Свящ. Максим Козлов
1.Что такое Литургия?
–Литургия – это, в буквальном смысле слова, общее дело. Общее, то есть когда мывсе вместе, все православные христиане во всех странах, приходим в воскресный,праздничный или в какой-то другой день, чтобы быть собранными едино вокругХриста. Это дело наше общее, не только священников, не только бабушек, нетолько особо благочестивых мирян и монахов, это дело нас всех, без которогохристианин не может называться христианином. Там совершается главное, чем мыживем, – Таинство Причастия. Это тоже наше общее дело, без которого христианинне может называться христианином.
2.Из чего делается Причастие?
–Для Причастия берут хлеб и вино. Хлеб белый, самый-самый простой, в которомтолько вода, только дрожжи и мука. Потом все это смешивается, тесто подходит ивыпекается особенный хлеб, называемый просфора, что означает с греческого«приношение». Во время Литургии, чудесным образом, в прямом смыслечудесным образом, она превращается в Тело Христово. По видимости она остаетсяхлебом, но по сути – это Тело Христово, уже Сам Господь, Который с намисоединяется. А вино берется обязательно виноградное. У нас, в ПравославнойРусской Церкви, обычно красное, сладкое, чаще всего вино, которое называется«Кагор», или близкие к нему сорта, смешивается с водой, и этосмешение вина и воды становится путем того же чуда Кровью Христа Спасителя, какСам Господь и сказал на Тайной Вечере, завещая нам есть и пить и укреплятьсяэтими дивными таинствами.
3.Что такое Типикон?
–«Типикон» – слово греческое, в переводе означает«книга-образец». Как образцово, без отступлений, без сокращений, поправде, по уставам, установленным святыми отцами, совершать богослужения,соблюдать посты, вообще жить целый год богослужебной жизнью, с соблюдениемправил церковных. Поэтому Типикон называют еще в переводе иногда просто – УставЦерковный.
4.Если православная служба имеет особый смысл, то что обозначает омовение рук?
–Омовение рук означает просто-напросто то, что когда идешь касаться не простостола, а престола Божия, и не просто еды – хлеба и вина, а хлеба и вина,которые станут Телом и Кровью Спасителя, то можно ли это делать с черноземомпод ногтями или с пылью, которую вы принесли из Московского метрополитена;ежели перед обычной едой мы соблюдаем правило – мыть руки, то как мы должныподходить к трапезе Господней?
5.Почему на Крещении вместо «Святый Боже» поют «Во Христакреститеся ...»?
–Потому что в древней Церкви, когда еще в Римской империи было множествоязычников, крестились не только дети, но и взрослые, как теперь часто бывает.Этих взрослых готовили не так, как сейчас, – по одному батюшка готовит,объясняет, как и что, а всех вместе. Их всех вместе собирали при храме, онислушали беседы, объяснения, учили молитвы, серьезно готовились к тому, чтобыстать православными. Их крестили в определенные урочные дни, как правило, передвеликими праздниками – Рождеством или Пасхой. Потом после крещения во времяЛитургии, когда они входили в белых крещальных одеждах в храм, со свечами, товот и пелось «Во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Всесмотрели на них и радовались, что еще стольких людей Господь призвал коспасению в свою Церковь.
6.Можно ли на службе выходить из храма?
–Можно, если это нужно для того, чтобы вывести из храма потерявшую сознаниестарушку или по каким-то чрезвычайным обстоятельствам, вот, например, вдруг неоказалось на трапезу батюшке хлебушка, и заведующая подошла и сказала:«Вань, у тебя такие быстрые ноги, а послушание – выше молитвы, сбегай,купи хлебушек, чтобы батюшка, который, конечно, устанет после службы мог сестьза трапезу». Ну а если мне хочется просто так, ни с чего выйти и погулятьво время службы, – это, конечно, не подобает православному христианину.
7.Зачем нужно причащаться?
–Человек, сознающий себя христианином, к словам Христа относится серьезно. Ещесам Господь в решительнейший момент своей земной жизни говорил: «Приимите,ядите: сие есть Тело мое». И, взяв чашу и благодарив, отдал им и сказал:«пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многихизливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, 26-28).Мимо этих слов христианин уже не пройдет. В другом месте Евангелия Спасительговорит, кто будет есть и пить Плоть и Кровь мою, тот окажется в Царствиинебесном, а кто откажется – тот не будет. Этого уже никак не избежать, еслиоставаться христианином.
Нужнопонять, зачем это делать. Для этого нужно поглубже посмотреть. Задумаемся, какБог человека спасает? Некогда Адам и Ева согрешили. Между ними и Богом, а такжемежду их потомками и Господом возникла внутренняя пропасть. Они стали жить вотдельности от Бога. Что это такое, каждый из нас хорошо знает. Так бывает,когда лежит на душе тяжелый неисповеданный грех. Это – совсем другая жизнь,отличная от той, которая бывает после исповеди или тогда, когда подобное –страшное – над нашей душой не тяготеет. Кто уже «дошел» по школьнойпрограмме до этого класса, припомните «Преступление и наказание»Достоевского. Там ясно показано, как тяжело жить, когда на душе смертный грехлежит. Так было и с Адамом и Евой. Сам человек дальше себя спасти уже не мог. Испасение наше стало совершаться благодаря тому, что Сын Божий стал таким же какмы человеком во всем, кроме греха. При этом он оставался Сыном Божиим, таким жекак Бог Отец и Дух Святой. Он воплотился в Рождестве своем, жил на Земле 33года, пострадал, воскрес, вознесся на небо. Он сделал это ВМЕСТЕ со своейчеловеческой природой. Он не оставил ее (нет нигде погребенных останковСпасителя). То человеческое, что Он воспринял, когда родился как ребенок, ононикуда не делось. Оно соединено с Богом навсегда, природа этого «неслитнаи нераздельна». И вот Он нам теперь опять дает возможность с Нимсоединяться, как веточка дичка прививается на плодовое дерево. Дичок может бытьсам по себе хорош, но сладких лодов он не даст, пока к садовому дереву не будетпривит. Крещением мы к этому дереву прививаемся. Мы от дичка становимсяклеточками одного большого организма. Апостол Павел так и говорит: «ТелоХристово, глава его – Христос, а мы – члены». Можно сказать и современней:мы – клеточки этого огромного организма.
Такслучается, что клеточки начинают болеть: инфекция проникает, вирус. И чтобы этовсе смыть, нужно как можно больше того живительного, что в организме есть,вновь к этой клеточке допустить. И нужно сделать так, чтобы клеточка не сама посебе со своим вирусом или бактерией существовала. Эти все болячки смываютсяКровью Христовой и Телом Христовым, когда мы, осознав, что больны, идем к Богуза исцелением: «Господи, я сам не поправлюсь, моих сил не хватит. Впустивтвою жизнь в себя, я опять стану по-настоящему живой». Вот поэтому и надопричащаться.
8.Мама заставляет меня причащаться каждое воскресенье. А как часто нужно?
–Я думаю, стоит тебе поговорить с батюшкой, у которого ты исповедуешься, потомучто в отношении причастия не может быть никакого формального правила: извольпричащаться через столько-то времени. Это – вещь очень индивидуальная.
Вразные времена по-разному бывало. Вот в позапрошлом веке, в 18 и 19-м люди неочень часто причащались, но готовились к этому ответственно. Самыеблагочестивые причащались два, три, четыре раза в году, чаще – редко. Постсоблюдали по-настоящему, неделю говели, то есть каждый день – утром и вечером –ходили на богослужение. Во всем развлекательно-отвлекательном на это время себеАБСОЛЮТНО отказывали. И понятно, с какой мерой ответственности после этогоисповедовались и с какой пользой для души причащались.
Сейчасвсе по-другому, да и сама жизнь стала иной. Так редко, как тогда, в прошлыевека, сейчас причащаться нельзя. Мы не готовимся нынче к причастию тактщательно, как это делали наши прародители. Но нет никакого правила, что нужнокаждую неделю причащаться. Тем более, не может быть никакого внешнегозаставления.
Посоветуйсяс батюшкой. Скажи, что глубже и ответственней ты будешь готовится к исповедиреже, или вашему с ним – а не с мамой! – совместному решению. А батюшка, можетбыть, перед мамой за тебя словечко замолвит или ей что-то объяснит. Она,конечно, хочет, чтобы ты поближе к церкви был, но только не совсем правильнодействует.
9.Зачем Причастие запивают?
–Потому что Причастие – вполне реальная вещь, во время которой мы душой и теломсоединяемся с Богом. Один святой, живший в 11 веке, Симеон Новый Богослов, такпишет в одном из своих гимнов-песнопений. Когда он вернулся после причастия ксебе в келью, посмотрел на свои худые монашеские руки и ноги и из души еговырвалось: «Господи, ну как же это может быть, что в моих жилах – твояКровь, в моих ребрах – твое Тело. Я с Тобой в тех токах, которые во мнепроходят, соединен!» Но это так и есть. Это такая мера реальности нашего сБогом соединения. Но если это так, то относиться мы к тому должны с совершеннымблагоговением. А вдруг чихнешь, кашлянешь и случайно частичка выпадет? Иликариес у тебя в зубе. Подумай, что там застрянет – Тело Христово! Запивкадается не просто потому, что ты оголодал к концу службы, а затем, чтобы ни одначастичка нигде не застряла и под ноги не упала.
10.Почему просфору едят и Святых Христовых Таин причащаются натощак?
–Раньше, в совсем древние века, литургии совершались не только утром, но ивечером. Мы в Великий Пост служим Литургию Преждеосвященных даров, соединяющуюсясо службой, которая называется вечерня (в свое время она вечером совершалась).Православные христиане в те времена горения духа до самого вечера ничего не елии не пили, они хотели ЭТОГО хлеба и ЭТОГО вина – Тела и Крови Христовых а некакой-то другой пищи.
Амы теперь тоже воздерживаемся с ночи от вкушения другой ищи, потому что слишкомнесоответственно святыне, которую мы принимаем, было бы выпить кофе, пожеватьсосиску, почитать газетку. Видал я как протестанты в европейских странах идутна богослужение, ощущая приятную теплоту в собственном желудке. Они умудряютсявдобавок к этому еще и причаститься. Нужно уметь в чем-то, пусть небольшом,ради Христа себе отказать.
Тоже самое и просфора. Она – не причастие, но освященный хлеб, святыня церковная.Стоит ее воспринять не как простой кусок хлеба, который оголодавший к концуслужбы человек поскорее прожевывает. Иные хотят три, пять просфор и, съев их,ходят довольные. Просфора – это хлеб, из которого частичка была вынута налитургии, она тоже к богослужению имеет отношение. Если ее вкусить как трапезуБожию, то будет совсем другой результат. Не только для желудка, но и для душиполезное можно из ее потребления вынести.
11.Почему некоторые молитвы в храме поют хором?
–Как правило, во всех православных храмах хором поют две молитвы, которые вселюди должны знать. Это молитва Господня «Отче наш» – самая главная,потому что ей христиан научил сам Спаситель. Когда его ученики спрашивали, какмолиться, он им и сказал: «Отче наш, иже еси на небесех...» Вся этамолитва не людьми составлена и даже не пророками, а самим Господом. Эта молитва– самая главная, в ней ВСЕ есть. Ее должен знать каждый.
Налитургии поется и «Символ веры». Эта молитва – не просто перечислениекаких-то пунктов, а исповедание того, без чего не может быть по-настоящемуправославного человека. Когда мы поем «Символ веры», мы вновьсвидетельствуем о том, что мы не как случайные люди тут собрались, а какправославные христиане, знающие, во что они верят.
Внекоторых храмах поют и другие молитвы. Чем приход церковнее, чем больше людей,которые давно в храм ходят, тем больше песнопений, которые можно вместе спеть.Вот хорошо бы и тебе эти молитвы знать.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru