Раскол-отделениеот русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформыНикона 1653-56 гг. Во второй половине 17-18 вв. был идейным знаменемантифеодальных и оппозиционных движений.
Советскийэнциклопедический словарь.
Старообрядчество-совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковныйреформ 17 века и ставших оппозиционными или враждебными официальнойправославной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовалисьцарским правительством. Старообрядчество делится на ряд течений ( поповцы1,беспоповцы2, беглопоповцы3), толков и согласий.
Советскийэнциклопедический словарь.
Поповцы-течение в старообрядчестве, наиболее близкое к официальной православнойцеркви. Признаёт священников и церковную иерархию.
Советскийэнциклопедический словарь.
Беспоповцы- одно из течений в старообрядчестве. Отвергают священников и ряд таинств.
Советскийэнциклопедический словарь.
Беглопоповцы– течение среди поповцев в старообрядчестве. Возникло в конце 17 в. включалобеглых священников, отошедших от официальной православной церкви. Основу общинсоставляли лица укрывавшиеся от царских властей.
Советскийэнциклопедический словарь.
Интереск расколу появляется сейчас не из археологического любопытства, на негоначинают смотреть как на событие, способное повториться и потому требующеевнимательного изучения.
В.Распутин
Откуда пошли семейские?
Втораяполовина XVIIIвека. Необозримые пространства русского государства оставалисьнеосвоенными и слабозаселёнными. В Сибири вопрос колонизации отдельных районовнастолько назрел, что его нужно было решать немедленно: медеплавильным,сереброплавильным, железоделательным заводам, возникшим к этому времени навостоке страны, требовалось много рабочих, специалистов, которых нужно былокормить. В продовольствии нуждались и регулярные войска, казаки, производившиемало хлеба.
ПравительствоЕкатерины IIусмотрело в старообрядцах прекрасных колонистов, которые смогутхлеб и другие сельскохозяйственные продукты там где их не хватает. Будучиисконными земледельцами они обладали такими чертами, как предприимчивость,трудолюбие, были отличными общинниками, да и на западных границах без них былобы спокойнее. Поэтому возложить на них дела русской земледельческой культурыказалось просто необходимым.
ИзВерхотурья потянулись неведомую Сибирь по старому Московскому тракту подводы,сани, повозки, телеги, гружённые самым необходимым домашним скарбом, стариками,больными да малыми детьми. Младенцев везли в берестяных люльках, подводыконвоировали солдаты и казаки. Путь лежал за Байкал-море, куда были направленыбеглые старообрядцы из пределов Заднепровья. Природа Забайкалья всегда вызывалавосхищение у путешественников.
Нохлебопашество в Забайкалье до середины XVIIIвека развивалось очень медленно ине везде успешно. Отдельные островки русского земледелия не обеспечивалипотребности населения в хлебе. А количество крестьян, казаков, служилых ипромышленных из года в год возрастало. И надо отметить, что с появлениемрусских людей в Забайкалье, к многоликости природной среды, к чересполосицеместных ландшафтов прибавилось и разнообразие этнических культур, усилиласьантропологическая и этнографическая пестрота в крае, появились новые селения, пополнялисьвновь поселяемыми людьми старые деревни и слободы, а вокруг них земля принималаобхоженный вид. Тщательно обработанные огороды, полосы пашен и сенокосовзанимали всё большее пространство. Две цивилизации бок о бок начали жить вкрае: скотоводческая и земледельческая. Началось их взаимное влияние,культурный обмен, усилилась торговля. Всё это положительно сказалось наразвитии производительных сил в Забайкалье.
Особыйколорит, пестроту и яркость в этнографическую картину Забайкалья внеслипоселённые здесь староверы, выведенные из польских пределов. С их водворениемначалось более интенсивное освоение девственных мест этого края. Приведённыесюда в значительном числе (около 5 тыс. человек) старообрядцы, обладая большимсельскохозяйственным опытом, крепкой общинной сплочённостью и поразительнымтрудолюбием, уже через короткое время достойное признание лучших земледельцевкрая.
Преждев сельских общинах велись летописи о значительных событиях в жизнистарообрядцев Забайкалья, но эти записи почти все куда то исчезли. Старыерукописные и печатные книги дониконианского времени, которые так ценилисьстароверами, в большинстве своём уничтожены во время репрессий 20-30х гг. илипозже по невежеству, иные же закопаны в могилы с их владельцами, другие попалив нечистые руки скупщиков, какая то часть оказалась в рукахспециалистов-археографов, собиравших редкие старые книги в специальныхэкспедициях.
