Митрополит Филарет (Вахромеев)
«Легчеверблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное», —гласит религиозная мудрость. Этот нравственный постулат, осуждающийбизнесхватку и уж тем более всяческое стяжательство, несколько противоречитсовременным установкам государства как в рыночной России, так и в Беларуси. Аведь нынче всё больше молодых людей, делающих стремительные карьеры, причисляютсебя к верующим. Как им избежать сумбура в умах и душах?
—Но не станете же Вы утверждать, что эти слова Господа Иисуса Христа былисказаны в эпоху отсутствия частной собственности, свободного предпринимательстваи рыночных отношений? Дело в том, что Господь сказал это о юноше, который всемсердцем хотел следовать за Спасителем, но его большое имение и необходимостьподдерживать его сдерживали искренний порыв сердца и «заземляли» помыслы.
Азнаете ли, что «игольные уши», о которых говорил Христос, — это название8-образной трещины в городской стене Иерусалима, через которую можно былопротиснуться человеку средней комплекции? Отсюда и несколько иной смыслвозникает при точном прочтении слов Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозьигольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24). В этихсловах нет отказа в спасении, но есть предупреждение о трудностях.
Господьосуждает не то, что человек обладает богатством, а те случаи, когда богатство начинаетобладать человеком, подчиняя жажде наживы любой ценой всё лучшее в человеке. Непрактические способности и деловая хватка плохи, а жестокосердие и цинизм,которые могут сопутствовать им. Не доход и не прибыль осуждаемы, а преступные иаморальные способы их обретения и низость целей, достижению которых они могутслужить.
Богатство,как и красота, как интеллект, здоровье, талант, — это большое испытание длятех, кто им обладает. Помните евангельскую притчу о талантах, то есть денежныхединицах, зарытых в землю (Мф. 18: 13–30)? Она свидетельствует о том, что ввину вменяется недостойное обращение с теми дарованиями, которые посылаетГосподь, но никак ни сами эти дарования.
Вотпочему благочестивые купеческие традиции предполагали направление части доходовна строительство и благоукрашение храмов, на милостыню, на помощь ближним —хотя бы даже своим работникам и их семьям. Потому и в Москве, и в другихкрупных купеческих городах было «сорок сороков»… А то, что «купеческий крест— каменный», то есть, что духовное делание в сочетании с коммерцией ипредпринимательством есть тяжёлый труд и серьёзное испытание совести и силыдуха, — это известно с древнейших времён…
Чтобыизбежать недоразумений в этой весьма деликатной сфере рассуждений, хотелось бырекомендовать Вам и читателям Вашей газеты ознакомиться с документом «Своднравственных принципов и правил в хозяйствовании», который был принят наитоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора 4февраля 2004 года. В нём подробно изложена позиция в этом вопросе церковногоруководства и христиан — участников экономической деятельности.
Каки при каких условиях Православная Церковь благословляет предпринимательскийтруд? Какие духовные усилия необходимо приложить, чтобы, занимаясь бизнесом,жить по-православному?
—Об этом очень обстоятельно говорится в документе, принятом на состоявшемся вфеврале сего года VIII Всемирном Русском Народном Соборе. Я имею в виду «Своднравственных принципов и правил в хозяйствовании». Позвольте мне не пересказыватьосновных положений того, что уже известно, а лишь обратить внимание на один избогословских аспектов жизни и предпринимательства по-православному.
Выобращали внимание на то, что такие слова и понятия, как «богатый» и «убогий»,имеют в своём основании общий корень? А ведь в этом заложен большой смысл.Богатым человек становится в результате успешного предпринимательства, которое,в свою очередь, только тогда может быть прочным и честным, когда оно Богомблагословлено. Богатство требует чрезвычайно высокой ответственности, и поэтомуоно является жизненным крестом, тяжким испытанием: тяжким настолько, что Вы исами можете определить это, если вспомните, сколько жизней разрушается, скольколюдей «гибнет за металл», когда они не понимают или не признают своейответственности перед Богом за обретённое ими богатство.
