Оглавление
1. Сектыи антиценности.
2. «ДетиБога». Сайентология
3. Теософияи антропософия
Список используемой литературы
Секты и антиценности
Что же из себяпредставляет секта?По оценкам специалистов в современном миресуществует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Такая множественностьсект не случайна.
Секта означает нечтоотделенное от целого, в ее начале лежит противопоставление себя существующемупорядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель секты считаетсебя умнее, добродетельнее, духовнее других. Секта — создание человеческое, иучение ее — плод ума человеческого1. Как сказал некогда другойвидный деятель религиозного сектантства Рон Хаббард: «Чтобы заработать миллиондолларов, надо не романы писать, а создать собственную религию»2.
Секты создаются сегодняне просто в результате какого-то внутреннего душевного заблуждения, а скорыстными целями господства над людьми Как правило, в секту попадает тот, ктоне хочет душевно трудиться, искать ответы о смысле бытия, о том, как познатьистину. Обычно такой человек ищет легкий путь к духовности и находит его внеком суррогате, при помощи которого его заманивают в секту, где используютпотом в корыстных целях.
Каковы же характерныепризнаки секты? Их необходимо знать, чтобы распознать секту, маскирующуюся,например, под культурное, образовательное или лечебное учреждение.
Секты характеризуютсяследующими признаками1:
1. Секта всегда занятараспространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами.Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим егопобуждениям, а к страстям, к подсознанию человека, через навязывание своеговероучения в формах, исключающих рациональное осмысление.
2. В сектахналичествует двойное учение: одно — для рекламы своей секты, для придания ей«человеческого лица», а другое — для внутреннего пользования. Религиозныеучения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете направленына разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда будутмаскироваться под общепризнанные ценности.
3. Наличие иерархии.Для ознакомления со скрываемым учением человеку нужно быть посвященным наопределенную ступень иерархии в секте. Организация всех сект строго иерархична.Например, в секте преподобного Муна существует лестница из многих семинаров —вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатидневный, атакже сложная система членства и участия в деятельности секты.
В секте сайентологииРона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце,что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, закоторый плата отдельная и т. д.
Иерархичность позволяетдержать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ееступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.В секту легко попасть, но трудно выйти из нее. Существует определенныйкомпрометирующий человека материал, собираемый при вступлении в секту на особыхпроцедурах «исповеди» или анкетировании; кроме того, вступивший в секту долженсовершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственныхсвязей: отречься от родителей, от веры своих предков, отказаться отпринадлежащего ему личного имущества, признать всю свою предшествующую жизньошибкой; желающие покинуть секту подвергаются давлению и преследованию состороны своих бывших «собратьев».
4. Программированиесознания. Членами сект становятся преимущественно люди с неустойчивой психикой,не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такиелюди, ищущие, но не могущие найти твердых оснований в духовной жизни, какправило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принятьустановки своих учителей. При этом человек как бы избавляется отответственности за собственную жизнь. В результате он оказывается в полнойзависимости от сектантского учения, участия в собраниях секты и указаний«учителя» или лидеров секты Специалисты сравнивают сектантскую зависимость снаркотической.
5. Претензия наисключительность. Членам секты внушается мысль о том, что только они —единственно праведные «избранники Божии», что все окружающие люди — существа«второго сорта», обреченные на погибель потому, что не разделяют учений секты.Особенно это характерно для сект оккультного направления, где особый упорделается на «самосовершенствование», то есть развитие в себе «паранормальных»способностей, отличающих членов секты от обычных людей.
6. Тоталитаризм, тоесть контроль над многими, а в идеале — над всеми сферами жизни человека. Дляэтого используются особые поселения сектантов в домах или квартирах,переоборудованных под «монастыри», вовлечение членов секты в непрерывнуюнапряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслитьсектантское вероучение и личности лидеров. Власть над членами секты являетсяважнейшей целью сектантской верхушки. Ведь результатом такой власти являетсяконтроль над имуществом сектантов, их временем и силами, членами их семей.
Секты, действующиесейчас в России, можно классифицировать следующим образом1:
1. Конфессии, илисекты, являющиеся относительно традиционными для России — католики, баптисты,адвентисты, лютеране и др.
2. Тоталитарные сектыпсевдобиблейской ориентации — «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь»,харизматические движения.
3. Секты, претендующиена обладание новым «откровением» — «мормоны» (или «Церковь Иисуса Христа святыхпоследних дней»), иеговисты, «Белое братство», «Богородичный центр», движениеМуна (или «Церковь объединения»), Аум Сенрике, «Церковь последнего Завета»лжехриста Виссариона и др.
4. Учения и секты,имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человекепаранормальных и экстрасенсорных способностей: целители и колдуны, восточныекульты — кришнаизм, йогическая практика, трансцендентальная медитация,неоведантизм, теософия, антропософия, «живая этика Рерихов», секта сайентологииРона Хаббарда (центр «Дианетики»), астрология, неоязыческий центр «Ювенир» идр.
5. Сатанинские культы,носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь. В такиегруппы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителейи Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различныхмолодежных сборищах, где ребят привлекают оккультными фокусами или наркотиками.Иногда сатанисты прячутся под вывесками философских или культурных обществ.Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащениемсексуального опыта. Девиз — «делай все, что хочешь, ты имеешь право на все иможешь убить тех, кто посягает на твои права». Все моральные преграды сознательнонарушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность — вкульт.
В обществе, в которомдействует множество сект, умирает культура и прогрессирует страшная духовнаяболезнь — неспособность к различению добра и зла, истины и лжи. Такое обществолишается жизненных сил, коренящихся в религиозно-нравственной области, делаетсянеспособным конструктивно решать свои проблемы и становится пассивным объектомвлияния чужой, внешней воли.
Некоторые возразят, чтомногие традиционные религии испытали в какой-то момент такое искушение, однакоздесь речь идет о привнесенных амбициях, а не о цели, выдвинутой религией.Именно поэтому все движения, имеющие эти постыдные цели, остерегаются раскрытьих и рядятся в чистоту религиозных намерений.
Мир антиценностей,порождаемый античеловечностью как таковой или ее синтезом с некоторыминейтральными свойствами или потребностями человека, так же разнообразен ибезбрежен, как и его ценностный мир. Большая часть антиценностей обращена вовне, связана с областью межличностных, социальных или социо-природныхотношений.
К разряду социальныхантиценностей мы бы отнесли жадность, паразитизм, подозрительность,враждебность и агрессивность, насилие и его крайние формы – убийство, войну,геноцид1. В группу негативных феноменов, вырастающих по преимуществуиз лжи и обмана, входит, на наш взгляд, не только прямая дезинформация, но ивнушение, манипулирование сознанием и поведением людей. Особый типантиценностей может возникать и возникает в системе «человек – окружающаясреда». Это осквернение и разрушение среды обитания, биоцид и экоцид. Кнегативным ценностям, первой жертвой которых является сама живущая имиличность, принадлежат наркомания, алкоголизм и порнография. Наконец, это кругантиценностей, общим названием которых может служить выражение «вредныепривычки» – такие как лень, неорганизованность, обжорство, а также масса мелкихнедостатков, связанных с неумением или нежеланием соблюдать разумный этикет,гигиену, опрятность и т.д2.
Жадность –хорошо известная человеческая черта, она релятивна, т.е. относительна, у нееможет не быть четких эмпирических критериев, и она граничит с некоторымиценностями психологического и поведенческого характера, как то с бережливостью,экономностью и рациональностью. Она является как бы гипертрофией этих свойств,превращающей их из позитива в негатив. Тем не менее границы между ними размыты,и иногда трудно сказать – имеем ли мы дело с бережливостью или с жадностью.
Универсальным признакомжадности является ее господство над большинством или даже всеми позитивнымикачествами и ценностями личности: доброжелательностью, милосердием, уважением илюбовью к ближнему, дружбой, родственными чувствами, патриотизмом, собственнымдостоинством и даже чувством самосохранения. Жадность (или скупость) способнатак оковать человека, что он подобно пушкинскому скупому рыцарю будет«чахнуть», погибать от этой страсти и антиценности. При этом неважно каков,скажем, денежный эквивалент того, ради чего страдает и чем упивается скупойчеловек.
Как это бывает едва лине со всеми другими моральными изъянами, жадный человек менее всего склоненсчитать себя ущербным или неправым. Нужны настоящие потрясения, особоблагоприятное для пробуждения совести стечение обстоятельств, чтобы жадность,тяготеющая быть безграничной и всепожирающей, могла быть осмыслена, оценена ипреодолена человеком как серьезный порок и антиценность.
Паразитизмкак особый тип существования присущ не только человеку, но и живым существамразличного уровня организации: микроорганизмам, растениям, насекомым, животным.В биологическом смысле паразитизм означает такое использование энергии ибиологических резервов другого живого организма, которое, хотя и не ведетнепосредственно к его гибели, ничем не компенсируется и наносит донору лишьодин ущерб. Специфическая черта биологического паразитизма – неспособностьпаразита выжить, так сказать, в одиночку, без своего донора1.
Однако паразитизм какантиценность человеческого мира явление не столько биологическое, сколько бытовое,экономическое, психологическое или социальное. Бытовой паразитизм можетпорождаться низким культурным уровнем семьи, нищетой, многодетностью и другимисоциальными факторами. Традиция приживальщичества, имевшая место в
России до революции1917 г., переродилась в случаи паразитизма взрослых детей, живущих, скажем, напенсии своих родителей и не желающих ни работать, ни помогать им хотя бы вдомашних делах. Возможны и обратные варианты.
