Реферат по предмету "Религия и мифология"


Скальдическая поэзия

Скальдическаяпоэзия ( Skaldekvad) — разновидность поэзии древней Скандинавии. Поэтическоетворчество скандинавов и исландцев принято делить на два кардинальноразличающихся рода: на эддическую и скальдическую поэзию. В то время какэддическая поэзия отличается простотой формы и содержанием эпического характераи близка к фольклору, поэзия скальдическая обладает нарочито изощрённой формойи часто весьма бедным содержанием.
Скальдическаятрадиция сложилась уже к первой половине IX века. Она чрезвычайно устойчивосохранялась ещё около двухсот лет после введения письменности в Исландии, крайнемедленно разлагаясь под влиянием европейских письменных литератур.
Скальд
Скальд— древнескандинавский поэт-певец. Скальды жили преимущественно при дворах идружинах конунгов и творили в период с IX по XIV в. Основными жанрами их поэзиибыли: драпа (боевая песня, прославлявшая подвиги конунга, его дружины ивыражали героические идеалы), нид и отдельная виса. За хорошее произведениескальд мог получить целое состояние.
Песнискальдов, исполнявшиеся самими поэтами без музыкального сопровождения, сохранялисьв течение ряда столетий в устной традиции. Поэзия скальдов имеет авторство:известно около 350 имён. Наиболее известные скальды: Браги Боддасон (IX в.), ЭгильСкаллагримссон (ок. 910 — ок. 990), Кормак Эгмундарсон (X в.), Снорри Стурлусони др.
Первыескальды были норвежцами. В Х в. искусство скальдов получило широкоераспространение в Исландии. С этого времени большинство скальдов при дворахзнати происходили из Исландии.
Скальдв голландской живописи — аллегория реки Шельды, протекающей по территорииБельгии, Франции и Нидерландов. Часто встречается вместе с Антверпией(аллегорией Антверпена).
Специфика
Вскальдических произведениях невозможно обнаружить ни следа художественноговымысла. Поэзия для скальдов — способ констатации фактов, представляющихвнехудожественный интерес и лежащих вне сферы их творчества. Скальды могуттолько сообщить факты, непосредственными свидетелями которых они были.Содержание их стихов не выбрано ими, а предопределено действительностью.Понятия «художественного вымысла» ещё не существовало, он для человека эпохивикингов был бы неотличим от лжи. Поэтому функция скальдической поэзии была вкорне отличной от современного представления о литературном творчестве.
Вопроспроисхождения
Существуетнесколько теорий происхождения скальдической поэзии: «кельтское влияние», традицияпридворного церемониала (Ж. де Фрис), происхождение произведений такого рода изпережитков архаического сознания, которое присваивало слову и словесной формемагическое значение (Е. Норрен, А. Ольмаркс). Выдающийся скандинавист М. И.Стеблин-Каменский вопрос появления и развития скальдической поэзии какспецифической литературной формы возводил к проблеме авторства и «пограничного»положения между литературой и фольклором. Вероятнее всего, скальдический стихразвился из эддического в результате последовательного усложнения последнего.
Авторство
Скальдическаяпоэзия — первый этап перехода к осознанному авторству в поэзии. Авторство ещёне распространяется на содержание произведения, а пока что только на форму, этопромежуточная, пограничная стадия между собственно литературой и фольклором.
Всеусилия скальда направлены на изощрённую разработку формы, которая как бынезависима от содержания. Эта гипертрофия формы является следствием своего роданеполноценного авторства. Скальды, правда, несомненно сознают себя авторамисвоих произведений. Скальд гордится своими произведениями. По существу, ускальдов уже налицо авторское право, хотя и весьма примитивное. По-видимому, уних уже существует и некоторое представление о плагиате. Однако авторствораспространяется у них только на форму, но не на содержание.
Стеблин-Каменскийвозводит происхождение такого типа творчества, как скальдическая поэзия, именнок тому факту, что, не имея возможности и осознанного желания менять содержаниепроизведения, автор меняет форму, максимально усложняя её и проявляя тем самымсвоё личностное начало.
Форма
Какэддическое, так и скальдическое стихосложение восходит к древнегерманскомуаллитерационному стиху, той его форме, которая существовала у германцев ещё донашей эры. Скальдическое стихосложение вполне сложилось уже в ту эпоху, ккоторой относятся древнейшие памятники — к первой половине IX века. Аллитерацияв скальдическом стихосложении — строго регламентированная основа стиха. Крометого, в скальдическом стихе регламентированы внутренние рифмы, количествослогов в строке и строк в строфе.
СнорриСтурлусон в «Перечне размеров», стихотворной части «Младшей Эдды», приводит102 висы, каждая из которых иллюстрирует новый размер, расстановку аллитерацийи внутренних рифм в строфе, количество слогов в строке и т. д.
Наиболеераспространённый стихотворный размер — дротткветт (dróttkvætt), имсочинено пять шестых всей скальдической поэзии.
Другиеразновидности скальдических размеров:
*Квидухатт
*Тёглаг
*Хрюнхент
*Рунхент
Отдельныепредложения в скальдической строфе могут переплетаться или вставляться одно вдругое. Количество типов такого переплетения достигает полусотни, и этоособенно затрудняет чтение и расшифровку произведений.
Гефнвина, виновны
Премногопредо мною
Родичи— В кровати —
Кровные— под кровом
Имина лихо люба
Слепленастоль лепо.
Троллибы побрали
Разомих старанья!
ГуннлаугЗмеиный язык
(Здесьи далее перевод С.В. Петрова)
Гудруниз мести
Гордеве вместе
Харбыл умелый
Хамдирбыл смелый
Сыновубила.
СНьердом не мило.
Конесмиритель.
Копьегубитель.
Тордсын Сьярека
Какимобразом могла возникнуть такая сложная синтаксическая структура, до сих поростаётся загадкой. Возможно, это обусловлено сложностью и жёсткостьюстихотворных размеров, которая, чтобы быть соблюденной, вынуждала переплетатьпредложения; есть предположение, что синтаксис усложнялся сознательно, в целяхбольшей образности или искусственного затемнения смысла, связанного смагической функцией стиха. Существует также предположение, что по крайней меренекоторые жанры скальдической поэзии первоначально предназначались дляисполнения на два голоса, а потом такое специфическое построение текста сталотрадиционным.
Жанры
Основнойжанр скальдической поэзии — хвалебная песнь. Хвалебные песни слагались восновном в честь тех или иных правителей и часто обеспечивали скальдупокровительство. Известны даже несколько хвалебных песен — «выкупов головы», тоесть за хорошую драпу скальда могли не только наградить, но и избавить от тогоили иного наказания.
Основнаяформа скальдической хвалебной песни — драпа (dråpa). В её структуреобязательно были несколько вставных предложений («стев», то есть припев), которыеделили драпу на несколько отрезков. Стев может даже совершенно не соотноситьсяпо содержанию с темой самой драпы.
Стевотличает драпу от флокка (flokk), цикла вис, не разбитых стевом. Драпасчиталась более торжественной, чем флокк.
Драпаи флокк состоят из самостоятельных метрически и содержательно вис, и вхвалебных песнях никогда не бывает ничего похожего на сюжет. Единственнаяпоследовательность, которую можно проследить — это хронология описываемыхсобытий, отраженных, впрочем, неиндивидуализированно. В драпах говорится всегдао современных скальду событиях, очевидцем которых он был или о которых слышалот очевидцев.
Разновидностьюхвалебной песни была так называемая щитовая драпа, то есть драпа, в которойдаётся описание изображений на щите, полученном скальдом в дар отпрославляемого покровителя.
Отдельнаявиса — также жанр скальдической поэзии. Они сохранились как цитаты в сагах, гдеони приводятся как сказанные кем-то из героев. Скальдическая виса — это, вотличие от драпы, бескорыстное творчество, но висы построенны по тем жеритмическим и стилистическим канонам, и их содержание на порядок разнообразнеесодержания драпы. Виса может рассказывать о поединке, сделке, свидании, краже, случайнойвстрече, о сновидении и пр.
Хулительныестихи — ниды — считаются отдельным жанром скальдической поэзии и занимают в нейотдельное место. По форме они не отличаются от других отдельных вис, посодержанию могут отражать тот же спектр ситуаций, но описанных соответствующимнегативным образом. Отношение к нидам было очень серьёзным, им приписываласьмагическая сила, и осмеяние, заключённое в усложненную, сознательно затемненнуюформу, воспринималось как заклинание. Тогда как в драпе предметамитрадиционного восхваления были доблесть и щедрость мужчин и красота женщин(чаще в отдельных висах), в ниде использовался мотив травестирования — худшаяиз «непроизносимых речей» древнего скандинава:
Харальдсел на судно,
Ставконем хвостатым.
Ворогярый вендов
Воскомтам истаял.
Апод ним был Биргир
Вобличье кобылицы.
Свиделивоистину
Воитаковое.
Нидисландцев о Харальде Синезубом
Фразеология
Своеобразнымучебником скальдической фразеологии является «Язык поэзии», вторая часть«Младшей Эдды» Снорри Стурлусона .
Основныестилистические элементы скальдической поэзии — хейти (heiti) и кеннинги(kjenning). Именно система многочленных иносказательных обозначений такзатрудняет восприятие и затемняет смысл скальдической поэзии:
Сивсолнца ясна пояса
Сигакику вскинет,
Гнаогня мест сокола
Гордубор надела.
Солнцабраги рога
Речьтеплом согрета,
Нопод тою статью
Тайначрезвычайна.
ЛейкнирБерсерк
Мёдпоэзии
Мифо меде поэзии рассказан в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона. Два племени богов, асыи ваны, в знак заключения мира сотворили человека по имени Квасир. Квасир былтак мудр, что не было вопроса, на который он не мог бы ответить. Онстранствовал по миру и учил людей мудрости. Однажды два злобных карликазаманили Квасира к себе и убили его. Его кровью они наполнили три чаши, смешалиеё с медом, и получившееся питье каждого, кто бы не отведал его, делалоскальдом или учёным. Многие погибли, пока мед поэзии переходил из рук в руки.Наконец, он был спрятан в скалах великаном Суттунгом, и сторожить его былаприставлена его дочь по имени Гуннлёд. Один задумал получить мёд. Онпросверлил дыру в скале, обернулся змеей и прополз в пещеру, где сиделаГуннлёд. Она позволила ему выпить три глотка мёда, и Один осушил все три чаши.Он вылез обратно и полетел обратно к асам в обличии орла. Там он выплюнул мёд вбольшую чашу, и с тех пор скальдов зовут «отведавшими мёда поэзии». Но мёдабыло слишком много, и часть его вылетела у орла из-под хвоста. И говорят, чтоэтот мёд достался плохим скальдам.
Скальдическаяпоэзия и саги
Многиеобразцы скальдической поэзии дошли до нас как стихотворные фрагменты, включенныев саги, как повествующие о самих скальдах («Сага о Гуннлауге», «Сага о Бьёрне»,«Сага о Халльфреде», «Сага об Эгиле», «Сага о Гисли», «Сага о Кормаке» и др.), таки упоминающие скальдов вскользь («Сага о Стурлунгах», «Сага об оркнейцах», «Гнилаякожа», «Сага о битве на Пустоши», «Сага о Ньяле», «Сага о людях с Песчаногоберега» и др.). Ситуативность многих скальдических стихов, включенных в саги, написаниеих экспромтом, по случаю, делает их как бы поэтической иллюстрациейпроисходящего или выражает мысли и чувства произносящего стихотворные строки. Всагах неоднократно описаны даже соревнования героев, поочередно говорящих висы(напр., в «Саге о Гуннлауге»). Признается, однако, что далеко не все висы, приведённыев сагах как импровизации, таковыми и являются. Более того, они не обязательнобыли сочинены теми персонажами, которым они приписываются, а могли возникнуть впериод устного бытования саги или при её записи.
Знаменитыескальды
Первымскальдом называли Браги Старого (Браги Боддасон). Он жил в Норвегии в тевремена, когда Исландия ещё не была заселена, и считается предком рядаисландцев, живших в IX-X веках. Судя по его месту в их биографиях, он жил впервой половине IX века. Его висы — древнейшие из сохранившихся скальдическихстихов, это хвалебные песни в честь норвежских конунгов. Также сохранилисьрассказы о его необычной проницательности и мудрости. В исландской традицииупоминается один из асов по имени Браги. Есть мнение, что именно первый скальдбыл превращен в бога поэзии.
Вглыбах плеска Гевьон
Вглубь везла Зеландье.
Уволов валил аж
Слядвей жар да с паром.
Лунво лбах их восемь
Лепыесветлели.
Кданам бармы боя —
Бычьяшла добыча.
БрагиСтарый
Висарассказывает легенду о том, как остров Зеландия был выигран великаншей Гевьон иувезён ею от Швеции.
ЭгиляСкаллагримссона (ок. 910-990 гг.) считают самым выдающимся из скальдов. О немсложена «Сага об Эгиле», одна из лучших исландских «родовых саг».Сохранилось сравнительно большое количество его произведений, и в том числезнаменитый «Выкуп головы», сочинив который, он был отпущен на свободу своимзлейшим врагом норвежским конунгом Эйриком Кровавая Секира.
Буй-деваснова
Длитьбой готова,
Звенятподковы
Коняморского.
Жалаиз стали
Жаднористали,
Сострун летели
Ястребык цели.
ЭгильСкаллагримссон
Другимиизвестными скальдами были Эйвинд Финнсон Погубитель Скальдов, КормакЭгмундарсон (герой «Саги о Кормаке»), Гисли сын Торбьёрна Кислого («Сага оГисли»), Халльфред Трудный Скальд, Гуннлауг Иллугасон Змеиный Язык («Сага оГуннлауге»), Бьёрн Арнгейрссон Богатырь с Хит-реки («Сага о Бьёрне»), ТормодБерасон Скальд Черных Бровей («Сага о побратимах»), Харальд Сигурдарсон Суровыйи др.
Источник:www.norge.ru/skaldekvad/
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта throneofice.ucoz.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Использование аэрокосмического мониторинга в экологических исследованиях
Реферат Охрана природы (Доклад)
Реферат Анализ установившихся режимов в линейных цепях с гармоническими токами
Реферат Военнослужащего увольняют без расчёта. Как поступить?
Реферат История и последствия сельхоз освоения России
Реферат Развитие фонематического восприятия в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР
Реферат Исследование и охрана природного наследия Зейского района
Реферат Опустынивание
Реферат Проведение стимулирующей лотереи не освобождается от НДС
Реферат Физиология нервной системы
Реферат Курсовая по экологии
Реферат Методы очистки окружающей среды от фенола
Реферат Нетрадиционные возобновимые источники энергии
Реферат Конспект лекций по курсу Защита населения
Реферат Меры борьбы с загрязнением атмосферы