Врусском языке термин «богатство» выражается также понятием «состояние». Причём,Церковь рассматривает «состояние» не только в материальном, но также в душевноми в духовном плане как всеобъемлющую характеристику личности. Поэтому подлинныйобъём, настоящее качество и непреходящая ценность состояния предпринимателя,будь он представителем малого бизнеса, финансистом или нефтепромышленником,зависят от того, насколько он, по евангельскому выражению, «в Бога богатеет»(Лк. 12: 21).
Убогийже испытывается материальной бедностью, чреватой многими бедами. Но в своейжитейской тесноте он призван оставаться достойным человеком пред Богом илюдьми. Убогий — у Бога на особом счету; он — катализатор нравственного чувстваокружающих, живой призыв к милосердию, взаимопомощи, состраданию.Нематериальным богатством убогого должна быть чистота его жизни: в этом тяжестькреста бедности.
Посути, в духовно сбалансированном обществе богатый и убогий состоят во взаимныхобязательствах друг перед другом и призваны помогать друг другу жить в согласиис совестью, с обществом и с Богом. И к тем и к другим в равной степени обращеныслова Господа Иисуса Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть ЦарствоНебесное» (Мф. 5: 3). А блаженная духовная нищета есть ни что иное, как жаждабогообщения, стремление встретить, узнать, услышать Господа и последовать заНим.
Хотелосьбы узнать Ваше мнение о том, как влияют христианские традиции на современноеразвитие нашего общества, на состояние его экономики?
—В последнее время выражение «христианские традиции» довольно часто звучит всовременном белорусском обществе, причём в самом разнообразном контексте: всферах культуры и социальных отношений, политики и науки.
Впрочем,это понятие зачастую используют лишь в качестве технического термина, и за нимне всегда стоит его глубокое понимание и деятельное стремление воплощать вжизнь Божественные заповеди, евангельские принципы и многовековой опыт ихусвоения нашим народом. А ведь именно это и составляет содержание христианскихтрадиций Белорусской Православной Церкви, белорусского народа и всегоправославного мира в многообразии Поместных Церквей и национальных культур.
Влияниехристианских ценностей на жизнь общества прямо пропорционально ихвостребованности в личной, сокровенной жизни человека. В этом вопросе не важно,чем ты занимаешься, каково твое социальное положение и сколько тебе лет. Важното, как ты определяешь своё место «пред лицем Божиим во свете живых», по выражениюбиблейского Псалмопевца Давида (Пс. 55: 14).
«Своднравственных принципов и правил в хозяйствовании» обращён именно к сердцучеловека: это не декларация намерений, не призыв к преобразованиям, неинструкция к действию и не рецепт коммерческого успеха. Появление на свет этогособорного размышления вызвано желанием открыть в душе хозяйственника ипредпринимателя то, что Христос Спаситель называл «источником воды, текущей вжизнь вечную» (Ин. 4: 11). В определённой степени этот соборный документявляется одним из ключей к пониманию универсального закона, который Творецположил в основание жизни человеческого рода.
Длямногих содержание «Свода» может стать строгим тестом на соответствие личныхвзглядов и поступков ценностям Христианства. По результатам такого«тестирования совести» каждый сможет самостоятельно сделать вывод о том, какже, в конце концов, влияют христианские традиции на современное развитие нашегообщества и на состояние его экономики. Причём, вывод будет сделан на примереличного опыта экономической деятельности.
Какоеместо должно занимать в жизни человека стремление к богатству? Совместимы либогатство и нравственность?
—Богатство не является критерием оценки человеческой личности. Его можноназвать, скорее, обстоятельством жизни человека, нежели мерилом качества егобытия с духовной точки зрения.
Резкоотрицательное значение богатство приобретает тогда, когда становится самоцелью,подчиняя себе все душевные, духовные и материальные стремления человека.
ЕвангелиеХристово предупреждает о том, что иметь попечение об одном лишь земномсокровище крайне губительно для души. «Где сокровище ваше, там будет и сердцеваше», — говорит Господь Иисус Христос (Мф. 6: 21).
Христианскоемировоззрение рассматривает богатство как испытание личности. Первая его стадия— это определение того, какое место занимает материальное благосостояние всистеме нравственных ценностей человека. Затем следует выбор способов стяжаниябогатства. Далее наступает ответственность за то, как добытым богатствомраспорядиться. Наконец, встаёт вопрос, сколько же этого богатства нужно, чтобыдуша насытилась.
Причём,заметьте, на каждом из этих этапов человека подстерегают сложнейшие искушения,о сути которых, думаю, каждый догадывается. И вот что опасней всего: достигнувжелаемых вершин материального блага, его обладатель нередко обнаруживаетужасающую пустоту вокруг себя и в себе самом, которая становится причинойдушевного кризиса и началом конца человеческой личности.
Взглянемвокруг и обратимся к истории: период первоначального накопления капитала всегдаи во всех странах криминализован до крайности. Нравы в этот период особенножестоки и циничны. Воистину, «люди гибнут за металл»! И только когда вобщественном сознании наступает понимание того, что богатство любой ценой — этопуть в никуда, — только тогда начинают пробиваться ростки сострадания имилосердия, социальной ответственности и благотворительности, законодательнойтвёрдости и исполнительной дисциплины.
Носколько судеб уже бывает разрушено, сколько личных трагедий совершено!..
Совместимоли богатство с нравственностью? В такой же степени, как совместимо с ним,например, здоровье. И то и другое весьма переменчиво: сегодня есть, а завтра?На чём строить свою жизнь завтра, если ты вдруг стал беден и болен?
Водной из евангельских притч богатый человек воскликнул: «Душа! много добралежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему:«Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что тызаготовил?» Рассказав эту историю Своим ученикам, Иисус Христос добавил: «Такбывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:19–21).
Историяи современность знает немало порядочных и нравственных людей, которые обладаютсолидными капиталами и употребляют их с высокой степенью социальной и духовнойответственности. Поэтому здесь речь идёт не о порочности богатства кактакового, но о том, во что человек превращает его, приняв в свои руки: в орудиесозидания или разрушения, в том числе и самого себя, и своих близких, и всегокруга своего общения.
Какследует строить культуру деловых отношений на основе христианских заповедей итрадиций?
—Мне кажется, нужно учиться не соединять «образ врага» ни с конкурентом, ни сделовым партнёром. Конечно, бизнес немыслим без состязательности, конкуренции идаже борьбы. Но для всех участников деловой активности существуют не толькозаконодательные, но и нравственные правила ведения дел, которыми следуетруководствоваться в собственных интересах и для общего блага.
Такиекачества человека, как зависть, ненависть, алчность, способны превратить жизньего самого и окружающих людей в ад. Поэтому особенную ценность имеют в сферепредпринимательства высокая репутация, честность, порядочность,доброжелательность. По-настоящему сильный человек — это вовсе не «злой гений»,но спокойный и уверенный в своей правоте труженик. Алчность и зависть сутьпризнаки слабой натуры…
Этикачеловеческих отношений, включая деловую культуру, требует воспитания чувств. Аэто процесс долгий, который может длиться не только годами, но периодами жизницелых поколений, когда духовно-нравственные сокровища, собранные предками,являются порою единственным, но воистину бесценным достоянием потомков. Ведьдаже умение «держать удар», — а это выражение, по-моему, популярно в деловойсреде, — это тоже категория из области культуры чувств и убеждений, котораяформируется не в один день.
Поэтомуменя радует, что система образования в области управления фирмами и компаниями,предприятиями и персоналом, природными ресурсами и финансовыми потоками в нашейреспублике развивается довольно энергично. Но и здесь есть важная и оченьтонкая особенность, о которой однажды сказал весьма уважаемый мноюсостоятельный бизнесмен и, хочу особенно подчеркнуть, деятельный христианин.
Таквот, он заметил, что бизнес — это в большей степени психология, чем специальныеэкономические знания, потому что в противном случае все профессораэкономических наук были бы олигархами.
Апсихология есть наука о душе. И поэтому мы вновь возвращаемся к Евангелию как клучшему учебнику по изучению человеческой души. Здесь и на Ваш вопрос окультуре деловых отношений мы находим ответ: очень краткий и ёмкий, как всезаповеди Христовы: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, такпоступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Тот, кто полагает это «Золотое правило» воснование своей деятельности, будет благоуспешен во всём.
Способныли государство и бизнес совместными усилиями обеспечить социальнуюсправедливость в обществе?
