Реферат по предмету "Религия и мифология"


Христианская церковь в I - II веках и отражение ее жизни в апокрифе "Пастырь"

Христианская церковь в I — II веках и отражение еежизни в апокрифе «Пастырь».
Е. Е. Лях
Вконце I — II веках происходят важные процессы в формировании христианскойцеркви и христианского учения. Немногочисленные общины христиан, существовавшиев I веке в Риме, Палестине и Малой Азии, распространяются в восточныхпровинциях Римской империи — в Малой Азии, в Сирии, на Балканском полуострове (Афины, Коринф, Филиппы, Фессалоники); в Северной Месопотамии; в Египте(Александрия, Асьюта, Хенобоскин). Более медленно, чем на востоке, христианствораспространяется в западных провинциях — в Галлии (Лугунде, Виене); в Испании,в Северной Африке. Если в I веке христианские общины существовали лишь вгородах, то в конце II века они появляются в сельской местности, в первуюочередь в Малой Азии.
Изменяетсяне только количественный, но и качественный состав христианских общин. Кромепостоянного прихода бедняков, представителей низших слоев населения,преобладавших в общинах в I веке, во II веке, в них появляются состоятельныелюди, люди, занимавшие высокое социальное положение в римском обществе. Вовтором веке среди христиан появляются образованные люди, знакомые с греческойфилософией. Эти процессы продолжаются и в III веке.
Отдалениеевангельских событий во времени, распространение христианства на новыхтерриториях, увеличение числа проповедников и неизбежные некоторые расхожденияв содержании их проповедей привели к необходимости записи всех сведений ожизни, смерти и учении Христа.
Такимобразом, после длительного господства устной традиции в конце I — начале IIвека появляется раннехристианская литература. Первыми записями учения считаютсялогии. Позже на их основе составляются евангелия, появляются апокалипсисы,послания, деяния. Появление в христианских общинах образованных людей привело ксоставлению ими апологий. Самая ранняя, известная сейчас апология быласоставлена в середине II века Аристидом. Целью составления апологий былакритика, в основном, греческой, римской религии и философии, и доказательствопреимущества христианства перед ними. Кроме апологий уже во II веке появляютсяполемические сочинения, защищавшие взгляды одних христианских групп иосуждавшие других.
Большоеколичество раннехристианских сочинений, иногда даже противоречащих друг другу,привело к необходимости их отбора и составления канона Нового Завета. Этотпроцесс также начался во II веке. Первый, известный сейчас список каноническихкниг — «Канон Муратори», был составлен в 200 году. Процесссоставления канона продолжался в III — IV веках и закончился в 419 году послеКарфагенского собора.
Вероучительныеспоры были важной частью жизни христианской церкви в конце I — начале II века.Отсутствие единства в вопросах вероучения привело к появлению различныхнаправлений в христианстве, признанных впоследствии еретическими. Этомонтанисты, эбиониты, николаиты, гностики, последователи Маркиона.
Вконце I — начале II века происходит становление епископальной церкви.Увеличение и изменение состава раннехристианских общин, необходимость решатьорганизационные вопросы привели к выделению особых людей, руководящихповседневной жизнью общины. Ими стали пресвитеры-епископы. Они собирали взносы,распределяли помощь нуждающимся, навещали заключенных, больных, готовилиубежища во время гонений. Но отсутствие единства в вопросах вероучения,необходимость составления канона приводит к расширению их функций.Пресвитеры-епископы становятся руководителями не только в повседневно-организационной,но и в духовной жизни общины. Об их авторитете в духовной жизни не раз говорят«Деяния апостолов». Кроме пресвитеров-епископов в общине былидьяконы, их помощники; пророки; апостолы; евангелисты. Но уже во II веке средипресвитеров выделяется старший, который становится епископом. Он вводится вдолжность через обряд рукоположения и получает право причащать, отпускатьгрехи, рукополагать других епископов. Его авторитет в вопросах веры становитсянепререкаемым. Таким образом, к конце II — начале III века епископы становятсяединоличными руководителями общин.
Одновременнос усилением власти клира в общинах абстрагируется понятие «эклессии»,появляется понятие «кафолической церкви» и формируется идея о еенепогрешимости. Отдельные христиане могли ошибаться, но церковь нет.Абстрагирование понятия «церкви» и процесс ее отделения от конкретныхверующих, усиление авторитета и власти клира внутри общин, происходящие во IIвеке, были началом процесса становления церковной организации, продолжавшемся вIII и IV веках.
ВоII веке формируется христианская этика, мораль. Если в I веке, во времясильнейших эсхатологических настроений христианская этика заключалась в отказеот норм «этого» мира, в единении в вере, то во II веке ситуация сталаменяться. Второе Пришествие не наступало, и христиане, не признавая«этого» мира, но оставаясь жить в нем, должны были выработать болееконкретные нормы поведения. Поэтому формирование христианской этики было однойиз важнейших задач церкви. Отдельные наставления, правила поведения,появившиеся уже во II веке, в III — IV веках перерастают в полное, многогранноеучение о человеке, его месте в мире, цели жизни, путях совершенствования ипосмертной судьбе.
Итак,в конце I — II веках увеличивается количество последователей Христа, изменяетсясостав раннехристианских общин, возникает раннехристианская литература, идутвероучительные споры, начинается составления канона Нового Завета, происходитстановление епископальной церкви, формирование христианской этики. Эти и другиежизненно важные для раннехристианских общин процессы не могли не отразиться враннехристианской литературе того времени, часть которой впоследствии былапризнана апокрифической.
Ктаким произведениям относится написанный в форме апокалипсиса«Пастырь». Он был составлен во II веке. Его автором считается Герма,брат руководителя римской общины. «Пастырь» состоит из трех книг:«Видения», «Заповеди», «Подобия».«Пастырь» отличается от большинства произведений раннехристианскойлитературы того времени. Евангелия, деяния, апологии писались как для христиан,так и для нехристиан. Они должны были поразить их воображение, показатьпреимущества христианства, привести к принятию его, а христиан укрепить в ихвере. «Пастырь» же написан, в первую очередь, для христиан. Как«Откровение Иоанна Богослова» и «Апокалипсис Петра» онвозвещает о близком Втором Пришествии, о наказании грешников и торжествеправедников. Но в нем нет такой остроты эсхатологических настроений, такихярких описаний наказания грешников и торжества праведников. «Пастырь»призван не сколько устрашить и поразить читателей, убедить их принятьхристианство или покаяться в грехах, сколько дать наставления христианам каквести себя в повседневной жизни. В этом отношении к нему ближе «Дидахе»(II век), третья часть которого является руководством в повседневной жизниобщины. Но, в отличие от «Дидахе», где эти правила излагаются в форменаставлений, в «Пастыре» они излагаются в более живой форме диалогамежду главным героем Гермой и героями его видений — церковью, ангелами.
Хотя«Пастырь» долгое время почитался многими верующими как священная ибоговдохновенная книга, отношение к нему было неоднозначным. Так, например,«Пастырь» отсутствует среди канонических книг в «КанонеМуратори» (200 год), но включен в состав канонических книг Нового Завета вСинайском кодексе (IV век). Причинами такого противоречивого отношения ипоследующего исключения «Пастыря» из окончательного варианта канонаявляется то, что его автор Герма не был учеником Христа, апостолом. Кроме того,в «Пастыре» иначе чем в канонических Евангелиях объясняется притча овиноградорях; толкование лиц Троицы далеко от канонического; Иисус Христос невыступает как ипостась Бога-Отца; автор не выделяет особой роли клира в жизницеркви. Несмотря на эти расхождения «Пастырь» был любим и почитаеммногими верующими. На авторитет «Пастыря» в своих трудах ссылаютсяИриней Лионский, Ориген, Климент Александрийский.
Почемуже апокриф был так любим и уважаем верующими? Возможно, причинами такогоотношения могли быть особенности изложения материала: актуальность содержания,рассмотрение в нем важнейших проблем и процессов, происходящих и волновавшиххристианские общины того времени, и в то же время доступность их изложения длябольшинства верующих. Само появление «Пастыря» было вызвано важнымиизменениями, происходившими внутри христианских общин во II веке. С расширениемих состава появилась необходимость объяснить неофитам смысл заповедей,евангельских притч. Эти функции и выполнял «Пастырь». Рассмотримболее подробно этот апокриф.
Главнымгероем «Пастыря» является христианин Герма, от лица которого ведетсяповествование. Герма горожанин, «выходец из „низов“(вольноотпущенник), пытавшийся разбогатеть на торговых операциях». (1)Выбор главного героя неслучаен. Он отражает состав раннехристианских общин, вкоторых преобладали горожане и в состав которых во II веке приходятпредставители средних слоев общества. Кроме того, в образе Гермы даетсявозможное решение сложной проблемы, появившейся перед христианами во II веке — проблемы поведения христиан в окружающем мире: отношение к мирским делам;отношение к семье и браку вообще; к непослушным, согрешившим перед Богомдомочадцам; черты характера христианина.
Итак,рассмотрим образ Гермы. Герма, как говорилось выше, христианин, «выходециз низов (вольноотпущенник), пытавшийся разбогатеть на торговыхоперациях». Герму посещают видения, приходящие к нему во время сна илимолитвы. Они беседуют с Гермой и сообщают, что на его семью гневается Бог. Богапрогневали жена и дети Гермы. «Дети твои, Герма, отступили от Господа,хулили Его». (2) Жена его была «не воздержана в речах». (3)Наказанием за их грехи являются «мирские дела», вся тяжесть которыхлежит на Герме, как на главе семьи. Жена и дети «не могут быть наказаны,если ты, глава всего дома не подвергнешься наказанию. Ибо все, чтопретерпеваешь ты, неизбежно претерпевают и они, а при твоем благополучии, онине могут испытать никакого мучения». (4) Но в грехах семьи есть вина иГермы. Он, «любя детей, не вразумлял своего семейства, но позволил имсильно развратиться». (5) Хоть Герма и наказан за грехи своей жены идетей, но он «не помнит неправды детей своих, и не оставляет жены своей,но заботится о том, чтобы они освободились от прежних грехов». (6) Такимобразом, в «Пастыре» отсутствует негативное отношение к браку, семьеи детям, характерное для части христиан в I веке. «Пастырь» говоритоб ответственности мужа за семью, о необходимости заботиться о ней. Семья,жена, дети не рассматриваются здесь как факт, мешающий христианину в достиженииЦарства Божия. Но не все апокрифы II века разделяли это мнение. Так, например,«Деяния Иуды Фомы апостола», признавая связь между родителями идетьми, зависимость их судеб друг от друга, крайне негативно отзывались обраке, семье, детях, рассматривая их как серьезную помеху в жизни христианина.
Ксамому Герме герои его видений настроены доброжелательно, потому что онтерпелив, умерен, весел (7), прост, незлоблив (8), имеет глубокую веру иоткрытое сердце. (9) Эти черты характера часто подчеркиваются в тексте.Пастырь, церковь, беседуя с Гермой, показывают ему множество различных образов.Герма любознателен, он хочет не просто видеть их и верить им, но и пониматьистинное значение увиденного. Он честно признается в своем непонимании, проситего вразумить, спрашивает о смысле видений. Стремление Гермы к истинномупознанию согласуется со словами Евангелия "… и познаете истину, и истинасделает вас свободными". (10)
Гермачестен и непосредственен. Сам вспомнив свой грех лжи, он горько плачет и честнопризнается в нем. (11) Герма часто молится. Он доверчив и послушен, выполняетвсе, что ему прикажут.
Такимобразом, отличительными чертами Гермы являются простота, незлобливость,умеренность, честность, терпение в испытаниях, любознательность, искренность ввере, доверчивость, послушание, то есть то, что в большинстве случаевсвойственно детям. А именно эти качества дадут возможность человеку войти вЦарство Небесное. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете какдети, не войдете в Царство Небесное». (12)
НоГерма не так прост и «неразумен». При первой встрече с Пастырем он несразу доверился ему, а хотел его испытать, так как Герме показалось, чтоПастырь его искушает. Герма поступает так, как говорится в Евангелии: «Невсякому духу верьте, но испытывайте духов от Бога ли они, потому, что многолжепророков появилось в мире». (13) Лишь проверив, узнав Пастыря Гермаполностью доверяется ему. Герма настойчив в своей цели — понять увиденное. Еголюбопытство не праздное. Он хочет знать, чтобы не совершать тех или иныхпоступков. «Желал бы я знать действие гнева, чтобы уберечься отнего». (14) Собеседники Гермы часто говрят, что он «искусен» ввопросах. Эта «искусность» вопросов состоит не в красноречии Гермы, ав актуальности содержания вопросов. Герма не просто запоминает увиденное исказанное, но и размышляет над ним.
