Реферат по предмету "Религия и мифология"


Сербская православная церковь

Посообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошлопри византийском императоре Ираклии (610-641 гг). Дальнейшее распространениехристианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 г.по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал кним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов вомногом способствовала деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Влияние миссиипросветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых былисвв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Современи свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождениесочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первуюочередь это была различная агиографическая литература.
Величайшейфигурой в истории Сербской Церкви и всего сербского народа по праву можноназвать святителя Савву. Растко, так звали в миру будущего святителя, былмладшим из cыновей великого жупана Стефана Немани. Он родился около 1175 г. и сранних лет проявлял особое стремление к молитвенному подвигу. Когда ему было 17лет, он тайно ушел из дома на Афон с одним русским монахом. На Святой горе онподвизался сначала в русском монастыре св. Пантелеимона, где принял монашескийпостриг c именем Савва. Затем он продолжил свои подвиги в греческом монастыреВатопете. Своим смирением и строгой жизнью молодой монах превосходил многихафонских подвижников.
В1196 г. отец будущего сербского святителя отказался от престола в пользу своегосреднего сына Стефана. Вскоре после этого он принял монашеский постриг с именемСимеона в Студенецкой обители. На следующий год монах Симеон переселился к сынуна Афон и жил с ним в одной келии до своей блаженной кончины.
Понастоянию братии Савва со временем принял на себя управление Хиландарскойобителью, которая восстанавливалась щедротами его отца. Вскоре в Сербииначались нестроения. Брат Саввы Стефан обратился в нему с просьбой о помощи. Вэто время их старший брат Вукан при помощи венгров захватил часть сербскихземель и объявил себя королем. Для достижения своих тщеславных целей Вуканподчинился папе, и в его владениях были приняты некоторые правила РимскойЦеркви. Cв. Савва по просьбе своего брата перенес мощи их отца – св. СимеонаМироточивого — в Студенецкую обитель и сам остался в ней. Затем он отправился спроповедью по всей стране, примирил братьев, и в сербских землях воцарился мир.
В1219 г. св. Савва исходатайствовал у греческого императора иКонстантинопольского Патриарха для Сербской Церкви право иметь своегоавтокефального архиепископа. Константинопольский Патриарх Мануил рукоположилсв.Савву в сан архиепископа и признал самостоятельную Сербскую архиепископию.По возращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основалвосемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников –подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылалисьсвященники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизньсербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей МалойАзии и Палестины.
Послезавершения строительства Жичского монастыря, в него была перенесена архиепископскаярезиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской церкви, в которыхпринимали участие все епископы, игумены и многие священники. Св.Cаввой былоснован знаменитый Печьский монастырь, в XIV в. ставший столицей Сербскихпатриархов. Огромную роль сыграл св.Савва и в укреплении сербскойгосударственности. В 1221 г. в Жиче на праздник Вознесения Господня свт.Саввакороновал своего брата Стефана королевским венцом. Первый сербский корольотныне подписывался как Стефан Первовенчанный. Во время этого события Саввапроизнес свою знаменитую известную Жичскую беседу о православной вере.
Ужебудучи архиепископом Савва дважды посещал Святую Землю – в 1229 и 1234 гг. Всвое первое путешествие в 1229 г. он приобрел на нужды сербских монахов ибогомольцев монастыри св.Георгия в Аконе и св.Иоанна Богослова на горе Сион.Перед свои вторым путешествием он передал правление Сербской Церковью своемуученику Арсению Сремцу. Весной 1234 г. он отправился на Святую землю.Возвращаясь из своего паломничества 14/27 января 1236 г. великий сербскийсвятитель отошел ко Господу в болгарском городе Трнове. В 1237 г. его племянниккраль Владислав перенес тело святого в монастырь Милешево.
Преемникисвятого Саввы активно продолжали его дело, имея всегда перед глазами его образ изаветы, они говорили и писали, что сидят на его престоле. Из-за слабойзащищенности Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествиятатар (1242), а позднее — болгар и куманов (1253). Поэтому Архиепископ Арсенийперенес кафедру Архиепископии из Жичи в Печ, где среди живописных окрестностей,у самого входа в Руговское ущелье построил церковь во имя Святых апостолов.Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Печи, то снова вЖичи. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденцияАрхиепископа не была окончательно перенесена в Печ.
Почтивсе Сербские Архиепископы были воспитанниками Хиландара, ставшего первой высшейсербской школой, дававшей знания, какие только могла дать византийская культуратого времени. Среди них было немало талантливых церковных писателей. Особоследует отметить святителей Никодима (1317-1324), написавшего второй Типик, иДаниила II (1324- 1337), перу которого принадлежит “Жизнь кралей иАрхиепископов Сербских”.
Послепорабощения в XIV в. сербских земель турками Печьские патриархи служилиобъединяющим началом для сербов. Нередко именно патриархи обращались кхристиански правителям Европы с призывом поднять оружие на завоевателей.
Сраспадом единого Сербского государства на землях, некогда входивших в егосостав, жизнь Православной Церкви имела свои региональные своеобразия.
Черногорскоекняжество до второй половины XIV в. входило в состав сербского государства, нопосле смерти Стефана Душана Зета отпала от Сербии. В 1485 г. князь ИванЧерноевич перенес кафедру митрополита Зетского в главный город своего владенияЦетинье. Несмотря на постоянные военные экспедиции, турки так и не смоглиполностью завоевать Черногорию. В конце XVII в., черногорцы выбрали своимправителем и митрополитом Даниила Петровича Негоша и под его предводительствомодержали ряд славных побед над турками. С этого времени Черногорскиемитрополиты управляли страной, соединяя в своем лице гражданскую и духовнуювласть. Так продолжалось вплоть до 1857 года.
Православныесербы издавна проживали в землях вошедших в последствии в Австро-Венгерскиевладения. Многие сербы бежали в Австро-Венгрию, спасаясь от преследованийтурок. Переселенцы основывали новые православные епархии, которые находились взависимости от Печьской патриархии. С переселением в 1690 г. в Австрийскиевладения Печского патриарха Арсения (Черноевича) с большим количеством сербовбыла основана самостоятельная сербская митрополия. Первым митрополитом сталАрсений (Черноевич). Митрополичья кафедра прибывала в разных местах, а в 30-хгг. XVIII в. обосновалась в Сремских Карловцах. В 1848 г. сербы с согласияавстрийского правительства провозгласили своего митрополита патриархом, новпоследствии им было отказано в этом титуле. Избрание митрополита и обсуждение важныхцерковных и народных дел принадлежало церковно-народному собору, состоявшему издепутатов от духовенства и народа. Собор собирался раз в три года с разрешенияправительства. Имелись отдельные епархии.
СербыДалмации долгое время находились под властью Венецианской республики.Православные не получали права иметь своего епископа и обращались по всемцерковным вопросам к сербским епископам из Сербии и Боснии и Герцеговины.Только после того как Далмация перешла во владение французов, здесь в 1810 г былаоткрыта православная епископская кафедра. В 1815 г. по решению Венскогоконгресса Далмация перешла под власть Австрии, и далматинская епархия былаподчинена Карловацкому митрополиту. Епископская кафедра первоначальнонаходилась в Шибенике, а с 1841г. переместилась в Задар. В 1871г. была открытаеще одна кафедра в Которе. В Задаре находилась духовная семинария. Одним изепископов Задарских был магистр Киевcкой духовной академии Никодим Милаш, чейкапитальный труд “Курс православно-церковного права” имеется в русскомпереводе. В 1873 г. обе кафедры были подчинены Буковинскому митрополиту.
ПослеПервой мировой войны было образовано королевство Cербов, Хорватов и СловенцевЮгославия, в состав которого вошли Босния и Герцеговина, Черногория и Далмация.Возникла реальная возможность объединения всего православного населения этихземель под одной церковной властью. В мае 1919 г. в Белграде состоялся соборепископов всех сербских епархий, на котором было провозглашено духовное иадминистративное единство Сербской Церкви на территории Югославии. Быланаправлена соответствующая просьба Константинопольскому патриарху, которыйвскоре прислал синодальный томос о признании восстановления единой СербскойПатриархии. Первым патриархом был избран выдающийся сербский иерарх митрополитДимитрий. Его преемником стал избранный в 1930 г. сараевский митрополитВарнава, в свое время живший и учившийся в России. При нем в Белграде быловоздвигнуто новое здание патриархии. После смерти патриарха Варнавы новымпредстоятелем Сербской Церкви стал митрополит Черногорский Гавриил. Местомпребывания Сербских патриархов были Белград и Сремские Карловцы. Настолованиепатриархов происходило в древнем Печском монастыре.
Тяжелыеиспытания постигли Сербскую Православную Церковь во время Второй мировой войны.В 1941г., сразу после оккупации Югославии, немцы арестовали Сербского патриархаГавриила. Пройдя через тюрьмы Сараево и Белграда, Предстоятель Сербской Церквивместе с епископом Жичским Николаем был оправлен в концлагерь Дахау.Православная Церковь переживала великие гонения на всей территорииоккупированной Югославии. Особенно тяжелым было положение Сербской Церкви вновообразованном Независимом Хорватском Государстве (НДХ). Так в Сремскойепархии было разрушено 44 храма и монастыря, в Горнокарловацкой 157 церквей, вСлавонской 55 храмов было разрушено до основания, разорено три манастыря и 25приходских домов. В одном только Босанском районе Далматинской епархии былоразрушено и сожжено 18 церквей, многие храмы были осквернены, и совершение богослуженияв них стало невозможным.
Такоеже положение было и в других епархиях на территории НДХ. Сотни православныхсвященников было убито, отправлено в концентрационные лагеря и изгнано с родныхмест вместе со своей многотысячной паствой. Часто православных христианнасильственно обращали в католичество. Сотни монастырей, церквей и часовен былиразрушены и разграблены. Судьбу своей Церкви разделили и многие архипастыри. Завремя II Мировой войны Сербская Церковь потеряла девять архиереев.От рук хорватскихусташей погибли митрополит Дабробосанский Петр (Зимонич), епископ БанялукскийПлатон (Йованович), епископ Горнокарловацкий Савва (Трлаич), немецкими властямибыл расстрелян епископ Чешско-Моравский Горазд (Павлик). Митрополит ЗагребскийДосифей претерпел пытки и издевательства в тюрьме Загреба, и вскоре, послетого, как был перевезен в Сербию, скончался от полученных ран. Такая же судьбапостигла епископа Захумско-Герцеговинского Николая. Многие епископы былиизгнаны или интернированы оккупационными властями и не имели возможностиокормлять свою паству. На своих кафедрах остались только девять епископов. Вотсутствие патриарха Гавриила руководство Сербской Церковью осуществлялмитрополит Скопльский Иосиф.
Послеокончания Второй мировой войны к власти в Югославии пришли коммунисты подруководством Иосифа Броз Тито, и страдания Сербской Церкви не прекратились.Власти разрешили возвращение Сербского патриарха Гавриила на родину только вноябре 1946 г. Прибыв 14 ноября в Белград, Патриарх сразу же столкнулся смногочисленными проблемами в организации нормальной жизни Церкви. Епископы исвященники подвергались арестам и заключениям на продолжительные сроки, многиепопадали в тюрьму без всякого суда и следствия. Большое количество священниковбыло убито. В окрестностях Аранджеловца был убит митрополитЧерногорско-Приморский Иоанникий. Епископ Бачский Ириней (Чирич) 17 месяцевсодержался под домашним арестом. Уже после снятия ареста владыка был сильноизбит и после тяжелой болезни скончался. Митрополит Скопльский Иосиф 18 месяцевнаходился в заточении в монастырях Жича и Любостиня, после чего он тяжелозаболел. Митрополит Черногорско-Приморский Арсений (Брадваревич) и викарныйепископ Хвостанский Варнава (Настич) прошли через многолетнее заключение.
Государствогрубо вмешивалось в жизнь Церкви: были изъяты все метрические книги, введенгражданский брак, прекращено преподавание закона Божия в школах, финансовыесредства на содержание священников находящихся на покое перешли в собственностьминистерства труда. Священнослужители были лишены всякой социальной защиты.Законом об аграрной реформе у Церкви было отнято 70.000 гектаров обрабатываемыхземель и лесных угодий, национализировано 1180 церковных зданий. Отнято большоеколичество епископских резиденций. Но еще страшней было разрушение монастырей ихрамов. кое-где местные власти препятствовали клирикам осуществлять своеслужение. В южной Сербии епископам было запрещено возвращаться на свои кафедры,а священникам на приходы, в связи с чем в этих районах долго не могланаладиться нормальная церковная жизнь.
Насостоявшемся в 1948 г. Архиерейском Соборе было принято решение о переводеЧешско-Моравская епархия СПЦ под юрисдикцию Русской Православной Церкви.
Свозобновление нормальной работы духовных учебных заведений дело тоже обстоялонепросто. Государственные власти долго не давали разрешение на начало работыбогословских школ под предлогом отсутствия необходимых условий. После войны сбольшими трудностями продолжал свою работу Богословский факультет в составеБелградского университета. Работа Призренской семинарии возобновилась только в1947 году, а Белградской семинарии Св. Саввы в 1949 г. Не лучше обстояло дело сиздательской деятельностью. С 1949 г. перестал выпускаться Большой Церковныйкалендарь. “Вестник Сербской Православной Патриархии” во время войны и в первыепослевоенное время выходил нерегулярно, а с 1 марта 1946 г. выпускался раз вмесяц. C 1946 начал издаваться маленький карманный календарь. С 1949 г.издавалась газета для приходского духовенства “Вестник”.
ПатриархГавриил скончался 6 мая 1950 года. 2 июля того же года состоялась интронизациянового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова), который принадлежал вчислу наиболее одаренных иерархов СПЦ. Несмотря на давление со стороны властейему удалось избежать признания самопровозглашенной “Македонской ПравославнойЦеркви”. Большой заслугой патриарха Викентия является то, что священнослужителии лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинскоеобслуживание. Патриарху Викентию пренадлежат заслуги в восстановлении братскихсвязей с Поместными Православными Церквями, ослабнувших за время Второй Мировойвойны. При Патриархе Викентии была основана газета “Православный миссионер”,которая со временем стала самым многотиражной периодическим изданием СПЦ. C1957 года снова стал выходить журнал Богословского факультета “ Богословие”. В1958 году был основан журнал “Православная мысль”, посвященный богословскойлитературе и различным вопросам церковной жизни. 5 июля 1958 године патриархВикентий внезапно скончался после очередного заседания Священного АрхиерейскогоСинода. Спустя два месяца после его смерти, 13 сентября 1958 г., новымпредстоятелем Сербской Церкви бып выбран епископ Жичский Герман (Джорич),занимавший трон Сербских патриархов более тридцати лет.
Вправление патриарха Германа осуществлялась реставрация и строительство храмов.Было построено новое здание Богословского факультета. Одной из главных заслугпатриарха Германа явилось открытие в 1964 году Семинарии во имя Св. Арсения вСремских Карловцах. В монастыре Крка (Далмация) была открыта двухгодичная ипятигодичная семинарии. Возобновилась работа монастырской школы в Овчаре, а в1967 году такая же школа открылась в монастыре Острог. В начале 1986 года началсвою работу Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Либертвилле(США). При Богословском факультете в Белграде открылся Богословский институт сдвухгодичным курсом обучения. Развивалась издательская деятельность СПЦ. C1965 г. снова стал выходить большой Церковный календарь, а с 1967 г. новостнойбюллетень Сербской патриархии “Православлье”. Стало печататься детское издание“Светосавско Звонце”(“Святосавский колокольчик”). В 1968 г. стал выходитьбогословский сборник “Теолошки погледи” (“ Богословские взгляды”). Периодическина английском языке выходило обозрение “Српска Православна Црква у прошлости исадашньости” (“ СПЦ в прошлом и настоящем”). За время патриарха Германа былоосновано несколько новых епархий. В то же время в СПЦ произошло два раскола: в1963 году Американский, который был в последствии преодолен, и в 1967 годуМакедонский, продолжающийся до сих пор.
В1990 году Патриарх Герман, в связи с болезнью, был отправлен на покой. 1декабря 1990 года новым предстоятелем Сербской Церкви был выбран епископРашко-Призренский Павел. Одним из первых дел нового предстоятеля СПЦ повступлении на патриарший престол было начало работы по преодолению церковногораскола в Америке и Канаде. В результате в 1992 было восстановлено долгожданноеканоническое единство.
РаспадЮгославии сопровождался кровопролитными и разрушительными военнымистолкновениями на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины. Сербский народбыл изгнан из многих районов на территории этих бывших республик СФРЮ вместе сосвоими епископами и священниками. В огне войны оказалось десять епархийСербской Церкви. Как и во время Второй мировой войны разрушению подверглосьбольшое количество православных храмов. Некоторые архиереи вынуждены былипокинуть места своего служения. При этом храмы, монастыри, церковные здания иправославные кладбища, разрушались как в ходе ожесточенных боевых действий, таки после изгнания сербского населения в целях уничтожения памятников сербскойкультуры. К этому прибавились страдания Сербской Православной Церкви в Косово иМетохии, особенно после начала агрессии НАТО и размещения на этих территорияхмеждународных сил КФОР. По официальным данным уже с июня 1999 года по настоящийдень здесь уничтожено, повреждено и осквернено около 110 храмов и монастырей.
Одновременнос этим во многих епархиях СПЦ происходит возрождение и оживление церковнойжизни, было построено значительное число новых храмов и других церковныхобъектов. За время управления Сербской Церковью патриархом Павлом совершенобольшое количество епископских хиротоний. Основано несколько новых епархий.Возобновил свою работу ряд духовных учебных заведений. Не смотря на трудностипроисходит постепенное восстановление церковной жизни в разоренных войнойепархиях. Знаменательным событием является продолжающееся строительство вБелграде самого большого в Европе православного храма – собора Святого Саввы.
Внастоящее время в СПЦ насчитывается более 3500 приходов, 204 монастыря,около1900 священников, 230 монахов и 1000 монахинь. В настоящее время уСербской Церкви есть шесть семинарий: в Белграде, Сремских Карловцах, Нише(Призренская семинария перемещенная в 1999г в г.Ниш), Цетинье, в монастыре Кркаи Крагуевце. Действуют два богословских факультета в Белграде и Либертвилле, атакже Богословский институт при Богословском факультете в Белграде и Духовнаяакадемия в Србинье. В семинариях обучается более 1000 учащихся, а набогословских факультетах и академии более 1000 студентов. Помимо этих учебныхзаведений в 1993 г. Сербской Церковью была основана в Белграде Академияискусств и реставрации с несколькими отделениями – иконописи, фресковойживописи и реставрации.
Осенью2000 г. позиция Сербской Православной Церкви сыграла значительную роль впредотвращении трагических событий во время смены власти в Югославии. В последнеевремя произошли серьезные изменения во взаимоотношениях Сербской ПравославнойЦеркви и государственных органов Югославии. Можно с уверенностью сказать оросте авторитета Сербской Церкви как внутри страны, так и на международнойарене.
Список литературы
АндрейШестаков. Сербская православная церковь.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :