Реферат по предмету "Религия и мифология"


Учителя человечества: Мухаммед

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Этика
Тема: Учителя человечества: Мухаммед

План
Введение
Жизнь и деятельность
Истинная вера ипоследний суд
Своеобразие этики Корана
Литература

Введение
Мухаммед — основатель мусульманскойрелигии и цивилизации. Основой его этико-нормативной программы является идеяединого Бога. По его мнению, предпосылкой и гарантией индивидуального счастья иобщественного согласия является безусловная вера в Бога в том виде, в каком самБог счел нужным открыться людям. Ценность благочестивой праведности многократноусиливается тем, что она открывает путь к вечному блаженству.
Проповеди пророка Мухаммеда составили«Коран» (от арабского — «читать», «декламировать»), священную книгу мусульман,их духовный и поведенческий канон. Поступки, высказывания, невысказанныеодобрения Мухаммеда-человека собраны в «Сунне» (буквально — «обычай»,«пример»).

Жизнь и деятельность
Мухаммедродился в 570 г. в городе Мекке. Его родители принадлежали к племеникурайшитов, которое было хранителем главного мекканского святилища Каабы(буквально «куб»), каменного, внутри полого здания, (в настоящее время еговысота. 15 м, а основание 12х 10 м), в одну из стен которого вмонтирован черный камень метеоритного происхождения — основной предмет культовогопоклонения; Кааба по преданию восходит к Аврааму, впоследствии она сталаосновной святыней мусульман. Род Мухаммеда был очень известным, а семья —крайне бедной. Его отец Абдаллах умер еще до рождения сына. Мухаммед остался напопечении деда. Когда мальчику было шесть лет, умерла его мать, а через * двагода умер дед. Потеря нераздельно близких людей, ранний опыт смерти оказали,видимо, сильное воздействие на Мухаммеда, отозвались в его характеренеобычайной глубиной религиозных переживаний и склонностью к уединению. Свосьми лет Мухаммед воспитывался и рос в семье дяди по отцу Абу Талиба,
Мухаммед обладал живым умом,благородным характером, пользовался уважением соплеменников как человекправдивый и рассудительный! Эти качества сыграли решающую роль в его жизненнойсудьбе. Его дальняя родственница богатая вдова (от двух мужей) Хадиджа нанялаего приказчиком по торговым делам и отправила с караваном в Сирию. Мухаммедоказался торговцем практичным, честным и удачливым; после его каравана в Сирию.Хадиджа получила двойную прибыль. И она вышла замуж за Мухаммеда. Ему в этовремя было двадцать пять, ей — сорок лет. Разница в возрасте не стала помехойих семейному счастью. Они прожили в любви, согласии и взаимном уважении почти25 лет, до смерти Хадиджи. Пока была жива Хадиджа, Мухаммед, вопреки Зытовавшимтрадициям, не стал заводить других жен. У них было шестеро детей — двамальчика, которые умерли младенцами, и четыре дочери. У него было также дваприемных сына, один из них — Али, его двоюродный брат, сын Абу Талиба; позжеАли женился на старшей дочери Мухаммеда и стал для него сыном, оратом и зятемодновременно.
После смерти Хадиджи поведениеМухаммеда по отношению к женщинам отличалось от целомудрия и сдержанностипрежних лет. В момент его смерти у него было девять жен. Другая слабость Мухаммеда— благовония. Однако ни с чем несравнимой сладостью для него была молитва.Мухаммед сам признавался, что более всего «в этом мире он любил женщин,ароматы, но полное наслаждение находил только в молитве. Набожность была самойяркой чертой его натуры.
Вторговых поездках Мухаммед познакомился с иудаизмом и христианством. Особымположением своего племени он был вовлечен в религиозную практику своего народа.Арабы были язычниками, исповедовали многобожие. Но они помнили, что произошлиот Исмаила, сына отца верующих Авраама. Само слово Аллах было обозначением какодного из богов Каабы, так и Божественности вообще. Людей, исповедующихединобожие, хотя не принадлежащих ни к одной из известных монотеистическихрелигий, арабы называли ханифами (отделившимися, отпавшми); они выпадали изобщей среды, но они были. Вскоре это слово утратило негативный оттенок и ханифамистали называть приверхенцев авраамовой веры. Мухаммед несомненно испытал влияниерелигии ханифов, себя впоследствии он также называл ханифом.
В 610 г., на сороковом году жизни, в месяц рамадан, ставший впоследствии для мусульман месяцемсвященного поста, во время уединенного пребывания на горе Хира Мухаммеду во снеявился человек, которого впоследствии Мухаммед и его сторонникиидентифицировали как ангела Джибрила (Джабраила). Предание сохранилобесхитростный рассказ Мухаммеда об этом событии, частично включенный в Коран.
К нему во сне явился некто с парчовымпокрывалом, в которое была завернута какая-то книга и приказал: «Читай!»Мухаммед ответил: «Я не умею читать». Тогда этот человек стал душить Мухаммедапокрывалом. Потом отпустил и сказал «Читай!». Мухаммед снова ответил: «Я неумею читать!». Тот стал вновь душить, еще раз сказал: «Читай!». Мухаммед,боясь, что его опять начнут душить, спросил: «Что читать?». Тот сказал:
Читай! Во имя Господа твоего, которыйсотворил человека из сгустка. Читай! И господь твой щедрейший, который научилкаламом, научил человека тому, чего он не знал.
«Я прочитал это, тогда он оставилменя и ушел от меня. Я же проснулся, а в сердце моем словно сделалась запись»,— заключи Мухаммед. Выйдя из укрытия, в котором он спал и дойдя дм серединыгоры, Мухаммед услышал голос с неба, кричавший: «О, Мухаммед, ты — посланникАллаха, а я — Джибрил!» Подняв голову, Мухаммед увидел того же человека изсвоего сна, стоявшего ногами на горизонте. И куда бы он не повернулся, кругомон видел этого человека, говорившего те же слова. Мухаммед простоял на месте,не двигаясь ни вперед ни назад, долго, до глубокой темноты.
Несколько недель после этого не былоникаких новых видений. Но однажды, когда физически изнеможенный длительнойпрогулкой, в сильной лихорадке, Мухаммед прилег в садовой беседке, накрывшисьплащом, он услышал слова:
О завернувшийся!
Встань и увещевай!
И Господа твоего возвеличивай!
И одежды твои очисть!
Искверны беги!
Исход или переселение (хиджра)Мухаммеда из Мекки в 622 г. стал началом невероятного триумфа его дела иначалом мусульманского летоисчисления.
Мусульманская община в Мединеполучила от Мухаммеда писаный устав, согласно которому все ее старые и новыечлены составляют один народ. Племенные различия преодолеваются в новом взглядена мир, для которого существенное значение имело только противостояниеправоверных и неверных. Отменялась кровная месть как способ улаживания споровмежду родами. Все верующие обязаны были поддерживать и защищать друг другаперед лицом вновь открывшегося внешнего окружения. Высшей инстанцией, обеспечивающейсправедливость отношений между мусульманами, признавались Аллах и Мухаммед.Организационно оформившись, став самостоятельной политической силой, общинаМухаммеда удивительно быстро распространила свое влияние на Медину, а затем ина всю Аравию. В этот период Мухаммед окончательно сформулировал мысль обисключительности своей миссии и стал рассматривать Коран как последнюю и высшуюрелигиозную истину. Предполагалось, что Мухаммед завершает (запечатывает)череду пророков, а Коран — ряд откровений.
ВМедине Мухаммед формулирует идею священной войны. Исчерпав возможностипроповеди в деле распространения новой веры, Мухаммед прибег к силе. Он пришелк убеждению, что война оправдана как война за веру и постольку, поскольку онанавязывается обстоятельствами жизни правоверных во враждебном окружении.Допуская войну как орудие веры, Мухаммед освящает ее, находя для этогоследующие аргументы: добродетель веры выше порока убийства («ведь соблазн —хуже, чем убиение»); смерть за веру прекрасна не тем, что она прерывает земнуюжизнь, которая и без того является бренной, а тем, что она открывает воротавечности. Идея священной войны, даже если бы она была верна сама по себе, что,конечно, не так, уязвима с практической точки зрения, ибо войну невозможноудержать на высоте служения вере, полностью очистив от других мотивов. Даже ввойнах, которые вел Мухаммед, немаловажную роль играла добыча, и сам он, покрайней мере в одном случае, был инициатором убийства из-за чувства личноймести (после битвы при Бадре).
Обосновав высокое религиозноепредназначение своего народа и идею священной войны, Мухаммед упорно сплачиваларабов в духе исламского образа жизни, обнаружив выдающиеся дипломатическиеспособности и полководческий талант. Он предпочитал добиваться целей мирно,путем компромиссов, но там, где они оказывались недостаточными, решительнобрался за оружие (Мухаммед совершил 19 военных походов, а после смерти в егокрайне скромном личном имуществе осталось восемь мечей). Мухаммед сплотилразрозненные и враждовавшие между собой арабские племена в единый народ,объединил их в единое государство и привел к единой вере.
Мухаммед умер шестидесяти трех лет вМедине, в 632 г. Он ушел из жизни в пору необычайного успеха его дела, в зенитеславы, с сознанием выполненного долга. Его последними словами были: «нет…великие… товарищи… в раю». Похоронен он в Медине, его могила являетсявторой после Каабы святыней мусульман.
Истинная вера и последний суд
Суть откровения Мухаммеда состояла втом, что миром правит Бог.
«Он — первый и последний, явный итайный, и Он о всякой вещи знающ».
Богпитает и не питается. Все зависит от Бога, но Бог сам не зависит ни от чего. Онабсолютен во всех отношениях. Будучи абсолютным, он является также Богомистины, справедливости и милосердия. Поэтому только он может быть покровителемчеловека, его опорой и надеждой. Ни себе, ни другим людям, ни обстоятельствам,ни силе богатства, ни блеску власти, ни луне и ни звездам, ни чему-нибудьиному, а одному только Богу можно довериться до конца и полно. Все преходяще,несовершенно. Один Бог вечен и совершенен. Хвала его в нем самом. ПоддержкаБога настолько сильна, что человек может сказать:
Мухаммед начинает свои проповедиизъявлением полнейшей Покорности Богу:
«Во имя Аллаха милостивого,милосердного!»
Этими словами в их первозданномарабском звучании (бисмил-ла-хи-р рахмани-р-рахим) мусульмане предваряют всякоедело, в том числе прием пищи, подчеркивая тем самым, что все, что они! делают,они посвящают Богу и за все благодарят его.
Бог один. Рядом с ним нельзя ставитьдругих Богов. Или, как это говорится в Коране, никого нельзя давать ему всотоварищи. Это положение является принципиальным и специфичным для ислама,монотеизм которого можно считать самым акцентированным и последовательным. Оно,разумеется, прежде всего направлено против языческого политеизма, в частности,против мекканского культа арабов, которые наряду с Аллахом как верховнымбожеством чтили еще трех других богинь. Идея едино-единственного Бога заостренатакже против христианской идеи Бого-чело-века. Человек не может быть Богом. Нипри каких условиях. Соотношение Бога и человека строятся таким образом, чточеловеческий порядок целиком зависит от божественного, а божественный порядокни на йоту не зависит от человеческого.
Идея единого Бога хорошо оттеняетсявзглядом Мухаммеда на самого себя. Мухаммед — такой же человек, как всеостальные, с единственным отличием, что Бог поручил ему быть своим посланникоми пророком. Мухаммед был, несомненно, глубоко и всесторонне одареннымчеловеком, мусульманская традиция рассматривает его жизнь как образцовую. Ноотсюда следует: даже лучший из людей, согласно логике мусульманской веры, можетбыть всего лишь слугой Бога, его пророком. Большего ему не дано. При этом,разумеется, и Мухаммеду открыта не вся тайна, а только ее часть.
Идея единого Бога указывает человекуего достаточно скромное место в мире и вместе с тем обязывает человекаопределенным образом, а именно сугубо позитивно, относиться к миру и преждевсего к другим людям. В Коране приводится аргумент, вскрывающий этическийподтекст единобожия:
«Если бы на небе и земле были Боги,кроме Аллаха, то погибли бы они» (21:22).
ЕдинствоБога — гарантия гармониимира. И наоборот: гармония мира свидетельство единства Бога. Так как Бог един,то из этого с непреложностью следует, что единым должно быть и человеческоесообщество, поскольку оно связано с Богом. И это единство человеческогосообщества может и призвана обеспечить истинная вера, вера в единого Бога,которая исходит из того, что единство людей в Боге важнее их социоприродныхразличий в территории, языке, богатстве и т.д.
Мухаммед не считает себя первымчеловеком, возвестившем религиозную истину, он лишь завершает череду пророков:
«Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и вто, что ниспослано Ибрахиму, и Исмаилу, и ИсХаку, и Иакубу, и коленам, и в то,что было даровано Мусе, и Йсе, и пророкам от Господа их. Мы не различаем междукем-либо из них, и Ему мы предаемся» (6:78).