Такимобразом, Герма прост и умен одновременно. Он не просто воплощает качества,дающие возможность христианину, по мнению автора апокрифа, достичь ЦарстваБожьего, но и олицетворяет слова Христа о том, какими должны быть живущие вмире Его последователи. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: и такбудьте мудры как змии, и просты, как голуби». (15)
Кромесамого образа Гермы формирующаяся христианская этика отразилась в явившихся кнему в видениях. Это девы, символизирующие добродетели (Вера, Воздержание,Простота, Невинность, Скромность, Знание, Любовь), верующие, из которыхформируется здание церкви (простодушные, добрые, милосердные, терпеливые,скромные, чистые сердцем, соблюдающие заповеди). Кроме этого, вопросы этикиподробно разбираются во второй книге — «Заповеди».
Болеетщательно, чем христианские добродетели, автор «Пастыря»рассматривает грехи христиан. Грехи и пороки олицетворяют женщины (Коварство,Неверие, Сластолюбие, Ложь, Ненависть), верующие, не допущенные в здание церкви(коварные, лицемеры, клеветники, двоедушные, отступники, злопамятные,стремящиеся к наслаждению). Во второй книге «Заповеди» Пастырьподробно рассказывает Герме о действии гнева, зла, печали, уныния на человека ио том, как их избежать. В третьей книге «Подобия» рассказывается омере наказания грешников, красочно описываются сами наказания.
Приходв раннехристианские общины представителей средних и высших слоев обществаотразился в ином отношении к богатству и к богатым. Если «ОткровениеИоанна Богослова», Евангелия безоговорочно осуждают богатство, то автор«Пастыря» относится к богатству терпимо. Он призывает богатых кблаготворительности. В притче о вязе и винограде обосновывается взаимная зависимостьбогатых и бедных — богатые помогают нуждающимся, сохраняя им жизнь, а бедныемолятся за богатых, давая им возможность обрести вечную жизнь.
В«Пастыре» разбираются такие важные для повседневной жизни христианвопросы как вопрос о покаянии, о постах, о целомудрии и разводе, о причинахвпадения в грех. Герма задает Пастырю вопрос, который, вероятно, задавали себемногие верующие и желающие стать ими: «Способен ли человек выполнятьзаповеди, потому, что они очень трудны?» (16)
В«Пастыре» разбираются важнейшие для христиан II века догматическиевопросы. Так во второй книге «Заповеди» делается попыткасформулировать символ веры. Вопросы о сущности Иисуса Христа, Его отношение кБогу-Отцу рассмотрены в притче о виноградорях. Иисус здесь не является ипостасьюБога-Отца. Он Его сын и раб одновременно. За спасение людей Бог-Отец делает Егосвоим наследником. Автор «Пастыря» пытается «утвердить традициюВоскресения Его во плоти и в то же время сохранить веру в Него, как всуществующего от века Сына Божьего.… Предлагая свое понимание сущностиИисуса, Герма, вероятно, стремится сгладить противоречия между разнымихристианскими группами». (17) Автор «Пастыря» пытается решитьвопрос, особенно волновавший христиан первых веков, — вопрос о сроках ВторогоПришествия. Для этого он рассказывает о видении строительства единой церкви.Церковь объединяет всех живших и живущих христиан. Второе Пришествие наступиттогда, когда будет достроена церковь. До этого момента христиане еще могутпокаяться в грехах, а язычники обратиться в христианство. «Пастырь»говорит о больших требованиях предъявляемых к христианам, чем к нехристианам.«Покаянию праведных положены сроки, и определены дни покаяния для всехсвятых, но язычникам позволено каяться до самого последнего дня». (18)
Вовторой половине II века случаи преследования христианских общин и проповедниковстали более частыми. Их вера подверглась серьезным испытаниям. Это не могло неповлиять на поведение христиан. Часть из них мученически принимали смерть, неотрекались от своей веры, другие совершали жертвоприношения и отрекались отхристианства. Отражением этого процесса является описание праведников игрешников. Среди праведников называются христиане «принявшие и соблюдавшиеЗакон Божий», «боровшиеся с дьяволом», «пострадавшие заверу», «мученики христианства» и христиане согрешившие, ноискренне раскаявшиеся в грехах. Если в более ранних произведениях средигрешников чаще встречаются язычники, то в «Пастыре» среди грешниковбольше христиан. Это, в первую очередь, «двоедушники»,«отступники», «лживо уверовавшие», «познавшие истину,но не оставшиеся с ней», «отрекшиеся от Бога», «оскорбившиеБога», «принявшие Бога, но потом отступившие от Него»,«хулившие имя Бога», то есть не выдержавшие испытаний и отрекшиеся отхристианства. После прекращения очередных гонений часть отрекшихся вновь хотеливступить в общины. Это привело к острым спорам внутри церкви об отношении котпавшим, о возможности их принятия обратно в общину.
