Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Курсовая работа
на тему:
«Христианское нравственное учение –истоки, содержание, ценностный смысл»
Проверил:
доцент кафедры философии и науки
Кондрашов Владимир Александрович
Выполнила:
студентка 2 курса группы 2
(отделение культурологии)
Яковлева Екатерина Владимировна
Ростов-на-Дону
2009 год
План
Введение: что такое христианство?
1. История ипредпосылки.
2. Личность ИисусаХриста.
3. Распространениехристианства.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Что такоехристианство?
Христианство — одна измировых религий, существующая уже более двух тысяч лет и являющаяся самойраспространенной среди множества народов земли. В мире в настоящее время насчитываетсяоколо одного миллиарда и восьмисот миллионов человек, считающих себяпоследователями этой религии. Повсюду во всех уголках земного шара существуютхристианские церкви, огромное количество священнослужителей, миссионеров ипроповедников несут это учение, способствуя всё большему его распространению. Бытьхристианином означает нечто гораздо большее, чем ходить в церковь илипринадлежать к определенной культурной группе. Истинная сама по себе,христианская вера имеет дело с реальной жизнью. Она приносит вызов ивдохновение; она дает силу и утешение в трудные времена. Рассматриваяхристианскую веру, мы изучаем величайшее движение в истории человечества.Христианство оказало сильнейшее влияние на весь окружающий мир. При своемвозникновении и на начальных стадиях христианство было религией рабов ибеднейших слоев населения империи, стремившихся противопоставить всем бедствиями горестям мира, угнетению и притеснению властных и богатых, собственномубесправию и униженному положению общинные формы организации жизни, основаннойна взаимной поддержке и доверии, на общности судьбы. Эта вера, стремление инадежда давала им огромную силу духовного превосходства перед болеемогущественными в материальном смысле угнетателями. Ибо они ощущали, что,подчинив всё своё существование высшей цели, их жизнь также наполняется этимвысшим смыслом — через служение Богу утверждать невиданные ранее в жестокоммире ценности милосердия, великодушия, любви и сострадания, которым учила новаярелигия. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римскомобщественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннегоспасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственнойличности. Христианство впервые в доступной широким народным массам религиознойформе выразило нравственный протест против бесчеловечности, бездуховности ибезнравственности земной жизни, где царит произвол силы и власти, где вотношениях между людьми господствуют низменные страсти и мотивы поведения — корыстолюбие и алчность, жадность, подлость и коварство, жестокость ибесчеловечность. Грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгийаскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирениеи покорность. Благочестивые будут вознаграждены Господом после того, какнаступит Царство Божье на земле. Утверждая, что нравственность имеетсверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религийпровозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений иих вневременной характер. Однако уже первые христианские общины приучали своихчленов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только освоем, но и об общем спасении. Все христианские общины, разбросанные поогромному пространству Римской империи, ощущали свое единство. Членами общинмогли стать люди разных национальностей. В христианстве важную роль играетравенство перед Богом всех верующих. Это объясняется прежде всего тем, чторелигия складывалась в разных странах, у разных народов, на разных этапахобщественного развития. Это дало мощную основу для развития христианства какмировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
Двоякая потребность вединении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства помиру — с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельныйхристианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целомобладает Духом Святым и Божьей благодатью.
История и предпосылки
Возникновениехристианства было подготовлено долгим и мучительным процессом историческогосозревания человечности, духовности, нравственности в обществе неравенства,угнетения, несправедливости и жестокости. Ведь христианство впервые в доступнойшироким народным массам религиозной форме выразило нравственный протест противбесчеловечности, бездуховности и безнравственности земной жизни, где царитпроизвол силы и власти, где в отношениях между людьми господствуют низменныестрасти и мотивы поведения — корыстолюбие и алчность, жадность, подлость иковарство, жестокость и бесчеловечность.
Это течение возникает какфантастическое, превратное отражение бессилия трудящихся в борьбе противэксплуататоров, как своеобразное социальное движение масс, мечтавших о чудесномизбавлении от рабства, о приходе «божественного счастья».
Христианство (отгреческого слова «christos» — «помазанник», «Мессия»), зародилось как одна изсект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. К этому времени Римская империя достиглавершины своего могущества, подчинив своей власти весь бассейн Средиземного моряс прилегающими к нему отдалёнными странами, населёнными многочисленныминародами. Она являлась единственной и самой могущественной державой тоговремени, перед которой были вынуждены покориться все народы. После жестокогоподавления Римом массовых восстаний рабов, полусвободной бедноты и покорённыхнародов в первом веке до новой эры во всём Средиземноморье сталираспространяться настроения отчаяния и безнадежной подавленности. Массы людейне видели реальных путей избавления от гнёта поработителей, что создалореальные предпосылки для распространения и проповеди мессианских учений,обещавших всем подавленным и угнетённым скорое избавление посредством чудесноговмешательства сверхъестественных сил, посредством чуда. Эти настроения особеннохарактерны были для иудеев — бедного народа, проведшего почти всю свою историюпод гнётом Египта, Вавилона, Рима. Именно в их среде, то есть между угнетенныхрабов, полусвободных и разорившихся под непосильным двойным гнётом — властисобственной царя и первосвященников и римских прокураторов — общинников,получили большое распространение идеи скорого прихода Мессии, о котором многоговорилось в иудаизме. Именно поэтому над существовавшими религиями возобладаларелигия новая, универсальная, не знавшая никаких вносящих разделения обрядов,обращавшаяся ко всем «страждущим и обременённым», вне зависимости отих этнической принадлежности и социального положения. Она провозглашаладуховное равенство — равноценность перед Богом всех людей вообще, обещала имокончательное избавление от всех бед и страданий в царстве божьем. Такойрелигией стало христианство, получившее своё название по имени Иисуса Христа.
Христианство выступилокак моральное осуждение этого мира насилия и подлости, возвысив тем самыммораль над всеми сферами общественной жизни, придав ей абсолютное значение вжизни каждого отдельного человека. Именно этот могучий духовный потенциал,присущий христианской религии, позволил ей в исторически короткие срокиовладеть душами миллионов людей, и в том числе вовсе не принадлежащих кугнетенному и порабощенному классу. Религия любви и смирения, возникшая наокраинах империи среди самых обездоленных слоев населения сумела сделать то,что не могла сделать никакая другая традиционная религия и идеология вообще,опирающиеся на представление о могуществе своих богов и апеллирующие к силовымспособам решения человеческих проблем. Она сумела проникнуть в самое сердцеРимской империи и, несмотря на жесточайшие гонения, которым подвергались еёносители, продемонстрировала своё превосходство над эклектической религией иидеологией Рима, который при всем своем видимом могуществе изнутри был охваченгнилью. Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианствоуже в первое десятилетие своего существования завоевало приверженцев и средидругих народов. Возникновение и распространение христианства пришлось на периодглубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Наповерхности явлений казалось, что весь мир служит величию Рима и благополучию римскихграждан. Практически все цивилизованные народы находились в подчинении Римскойимперии, обладающей мощной армией, политической и правовой организацией иогромным количеством рабов, чей труд позволял римским гражданам пребывать всостоянии праздношатающихся пенсионеров и требовать от своих правителей ипатронов лишь «хлеба и зрелищ». Однако в действительности величиеРима давно уже клонилось к закату в условиях нарастающего социокультурногокризиса всего рабовладельческого общества. Огромные богатства, добытые внепрерывных войнах, раскололи римских граждан на кучку богатейших патрициев имассы неимущих — «пролетариев». Развернувшаяся между патрициямиборьба за власть, дающую неимоверные богатства, давно привела к падениюреспублики и воцарению режима личной деспотической власти принцепса, а позжеимператора, перед которым и богатые сенаторы, и бедные плебеи должны были равнотрепетать. Грабежи других народов, составляющие материальную основу процветанияРима, оборачивались неизбежной деморализацией масс римских граждан, живущих наподачки государства и патронов, и ведущих бессмысленную пустую паразитическуюжизнь. Произвол императорской власти с её поборами, триумфами, проскрипциями иконфискациями, высылками и казнями неугодных, с разгульными пирами и оргиями,устраиваемыми императорами и не предполагающими возможности отказа от участия,корысть и интриги приближённых к императору в борьбе за власть, — всё этоделало жизнь всех без исключения весьма опасным занятием. Всеобщее бесправие инезащищенность ни собственной жизни, ни тем более имущества, постоянная угрозасамому существованию, которое-то и жизнью было уже назвать затруднительно,подпитывало процессы морального упадка и разложения во всех кругах римскихграждан и порождало настроения безысходности среди всех слоев населения. Ненаходя выхода из такой исторической ситуации, одни римляне, которые могли себеэто позволить, ринулись в разгул чувственных удовольствий и страстей, устраиваясамые изощренные оргии и вакханалии, напоминающие больше всего пир во времячумы. Другие, более образованные, были охвачены настроениями апатии ибезнадежности, пытались искать спасения в уходе в мистику или новомодныефилософские учения стоицизма и скептицизма. А третьи уже вовсе не были способныни о чем задумываться, ибо вся их жизнь прошла в бессмысленном прозябании вожидании «хлеба и зрелищ». Таким образом, налицо были все симптомысистемного социокультурного кризиса, нравственного разложения и упадка. Именнопоэтому сознание невыносимости настоящей жизни перед лицом ещё более ужасногобудущего, настроения приближения конца света стало доминирующим не только дляугнетенных изгоев с окраин империи, но и для самих римских граждан. Тем самымподготавливалась почва для принятия и распространения христианских идей и верований,утверждающих возможность спасения и духовного возрождения человечества.Христианство смогло найти массовый отклик в сердцах всех людей, ибо давалопростой и ясный ответ на самый мучительный вопрос по поводу тяжёлых времен ивсеобщей материальной и моральной нищеты — почему так страшен мир и такпечальна участь живущего в нём человека? Христианское сознание всеобщейгреховности отвечало на этот вопрос со всей решимостью, отвергая всякие попыткисамооправдания и поиска виноватых, как это делали другие религии, — да, этообстоит именно так, и иначе и быть не может; в испорченности мира виноват тысам, виноваты вы все, твоя и ваша собственная внутренняя испорченность! Ни одинчеловек не мог уклониться от признания за собой части вины в общем несчастье, ипризнание это стало в христианстве предпосылкой духовного спасения.Общераспространенному чувству, что люди сами виноваты во всеобщей испорченности,христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждого отдельногочеловека. Нужно было только указать путь спасения, который отличался бы оттрадиционных способов, был легко понятным широким массам и поражал воображение.Вместо принесения в жертву своих врагов, жертвенных животных или самого себядля умилостивления того или иного оскорбленного нечестивым человеком божества,здесь Бог Сам приносит Себя в жертву во имя искупления человеческих грехов! ЭтимОн показывает всю глубину своей любви к человеку, которая только и можетвызвать искреннее ответное чувство и стремление к покаянию, очищению и исправлениюв душе человека, даже самого закоренелого грешника. Вместо сурового, требующегоповиновения и умилостивления, надзирающего и карающего бога, христианствопоказало человечеству Бога самоотверженности, любви и самоотречения, моральногоБога, ставшего на многие века для миллионов людей идеальным критерием, мериломдобра и справедливости. Жить по божески — это стало означать жить, сознательноориентируясь на добро, проявляя милосердие и сострадание к ближнему, свнутренним сознанием собственного несовершенства и необходимости покаянногоискреннего самоочищения.
Именно поэтому так иполучилось, что среди тысяч пророков и проповедников, создававших бесчисленноеколичество своих религиозных новшеств на просторах Римской империи, толькохристианство оказалось способным увлечь и подчинить своему воздействию огромныемассы людей, принадлежащих к самым различным этническим и социально-классовымобразованиям, всё более утверждаясь в качестве мировой религии.
Изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важно дляпонимания корней христианской религии. Это проявляется и в том, что перваячасть Библии, Ветхий завет, — священная книга, как иудеев, так и христиан. Авторая часть Библии, Новый завет, который провозгласил Иисус, признается толькохристианами и является для них главнейшей.
Личность Иисуса Христа
О личности Иисуса мыможем прочитать в Евангелие. Умеренный критицизм рассматривает Евангелия какработы отдельных авторов, подготовленных по различным планам. Евангелияисследуются в свете античной биографической традиции, которая учитываетжизнеописания в Ветхом Завете (например, жизнь Моисея) и иудейскую литературу.До того, как Евангелия были написаны, предания и поучения Иисуса передавалисьустно апостолами и первыми проповедниками.
Само «евангелие» означает«благую весть», с греческого слова «eungelion». В четырёх Евангелиях «благая весть» — это принесённоеИисусом послание о грядущем Царствии Небесном. Однако каждый евангелист собиралфрагменты собственно своему теологическому пониманию послания Иисуса, и поэтомуна Евангелия нельзя положиться при воссоздании хронологически точной биографииисторического Иисуса.
Существуют четыреЕвангелия – от Марка, от Иоанна, от Матфея и от Луки. Евангелие от Марканаписано в Риме около 65г. – это сравнительно простой и достоверный рассказ ожизни и деятельности исторического Иисуса, основанный на воспоминаниях апостолаПетра. В Евангелие от Иоанна содержание опирается на свидетельства очевидцев,называемых «возлюбленными учениками». Это пересказ Иоанном слов Иисуса, сведенийо его деяниях, смерти и Воскресении. Иоанн обращается к евреям, которые должныбыли признать Иисуса, но отвергли его. Он сравнивается с Авраамом и Моисеем. ВЕвангелии от Луки два тома. Вторая часть о деяниях апостолов. Первые слова Евангелияявляются вступлениям к обеим книгам, в нём Лука показывает историю Иисуса, какчасть более широкого взгляда на всю человеческую историю, состоящую изследующих друг за другом периодов – эпоха Израиля, эпоха Иисуса (от Крещения доВознесения) и эпоха церкви.
Евангелисты сообщают всё,что нам известно об Иисусе, именно поэтому мы можем приблизиться к нему толькоодним путём – через Евангелие.
В Евангелие от Матфея иЛуки приводятся две родословные: Лука ведёт происхождение Иисуса через Авраамак первому человеку Адаму. Иисус рассматривается как Спаситель не только евреев,но и всего человечества. В иудаизме Адам – божественная фигура, тем самым Лукаобъясняет, почему потомок Адама Иисус объявляется Сыном Божьим во время егокрещения – события, которое непосредственно предшествует становлению егородословной.
Идея непорочного зачатиябыла широко распространена в греко-римском мире. О царских особах – АлександреМакедонском, императоре Августе, обычно говорили, что они рождены от союза ихматерей с божеством. Сходные заявления касались харизматических личностей.Поэтому идея о непорочном зачатии Иисуса часто предписывалась влияниюязычества.
Что касается непорочногозачатия Девы Марии, приведу в пример то, что истинно для христиан.
Согласно Евангелию от Луки,Иисус родился во времена царя Ирода Великого (правил с 37 по 4гг до н.э.), визраильской провинции Галилее. Молодой женщине, обрученной с человеком по имениИосиф, является архангел Гавриил. Он возвещает, что она избрана Богом, чтобыродить сына, которого нарекли Иисусом. Смущенная этой вестью, она, тем неменее, заявляет о своей готовности исполнить волю Бога.
В Евангелие от Луки,когда ангел Гавриил возвещает о беременности Марии, она удивляется: «как будетэто, когда я мужа не знаю» (Лука 1,34). Иосиф планировал развестись с Марией,когда узнал, но ангел уверил его в том, что его невеста не была близка ни содним мужчиной.
Не ранее II века было провозглашено, что Марияосталась непорочной даже после рождения Иисуса. Эта идея ведёт к средневековойдоктрине о её вечной девственности.
Иисус (по-еврейски Иешуили Иешуа) – это форма имени «Йошуа», что значит «Яхве спасает». И ребёнокМарии назван так, потому что «он спасает людей своих от грехов их».
Ребенок должен был родитьсяво время римской переписи населения. Для Марии и Иосифа это означалопутешествие длиной около 70 миль из Назарета в Вифлеем, который находился рядомс Иерусалимом. Роды произошли в Вифлееме. К младенцу пришли местные пастухи иволхвы с Востока; его рождение ознаменовалось небесным хором.
Когда чужеземные волхвыпризнают Иисуса, и предлагают ему дары, наиболее вероятно, что Матфей выражаетобщее иудейское ожидание: когда Мессия появится, его и Израиль будут почитатьвсе народы. Христиане принимали дары, принесённые волхвами, как символы — каждый из них представлял характер Иисуса: золото – это его царскоепроисхождение, ладан – его святость, и миро – вещество для умащения.
Царь Ирод, услышав отволхвов о рождении «царя», попытался убить младенца Иисуса. Но Мария, Иосиф иИисус бежали в Египет, таким образом, исполнив пророчество. В конце концов, онивернулись в Назарет, где Иосиф зарабатывал на жизнь плотницким делом. Этомуремеслу он учил своего сына.
Родители Иисуса –правоверные иудеи, тщательно исполняющие всё по закону Господню. При рожденииребёнка мужского пола, совершаются определённые ритуалы: обрезание, очищение ипредставление в Храм.
Нам мало говорят о раннихгодах жизни Иисуса, за исключением одного визита в Иерусалим в двенадцатилетнемвозрасте. В тот раз Иисус пошел в Храм, где слушал учителей, спрашивал иотвечал на вопросы, и все дивились его разуму и ответам. Далее следует пробелпродолжительностью около двадцати лет. Мы снова встречаем Иисуса, когда ИоаннКреститель совершает над ним обряд крещения в реке Иордан.
Иоанн Крестительзанимался крещением людей, что было его основной деятельностью. Крещение былонаправлено не на искупление греха, но на очищение тех, кто подлинно решилизмениться к лучшему. В Евангелиях Иоанн призывал слушателей сойти с грешногопути до прихода Мессии и наступления Царства Божьего. Он был сыном священника,совершал аскезы, и у него было много последователей. Его считали святым,образцом для подражания веры. Еврейский народ скорее бы поверил ему, чемИисусу. К слову сказать, Иоанн сам не поверил в Иисуса до конца, иначепророчество бы исполнилось. Он должен был подготовить окружение для принятияИисуса, так как ему доверяли и верили. Однако ему это не удалось. Как известно,в следствие Иоанн был обезглавлен.
Арест и казнь Иоанна Крестителяпроизвели глубокое впечатление на раннее христианское общество. Есть двеверсии:
1. Ирод Антипаарестовал Иоанна в основном потому, что тот проклял его за то, что правительженился на своей невестке при её живом муже. Это деяние иудейский закон квалифицировал,как инцест.
2. Антипа казнилИоанна за то, что его популярность могла вызвать бунт. Народ считал Иоаннапророком.
После Крещения Иисуса нанего снизошёл Святой Дух в виде голубя; это было формальным указанием наИисуса, как на Мессию.
Затем Дух Божий отвелИисуса в пустыню, где он постился и боролся с дьяволом в течение сорока дней.Этот период искушения сформировал основу его пастырства. Теперь он был готовнести в мир свое учение.
Как известно, Иисуссозвал двенадцать учеников и отправился в путешествие по стране. Всем им былонеобходимо забыть все человеческие связи и заботы о мирском имуществе.Идеальный последователь отказывался от дома, жены, родителей, детей радиЦарства, и никто из тех, кто сожалеет о своей прежней жизни, не достоин войти вэто Царство. Учиться – значит кочевать вместе с Иисусом, жить в бедности, некопить денег, и иметь только необходимую одежду. Ограничения вводились дляпомощи в выполнении задач. Они не ставили целью навязать аскетический образжизни, ведь последователи могли принять любое приглашение, есть и пить всё, чтопредлагали хозяева.
Иисус начал проповедоватьна своей родине, на севере Израиля, в городках и селениях вокруг Галилейскогоозера. В Евангелиях отражены некоторые его слова и деяния. Иисус исцелял людейот многих недугов: парализованных, прокаженных; женщину, страдавшую от сильногокровотечения; мужчину, одержимого демоном. Своим апостолам Иисус передал властьизгонять бесов, лечить и проповедовать Царство Божье. Медицина к тому временибыла ещё недостаточно хорошо развитой.
Бесы действуют подпредводительством сатаны и дьявола. Изгнание бесов – экзорцизм – служилопророческим знаком: сила зла теряет своё владычество над миром, начинаетсяЦарство Божье. При изгнании не обязателен был физический контакт, так как Иисусрассматривал бесов, как посланников зла в мире.
Иисус также выказывалсвою власть над природой. К примеру, он успокоил бурю и накормил огромную толпупятью хлебами и двумя рыбами. Иисус приобрел славу властного и твердогоучителя, бросавшего вызов установленным традициям. Его популярность быстроросла.
Его называли опаснымбунтовщиком; человеком, собиравшего огромные толпы людей; человеком,вдохновлявшего других своим примером; человеком, избравшего бескомпромиссныйпуть к мученичеству; человеком глубоких страстей и решительных действий.
В Евангелиях мы видимдинамичную фигуру, воюющую с силами зла оружием любви, искренности ивсепрощения. Его честность была мужественной, а его атака на величайшие грехи:гордыню, лицемерие и безразличие – стремительной и бесстрашной.
Иисус не выступал в роли«оригинального» пастыря. Будучи иудеем, он принадлежал к традиции, уходившейкорнями в иудейское Священное Писание (известное христианам как Ветхий Завет).Он постоянно обращался к Писанию, и его основные заветы – возлюбить Господавсем сердцем и возлюбить ближнего как самого себя – связывают между собой дваотдельных ветхозаветных текста. В этом заключался его гений: в уменииобразовывать новые связи, проводить свежие аналогии, брать старые идеи и наполнятьих новым содержанием, открывать глубинный смысл знакомых понятий.
Начались конфликты ссобственными родственниками; его последователи стали его единственной настоящейсемьёй. Иисус был изгнан из синагоги Назарета, его родного города; жители непризнали его пророческой миссии. Фарисеи обвинили Иисуса в одержимости дьяволоми пользованием его силой. Это обвинение — попытка изолировать Иисуса. Они, безсомнения, рассматривали Иисуса, как угрозу их религиозной власти и учению. Онбыл провинциалом, который решил сравняться с учёными мужами. Иисус же общался сбедняками, грешниками и проститутками, и именно они были по большей части егопоследователями.
Иисус часто говорил о«Царстве Божьем», или о «Царстве Небесном». Эту идею, разумеется, можнообнаружить в иудейских Священных Писаниях. Но Иисус помещал ее в центре своегоучения и иллюстрировал (но не определял) ее смысл десятками великолепных, хотяи часто загадочных притч и аллегорий. Таким образом, он заставлял своихслушателей, а впоследствии и читателей, глубоко задумываться над его словами.
Лучше всего известныпритчи о добром самарянине и блудном сыне. Первая притча представляет собой нетолько призыв к милосердию и состраданию (хотя, несомненно, и это тоже). Этомощная атака против расизма и фанатичной нетерпимости. В общем и целом, древниеиудеи презирали самарян и наоборот. Иисус пошел на огромный риск, сделавсамарянина героем притчи, по контрасту с традиционными фигурами,принадлежавшими к его расе и религии. Так были заложены зерна его конфликта свластями, который в итоге привел к распятию на римском кресте.
Притчу о блудном сынеможно с равным успехом назвать притчей о Всепрощающем Отце. Опять-таки, понятиео Боге как об Отце, было хорошо знакомо современникам Иисуса. Но он подчеркивалсобственную близкую связь с Богом и говорил, что ученичество нельзя сводить кпростому набору правил. В центре ученичества находится связь с живым Богом,который есть «Отец ваш Небесный».
Иисус быстро выказал себяобщедоступным, оригинальным и непреклонным наставником. В результате многиетрадиционные религиозные лидеры почувствовали угрозу, исходящую от него.Поразительный авторитет Иисуса, несомненно, обусловлен динамизмом его личностии лишь подчеркивается содержанием его учения.
Все авторы Нового Заветаподтверждают человеческую природу Иисуса. Как и мы, он уставал, испытывал голоди жажду. Ему не чужды были любые человеческие эмоции, включая горе и радость.
Авторы Нового Заветаутверждают, что Иисус был реальным человеком. Их задачей было провозгласить отом, что Бог проявляет себя через Иисуса Христа, а не размышлять о сокровеннойприроде Бога.
После Тайной Вечери, гдеИисус разделял с учениками хлеб и вино («плоть и кровь свою»), он и его ученикиотправились в Гефсиманский сад – оливковый сад на Масличной горе. Там онисобирались молиться и медитировать. По дороге туда Иисус предсказываетпредательство и отречение Петра. В саду Иисус уединяется с молитвами к Господуотдельно от учеников. В то время Иуда уже знал, где Иисус, и вёл туда солдат.Арест Иисуса начинается с драматического момента, когда Иуда Искариот указываетна своего Учителя, целуя его. Один Иисус должен стать жертвой, остальныеспасутся. То есть, подчёркнута ответственность Иуды за арест Иисуса. Несмотряна то, что ученики пытались спасти своего Мессию от солдат, Иисус несопротивлялся, и лишь сказал «довольно». Солдатами были вооружённоеподразделение Храма и римская когорта под командой офицера.
В Евангелие от Лукисказано, что Пилат направляет Иисуса к Ироду Антипе, правителю Галилеи. Но Иродсо своими воинами, уничижив Мессию и насмеявшись над ним, одел его в светлуюодежду и отослал обратно к Пилату. Храмовые власти должны были передать ИисусаПилату, так как не имели полномочий для вынесения смертного приговора.
Первосвященники истарейшины хотели погубить Иисуса из-за его проповеди в Храме. Также синедрионбыл встревожен популярностью Иисуса — это могло привести к большому сборищулюдей, беспорядкам. Первосвященник и совет окончательно признали Иисусавиновным после того, как первосвященник спросил, провозглашал ли Иисус себяМессией. Его ответ расценили, как утвердительный и назвали «богохульным». Этоозначало серьёзный теологический проступок. Его осудили, как ложного пророка,искушающего людей Израиля верой в сверхъестественные чудеса, исходящие не отистинного Бога. В Моисеевом законе наказанием за это была смерть.
Так Иисус назвал себя,хоть и уклончиво, Царём Иудейским, указывая на свой царский род и мессианство.Однако Пилат это воспринял буквально, и принял Иисуса за одного из бунтовщиков,провозглашающих себя царями. Это происходило после смерти Ирода Великого в 4 г. до н.э.
Суд состоялся публично.На задаваемые вопросы Иисус молчал, и Пилату ничего не оставалось, как признатьего виновным, хотя он вынес этот приговор неохотно. По римским обычаям он могпросто избить его плетьми и отпустить. Понтий Пилат стремился избежатьответственности за казнь Иисуса, но народ сам подтолкнул его к этому. Чтобы невызвать общественных беспорядков, Пилату пришлось подчиниться.
Все Евангелия описываютиздевательства римских солдат над Иисусом: и перед казнью, и во время появленияперед первосвященником, и во время разговора с Иродом Антипой. Римские солдатыодевали Иисуса, как потешного монарха, короновали его куском коры, в качествескипетра ему дали клочок папируса, и одели в ковёр, а зрители притворялись, чтооказывают ему уважение, и обращались, как к царю.
Распятие осуществиливоенные. Солдаты одели Иисуса в его одежду и отвели на место казни, на Голгофу,что по-арамейски значит «место черепа». Лука упоминает, что вместе с Иисусомшествовали ещё двое осуждённых: суд над Иисусом был частью процесса надбунтовщиками. В Римской империи распятие считалось самым унизительным имучительным из всех наказаний. Однако евангелисты позаботились о том, чтобыпродемонстрировать: Иисус умер согласно Священному Писанию, и его смертьвоплощает Божий помысел. Они стремятся представить Иисуса образцом того, какони сами должны относиться к страданию и гонениям. Перед распятием поиудейскому обычаю Иисусу предложили воды. Это мог быть наркотик, ослабляющийболь. Но пророк отказался, демонстрируя собственную силу победить боль. Распялиего на кресте. Он был осмеян толпой, Храмовыми властями и двумя разбойниками.Иисус жил на кресте около 6 часов – с 9 до 15.
После казни тела троихубрали и сбросили в канаву; вероятно, оттуда было извлечено тело Иисуса ИосифомАрамейским. Он занимал важное положение и уговорил Пилата отдать ему телоМессии. Его положили в каменный гроб, завалили большим валуном.
На третий день послепохорон Иисуса обнаружилось, что могила пуста, а камень был отодвинут всторону. Женщины решили проверить, надлежащим ли образом произведенозахоронение, и оказались лицом к лицу со сверхъестественными существами,которые заверили их – Иисус восстал из мёртвых. Иисус являлся ученикам на горе,где был провозглашён Новый Завет. Там же он изложил программу ВселенскойЦеркви.
После земных страданийБог облекает Сына высшей властью над Космосом. Он торжественно вводит новуюмессианскую эру, и его последователи разделили это высокое положение. Иисус былвознесён в небесную сферу и воссел по правую руку от Господа; таким образомвернувшись к божественному состоянию.
В Евангелие от Лукисказано, что последний дар Иисуса – это Дух Святой, который должен замещатьего, после того, как он отправится на небеса.
Вознесению Иисусу приданоэсхатологическое значение. Оно символизирует конец старого миропорядка иторжественное начало последней эры.
Распространениехристианства
христианстворелигия иисус христос
Распространениехристианства и рост численности общин обусловили изменение социального составаи усложнение организации. Появились надзиратели (епископы) и специальныеслужители (дьяконы) — духовные лица, являвшиеся выходцами из состоятельныхслоев и осуществляющие руководство жизнью христианской общины. К концу 2 века вруки епископов — сначала избираемых, а потом назначаемых посредством процедурырукоположения — полностью перешло управление христианскими общинами.Параллельно шло раздвоение христианских общин на мирян и клир (служителейкульта, духовенство), из которых возникла церковь как всеохватывающаяиерархическая организация. Собственно словом «церковь» (греч.ekklesia) в христианстве обозначаются как отдельные христианские общины, так иих универсальная, иерархически организованная снизу доверху управляющаяструктура, социальный институт. В качестве такового церковь существует со 2века. Её высшим органом с 3 века становятся съезды епископов — соборы, сначалапоместные, а позже — вселенские. Простым верующим вменяется в обязанностьповиновение епископам и духовенству вообще, образующему особую корпорациюслужителей, посредничающую между Богом и человеком.
Постепенно над епископамиместечек и поселений возникает надстройка из епископов областей — архиепископов, и крупнейших городов империи — митрополитов и патриархов.Естественно, что епископы столицы империи стали претендовать на главенствующуюроль в христианстве, чему противились провинциальные клирики. Однакопотребности в единении христианской церкви на основе общего для всех вероучениядиктовали необходимость выстраивания «вертикали» церковной власти, сцелью подчинения всего христианского движения её руководству и борьбы совсевозможными сектами внутри христианства. Это вело к неизбежному возвышениюмитрополитов и патриархов, а после разделения Римской империи на Западную иВосточную (396 г.) к соперничеству столичных патриархов между собой, приведшемук расколу между восточным и западным христианством.
Глубокий кризис, вкоторый всё глубже погружалась Римская империя, создал во второй половине 3века новые обстоятельства, благоприятствующие распространению христианства. Вусловиях постепенного распада античной сверхдержавы многим представителям дажегосподствующих классов, христианство, выдержавшее гонения и репрессии властей ипоказавшее своё духовное величие, стало представляться единственной опорой хотькакого-то порядка. Постепенно христианская церковь превращается в серьёзнуюполитическую силу, с которой вынуждены были считаться римские императоры, одиниз которых — Константин — в первой половине 4 века решил привлечь христианскуюцерковь на сторону власти, выступив её покровителем. Он дал христианской церквисвободу, выпустив её из подполья, и за это был признан церковьюравноапостольным. Однако именно при нём началось вмешательство светской властив жизнь церкви, привлечение её на сторону власти и превращение в опоругосударства. Это придало новый импульс противостоянию христианской церкви ссектами монтанистов и ариан, выступавших за сохранение бунтарского духапервоначального христианства и против бюрократизации церкви, её союза сгосударством. В середине 4 века христианская церковь, из-за наличияцентрализованной организации, добилась для христианства положенияглавенствующей религии в империи, а в конце 4 века императорским указом былизакрыты все «языческие» храмы.
Христианство никогда неоставалось внутренне единым вероучением. Процесс дробления христианства шёл напротяжении всего времени существования этой религии, даже если не принимать врасчёт осужденные официальным христианством ереси. Так, в 5 веке в Византииобособилось монофиситское направление христианства, которое в отличие отбольшинства христиан, признающих двойственную природу Христа — божественную ичеловеческую, считало Христа не Богочеловеком, а Богом. В это же время возниклои другое направление христианства — несторианство (по имениконстантинопольского патриарха Нестора), считавшего наоборот, что Христос неБог и не Богочеловек, а человек, ставший обителью божества через посредничествоСвятого Духа.
Являясь самой крупной мировойрелигией, христианство в процессе исторического распространения разделилось натри главных направления — католицизм (около 1 млрд. верующих), православие(около 300 млн.) и протестантизм (около 560 млн.). Первоначально отвозникновения христианства и до 11 века существовала Единая Святая Соборная иАпостольская Церковь — Вселенская (всемирная, «кафолическая» вгреческой транскрипции). После окончательного закрепления церковного расколамежду Западной и Восточной христианской церковью, за первой закрепляетсяназвание римско-католической, а за второй — православной (официальное название- греко-католическая) церкви. В этой терминологии отразилось стремление каждойцеркви претендовать на всеобщий характер именно своего учения и на«правильное прославление Бога».
Так, православиеподчёркивает тезис о ничтожестве собственных нравственных сил человека иособенно культивирует настроения подавленности, смирения, долготерпения,покаянности и аскетизма, что сказывается и на мирской жизни человека, во многомсмирившегося с тяготами и лишениями жизни и безропотно их принимающего.Православная этика пронизана призывами к добросердечию и душевности,незлобивости, братской любви и отзывчивости человека.
Католицизм придалэтическому учению торгашеский дух холодной расчётливости, поставив спасениечеловека в зависимость от баланса его «добрых дел» и«заслуг» и их перевеса перед пороками и прегрешениями. При этомзаслуги разделяются на должные, которые необходимы для спасения и оправданияперед Богом, и сверхдолжные, составляющие излишек «добрых дел».Причём, церковь присвоила себе право распоряжаться этим «излишком» посвоему усмотрению (на чем была основана практика продажи индульгенций). Подсильным влиянием иезуитов католическая этика развивает нравственную казуистику- трактует применение общих законов нравственности к частным случаям такимобразом, что нарушение каких-то требований долга во имя более высокихценностей, может быть оправдано по принципу «цель оправдываетсредства».
Протестантизм,подчёркивая человеческую греховность и бессилие перед лицом Бога, тем не менее,требует от него всемерной активности не столько в богослужениях и обрядах,сколько в выполнении своей мирской работы, составляющих одну из взаимопригодныхслужб, устроенного Создателем миропорядка. Он отрицает роль церкви в делеспасения, большинство таинств и обрядов, считая спасение божественнойблагодатью, даваемой человеку свыше не за какие-то заслуги или богоугодноеповедение, а просто так, как знак божественного избрания, в форме личной веры вБога и искренней готовности жить по-божески. Протестантской этике также болееприсущ дух сурового ригоризма и мирского аскетизма.
Таким образом,христианство создало развернутое законченное учение о нравственности,включающее вопросы происхождения и абсолютной природы морали, нравственнойнеобходимости и моральной свободы, христианских нравственных ценностей, норм,добродетелей и нравственного идеала.
В целом христианскоеучение о нравственности представляет собой важнейший этап в развитии идеологиигуманизма, имеющий не только культурно-историческое, но также познавательное иидеологическое, ценностное значение. Прежде всего, за счёт утверждениявозвышенно-духовного характера морали, идеи о конечном торжестве нравственногомиропорядка, отождествления морали с любовью и милосердием как высшиминравственным ценностями, детальной разработки нравственного идеала человека, что,безусловно, послужило нравственному развитию человечества.
Заключение
Христианствопервоначально распространялось в среде еврейства среди средиземноморскойдиаспоры, однако уже первые десятилетия получало всё больше последователейсреди язычников, то есть неевреев. Постепенно так называемое иудео-христианство,то есть христианство, остававшееся только ересью внутри иудаизма, сошло «на нет»к 5в., и евреи, первые носители христианства, в конце концов, осталисьединственным нехристианским народом среди христианского мира.
В настоящее времяпоследователи христианства есть во всех обитаемых частях света.
Христианство естьтипичная религия спасения, что типологически сближает её с такими религиознымисистемами, как буддизм: единичная человеческая душа для христианства дороже,чем весь природный космос.
Специфичностьхристианства состоит в том, что ипостаси христианской Троицы – это невзаимозаменимые двойники или маски единичной безличной стихии; эти ипостаси«неслиянны», то есть безусловно сохраняют личностное самосостояние, но именно вкачестве личностей нераздельны и единосущны, то есть абсолютно прозрачны ипроницаемы друг для друга в единящей любви.
Ситуация человекамыслится в христианской антропологии крайне противоречивой. Изначально человекесть носитель «образа и подобия» Бога, и постольку сам есть как бы Бог. Однакогрехопадение разрушило богоподобие человека, обратив его в своюпротивоположность. Схождение Бога к человеку есть одновременно требованиевосхождения человека к Богу. Однако он не защищён и от мучений духа – отискушений, внутреннего унижения, самообвинений.
Действия христианства вмире, его центральные идеи связаны не с монашеством, но с общиной в целом, сцерковью. Она мыслится не только как земная реализация замысла Бога, но и какгносеологический критерий познания Бога. Церковь – это организация, в которуювходят все, кто принял крещение, и во главе которой стоит формально построеннаяиерархия.
Христианство, как типсоциальной идеологии и организации, наложило глубокий отпечаток наобщественно-политическое, нравственное, интеллектуальное и художественноразвитие европейской и мировой культуры. Христианство допускает активноеотношение человека к миру и общественным формам, что обусловлено такими егочертами, как универсальность проповеди, не связанной с какими-либополитическими и этническими рамками. Идеология христианства содержала и лозунгспасения человеческого мира, создавая тем почву для идей направленногоэтического и социального прогресса.
Список литературы
1. В.А. Кондрашов –«Мировые религии: христианство»
2. Дж.Р.Портер – «Иисусистории. Христос веры».
3. «Философскаяэнциклопедия». Москва, 1970г.