Обнаруженныедокументы свидетельствуют о некоторых сторонах внутренней жизни раскольниковконца XVIII– начала XIXвв. Они не теряли связи с прежними местами жительства.Из их прошений об открытии церкви видно, что забайкальские старообрядцысписались с Черниговской дикастерией и с её ведома просили себе встарообрядческие священники «Черниговской губернии Лужковского погоста ДмитрияАлексеева да Митьковского посада Фёдора Иванова», а позже некоего Петрова.Добиваясь открытия церкви, старообрядцы действовали довольно сплочённо идружно. От своих обществ они выбрали двух доверенных лиц, Фёдора Черных иАнуфрия Горбатых, собрав им на мирские нужды 800 руб. В 1794 г. разрешение былополучено, но дело застопорилось спорами о месте строительства церкви.Доверенные, нарушив «мирской приговор» об открытии Покровской церкви в д.Куналейской, где было «ветковское согласие», предложили свой религиозный центр-д. Шаралдайскую. В 1801 г. старообрядцы запросили с Тельминской казённойфабрики Антропа Черных и посельщиков Иркутской округи Манзурской волости ФёдораРазуваева и Бориса Семёнова, обещав за них «исправно вносить государственныеподати». Черных им потребовался для «написания икон, а последних двух выбираютстарообрядцы все в причетники». На запросы духовных властей старцы разъяснили,что церковную службу они хотят вести по книгам царя Алексея Михайловича, афедосеевцы крестят и женят детей в церкви, а больше никаких обрядов непризнают.
Старовериеявление парадоксальное. Парадокс его состоит в сохранении русско-византийскихправославных и языческих основ через раздробленность и концентрацию. Началоэтому было положено ещё при царе Алексее Михайловиче и при патриархе Никоне.Разобщённость их по территориям (местностям), ими населённых, и по согласиям итолкам продолжается до наших дней. Но зато наблюдается удивительнаяконцентрация духа и творческих производственных успехов на их жизненном пути внебольших общинах, поселениях или анклавах.
Конечно,мы не можем закрывать глаза и на негативные явления в быту и культурестароверов. К ним можно отнести отрицание научной медицины, в частности отказот оспопрививания (в рубце, оставшемся от прививки, видели знак антихриста),что приводило к высокой детской смертности. Отрицанием научной медицины можнообъяснить раздражающий многих запрет на общение с мирскими в «ядении, питии идружбе». Запрет есть из одной чашки и пить из одной посудины с не старовером — явление, вполне объяснимое. Он был установлен с чисто гигиенической целью – неперенять болезнь от другого человека. Староверам в старину не разрешалось питьчай и кофе. Староверы не признавали светской грамоты – только церковнославянскую.Староверы до революции составляли значительную часть русского народа. Ихчисленность превышала 20 млн. чел. И эти люди постоянно находились на положениигонимых как со стороны официальной русской православной церкви, так и состороны государства.
Староверы — кто они?
Староверы- кто они: Беспокойный дух России или же её невежество, фанатизм, рутина,пионеры освоения новых земель или вечно мечущиеся странники, ищущие своёБеловодье!?
Впоисках ответа на эти вопросы нельзя не отметить, что старообрядцы сохраниликрепкий дух своих учителей: протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, епископаПавла Коломенского, — дух гордого сопротивления властям, неубывающегокержацкого упрямства в сохранении своей веры, своей культуры.
Староверыв истории России – феномен поразительный. Сторонники староверия впечатляютпреданностью вере, широтой расселения на земном шаре, сохранением древнерусскойкультуры и своего лица на протяжении одной трети тысячелетия. Осмотрительныйконсерватизм старообрядцев во многом оказался нужным для нового подъёма иливозрождения национальной культуры, ибо продлил её бытование до наших дней и,надо полагать, ещё сослужит свою службу в различных уголках земного шара, кудазабросила судьба горсточки дюжих русских людей, приверженцев старой веры и старыхобрядов.
Гонимыевластями старообрядцы становились невольными насельниками новых земель. Иххозяйственная деятельность на этих землях требовала выхода на рынок, чтоприводило к завязыванию связей с аборигенами края, к взаимовлиянию различныхкультур. Такое взаимное влияние наблюдалось почти везде, где поселялисьстарообрядцы. Гонения на приверженцев старой веры и старых обрядов начались вцарствование Алексее Михайловича, названного Тишайшим, во времена патриаршестваНикона (1652-1666 гг.) и продолжались вплоть до наших дней. Лишь в последниегоды начался поворот к веротерпимости.
Менялисьцари, менялись власти и режимы, а репрессии против ревнителей старой веры идревнего благочестия не прекращались: они или усиливались, что происходило вцарствование Софьи, Петра I, Анны Иоановны, Павла I, Николая I, в советскоевремя или несколько затухали, ослабевали при Екатерине II, Александре I,Александре III, Николае II.
Какотколовшуюся непокорную часть народа староверов объявили вне закона, лишиливсех прав и преследовали за веру.
Хотяв начале века им была дарована относительная свобода. Указом от 17 апреля 1905года постановлялось следующее:
1. Заменить слово «раскольник» словом «старообрядец».
2.Разрешить устройство моленных сходок и избрание духовных лиц-наставников.
3.Разрешить устройство кладбищ.
4.Отпечатать запечатанные храмы.
5.Духовным лицам присвоить звание «настоятелей и наставников»
6.Разрешить старообрядцам поступать в гимназии, университеты, военные школы ипроизводить их в офицеры.
Междутем жизнь преследуемых церковными и государственными властями шла своимчередом. Староверы, где бы они не поселялись, возводили новые дома, поднималицелину, раскорчёвывая леса, осушая болота, осваивали пустыни таёжные дебри идаже районы вечной мерзлоты.
Русскиестароверы внесли заметную лепту в процесс хозяйственного освоения многихземельных просторов в разных уголках Сибири. Одни пришли сюда за тысячикилометров в поисках «земли обетованной», легендарного Беловодья, пришли,спасаясь от никонианской новизны, от царских гонений. Других же в белее позднеевремя прогнали по этапу с целью заселения новых земель, развития в этих краяхнадёжного хлебопашества. Одни добирались тайными тропами, минуя пикеты,заставы, на которых велено было хватать всех беглых и возвращать своимвладельцам, находящимся в Европейской России. Других же вели по этапу какссыльных.
Культура и быт.
Нановых местах эти дюжие люди, обладая крепкой общинной и религиознойспаянностью, взаимопомощью, уверенностью в себе и в товарищах, трезвым издоровым образом жизни, приверженностью и любовью к земле-матушке, неистощимымтрудолюбием, наблюдательностью и смекалкой, выносливостью в борьбе с суровойприродой, стойкостью перед невзгодами, деловым практицизмом и трезвым расчётом,проявили себя как истинные пионеры освоения новых девственных мест.
Путешественникии очевидцы утверждают, что поля у них отличались ухоженностью, сёла –довольством и зажиточностью, культура земледелия была высокой, славилось ихпчеловодство.
Вездеу староверов господствовал культ чистоты. Поддерживалась чистота жилища,усадьбы, одежды, тела. В среде староверов не было обмана и воровства, с сёлахне знали замков. Давший слово, как правило, его не нарушал, исполнял обещание.Старших староверы почитали. Молодёжь до 20 лет не пила водки, не курила.Крепость нравов ставилась в пример. Это к концу XIXвека запреты сталинарушаться. За самовольство, непослушание предавали анафеме, не пускали вцерковь. Только покаяние позволяло ослушнику восстановить свою репутацию вобществе.
Повседневныерелигиозные отправления состояли в следующем. Каждый день старовера начинался икончался молитвой. Рано утром поднявшись и умывшись, творили «начал».Помолившись, принимались за трапезу и за труды праведные – основу крестьянскогоблагосостояния. Перед началом любого занятия обязательно творили Исусовумолитву, осеняя себя двуперстием.
Народно-бытоваякультура старообрядцев – очень сложный феномен. Казалось бы, все дела и помыслыстароверов направлены к одной цели – сохранить те общественные отношения,которые существовали до утверждения крепостного права в России, сохранитьстарину – национальную одежду, обычаи и обряды, старую веру. Но не только впрошлое были обращены помыслы староверов. Они внесли большой вклад в развитиеторговли и промышленности.
ТрудамиП.Т. Рындзюнского, А.И. Клибанова доказано, что старообрядческое движениеоказало стимулирующее влияние на возникновение и развитие капитализма в России.
Старообрядчестворасшевелило народные массы и в нравственном отношении. Оно заставило русскихлюдей задуматься над своим поведением, над жизнью. Праведно ли живём, когдаутрачиваем свои культурные ценности, своё своеобразие, когда перенимаембездумно зарубежные образцы?
Старообрядцыжили богатой духовной жизнью, у них было много грамотных людей, их хозяйствонаходилось в лучшем состоянии. А семейные общины староверов, достигавшие 40-50человек были очень сплочёнными и крепкими. Но этого примера стараются незамечать…
Список литературы
1.Ф.Ф. Болонев -Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XXвв.
2.Ф.Ф. Болонев – Старообрядцы.
3.Советский энциклопедический словарь.