Реферат: правовое регулирование социальной защиты Правовое регулирование социальной защиты Проблема соотношения и взаимосвязи понятий “государство—общество—человек” сложна и многоаспектна, она имела различное содержание на разных этапах исторического развития. Однако в ней имелось нечто общее в содержании, что выявляли исследователи разных поколений, в том числе и отечественные. Так, еще в начале XX в. Л.А. Тихомиров выработал концепцию, не потерявшую значения
и в наши дни. Он определял “государство как союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью”. Идеи Л.А. Тихомирова во многом разделял выдающийся государствовед И.А. Ильин. Важно подчеркнуть, что эти и другие русские мыслители рассматривали интересующую нас проблему неразрывно с “сознанием достоинства власти”. Применение названных критериев к современной мировой и
отечественной практике показывает их особое значение для анализа государства, его институтов, определяющих отношения государства с обществом, целостными социальными группами и отдельными людьми. В последние годы на смену терминам “социалистическое государство”, “советское государство” пришел термин “социальное государство”, а понятия “благосостояние советского народа”, “рост жизненного уровня советских людpей”, “все во имя человека — все для блага человека” заменены понятием “социальная защита населения”.
И это не формальная замена терминов: за ней стоит смена общественного и государственного строя и как следствие — коренное изменение социального положения людей. В СССР проблема социально-правовой защиты населения как самостоятельная не рассматривалась, поскольку внутренними характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т.д.
Общепризнанно, что советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, государственное страхование трудящихся, отдельные виды обеспечения по государственному социальному страхованию). Коренным образом изменилось положение большинства населения в постсоветской России. Сегодня термины “социальная защита”, “право социальной защиты” прочно вошли в законодательство,
лексикон политических и государственных деятелей, ими пестрят страницы периодических изданий. В русском языке для перевода широко распространенного во многих странах термина “social security”, обозначающего систему социальной защиты, в советский период применялся термин “социальное обеспечение”, хотя на русский язык его можно переводить как “социальная безопасность”, “социальная защищенность”, “социальные гарантии”, “социальная защита”. Понятие “социальное обеспечение” не является адекватным
понятию “social security”, поскольку социальное обеспечение отражает в себе одну из форм развития института социальной защиты, где преобладали принципы непосредственно государственной организации социальной защиты с очень ограниченным использованием. Достаточно сказать, что социальное обеспечение в СССР осуществлялось в своем роде впервые в мире. Это было объединяющее понятие различных регулируемых законом форм распределения и перераспределения государством части национального дохода, а также предоставления
услуг в основном для обеспечения старости и нетрудоспособности. Другое положение в современной России, где подавляющее большинство населения нуждается в социальной защите: к пенсионерам и нетрудоспособным добавились миллионы безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных и других лиц. Это следствия, прежде всего, развала СССР, разрушения экономики, межнациональных конфликтов, катастрофического
падения нравственности в обществе и т.п. Сегодня для российской действительности чрезвычайно важной представляется выработка конструктивной социально-экономической политики, вытекающей их нее концепции реформ и как следствие и одновременно основа успешности этих реформ — концепции взаимоотношений государства и человека. Проблема состоит в том, что народу России власти внятно не объяснили, какие общество и государство строятся в постсоветской России, т.е. ради чего народовластие было насильственно заменено “демократией”.
Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством (ст. 1). Однако создатели Основного закона понимали, что такая характеристика государства не отвечает в полной мере представлениям и стереотипам большинства населения страны: СССР удалось реализовать главнейшую обязанность государства — гарантировать право каждого “на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на
непрерывное улучшение условий жизни” (ст. 11 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах). Видимо, в этой связи ч. 1 ст. 7 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ построена по принципу “государство для человека”, но этот принцип для большинства населения
пока не осуществляется. Коренные вопросы, определяющие формы и механизмы реализации идеи социального государства, место и роль структур гражданского общества в организации социальной защиты населения не нашли своего концептуального и законодательного решения, то есть в нашей теории образовался вакуум: нет концепций взаимоотношений государства и гражданина в посттоталитарном обществе. Иными словами, провозглашение России социальным государством — пока декларация, в отличие от
СССР (“тоталитарного государства”), ставшего, по общему признанию, в реальности социальным государством. Многочисленные дискуссии, ведущиеся по поводу перспектив создания социального государства в России, свидетельствуют об актуальности этой проблемы. Это и понятно, поскольку российское общество нуждается сегодня в объединяющей идее, которой может стать идея социального государства и ее практическая реализация.
Исходя из сказанного, дальнейший анализ социального государства будем вести, опираясь на зарубежный опыт и концепции данной проблемы. Что есть социальное государство? “Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или
свести к минимуму неоправданные социальные различия”. Другие определения: социальным “называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности”; “государство, принимающее на себя ответственность за положение дел в социальной сфере, а стало быть, рассматривающем политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций” и т.д.
Исходя из анализа мнений российских и зарубежных ученых, а также обобщения практики конституционного закрепления принципа социального партнерства и его реализации в ряде стран мира констатируется, что “социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем
социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества”. Эта и другие формулировки и определения социального государства, по нашему мнению, грешат некоторой “суженностью” содержания и недостаточной конкретностью. Дело в том, что они, с одной стороны, игнорируют требования и нормы международного права и международных
договоров РФ, которые являются частью правовой системы России со всеми вытекающими отсюда последствиями. С другой стороны, рассмотренные формулировки не содержат важнейшего компонента (“точки отсчета”) — показателей достойного уровня жизни человека и гражданина. В этих определениях также не предусмотрена ответственность государства за необеспечение достойного уровня жизни. Наконец, ничего не говорится о месте и роли органов местного самоуправления, в реализации
задач социального государства. Да, эти органы не входят в систему органов государственной власти, но, на наш взгляд, в сегодняшней России, когда государство все в большей степени “спускает” решение вопросов социальной защиты населения на уровень субъектов РФ и органов местного самоуправления, их роль актуализируется (как и роль общественных организаций). Таким образом, функционирование социального государства в России неразрывно связано с поиском и нахождением адекватного социал-демократического ответа на вызов
глобализации. Правовые формы деятельности социального государства вытекают из ее содержания и, с учетом его специфики, имеют формы правотворчества “традиционного” государства. Как известно, с точки зрения права формы деятельности государства подразделяются на: правотворческую деятельность — создание государством законов и нормативных правовых актов; правоисполнительную деятельность — деятельность по реализации государством законов и нормативных правовых актов; правоохранительную деятельность
— ответственность государства за нарушения исполнения законов и нормативных правовых актов. Специфическим моментом для сегодняшней России в этой сфере является вопрос об исторической ответственности государства за перемены в социальном положении населения, что напрямую связано и вытекает из правовых форм деятельности Российской Федерации как социального государства и охватывает все три указанные ее формы. В этой связи в первую очередь следует: четко определить границы обеспечиваемых государством базовых
социальных гарантий; выделить основные приоритеты социальной политики; продумать конкретные механизмы смягчения заложенных в самой идее социального государства противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности. Из теории государства и права следует, что регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию государства и права. Много лет дискуссионной остается проблема выделения специальной группы прав — социальных прав человека
— и включения ее во Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.). Аргументы против такого выделения: нельзя возводить в ранг международных и обязательных те права, которые напрямую связаны с экономическими возможностями государства. Очевидно, что возникновение многих социальных прав у конкретной личности происходит не в момент рождения, а при появлении указанных в законе юридических фактов.
Социальные права часто рассматриваются в качестве “прав второй категории”, которые не предусматривают никаких гарантий по их реализации. СССР критиковал такую позицию и добился принятия Пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Социологи дают свою трактовку социальных прав человека. Социальные права (entitlements) — права на выплаты по социальному обеспечению, существующие в наиболее
современных обществах для всех граждан, но являющиеся также предметом спора. Так, Л. Мид доказывал, что одностороннее толкование социальных прав привело к пренебрежению “обязательствами”. Все западные капиталистические государства испытывали финансовые проблемы в обеспечении благосостояния и капиталистического накопления. С другой стороны, социальные права на высоком материальном уровне необходимы для сохранения и расширения современной концепции гражданства и прав граждан.
Те же социологи предлагают понятие права граждан (citizen rights), которые записаны за или могут быть потребованы гражданами, особенно в современных государствах. Согласно Т. Маршаллу, можно выделить три существенных свода прав: гражданские — право на свободу слова и доступ к информации, свободу союзов и организацию, равенство перед законом; политические — право избирать и быть избранным в политический орган на свободных выборах; социальные и экономические — право на благосостояние,
социальное обеспечение и, возможно, полную занятость, но обычно ограничиваемое соучастием в управлении экономическими организациями, ослаблением прерогативы администраторов на управление использованием своих капиталов. Предоставление прав гражданам в современных обществах отчасти отражает результат изменения ситуации, и насилие в них может использоваться правительством только в качестве крайнего средства. Следовательно, чтобы эти режимы могли рассматриваться хотя бы до некоторой степени как политически
легитимные, население надо мобилизовать и завоевывать в культурном и идеологическом отношениях. Однако в то же время такие права завоевывались посредством конфликтов. Хотя теоретики, подобные Маршаллу, считают расширение гражданских прав подрывом или, по крайней мере, “приручением” и институционализацией классового конфликта, другие предпочитают подчеркивать сохранение роли классового конфликта в защите и расширении таких прав за рамки ограничений, в которые они обычно
помещены в капиталистических обществах. В многочисленных международных правовых актах разных уровней проводится мысль об юридической обязательности как гражданских и политических, так и социально-экономических прав, их взаимосвязи и нераздельности. Речь идет прежде всего о том, что любые признанные и гарантируемые государством в законодательном порядке права, свободы и обязанности не должны противопоставляться или трактоваться в ущерб другим, поскольку в своей совокупности они образуют правовой статус человека.
При этом очевидно, что реализация социально-экономических прав людей связана с долговременной целенаправленной государственной политикой, конституционным строем, способным связывать народ с государственными органами, рациональным характером государственности. В то же время необходимо учитывать, что “человек нашего времени — заложник властных организаций, обреченный быть объектом управления либо, что не лучше, субъектом навязанных ему принудительных взаимодействий”. В современной зарубежной и отечественной литературе появились
высказывания о том, что социальные права граждан предполагают их закрепление не на уровне конституции, а на уровне текущего законодательства. Истоки подобных взглядов тесно связаны с реальной обстановкой в стране, когда многие права граждан лишь декларируются (право на бесплатное жилище для малообеспеченных, право на свободное передвижение и выбор места жительства и т.д.), а воплощение других не приводит к достижению заложенных в них целей (право на социальную защиту и поддержку семьи, материнства и детства
и т.д.). Для современной России проблема социальных прав человека особенно остра. В этой связи представляет интерес следующая трактовка: “Социальные права человека — совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся право на социальное обеспечение, право на образование,
право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. Социальные права человека закреплены на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В некоторых развитых демократических, а также развивающихся странах социальные права человека стали провозглашаться на конституционном уровне в период после второй мировой войны, однако, как правило, без признания возможности их судебной защиты. В Российской
Федерации социальные права человека закрепляются в ст. 38—41 и 43 Конституции РФ”. Социальная защита — политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.
В действующем социальном законодательстве РФ понятие “социальная защита” используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов
и т.д. Следовательно, социальная защита населения — это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры. Из этой формулы со всей очевидностью следует, что проблематика социальной защиты населения гораздо шире круга вопросов, решаемых социальным обеспечением, а последнее можно рассматривать
как важнейшую составляющую первой. Реализация социальных гарантий — одна из наиболее острых проблем в России. Формально Конституция РФ зафиксировала основные социальные права граждан, но в ней не содержится положений относительно механизма осуществления социальных гарантий (кроме ссылок на то, что “обиженные” граждане могут жаловаться в суд, что бесполезно, ибо суд не может заставить правительство соблюдать конституционные гарантии). В настоящее время активно формируется законодательство, регламентирующее
сложные и многоуровневые вопросы социальной защиты различных категорий населения (приняты десятки федеральных законов, например, о занятости населения, о статусе военнослужащих, о ветеранах, о беженцах). Следовательно, нормы социального законодательства чрезвычайно многообразны. Отношения в сфере социальной защиты населения — это разновидность общественных отношений, поэтому на их правовое регулирование распространяются те же основные принципы, которые используются при регулировании
общественных отношений в целом. Особенность этого регулирования состоит в том, что оно ведется по двум тесно связанным между собой направлениям:первое — правовое регулирование организации социальной защиты, второе — правовое регулирование социальной защиты. Предметом правового регулирования социальной защиты населения является: защита трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального
страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения; социальная защита отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и др.), проживающих (пребывающих) на территории России и нуждающихся в социальной защите; деятельность органов социальной защиты. Государство создает финансовую базу и организационные структуры для реализации гражданами конституционного
права на социальную защиту. Организационно-правовыми формами социальной защиты населения являются: обязательное социальное страхование; обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета; государственная социальная помощь. Эти формы отличаются друг от друга по кругу (субъектам) обеспечиваемых, источникам финансирования, видам выплат, управленческим структурам. Во всех видах рассматриваемых отношений обязательно участвует
орган исполнительной власти, без которого отношения по социальной защите населения возникнуть не могут, так как только эти органы выражают исполнительную власть государства в этой сфере (такие отношения не могут возникнуть между гражданами или общественными объединениями). Управленческие отношения в области социальной защиты населения в зависимости от целей их направленности можно разделить на: 1) внутренние (внутриорганизационные), связанные с формированием управленческих
структур, определением прав, обязанностей и ответственности их должностных лиц; 2) внешние, связанные с непосредственным воздействием на объекты (граждан, их общественные объединения), не входящие в систему исполнительной власти. Методы правового регулирования отношений по социальной защите населения имеют свою специфику. Общеизвестно, что правовые средства, способы воздействия заложены в самой природе права и представляют следующие юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.
Большинство общественных отношений, составляющих пред¬мет социального права, исключает юридическое равенство их участников, является властеотношениями, поэтому преимущественно используется первый способ воздействия, который характеризует метод как императивный. Содержание метода правового регулирования социальной защиты населения заключается: 1) в установлении определенного порядка действий, т.е. предписании поступить только так, а не иначе
(например, нарушение норм, устанавливающих обязанности безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, влечет применение к ним санкций, предусмотренных законодательством; 2) в запрещении определенных действий под страхом применения ответственности (например, направлять жалобу гражданина на рассмотрение должностному лицу, действия которого обжалуются); 3) в предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного поведения (например, выбрать один
из видов пенсионного обеспечения); 4) в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные нормой действия (например, право гражданина на обжалование нарушения его прав на социальную защиту со стороны государства). В системе социально-правовой защиты населения можно выделить: общую часть, включающую: нормы, характеризующие понятие, предмет, метод, функции и принципы социальной защиты населения; нормы, связанные с процессом
и механизмом правового регулирования отношений в сфере социальной защиты населения; нормы, определяющие сущность правоотношений, содержание, стандарты (объемы) и гарантии социальной защиты. Важнейшее место в общей части занимают нормы, отражающие основные положения социальной политики государства; особенную часть, включающую: нормы, составляющие институты социальной защиты населения (защиты трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного
социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения); правовой статус и функции государственных органов и служб социальной защиты населения, структур органов местного самоуправления, а также общественных объединений граждан; нормы, определяющие порядок и условия организации и осуществления социальной защиты; нормы, характеризующие правовое положение благотворительных организаций. К сожалению, в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт (основы законодательства
или кодекс) в сфере социально-правовой защиты населения. В последние годы одним из направлений законотворческой деятельности стала формулировка принципов правового регулирования социальной защиты населения (см. Федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (1995 г.), “Об основах обязательного социального страхования” (1999 г.) и др.). Из теории права известно, что принципы права — это основные исходные положения, определяющие
цели правового регулирования, дающие ему общее направление, предопределяющие основные тенденции регулирования общественных отношений. Правовые принципы существуют объективно, они реально заложены в праве. По сфере действия эти принципы принято классифицировать на: 1) общеправовые, свойственные всем отраслям права; 2) межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;
3) отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; 4) внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов. Соблюдение принципов права обеспечивает единообразие развития и функционирования правовой системы. К отраслевым принципам социального права относятся: всеобщность; финансирование за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета; дифференциация оснований предоставления
социальных выплат и услуг в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, прожиточного уровня в регионе, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств (страховых случаев), установленных законом, и возможность одновременного получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях обеспечения потребностей граждан.
Например, принцип защиты граждан от безработицы и их материальное обеспечение при наступлении нетрудоспособности и по достижении определенного возраста состоит в том, что государство берет на себя обязательства перед обществом заботиться о сохранении существующих и создании новых рабочих мест, осуществлять мероприятия по обучению граждан новым профессиям, ограничивать власть работодателя по увольнению работников и в судебном порядке восстанавливать на работе необоснованно уволенных, обеспечивать осуществление денежных
выплат лицам, временно не имеющим работы (выходное пособие, пособие по безработице), а также выплат тем, кто в силу возраста либо состояния здоровья не имеет возможности трудиться. Кроме общих принципов, специалисты выделяют принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социальной защиты: социального страхования и социальной помощи. В частности, принцип адресности отражает сущность социальной помощи и не распространяется на социальное
страхование, а принцип солидарности относится только к финансированию государственного социального страхования. Принцип права не является нормой права. Российские ученые исходят, как правило, из того, что принципы права — это основополагающие начала, выражающие сущность права и раскрывающиеся через совокупность соответствующих законодательных установлений. Принципы социального права раскрывают содержание социальной защиты населения, а гарантии являются условием реализации этих принципов (право на судебную защиту, надзор и контроль
над соблюдением законов, социальных прав граждан и т.д.). Основополагающие положения социальной политики государства — конституционные принципы социального права — закреплены в Конституции РФ (ст. 2, 7, 37, 38). Другие положения социальной политики государства закреплены в законе и стали правовыми нормами (например, законодательство о вынужденных переселенцах). Социально-правовые принципы отличаются от собственно правовых принципов не только по содержанию, но
и по форме их выражения, существования. В настоящей работе такое различие не анализируется (это тема самостоятельного исследования), но нельзя не отметить, что социально-правовые принципы содержатся или вытекают из текста Конституции РФ. Как уже было отмечено, субъекты правоотношений в сфере социальной защиты населения — граждане и государственные органы, которые в соответствии с нормами российского законодательства становятся носителями субъективных юридических прав и обязанностей.
Объект рассматриваемых правоотношений — материальные блага и услуги. Содержание правоотношений в сфере социальной защиты населения заключается, с одной стороны, в субъективных правах граждан на получение конкретных видов социальной поддержки или социальной помощи, с другой — в обязанности соответствующих государственных органов предоставить социальную поддержку или социальную помощь. Таким образом, рассмотрение правовых форм деятельности социального государства и правового регулирования
социальной защиты населения приводит к выводу о том, что эти правовые категории являются определяющими в системе социальной защиты населения России в современный период. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения должны в максимальной степени учитывать отечественный и мировой опыт решения социальных проблем, ориентироваться на восстановление реальных социальных гарантий, действовавших в советский период, на основе выработки конструктивной социально-
экономической политики государства на долгосрочную перспективу. Функционирование социального государства должно быть ориентировано на утверждение принципа социальной справедливости, а правовое регулирование социальной защиты населения — на создание и поддержание достойного уровня жизни во всей полноте его содержания для всех нуждающихся в такой защите категорий населения.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |