Реферат по предмету "Религия и мифология"


Спорт, спортсмен, религия: вместе или врозь в XXI век?

Спорт, спортсмен, религия: вместе или врозь в XXI век?

Содержание
Введение
1. Исторический путьвзаимоотношений религии и спорта
2. Сближение церквии спорта в XIX-ХХ в.в.
3. Религия и спорт:перспективы взаимоотношений на современном этапе
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Приходитсяконстатировать, что социально-экономические и политические преобразования,совершающиеся в нашей стране, вызвали смену ценностно-идеологическогопространства, в котором проходят образовательные процессы. Произошел развалвсей системы официальной идеологии, ее идеалов, приоритетов, способовраспространения и защиты. В условиях обостряющегося кризиса идеологиирелигиозные деятели всячески пытаются облагородить роль церкви и религии вразвитии физической культуры.
Растущая популярностьфизической культуры и спорта, приобщение к ним молодежи, а также огромныйприток зрителей на различные спортивные состязания таят в себе немалыевозможности воспитания не только физических, но и духовных способностей людей.Физическая культура и спорт обладают большой силой воздействия на человека.Благодаря занятиям физической культурой и спортом более осознанно утверждаетсяматериалистическое миропонимание, полнее раскрывается антинаучная сущностьрелигиозных воззрений на человека как «раба божьего», «неполноценноеи слабое существо». Физическая культура и спорт утверждают веру человека всчастье земного бытия.
Тема реферата актуальна всвязи с тем, что об истории спорта, так же как и об истории церкви, религии,написано немало книг. В то же время совершенно недостаточно освещеновзаимодействие этих двух социальных явлений. В данной работе предпринятапопытка рассмотреть проблему развития отношения церкви к спорту, а точнее, кфизическим упражнениям и состязаниям на различных этапах истории человечества, ина основании данных исследования определить перспективы взаимоотношения спортаи религии в XXI веке.
Объектом исследованияявляются экономические и идейные начала философии спорта и религии, данные,полученные в ходе анализа исторических путей взаимоотношений спорта и религии.
Целью работы являетсярешение вопроса: каковы перспективы «сотрудничества» современногоспорта и религии в настоящее время?:
Для достижения даннойцели представляется необходимым решение следующих задач:
1) определить сущность религиозныхвзглядов на феномен физической культуры и спорта;
2) рассмотретьвзаимоотношения спорта и религии в историческом контексте на протяженииразвития общества;
4) гипотетическирассмотреть возможные взаимоотношения между церковью и спортом в XXI веке;
5) на основании анализатакой ситуации в заключении дать ответ на поставленный вопрос: каковыперспективы взаимоотношения религии и спорта на освременом этапе развитиячеловечества?
В работе использованыучебная и монографическая литература, касающаяся вопросов культурологии иистории политических и правовых учений, философии. Использованы теоретическиеисследования виднейших специалистов в области раскрытия вопроса взаимоотношенийспорта и религии – Фарберова М.Б., и др.

1. Исторический путь взаимоотношенийрелигии и спорта
Положение христианскихцерквей в эпоху раннего средневековья на Западе и Востоке предопределило иразличие в их взглядах, в том числе на состязания и физические упражнения.Христианство в Византии в идеологической и социально-политической жизниобщества с самого начала стало союзником и опорой государства, находясь вбольшой зависимости от императорской власти. А так как состязания были прочноукоренившимся обычаем, вошедшим в официальную символику императорской власти,то церковь никаких действенных мер против состязаний не предпринимала, хотя вдогматах и проповедях осуждала эти зрелища.
В середине XI в.происходит окончательный раздел христианской церкви на католическую иправославную. Отныне между ними четко поделены сферы влияния. В странахЗападной Европы господствующей становится католическая церковь, Русь, некоторыестраны Европы и народы Закавказья оказываются под влиянием православия. Обецеркви представляют собой разновидности христианства. Обе признают основные егодогмы и обряды. Однако католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе,организации.
В период развитогофеодализма происходит консолидация и юридическое оформление господствующегокласса в привилегированные сословия. Складывается общественный наследственныйслой – рыцарство, а позднее – дворянство. Высшее и среднее духовенство, такжеявлявшееся крупным землевладельцем, составляло другое господствующее сословие.Третье сословие представлял народ – простолюдины, крепостные и свободныекрестьяне, не пользующиеся никакими правами, кроме права работать на господина.Каждое из этих сословий в области физического воспитания имело свои упражнения,свои состязания, отличающиеся друг от друга. К каждому из них церковь имелаособое отношение, определяемое, прежде всего, классовым подходом.
С одной стороны,проповедники вещали о греховности тела, с другой — церковь поддерживалафизические упражнения рыцарей, запрещала и в то же время была вынужденамириться с народными состязаниями.
Единственным видомсостязаний, который официально признавался церковью, были ордалии – «божьисуды», известные еще со времен рабовладельческого общества.
В средние векаскладывается система физического воспитания феодалов. Каждый рыцарь должен былуметь ездить верхом, плавать, владеть оружием, охотиться, стрелять из лука,играть в мяч и танцевать.
Церковь всячески поощрялаэти занятия – и это понятно. Рыцари составляли основную силу феодальной армии,способную подавлять народные волнения или вести захватнические войны. Так, всезахватнические походы западноевропейских феодалов на Восток проходили подидейным руководством католической церкви, под лозунгом освобождения Палестиныиз-под власти мусульман. Во время этих крестовых походов римская церковьпризывала всех верующих христиан опоясаться мечом и двинуться в далекиезаморские страны для спасения гроба господня.
Именно этим можнообъяснить снисходительное отношение католической церкви к состязаниям рыцарей –турнирам. Рыцарские турниры организовывались в Европе в течение пяти столетий.Однако с XIV в. турниры постепенно утрачивают свое значение, как,соответственно, и вся рыцарская система физического воспитания. Это былосвязано с изобретением огнестрельного оружия, против которого рыцарскоевооружение было бессильно, а рыцарские доспехи становились лишь обузой.
Классовое отношениецеркви к физическому воспитанию можно проследить на примере воспитаниянекоторой части самих служителей церкви. В частности, речь идет о воспитаниичленов монашеского ордена иезуитов. Этот орден имел свои учебные заведения.Располагались они, как правило, в хороших зданиях, в них строго соблюдалисьчистота и порядок, очень большое внимание уделялось физическому воспитанию,осуществляемому с помощью физических упражнений, игр и состязаний.
Иное отношение сложилосьу церкви к народным праздникам и состязаниям, которые своими корнями уходили вседую, дофеодальную древность. Одни из них были связаны с языческими культам,мифами, празднествами, другие носили чисто светский характер. Так, в странахЕвропы майский праздник, или Троица, был пережитком поклонения деревьям. Вдеревне водружалось большое майское дерево, которое выбиралось общиной. Всеветви с него обрывались, оставалась только верхушка, на которую в дополнение кразноцветным лентам и тканям вешали колбасы, пироги и яйца. Молодежь изо всехсил старалась завоевать награды. Вымазанные жиром столбы, которые встречалисьна ярмарках в более поздние времена, являются пережитком этих майских столбовпрошлого. На майских праздниках нередко устраивались соревнования в беге к этомудереву или скачки на конях. Многие состязания сохранились как часть культовыхпраздников, связанных с сельскохозяйственными работами: проводы зимы и встречавесны; праздники, посвященные окончанию полевых работ, и т. д. На Руси проводызимы в древности заключались в разнообразных обрядовых действияхмагическо-религиозного характера, которые известны нам под названием масленицы.На масленицу сжигали соломенное чучело, пекли жертвенный хлеб – блины, по домамходили ряженые. На протяжении многих веков масленица сохраняет характернародного гуляния, сопровождающегося пиршествами, играми, катанием на санях сгор, ездой на лошадях, кулачными боями «стенка на стенку».
Христианская церковьдолгое время пыталась бороться с народными праздниками и связанными с ними состязаниямии играми. Так, в Англии под давлением церкви королевская власть неоднократнозапрещала игры в мяч. На Руси в XIV в. было издано церковное уложение, котороебыло направлено против «эллинских беснований».
В принятом на церковномсоборе в 1551 г. «Стоглаве» – своде законов, который навязывалсярусскому народу в качестве устава повседневной жизни русского общества – двеглавы посвящены запретам занятий физической культурой. Они были отнесены кразряду религиозных преступлений.
В «Домострое»,написанном в 1580 г. при непосредственном участии церкви, всякие народные игрыи забавы порицались. Даже шахматы были объявлены бесовским делом, а игрокиобвинялись как люди, продавшие душу сатане.
Несмотря на гоненияофициальной церкви, состязания продолжали жить в гуще народа. Языческие праздникиоставались настолько живучими в народе, что церковь была вынуждена пойти попути не полного искоренения языческих обрядов, а по пути их «обезвреживания»,приспособления к христианским праздникам. В христианские понятия и представлениязаметно вошли элементы языческого земледельческого культа: веснатрансформировалась в Богородицу, приезжающую на Благовещение на сохе; святыеИлья, Егорий и Никола – в покровителей сельскохозяйственных работ и паломников-земледельцев.Традиционные народные обряды приурочивались к дням церковного календаря.
Итак, христианствоуничтожило античную культуру – официальную культуру рабовладельческогообщества, его господствующих классов. Оно запретило культы, зрелища и состязания(в последний раз Олимпийские игры древности были проведены в 393 г.). Но христианская церковь ничего не смогла сделать с народными состязаниями, с народнымифизическими упражнениями, которые передавались из поколения поколение напротяжении всей истории человечества независимо от того, какой стройгосподствовал в обществе.
В XV – XVI вв. происходитстановление нового класса – буржуазии, создавшей свою религиозную идеологию –протестантизм, который является специфически буржуазной разновидностьюхристианства. С XVI в. протестантами стали называть всех последователей новыхцерковных направлений, отклонившихся в ходе Реформации от католицизма.
Основные догматическиеположения протестантизма были сформулированы теологами XVI в. М. Лютером, Ж.Кальвином и У. Цвингли. Приверженцы протестантизма отвергали католическуюцерковную организацию, отрицали характерную для католической церкви иерархию,не признавали власть папы римского над собой. Одним из главных догматическихположений, отличающих протестантизм от католицизма, является учение онепосредственной «связи» человека с богом. Протестанты считали, что «божественнаяблагодать» даруется человеку богом без посредничества церкви идуховенства, а спасение человека достигается только через его личную веру.
Протестантизм имелразличные течения (например, лютеранство, кальвинизм), и отношение его к физическомувоспитанию не было однозначным. Так, М. Лютер достаточно определенно выделялположительную роль физического воспитания, и в частности состязаний. Он отдавалпредпочтение рыцарским играм с фехтованием и борьбой. При этом М. Лютеротмечал, что они служат не только средством физического развития людей, но иотвлечением их от распутства, разврата, пьянства, обжорства и азартных игр.Учение М. Лютера предназначалось только для буржуазии и не имело отношения кпростому народу.
Нечто подобное можнопроследить и на примере Швейцарии, где движение Реформации возглавил Ж.Кальвин. Так же, как и М. Лютер, он выражал интересы своего класса – буржуазии,прежде всего заботясь о ее благе и процветании. Бюргерство швейцарскихкантонов, ставших бастионами Реформации, приняло такое количество всякого родазапретных мер по отношению к народу, что они ставили вне закона не только занятияфизическими упражнениями и играми, но и соблюдение гигиены тела. ПоследователиЖ. Кальвина в Англии получили название пуритане.
«Мирская этика»пуритан поощряла скопидомство, расчетливость, трудолюбие, поклонение богатствуи презрение к бедности. Пуритан отличали упорство в достижении цели ирелигиозный фанатизм.
Отражая интересыбуржуазии эпохи первоначального накопления, кальвинисты провели ряд реформ,направленных на утверждение «мирского аскетизма». Они добилисьупразднения пышного католического культа, обязательного посещения церковнойслужбы, запрещения развлечений, танцев, ярких одежд и т. д. Пуритане носилипростые платья, питались грубой пищей, жили в простых жилищах, отрицали поэзиюлюбви. С этих же позиций «мирской аскетизм» повел наступление нафеодальные спортивные традиции, а вместе с ними и на народные развлечения, в томчисле и на спортивные состязания. Число народных праздников было сокращено доминимума, а воскресные спортивные состязания были вообще запрещены.
В то же время церковьдовольно снисходительно относилась к занятиям физическими упражнениями молодыхпредставителей буржуазии. Аристократические формы физического воспитания,такие, как охота, стрельба, верховая езда, не были доступны зарождающейсябуржуазии. Тогда она обратила внимание на состязания, которые ради заработкаустраивались выходцами из народа. Группы профессионалов бродили из однойместности в другую, устраивая соревнования в беге, прыжках, бросании тяжестей ит. п., деля между собой скудный заработок.
Именно такие состязанияполучили достаточно широкое распространение в XVII – XVIII вв. О занятиях жеспортом широких слоев простого населения в этот период не могло быть и речи.Это объясняется двумя причинами. Во-первых, англиканская церковь не одобряла, аиногда запрещала подобные занятия, а во-вторых, представители, например, рабочегокласса просто не имели возможности заниматься физическими упражнениями, так какрабочий день человека, трудящегося на мануфактуре, продолжался 12–16 часов всутки.
Таким образом, к концуXVIII в. в Англии пуританские заповеди «мирского аскетизма»проповедовались и насаждались в среде народных масс, в буржуазных же кругах,ранее склонных к пуританским ограничениям, развивается интерес к занятиямфизической культурой.
2. Сближение церкви испорта в XIX-ХХ в.в.
Изменение отношенияцеркви к спортивным состязаниям в XIX и начале XX в. связано с двумя факторами:упадком влияния церкви в общественной жизни и бурным развитием спорта. Вдокапиталистических формациях церковь выступала как главная идеологическаясила, которая санкционировала и освящала существующие порядки. С победойкапитализма положение церкви и ее организаций изменилось.
Наука, искусство,философия начали вырываться из религиозных пут, оказывая все возрастающее воздействиена жизнь общества. В ряде стран церковь отделяется от государства, теряя приэтом правовые функции.
В первой половине XIX в.спортом занимались лишь немногие. Он был уделом главным образом представителейимущих классов и сосредоточивался в основном в учебных заведениях. С серединыже века начинается бурное распространение спорта в Англии, где в 40-х годах, наконец,был снят запрет на публичные игры.
Из Англии спорт начал шествиепо всем странам мира. В 1850 г. за пределами Англии существовало лишь несколькодюжин спортивных клубов, а в 60-х годах не было такой страны на всехконтинентах, за исключением Африки, где бы не пустила корни какая-либо формасовременной спортивной деятельности. Стали проводиться международные соревнованияпо конным кроссам и стрельбе. Молодежь Европы была охвачена горячкой велосипедныхсостязаний. Наряду с получившим распространение в Голландии скоростным бегом наконьках, стали популярными лыжные соревнования в Скандинавских странах. Спортполучает признание не только в учебных заведениях, но и среди рабочей молодежи.В Европе и Соединенных Штатах Америки создаются, хотя еще немногочисленные,рабочие спортивные союзы.
Видя растущуюпопулярность спорта и тягу молодежи к занятиям физическими упражнениями,церковь решила использовать это явление в своих интересах.
Наиболее активно повеласебя протестантская церковь. Свободная от догмата о греховности тела, свойственногокатолицизму, она приступает к созданию организаций, сыгравших значительную рольв развитии спорта и привлечении к нему молодежи.
Речь идет о созданииАссоциации молодых христиан. Из всех клерикальных организаций, которыекультивировали и культивируют физические упражнения, эта организация являетсясамой значительной. В Ассоциации молодых христиан раньше, чем в каких-либодругих организациях, физическое воспитание было использовано, по признаниюамериканского теоретика спорта Р. Т. Мак-Кензи, «не только для общеговоспитания, но и для закрепления своего влияния на молодежь».
Первая организациямолодых христиан возникла в Англии в 1844 г. Ее создал мелкий лондонский служащий Георг Вильям, который за «заслуги перед человечеством» в 1894 г. был посвящен в рыцари, а после смерти похоронен рядом с национальными британскими героями –адмиралом Нельсоном и Веллингтоном.
Признанная и поддержаннаяанглийской буржуазией, эта организация насчитывала уже в 1851 г. 8 обществ в Лондоне и 16 в различных частях королевства. Эти организации объединяли около2700 человек, влияние Ассоциации молодых христиан проникало и в другие страны.Накануне первой мировой войны число привлеченных в Ассоциацию уже достигло 600тыс. человек, а имущество оценивалось в сумму, приближающуюся к 9 млн. фунтовстерлингов. В Париже на конференции было провозглашено создание ВсемирногоАльянса Ассоциации молодых христиан – единого международного центра, которыймог бы скоординировать и направить деятельность национальных ассоциаций, атакже способствовать созданию новых организаций в разных странах. Стремясьоказывать влияние на более широкие слои молодежи, Ассоциация объединяетприверженцев всех трех разновидностей христианства: протестантов, католиков,православных – и даже допускает членство представителей других религий иневерующих. В России такая Ассоциация существовала с 1862 по 1918 г.
Для того чтобызаинтересовать молодежь, привлечь ее в свои организации, в Ассоциации с самогоначала был использован спорт. Он рассматривался, прежде всего, как «острыйинструмент», с помощью которого можно «проникнуть в ум и сердцемолодого человека через его тело». Сама эмблема Ассоциации молодыххристиан – красный равносторонний треугольник, стороны которого означают «дух,ум, тело», – показывает, что распространить и укрепить веру среди молодеживозможно только посредством спорта и специального образования.
Многое в Ассоциациимолодых христиан делалось для развития спорта. Не случайно именно в ней былиизобретены такие спортивные игры, как баскетбол и волейбол.
Ватикан обратился кспорту позднее, чем протестантская церковь.
Однако, видя, чтоавторитет бурно развивающегося спорта все возрастает, католическая церковь кконцу XIX и началу XX века была вынуждена не ставить так остро, как это было досих пор, тезис о греховности тела. Не будучи в силах сразу отмежеваться отэтого догмата, Ватикан стал проповедовать идею о гармоничном воспитаниичеловека, как духовном, так и физическом, но при этом духовное по-прежнемупровозглашалось превыше физического. Католическая церковь начинает осуществлятьнекоторые организационные мероприятия, которые могли бы помочь ей привлечьмолодежь. Так, церковь создает для обществ католической молодежи условия длязанятий шахматами, для различных игр на свежем воздухе. Кроме того, она взяла всвои руки организацию и руководство спортивных кружков церковных школ. И,наконец, в 1911 г. в г. Нанси был создан Международный союз католическихорганизаций физической культуры.
Если католическая церковьв этот период еще достаточно осторожно подходила к спорту там, где это касалосьшироких народных масс, то для воспитанников иезуитских колледжей спорт был взятна вооружение сразу и в полной мере. В колледжах играли в игру, напоминающуюрегби, летом проводились кулачные бои, а зимой – катание на санях. При этомсовершенно игнорируется и сам догмат греховности тела и вреда спорта высокихдостижений, якобы порождающего у людей гордыню и тщеславие.
Таким образом, уже в этотпериод ясно наметился отход церковников от своего прежнего отношения кфизическому воспитанию. Церковь стала проводить более гибкую политику поотношению к новым современным общественным явлениям, в том числе и к спорту.
3. Религия и спорт: перспективывзаимоотношений на современном этапе
После второй мировойвойны в мире произошли коренные социальные изменения, обусловленныевозникновением мировой социалистической системы и бурным процессомнаучно-технической революции. Они потрясли устои старых идеологических систем,в том числе и религии, которая переживает самый глубокий кризис за все времясвоего существования.
Однако было бы ошибочносчитать, что церковь за рубежом полностью утратила свое влияние на массы. Вэпоху существования двух мировых систем, социалистической и капиталистической,идет ожесточенная борьба за умы и сердца людей. Для привлечения широких масс в «лоноцеркви» используются различные формы. Все большее количество религиозных исветских организаций, которые находятся под контролем церкви, во всех странахмира культивируют физические упражнения, организуют различного рода спортивныемероприятия.
В 1947 г. в ФРГ были воссозданы «Дойче Югендкрафт» и «Эйхенкройц». «ДойчеЮгендкрафт» – национальный союз любителей физических упражнений вкатолических общинах – основан в 1920 г. Каждые шесть лет союз организовывалбольшой всегерманский праздник, а каждые два года – католические первенстваГермании по различным видам спорта. «Эйхенкройц» («Дубовый крест»)– евангелическое общество молодых мужчин – основан в 1921 г.
В США вопросамифизического воспитания занимаются Объединенное движение христианской молодежи,Объединенный совет католической молодежи, Национальная федерациястудентов-католиков и другие организации.
В Италии созданКатолический союз спортсменов. Международная спортивная федерация католическогообучения организует игры ФИСЕС, предназначенные для молодежи христианскоговероисповедания всего мира.
Из всех клерикальныхорганизаций, культивирующих физические упражнения, самой массовой по-прежнемуявляется Ассоциация молодых христиан. За 100 лет ее деятельности число стран, вкоторых существуют ее организации, возросло с восьми до семидесяти семи, аколичество членов достигло 4 млн. человек.
Церковь, в течение вековвосстававшая против занятий физическими упражнениями, кардинальнопересматривает свои взгляды. Для того чтобы оправдать эти изменения,современные теологи прибегают к утверждению, что для церкви никогда не былочуждо признание тела, ссылаясь при этом на отрывочные высказывания, начиная сосвятого Павла и кончая выступлениями руководителей современной церкви, вчастности папы Пия ХII.
Не отстают ныне отправославных «батюшек» и мусульманские идеологи. Некоторые из нихутверждают, например, что мусульманская молитва – намаз – положила основусовременным гимнастическим упражнениям, сравнивают ее с производственнойгимнастикой. Давая все новые и новые толкования религиозным обрядам,мусульманские теоретики от религии по вопросам физического воспитания пытаютсясейчас «научно» доказать, что паломничество в «священные»города Аравии и туристские путешествия решают одни и те же задачи.
Помимо чистотеоретических рассуждений церковь предпринимает практические меры с тем, чтобыиспользовать спорт для привлечения в свое лоно отступившую от нее молодежь.Этой цели служат религиозные спортивные клубы, которые обладают прекраснымиспортивными залами, площадками и бассейнами, и даже «спортивное»оформление церквей. Так, на одном из витражей собора, который был сделан позаказу и указанию нью-йоркского епископа Маннинга, были изображены сцены бокса,игры в гольф, скачек и т. п., а также даны портреты чемпионов.
В Инсбруке в 1964 г. специально к зимней Олимпиаде была построена церковь, где в день открытия и закрытия игрсостоялись торжественные богослужения, причем проповедь, рассчитанная наспортсменов, переводилась сразу на несколько языков, в том числе и на русский.Несколько ранее аналогичный «подарок», новую церковь, получилиспортсмены на VIII зимней Олимпиаде в Скво-Вэлли.
Проводились определенныемероприятия и в Москве на XXIII Олимпиаде. Так, 2 июля 1980 г. в культурном центре Олимпийской деревни состоялось освящение часовни в честь Владимирскойиконы Божьей Матери, устраивались приемы для некоторых спортивных делегаций(Греции, Кипра) и для отдельных официальных лиц, проводились другие церковныеторжества. Обо всех церковных мероприятиях было опубликовано в журнале «Московскаяпатриархия» (1980, № 10).
Служителей церкви:патриарха Московского и всея Руси Пимена, митрополита Таллиннского и ЭстонскогоАлексия, епископа Волоколамского Питирима и др. – можно было увидеть средизрителей на трибунах главного олимпийского стадиона в Москве. А Иоанн Iвыступал с речью на открытии XVII Олимпийских игр. Он напомнил, что в «здоровомтеле – здоровый дух», и призвал участников игр следовать к вершинамспортивной славы, но «по пути, начертанному всевышним». Не упускал из«апостольских» обязанностей сферу спорта и его преемник Павел VI. Ондовольно часто встречался с ведущими спортсменами, видными тренерами. В своейпапской резиденции в Ватикане он дал аудиенцию знаменитому бразильскомуфутболисту Пеле и торжественно вручил ему золотую медаль и четки из жемчуга исеребра.
Создание специальныхспортивных организаций – только один из путей, по которому идет церковь дляусиления своего влияния в широких массах. Другой путь – прямое использованиеспорта в качестве своеобразной приманки для верующих. Многие «отцы церкви»сами успешно занимаются спортом и имеют высокие результаты. Так, священник Андерсонстал двукратным олимпийским чемпионом по стрелковому спорту на Олимпийскихиграх в Токио и Мехико. Пастор Боб Ричардс – чемпион Римской и Токийскойолимпиад в прыжках в высоту с шестом.
Некоторыесвященнослужители становятся даже тренерами. Всему миру известен католическийсвященник Бауэр – тренер сборной команды по хоккею Канады.
Пытаясь приспособиться кдуху времени, священнослужители подчас готовы пойти на все, лишь бы привлечьвнимание паствы. Например, известному австрийскому пловцу Коллинзу былоразрешено венчаться в… плавках, шафер явился в церковь в купальном костюме, аневеста оделась в костюм для гребли на каноэ. Пикантный характер носил обрядвенчания американцев Рея Ширера и Барбары Энгл – заядлых спортсменов, членовклуба воднолыжного спорта. По водной глади на большой скорости мчалась моторнаялодка, в которой восседал священник в подобающем такому случаю облачении. За лодкой,взявшись за руки, неслись на водных лыжах жених и невеста и, стараясь перекрытьшум мотора, кричали «да!» в ответ на традиционные вопросы священника.Так состоялось первое в истории венчание на водных лыжах.
Использование в настоящеевремя физической культуры и спорта как факторов, способствующих преодолениюрелигиозных пережитков в сознании и поведении молодежи, не случайное явление, авполне закономерное и обусловливается следующими положениями.
Во-первых, физическаякультура и спорт являются средствами физического воспитания, котороепредставляет собой важное условие гармоничного развития человека, во-вторых,наряду со своей ролью в физическом воспитании человека, физическая культураоказывает существенное влияние и на его духовный мир – мир эмоций, эстетическихвкусов, этических и, наконец, общих мировоззренческих представлений. В товремя, как религия настойчиво внушает такие «добродетели», которые,по выражению К. Маркса, превозносят «трусость, презрение к самому себе,самоунижение, смирение, покорность, словом, все качества черни...»,физическая культура и спорт воспитывают в человеке мужество, смелость,самообладание, волю к победе, чувство дружбы и товарищества, любовь к Родине,т. е. развивают те качества, которые его возвышают и делают личностью.
Современные религиозныедеятели в условиях идеологического кризиса постоянно ищут новые, болееэффективные методы приобщения людей к религии и усиления своего влияния намассы. Богословы всячески пытаются приумножить роль церкви и религии в развитиифизической культуры, доказать, что христианская религия всегда былапокровительницей гармонии физических и духовных сил человека. Для реализациисвоих замыслов церковники объявляют религию чуть ли не извечным покровителемфизической культуры, физического воспитания, а себя – единственными борцами зафизическое и духовное развитие человека.

Заключение
Итак, в современныхусловиях, характеризующихся глубоким кризисом идеологии, церковные деятелипредпринимают отчаянные попытки удержать в лоне церкви как можно большеверующих. При этом они прибегают к самым различным средствам, вплоть до явнопротиворечащих самому культу церкви, ее догматам, пытаются фальсифицироватьдействительный характер отношения религии и церкви к физической культуре испорту в прошлом, показать себя последовательными поборниками здорового,физически развитого тела.
К сожалению, ограниченныйобъем позволил лишь указать на наличие и сложность, а подчас и неоднозначностьвзаимоотношений религии, физической культуры и спорта на протяжении всегосуществования человечества. Повышенное внимание, которое церковь уделяет внастоящее время физической культуре и спорту, имеет реальные причины.
С одной стороны, церковьстремится использовать спорт, ставший в наши дни значительным социальнымявлением, для поднятия своего авторитета. В результате сегодня мы слышимсуждения церковников о том, что церковь и спорт, каждый своими средствами,решают одну общую «благородную» задачу – воспитание человека(естественно, в угодном и самой церкви). Более того, современные теологипытаются доказать, что церковь никогда и не была врагом спорта. В этом имвсемерную помощь оказывают некоторые теоретики спорта.
С другой стороны, спорт –это не только физические упражнения, не только спортивные соревнования.Современный спорт – это сфера борьбы идеологий. Официально провозглашенныевзгляды современной церкви на спорт являются частью этой борьбы и заслуживаютсамого пристального внимания.
Постепенно мывозвращаемся к «римской» ситуации – жрецы обслуживают светскиемероприятия, грань между областью сакрального и профанного стирается (в нашемслучае — целиком в пользу профанного), а Церковь превращается в социальномаркированную форму бизнес-культуры. Только вот, как мы помним, в Древнем Римеспоткнулись именно о народную веру, Основатель которой, выгнав торгующих изхрама, разграничил эти две области. И спорт неизбежно остался «по тусторону».

Список используемыхнормативных актов и литературы
1. Венгеров, А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/ А.Б.Венгеров. – 3-еизд. перераб. и доп. – М.: Юриспруденция, 2000.
2. Дмитриев С. В.Магия духовного мира в двигательных действиях человека //Теория и практикафизической культуры.- 1997. — № 12.
3. Дубовенко Н. Ф.Место и роль физической культуры и спорта в атеистическом воспитании //Социальные функции физической культуры: Тематич.сб. науч. тр./ Киевский ин-тфиз-ры. Киев, 1979.
4. Зарубов А. Квопросу об отношении русской православной церкви к спортивному движению. Нарубеже XXI века. Год 1999: Науч. альманах / Московская гос. акад. физ.культуры. Малаховка, Моск. обл.,- 1999.
5. Доржиев Ж.Б.,Хлыстов Е.А., Мадаев Е.О., Ускеев С.Ш. История политических и правовых учений. Учебно-методическоепособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».– Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.
6. Ивченок С.Православия и государственная власть//Советская Белоруссия – 02.03.2008 — №41.С.2.
7. Курьянов М.А.,Наумова М.Д. Политологияв вопросах и ответах: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2005.
8. Лавриненко В.Н.,Гречин А.С., Дорошенко В.Ю. Политология: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.
9. Левяш И.Я.Культурология: Курс лекций. 2-е издание, исправ. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс»,1999.
10. Фарберов М. Б.Физическая культура и религия (История взаимоотношений) / — СПб.: СПбГУАП, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.