Реферат по предмету "Религия и мифология"


Тора и "дерех эрец". Активная жизнь в этом мире

Тора и «дерех эрец». Активнаяжизнь в этом мире
проф. Иегуда Леви
Многиеевреи, особенно те, кто не был воспитан в духе Торы, испытывают к иудаизму, какк религии, инстинктивную неприязнь. Им кажется, что эта религия отвергаетважность мирской жизни и тем самым покушается на истину. В какой-то мере ониправы; отрицание важности нашей мирской жизни действительно означает покушениена истину. Но они ошибаются, полагая, что иудаизм именно такая «отрицающая»религия.
Насамом деле Тора очень положительно относится к нашему миру. Более того, он,этот мир, занимает центральное место в иудаизме и считается отправной точкой вделе служения Творцу. Этот принцип можно назвать 'Тора и дерех эрец",поскольку он близок по значению мишне из трактата Авот (2:2), в которойсказано: «Хорошо сочетать Тору с дерех эрец, а также высказыванию рабиИшмаэля: „Относись к ним [словам Торы] как к мирским нуждам (дерехэрец)“. (Такое же название „Тора и дерех эрец“ носит так же инаправление в педагогике, в котором подчеркивается важность сочетания общегообразования с изучением Торы. Вокруг этого метода ведутся острые споры. Вотличие от него упомянутый нами философский принцип повсеместно признан в миреиудаизма, и здесь обсуждается именно он.)
Согласноконцепции 'Тора и дерех эрец», Тора — это структура, которую надо ввести вфизический мир, или, выражаясь языком вычислительной техники, наш мирпредставляет собой «аппаратуру», а Тора — «программноеобеспечение», придающее смысл этой «аппаратуре». Даже самаясовершенная аппаратура будет осуществлять «безумные» операции, еслине обеспечить ее подходящей программой; но и лучшая программа останется пустойабстракцией, не способной выполнять ни единой функции, если не ввести ее в аппаратуру.
Такимобразом, концепция «Тора и дерех эрец» подчеркивает центральную рольнашего мира и его компонентов, если они действуют по программе Торы. Посмотрим,как этот принцип согласуется с духом Торы.
Взаимоотношение Торы с действительностью
Напервый стих Торы есть два мидраша, которые дополняют друг друга и показывают,как мудрецы рассматривали взаимоотношения между Торой и нашим миром. Один изэтих мидрашей трактует слово берешит в значении "[мир был создан] радиТоры, которая называется решит — начало". В другом мидраше сказано:«Тора говорит: „Я была инструментом мастера, которым пользовалсяБ-г“. Обычно, когда царь… строит дворец, он сооружает его не по своемукапризу, а смотрит в чертежи, чтобы заранее знать, где у него будут покои, гдеворота… Точно так же Б-г смотрел в Тору, когда создавал мир. Таково значениеслов „Посредством решит Б-г сотворил“, где решит означает Тору.
Согласнопервому мидрашу Тора — это цель, а мир -инструмент, предназначенный длядостижения цели, в то время как во втором мидраше именно Тора служитинструментом, а мир становится целью. Каждый из этих мидрашей разъясняет намодин из аспектов взаимоотношений Торы и мира. Однако в обоих мидрашахнастойчиво подчеркивается, что Тора и наш мир тесно связаны между собой, что оникомпоненты единой системы — Б-жественного Творения.
Мудрецыговорили, что „Шехина, Б-жественное Присутствие, пребывает, главнымобразом, в нижних мирах“. Другими словами, Б-г хочет, чтобы ЕгоПрисутствием полнилась земля. Так было сразу после сотворения человека; такбыло и во времена Моше-рабейну, когда в пустыне был построен походный Храм — Мишкан, „ибо Г-сподь любит нижние миры“; другими словами, Он желает,чтобы Земля была Его главной обителью. Таков главный смысл концепции 'Тора идерех эрец», определяющий взаимоотношения между Торой и нашим миром.
Нокакова суть этих взаимоотношений?
Вприведенном выше мидраше на тему «Берешит — ради решит, т.е. ради Торы,которая называется „началом“, мудрецы учат, что этот мир был создандля Торы. Смысл этой зависимости еще полнее открывается в другой ага-де. В нейрассказывается о том, как запротестовали ангелы, когда Моше вознесся в небесныесферы, чтобы получить Тору. „О, это бесценное сокровище, — стенали ангелы.- Ты прятал его от 974 поколений до Сотворения мира, и теперь Ты хочешь отдатьего человеку?“ Б-г попросил Моше ответить, и тот сказал: „Чтонаписано в Торе? — спросил Моше ангелов. — “Я — Г-сподь, твой Б-г, которыйвывел тебя из Египта». Вы спускались в Египет? Вас порабощал фараон? Зачемвам Тора?...
Чтоеще в ней написано? — «Не произноси [Имя Б-га впустую]». Разве вызаключаете торговые сделки [при которых приходится иногда давать клятвы передсудом]?
Чтоеще там написано? — «Помни день субботний, освящай его». Разве выделаете какую-нибудь работу, от которой надо отдыхать?
Чтоеще написано в ней? — 'Чти отца своего и мать свою". Разве есть у вас отеци мать?"
СказалБ-г ангелам: «Вы не можете выполнять Тору. Почему? Потому что вы неплодите себе подобных, и среди вас нет нечистоты и нет очищения, нет ни смерти,ни болезней».
Каковобщий смысл высказываний Моше-рабейну? Тора имеет настоящее значение только длятех, кто подчинен истории и силам природы, кто занимается торговлей и ремеслом,кто женится и производит на свет детей. Для тех же, кто изолирует себя от этогомира, Тора теряет свое значение в той же мере, в какой происходит эта изоляция.Как отмечено в мидраше, Тора существовала еще задолго до Сотворения нашегомира. Получение Торы и было целью его появления, ибо вне его Тора не могла быдостигнуть своего полного воплощения.
Таже мысль содержится, согласно одной из предыдущих лекций, в том факте, чтосразу после своего появления на свет Адам был помещен в Сад Эден, «чтобывозделывать и хранить его». Мидраш объясняет: «Б-г превратил его[Адама до его грехопадения] в раба, проданного самому себе; если бы он неработал — то он бы и не ел». Нецив разъяснил эту мысль еще определеннее:"[Адам] пришел обрабатывать землю, и тем самым была осуществлена цельТворения". Другими словами, именно работа человека на земле считаетсяцелью Творения.
«Великозначение учебы, ибо оно ведет к действию», — сказано в Гемаре. Здесь намснова напоминают, что мир появился ради осуществления Торы. То же самоеговорится и в мишне: «Не учеба, а действие стоит на первом месте».Автор книги «Ор самеах» пишет: «Конечная цель состояла в том,чтобы народ вел себя согласно требованиям природы»; и далее, касаясьпоколения, которое питалось маном в пустыне, он задает риторический вопрос:
«Неужелиэто и есть главное предназначение?! Ведь это всего лишь жизнь в Мирегрядущем».
Хазон-Иштоже называет постижение мира одним из важнейших компонентов жизни по Торе. Вкаждом галахическом постановлении, говорит он, надо выяснить две вещи: законТоры и факты данной ситуации. Другими словами, каждое постановление требует какзнания Торы, так и изучения конкретного положения, к которому применяетсяГалаха. По мнению Хазон-Иша, последнее условие труднее соблюсти, поскольку ононесет в себе больше потенциальных заблуждений.
Извсего этого можно сделать однозначный вывод, что именно в тесном взаимодействиичеловека с этим миром заложена цель Творения и что оно составляетфундаментальную концепцию Торы, которая служит нам ориентиром в нашей земнойжизни. Тора вместе с окружающим миром составляют суть Творения, и всякаяпопытка отделить их друг от друга равнозначна стремлению подорвать цельТворения.
Таковпринцип «Тора и дерех эрец», который нашу святую Тора кардинальноотличает от греческой философии и христианства. Греческая философия ставит вцентр мироздания человеческий интеллект; ценность человека определяется не егодействиями, а его способностью мыслить. Христианство, со своей стороны, ставитво главу угла человеческие эмоции и веру. На самом деле, ни греческаяфилософия, ни христианство не нуждаются в нашем физическом мире. Толькоеврейский народ, хранитель Торы, способен осознать ту ключевую роль, которуюиграет этот мир в Творении. Евреи не пытаются избежать ответственности,возложенной на них этим фактом, ибо желание Творца в том и состоит, чтобы онивзялись исполнять поставленную перед ними задачу. Они верят, что, опираясь наТору, можно достигнуть совершенства, причем именно в нашем мире, если правильноиспользовать то, что он дает.
Вследующей лекции мы убедительно докажем на примерах, раскрывающих концепцию«Тора и дерех эрец», насколько иудаизм кардинально отличается в этомсмысле от всевозможных «религий» и греческой философии. А теперьпосмотрим, как данная концепция помогает разъяснить некоторые странные, напервый взгляд, традиции праздника Шавуот.
День, когда Тора была дарована Израилю
Танаим(мудрецы эпохи составления Мишны) по-разному трактовали заповедь, повелевающуюрадоваться в праздничный день (йом-тов). «Раби Элиезер говорил: „Нетничего иного для человека в йом-тов: либо он ест и пьет, либо сидит иучится“. [Другими словами, весь этот день следует посвятить изучениюТоры.] А раби Иегошуа сказал: „Раздели его — половину на еду и питье, иполовину для учения“. В Талмуде сказано, однако, что относительнопраздника Шавуот никаких расхождений нет: „Все согласны [что часть днянадо посвятить еде и питью, но почему?]. — В этот день была дарованаТора“. Странный вывод. Казалось бы, должно быть наоборот: именно деньдарования Торы следует посвятить ее изучению. Даже раби Иегошуа сказал бы, чтонадо целиком использовать его на „сидение и учение“. Почему жемудрецы единодушно выразили противоположное мнение?
Туже аномалию мы находим и в вопросе жертвоприношений. Жертва всесожжения ола,которую посвящают исключительно Б-гу, несет в себе идею полной жертвенности безполучения какой бы то ни было физической выгоды, что символизирует полноеотрицание материального. В то же время „мирная жертва“ — шламим,которую полагается съедать тем, кто ее приносит, символизирует идею служенияТворцу через физическое удовольствие, получаемое в этом мире. Почти всеобщинные жертвоприношения, особенно приносимые в праздники, — это олот; тольков Шавуот, в день дарования Торы, община приносит шламим, как бы подчеркивая темсамым важность физических удовольствий в этом мире.
Тоже самое происходит и с приношением „двух хлебов“ в Шавуот. Всежертвоприношения из продуктов питания (менахот) должны быть незаквашенными,поскольку опресноки, маца — это символ духовности, в отличие от закваски,которая символизирует физическое начало. Это правило соблюдается во всехслучаях, опять-таки, кроме Шавуота, когда в жертву приносятся именнозаквашенные хлеба. Мы как будто специально подчеркиваем, что именно в деньполучения Торы, источника еврейской духовности, надо жертвовать (даже в Храме!)закваску, которая символизирует материальную сторону нашего бытия.
Всамом деле, какие странные законы! Но если мы уясним, что цель дарования ТорыИзраилю в том и состояла, чтобы помочь нам правильно пользоваться благамиматериального мира, то все противоречия будут разрешены. До получения Торыкаждый, кто хотел освятить себя, должен был отрешиться от мирских забот,поскольку он не знал, как правильно использовать их в служении Творцу.Дарование Торы произвело настоящую революцию в этом вопросе; Тора открылачеловеку возможность Б-гослужения и самоосвящения через наш материальный мир.Теперь нам ясно, почему все мудрецы пришли к единому мнению, что празднованиеШавуота должно включать в себя обильную трапезу с вином и почему только вШавуот полагается приносить в Храм заквашенный хлеб, символ физического начала,а также „мирную“ жертву шламим, которая выражает служение Всевышнемучерез мирские удовольствия.
Уважение к законам природы
Возложивна нас обязанность преобразовывать мир в духе, предписанном Торой, и тем самымвыполнять Его высшую волю, Творец снабдил нас необходимыми инструментами дляэтой работы. Мы не можем привести мир к служению Всевышнему, если он ведет себянастолько хаотично и непредсказуемо, что мы не в состоянии предвидеть результатынаших усилий. Например, нам не удалось бы исполнить самую первую мицву,полученную евреями при Исходе из Египта: „Месяц этот для вас — началомесяцев, первый он у вас из месяцев года“ (Шмот, 12:2),
сутькоторой в установлении особого еврейского солнечно-лунного календаря, если бысолнце и луна не подчинялись жестким законам, позволяющим рассчитывать ихтраектории. А как мы смогли бы исполнить последнюю заповедь Торы, написаниесвитка Торы, если бы чернила вели себя не по „правилам“: то прилипалибы к пергаменту, то расплывались, то вообще стекали с него? То же самое можносказать обо всех других заповедях Торы, т.е. обо всем комплексе служенияВсевышнему.
Такимобразом, существование законов природы — это необходимость, вытекающаянепосредственно из дарования Торы. Именно поэтому Б-г подчинил вселеннуюжестким правилам, составляющим одно из чудес Творения. Вот почему так важны длянас слова пророка Иермиягу (33:25): „Если бы не мой Завет, днем и ночью, Ябы не установил законы неба и земли“.
Толькоради того, чтобы мы имели возможность исполнять мицвот, Всевышний разработалзаконы природы. Иначе в них просто не было нужды. Так же можно истолковатьвысказывание Рана: „В том и состоит желание и воля Б-га, чтобы всемерносохранять установленный в природе порядок; ибо природа дорога Ему, и Он неменяет ее за исключением крайней необходимости“. Далее он поясняет:»[События происходят] не в силу частных причин, а по причинам общегопорядка, ибо Б-г не хочет, чтобы природа менялась всякий раз, когда это необходимоотдельным людям". В том же духе высказывается автор «ХовотГа-левавот»: «Когда наши тело и разум заняты одним из способов добычипропитания или его поиска, мы должны помнить, что тем самым мы выполняемуказание Творца, ибо Он повелел человеку заниматься делами этого мира».Таким образом, воля Б-га в том и состоит, чтобы мы познавали законы, которыеуправляют вселенной, и в соответствии с ними планировали свои действия.
Рамбанписал о чудесах: «Тора дает нам заповеди, согласуясь с естественнымизаконами (дерех эрец), а для тех, кто верен Ему, Он совершает скрытые чудеса.Не в Его духе изменять природу вселенной за исключением тех случаев, когда нетдругой возможности благополучно выйти из ситуации или когда требуется внекоторых случаях возвестить Его Имя перед Его врагами, как произошло прирассечении Красного моря». Та же мысль звучит и в другом комментарииРамбана: «Тора не полагается на чудеса». Именно поэтому Моше быловелено пересчитать всех мужчин призывного возраста перед вступлением сыновИзраиля в Эрец Исраэль. Все это объясняется желанием Всевышнего сохранятьтвердый порядок в природе.
Извсего сказанного выше следует: всякий, кто отказывается учитывать законыприроды, когда планирует свой жизненный путь в этом мире, демонстрирует темсамым пренебрежение к своему долгу, хотя этот долг и не имеет четкойформулировки в кодексе еврейских законов «Шулхан арух». Человек,склонный к такому поведению, игнорирует неизменную реальность и законы природы;он как будто ест мясо кошерно забитого животного, чьи легкие еще не былипроверены, или зажигает ханукальный светильник, не наполнив его достаточнымколичеством масла.
Отсюдавовсе не следует, что Б-г избегает действовать по Своему усмотрению. В Еговласти направлять ход всех событий, соблюдая при этом границы естественныхзаконов. В книге «Мешех хохма» сказано: «Когда человек праведноследует путями Б-га, он получает благословение и через естественные источники,как были благословлены сыны Израиля. „Если будете ходить по Моим законам“,то законы неба и земли тоже будут вести себя справедливо; ибо все законыприроды, как установила их Б-жественная мудрость, ориентированы на Тору и еезаповеди и ограничены ими».
Чтокасается предупреждения, часто встречающегося в работах поздних авторитетов, неслишком полагаться на законы природы, здесь имеется в виду нечто другое: мыпросто не должны считать эти законы непоколебимыми, существующими независимо отволи Творца, как будто Всевышний однажды «включил» их и затемсамоустранился, решив больше не вмешиваться в управление вселенной. На насвозложена обязанность знать, что эти законы вовсе не обладают независимымстатусом; они — лишь одна из форм непрерывного воздействия на мир Того, Ктопроводит Луну через ее астрономические фазы в соответствии с«законами» природы и непрерывно заставляет чернила застывать напергаменте.
«Тора и дерех эрец» — полнаясвятость
Одиниз важнейших аспектов философии «Тора и дерех эрец» состоит в том,что она не отрицает полностью ни один аспект материального мира. Такой подходотвергает экстремизм и поощряет умеренность. Но поскольку умеренность имеетповерхностное сходство с готовностью к компромиссам, следует подчеркнуть, чтопринцип «Тора и дерех эрец», как уже говорилось ранее, весьма далекот компромисса. Скорее наоборот, он требует полной отдачи всех духовных,умственных и физических сил: «Вы должны смотреть на себя и на все, что вампринадлежит, как на собственность [Б-га] и отдать [Ему] всего себя, допоследней частицы своего имущества и своего времени». Именно такаябеззаветная преданность, когда мы отчитываемся за каждое мгновение прожитойжизни, за каждую монету из своих материальных ресурсов, за каждый мигудовольствия, полученный в этом мире, составляет высшую святость; именно этоготребует от нас философия «Тора и дерех эрец».
Разумеется,не каждый может достигнуть такого уровня и никто не достигает его быстро. Вначале своего жизненного пути человек находится в плену у своего самомнения, итолько со временем он приучается думать не только о себе, но и о других. Накаком-то этапе он достигает того уровня, где начинается служение Б-гу, причемне по личной заинтересованности, а из чистой любви. Хотя столь высокогоэтического уровня в любом случае непросто достигнуть (и важно знать, что этонепросто), он вообще останется недостижимым, если не стремиться к нему упорно ицелеустремленно.
Самоосвященияв использовании плодов и удовольствий этого мира добиться гораздо труднее, чемсвятости в ее узком понимании, ограниченной умением не злоупотреблять мирскимивозможностями. В конце книги «Месилат йешарим» автор пишет, что«святость» превосходит «чистоту». Суть «чистоты»в том, что она, в отличие от «святости», побуждает человека лишьизбегать отрицательных сторон жизни, но не ведет его к позитивному восприятию.В «Сфат эмет» тоже говорится, что жить по принципу дерех эрецозначает «возвышать дела этого мира [в сферу святости], что и составляетглавный долг человека».
Тора и «дерех эрец Исраэль»
Двавыдающихся авторитета — рав Яаков Эмден и Хатам-Софер отмечали особую важностьпринципа дерех эрец для Эрец Исраэль. Поскольку заселять страну Израиля важнее,чем остальной мир, так и дерех эрец на Святой земле имеет больше значения, чемдерех эрец в других странах. Участвуя в развитии нееврейского общества в духедерех эрец, мы тем самым укрепляем чуждую Торе социально-экономическую систему.В этом случае наш вклад ценен лишь на индивидуальном, но отнюдь не нанациональном уровне и не на уровне Торы.
Согласноиудейскому мировоззрению, мир будет спасен только через Государство Торы,которое мы когда-нибудь сумеем построить в Эрец Исраэль. «И будет, в концедней утвердится гора дома Г-сподня… и устремятся к ней все народы… Ибо изСиона выйдет Тора и из Иерусалима — слово Г-сподне» (Ишаягу, 2:2,3).
Поэтомудерех эрец в стране Израиля приобретает гораздо большую значимость, чем в любомдругом месте.
Такбыло и в прежние времена. Еще большая ответственность ложится в этом смысле нанынешнее поколение, которому довелось участвовать в «заселении нашимнародом его собственного государства на Святой земле» (Рав Е.Е.Деслер).
Переднами шаг за шагом раскрывается тот путь, которым ведет нас Б-жественноеПроведение. Двести лет назад наш народ, униженный и гонимый, был почти целикомотрезан от дерех эрец современной культуры, поэтому он не мог функционировать врамках современного государства Затем эмансипация открыла перед ним воротамировой культуры: вначале для евреев Западной Европы, а затем практически длявсего еврейского народа, со всеми сопутствующими возможностями и препятствиями.В течение следующих полутора веков евреи учились общению с мировой культурой иее использованию. Затем начался новый трудный этап: образование еврейскогогосударства на Святой земле под еврейским суверенитетом. Именно тогда появиласьвозможность создать подлинное Государство Торы с помощью вновь приобретеннойконцепции дерех эрец. Ясно, что эта возможность не была преподнесена нам насеребряном подносе, и то, что мы получили, все еще далеко от идеала ГосударстваТоры. Тем не менее, мы получили «семена» для создания такогогосударства. Стоящая перед нами задача — вырастить из этих «семян»цветущее растение — настолько грандиозна, что порой кажется недостижимой. Нотакая задача уже поставлена, как бы мы к ней ни относились, и нам нельзя ееигнорировать. Рав Деслер предупреждал: «Горе тому, кто явится в день суда,все еще не видя этого очевидного факта». В том же духе высказался ируководитель йешивы Тельше рав Е.М. Блох: «Здоровые силы еврейского народанесут… огромную ответственность за… установление еврейского государства».В нынешних условиях евреи Торы должны активизироваться во всех областяхгосударственной жизни — социальной, политической, экономической,профессиональной. И тоща появится реальный шанс превратить Государство Израиль,«пробный шар Б-жественного Провидения», в Государство Торы.
