность перед Богом за сохранность чистоты и красоты природы.Мусульманские ученые-богословы говорят, что любить Аллаха означает любить еготворения: природу, человека, животный и растительный мир. Еслинарушается гармония в отношении людей к природе, возникает экологическаяугроза. Природа беззащитна перед бездушной и небережливой деятельностью людей.
 Длямусульманина все, что связано с природой, имеет морально-нравственное значение.Многовековая история мусульманских предков свидетельствует об их благоговейномотношении к среде обитания. Они не имели научных знаний о природе, но жизненныйопыт научил их беречь ее первородную чистоту и гармонию. Мусульманское правоосуждает собственников, которые по каким-либо причинам не возделывают своиземли и при этом никому их не уступают. Бывали случаи, что правители отбиралиневозделанные земли у их владельцев и передавали другим. Такая мерапредотвращала социальный и экономический кризис.
Разновидностигрехов человека перед природой зафиксированы в шариате, который представляетсобой совокупностьправовых, морально-этических и религиозных норм ислама иохватывает значительную часть жизни каждого мусульманина.Так, пророкМухаммед говорил, что вода, пастбища и соль являются общими. Также в Коранеутверждается, что Бог сотворил и небо, землю и животных, чтобы они приносилипользу людям. Долг каждого человека – охранять землю и соразмерно использоватьее блага. Для мусульман грехом считается даже проклинать природу, так какМухаммед говорил: «Не ругайте природу, потому что она подчиняется Господу».
Пророки его последователи внушали людям заботу и любовь к животным, которые облегчалиих труд. Ответственным грехом считается ударить животное. Запрещено всякогорода обращение с животными, которое не соответствует природному их назначению,например, нельзя ездить на корове верхом или класть груз на ее спину.Необходимо заботиться о хорошем корме и чистом содержании животных. Недозволяется отрезать у живого животного какую-либо часть его тела. Такжезапрещается делать животное мишенью для стрельбы. Не дозволяется подходить поночам к месту, избранному птицами для отдыха. Запрещается устраивать зрелища избоя птиц и животных. Нельзя также выщипывать перья из птицы до ее заклания(убийства с целью принятия в пищу или в качестве жертвоприношения).
Особое место в исламезанимает жертвоприношение, смысл которого заключается не в том, чтобы убитьживотное, а в том, чтобы пожертвовать часть своего имущества в пользу голодных.Верующему важно понять, что убийство животного ничего не дает ему безискреннего намерения пожертвовать часть имущества в пользу голодных братьев исестер по вере. Более того, убийство животного без такого намерения есть деяниегреховное, ведущее в Огонь, то есть в ад. Согласно вероучению ислама, в Судныйдень воробей будет обличать человека: «Господь, он убил меня напрасно, безовсякой пользы!». Верующие в Аллаха и в Судный день должны сторонитьсяязыческого суеверия, будто бы смерть животного предотвращает какое-то несчастьечеловека.
Верующие, которыепользуются разрешением Аллаха употреблять в пищу мясо животных и птиц, должныследить за тем, чтобы в общинах строго соблюдались условия, предписанныепророком Мухаммедом. Животное, предназначенное для жертвоприношения или простов пищу «халяль» (дозволенное), должно содержаться в гуманных условиях,приближенных к естественной жизни, должно быть выкормлено естественным кормом,не кастрировано и не иметь существенных дефектов. Смысл закалывания заключаетсяв том, чтобы умертвить животное скорейшим и наименее мучительным способом.Запрещается разрывать животное зубами или ногтями, поскольку это причинитживотному дополнительную боль.
В исламе есть животные,предназначенные для курбана – поклонения, совершаемого имуществом. Курбан – этожертвоприношение, совершаемое во имя Аллаха и являющееся благодарностью за тедары, которые Аллах дал человеку. Жертвоприношение, совершенное состоятельнымимусульманами и распределение мяса среди бедных людей служат укреплению дружбы,братства и любви среди мусульман. Также ислам требует строго соблюдать иправила охоты. Нельзя резать животное в присутствии другого животного. Нельзязатачивать нож или другой инструмент, используемый для заклания, в присутствииживотного. Нельзя резать животное тупым ножом, принося ему тем дополнительныестрадания. Тяжким грехом считается бросить в огонь какое-либо животное, дажеесли это блоха, комар или другое мелкое насекомое.Существуетлегенда о том, что некоторые последователи Мухаммеда надевали на ногиколокольчики, чтобы мелкие существа, услышав звон, отдалялись и не попадали импод ноги.
Таким образом, врезультате нашего исследования можно сделать следующие выводы. Ислам,как и большинство других религий, является одним из важнейших оснований иисточников экологической этики. Язык религии ближе всего к языкунравственности. Активным pесуpсом для развития экологической этики ипpиpодоохpанной эстетики ислама выступают концентpиpованные в немэкофилософские взгляды, подходы и моральные нормы. Мы уверены, что этика исламаможет разбудить в людях сознание, отличающееся от материальноготехнологического мышления. Ислам помогает людям осознать, что их контроль надживым миром небезграничен, и что их потребительское отношение и манипулированиепpиpодой могут обернуться против них самих.
Согласно исламу,этические принципы защиты пpиpоды можно сфоpмулиpовать следующим образом:
– окружающая среда –это Божье творение и защищать ее – значит сохранять ее ценности как проявлениеБожьего духа;
– все части природысуществуют для восхваления своего Создателя;
– все законы природы сотвореныБогом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни. Попытки нарушитьзакон Бога должны пресекаться;
– человечество – это неединственное сообщество живых существ в мире. И, как считал пророк Мухаммед,все живые создания достойны защиты и доброго обращения;
– необходимо также сохранятьбаланс Вселенной, созданной Богом, так как «все им вымерено»;
– природа создана нетолько для нынешнего поколения;
– исламскаяэкологическая этика отталкивается от той концепции, что все человеческиевзаимоотношения основываются на справедливости и равенстве.
Таким образом, ислампредлагает уникальный набор моральных ценностей и эколого-этических правил для управленияотношений между людьми и природой. Ислам также санкционирует и предлагает суровыенаказания тем, кто не обращается с Божьими созданиями должным образом. На нашвзгляд, современный технократический мир нуждается в такой суровой, но справедливойэтике.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 9. разработка товара
Реферат Планирование себестоимости продукции строительной организации
Реферат А. П. Губарева обучение детей дошкольного возраста карельскому языку программа
Реферат Социальное обслуживание одиноких пожилых людей (в условиях Центра социального обслуживания населения города Сухой Лог)
Реферат Modular Arithmetic Essay Research Paper Modular arithmetic
Реферат Правовое регулирование международных воздушных сообщений на основе источников международного воз
Реферат Hot Zone Essay Research Paper Nature s
Реферат 1970-е
Реферат Мнимое и подлинное безумие Чацкого
Реферат Свобода и права человека в современном обществе
Реферат Что такое счастье сочинение-рассуждение
Реферат Анализ системы оплаты труда в ЗАО ИК "Элемтэ"
Реферат Paul Revere Essay Research Paper Paul ReverePaul
Реферат Психические особенности общения младших школьников
Реферат Domestic Violence 4 Essay Research Paper