Вера едина, в ней нельзя разделяться — таково глубокое убеждениеМухаммеда. О всемирном, универсальном горизонте религиозного мышления Мухаммедасвидетельствует тот факт, что он в своей проповеднической деятельностиапеллирует не к Исмаилу — библейскому родоначальнику арабских племен, а ксамому Аврааму. В Аврааме его привлекает то, что тот не был ни иудеем, нихристианином, его вера существовала до возникших позже различий. Она и являетсяистинной.
После первого творения Аллахапредстоит еще второе творение.
«Он начинает творение, потомповторяет его, чтобы воздать тем, которые и творили благое, по справедливости.А те, которые не веровали, для них — питье из кипятка и наказание мучительноеза та, что они не веровали» (10:4).
Между первым и вторым творением —день последнего страшного суда. Время судного дня никто не знает, дажеМухаммед: он может наступить в любую минуту. Тот суд будет вершить сам Аллах,который именуется «Царем в день суда» (1:3). Перед судом Бога предстанут вселюди, и живые, и мертвые, которые, разумеется, по этому случаю, будутвоскрешены; каждый будет отвечать за себя. Спрошено с каждого человека в тотроковой для него день будет только об одном — как он выполнял завет с Богом,следовал нормам Корана. На том суде будет только одно наказание — низвержение вад и одна награда — возвышение в рай. Ад концентрированно воплощает всечеловеческие ужасы, боли и страдания, а рай — все наслаждения.
Деньвеликого суда есть в то же время день великого разделения. Праведность инеправедность, добро и зло будут в этот день навечно отделены друг от друга.Это будет означать начало второго творения, переход от человеческойсправедливости к божественной. В первом творении злые еще могли наслаждаться,как если бы они были добрыми, а добрым приходилось страдать, как если бы онибыли злыми. Во втором творении добрые и злые получат по заслугам: уделнеправедных — вечное умирание, праведным же будет уготована радость вечнойжизни.
Итоговая судьба добрых и злых вКоране, радостная для первых и безнадежно печальная для вторых, показывает, каквообще Мухаммед понимал добро и зло. Они для него — явления по природенесовместимые между собой. Границей, отделяющей одно от другого, является вера.Неколебимость, даже фанатизм Мухаммеда в вопросах веры можно рассматривать какявление того же рода, что и этическая последовательность Иисуса, доходившая дозапрета отвечать злом на зло и не примирявшаяся ни с какими отступлениями отзакона любви.
Устои правоверного мусульманина
Но что значит верить в Бога? Знать,чего хочет от тебя Бог, и вести себя соответственно этим требованиям — вот чтоэто такое. Без того, чтобы отношение человека к Богу переводить в совокупностьтребований Бога к человеку, которые последний признает для себя нравственнообязательным, вообще нельзя говорить о религиозной вере.
«Ведь он не верил в Аллаха Великого, ине побуждал накормить бедняка» (69:33-34), эти слова из Корана ясно показывают,что вера для Мухаммеда — больше, чем настрой души, это определенный образжизни.
Мусульманская вера в смыслерелигиозной догматики умещается в краткой формуле, согласно которой Аллах един,а Мухаммед является его посланником. Это первый важнейший устой истиннойрелигии. Но как узнать, действительно ли человек признает Аллаха и следуетМухаммеду? Как отделить лицемеров, принимающих Коран чисто внешне, от искреннихмусульман? Ответ на эти вопросы содержится в последующих четырех устоях,которые вместе с первым составляют основу ислама как мировоззрения и образажизни. Что, это за устои?
Обязательнаямолитва. Порядок молитвысостоит из строгого цикла молитвенных поз и движений, следующих друг за другоми сопровождаемых определенными молитвенными формулами. Мусульманину предписанобязательный ежедневный цикл из пяти молитв. Перед молитвой верующий обязан какминимум омыть ноги, руки, лицо и сделать это он должен сам, не прибегая к чужойпомощи. Во время молитвы нельзя разговаривать, смеяться, плакать, отвлекатьсякаким-либо иным образом, следует снимать украшения, дорогие одежды. Нельзямолиться в опьянении или дурмане. Кроме пяти обязательных молитв, допускаются ирекомендуются дополнительные добровольные молитвы. Молитву можно осуществлятьиндивидуально или коллективно, в любом месте. Полуденную молитву в пятницурекомендуется проводить в мечети. Молитва — это исключительно дело совестикаждого человека; никто за этим не следит. Она дисциплинирует верующего,поддерживает его религиозное сознание в состоянии бодрствования, она задаетжизни мусульманина внешний ритм и, что еще важнее, внутреннюю духовнуюразмеренность. Она является признаком, по которому верующий может судить, действительноли он верит в Бога или нет. Этот признак необходим, но еще недостаточен.
Обязательный пост. Он устанавливается на один месяц(девятый по счету месяц мусульманского года — Рамадан, в который Мухаммеду былониспослано первое откровение). Решение об этом было принято Мухаммедом в 624 г. Пост не был изобретением мусульман, он продолжил доисламскую практику благочестивогоуединения, которое также сопровождалось воздержанием. Выражается мусульманскийпост в полном воздержании в светлое время суток (когда можно отличить белуюнитку от черной) от пищи, воды, табака, половых отношений, всего, что способноотвлечь от благочестивых мыслей. С наступлением темноты эти запреты снимаются.Пост является основным поступком, призванным показать, что человек умерен,воздержан, что он правильно понимает соотношение материальных и душевных благ.Пост — время тщательного выполнения всех других обязанностей, кротости имилосердия.
Обязательнаямилостыня. Она именуется«закат» (буквально: «очищение», по другой версии, происходит отдревнееврейского слова «закут» и означает «добродетель»). Закат представляетсобой регулярный, обязательный,. строго нормированный и пропорциональный доходувзнос, который каждый взрослый дееспособный и имеющий достаток мусульманинвносит в общину. Он предназначен для поддержания бедных, нищих, путников,людей, попавших в беду. Закат не исключает других, добровольных илизакрепленных обычаем, пожертвований в пользу нуждающихся и даже не нуждающихся.Щедрость в пожертвованиях — важная черта мусульманина. Важно, однако,подчеркнуть, что благотворительность в форме заката является не добровольным, аобязательным актом со стороны мусульманина. Это — поступок, которыйудостоверяет правильное, выдержанное в духе истинной веры отношение человека кдругим людям.
Таковы три основных устоя,материализующих истинную веру. Говоря словами B.C. Соловьева, «главноедело веры относительно Бога есть молитва, относительно ближнего — милостыня,относительно собственной своей природы — воздержание, или пост… Из этих трехосновных религиозно-нравственных заповедей важнее всех для человека средняя:милосердное отношение к ближним. Возношение души к невидимому Богу трудно длялюдей материальных; так же тяжело им сопротивляться влечениям низшей природы исоблюдать воздержание; но быть милосердным одинаково способно всякоенравственное существо; быть добрым или злым, зависит от внутренней сущностисамого человека. Поэтому читаем в Коране: «Знаешь ли, что есть вершина(добродетели)? Выкупить пленного, накормить в дни голода сироту ближнего инищего безвестного» (Сура ХС, 12—15)» .
Есть еще один устой веры мусульманина— обязательный хадж (паломничество). Речь идет о. паломничестве к основномусвятилищу мусульман — Каабе в Мекке, совершаемому в определенное время и построгому обряду, который был установлен Мухаммедом во время его прощальногохаджа в 632 г. Кааба была по преданию построена Авраамом, считается его домом.Паломничество туда (хотя бы раз в жизни) является обязанностью мусульман — тех,кто в состоянии совершить этот путь. Мусульманин, которому обстоятельства непозволяют совершить хадж, может поручить это другому — как правило, тому, ктоуже однажды совершил его.
Устоимусульманской веры связаны между собой таким образом, что один способствуетподдержанию всех остальных. В особенности это относится к хаджу, которыйвбирает в себя всю совокупность основных обязанностей мусульманина. Онконцентрирует мысль и душевную энергию мусульманина на авраамовых истоках религии,на единобожии как ее истинной сущности, на пророческой роли Мухаммеда. Времяхаджа есть также время усиленных молитв и щедрых пожертвований.
Своеобразие этики Корана
Человека, который захотел быпознакомиться с этикой Корана в компактном изложении, ждет разочарование.Мухаммед не оставил ни своего Декалога, ни своей Нагорной проповеди. Он несоздал специальной моральной доктрины. Этика как бы растворилась в егомировоззрении: в теоретической части она совпадает с теологией, в нормативной —с правом. Однако отсутствие этики в привычно-европейском значении данногопонятия (как особой сферы знания и культуры) не означает отсутствия ее какопределенной моральной программы.
Все те нормы, которые входят вДекалог и Нагорную проповедь и составляют содержание того, что именуетсяестественной нравственностью, представлены также и в Коране. Коран в этомсмысле, прямо продолжает» традиции иудаизма и христианства. Этическоесвоеобразие Корана заключается не в том, что там представлены уникальныенравственные нормы, которых нет в других памятниках культуры (если такие нормыи есть в Коране, то их очень мало и они имеют второстепенное значение), а втом, что эти нормы даны в их нерасчлененной слитности с другими формамирегуляции межчеловеческих отношений, религиозным ритуалом, обычаем, правом.Нравственность, в Коране не систематизирована в виде определенного кодекса, несведена к обозримой совокупности общих принципов. Этическая абстракция в немкак бы застыла на среднем уровне. Здесь есть единичные предписания (типазапрета на употребление свинины или вина), есть нормы, регулирующие отношения вопределенных сферах (в браке, в вопросах наследования и т.д.), есть понятия,обобщающие конкретные нравственные отношения и добродетели (справедливость,милосердие, совесть, щедрость и др.), но нет понятия и термина,соответствующего понятию этики (или морали). И это весьма показательно.
В отличие от христианско-европейскойэтики, которую можно назвать этикой общих принципов, мусульманская этика естьэтика конкретных норм.
ЭтикаКорана считается с человеческими возможностями и обстоятельствами, в ней нет абстрактногоригоризма. В этом смысле она снисходительна, к человеку. Например, мусульманинузапрещается есть свинину, но если случается так, что нечего есть, кромесвинины, то допускается отступление от данного запрета. Есть обязанность поста,но она не распространяется на беременных женщин или тех, кто находится вневоле. Нормы мусульманской этики знают и допускают исключения, ихимперативность нельзя считать категорической — за одним, разумеется,исключением, которое касается самого символа мусульманской веры. За веру можнои надо умереть. Все остальное не стоит человеческой жизни.
Коран — «руководство длябогобоязненных» (2:2), он, не наставляет на путь веры, а учит лишь тому, какправильно воплотить веру. Вопрос «зачем быть моральным?» в мусульманской этикене составляет проблемы, он решается включением морали в веру. Моральный образжизни гарантирует блаженство вечной жизни,' в то время как порочный образ жизнинеминуемо ведет к страшным мукам вечного умирания. Справедливости и милосердияищет тот, кто ищет своей выгоды. Столь же простое решение получает вопрос отом, почему отдается предпочтение тем или иным нормам (типа запрета иметь болеечетырех жен, требования делать обязательные и добровольные пожертвованиянуждающимся и т.д.), — по той причине, что они предписаны Богом. Моральныймотив в исламе совпадает как с мотивом благоразумия, так и с мотивомблагочестия.
Мусульманскаяэтика исходит из достаточно приземленного, но зато более цельного образачеловека, который вполне понимает и — самое главное — принимает ограниченностьсвоих человеческих возможностей. Она отказывает человеку в богоподобии и болеереалистична, хотя и менее возвышенно, чем христианская этика, очерчиваетпространство его нравственно ответственного поведения (заметим в скобках, что висламе нет идеи наследственного греха; согласно Корану, Адам был прощен Аллахоми его вина не распространяется на потомков). Коран дает детализированнуюпрограмму жизни индивидов, которая служит не только руководством к действию, нои догмой. Она является руководством к действиюименно в качестве догмы. Перспективу, задаваемую мусульманской этикой, нельзяназвать сверхчеловеческой, она не требует от человека раздвоенности, разрывамежду бытием и долженствованием. Конечно, следование Корану тоже нелегко.
Правоверный мусульманин всегда будетиметь достаточно поводов для угрызения совести. Тем не менее в исламе мораль неотделена от реальности непреодолимой пропастью. И Мухаммед вряд ли мог быповторить слова Иисуса о том, что его царство — не от мира сего.
Исламская этика стала основойогромной цивилизации, жизненность которой доказана почти полуторатысячелетнимопытом. Она является важной гранью моральной культуры человечества, котораяскладывается из различных взаимно дополняющих друг друга традиций.

Литература
1.   Все тайны мира.Натела Ярошенко. ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест». – Франция, 2001.
2.   Коран: 2:168,216, 6:152-155; 9:11, 31, 60; 70:19-31; 74:44-48; 96:1-8. «Мухаммед», «Аль-фикх»,«Харам», «Аш-шариа»// Ислам. Энциклопедический словарь. – М., 1991.
3.   Ронебаум Г.Э.фон. Классический ислам.М., 1988.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.