Реферат по предмету "Религия и мифология"


Стрибог

СТРИБОГ
Для поддержания властикиевских князей и подкрепления государственности требовалась определенная религиозно– идеологическая основа, в лице которой выступало язычество. Оно обладаломноговековой традицией, своей системой божеств и глубокими корнями в культуренарода.
Однако имелись и минусы.Для язычества характерны разобщенные локальные племенные культы, и действительностьтого времени требовала систематизации языческой религии и приведения ее всоответствие с новым уровнем государственной жизни.
С этими обстоятельствамии связана знаменитая религиозная реформа Владимира, проведенная в 980 году,сразу после вступления молодого князя на киевский престол. Владимиром былустановлен новый пантеон, который включал в себя шесть языческих богов, главнымиз которых признавался Перун.
Что представлял собой этотпантеон?
Судя по оценкам иописаниям в первых национальных христианских источниках, пантеон был простымвоспроизведением элементов прежних верований, хотя при этом подчеркивалось, чтоосновная роль в нем принадлежит Перуну. То, что Перун был главным (илицентральным) божеством, отмечалось в большинстве источников и многими авторамитого, да и более позднейшего времени. Остальные боги просто перечислялисьследом – Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл, и Макошь. В пантеоне Владимира ониотходят на второй план, однако это это не умаляет их значения как основныхславянских божеств.
В данном докладе мне быхотелось рассмотреть некоторые проблемы, связанные с одним из этих божеств,вошедших в новый пантеон. Это Стрибог, божество ветров.
Имяэтого бога пытались объяснять по-разному. Некоторые лингвисты (в частности М.Вей), производя анализ его имени, считают, что на основе индо-иранских языковыхпараллелей оно должно истолковываться как «Отец-бог» или «Небо-бог» («PaterBhagos»). По мнению другихисследователей (Р. Якобсон), оно переводится как «распространяющий блага».Некоторые (Р. Пирхеггер) так же проводят параллели с иранским «Sri-baga», чтоозначает «Возвышенный бог».
Естьи другое, противоположное по сути мнение, согласно которому «Стрибог»образовано не от индо-иранского, а от славянского слова — «стрый» — т.е. братотца, отцовский.
Однако,по мнению большинства исследователей, наиболее вероятно все же индо-иранскоепроисхождение имени.
Признакомблизости к иранским языкам может считаться, по мнению многих исследователей,наличие индо-иранского слова «бог» в составе их имен. По поводу этого словалингвисты давно ведут дискуссию. Одни из них утверждают, что слово «бог»заимствовано славянами из иранских или индийских наречий. Другие отрицают такоезаимствование. Третьи считают, что славянское «бог» не заимствовано, ародственно индо-иранским словам сходного значения или восходят киндоевропейскому понятию блага, богатства.
Помнению исследователя Б.А.Рыбакова, «при анализе причин несомненного сходстваслов, обозначающих божество у славян и индо-иранцев, необходимо учитыватьдревнее и долгое соседство, восходящее к эпохе первых земледельцев Европы V –III тысячелетий до н.э.». По его мнению, образование корней слова произошло вто время, когда «первобытные земледельческие племена, из которых впоследствиисформировались народы Европы, находились в тесном соприкосновении с племенами,расселившимися в дальнейшем в Иране и в Индии»[1].
Теперьо причинах, по которым Стрибог вошел в пантеон Владимира и о том месте, котороеон там, по мнению ряда исследователей, в первую очередь Б.А.Рыбакова, занимал.
Известно,что главным соперником славянского язычества, как религиозной опорысамостоятельности молодого государства было византийское православие. Руси необходимобыло противопоставить христианству равнозначные религиозные категории. По этомуповоду существует даже широко известная теория, которая подробно описанаБ.А.Рыбаковым в его книге «Язычество Древней Руси». Исходя из этой теории,можно сказать, что выражением такого противопоставления и явился новый пантеонВладимира. Это была цельная, хорошо продуманная система.
Б.А.Рыбаковпишет, что в том виде, в котором христианство преподносилось язычникам временВладимира (а об этом можно судить на основании всем известной «Речи философа»),на главное место в нем был поставлен библейский Творец мира, Бог-Отец Саваоф.На втором месте – Бог Сын, Иисус Христос. Так же Б.А. Рыбаков отмечает, что «Евангельскоеучение в своей сущности этим философом не изложено, упоминается лишь озагробном мире. Нет упоминаний ни о Троице, которая была бы совершеннонепонятной язычникам. Снисходя к первобытному символизму, «философ» рассказал означении женщины, дерева («Древа Животьного») и об очистительной силе воды.Дева Мария обрисована как женщина, воплотившая Слово Бога, и родившая БогаСына.»[2]
Внекотором соответствии с этим и создан, по мнению Б.А.Рыбакова пантеонВладимира:
ХристианскомуБогу-Отцу противопоставлен небесный бог-отец Стрибог.
Богу-Сынупротивопоставлен бог-сын Даждьбог – Солнце, сын Сварога.
БожьейМатери противопоставлена Макошь, женское божество, «мать судьбы», «матьурожая».
Создаваласьэта система, по мнению некоторых историков, не юным Владимиром, едва тольконачавшим свой княжеский путь. Возможно, к этому причастен дядя князя Добрыня,или даже целое сословие жрецов Древней Руси.
Создавтакой четко продуманный пантеон, русские волхвы, по мнению историка, могли ужевступать в богословские дебаты с христианскими миссионерами.
Здесьдля нас, в первую очередь, важно то обстоятельство, что Стрибог признавался «верховнымбогом в космогонической системе славян».[3] Он объединял в себе чертыРода, Святовита и Сварога, и до выдвижения воинского Перуна являлся, как пишутнекоторые исследователи, главным, всеобъемлющим божеством отдаленных предковславян.
Верховный,небесный характер Стрибога подчеркивается еще и тем, что в «Слове о полкуИгореве» ветра названы «Стрибожьими внуками». Из этого можно сделать вывод, чтоСтрибог был на два мифологических поколения старше простых стихий, он – дедветров. Б.А.Рыбаков идет дальше, говоря что раз Стрибог является дедом ветров,он, следовательно, не просто повелитель, он повелитель повелителя ветров.[4]
Вообще, отношениеземледельца и скотовода к ветру неоднозначно. Ветер может принести долгожданныедождевые облака или желанную прохладу, а может обернуться страшным бедствием.
Бог ветра, очевидно, былуже известен в системах общеиндоевропейской мифологии (это и греческий Эол, ииндо-иранские Ваю и Вата). При этом, надо отметить, что у иранцев было два Ваю- добрый и злой. Индийский Ваю — воинственный спутник Индры, отец егодружинников-марутов. Дети Ваю — обезьяний царь Хануман и богатырь Бхима — отличаются огромной силой и буйным нравом. У германских народов бог ветра ибури слился с богом-колдуном наподобие Велеса, и в образе яростного воителяОдина-Водана занял престол главы богов. Ветер, таким образом, во многихрелигиозных системах представлялся если и не злым, то буйным, воинственным исвоенравным.
О славянском божествеветра – Стрибоге – в «Слове о полку Игореве» говорится: «Се ветри, Стрибоживнуци, веют съ моря стрелами на храбрыя плъки Игоревы». Это, по мнению исследователяН.М. Гальковского, может означать, что Стрибог был «божеством непогоды, холода».[5]Действительно, вславянских источниках хозяин ветров вовсе не выглядит благим небесным богом.Скорее наоборот.
Так,например, в «Слове о полку Игореве», как я только что упоминал, Стрибогвраждебен русскому войску. Ярославна лишь молит Ветер-ветрилу не веять стреламина воинов ее мужа. А моравское stri так и означает – «ветер, приносящийнепогоду».
Славяне,как и многие другие народы, делили ветры на добрые и злые. Считали, что впервых летают души праведных людей, а во вторых (особенно в вихре) — нечистаясила, в том числе змеи-халы. Так, например, известно белорусское заклинание,которое призывает на вихрь молнию. То есть и славяне, и иранцы сближали ветер сразличной нечистью. Не случайно в православной традиции Стрибога напрямую отождествлялис нечистой силой.
Болгарыверили, что ветер обитает в пещерах и пропастях, а стерегут его там халы (змеи,драконы), одноглазая ве-штица (ведьма) или слепой старик. По сербскимпредставлениям, ветрами повелевает Ветряной воевода или Громовик, св. Стефан либосв. Пантелеймон; по чешским — Яга; по украинским — сердитый старик за морямиили Ветродуй, главный из пяти ветров; в восточнославянских сказках выступаютВетрова Мать и Ветров Батька.
Как видим, хозяева ветрову славян — либо Громовник и близкие к нему персонажи, либо зловещие фигуры типаЯги.
Таким образом, у славянСтрибог, повелитель ветров, мог иметь не одну а две ипостаси, каждой из которыхсоответствовал свой определенный набор признаков. Стрибог не был «добрым» или«злым» богом, и не мог считаться однозначно злым.
Бог ветров стоит как бына грани двух общин славянских богов, почти сливаясь то с Перуном, Родом,Святовитом или Сварогом, то с его врагами. Грозного и своенравного, Стрибога нелюбили, но почитали, поскольку видели от ветра не только зло.
Реальное значениерелигиозной реформы 980 г. выходило далеко за рамки упрочнения прежнихполитеистических верований и даже обеспечения государственного единства.
Определяющим факторомздесь выступал не сам пантеон, а совокупность тех причин, которые заставилиВладимира его воздвигнуть; не пересмотр целостной системы политеистическихверований и обрядов, а приоритет тех богов, которые олицетворяли наиболееважные социальные функции.
Установка пантеона вполитическом центре восточнославянских земель должна была символизировать территориальнуюнеделимость, государственную целостность, социальную и этническую общность.Одновременно утверждение подобного пантеона преследовало цель – положить конецплеменному сепаратизму, организованным местным князьям и поддерживаемымволхвами выступлениям за независимость различных княжеств от Киева,сопротивлению выплате налогов. Одним словом, главным назначением и содержаниемреформы 980 г. было преодоление основного противоречия между утверждающимсяпринципом единодержавия и удельно-вечевыми тенденциями, препятствующимицентрализации власти.
Отбор богов для пантеона 980 г. не был случайным. Уже при Святославе Киевская Русь превратила племенные культы вгосударственную религию. Это означало, что древнерусский политеизм сталидеологическим обоснованием законности, незыблемости и оправданностисложившейся государственной системы, где вся полнота власти сосредоточена вруках князя. Эта религия освящала привилегии господствующих классов,дружинников, киевской знати, составлявших главную опору единовластия. Все шестьбогов пантеона Владимира олицетворяли основные аспекты экономического,политического военного и идеологического господства социальной верхушкиКиевского государства и должны были стать заслоном на пути центробежныхтенденций.
Кроме того, пантеон 980года включал в себя, очевидно, как средство противостояния христианству, трибожественных образа, которые могли быть прямо противопоставлены христианским:бог-отец Стрибог, бог-сын Даждьбог и женское божество – Макошь. Как мывыяснили, Стрибог занимал в этой четкой системе лидирующее место, которое ясноподчеркивалось его сущностью.
Сейчас уже очень сложноточно и достоверно прояснить все особенности культа Стрибога, его родословную,воплощения и основные функции. Мы можем лишь сказать, что Стрибог был главнымбожеством предков славян, иногда грозным, иногда благим и милостивым – такимже, как и подвластная ему стихия.
В условиях формированиягосударственных начал, образования Древнерусского государства попыткаискусственного создания пантеона богов была исторически оправданной. Это былединственно возможный путь идеологического обоснования общей тенденциипревращения Киева в религиозный и политический центр.
Реформазначительно расширила религиозно – идеологическое воздействие язычества своеймногогранностью и глубокими историческими корнями нового пантеона

Литература
 
Вей.М. К этимологии древнерусского «Стрибог». – Вопросыязыкознания, 1958, №3
Гральковский Н.М… Борьба христианства с остатками язычествав Древней Руси. М., 2002
Гусева Н.Н. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М., 2002
Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства наРуси. М., 1988
Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологическийаспект. М., 1991
Рыбаков Б.А… Язычество Древней Руси. М., Наука, 1988
Сперанский Н.Н. Русское язычество и монотеизм. М., 2006


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.