Отражаяпроцессы становления епископальной церкви и усиления роли клира в ней,«Пастырь» и его главный герой Герма представляют«демократическую струю в христианстве второго века». (19) Так ввидении строительства Церкви «Пастырь» не отмечает в этом процессеособой роли отделяющегося во II веке от остальных верующих клира, пресвитеров,епископов и дьяконов, считавших себя руководителями общин. Вероятно, занимаясьорганизационными вопросами и распоряжаясь казной общины, часть клириковиспользовали свое положение для личного обогащения. При характеристикеруководителей общин автор «Пастыря» осуждает клириков в лицедьяконов, которые «плохо проходят служение, расхищая блага вдов и сирот, иобогащаясь от своего служения». (20) Он сравнивает их с «вредоноснымизмеями». (21) В тоже время он одобрительно говорит о духовных руководителяхобщин — апостолах и учителях, "… не склонявшихся к дурным желаниям, нопостоянно пребывавших в правде и истине". (22)
Вместес усилением роли клира абстрагируется понятие «церкви», и формируетсяидея о ее непогрешимости, а впоследствии и непогрешимости клириков,олицетворивших себя с церковью и взявших на себя функции посредников междуБогом и простыми верующими. В апокрифе хоть и признается существование церкви«прежде всего, и для нее сотворен весь мир» (23), но сама идея «Пастыря»,когда обычный, «неразумный», не входящий в состав клира христианинГерма удостаивается видения церкви и общения с ангелами без посредников,говорит о непризнании автором мысли о непогрешимости клириков, и ихобязательном посредничестве между Богом и человеком. Это еще раз подчеркиваетдемократическую направленность «Пастыря». Сформулированный в V веке,этот догмат станет поводом к обвинению в ереси и причиной гибели множествалюдей на кострах инквизиции.
Такимобразом, созданный во II веке апокриф «Пастырь» отразил важнейшиевопросы и процессы, происходившие в этот период в христианской церкви:изменение состава верующих, становление епископальной церкви, разработка нормхристианской этики, формирование догматов и другие вопросы. Для своихсовременников «Пастырь» был необходимым источником, доступноизлагающим основы христианского учения, этики, комментирующим сложныебиблейские образы и притчи. Его главный герой — Герма мог восприниматься какобразец, которому возможно следовали христиане в повседневной жизни. В средниевека некоторые сюжеты «Пастыря» получают широкое распространение ииспользуются в изобразительном искусстве. Так, преобладавшее в то времяпредставление о церкви, как о крепости, состоящей из истинно верующих,вероятно, впервые было сформулировано во II веке в «Пастыре». Самостроительство церкви-крепости девами, олицетворявшими добродетели, описаное в«Пастыре», возможно, имеет прямую аналогию с французской миниатюройXV века. Это миниатюра из кодекса «Город дам». В ее правой частиизображено начало строительства Идеального города. Также как и в«Пастыре», в строительстве участвуют дамы, олицетворяющиедобродетели, город строится из обтесанных белых камней (в «Пастыре»они символизируют истинно верующих) и имеет форму крепости. Для современных жечитателей, исследователей «Пастырь» — один из ценных свидетельстввремени формирования мировой религии — христианства.
Примечания.
1.«Пастырь» Гермы / Сост. И.С. Свенцицкая. М.: Присцельс, 1997. С.4.
2.Там же. С.16.
3.Там же. С.16.
4.Там же. С.69.
5.Там же. С.14.
6.Там же. С.17.
7.Там же. С.13.
8.Там же. С.14.
9.Там же. С.30.
10.Иоан. 8.32.
11.«Пастырь»Гермы / Сост. И.С. Свенцицкая. М.: Присцельс, 1997. С.34.
12.Мф. 18.3.
13.1Иоан.4.1.
14.«Пастырь»Гермы / Cост. И.С. Свенцицкая. М.: Присцельс, 1997. С.39.
15.Мф. 10.16.
16.«Пастырь»Гермы / Сост. И.С. Свенцицкая. М.: Присцельс, 1997. С.51.
17.Там же. С.9.
18.Там же. С.16.
19.И.С. Свенцицкая Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1987.С.250.
20.«Пастырь»Гермы / Сост. И.С. Свенцицкая. М.: Присцельс, 1997. С.96.
21.Там же. С.96.
22.Там же. С.96.
23.Там же. С.17.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.