Всловах «Тора жизни», которые мы произносим в ежедневной молитве,имеется в виду, прежде всего, жизнь в этом мире. Хотя иудейская доктринапридает большое значение Миру грядущему, мы знаем, что Тора была дана нам дляжизни в этом мире. Пока мы находимся в нем, нам предстоит решать задачи здесь,на этой земле. И это хорошо, ибо «лучше один час душевных поисков»(тшувы) и добрых дел в этом мире, чем целая жизнь в Мире грядущем." ХотяМир грядущий дает человеку больше блаженства, нам не следует слишком многодумать о нем, если мы хотим походить на «слуг, которые служат своемухозяину, не ожидая платы».
«Дерех эрец» в Торе
Впредыдущей лекции мы говорили о том, какое значение иудаизм придает нашемуучастию в жизни окружающего мира, и отмечали, что наш долг — стремиться к егоизменению в соответствии с идеалами Торы. Для иллюстрации этих требованийприведем ряд примеров, подтверждающих тесную связь между Торой и нашим миром.Мы уже обсуждали некоторые из них; кратко упомянем их еще раз.
Глубинавзаимосвязи между Торой и окружающим миром выражается, главным образом, внеобходимости зарабатывать на жизнь и изучать науки, а также в обязанноститрудиться независимо от чисто экономических соображений. Обо всем этом мы ужеподробно говорили. Но есть и другие сферы, которые тоже отражают эту теснуюсвязь.
Знание мира
Какуже отмечалось, законы природы могут стать надежным инструментом служенияТворцу, но лишь в том случае, если мы хорошо разбираемся в них, что являетсяважной предпосылкой для правильного применения законов Торы в постоянноменяющихся условиях. Однако для такого правильного применения требуется знатьне только законы природы, но и реалии окружающего мира, выходящие за их рамки.Например, раввин может глубоко разбираться в законах Торы, касающихсязапрещенной еды, и знать, как действует эмульсификатор, но, несмотря на это, онне сможет принять решение относительно какого-то определенного продукта, еслине будет знать, каким конкретно эмульсификатором пользовался изготовитель.Точно так же, даже если я тщательно изучил виды работ, запрещенных в шаббат, иплюс к этому неплохо разбираюсь в электричестве, мне будет трудно решить, чтоделать с конкретным электроприбором, если я не буду знать, как он устроен, покакому принципу работает и какой температуры достигает в нем тот или инойкомпонент.
Специфическиефакты особенно глубоко скрыты в тех вопросах, которые затрагивают сферумежличностных отношений и соответствующие мицвот. Чтобы разобраться в них,требуется высокая степень осведомленности. Выяснить факты бывает часто труднее,чем установить чисто Галахический аспект проблемы. Хазон Иш писал:«Установление закона в его практической плоскости требует двух видованалитической работы. В ходе первого анализа идет просеивание „чистой муки“;это означает выявление конкретных принципов Торы, относящихся к данному делу.Затем следует второй анализ, который заключается в разборе имеющихся фактов…и в предельно точном взвешивании каждого отдельного аспекта, чтобы установить,как это дело соответствует относящемуся к нему закону Торы. В результате,опасность неправильного применения Галахи случается чаще, чем опасность ложногопонимания самой Галахи».
Гаониз Вильны подчеркивал важность этого принципа для судебных разбирательств.Обсуждая порядок расследования и разбора дел в суде, он писал: «Судьядолжен быть мудр в Торе, чтобы его постановление соответствовало Торе, и ондолжен знать дерех эрец, чтобы его решение соответствовало истине».Объясняя фразу из книги Дварим (глава Шофтим) «Ибо мзда ослепляет глазамудрых» (16:19), он пишет: «Но в книге Шмот (глава Мишпатим)говорится „глаза проницательных“. [Судья должен быть]»мудрым" в Торе и «проницательным» в мирских делах, когдаон опрашивает свидетелей… Относительно Торы, ему надлежит разбираться во всехее тонкостях, а в мирских делах он должен проницательно видеть всевозможныехитрости, чтобы уметь найти правду".
Еврейскийсудья должен проявлять глубокую проницательность при рассмотрении судебнойжалобы, даже если соблюдены Галахические требования, чтобы убедиться в ееобоснованности. Он должен также вовремя заметить, что двое свидетелей заранеевыучили свои роли, и значит, есть подозрение, что они лгут, и уметь разобратьсяво многих других подобных проблемах.
Радостьжизни (в смысле жить полнокровной жизнью и радоваться ей) занимает ведущееместо в философии «Тора и дерех эрец». Обсуждая важное значениетруда, мы говорили, что если человек доволен своим уделом (например, любит своюпрофессию), то это важный шаг на пути к более высокому достижению — любви к Б-гу.
Вцелом, иудаизм придает большое значение радости Хасидский ребе рав Нахман изБраслава часто повторял. «Большая мицва — быть всегда в радости». Этислова превратились в поговорку и со временем стали популярной песней. Я долгоне мог найти эту заповедь в Торе Мне было известно, конечно, что радостьпомогает человеку в жизни и что наши мудрецы высоко ценили это состояние. Зналя также, насколько важно радоваться при исполнении мицвот. Но где упомянутасама заповедь радости? Наконец, мне встретилось объяснение рава Ш.Р. Гирша ксловам из книги Дварим о радостном восприятии праздников: «И радуйся впраздник твой… и будешь ты (вегаита) только радоваться».
Мицварадости относится лишь к празднику, но дополнительно, через слово вегаита,велено «быть радостным», т.е. пребывать в состоянии постояннойрадости. Другими словами, мы должны продлевать на весь год радость, полученнуюв праздник. По словам раби Иегуды Галеви, радость — это одна из трех основслужения Всевышнему, кроме благоговения и любви Рав Гирш часто отмечал, чтоиудаизм высоко ценит радость жизни, и это выделяет его на фоне других религий,которые поглощены созерцанием смерти и скорби, о чем свидетельствуют, кстати,черные одеяния их священников и монахов.
Ноесли у еврея умирает близкий родственник, он, конечно, скорбит, и сама Торатребует от него соблюдения однодневного траура. (Мы здесь не рассматриваемболее строгие законы траура, введенные раввинами.) В день смерти близкогочеловека скорбящему не разрешается есть от жертвоприношения и, если он — коген,ему нельзя вести службу в Храме. Ибо, когда человек ест мясо жертвенногоживотного, т.е. как бы становится гостем за столом Всевышнего, либо участвует вХрамовом Б-гослужении, он испытывает душевный восторг, радостное возбуждение;однако личная утрата накладывает печать скорби на его мысли и ощущения, мешаетему испытывать радость.
Забота о своем физическом здоровье
Тораобязывает нас заботиться о своем здоровье и даже отмечает, что «еслипроисходит что-то опасное [для здоровья или жизни], к этому следует отнестисьсерьезнее, чем к чему-то запрещенному [Галахой]». Другими словами, мыдолжны строже оберегать себя от угрозы нашему физическому благополучию, нежелиот нарушения подавляющего большинства религиозных запретов. Если опасность угрожаетсамой жизни, то отменяются все заповеди Торы (за исключением трех самыхсерьезных запретов, которые остаются в силе в любом случае). Так, надо беречьжизнь других людей. Насколько же важнее этот принцип, когда речь идет особственной жизни, ибо сказано в Талмуде: «Твоя жизнь важнее жизни твоегоближнего». При составлении кодекса еврейских законов Рамбам посвятил триглавы вопросам здоровья и личной безопасности.
Торарассматривает человеческий организм как исключительно важный инструментслужения Творцу, и поэтому наш долг — оберегать его от всякого вреда. Дажеподвергая нагрузке свой организм во исполнение мицвы, мы должны соблюдатьосторожность. Рабби Давид Галеви бар Шмуэль (1586-1667) писал на эту тему:«О стихе „Всеми своими путями познавай Его“ Рамбам писал, чтокогда человек ест, пьет и доставляет себе удовольствие, укрепляя свое здоровьеи силы ради служения Б-гу, он вознаграждается так же, как если бы он постился.Подтверждение этой мысли я нашел в стихе: „Напрасно вы рановстаете...“ (Тегилим, 127:2).
                   «то Иначе говоря, некоторые знатоки Торы мало спят, усердно занимаясь Торой; адругие спят много и благодаря этому достаточно бодры и свежи, чтобы успешноизучать Тору. И в самом деле, такой человек может выучить за один час не меньше,чем аскет за два часа. Нет сомнений, что их обоих ждет одинаковаянаграда».
Придаваяважное значение здоровью, духовные руководители еврейского народа на протяжениивсех веков поощряли изучение медицины. Позвольте привести здесь одно весьмаоригинальное высказывание, свидетельствующее об их уважении к этой дисциплине.В книге «Сефер хасидим» рассказывается о человеке, который отказалсяот изучения медицины: «Сказано: „Не будь слишком праведным, и неслишком мудрствуй“ (Когелет, 7:16).
Жилодин человек, которому отец предложил: „Учи медицину вместе со мной“.Но сын ответил: „Я не хочу...“. Родственники сказали ему:»[Будут люди, которые] смогли бы остаться в живых, если бы ты зналмедицину, и поскольку ты мог ее учить, но не стал, ты как будто приговорил их ксмерти".
Такойвывод может показаться экстремистским. Но по существу он справедлив.
Следующеезамечание Рамбама о пользе изучения медицины проливает дополнительный свет наэтот вопрос: «Искусство медицины может стать прекрасной базой для развитияинтеллекта и лучших черт характера, а также для познания Всевышнего идостижения истинного прогресса. Изучение медицины и занятие ею представляютсобой важные формы служения Б-гу».
Физическаясила тоже высоко ценится Торой: «Всевышний посылает Свое Б-жественное Присутствиетолько тому, кто силен, богат, мудр и непритязателен». Рав Ш.Р.Гиршотмечает, что сила стоит на первом месте в этом перечне достоинств. В Торе(книга Берешит) неслучайно подчеркнуто, что Яаков обладал большой физическойсилой; мудрецы подробно разбирают в комментариях это качество нашего праотца, атакже богатырскую силу Моше-рабейну.
Материальное благополучие
Мыуже приводили высказывание наших мудрецов: «Всевышний посылает СвоеБ-жественное Присутствие только тому, кто силен, богат, мудр и непритязателен».На первый взгляд, странное заявление. В этом ряду добродетелей вполнеестественно видеть такие качества, как мудрость и непритязательность, которыеспособствуют умственному и духовному совершенству. Но почему упоминаютсявначале сила и богатство? Ведь они относятся лишь к материальной сфере. Ответпрост. Согласно принципу 'Тора и дерех эрец", сильное тело и материальноеизобилие тоже имеют значение и даже являются предпосылкой для пророческогоозарения.
Частнаясобственность необходима для выполнения многих мицвот. Например, лишь тот, ктовладеет домом размером не меньше четыре на четыре локтя, имеющим дверные косякии притолоку, может выполнить заповедь мезузы. Только владеющий полем, можетоставить предписанные Торой дары для бедных. Если человек, принесший в Хрампервые плоды нового урожая, узнает, что, пока он отсутствовал, егособственности был нанесен ущерб и деревья не смогут больше плодоносить, ему неразрешается читать «отрывок о первых плодах» из Торы, которым онпредставляет свои подношения. То же самое относится и к четырем видам растений(лулав), которыми пользуются в праздник Сукот: Тора требует, чтобы мы имибезраздельно владели. Другими словами, только тот, кто имеет собственныйкомплект «четырех видов», может выполнить мицву их вознесения.Очевидно, чувство владения составляет важный элемент исполнения этой заповеди.
Длямицвы пребывания в суке тоже необходимо частное владение. Полностью выполнитьее может лишь тот, кто живет в доме и временно переселяется в суку.
Комментируяфразу «Все граждане еврейского народа будут жить в сука», Рамбанписал: 'Только тот, кто соответствует определению оседлого гражданина, обязан[жить] в суке; странники и сторожа в полях свободны [от исполнения этоймицвы]". В свете этого положения становится понятным талмудическийпринцип, содержащий, на первый взгляд, лишнюю информацию: «В Торе сказано:»Все семь дней покидай свое постоянное жилище и живи во временномжилище". Какой смысл заложен в словах «покидай свое постоянное жилище»?Возможно, это выражение призвано научить нас, что уход из постоянного жилищасоставляет важный элемент выполнения мицвы и что тот, кто не живет в постоянномжилище, например, бездомные странники, освобожден от этой обязанности.
Такимобразом, презрительное отношение к идее частной собственности влечет за собойнеуважение и к заповедям Торы.
Таже философия 'Тора и дерех эрец" объясняет и негативное отношение иудаизмак чрезмерному уединению. Говорили мудрецы: «Люби ближнего своего, каксамого себя» — это великий принцип Торы". Они осуждают, в частности,тех, кто изучает Тору в изоляции от других людей. Комментируя фразу изпророчеств Иермиягу (50:36), они восклицают «Меч на „тех, ктоненавидит знатоков Торы“ [подразумеваются сами знатоки Торы], кто сидит водиночестве и учит Тору». В Талмуде рассказывается о том, как раби Шимонбен Йохай и его сын, выйдя из двенадцатилетнего добровольного уединения,заметили людей, обрабатывающих землю, и выразили свое презрение к их занятию.Тогда «спустился голос с Неба и сказал им: „Вы для того покинули[пещеру], чтобы уничтожить мой мир? Возвращайтесь в свою пещеру!“ И онибыли вынуждены провести в одиночестве еще целый год.
ХатамСофер пишет: „Б-г не желает, чтобы человек был затворником, чтобы онуходил в безлюдное место, в пустошь или лес, и там благоговейно созерцалвеликие свершения Творца. Ибо “Не для пустоты сотворил Он мир, а чтобызаселить его». Б-г ждет от нас любви к людям… и даже если мы немногоослабим наше стремление к самосовершенству, Б-г все равно хочет, чтобы мы слюбовью относились к людям, ибо, поддерживая с ними связь и сближаясь с ними,мы тем самым привлекаем их к Торе".
Этамысль еще раз подтверждает Б-жественный характер Торы. Ведь на первый взглядможет показаться, что контакт с другими людьми лишь мешает нашему духовномусовершенству. Например, греческая философия высоко ценит уединение (есть дажеспециальный термин "          " — созерцание собственного пупка).Христианство тоже восхваляет отшельничество. Однако Тора учит: «Нехорошочеловеку быть одному» (Берешит, 2:18).
Правда,в некоторых случаях наставники «мусара» (нравственного кодексаиудаизма) рекомендовали прибегать к уединению, но всегда с одной целью — готовиться к последующей активной деятельности среди людей.
Нампорой кажется, что шумная, многоголосая рыночная площадь мешает духовномуразвитию. Тора придерживается иного мнения. Царь Давид провозглашал: «Ябуду ходить перед Б-гом в землях живущих»; наши мудрецы объясняли:«Это значит — на рыночной площади».
Знаток Торы в роли политика и экономиста
Вдругих религиях принято отделять духовность от политики. Многие людинеодобрительно воспринимают, а иногда решительно осуждают вмешательстводуховных руководителей в управление страной. С точки зрения иудаизма такоевмешательство оправданно. Еврейские мудрецы не раз говорили, что в идеалезнаток Торы должен выполнять также функции политического лидера и заботиться оповседневных нуждах своей общины. В перечне добродетелей, которыми долженотличаться человек, посвятивший себя изучению Торы, есть и такая: «У негоможно получить совет и рекомендацию». В жизни еврейских общин так всегда ибыло. Можно вспомнить, например, как выполняли политические миссии мудрецыТалмуда. В Риме за еврейский народ ходатайствовали исключительно составителиМишны.
Какправило, великие подвижники Торы, благополучно преодолев опасность, нередкостремились выразить благодарность Творцу своим участием в том или ином важномобщественном деле. Этому они научились у праотца Яакова, который создал дляжителей Шхема рынки (по мнению других комментаторов, бани и денежноеобращение), когда Б-г спас его от грозной опасности.
Известнотакже, что мудрецы брали на себя функции «строительного инспектора».Каждый год перед началом сезона дождей Рав Гуна, руководивший йешивой ввавилонском городе Сура, проходил по городским улицам, внимательно осматриваястены зданий и требуя сноса тех построек, которые могли обрушиться. Кроме того,наши мудрецы считались знатоками в определении фальшивых монет.
Иллюстрациейк этому может служить следующая галаха: «Жителям города разрешаетсяустанавливать цены и зарплату рабочих… и вводить необходимые санкции, чтобыдобиваться осуществления своих постановлений». Но все это возможно лишьпри одном условии: «К чему это относится? К городу, в котором нетвыдающегося мудреца, способного проводить в жизнь политические решения,защищающие интересы местных жителей. Но если такой мудрец, почитаемый деятель,присутствует, то их решения теряют силу… разве что он согласен с ними и онидействовали в соответствии с мнением мудреца».
Отсюдаследует, что знаток Торы считается самым подходящим человеком для принятиярешений в управлении городом.
Далеконе каждый мудрец, как мы увидим позже, обладает достаточной квалификацией дляэтого. Однако в идеале знаток Торы должен соответствовать уровню того«выдающегося мудреца», о котором говорилось выше. Он должен уметь«вести политику, отвечающую интересам местных жителей». Реальностьтакого идеала обоснована известным фактом: чем лучше мудрец знает окружающиймир, тем выше его способность постигать Тору, о чем наглядно свидетельствуютпримеры Магарала (раби Иегуда Лева из Праги, 1520-1609) и Гаона из Вильны, итем больше его умение применять положения Торы в суде, о чем говорилось вначале этой лекции.
Вэпоху составления Талмуда некоторые мудрецы, как и сейчас, не следили засобытиями в мире, но такая отстраненность отнюдь не поощрялась. Однажды равПапа спросил Раву: «Римский цезарь и царь Персии — кто из них болеевелик?» На что Рава с осуждением ответил: «Этот человек, должно быть,всю жизнь скрывался в лесах, если он не слышал о размерах Римской империи изадает такие вопросы!»
Важностьпринципа 'Тора и дерех эрец" проявлялась, однако, не только в способностимудрецов проявлять конкретную заботу о нуждах общества, но и в том, что они неотгораживались от повседневной жизни и считали своим долгом следить засобытиями в политике и экономике, применять свои способности и в этих областях.Мы видим также, что мирская деятельность не отражалась на их величии в миреТоры; наоборот, она помогала им глубже понимать истинное значение Б-жественноймудрости. Благодаря такому участию в жизни своих общин гиганты Торы приобреталиеще большее величие.
Итак,мы убедились, что Тора с большим уважением относится к принципу дерех эрец.Несколько ранее мы узнали о том важном значении, которое иудаизм придаеткрасоте, и рассмотрели позитивное отношение Торы к йецер га-ра и добрымпоступкам. Сюда можно добавить много других примеров, но и уже сказанногодостаточно, чтобы по достоинству оценить широту еврейского подхода к явлениямнашего мира.
Что означает на практике 'Тора и дерехэрец"?
Взаключение следует отметить большую разницу между тем, что мы здесь обсуждали,между той важностью, которую иудаизм придает идее 'Тора и дерех эрец", инынешним положением в мире йешив, о чем подробно говорилось в одной изпредыдущих лекций. Современный мир Торы сосредоточен, главным образом, вкрупных йешивах и колелях, где, как мы знаем, наблюдается тенденция кпринижению некоторых аспектов «дерех эрец».
Уэтого явления две главные причины:
1.Изучение философии и наук с давних времен (по крайней мере, начиная с эпохиРашба — раби Шломо бен Адереса, 1235-1310) пагубно отражалось на религиозностиучащихся. В результате начались споры о том, какие ограничения необходимоввести, чтобы защитить еврейство от этой угрозы. Причины для опасений до сихпор не устранены. С другой стороны, подобные ограничения могут препятствоватьмолодежи не только в познании окружающего мира, но и в приобретении профессии,особенно такой, где требуется академическое образование.
2.Некоторые круги принципиально выступают против любой профессиональнойподготовки. Это сравнительно новая тенденция. (В эпоху Рашба изучение«греческих дисциплин» действительно находилось под запретом длямолодежи, но, во-первых, запрет действовал только ограниченное время — пятьдесят лет, и во-вторых, он не распространялся на медицину.)
Яслышал от некоторых крупных авторитетов Торы, что этот запрет носит временныйхарактер (гораат шаа). В тяжелые времена действительно бывает необходимо отойтиот некоторых положений Торы, чтобы спасти саму Тору, на это есть намек в книгеТегилим: «Время действовать ради Г-спода: они нарушили Тору Твою!»(119:126).
Внынешние времена, после ужасной Катастрофы европейского еврейства этотребование приобрело особую важность. Знание Торы настолько ослабло в средееврейского народа, что приходится допустить отступление от одного из важныхпринципов иудаизма ради того, чтобы Тора вообще не была забыта. С учетомэкстремальной ситуации ведущие авторитеты Торы нынешнего поколения сочлинеобходимым поощрить более энергичное и целенаправленное изучение Торы (часто вущерб другим сторонам жизни), стремясь восстановить требуемый уровень еврейскойучености. Но те же авторитеты убеждены, что в нормальных условиях Тора по-прежнемутребует от каждого из нас сочетать учебу с приобретением профессии и работой поспециальности, опять-таки, если это не мешает человеку стать знатоком Торы всоответствии с его способностями.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.judaicaru.org/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.