ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» Доклад по предмету Социология на тему «Неофрейдизм.
Эрих Фромм – один из основателей неофрейдизма.» Выполнил: студент факультета ВИС группы ВАР(У)-1106 Преподаватель: В. В. Москва, 2007г. Содержание Введение 3 Бегство от свободы 3 Человек для себя 4 Революция надежды 5 Душа человека 5 Искусство любить 5 Список литературы 7 Введение Эрих
Фромм ( 1900 – 1980 ) – один трёх «великих психологов-теоретиков», чьи идеи оказали громадное влияние не только на собственно психологию, но и на философию, антропологию, историю, социологию. Зигмунд Фрейд, карл Густав Юнг, Карен Хорни, Гарри Салливен и Эрих Фромм – всех этих учёных отличало парадигмальное мышление, то есть их идеи «рождали революцию в сознании людей. Начинал Фромм как ученик
Фрейда, однако, подобно Юнгу, быстро осознал ограниченность Фрейдизма и полагал, что фрейдизм есть «продукт своей культуры», не имеющий возможности выйти за свои рамки. Предложенный Фроммом "гуманистический психоанализ" - это попытка преодолеть "биологичность" и "мифологичность" учения Фрейда, соединить несомненные достижения фрейдизма с социологическими теориями в стремлении создать гармоничную общественную структуру, "здоровое общество" на основе
психоаналитической "социальной и индивидуальной терапии". Бегство от свободы В книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм приводится часть обширного исследования, посвящённого психике современного человека, а также проблемам взаимосвязи и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общественного развития. В книге отмечается, что нынешние тенденции политического развития, как, например, глобализация экономики,
усиление влияния религиозной веры, ставят под угрозу величайшее достижение современной культуры: индивидуальность и неповторимость каждого человека. В книге сконцентрировано внимание на значении свободы для современного человека. Основным субъектом социального процесса является индивид: его стремления и тревоги, его страсти и раздумья, его склонность к добру и злу, поэтому его характер не может не влиять на этот процесс. Чтобы понимать динамику общественного развития, мы должны понимать динамику психологических процессов,
происходящих внутри индивида, точно так же как для понимания индивида необходимо рассматривать его вместе с обществом, в котором он живёт. Основная идея книги состоит в том, что современный человек, освобождённый от оков доиндивидуалистического общества, которое одновременно ограничивало его, и обеспечивало ему безопасность и покой, не приобрёл свободы в смысле реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования,
но в тоже время изолировала его, пробудила в нём чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого. По сути дела, Фрейд и его ученики имели лишь очень наивное представление о процессах, происходящих в обществе; большинство
его попыток приложения психологии к социальным проблемам вело к ошибочным построениям. Никто до Фрейда не уделял такого внимания наблюдению и изучению иррациональных, подсознательных сил, в значительной мере определяющих человеческое поведение. Он и его последователи в современной психологии не только открыли подсознательный пласт в человеческой психике – само существование которого отрицалось рационалистами, – но и показали, что эти иррациональные
явления подчиняются определённым законам и потому их можно вполне рационально объяснить. Он научил нас понимать язык снов, язык несообразностей в человеческом поведении. Фрейд принял традиционную установку, противопоставляющую человека и общество, а также традиционную доктрину о порочности человеческой натуры. По Фрейду, человек в своей основе антисоциален. Общество должно приручать его и главная его задача состоит в ограничении основных, низменных импульсов
человека. В своей книге Фромм, в противоположность Фрейду, предлагает анализ, основанный на предположении, что ключевой проблемой психологии является особого рода связанность индивида с внешним миром, а не удовлетворение или фрустрация тех или иных человеческих инстинктивных потребностей. Более того, связь между человеком и обществом не является статичной. Общество осуществляет не только функцию подавления, но и функцию созидания личности.
Главная задача социальной психологии состоит как раз в том, чтобы понять процесс формирования человека в ходе истории. Она должна показать не только, как новые страсти, стремления и заботы возникают в результате социальных процессов, но и как человеческая энергия, в этих специфичных формах её проявления, в свою очередь становится активной силой, формирующей эти социальные процессы. Далее вводится термин адаптации. Статическая адаптация – адаптация при которой характер человека остаётся
неизменным, лишь появляются новые привычки. Динамическая адаптация – это приспособление индивида к внешним условиям, в ходе которого в индивиде происходят изменения: появляются новые стремления, новые тревоги. Аналогичные социально-психологические явления, проявляются у целых общественных групп. Помимо физиологических потребностей человек испытывает потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведёт к психическому разрушению, так же как физический
голод – к смерти. В человеке силён страх перед изоляцией из-за потребности человека относить себя к какой-то системе, например к первичному (родственники) или вторичному (друзья, коллеги) кругу связей. Человек для себя Книгу «Человек для себя» Эрих Фромм написал о гуманистической этике с намерением показать, что знание человеческой природы ведёт к убеждению, что источники норм этического поведения следует искать в самой человеческой природе; что моральные нормы основаны на присущих человеку свойствах, и
грубое их попрание ведёт к душевному и эмоциональному разладу. Революция надежды Книга «Революция надежды» написана из убеждения, что прогрессивная часть человечества находится на распутье: одна дорога ведёт к полностью механизированному обществу, котором человек – беспомощный винтик машины; другая – к возрождению гуманизма и надежды, к обществу, которое поставит технику на службу человеку. В книге предпринимается попытка провести грань между индивидуальной и социальной реальностью
и идеологиями, которые злоупотребляют ценными идеями, приспосабливая их для поддержания существующего положения вещей, и стоит ли людям оставаться пассивными и зависимыми во имя сильной, хорошо отлаженной организации. Душа человека В книге «Душа человека» решается вопрос кто больше люди – «волки» или «овцы». В пользу каждого утверждения можно привести множество аргументов. Правильно ли сказать, что меньшинство волков живёт бок о бок с большинством овец?
Не означает ли, что существует две человеческие расы – волки и овцы? В книге приводится классификация различных форм насилия (игровое, реактивное, из зависти, из ревности, из мести, компенсаторное, садизм, жажда крови). Также даётся объяснение любви к живому, любви к мёртвому. Даётся определение нарциссизма. Нарциссизм бывает индивидуальным и общественным. Индивидуальный нарциссизм проявляется, когда человек, подверженный нарциссизму, не видит ничего, кроме
своих желаний и другие личности со своими потребностями не существуют для него, что можно наблюдать часто в очередях или среди водителей на перекрёстках. Реакцией на затронутый нарциссизм может быть взрывная ярость или депрессия. Общественный нарциссизм проявляется в отношении членов социальной группы к своему блеску, славе, прежних достижениях, внешнему виду, различных атрибутах, движимому и недвижимому имуществу.
Искусство любить В книге «Искусство любить» объясняется, что любовь – это не сентимен-тальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнуто им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом. Удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.
Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы любимыми, а не в том, чтобы любить. Иными словами быть такими, чтобы они возбуждали чувство любви к себе. К достижению этой цели люди идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация.
Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой, причёской и т.д. Иные пути обретения собственной привлекательности, используемые и мужчинами, и женщинами, состоит в том, чтобы выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность. Второй аспект состоит в том, чтоб к любви относятся как к чему-то, не требующему обучения, состоит
в допущении, что проблема любви – это проблема объекта, а не проблема способности. Люди думают, что любить просто, а вот найти подлинный объект любви – или оказаться любимым этим объектом – трудно. Необходимо понять, что любовь – это искусство, такое же, как искусство жить: если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству, скажем, музыке, живописи.
Любовь – это забота, ответственность, уважение и знание. Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим. Также в книге описывается виды любви  материнская, абсолютная любовь, основанная на принципе «я люблю тебя, потому что ты – моё, ты – моя кровь и мне этого достаточно, чтобы любить тебя»;  отцовская, выражается «я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь мои ожидания, потому что ты
исполняешь мои указания, потому что ты похож на меня, потому что в тебе есть моё». Отцовская любовь должны быть направляема принципами и ожиданиями; она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитарной;  братская – любовь между равными;  эротическая – жажда слияния, кстати, самая обманчивая;  любовь к Богу, немного пересекается с любовью к отцу и выражается в любви и подчинении некоему авторитету; &
#61630; любовь к себе проявляется в том, что «если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же, как и себя и эта любовь является полной противоположностью эгоизма. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Ребёнок старше 6 лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве. Детская любовь следует принципу: «Я люблю, потому что любим».
Зрелая любовь следует принципу «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя». Список литературы 1. Эрих Фромм. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: ООО «АСТ», 2004. 2. Эрих Фромм.
Душа человека. М.: ООО «АСТ», 2004.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |