Своеобразие этикиКорана
Своеобразие Кораназаключается в том, что Мухаммад не создал моральной доктрины. Этика, считаетспециалист в области морали Гусейнов А.А., как бы растворилась в егомировоззрении: в теоретической части совпадая с верой, в нормативной — справом. Однако отсутствие этики в привычном европейском смысле данного понятия(как особой сферы знания и культуры) не означает отсутствия в Коране этикивообще. Все те нормы, которые входят в Декалог и Нагорную проповедь исоставляют содержание того, что именуется естественной нравственностью,представлены также и в Коране. Это и понятно ведь Коран продолжает традициииудаизма и христианства. [Попов Б. Этика. Курс лекций. 1999.-с. 179-188]. Рассмотримдля примера отношение к насилию. Коран признаёт справедливость норм равноговоздаяния, прямо ссылаясь на Моисеев закон. В данном случае Мухаммад не столькопредписывает возмездие за убийство, сколько принимает его как правовуюреальность. Он поощряет замену справедливого возмездия материальнымвознаграждением, считая, что такая замена угодна Богу.
Гусейнов видитэтическое своеобразие Корана в том, что там нравственные нормы даны в ихнерасчленённой слитности с др.формами регуляции межчеловеческих отношений,религиозным ритуалом, обычным правом, юридическим законодательством.Нравственность в Корана не систематизирована в виде определённого кодекса.Здесь есть единые предписания (типа запрета на употребление свинины или вина),есть нормы, регулирующие отношения в определённых сферах (в браке, в вопросахнаследования и т.д.), есть понятия, обобщающие конкретные нравственныеотношения и добродетели (справедливость, милосердие, совесть, щедрость и др.),но нет понятия и термина, соответствующего понятию этики (или морали). Поэтому,по мнению Гусейнова, этика Корана представляет собой особую линию развитияморали. Это этика конкретных норм. Её особая проблема — как и что надо делатьне вообще, а вполне конкретно, в каждой сфере жизни, каждый день. Так,мусульманину запрещается есть свинину, но если окажется, что кроме свинины естьнечего, то можно от запрета и отступить. Существует и пост, но он нераспространяется на беременных женщин или тех, кто находится в неволе.
Весьма сложно сегодняпроинтерпретировать в терминах нравственности требование распространять ислам«мечом» и идею «газавата», или «джихада» — священной войны против неверных. Хотя в мягкой форме Гусейнов, не говоря обэтом прямо, формулирует некоторое возможное объяснение: Мухаммад — не Христос,у него нет заповеди любви к врагам. Мусульмане считают, что Коран, данныйМухаммаду на арабском языке, не м.б. переведён ни на какие др.языки.