ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ИЭКОНОМИКИ
(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНЛСТЬ«Социально-культурный сервис и туризм»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Археологические памятники России.
На тему: Троице-Сергиева Лавра.
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка
Чубаева Ольга Александровна
Группа: С2-21
Курс:6-ой
№ зачётной книжки:
01-19
Кон. Телефон:
279734
ПРОВЕРИЛ: Тропникова Надежда Лазаревна
Краткая рецензия_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мурманск, 2004
Содержание стр.
Введение.…………………………………………………………………………...
1. Троице-Сергиева лавра, как объект архитектуры ирелигии ……………… 2. Троице-Сергиева лавра, как туристский объект, предлагаемыеэкскурсии…
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованнойлитературы…………………………………………….
Введение.
Тема контрольной работы по дисциплине «Археологические памятникиРоссии» звучит как — Троице-Сергиева Лавра.
Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. – г. Загорск) – районный центрМосковской области, расположенный в 70 км к северо-востоку от столицы. Он сложилсявокруг Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких веков игралабольшую роль не только в религиозной, но и в политической и культурной историиРусского государства.
Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в 1345г. В XV-XVI вв.монастыри разрастается. В начале XVII в.Он сыграл важную роль в борьбе с польской интервенцией, выдержав 16-месячнуюосаду отряда Сапеги и Лисовского. В 1744 г. Монастырю было присвоено почетноенаименование лавры. Уже в советское время, в 1920 г., Троице-Сергиева лаврабыла превращении в историко-художественный музей, а в 1940 г. Объявлена музеемзаповедником. Первое каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в1422 г. Над гробом Сергея Радонежского на месте прежней деревянной церкви. В XVI в. Ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнилсяУспенским собором, а также крепостными стенами и башнями. Как историческийпамятник лавра интересна тем, что в 1606 г. Здесь в специальном помещении былипогребены Борис Годунов, его жена, сын и дочь.
С учетом огромной художественной ценности Троице-Сергиевой Лавры,Сергиев Посад был объявлен туристским центром и включен в число городов,составляющих так называемое «Золотое кольцо России».
В введение данной контрольной работы необходимо выделить ее цель. Цельюданной контрольной работы является изучение Троице-Сергиевой Лавры какархитектурного ансамбля, представить её как религиозный и туристский центр.
1.Троице-Сергиева лавра, как объект архитектуры и религии.
Троице-Сергиеву монастырюсамой судьбой было предначертано стать собирателем и хранителем национальногодостояния – эталонных памятников художественной культуры разных периодов иэпох. В монастырской ризнице хранились вклады и пожалования великих и удельных князей,русских царей и императоров, представителей знатных родов и членов их семей.Многие произведения, вошедшие в золотой фонд отечественной культуры,создавались непосредственно в Троицком монастыре, в его художественныхмастерских, выполнялись по заказам известнейших людей своего времени.
Их своеобразие иуникальность невозможно осознать, не представляя хотя бы в общих чертахисторической роли Троице-Сергиева монастыря, который был основан около 1342года на северо-восточной окраине Радонежского удела Московского княжества, вглухом лесном «медвежьем углу». «Что бы понять Россию, надо понять Лавру, ачтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя»,- писал священник Павел Флоренский. Он называл Сергея Радонежского (1314 или1322-1392) «духовным родоначальником Московской Руси». Имя преподобного Сергияотноситься к числу тех немногих в русской истории имен, которые перерослихронологические рамки своей эпохи и стали для последующих поколений своего родазнаком, символом.
На протяжении многихстолетий великие и удельные князья, русские цари способствовали укреплениюдуховного авторитета и материального благополучия Троице-Сергиева монастыря. С30-х годов XV века началось постепенноепревращение монастыря в «государево богомолье». Русские государи приежалипомолиться «у гроба преподобного Сергия», осуществляя при этом в монастыребогатые клады и пожертвования. Устанавливается традиция важные государственныеили семейные дела совершать после посещения «Святой Троицы». Становитьсяобычаем в Троице-Сергиевым монастыре крестить наследников великокняжескогопрестола. В монастыре приняли крещение Иван III, Василий III, а 4 сентября 1530 года был торжественно крещен будущий Иван IV Грозный. Все более регулярными становятсяпоездки (а иногда и пешие походы) в Троице-Сергиев монастырь на богомольечленов великокняжеской семьи. Как правило, такие поездки совершались напрестольный праздник – Троицын день, на 5 (18 по новому стилю) июля – деньобретения мощей преподобного Сергия, на 25 сентября (8 октября) – день памятиСергия. Во времена Ивана Грозного такие посещения стали особенно частыми, а приРомановых превратились в своего рода ритуал.
С возвышениемТроице-Сергиева монастыря связанно и другое знаменательное явление: превращениеместной иконы «Троица» письма Андрея Рублева в официальный палладиум царскойдинастии.
По свидетельствуисточников XVII-XVIII веков, «Троица» была написана Андреем Рублевым «впохвалу Сергию» при его ученике игумене Никоне, то есть в первой четверти XV века. Она находилась в местном рядуиконостаса Троицкого собора, построенного в 1422-1423 годах. Около 1547 года водно из посещений монастыря Иван Грозный привозит на икону драгоценный оклад,украшенный золотыми дробницами с изображениями святых (оклад сохранился неполностью, находиться в Сергиево-Посадском музее). Как показал Б.А.Клосс, всистеме дробниц Грозненского оклада «Троицы» «отражены государственный пантеонсвятых и идеология божественного покровительства царской власти, а кроме того –включены изображения святых покровителей членов царской семьи». Это далооснования исследователю назвать икону «своего рода палладиумом царскойдинастии». Не случайно в 1552 году, перед Казанским походом, Иван Грозныйприезжал молиться в Троице-Сергиев монастырь и «к образу святому ЖивоначалнойТроицы, яже сам он благочестивый царь украсил златом и бисером и камениеммногоценным, припадает и слезы много изливая».
Итак, Троицкий монастырьвыполнял роль не просто сокровищницы, а сокровищницы особой, сакральной. Здесь,«у Троицы» (так часто называли Троицкую обитель), царские моления проходили нев обычном храме или монастыре, они совершались у гроба преподобного Сергия –покровителя царской семьи, перед иконой «Троица». Поэтому сам монастырь современем стал хранилищем не только редких или уникальных историческихпамятников, но и образцов святости, предметов священных.
Складывание историческогои художественного собрания Троице-Сергиева монастыря, формирование древнегохранилища сокровищ – монастырской ризницы – по праву можно считать одной изстраниц предыстории музейного дела в России.
В XVIII веке происходит становлениеопределенной системы учета и хранения монастырского имущества, в том числеризничной и казенной утвари. Причем не только сам монастырь, но игосударственная власть принимала деятельное участие в упорядочении и систематизацииденежных, имущественных и исторических ценностей Троицкой обители.
Государство такжезаботилось о пополнении монастырской сокровищницы драгоценными раритетами,сакральными предметами и значительными духовными памятниками (мощами святых идругими реликвиями). Оно брало на себя попечение о защите памятников в периодысмут и тяжелых испытаний. Характерный пример – спасение ценностей монастырскойризницы во время войны с наполеоном. 20 августа 1812 года, наканунеБородинского сражения, генерал-губернатор Москвы граф Ф.В.Ростопчин приказалубрать в ящики патриаршую ризницу, ризницы кремлевских соборов и монастырейМосквы, в том числе Троице-Сергиева монастыря, и отправить в Вологду.
Можно сказать, что уже напротяжении XVIII-XIX веков к монастырскому собранию сложилось отношениекак к своего рода государственному хранилищу, особо ценному объектугосударственного значения. Это отношение сохранялось вплоть до 1917 года.
Организации Сергиево-Посадскогомузея в 1920 году предшествовала большая подготовительная работа. В 1918 годубыла создана специальная Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевойлавры. В состав комиссии вошли видные деятели церкви и культуры: священникПавел Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, М.В. Боскин, П.А. Каптерев, Т.Н.Александрова-Дольник, позже – В.Д. Дервиз, А.Н. Свирин, Вл. И. Соколов.
О том, как создавалсямузей в Сергиевом Посаде и с какими трудностями столкнулись его организаторы,сохранились яркие воспоминания учетного секретаря Комиссии, вступили как втемный лес, ибо она была не только не изучена, но даже и не расставленаудобообозримо; мы хорошо помним, как приходилось лазить по приставнымлестницам, что бы рассмотреть ту или иную икону, рыться в тряпье, чтобы извлечьиногда первоклассное шитье, отыскивать в старом доме любопытные памятники, изпыльных чердаков, заплесневелых чуланов и темных закоулков лавры вытаскиватьпортреты, иконы, шитье, посуду и т.п. Вещи первоклассные, делающие честь любомумузею, были перемешаны с второстепенными или даже вещами, стоящими нижекритики, а тем самым заинтересовались среди них. Отыскание некоторых вещей,приблизительно доступных теперь обозрению, напоминало извлечение предметов изземли при раскопках, но вместе с тем доставляло и соответствующие радостинового открытия. Мы имели дело с некоторым неопределенным кругом музейныхобъектов невыясненного состава, неизвестных дат, вообще неизвестных, и если бытогда потребовался вопрос на ответ о числе и виде нужных для музея комнат, томы вынуждены были бы ограничиться неопределенным указанием, что комнат нужномного, но, сколько именно – неизвестно. В самом деле, мы решили теперь лучшиерасчищенные иконы выделить в особую залу и состав их приблизительно, толькоприблизительно, определился; но как же можно было заранее говорить, скольконужно места для лучших икон, когда до расчистки оставались под вопросом истепень их сохранности, и качество письма… Теперь же подготовительные работыпочти завершены…». Деятельность Комиссии по охране памятников искусства и стариныТроице-Сергиевой Лавры завершила предысторию Сергиево-Посадского музея иоткрыла первую страницу его истории.
В 20-е годы собраниипополнилось иконами и другими богослужебными и светскими предметами иззакрывавшихся церквей города и уезда (района), Спасо-Вифанского монастыря иГефсиманского скита, из других музеев и частных собраний. В то же время конец20-х-30-е годы по праву можно назвать «черным периодом» в историиСергиево-Посадского музея (впрочем, как и всего музейного дела в стране). В этовремя музей лишился редких памятников. Ёще со времени деятельности Комиссии поохране Лавры в 1918-1925 годах несколько раз проводилось выделение ценностей,«не имевших историко-художественного значения», в Государственное хранилище(Гохран). Общее количество золота и серебра, которое было в Лавре, в тот периодоценивалось «в несколько сот пудов». В это число входил и золотой, сомножеством драгоценных камней, оклад XVI-XVIII веков на икону «Троица» АндреяРублева. Все эти «несколько сот пудов» предлагалось без предварительного отборапередать в Гохран. И только благодаря деятельности ученных и специалистовколичество переданных в Гохран предметов удалось свести до минимума.
Самым разрушительнымобразом на музейных коллекциях сказалось преобразование в 1929 годуСергиево-Посадского музея в «Государственный антирелигиозныйисторико-художественный и бытовой». Во время реорганизации часть предметов былапризнана «подлежащей ликвидации» как «вещи не музейного характера» и передана вглавную контору АО «Госторг РСФСР» («Антиквариат») для «реализации». Тогда жемногие значительные произведения были изъяты из музейного собрания и переданы вдругие хранилища. Несколько наиболее ценных икон XIV и XVвеков из основного собрания Троице-Сергиева монастыря поступили в ГосударственнуюТретьяковскую галерею, церковные предметы из золота и серебра – в Оружейнуюпалату, западноевропейские ткани – в Эрмитаж, а огромное собрание рукописей, втом числе в драгоценных окладах, — в Государственную библиотеку им В.И.Ленина(теперь РГБ). Позже, в 1946-1948 годах, около 4 тысяч предметов было предано вМосковскую Патриархию.
В конце 1950-х годов, впериод послаблений знаменитой «оттепели», музей начинает активную работу покомплектованию уже сложившихся коллекций и формированию новых. В результатегосударственных закупок, отдельных поступлений и экспедиционных привозов1960-1990-х годов музейное собрание пополнилось редкими и значительнымипамятниками XV-XX веков, включая древние рукописи и старопечатные книги, иконыи шитье, предметы церковного и светского серебра, произведения изобразительногои прикладного искусства. Новые поступления в музей явились логическимдополнением древнего монастырского комплекса. Сегодня фонды музея включаютоколо 130 тысяч экспонатов: иконы, рукописные и старопечатные книги, памятникилицевого и орнаментального шитья, изделия из золота и серебра, произведенияживописи, графики, народного и современного декоративно-прикладного искусства,предметы истории и археологии.
Особое место и ранее вмонастырской ризнице, и ныне в собрании музея занимали и занимают подлинныереликвии, связанные с именем Сергея Радонежского. До недавнего времени в музеехранились священнические облачения Троицкого игумена – фелони из коричневохолста и золотой крест-мощевик, по преданию, присланный Радонежскому подвижникуконстантинопольским патриархом Филофеем. В 1992 году священнические облачения ифилофевский крест а также две «келейные» иконы Сергея Радонежского былипереданы в Троице-Сергиеву Лавру. В музее остался крест, украшенный жемчугом идрагоценными камнями, гравированными изображениями Троицы, Распятия,Богоматери, Иоанна Богослова «да чудотворца Сергия». Этот великолепныйдрагоценный крест с подписью «а делал Андрейко Петров сын Малово» в XVII веке был выполнен в качестве ковчегадля хранения филофеевского креста-мощевика.
Ученику и приемникуСергия, преподобному игумену Никону Радонежскому, принадлежала фелонь из белойшелковой итальянской ткани (один из ранних образцов итальянской камки XV века в наших музейных собраниях) илитая серебренная панагия с изображением «Вознесения». По заказу игумена Никонабыло выполнено серебряное золоченое кадило в форме одноглавого храма. На немнадпись: «6913 (1405 год. – Л.В.) сие кадило создано быть святей троицызамышлениемъ игуменомъ Никономъ, при благоверномъ князи великомъ ВисилиДмитриевиче».
Надписи на предметах –бесспорно, самые точные свидетельства времени и места изготовленияпроизведения, имени его создателя, заказчика, владельца или вкладчика. Насредневековых предметах надписи такого рода являются чрезвычайно редкими. Чащевсего какие-либо сведения об истории создания памятника и его дальнейшей судьбемы узнаем из письменных источников. Многие музейные экспонаты овеяны преданиямии легендами, они полны загадок и неразгаданных тайн истории и культуры.Документальные источники раскрывают некоторые подробности создания и бытованияэтих вещей, помогают связать отдельные произведения с историческими именами,обозначают историко-культурный контекст.
Документальны фондмузейного собрания насчитывает около 300 единиц хранения. Он включает главнымобразом рукописи древнего монастырского архива: синодики, кормовые книги, акты,грамоты, описи, вкладные, староприбыльные и новоприбыльные книги. Эти источники– свидетели политической, религиозной, культурной и экономической жизни каксамого монастыря, так и России в целом.
В музее храниться «Описьмонастырского имущества 1641 года» — единственная сохранившееся из общего числасоставленных в монастыре до XVIIIвека (архив Троице-Сергиева монастыря сгорел во время пожара в 1746 году,поэтому от средневекового периода дошли до настоящего времени лишь единицыдокументов). В музее находятся вкладные книги Троице-Сергиева монастыря1639-1673 годов – ценнейшие источники по истории складывания монастырскихколлекций. Здесь хранятся многочисленные и подробные описи монастырской казны XVIII-XIX веков, а также последняя многотомная «Опись 1908года», зафиксировавшая состояние монастырского имущества накануне революционныхпотрясений.
В Сергиево-Посадском музее-заповедникехраниться одна из лучших в России коллекций икон. В 1920 году собраниенасчитывало около 400 икон, в настоящее время – более 1200 произведений XIV – начала XX века, представляющих различные периоды русской иконописи.Коллекция включает произведения различных художественных центров – Москвы,Твери, Новгорода, Ростова Великого, а также иконы Византии и Балкан. Ядрособрания составляют памятники, связанные с художественной культурой Москвы.
При этом собрание иконСергиево-Посадского музея богато и разнообразно по составу, иконографии,художественным качествам и стилистической направленности. По функциональномуназначению можно выделить несколько групп.
Первая из нихсопровождала русских царей и полководцев во время военных походов. Монастырскиевласти этой чудотворной иконой благословляли русское войско на битвы. Икона сизображение преподобного Сергия Радонежского создавалась по приказу создавалисьпо приказу царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.
Вторая группа памятниковвключает храмовые иконы – иконостасные, принастенные, настольные, прецессионные,аналойные. Здесь, поимо традиционного канонического набора иконных изображений,значительное место занимают иконы с изображением Троицы, преподобного СергеяРадонежского, его учеников и сподвижников и разных иконографических вариантов.
Третью, довольномногочисленную группу составляют иконы «подносные» и «раздаточные». Первые изних дарили («подносили») высокопоставленным гостям монастыря – государям ичленам их семей, патриархам и высшим церковным иерархам, иностранным послам.Чаще всего это были богородичные образы или иконы с изображением Спаса, иногда– «Сергиева видения» («Явление Богоматери преподобному Сергею Радонежскому»).«Раздаточные иконы раздавали (или продавали) приходящим в монастырь паломникам.
Большое место в собранииикон Сергиево- Посадского музея составляют памятники XVIII-XIXстолетий. Этот пласт русской художественной культуры, до недавнего времениневостребованный и недооцененный, в последние годы начинает активно изучаться.Памятники синодального периода в собрании музея представляют богатоемногообразие стилистических и художественных поисков на протяжении XVIII- начала XX века. Среди произведений этого времени много так называемых окладных икон, драгоценные уборы которых – из золота, серебра, жемчуга,драгоценных камней – создавались одновременно с живописью. Традициядрагоценного украшения икон, богословски и художественно разработанная,восходит к древним памятникам Византии и средневековой Руси.
Золотой фонд музея и впрямом, и в переносном смысле – собрание русского прикладного искусства XIV-начала XX века. Самая древняя часть этого собрания хранится иэкспонируется на своем историческом месте — в здании монастырской ризницы концаXVIII века. Подлинность места, котороесамо по себе является музейным экспонатом, немало способствует тому, чтопредставленные в этом пространстве произведения воспринимаются как нечтосуществующее. Именно здесь предметы сохраняют свою мистическую связь с тем,ради чего они создавались, богослужебным действом.
В 1499году «молился ТроицеЖивоначальные и Сергею Чудотворцу и приложила сию пелену», по свидетельствудонаторской надписи, вторая жена великого князя Ивана III Софья Палеолог, племянницапоследнего византийского императора. Пелена была выполнена «замышлением иповелением царевны царь городской великой княгиней московской Софьей» послетого, как ее сын Василий был провозглашен законным наследником на русскийпрестол. Провозглашение на царский трон состоялось после долгой и драматическойборьбы за престол с наследниками Ивана III от первого брака, а пелена являлась знаком торжестваи победы великой княгини Софьи и одновременно данью благодарности БожественномуПровидению. Целый комплекс прекрасных художественных памятников в разные годыбыл пожалован в Троицкую обитель Иваном Грозным. У царя были на то своипричины. Остаются лишь добавить, что все грозненские вклады, будь топроизведения шитья, золотого и серебряного дела, мелкой пластики или ювелирногоискусства, отличаются высоким артистизмом и великолепным качеством исполнения. Многие из них являются первоклассными памятниками своей эпохи, они и донастоящего времени смотрятся удивительно неожиданно, смело и современно.
К числу выдающихся работцарских чеканщиков второй половины XVI столетия принадлежит золотой оклад на надгробную икону с изображениемпреподобного Сергея Радонежского, изготовленный по заказу царя ФедораИоанновича. Икона служила крышкой раки Сергия в Троицком соборе монастыря.Исключительное место в музейном собрании занимают памятники годуновскоговремени. В летописи царствования Бориса Годунова неоднократно упоминаютсяособенные случаи посещения Троицкой обители русским царем. Он преподносилмонастырю богатые вклады еще до своего воцарения, будучи боярином и конюшим прицаре Федоре Иоанновиче. В том же 1598 году царь Борис Федорович «приложил к чудотворномуместному образу живоначальные Троицы пелену большую, а на ней крест сдробницы, дробницы золота, на них святые знаменны резью и наведены чернью,около дробниц жемчугом сажено, около пелены травы жемчугом сажены, промежжемчугу дробницы золота и камение многоценное». На протяжении всего XVII столетия монастырские храмы исокровищница продолжали пополняться царскими вкладами. Как правило, это былилучшие произведения мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Работыстоличных мастеров, выполненные по заказам представителей известнейшихкняжеских и боярских родов (Трубецких, Мстиславских, Репниных, Строгановых,Хитрово и других), являются яркой и запоминающейся частью музейного собрания.Музей свято следует завету «не отдавать и не продавать» эти ценнейшиепамятники, о чем предупреждает надпись на водосвятной серебряной чаше келаря АлександраБулатникова: «А кто сию чашу из дому живоначальной Троицы возыметь или властипродадут или кому отдадут судим будет со мною на втором Христове пришествии».
В синодальный период(1721-1918годы) соборы, ризница, заново строившиеся дворцы и покои монастыря обогащаютсяпамятниками, созданными в соответствии с вкусами и модой нового времени.Преобладающими среди них остаются произведения иконописи, лицевого и орнаментальногошитья, книги, церковные предметы из драгоценных металлов. Вместе с тем в музеехранятся значительные памятники живописи, графики, стекла, фарфора и фаянса,мебели и предметов интерьера. Эти коллекции невелики по объему, но они включаютв себя интереснейшие образцы, которые не встретишь в крупных музеях. При этомследует отметить, что именно эта часть музейного собрания наиболее пострадала в1920-1930-е годы: вещи изымались из музея как «не имеющие художественногозначения». В 1922году вышло постановление ВЦИК о ликвидации церковногоимущества, в соответствии с которым все изделия из драгоценных металловпослепетровской эпохи подвергались своеобразной художественной переоценке. Изпроизведений XVIII века в музее рекомендовалосьоставить лишь «самое значительное», а из памятников XIX века практически все предлагалось к изъятию. Врезультате большое и полное собрание прикладного искусства Сергиево- Посадскогомузея лишилось целого ряда памятников позднего периода. Лишь в последниедесятилетия эта часть музейных коллекций начала активно пополняться. Внастоящее время экспозиция, знакомящая с различными произведениями русскогоискусства XVIII-XIX веков, размещается в помещении Наместничьих покоевсередины XVIII века.
Среди коллекцийприкладного искусства XVIIIвека своей уникальностью выделяется комплекс жемчужного шитья. Еще в конце XVIII века своей уникальностью выделяетсякомплекс жемчужного шитья. Еще в конце XVII столетия из монастырских драгоценностей были созданыроскошные оплечья фелоней и стихаря, станы которых в 1730-ч годах изкоронационных уборов императрицы Анны Иоанновны и ее сестер. Эти парчовые уборыбыли пожалованы в Сергиеву обитель после торжественного восшествия императрицына российский престол. В музее хранится саккос из пунцового бархата, вышитыйпридворной золотошвеей Дарьей Лихновской в 1771-1772годах, который входил вчисло одеяний так называемой жемчужной ризницы (в настоящее время часть шитых жемчугомодеяний этой ризницы хранится в Государственной Оружейной палате). «Жемчужнаяризница» была выполнена из старого монастырского жемчуга, украшавшего болееранние пелены, по приказу Екатерины II и по заказу Троицкого архимандрита Платона Левшина.
К середине XVIII столетия в Троице- Сергиевой Лавресформировались две небольшие портретные галереи в Царских чертогах иАрхимандричьем доме. К произведениям петровского времени относится портретцарицы Прасковьи Федоровны Салтыковой, жены царя Иона Алексеевича,приписываемый кисти известного художника Ивана Никитича Никитина Многиедесятилетия своей творческой жизни с Троицкой обителью и ее деятелями былсвязан крупнейший русский художник XVIII столетия Алексей Петрович Антропов (1716-1795). В музее представленцелый ряд его работ: парадный портрет Елизаветы Петровны, написанный дляЦарских чертогов по заказу Синода (1744-1751 годы), коронационные портретыПетра III и Екатерины II (1762год.), а также написанный в 1770-1780-е годы портретмитрополита Платона Левшина.
В музейном собраниинашли свое место и те новые виды художественного производства, которыепоявились в России в XVIIIи XIX веках. Изделия из стекла и хрусталяпроизводства заводов Немчиновых, Бахметева, Орловых, Мальцова, Императорскогостекольного завода в Петербурге широко использовались не только в повседневномобиходе (они находились, в Наместничьих покоях, Царских чертогах, монашескихкельях), но и употреблялись в богослужебной практике монастыря — этолитургические сосуды, лампады, подсвечники. С начала XVIII века, когда в России начался процесс освоения ипроизводства новых видов керамики, некоторые предметы богослужебной утваристали изготовлять из фарфора, фаянса, майолики – потиры, тарели, лжицы дляпричастия, водосвятные чаши, кацеи, подсвечники. За годы существования музеястарые монастырские коллекции были дополнены изделиями предприятий Попова,Сафронова, Корнилова, Кузнецовых, Федяшина, Гарднера, Императорскогофарфорового завода. Среди разнообразной продукции еще одного нового дляРоссии вида производства – ткацкого – в собрании музея следует выделитьнемногочисленные сохранившиеся изделия предметов частных нижегородских фабрикМерлиной и Колокольцева – шали, палантины, шарфы. Примечательно, что такогорода изделия использовались, среди прочего, и для создания предметов церковногообихода – пелен, покровцов, одеяний священнослужителей.
Исторически сложившийся вмонастыре комплекс художественных памятников получил логическое развитие идополнение в новых коллекциях музея, которые формировались на протяжении XX столетия.
В 1941 году в Сергиево –Посадский музей поступили коллекции Музея народных художественных ремесел ( организованв 1939 году на базе материалов выставки народного искусства в ГосударственнойТретьяковской галерее), а еще раньше – Музея местного края (существовал с 1926года). Эти коллекции послужили основной для систематического ицеленаправленного комплектования собрания народного и современного дела вовремя экспедиций, которые осуществлялись сотрудниками музея, в различныерегионы России на протяжении последних десятилетий.
В старом собрании Троице-Сергиевамонастыря имелось небольшое число предметов быта – деревянные резные ирасписные ковши, братины, ложки, гончарные изделия, токарные игрушки, вышитыеполотенца, набивные ткани. В настоящее время собрание произведений народногоискусства включает домовую резьбу и деревянную скульптуру северорусских районови Среднего Поволжья, обширный комплекс предметов крестьянского труда и быта, украшенныхрезьбой и рукописью, — прялки, донца, трепала для льна, рубеля, изделия изглины и др. В музее собрана и систематизирована уникальная коллекция разныхтипов и вариантов прялок XVII-XX веков из разных регионов России.Художественная обработка металла представлена коваными и литыми изделиями,украшенными просечными и заштампованными узорами, — это светцы, сундуки, оправызеркал, дверные замки и жуковины, самые разные образцы датируются XVII столетием. С искусством ткачества ивышивки модно познакомится на примере великолепного хоровода праздничных исвадебных нарядов. Представление о русском национальном костюме дополняетколлекция женских головных уборов – кокошники, повойники, сороки, платки ишали, украшенные золотыми и серебряными нитями, речным жемчугом, перламутром,раковинами, бисером, блестками.
Собрание современногодекоративно-прикладного искусства представлено произведениями народныххудожественных промыслов и художественной промышленности, а также работамиведущих художников-прикладников. Особый интерес вызывают коллекции, которыепозволяют проследить историю промысла на всех этапах его существования, отистоков до современного состояния. Наибольшей полнотой в музее отличаетсясобрание ведущих центров игрушечного промысла: здесь представлена деревяннаярезная, расписная и токарная игрушка Сергиева Посада и села Богородское Московскойобласти, города Горца и села Полховский Майдан Нижегородской области, глинянаяигрушка каргопольская (Архангельская область), дымковская (Кировская область).Интересна и своеобразна коллекция лаковой миниатюры, которая включаетпроизведения известных центров, в том числе самого старого, возникшего нарубеже XVIII и XIX веков, — села Федоскино Московской губернии. По сутидела, эти и другие коллекции современного искусства, в том числеизобразительного, по своему составу и истокам восходят к старому лаврскомусобранию, бережно сохраненному и приумноженному как за столетия монастыря, таки за десятилетия существования музея.
2. Троице-Сергиева лавра, как туристский объект,предлагаемые экскурсии.
Большое золотое кольцо России.
Даты:
09.06.04 — 15.06.04
04.07.04 — 10.07.04
11.07.04 — 17.07.04
18.07.04 — 24.07.04
25.07.04 — 31.07.04
01.08.04 — 07.08.04
08.08.04 — 14.08.04
15.08.04 — 21.08.04
22.08.04 — 28.08.04
12.09.04 — 18.09.04
Маршрут:
Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий,Ярославль, Толга, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир, Боголюбово,Гусь-Хрустальный, Москва
Программа тура:
1 день:
Встреча вечером на Московском вокзалеу памятника Петру I.(время уточнить).
2 день:
Прибытие в Москву на Ленинградскийвокзал. Обзорная экскурсия по Москве. Переезд в Сергиев Посад (70 км). Завтрак.Обзорная экскурсия по Троице-Сергиевой Лавре, включая посещение храмов. Переездв Переславль-Залесский (70 км). Обзорная экскурсия по городу: Красная площадь,Посещение Никольского монастыря. Переезд во Владимир. Размещение в гостинице(2-3-х местные номера). Ужин в кафе гостиницы.
3 день:
Завтрак. Переезд в Гусь-Хрустальный.(70км) Посещение рынка хрусталя, музей хрусталя. Переезд во Владимир. Экскурсияпо древним памятникам архитектуры города. Ужин в кафе города.
4 день:
Завтрак. Сдача номеров. Переезд вБоголюбово (Церковь Покрова на Нерли). Переезд в Суздаль (40 км). Обзорнаяэкскурсия по городу с посещением Кремля, Крестовой палаты, Спасо-Ефимиевскогомонастыря. Переезд в Плес (70км «русская Швейцария») Обзорнаяэкскурсия по городу. Свободное время. Переезд в пригород Костромы (40 км).Размещение в ведомственной гостинице (номера с удобствами).
5 день:
Завтрак. Переезд в Ярославль (120км). Экскурсия по городу, архитектура Спасо-Преображенского монастыря. Переездв Кострому (80км), Экскурсия по городу, посещение Ипатьевского монастыря.Свободное время. Переезд в гостиницу.
6 день:
Завтрак. Сдача номеров. Переезд вТолгу (150км). Экскурсия в действующий Толгский женский монастырь. Переезд вРостов Великий (70км). Экскурсия по городу, архитектура Кремля. Свободноевремя. Переезд в Москву, по пути обед. Проводы группы на вокзал.
7 день:
Прибытие в Санкт-Петербург.
Стоимость тура для одного человека:
Взрослые — 5370 руб.
Школьники/Дети — 5150 руб.
Иностранцы — 7090 руб.
Ж/Д билеты (туда и обратно):
Плацкарт (взр.): 960 руб.
Купе (взр.): 1550 руб.
Плацкарт (реб. — до 9 лет): 515 руб.
Купе (реб. — до 9 лет): 950 руб.
Дополнительные условия:
Доплата за 1-о местное размещение — 250 руб.
В стоимость входит:
проезд на автобусе
проживание в гостинице в 2-3-местных номерах судобствами
питание: завтраки – 5, обеды – 1, ужин — 2
вся экскурсионная программа указанная выше
услуги экскурсовода
Комментарии:
В случае, если количество человек в группе составляет до 14 человек,обслуживание производится на микроавтобусе («Газель»)
Турфирма оставляет за собой право изменять программу тура без изменения общегоколичества услуг.[1]Экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру.
Продолжительностьэкскурсии — 6 часов,включая проезд Москва — Сергиев Посад — Москва, выходной день — уточняйте)Стоимость экскурсии (гид + входные билеты + транспорт)
Гид(из Москвы): 2200 руб.
Входные билеты (стоимость уточняйте пожалуйста у менеджеров при заказеэкскурсии)Транспорт (за 6 часов работы)
Микроавтобусна3-10 мест(Mercedes Istana, VolkswagenCaravelle ит.п.): 4000 руб.
Микроавтобусна11-16 мест(Mercedes Sprinter): 4800 руб.
Легковойавтомобиль-иномарка(Opel Omega, Volvo S70,Toyota Camry, Volkswagen Passat ит.п.): 4000 руб.
Легковойавтомобиль «Волга» (ГАЗ 3110): 2700 руб.
Автобусна 17-48 мест (TAM, Setra, Mercedes и т.п.): 5200 руб.
Примечание:стоимость входных билетов в музеи указана по состоянию на 1 июня 2004 г.[2]
Заключение.
Подведемитоги данной контрольной работы по дисциплине «археологическиепамятники России» тему — Троице-Сергиева Лавра.
Итак, в Троице-Сергиевой Лавре как вфокусе, собраны лучшие достижения русской культуры, и сама эта культура в своейпервооснове, в своей близости духовным источникам ее породившим.
Можно сказать, что в лавре мынаблюдаем русскую культуру во всей её целостности.
В настоящее время Троице-СергиеваЛавра и Сергиев Посад являются центром туризма, каждая экскурсия по Золотомукольцу включает в себя посещение Троице-Сергиевой лавры и Сергиева посада. Вовторой главе контрольной работы представлены несколько экскурсий.
На основании всего материала, которыйбыл подробным образом изложен в основной части, можно говорить о том, что цельданной контрольной работы выполнена.
Список использованных источников:
1. Газета«Воскресная школа» №36(204), 2001г.
2. Максаковский В.П.Всемирное культурное наследие – М., 2000г.
3. Журнал «Нашенаследие» № 52, Москва, 2000г.
4. Интернет сайт: www.north-venice.ru
5. Интернет сайт:http://www.abm-travel.ru