—По-моему, в этом вопросе речь должна идти не о способностях, а об обязанностях.Если государство и бизнес хотят существовать, то они обязаны ставить во главуугла именно поддержание социального равновесия в обществе. Причём под обществомя имею в виду не только граждан страны в целом, но и членов каждого трудовогоколлектива фирмы, банка, завода, министерства, школы, больницы и так далеевплоть до… семьи, где учитываются интересы даже самого маленького человека.
Балансировкаинтересов всех слоёв общества является, в определённом смысле, цельюсуществования любого государства. Совсем не случайно в мировой практикенаиболее успешной считается та государственная система, деятельность которойграждане как бы и не замечают. Когда основные социальные показателисбалансированы, всё работает чётко и слаженно, каждый имеет возможность делатьсвоё любимое дело без ущерба для других, на пользу себе и людям, в общем, необращая внимания на механику государственного функционирования.
Отдельныйвопрос — как государству и бизнесу уравновесить свои обоюдные интересы вовзаимоотношениях друг с другом? Сложнейшая тема, при обсуждении которой каждоекрайнее суждение приводит в тупик. Двадцатый век вместил в себя страшныеэкономические депрессии 30-х годов, стремительные подъёмы экономик стран с тоталитарнымирежимами, экономическую стагнацию мировой сверхдержавы, «чудеса» сплочённыхнациональных экономических систем, становление новых форм хозяйствования напостсоветском пространстве, глобализационные процессы. Какой обильный материалдля размышлений и изучения!
Какоеместо занимает человек в экономике? Как ему, тратя всё время на работу икарьеру, сохранить себя как личность?
—Разумеется, человек занимает в экономике центральное место и как объектэкономической деятельности, и как её субъект. Мне не совсем понятно, почему Выпредполагаете, что работа и попечение о карьерном росте приводят к потереличности. Мы уже говорили о морально-нравственных и духовных приоритетах вдеятельности предпринимателя. Его занятость и плотный рабочий график — это ещёне утрата личностных качеств.
Утраталичности начинается там же, где и страсть в её религиозном смысле, когда некаяидея овладевает всем существом человека, не оставляя даже остатка для семьи,для настоящей дружбы и, наконец, для собственной души. В таких случаях говорято «всепоглощающей страсти» к своему занятию, будь то добывание денег, изучениенаучной проблемы, блуждание в виртуальном мире или что-то иное.
Человек— слишком сложное существо, чтобы довольствоваться горизонтальным измерениемсвоей жизни. Его личность уникальна тем, что несёт в себе образ и подобиеБожие. Без осмысления этого можно очень много работать, но в конце концов«раствориться» в ежедневной суете, нигде не оставив о себе ни доброй памяти, нисердечных воспоминаний.
Этоодин из самых страшных видов одиночества: когда человек понимает, что его никтоне любит, а материальные плоды его трудов ценятся выше его самого. Такое частобывает с теми, кто собирается осчастливить весь мир, а на деле не способенподарить простое человеческое счастье даже одному близкому человеку… Таковаболезнь духа, и диагноз её состоит в отсутствии вертикального измерениясобственной жизни. Духовно нездоровая личность действительно может потеряться вмеркантильной суете, в пустых увеселениях и в толпе случайных и равнодушныхспутников.
Какимиморальными принципами должны руководствоваться предприниматели в своейдеятельности? Может ли конкурентная борьба вестись по правилам?
—А разве она может вестись без правил? Премудрый Екклесиаст весьма образносказал несколько тысячелетий тому назад: «Кто копает яму, тот упадет в нее, икто разрушает ограду, того ужалит змей» (Еккл. 10: 8). Господь Иисус Христос вГефсиманском саду подтвердил, что «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Распространите эти высказывания на сферу экономических отношений, — и Выувидите в них правила, ограничивающие свободную конкуренцию от превращения её вкриминальное противостояние.
Институтсобственности тяжело прививается в нашем обществе. Как должны развиватьсяотношения собственности, собственников и государства?
—Владение собственностью неотъемлемо от человеческой природы. Обыкновенномучеловеку свойственно желание устроить своё жилище, обеспечить семью, выраститьдетей, дать им образование и профессию, наконец, оставить наследство своимпотомкам.
Всёэто, по большому счёту, и составляет институт собственности, о котором Выговорите. Но отношения государства и общества к собственности и ксобственникам, действительно, могут быть довольно своеобразными. Например, япомню дискуссию в прессе в начале 1980х годов об упразднении праванаследования. Предлагалось, чтобы отцы ничего не передавали в наследство своимдетям, и все молодые люди начинали бы жизнь «с нуля», но зато при полномравенстве стартовых условий. Сегодня это звучит как бред, но тогда газетыпестрели всевозможными болезненными «прожектами».
Рецидивытакого мышления остались по сей день. Определённый слой общества предпочитаетне иметь почти ничего, потому что не хочет нести ответственность ни за что. Удругих уровень потребностей ограничивается наличием дешёвого алкоголя и табака.Сильный и свободный собственник может представляться опасным, например,малоспособному начальству или ленивому соседу…
Ответна Ваш вопрос я связываю именно с преодолением подобных мировоззренческихкомплексов. Человек труда — это не только рабочий с молотом и крестьянка ссерпом. Трудящимся становится каждый, кто не сидит сложа руки и соблюдаеттребования закона. В общественном сознании мелкий и средний предпринимательдолжен с полным на то основанием обрести статус труженика, а не комичногоперсонажа со страниц сатирического журнала полувековой давности.
Невозможноигнорировать ту объективную истину, что именно слой среднего и малогопредпринимательства всегда выводит экономику из нестабильных или болезненныхсостояний. Крепкий средний слой создаёт рабочие места, платит налоги и неочень-то интересуется политикой, потому что у него есть своё дело: хозяйство,предприятие, производство, ферма, магазин и так далее, включая весь спектр современногорынка. Единственное, что ему нужно от государства, — это простые, понятные иустойчивые правила, которые оно устанавливает для регламентации своих отношенийс предпринимательскими структурами всех видов и масштабов. И конечно, чтобы егоне опекали чрезмерной заботой.
…Когдаодного литературного персонажа работодатель спросил, что ему нужно для работы,тот ответил: «Чтобы меня любили». И пояснил: «Мне хорошо работается, когда менялюбят». По-моему, это универсальное условие для процветания человека труда,народа и всей страны.
Благодарячему Церкви удаётся строить столько новых храмов? Какие проблемы хозяйственногохарактера испытывает Церковь, как они решаются? Прокомментируйте, пожалуйста,ситуацию с введением новых земельных налогов.
—Церковь живёт на пожертвования верующих. Вообще, внешнему взору было бы намноголегче понять Церковь, если бы её воспринимали не с традиционным светскиммерилом, как некий социальный институт или организацию, а как религиознуюобщность людей, имеющих общую веру, общие цели и общее будущее. Эта общностьоснована, помимо догматов веры и формообразующих канонов, на совести как наглавном дисциплинарном основании. Это и приводит людей к помыслам о жертвенномучастии в строительстве Церкви Христовой. В том числе — в строительстве храмов.
Обратитевнимание: темпы строительства православных церквей различны в разных местах. Идело здесь далеко не только в количестве потенциальных жертвователей, к которымобщина может обратиться с ходатайством о содействии. В каждом случае храмсооружается верой людей и Промыслом Божиим, Который над всеми людьми имеетособое попечение.
Частоговорят, что храмы строят не жители земли, а жители Царства Небесного, в чьючесть освящаются храмовые престолы: святые, Небесные силы — Ангелы, Божия Матерьи Сам Господь, а люди лишь исполняют те призывы свыше, на которые отзываются ихсердца.
Вхозяйственных делах Церковь сталкивается с теми же трудностями, какиеиспытывает весь народ. Ведь Церковь — повторюсь! — это и есть народ с егорадостями и горестями, проблемами и способами их решения. При этом, Церковьставит во главу угла молитву, а не добывание стройматериалов или ангажированиеспонсоров. Как молимся, так и строим… Терпеливо, медленно, — но верно.
Чтокасается досадного введения новых земельных налогов, позвольте мне отнести Вашвопрос к тем народным избранникам, которые проголосовали за это новшество.Существующие проблемы понятны, неясными остаются лишь подобные способы ихрешения. Впрочем, я уверен, что наше общество вскоре исцелится от этогонеожиданного удара. Кстати, тот минский батюшка, который слёг с инфарктом врезультате логичного, с точки зрения налоговых структур, развития возникшейналоговой проблемы, уже поправляется…
КаковоВаше мнение по вопросу деления верующих в Беларуси на различные категории(например, на основе данных социологических опросов по выяснениюконфессиональной принадлежности, которые исходят из количества людей, регулярнопосещающих церкви, или из количества прихожан, или по другим признакам)?
—В Библии есть очень примечательный социологический количественный показатель.Его нередко использует Сам Господь, но я приведу его в изложении апостола Павлав отношении числа верующих: их столько, «как много звезд на небе и какбесчислен песок на берегу морском» (Евр. 11: 12).
Кстатистическим данным я отношусь сдержанно. В церковной практике мы,естественно, анализируем общее присутствие прихожан на наших службах или в дниособых торжеств; мы также знаем, сколько крещений, венчаний и отпеванийсовершается в наших храмах.
Носколько верующих в Беларуси, в России и в мире, точно не скажет никто. Верапорою вспыхивает в человеке в мгновенье, а порою годами тускнеет от привычкиили нерадения. В минуту смертельной опасности человек может исповедать себяверующим и уйти из жизни через несколько минут, а может даже в глубокойстарости так и не понять, зачем он жил, хотя при этом и будет помнить, чтокогда-то бабушка крестила его в церкви… Вера и покаяние, исповедание иотступничество не поддаются точному социологическому фиксированию.
Однакопри этом Церковь различает состав своей паствы. Например, в одном из своихпосланий апостол Иоанн Богослов отдельно обращается к отцам и отдельно — к ихдетям. Апостол Павел находит разные слова для мужчин и для женщин, для старцеви для юношества. По-разному строится апостольская проповедь для афинян и дляримлян, для жителей Иудеи и для обитателей других земель. Но здесь, говорясовременным языком, уже не статистика и не деление паствы по формальнымпризнакам, но пастырская психология, основанная не на разделении илипротивопоставлении, а направленная к всеобщему единству, к общей вере.
Вто же время надуманы попытки делить верующих по признакам «интенсивности веры».Надо сказать, что в разные времена христианской истории признаки принадлежностик евхаристической церковной общине были разными. Так, по традиции, православнымхристианином является тот, кто соблюдает посты и причащается, по меньшей мере,четырежды в год — по числу многодневных постов. Были в истории и остаются посей день и более подробно регламентированные требования и рекомендации. Но мыдолжны также внимательно учитывать особенности исторического периода, которыйпереживаем, и возможности людей полноценно участвовать в церковноприходскойжизни, которые, согласитесь, сегодня более ограничены, чем, к примеру, в самомначале ХХ века, когда и храмов, и монастырей было многократно больше.
Поэтомумне кажется предпочтительней не количественный, а качественный подход, прикотором народ Божий, многочисленный, как «звезды небесные» и как «песок наберегу морском», — это вся совокупность Святой Церкви от сотворения мира до егопоследнего дня и часа.
Некоторыеутверждают: «Бог у меня в душе, и в церковь мне ходить необязательно». Как быВы прокомментировали подобное утверждение?
—Прежде всего, следовало бы попытаться узнать у такого человека, как зовут тогобога, который у него в душе. Дело в том, что библейский Бог — это Личность.Каждая из ипостасей Пресвятой Троицы — Отец, Сын и Святой Дух — это неслиянныеи нераздельные Личности, с Которыми земной человек может общаться, какговорится, лицом к лицу.
Нопри этом Господь имеет преимущественное право устанавливать порядок и правилаобщения человека с Собою. Эти правила сохраняет и соблюдает созданная Им СамимЦерковь. В Церковь входит та часть человеческого сообщества, которая желаетБогообщения и живёт ради него. Именно поэтому личная молитва не заменяет, нодополняет общецерковное богослужение.
Крометого, Создатель жизни утвердил семь церковных Таинств, при помощи которыхподдерживается и обновляется бытие Церкви в целом и каждого её члена, то естькаждого верующего человека, в частности.
Есликто-то считает, что он вправе навязывать Богу свои правила общения ипренебрегать тем, что установил Сам Творец, то это, по меньшей мере, невежливов отношении Создателя… Вообще такая логика напоминает ситуацию, когда человеквроде бы и хочет пить, но предпочитает размышлять о воде, нежели встать и пойтик её источнику.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru