Реферат по предмету "Религия и мифология"


Сиддхартха Гаутама - основатель буддизма

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯПЕРСОНАЛОМ
СЕВЕРОДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных дисциплин иукраиноведения
Контрольная работа по религиоведению
на тему:
Сиддхартха Гаутама – основательбуддизма
Выполнил:
студент II курса
группы ІН23-9-06 БУБ (4. Од)
Шешенко Сергей
Проверил:
ст. преподаватель Кисиль Е.Н.
Северодонецк 2007

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.   Легенда о жизниС. Гаутамы до просвещения
2.   Основные принципыучения Будды
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Буддизм является самойдревней мировой религией. Он возник в середине 1 тыс. до н. э. в Индии, но,пережив там расцвет, укоренился в сознании и практике других регионов: Южной,Юго-Восточной, Центральной Азии, дальнего Востока. С. Радхакришнан писал: «ВекБудды — это великая весна философского духа в Индии. Прогресс философии обычнообусловливается мощной атакой на историческую традицию, когда люди чувствуютсебя вынужденными оглянуться на пройденный путь и снова поставить основныевопросы, которые их отцы решали с помощью старых схем. Выступление буддизма…против господствующей религии даже в том его виде, в каком оно произошло,образует эпоху в истории индийской мысли, поскольку оно, в конце концов, опрокинулодогматический метод и помогло установлению критической точки зрения. Длявеликих буддистских мыслителей главным арсеналом, где ковалось оружие всеобщегоразрушительного критицизма, была логика. Буддизм был очистительным средством,освобождающим разум от сковывающего действия древнего образа мышления,препятствующего всему новому».
Актуальность данной темысостоит в исследовании процессов становления буддизма и определении роли С.Гаутамы в его формировании.
Цели и задачи контрольнойработы состоят в исследовании учения Будды, для того чтобы понять истокивозникновения буддизма, особенности его вероучения и культа.

ЛЕГЕНДА О ЖИЗНИ С.ГАУТАМЫ ДО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Основателем буддизма былареальная историческая личность — Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама),принадлежавший к варне кшатриев и к царствующему дому небольшого княжестваШакья, расположенного на севере Индии. Отец Сиддхартхи Мудсхадана был раджейэтого полунезависимого княжества. Мать — Майя — умерла через несколько днейпосле его рождения. По легенде, после бесконечных перерождений Будда (Будда насанскрите обозначает «просветлённый высшими знаниями») явился на Землю, чтобывыполнить свою спасительную миссию и показать человечеству путь к спасению. Длясвоего последнего перерождения спаситель избрал образ царевича Сиддхартхи,который принадлежал к знатному роду (его родовое имя — Гаутама). Род этот былиз племени шакъев, которые жили 600 — 500 лет до н.э. в долине Ганга, в среднемтечении. Мать Сиддхартхи, жена правителя — Майя (или Махамайя), однажды увиделаво сне, что в неё вошел белый слон. Спустя некоторое время она родила ребёнка,который появился на свет необычным способом (вышел сбоку матери). Малыш сделалнесколько шагов и произнёс призыв, который услышали все боги Вселенной. Родызастали Майю в городке Лумбини (в настоящее время это территория Непала). Черезсемь дней после родов она умерла. Узнав о рождении царского сына, дворецповедителя шакъев посетил старый мудрец Асита. Увидев на теле новорожденногочерты величия, Асита засмеялся и заплакав. «Я смеюсь, сказан он, от радости,что спаситель появился на землю, и плачу потому, что мне не выпадет счастья житьдолго, чтобы увидеть совершенный ним подвиг». Новорожденного назвалиСиддхартхой, что обозначает «той, кто исполняет своё предназначение». Ноповелитель земли совсем не хотел потерять сына, что обязательно произошло бы,если бы сын решил посвятить себя религии. Поэтому он окружил ребёнка заботой ироскошью, старательно пряча от него все негативные стороны жизни. Ещё мальчикомСиддхартха поражал всех своими способностями, силой, ловкостью и умом.Достигнув совершеннолетия, он женился. Жена подарила ему сына, жизнь семьинаполнилась счастьем и радостью.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫУЧЕНИЯ БУДДЫ
Однажды, проезжая вовремя прогулки по городу в окружении танцующих и поющих девушек колеснице,Сиддхартха увидел покрытого болячками больного, сгорбленного годами немощногостарца, похоронную процессию и аскета, который окунулся в думы. После этихчетырех встреч он посмотрел на мир другими глазами. Он узнал о страданиях,выпадающих на долю человека. Той ночью он незаметно покинул свой дом, чтобысамостоятельно найти путь, который бы освободил людей от страданий. Путь кспасению открылся на берегу реки Напранджани в городке Урувилия (в настоящеевремя Бух Бодх-гая). Под кроной дерева Сиддхартха узрел истину, и стал Буддой.Считают, что суть открытия сделанного Сиддхартхой в день большого прозрения(это и есть суть самого буддизма), изложена Буддой в первой его проповеди. Вней коротко раскрывается учение о четырех «святых истинах»: «жить — значитстрадать», «причина страданий желания», «для освобождения от страданий нужно избавитьсяжеланий». Путь избавления от желаний — придерживаться учения которое может привестиверующего к главной цели его бытия — нирване (успокоению), состоянию полногопреодоления человеческих чувств, желаний, вечного блаженства в жизни сбожеством и абсолютному покою. Способ избавиться от желаний — это подражаниепути спасения, который открыл Гаутама и изложил в восьми принципах:
1) правильное пониманиечетырех благородных истин;
2) правильные стремления,намерения;
3) правильный язык (преодолениеобмана и утверждение правды);
4) правильное поведение(не убивать, не красть, быть человечным);
5) правильный образ жизни(в соответствии с человеческими добродетелями.
Будда находитсобственный, “срединный путь”, избегая как крайностей столь характерного дляДревней Индии аскетизма, так и чрезмерного эмоционально-чувственного отношенияк жизни. При этом учение о пути нравственного спасения он излагает наобщедоступном языке обыденных образов и понятий. Ядром учения становятся «четыреблагородные истины».
1.         Страдание естьуниверсальное свойство человеческой жизни. Оно охватывает все без исключения еестороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладаниювещами и их потеря — все проникнуто страданием.
2.         Существуютпричины человеческих страданий. Это, с одной стороны, объективное ибезначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы, — волнение «океанажизни». Для человека этот процесс есть бесконечное перерождение (сансара) ипретерпевание как действие прошлых рождений на настоящее и будущее видеморального воздаяния (карма).
3.         Страдания можнопрекратить еще в настоящей жизни. Поскольку человеческое желание, согласно буддизму,охватывает фактически все эгоистические мотивы человеческой деятельности встремлении весь мир «сделать своим», то выход — не в подавлении воли или ее «переключении»с одного естественного объекта на другой. Воля должна быть направлена внутрь,на отвращение нашего «Я» от предметов внешнего мира, на разрушение как эгопривязанностик миру, так и главной иллюзии внутренней жизни человека — абсолютности его «Я».Тем самым, чисто онтологическая предпосылка учения буддизма об иллюзорности и изменчивостидуховных состояний человека при обретает здесь явно нравственный оттенок:намечается путь преодоления нравственных пороков и собственного эгоизма,нравственного самосовершенствования посредством радикальной трансформациисвоего «Я».
4.         Есть путь избавленияот страданий. Это — восьмеричный путь, ведущий к нирване (угасанию, преодолениюкруга перерождений как высшей цели). Этапами этого пути являются:
·     правильная вера —признание четырех благородных истин как фундаментальной основы внутреннегосовершенствования;
·      правильнаярешимость как отказ от дурных намерений, вражды к близким и т. п.;
·     правильная речь —результат правильной решимости, воздержание в речи от лжи, клеветы, оскорбленийи т. п.;
·      правильноеповедение как отказ от причинения зла всему живому, от воровства,удовлетворения дурных желаний;
·      правильный образжизни — обеспечение своих потребностей честным трудом;
·     правильное усилие— постоянное вытеснение дурных намерений и идей и замена их на добрые;
·      правильное направлениемысли — взгляд на вещи, подлежащие вытеснению из сознания, как на чуждые ичужие, а не как на «мои», неразрывно связанные с «Я»;
·     правильноесосредоточение — принятая в йоге психотехника, ведущая к нирване, «обузданиюмысли и чувства», когда окончательно преодолеваются привязанности и страсти,суетные и греховные отношения к миру. Человек, достигший духовного совершенствав нирване, становится архатом (буддийским святым).
Восьмеричный путь Буддывключал целостный образ жизни, в котором, по замыслу автора, единство знания,нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищениемчеловека в свете истины. Буддийский срединный путь был серединой не толькомежду аскезой и распущенностью, но и между интеллектом и поэтическим чувством. рассудочныенатуры могли усваивать и развивать принципы буддизма в строго логической форме,а поэтически настроенные — отбрасывать философию и брать из «благородногомолчания» то, что им подсказывало сердце и воображение. Именно поэтому буддизмстал не сектой или группой сект (как джайнизм), а религией для всех слоевобщества: и для верхов, и для низов. Именно поэтому буддизм легко перешагнулграницы Индии, стал мировой религией, системой культуры, объединяющей десяткинародов Азии.
Главным принципом новогоучения стал принцип свободы. Никакой авторитет не должен становиться междуучеником и истиной, даже авторитет Будды. Ученик должен открыть истину сам, итолько сам. «Будьте сами своими светильниками, — скажет Гаутама перед смертью.Сам человек совершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам,и сам очищает себя, И чистота, и скверна связаны с самим собой. Никто не очиститтебя, кроме самого тебя».
По преданию, Гаутамаумерщвлял свою плоть шесть лет, в конце концов, он научился жить однимконопляным зернышком в день и с утра до вечера сидел, прижав язык к небу,стараясь не думать ни о чем суетном. Во всем этом нет ничего необычайного дляИндии. Вардхамана Махавира продолжал такие подвиги 13 лет, до полной победы надсвоей плотью, над всеми желаниями. Необычно другое: то, что Гаутамапочувствовал, что путь этот никогда не принесет ему удовлетворения. И вовсе непотому, что он не в силах его продолжать, а потому, что это не «То». Точно также, как не «То» было все, преподанное ему многочисленными учителями. И вот,оставив друзей-аскетов, осыпавших его насмешками за отступничество, Гаутамаудалился от них и жил скромно, питаясь подаянием, но, не голодая и не понуждаясебя сверх меры. Он предоставил собственной душе свободу в поисках пути, следуяскорее вдохновению, чем методу. И однажды, сидя под деревом бодхи, Гаутамачто-то увидел и услышал, почувствовал и понял то, что превосходило все слова ио чем можно было только сказать Что же это было? Вероятно, то же экстатическоевдохновенное состояние, что и у основателей других мировых религий. Состояниевнутреннего открытия — открытия смысла мира, когда ряд ничего не говоривших сердцуразрозненных предметов вдруг видится некой величественной стройнойцелостностью. Музыка вместо разрозненных звуков, гармония вместо случайности. Исам человек чувствует себя некой мировой раковиной, вмещающей всю музыку мира.У каждого из испытавших это состояние рождался свой язык символов. Гаутама своеновое состояние назвал «татхата» (букв. абсолютная подлинность), а себя самого «татхагатой»(достигшим абсолютной реальности, по ту сторону слов). Больше не осталосьстарой затемненной природы. Он как бы озарился внутренним светом и почувствовалсебя просветленным (буддой). Больше не у кого было учиться. Его непосредственноучила жизнь, с которой он каждое мгновение был связан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Буддизм как религиознаясистема и философско-нравственное учение начинается с того момента, когдаСиддхартха Гаутама захотел сделать свое просветление всеобщим достоянием иначал проповедническую деятельность. Сам Будда, а затем его ученики ипоследователи, пользовались тщательно разработанным в священных текстах брахманизмапонятийным аппаратом и языком — санскритом. Их размышления, в общем,вписывались в идейно-культурный фон брахманизма и включали принцип перерождения(сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы). Однакоакцент перемещался с коллективного на индивидуальное: человек мог вырваться изсансары индивидуальным усилием, осознав, и сформулирован свой, личный путь, и,повлияв, таким образом, на судьбу, изменить воздаяние. В возможности воспринятьучение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные,этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались каквторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека кпути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессенравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этомпути — повышение статуса будущего рождения — была весьма привлекательна дляшироких масс, ранее лишенных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказабрахманов признавать за «единожды рожденными» права на участие в культе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Ашватхоша. ЖизньБудды. – М., 1990.
2.   Блинников Л.В.Великие философы. – М., 1998.
3.   Ерышев А.А. Религиоведение:Учеб. пособие. – 3-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2003.
4.   Кочетов А.Буддизм. – М., 1983.
5.   Радугин А.А.Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций.– М.: Центр, 1999.
6.   Радхакришнан С.Индийская философия. – М., 1957. – Т. 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.