Реферат по предмету "Религия и мифология"


Сравнительный анализ католичества и протестантства

Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Всероссийский заочныйфинансово-экономический институт
Филиал в г. Барнауле
Кафедра философии, истории и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по культурологии на тему
Сравнительный анализ католичества ипротестантства

Барнаул 2010

 
Введение
 
В современномрелигиоведении различают три подхода в определении сущности религий:
1.  Апологический
2.  Критический
3.  Феноменологический (илирелигиоведческий)
Феноменологический подход- наиболее работающий в культурологии. Подход предполагает описание религиозныхфеноменов без стремления устанавливать их истинность или ложность.
«Феноменологическийметод редукции дает наиболее полное описание религии как явления культуры,основанного на человеческой способности верить, то есть принимать утверждениябез доказательств, на основании авторитета и собственной предрасположенностиопереться на него» [8. с.126]
В данной работе авторухотелось бы избежать предвзятости и возможно более полно и подробно осветитькак сходства, так и различия в учениях католической и протестантской церквей.
Для достижения даннойцели необходимо отследить исторический процесс зарождение и развитияпротестантства и католичества, рассмотреть догматы, таинства, принципыорганизации.
В работе рассмотреныследующие вероучения:
1.  Римо-католичество
2.  Протестантские исповедания, в томчисле ветви
Лютеранство
Реформатство, иликальвинизм
Англиканство

 
Глава 1. Учение католическойцеркви
Христианство сталогосударственной религией в Риме уже в IV. в. В это время на Вселенских церковных соборах был принят ряд ведущихположений христианского вероучения — символ веры. Эти положения былиобязательными для всех христиан. «Основой христианского учения была вера ввоскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу». [7.с.138]
Римская католическаяЦерковь до сих пор остается самым значительным христианским исповеданием.
По учению католиков, ДухСвятой исходит не только от Отца, но вместе от Отца и Сына; это учение обисхождении Святого Духа на Западе внесено в Символ веры, так что 8 членНикео-Цареградского Символа веры читается так: «(верую) и в Духа Святогоживотворящего, Иже от Отца и Сына исходящего [2].
Римско-католическаяЦерковь признает над собой верховную власть епископа Рима — римского папы,который является ее видимым главой. Папская власть обеспечивает единствоВселенской Церкви, каковой она себя считает. Это единство осуществляется черезобщее подчинение единому главе, которое является необходимым условиемпринадлежности к Церкви и свидетельством о нем.
Таким образом, церковноеединство осознается католичеством иерархически.
Необходимо отметить, чторешающее значение в утверждении идеи непогрешимого папы сыграл Великий раскол,окончательно освободивший папу от любой внешней зависимости.
Глобальные изменения XXвека отразились на отношении Католической Церкви к своему видимому главе:ослабление прежнего полумистического отношения к папе, стремление очеловечитьего образ в противовес прежнему обожествлению.
Особенности католическогобогословия в учении о первородном грехе исходят, прежде всего, из его взглядана природу человека как таковую, когда она находилась, по выражениюсхоластиков, в «состоянии чистой естественности». Это естественноесостояние было изначально противоречивым, ибо душа человека, созданная пообразу и подобию Божию, устремлялась к Творцу, но вступала в столкновение снизменными побуждениями его физической природы.
Естественнаядвойственность природы первых людей преодолевалась особым Божественнымвоздействием, получившем название «благодати первозданной праведности,» которая присутствовала в человеке наряду с образом и подобием Божием. Еевоздействие было призвано удерживать его духовную и телесную природу всопряженном равновесии, не давая развиться изначально заложенной в творении противоречивостиприроды человека. Райское совершенство человеческой природы не было ееестественным состоянием, оно поддерживалось особым сверхъестественнымвоздействием «первозданной благодати».
Грехопадение лишилоприроду человека этого укрепляющего воздействия Божественной благодати, и онавозвратилась в свое естественное состояние, подверженное борению духа и плоти.Благодать, пребывавшая чуждой природе человека, была изъята из нее, и в этомсостоянии человек несет бремя гнева Божия за ее утрату, но само оно являетсясовершенно естественным для его изначально безблагодатной природы.
С представлениемРимско-католической Церкви о первородном грехе, в котором Бог лишает человекадара Своей благодати, непосредственно связано ее учение об избавлении от губительныхпоследствий этого греха, то есть о спасении.
Католический взгляд наличное спасение человека исходит из тех взаимоотношений Бога и человека,которые установились после грехопадения, после которого Бог изменил Своеотношение к человеку, отдалил Себя от него и лишил содействия Своей благодати.Из этого представления в католичестве развился классический средневековый образветхозаветного Бога-Судии, враждующего на человека за его грех.
Этот образ Бога неизбежноизменил отношение к нему человека, он вызывал в его душе страх вместо желанияуподобиться Ему. «Человек пытался смягчить гнев Божий, умилостивить Егонепреложную справедливость удовлетворением за грехи».[2]
Разумеется, вкатолическом таинстве крещения происходит исцеление язвы первородного греха, нодля восполнения своего спасения человек должен еще принести удовлетворениеБожественной справедливости за свои грехи.
В течение последнихполутора столетий частью вероучения Римско-католической Церкви стали два новыхдогмата: о непорочном зачатии Девы Марии и о Ее телесном вознесении на небо,получивших название мариальных.
Догмат о непорочномзачатии устанавливает, что, несмотря на естественный образ своего рождения,Пресвятая Дева по особому благодатному дару свыше уже от утробы материпребывала в совершенном и безгрешном состоянии.
В настоящее время вкатолическом богословии можно выделить два основных взгляда на кончинуПресвятой Девы.
По воззрениям такназываемых имморталистов, смерть совершенно не коснулась Богоматери, и Она былавзята на небо сразу из земной жизни.
Более известно течениеморталистов, которые утверждают, что Богоматерь была взята своим Сыном на небопосле кратковременного состояния смерти.
В католичествесохранились все семь таинств, изначально принятых в христианстве.
Придается особое значениекульту, так как, по учению Церкви, «при совершении таинств верующему черезпосредство священника передается благодать Божья, что должно способствовать егодуховному совершенствованию». [3. с. 27]
Среди особенностейбогослужения можно выделить следующие: в чине мессы опущена молитва призыванияСв. Духа в Евхаристическом каноне и моментом пресуществления считаетсяпроизнесение установительных слов Спасителя, вместо квасного хлебаупотребляются опресноки, миряне на Западе причащаются только под одним видом ине допускаются к причастию младенцы.
В таинстве крещениясвященник произносит: «Я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Св. Духа.Аминь».
Общепринятой формойсовершения крещения в Католической Церкви признано обливание, а не погружение.
Таинство миропомазания вкатолической традиции называется конфирмацией и совершается епископом черезпомазание миром и возложение рук по достижении крещеными совершеннолетия.
Таинство евхаристииназывается также таинством причащения. «В таинстве причащения, утверждаетКатолическая церковь, Иисус Христос присутствует телесным образом: хлеб и вино,не теряя своих видимых свойств, в то же время становятся его телом и кровью;при этом в каждой частице хлеба и вина присутствует весь Иисус Христос.Праздник Тела Господня, специально учрежденный для прославления евхаристии,свидетельствует об исключительном значении, которое придает Католическаяцерковь этому таинству». [3. с. 36-37]
В таинстве священстваосновное отличие Римской Церкви состоит в требовании обязательного безбрачиядля лиц священного сана и в учреждении кардинальского сана.
Таинство бракаКатолическая Церковь считает нерасторжимым, хотя в определенных случаях онможет быть признан недействительным. Совершителями таинства здесь выступаютсами брачующиеся, священник выступает более как свидетель, что также не вполнесогласуется с природой этого таинства, которое в ранней Церкви скреплялось иосвящалось евхаристической Чашей.
Католическая Церковьзначительно расширяет канон Ветхого Завета, и, согласно определению ТридентскогоСобора, включает в него неканонические книги.
Источником христианскогознания католическая церковь признает Свщ. Предание и Свщ. Писание, причемприоритет за Свщ. Преданием.
Согласно учениюкатолической церкви, Свщ. Предание может развиваться, но законные границытакого развития в тот или иной период времени определяет, прежде всего,первосвященник Рима.
 

 
Глава 2. Вероучениепротестантских исповеданий
 
У каждой протестантскойконфессии имеются свои обряды, однако главным считается воспитание«внутреннего религиозного чувства».[4. с. 9]
2.1 Лютеранство
Лютеранство возникло на почвенемецкого религиозного сознания в ходе германской Реформации, сформировавшейобщие основы веросознания протестантизма. Отцами-основателями лютеранства сталиМ. Лютер и Ф. Меланхтон, а также их ближайшие последователи.
В ходе Реформации былосоздано учение о спасении только верой. Представление о спасении только через веру развилосьпреимущественно из своеобразного толкования посланий ап. Павла, стольпочитаемого Лютером.
Что же представляет собойэта спасающая вера, которая делает человека «сосудом для усвоения заслугХриста». Вера — это не личная заслуга человека и не плод его внутреннегостановления, она не принадлежит ему, а нисходит свыше как особый дар Бога.Лютер писал об этом: «вера не есть человеческая мысль, которую я сам могбы произвести, но божественная сила в сердце».[1]
«Утверждаянепререкаемость авторитета Писания, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметьсобственное понимание его содержания, на независимости личных суждений ввопросах веры и морали, и, в конечном счете, на свободе совести».[6.с.262]
Из семи таинств,признаваемых как в православии, так и в католичестве, лютеранство сохранилопрактически только два: крещение и Евхаристию.
Черты таинства сохраняеттакже покаяние, остальные признаны обрядами.
Только крещение иЕвхаристия имеют неоспоримое Божественное происхождение, так как основаны наясных свидетельствах Свщ. Писания.
Лютеранское вероучениевоспринимает таинство не как способ действия благодати в мире, а как знакобщения человека с Христом.
Лютеранское крещение неосвобождает человеческую природу от самого первородного греха, но лишь отнаказания за грех, это не возрождение от греха, а амнистия.
Лютеранское таинствопокаяния есть продолжающееся действие крещения, и бытие его законно потому, чтоцель его — отпущение грехов через веру во Христа, оно оживляет эту веру, делаетее реальной в жизни человека.
Лютеранское пониманиеЕвхаристии покоится на двух основных отличиях — отрицании пресуществления хлебаи вина Евхаристии в Тело и Кровь Христовы и отрицании значения Евхаристии какжертвы.
 
2.2 Кальвинизм
Колыбелью Реформации, несомненно, былаи остается Германия, но свидетельством ее объективного вызревания в недрахкатолического средневековья, стало появление второго мощного очага церковногопротеста в Швейцарии. Он возник одновременно с началом германского движения, нопрактически независимо от него. Вскоре различия в истолковании общих началРеформации стали столь существенными, что уже в 1529 г. произошло разделениегерманской и швейцарской ветвей Реформации, которое закрепило самостоятельноесуществование группы протестантских течений, известных под общим названиемРеформатских церквей.
В целом, реформатствоили, как его часто называют, кальвинизм отличает от лютеранства большаяпоследовательность и жесткость взглядов.
Основы реформатскойтрадиции изложил в своих трудах Жан Кальвин, младший современник отцов Реформации.Его основным сочинением является знаменитый труд «Наставления вхристианской вере».
Переходя к рассмотрениюособенностей реформатского вероучения, необходимо, прежде всего, указать тообщее начало, которое органически связывает его с лютеранством и с идеологиейРеформации в целом, а именно — утверждение спасения верой.
Главной особенностьюкальвинизма является учение о безусловном предопределении, согласно которомуБог от вечности предопределил одних людей к спасению, других к погибели. Этопозволяет окончательно уничтожить всякую возможность заслуги человека в делеспасения, он всецело принадлежит воле Божей. Кстати, «в мировомрелигиоведении наиболее широко представлена точка зрения, согласно которойпоявление и существование религии связывается, прежде всего, с отношенияминесвободы, зависимости, ограниченности, господства, подчинения и т.д., — тоесть совершенно не зависящими от воли людей силами».[5. с. 228]
Исходя из представления обезусловном предопределении, Кальвин отверг всеобщность крестной жертвы иевангельского благовести, ибо Господь претерпел смерть на кресте не за всех, алишь за тех, кого Сам избрал к вечной жизни. Это положение разрушает основнойдогмат христианства — веру в искупление всех, совершенное Богочеловеком.
В учении о Церквиреформатство последовательно развивает свой основной принцип. Истинная Церковьесть сообщество истинно избранных, то есть предопределенных к спасению. Ношвейцарская Реформация окончательно упраздняет всякие черты иерархическогоустройства, которые еще сохранил Лютер. «Неприязнь к структурномуединообразию стала отличительным признаком протестантизма, который формировалсяв условиях раскола единой для европейских стран церкви и угасаниянаднациональной Священной Римской империи».[4. с.21]
Реформатская традицияпризнает только два таинства — крещение и Евхаристию.
В понимании крещенияКальвин близок Лютеру, он считает это таинство божественным знаком приятияверующего в благодатный союз с Богом, печатью его усыновления Христу.
Единственным источникомхристианского знания Реформатская церковь признает Свщ. Писание.
Особого вниманиязаслуживает принцип мирского аскетизма, который развился на почве учения обезусловном предопределении. Принцип мирского аскетизма обязывал человека кумножению своего благосостояния, которое, в свою очередь, воспринималось не какличное достояние человека, а как дар свыше, как знак благоволения Божия кчеловеку.
/>/>/>
2.3 Англиканство
Третьей значительной ветвью протестантизмаявляется англиканство, которое зародилось на Британских островах, и затемраспространилось в странах бывшей Британской империи.
Начало Реформации вАнглии чаще всего связывают с именем Генриха VIII, но ее творцом и идеологомбыл его современник — архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер.
Становление во второйполовине XVI столетия третьей основной ветви Реформации — англиканской — в силуисторических условий существенно отличалось по своему характеру от зарождениягерманской и швейцарской ветвей. Если в Европе Реформация шла преимущественно«снизу», то в Англии она началась «сверху», что отразилосьна ее сравнительном консерватизме и сохранении иерархического устройствацеркви. Кроме того, английская Реформация приняла смягченный характер компромиссамежду Римом и Реформацией в Европе. Основы католического вероучения и церковнойжизни со временем все более размывались под натиском крайнего протестантизма,преимущественно, кальвинистской традиции.
Источниками вероученияАнгликанская церковь признает три Символа веры: Никео-Цареградский,Афанасьевский и Апостольский, а также, частично, решения Вселенских Соборов.
Англиканская церковь, каки все протестантские исповедания, отрицает вероучительное достоинство ПреданияЦеркви, равное Свщ. Писанию.
Следы влияния Реформациипроявились в учении о первородном грехе: первородный грех «есть порча иповреждение природы каждого человека, естественно от Адама происходящего…вследствие чего каждый человек по природе своей, наклонен ко злу, » так что«сам по себе не может творить добрых дел угодных Богу».[1]
В учении о спасенииангликанское вероучение повторяет общее представление Реформации о том, что воправдании человека действует только Бог, отчужденная благодать Божия совершаетспасение вне содействия спасаемого.
Хотя англиканскоевероучение сохранило учение реформатов о предопределении, но оно значительносмягчило его и имеет более смысл предвидения Божия о судьбах человеческих, чемсобственно предопределения их конечной участи.
Достоинство таинств вангликанстве принадлежит только крещению и Евхаристии, — это таинстваевангельские; остальные есть таинства церковные и не могут считатьсяполноценными, хотя в этом ряду особое значение все-таки сохраняется затаинством священства. Англиканство более удерживает подлинный смысл таинств,как образов особого действия в людях благодати Божией.
Англиканская церковьсохраняет общее для всей Реформации отрицание жертвенного значения Евхаристии.
Черты таинства вангликанской традиции также сохраняет священство, причем сохранилась не толькоцерковная иерархия, но и сама идея апостольского преемства, совершенно чуждаябольшинству протестантских исповеданий.

Заключение
Исходя из всеговышесказанного, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов можно сделатьследующие выводы:
Протестанты удержаликатолическое учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, обливание вкрещении, употребление опресноков в евхаристии. В других пунктах протестантскиеучения являются большей частью противоположностями католическим учениям.
Протестанты отказались отряда важных обрядов и таинств:
- Таинства покаянияи соборования были упразднены, та же судьба постигла монашеский обет.
- Брак, конфирмация,посвящение в духовный сан перестали считаться таинствами.
- Дополнительныепокаянные акты, такие, как совершение литургий и паломничества, также былиотменены.
- Крещение иевхаристия сохранились, но протестанты придерживались иного мнения в отношенииих значения.
Общим признаком таинствво всех ветвях Реформации является отрицание реального Богоприсутствия вевхаристическом хлебе и вине и, соответственно, отрицание связи Евхаристии сЖертвой Христовой, которая утверждается в католичестве.
В католичестве считается,что Дух Святой исходит и от Отца и от Сына (лат. filioque — «и от сына»). Католикам восточного обрядаразрешается иметь другое мнение по этому вопросу. Апостольский Символ веры,принятый протестантами, не затрагивает этого вопроса.
В католическом учениисуществует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, в протестантстве Мариявоспринимается как образ совершенной женщины, однако католические догматы о нейотвергаются, культа ее нет.
В католическомбогослужении важную роль играет место, порядок и форма богослужения.Протестантское богослужение может совершаться и вне помещения, под открытымнебом.
Одной из характерных чертпротестантского учения является отвержение посреднического служения Церкви,которое исходит из постулата о спасении верой.
Источником христианскогознания протестантская церковь признает Свщ. Писание, католическая — как Свщ.Писание, так и Свщ. Предание.
Высший авторитет в делахверы католиками признается за Папой, в то время как в протестантстве высшимавторитетом является Библия. Существуют разнообразные взгляды на то, ктообладает авторитетом в толковании Библии.
Во взгляде на спасениеследует отметить, что в протестантизме развилось представление о спасениитолько через веру. Согласнопротестантскому вероучению, человеку нет нужды беспокоиться о дополнительномудовлетворении Богу своими делами, которого требовала католическая церковь.

Список использованнойлитературы
 
1.  www.voznes.ru
2.  www.klikovo.ru
3.  Рашкова Р.Т. Католицизм. — СПб.:Питер, 2007. -239 с.: ил.
4.  Ревуненкова Н.В. Протестантизм. — СПб.: Питер, 2007. -224 с.: ил.
5.  Религиоведение: учебное пособие иучебный словарь-минимум по религиоведению/ под ред. Профессора И.Н. Яблокова. — М.: Гардарики, 2002. -536с.
6.  Культурология: учебное пособие длястудентов высших учебных заведений /под научн. ред. Г.В. Драча. Изд. 16-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. -570, [1] с. — Высшее образование)
7.  Культурология: учеб. пособие длястудентов вузов /под ред. А.Н. Марковой. -4-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -400 с. — (Серия «Cogito ergo sum»)
8.  Скворцова Е.М. Теория и историякультуры: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. -406 с.: ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.