Формой настоящегопаразитизма можно назвать явление, которое в терминологии так называемыхпарапсихологов часто именуется «вампиризмом». Дело здесь не в том, что одинчеловек («вампир») якобы способен «высасывать» особую «биопсихическую энергию»из другого, а в определенных более прозаичных и естественных качествах, способностяхили привычках. Этого рода паразитизм – смесь нахальства или наглости,бесцеремонности, невоспитанности и эгоизма. Некоторые люди чрезвычайнонавязчивы, особенно в эмоционально-психологическом плане, тогда как другиескорее пассивны и в той или иной мере поддаются этой экспансии. Они уступают итерпят, когда другие более или менее явно, бессознательно или сознательноиспользуют их время, внимание, физические и психические силы или дажепринадлежащие им вещи. Та или иная мера подобного паразитизма, особенно неслишком явно выраженного, встречается сплошь и рядом.
Подозрительность,напротив, связана с затаенностью, самоизоляцией, со склонностью подозрительногочеловека к сворачиванию или минимализации общения, контактов с миром.Подозрительность вырастает, с одной стороны, из негативного в нас: жадности,страха, недоверчивости, нигилистического скепсиса, пессимизма, с другой – изгипертрофии положительных или нейтральных качеств и ценностей человека, такихкак осмотрительность, взвешенность, осторожность. Общей чертой подозрительностиявляется негативизм мышления, ожидание, готовность и желание увидеть в человекеили каком-либо явлении прежде всего угрозу, злой умысел или что-то иное, пустьеще неведомое, но обязательно дурное. Подозрительность опасна не столько дляокружающих, сколько для носителя этого состояния, поскольку она лишает человекамногих радостей и ценностей, унижает его, лишает инициативы, творчества,возможностей совершенствоваться. Если же подозрительный человек наделен отприроды сильным, энергичным характером, то подозрительность может подчинитьсебе эти его качества и перерасти во враждебность.
Враждебность –это некоторое производное от подозрительности и агрессивности. Враждебнонастроенный человек способен находить своих врагов всегда и везде. Весь мир длянего, рассматриваемый сквозь призму субъективной враждебности, обесценивается ивоспринимается как антиценность.
Особой формойвраждебности является агрессивность1, у которой скорее всегосуществует позитивный исток, о котором мы говорили: чувство самосохранения,самозащиты, обеспечения жизненного пространства и т.п. Однако агрессия вузком или собственном смысле слова – это ничем не спровоцированное нападение,враждебное действие по отношению к другому. В определенной степени агрессивностьроднит нас с животными. Однако в отличие от человеческой агрессивностиагрессивность животных практически всегда мотивирована потребностью выживания исамосохранения, защиты своего семейства, рода или ареала обитания.
Агрессивность – этожестокость и насилие, которые не вызываются никакой жизненной необходимостью,не мотивированы разумом, а проистекают из античеловечности, этой темной сторонычеловеческого существа.
По сравнению с темипроявлениями антигуманности, о которых говорилось выше, дурные привычкикажутся мелочью, о которой, может быть, не следовало и упоминать. Но обзорсферы антиценностей должен быть относительно полным, хотя исчерпывающевсесторонним сделать его практически невозможно. К вредным привычкам можноотнести массу погрешностей нашего поведения, стиля мышления, этикета. В основесвоей они релятивны и отражают общий уровень культуры общества или егосубкультур. Однако все они символизируют ту нижнюю границу, предел нормальногои разумного, нравственно, эмоционально-психически, эстетически и социальноприемлемого поведения, негласно принятого в данном социуме, за которымначинается неприемлемое и нетерпимое, аморальное или незаконное. Например,ковырять в носу или есть руками макароны – очевидное нарушение правилприличного поведения или этикета. Дурных привычек видимо-невидимо, поэтому нетсмысла составлять их реестр. Важно понять их дурные последствия. С точки зрениясоциальной, вредные привязанности или привычки, порождая неприязнь или дажечувства отвращения одного человека или группы людей к субъекту этих привычек,портят атмосферу общения, понижают ее нравственный, интеллектуальный иэстетический уровень, делают менее эффективной совместную деятельность людей.Возможно, худший вред они наносят самому их носителю. Дурная привычка можетговорить о многом: о плохом воспитании или самовоспитании, о низкой культуре инедостатке уважения к себе, о внутренней расхлябанности и плохойсамодисциплине, о неразвитости нравственного или эстетического чувства либо опростом нежелании задумываться о своем образе жизни.
В целом дурная привычка– это некая распущенность, больший или меньший изъян в образе жизни, психологиии мышлении человека. Мы глубоко убеждены, что в подавляющем большинстве случаеввнешний беспорядок определяет или отражает беспорядок в душе человека, снижаетадаптивные и продуктивные возможности личности. Жизнь не должна бытьмеханистичной, автоматичной и скучной. Но она должна быть рациональной имаксимально осмысленной, особенно в ее внешнем выражении.
Сфера античеловечностии антиценностей многолика и тяготеет к тому, чтобы проникнуть во всю внутреннююи внешнюю реальность человека: от семьи и обыденного мышления до экологии икосмоса. Одной из таких антиценностей является ложь, обман.
В собственном смыслеобман – это преднамеренная корыстная ложь, введение человека в заблуждение,чреватое нанесением ущерба его достоинству, здоровью, его имуществу и т.д.
Форм лжи невероятноемножество, но все они бросают вызов человечности, добру, человеческимценностям, разнообразными способами извращая и подрывая их. Все они заключают всебе элементы предательства, коварства, поругания таких высоких достоинств иценностей, как доверие, открытость, благорасположение, участие,кооперативность, сочувствие и сострадание. Чаще всего носители и «сеятели»антиценностей лжи и обмана рассчитывают именно на эти качества гуманности всвоей экспансии в разум, в сознание и нравственные чувства своих жертв.
Особенно сложной, малоконтролируемой и, так сказать, трудно избегаемой проблемой является обман,дезинформация и манипулирование, бытующие в информационном пространстве,главными субъектами и создателями которого стали сегодня средства массовойинформации: газеты, журналы, радио и телевидение. Главная беда состоит здесь нестолько в технических причинах сбоев в информации и возникновении самойдезинформации, и даже не в заведомой лжи источников и «трансляторов»информации, а в кажущейся неразрешимости противоречия между свободой слова,печати, юридическим и формальным правом на получение и распространение любойинформации, любыми средствами, независимо от государственных границ, с однойстороны, и теми критериями объективности, достоверности и верифицируемостиинформации, которыми могут или должны обладать как сами средства информации,так и ее массовые потребители.
«Дети Бога».Сайентология
Другими названиямисекты «дети Бога» являются: «Семья любви», «Дети Божии»,«Дети бога», секта Дэвида Берга, «Союз независимых христианскихмиссионерских общин1». Основатель и бессменный руководителькульта в течение ряда лет -Мозе Дэвид Брандт Берг (1919-1994). До своего40-летия был известен только как неудавшийся евангелист и телепроповедник. Гораздобольшего успеха он добился, когда во второй половине 60-х начал создавать своюсобственную церковь, тогда называвшуюся «Дети бога». Управленческийцентр культа находится в Цюрихе. Официально «Семья» появилась вРоссии в 1990-91 гг.
Люди, которые выражалижелание вступить в «Семью Любви» должны были бросить работу илиучебу, переписать на имя секты все свои сбережения и имущество, равно как иожидаемое наследство. До 1987 г. в культе практиковалось явление под названием«флирти-фишинг», которое заключалось в том, что молодые и красивыепоследовательницы культа («ловцы для Иисуса», «шлюхиГоспода») «предельно близко» общались с мужчинами, с которымиони знакомились в барах и клубах. В качестве «ответного дара» отпоследних ожидалось вступление в организацию или, по крайней мере, крупноеденежное пожертвование. Представители «Семьи» всегда называли это«особым методом евангелизации и предоставлением некоторым людямвозможности приблизиться к Богу». Британский суд 1995 года и еще ранееполиция многих стран квалифицировали это явление как форму проституции2.
Деятельность служительниц«божьей любви» постоянно направлялась, и с самого начала тщательноконтролировалась. Одно из «Писем Мо» гласило: «Божье провидениепревращает ваше тело, грудь вашу и глаза в приманку, к которой неизбежно инеотвратимо потянутся богатые рыбки. Вы должны проникновенно смотреть им вглаза, чтобы они почувствовали любовь и духовность… Начав охоту „божьихрыбок“ в ресторанах и ночных барах, мы сможем привлечь к „Детям Бога“ мужчин в костюмах и галстуках в возрасте от тридцати до шестидесяти лет,а не грязных хиппи, подметальщиков улиц, бородатых и сопливых юнцов.1».Детей учат, как вести себя и одеваться, чтобы провоцировать на половуюблизость. Маленькие девочки проходят курс стриптиза и учатся танцеватьобнаженными перед мужчинами. «Научно-исследовательский журнал» летом1990г. опубликовал статью, озаглавленную «Внутри небесной элиты», вкоторой бывший член секты рассказал о воззрениях «Детей бога» на сексмежду детьми и взрослыми. Озаботившись шумом, наделанным статьей, Бергпопытался сократить сексуальную практику, но без особого успеха, так какблагодаря им самим созданному учению, члены секты стали видеть в занятияхсексом спасение и избавление от грехов. Секс стал для них ритуальной сторонойверыСо временем деятельность Берга и его секты стала вызывать резкие протестыродителей, чьи дети попали в «семью». Были созданы комитеты по ихспасению.
Секта«Семья», проповедавшая «вселенскую любою, ко всем икаждому», по отношению к своим маленьким членам широко практиковалателесные, а также унижающие ребенка наказания. Дети избивались, оставлялись однив изоляции на долгое время, подвергались публичным унижениям, принуждалисьиметь сексуальные отношения со взрослыми и друг с другом, начиная чуть ли не смладенческого возраста.
В настоящее время в«Семье» существует два вида членства -постоянное и ассоциированное.Постоянные члены, следуя нормам, установленным в организации, живут вместе,нередко оставляя свои светские занятия — работу или учебу, посвящая себяполностью делам «Семьи». Обращаясь к новой жизни, вступающий в общинуиногда принимает новое имя. Большинство же приверженцев являются ееассоциированными членами. Они не живут в общинах, работают или учатся иучаствуют в их программах лишь в свободное время. Административные и пастырскиефункции в общине выполняет Совет, избираемый в количестве 3-4 человек изпостоянных членов сроком на 6 месяцев. В Новосибирске сектаглубоко конспирируется на арендуемых квартирах, на контакт без рекомендаций неидут. Замечены активные контакты с иностранными гражданами, в частностиполяками и американцами, которые руководят сектой. В городе открытораспространяются изданные в Варшаве яркие листовки с текстами религиозногохарактера, со слащавым изображением Христа, обнимающего веселящихсявозносящихся к небу детей, обнимающихся молодых людей и т. п., видеокассеты«Киди-види». Деятельность секты в городе началась с проведенияблаготворительных акций в виде концертов, пожертвований в разные организации, врезультате чего стал формироваться пакет документов, содержащих отзывы о якобыпросветительском и благотворительном характере этой организации, который сталиспользовался как рекомендательный. Есть сведения о том, что сектантыустраиваются воспитателями в детские сады города. В некоторые воинские частисектанты обращались с предложением заняться воспитанием детей в семьяхвоеннослужащих. Известно, что секту финансируют крупные коммерческие структуры.
Сайентология— это «авторская секта», единоличное создание Л. Рона Хаббарда. Она слеплена изобрывков различных идей, почерпнутых как из сферы науки, так и из религиознойобласти, но и то, и другое в популярном преломлении. Можно сказать, чтоисточниками для создания учения секты (и метода лидера) послужили американскиеэквиваленты книжек типа «Занимательная психология», «Занимательноерелигиоведение и т.п. Все это густо замешено на вульгарном оккультизме иизложено в терминах «научно" -фантастических и шпионских романов 50-х гг.Но главное в сайентологии — это чрезвычайно эффективный агрессивный, напористыйи навязчивый маркетинг. Именно в этом и были главные способности Хаббарда1.
В основесайентологии лежит «научное открытие», что сущность человека — этонекий дух «тетан», живущий 300 млн. лет, способный переселяться изтела в тело. В качестве феноменологической базы сайентологи используют свойствомозга запоминать визуальную, слуховую, обонятельную и др. информацию домельчайших подробностей во время, когда с человеком происходят стрессы,инциденты, травмы, состояния шока и др. неприятности. Постепеннонакапливающаяся в душе человека отрицательная информация из-за этих неприятныхощущений называется на новоязе «инграммой». В результате все нашиболезни, комплексы неполноценности, житейские и служебные неприятности являютсяследствием инграмм, нередко накопленных и привнесенных из предыдущих жизней. Иесли человек попадает в ситуацию, сходную в звуковом или зрительном отношении,когда инграмма только зарождалась, у него возникает страх, агрессия или другоенерациональное поведение. Сайентологию практически невозможно — даже условно —классифицировать. Чрезвычайно трудно дать ей краткое определение. Можносказать, что сайентология — это образец тоталитарной секты, самаяархетипическая тоталитарная деструктивная секта. В силу этого она, наверное,самая страшная из всех сект (я имею в виду «массовые», широко распространенные секты).Конечно, есть секта «Ананда марга», которая занимается убийствами,международным терроризмом, торговлей оружием и наркотиками, посылает своихженщин заниматься проституцией, чтобы приносить деньги руководству секты. Ноэта зловещая тайная организация никогда не станет массовой — не всякий решитсясвязать свою судьбу с угрюмыми индийскими гуру в чалмах. Или, к примеру, «АумСинрикё» которая травила пассажиров токийского метро зарином; однако и у нееограниченный спектр действия — слишком быстро ее одутловатый пророк потерялголову от неограниченной власти и перешел к безумным террористическим актам.Можно вспомнить и мунитскую всемирную организацию, несомненно страшнуютоталитарную секту, ориентирующуюся на идеалистическую, ищущую молодежь ивладеющую громадной международной промышленной, финансовой и информационнойимперией (многие отставные политики типа Горбачева или Буша любят ездить намунитские конференции и получать большие гонорары). Но мунитская секта уступаетсайентологии и в массовости охвата, и в эффективности борьбы за своесамоутверждение и распространение. Во всяком случае, если обычный журналистможет согласиться опубликовать разоблачительную статью о мунизме (или окакой-либо другой секте), то опыт показывает, что с сайентологией мало ктохочет связываться.
Сайентологияориентируется на «обычных» людей: тех, кто мало интересуется всякими духовнымиисканиями и больше всего стремится к карьере и успеху в этом мире. Сайентологияимеет все, что положено иметь тоталитарной секте, и имеет все это впревосходной степени. Сайентологи создали мощную организацию, мощную финансовуюструктуру, они беспощадны к своим врагам. У них четко продуманы и разработаныметоды контролирования сознания, для чего они используют самые современныепсихологические приемы. Они ничего не прощают, ничего не забывают и готовызаставить замолчать своих критиков всеми имеющимися в их распоряжениисредствами. А так как их материальные ресурсы практически безграничны, то исредств против критиков у них более чем достаточно.
В силу всего этого, атакже в силу того, что при первой встрече с сайентологами неподготовленногочеловека мало что может насторожить, сайентология чрезвычайно опасна. Она какраз идеально подходит в качестве популярной идеологии для постсоветского сознания.Сайентологи производят впечатление энергичных пробивных людей — воплощение«капиталистической мечты», действующего и работающего капитализма. Скажем, ихнавязчивая торговля: они умеют продать, умеют подчинить вас своему мнению, уних есть на все готовые ответы, которые они выдают очень бойко. И при этом,вроде бы, сектанты производят впечатление улыбчивых, приятных людей. Конечно,если присмотреться, то увидишь стальные немигающие глаза, но это случитсядалеко не сразу. На начальных стадиях все они будут хором уверять своегопотенциального клиента, что сайентология — это совсем не религия, а простонеобычайно эффективный современный метод, помогающий человеку научиться владетьсобой, общаться с окружающими, организовать свой бизнес, исправить свое здоровье./>
В заключение обратимособое внимание на один очень важный момент, характерный для этой организации.Каким-то особым цинизмом веет от резкого несоответствия внешних заявлений,терминов и названий различных сайентологических групп и их истинного содержания.Под словом «этика» подразумевается тотальная слежка и доносительство,«Опекунское управление» занимается шпионскими и карательными функциями,«честная игра» предполагает бесчеловечные действия против оппонента безкаких-либо нравственных или юридических ограничений, тайная беззаконнаяшпионская операция носит название «Белоснежка»; «Дианетика: наука душевногоздоровья» оказывается «замечательно мягким способом совершить убийство»… Этотперечень можно продолжать до бесконечности.
Теософияи антропософия
Теософияили божественная мудрость — это мистическое учение, в основе которого лежатоккультные знания1.
Теософскиесистемы известны издревле. Они расцвели на Востоке на почве брахманизма ибуддизма. Духом теософии проникнут неоплатонизм и другие религиозно-философскиесистемы эллинистической эпохи. Гностицизм можно считать теософским синтезомважнейших религиозных систем Древнего мира. Чертами теософии были отмечены вСредние века такие секты, как катары (альбигойцы), цех алхимиков и орден розенкрейцеров.Много общего у теософии с масонством. И там и здесь прокламируется истинныйэзотеризм (принцип внутреннего, сокровенного знания, доступного лишь«посвященным», достигшим высоких степеней совершенства в религии или культе) иотсюда — претензия на роль новой мировой религии.
Примечательно,что во всех теософских изданиях присутствует общий с масонами символ: — звездаДавила (два пересекающихся треугольника), опоясанная змеей, голова которойхватает свой хвост. Эта же символика есть и в оккультизме. В эпоху Реформации ичуть позже теософскую систему развивали анабаптисты, школа Беме, Сведенборга идругие. Внутренний смысл теософских систем особенно ясно обнаружился в новейшеевремя после создания в 1875 году «Теософского общества» Е. Блаватской. По словамсамой Блаватской «Теософское общество» должно состоять из ученых оккультистов,каббалистов и вообще страстных антиквариев и египтологов, чтобы иметьвозможность ставить сравнительные опыты между спиритизмом и магией древних поинструкциям каббалы1. Оно будет преследовать цели научногохарактера, хотя и в области предметов мистических.
Втеософии Бог имеет подчеркнуто абстрактный характер. Он — безличен и почтисовершенно пассивен в отношении человечества. В этих учениях существует понятиедня и ночи Брамы, согласно которому при вдохе (день) Брамы появляется вселеннаяи Его маленькие частицы («Я» людей) облекаются в различные тела — физические,астральные, ментальные и прочие. Это есть жизнь. При выдохе же (ночь) Брамы всеуничтожается и человеческие «Я» — частицы Брамы возвращаются к нему, в немрастворяясь. И так до бесконечности: появление и разрушение миров, вечнозамкнутый круг. Человек все равно спасается, пусть даже через ряд воплощений.Брама выдохнет и слияние с ним произойдет. Человек, по этой теории, не естьтворение Божие, а лишь высшее проявление живой природы. «Человек толькоколичественно отличается от окружающих его в мире, количественностью духа иматерии. Причем до своего нынешнего уровня он дошел благодаря естественнойэволюции». По этому учению, человек практически отсутствует, и не о какомбогопознании не может идти речи, так как познать можно нечто отличное от тебя.Фактически Брама через свои же частицы, именуемые человеческими «Я» познаетсамого себя.
Антропологиючеловека вне христианская мистика описывает в виде семи начал (в антропософииих девять), в соответствии с семиплановостью природы и вселенной. Христианствопризнает три основных начала в человеке — дух, душа, тело, не занимаясьдроблением каждого начала2. Это, однако не означает, чтохристианским аскетам не были известны эфирные, астральные или ментальные тела.По определению Макария Великого, все эти тела составляют тонкое тело человека ив подробной разработке их нет нужды, так как это неважно для спасения человека.С христианской точки зрения, это лишнее схоластическое знание. Никому неприходит в голову изучать на молекулярном уровне двигатель автомобиля для того,чтобы иметь возможность его включить. Таким же безумием выглядит постижениежизни души человека рациональным психофизическим путем.
Теософияна словах не отрицает христианства, но вполне искренне считает его низшейформой религиозного сознания. Как низшие ступени «вольных каменщиков» открытыдля христианства, а на высших начинается своя религия, так и в кругах теософическогооккультизма только те, кто находятся на низшей ступени, не порывают с ЦерковьюХристовой.
Главныеистины теософии столь же невозможно совместить с апостольскими истинами, какистину воскресения во плоти и живого спасения во Христе с истиной мертвого (внебытия) спасения в бесконечных циклах оккультного «самоусовершенствования...
Теософияреализует стремления падшего, обремененного грехом и не ведущего этой печальнойистины человека завладеть сокрытым от него Творцом знанием.
Надоотметить, что религиозная широта взглядов в теософии на самом деле лишьтактический ход по отношению к христианству. Уравнивание себя в правах схристианством ведет к снижению Евангельского откровения до уровня — пусть посовременному приготовленных — языческих учений и древних лжеучительных систем.Широкое распространение новоязыческих учений, к которым относится и теософия,после почти двухтысячелетнего господства христианской культуры свидетельствуето приближении апокалиптических времен.
Антропософия— антихристианское, оккультно-мистическое учение о человеке, разработанноенемецким теософом Рудольфом Штейнером (1861 —1925).
Подобносвоему близнецу и прямой родоначальнице, теософии, антропософия представляетсобой течение индоевропейского мистицизма, эклектический конгломерат западных ивосточных религиозно-оккультных учений. Антропософия как попытка демократизациитеософии, ее рационализации и приспособления к интеллектуально-психологическомусвоеобразию западного и, в особенности, германского, духа является «протестантизированнойиндийской мудростью» и может быть определена как «теософия made in Germany»1.
Антропософиярассматривает человека как носителя «тайных» духовных сил, выявление которыхстроится в ней на «преодолении», «раскрепощении» традиционного Церковногохристианского опыта, якобы не отвечающего мистическим запросам иинтеллектуальным способностям, с которыми человечество подошло к 20 веку. Именуясебя «разумной теорией Вселенной», теософия осуществляет критический«пересмотр» всех религий, предлагая оккультную трактовку христианства(«христософию») через реставрацию его основ, «заштампованных догматами с первыхвеков», как писал один из неистовых приверженцев этого учения А. Белый.
Антропософияпровозглашает и проповедует не Божественную, а именно человеческую мудрость(греч. "ανυρωπος— человек,δοφια — мудрость) как выражение полноты всестороннеразвитых познавательных способностей человеческой природы2. Наиболеехарактерная черта антропософии состоит в заигрывании с положительной наукой.Позитивистская тенденция, выразившаяся в стремлении сделать антропософию«точной» наукой, «высшим» синтезом науки и религии, наложила отпечаток на стильсочинений самого Штейнера, в подавляющем большинстве сухих наукообразныхтрактатов.
Антропософскоеучение (или штейнерианство) возникло в эпоху глубокого религиозного кризисазападного мира, истощения его духовных и нравственных сил. Оно было порожденовременем, окрашенным апокалиптическими, трагическими тонами общегоумонастроения и мирочувствования, когда почва решительно уходила у всех из-подног. Штейнерианство получило распространение в Германии накануне и после 1-оймировой войны, найдя сторонников прежде всего в среде художественнойинтеллигенции.
Каковаже сущность антропософского учения, проповедуемая его создателем и адептами?Согласно антропософскому учению, первопричиной бытия и основой материальногомира является духовное начало — дух. Все предметы физического мира — болееуплотненные образования, состоящие из духа и души (Animus и Anima)1.Этот дух антропософия трактует как комплекс сознательных духовных существ,деятельностью которых определяются все явления физического мира, постигаемыечеловеческими органами чувств. Человек может проникнуть в сущностьсверхъестественного мира, пробудив в себе деятельность заложенных в его природе«тайных», скрытых органов чувств (духовных органов, аналогичных телесным, типа«огненных колес» и «цветов лотоса»). Сверхчувственное постижение различаетнесколько других миров, которые можно свести к двум: миру души (астральному) имиру духа (духовному).
Мирастральный состоит из того же «вещества», из которого состоят чувствования ижелания человека, его страсти. Мир духовный — из того же «вещества», изкоторого состоят человеческие мысли. Согласно антропософскому учению, человек распадаетсяна несколько самостоятельных сущностей: физическое тело, астральное тело (нечто,что возвращает человека из состояния бесчувственного глубокого сна к состояниюмыслящей и действующей души), человеческого «я» Штейнер предлагает семиричноедробление человеческой природы: физическое тело, эфирное тело, астральное тело,я, дух в себе, дух жизни, духочеловек. Однако это дробление имеет в своейоснове троичное восприятие человека. По Штейнеру, духом управляет законперевоплощения (реинкарнация), телом — управляет закон наследственности, душой— созданная ею самой судьба (карма). Связь души и тела после смерти сохраняетсядо тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к земному бытию1.Развитие человеческих органов, функция которых состоит в общении с обитателями потустороннегомира, осуществляется посредством специально разработанной системы упражненийума, воли, чувств, так сказать, особой психической гимнастики. Штейнер выстроилцелую систему ступеней посвящения с обрядами инициаций наподобие масонских.Начальные ступени включают в себя выработку эвритмии, танцы, участие втеатральных мистериях, автором которых был сам основатель учения. Дляпосвященных читались особые секретные курсы.
Основнаяцель антропософии состояла в том, чтобы привлечь юношество к «тайному учению»,воспитать в нем способность к «духовному созерцанию», делающему прежденедоступные, сверхчувственные дали близкими и освоенными. В необычайномногогранной, кипучей и разносторонней теоретико-практической деятельности Штейнераогромное место отводилось педагогической проблематике. Именно со специфическимпедагогическим воздействием Штейнер связывал будущность антропософскогодвижения. Сам пророк антропософии обладал незаурядными педагогическими способностями,проявившимися блестящееще в годы его студенчества.
Нарусской почве антропософия со времени своего возникновения нашла сторонников влице таких крупных фигур «серебряного века» как Андрей Белый, МаксимилианВолошин, Василий Кандинский. Это свидетельствовало не только о размытости ихиндивидуально-личностного национального самосознания, но и о духовной болезнирусской культуры в целом, пренебрегавшей заветами Святой Руси, СвятогоПравославия. Самым ярким последователем Штейнера в России был Андрей Белый, врусской философии и в русском миросозерцании — характерный выразитель кризиса«рубежа», человек, в сознании которого отсутствовали все «привычноконсервативные пласты духа и опыта — он был существом крылатым, но лишеннымкорней» (Ф. А. Степун).
Вместе с тем сущность антропософскогоучения была глубоко понята, философски проанализирована и обнародованапредставителями русского национально укорененного и духовно ответственногокультурного слоя. В своей книге Э. Метнер пишет, что антропософия находится впротиворечии с творческой философией, которая служит Премудрости,самоотверженно отыскивая истину, устремляясь к ней как к идеалу. Оккультизм жечто-то сдвигает в жизни, в понятии о ней, в ее устроении в угоду найденной имистине1.
Списокиспользуемой литературы
1. БеллаР. Основные этапы эволюции религии в истории общества.– М., 1986. Бердяев Н. А.Теософия и антропософия в России // Собр. соч. П., 1989.
2. БоаКеннет. Лабиринты веры. – М., 1992.
3. БулгаковС., Христианствои штейнерианство // ЖМП. 2000. № 8.
4. ГараджаВ.И. Религиоведение.– М., 1995.
5. ДворкинА. Л. Сектоведение. – Нижний Новгород, 2005.
6. Жизнькак ценность. – М: ИНФРАН, 2000.
7. КривельскаяН. В. Секта: угроза и поиск защиты. – М.: Благовест, 1999.
8. ЛапласП.С. Изложение системы мира. – М., 1982. Гече Г. Библейские истории. – М.,1988. Никольский Н.М. История русской церкви.– М.,1985. Тугаринов В. П. Оценностях жизни и культуры. – М. 1960.
9. МетнерЭ. «Размышления о Гете». Кн. 1. М., 1914.
10. Основырелигиоведения: Учебник / Под ред. Н.И. Яблокова.– М., 1994.– С. 5-171
11. Религиии секты в современной России: Краткий справочник. Новосибирск, 1997.
12. Религиозныеобъединения Российской Федерации/; Справочник. М., 1996.
13. СоловьевВ. «Современная жрица Изиды», СПб., 1896 г.
14. СпиркинА. Г. Философия. М., 2004.