Пчелинцев Анатолий Васильевич, директор Институтарелигии и права, кандидат юридических наук
Свободасовести и вероисповедания при всей кажущейся простоте — понятие сложное имногогранное. На протяжении веков философы, историки и юристы вкладывалиразличный смысл в его теоретическое понимание. При этом составляющие этопонятие категории «свобода», «совесть» и «вероисповедание» всегдарассматривались как тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные1.
Ключевымтермином, раскрывающим содержание рассматриваемого правового института,является категория «совести». С точки зрения философии совесть выступает вкачестве внутреннего нравственного критерия оценки собственных действий,регулирующего высказываемые мысли и действия, и тем самым ограничивающегосвободу моральными рамками поведения. Иными словами, совесть есть нравственноесознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо илинесправедливо.
Совестьопределяется нравственными нормами. Человек руководствуется ими во внешнемпроявлении своих мыслей и чувств. Если человек поступает бессовестно, то он,как правило, несет ответственность прежде всего моральную, а иногда и правовую.Совесть как элемент нравственного сознания ориентирует человека в мирепоступков. Способность к оценке своих поступков, с точки зрения добра и зла —одна из основных черт человеческой натуры2.
Принципиальнымдля человека, способного к такой оценке, является та совокупность нравственныхценностей, которая позволяет ему сделать эту оценку максимально осознанной.Иными словами, проблема обретения человеком совести зависит от наличия у негосистемы нравственных ценностей, заключающихся в приверженности какому-либоучению или совокупности собственных нравственных принципов или взглядов.Современные исследователи определяют совесть как способность личностиосуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себянравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производитьсамооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуальные личностные началаотдельного человека. Таким образом, с философской и морально-этической точкизрения, совесть — это возможность нравственной оценки сознанием человекасодержания и последствий собственных и чужих поступков, осуществляемой им наосновании его собственных или коллективных убеждений.
Рассматриваяпонятие «свобода», можно выделить различные подходы к ее теоретическому осмыслению.Так, Р. Декарт понимал под свободой простую, изначальную произвольность,автономность воли, которая сильнее страсти и независима от нее. Воля имеетчисто рациональную природу. Свобода в сколько-нибудь существенном смысле этогослова требует лишь, чтобы наши волеизъявления были результатом нашихсобственных желаний, а не внешних сил, заставляющих нас стремиться к чему-тодругому. Таким образом, согласно воззрениям Р. Декарта свобода — это поступки,вызванные волей3.
Г.В. Лейбниц в своей философской системе также допускал наличие свободы воли. Онвыдвинул гипотезу, что ничего в мире не происходит без какого-либо основания. УЛейбница свобода воли является великим благом, но для Бога логически невозможнодаровать свободу воли и в то же самое время повелеть не быть греху. Поэтому Богрешил сделать человека свободным, хотя и предвидел, что Адам согрешит, и чтогрех неизбежно повлечет за собой наказание. В мире, явившемся результатомэтого, хотя в нем и существует зло, перевес добра над злом больший, чем в любомдругом возможном мире4.
Однойиз важнейших характеристик свободы является то, что свободный человек являетсяхозяином своего сознания. Т. Гоббс писал в «Левиафане», что свободный человек —тот, кому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своимфизическим умственным способностям в состоянии это сделать5.
Свободаможет рассматриваться в материальном (физическом) смысле и идеальном (каксвобода мысли, воли). Первая выражается в свободе действий и ограниченафизическими возможностями человека и воздействием на него законов природы.Вторая больше предопределена свободой воли человека и ограничена егонравственной позицией (условно выраженной в понятии «совесть»). Таким образом,под свободой понимается возможность поступать согласно своей воле, своим целям,а не по внешнему принуждению или ограничению.
Чтокасается понятия «свобода совести», то, несмотря на то, что составляющиекатегорию понятия «свобода» и «совесть» обладают самостоятельным смыслом,содержание данной категории не является механически объединенной суммой этихпонятий, а имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.
Теоретико-правоваямодель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном исубъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можноохарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство освободе совести определенного исторического периода в конкретной стране.Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права,притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободесовести, то есть это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из указанныхактов, принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их волии сознания, особенно в процессе использования. Субъективное право на свободусовести — гарантированная законом мера возможного (дозволенного, разрешенного)поведения гражданина в рамках указанной системы (человек — религия —религиозное объединение — государство), очерчивающая юридические рамки индивидуальнойсвободы личности.
Многоаспектныйхарактер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектомизучения различных общественных наук. Так, когда мы говорим о свободе совести вморально-нравственном смысле, то имеем в виду прежде всего свободу человека всфере нравственных отношений, возможность поступать согласно велениям своейсовести, не нарушая при этом социальных, в том числе правовых норм. Отношение крелигии — хоть и важный, но только один из моментов данной проблемы.
Всоциологическом плане свобода совести — духовная ценность, важное социальноеблаго, созданное обществом в результате исторического развития. В данном случаеона рассматривается как социальный институт либо фактическое состояние,разновидность поведения людей в области мировоззренческих и религиозныхотношений. В политологическом плане осуществление свободы совести — один изаспектов демократии. Ее социально-политическое содержание определяется природойобщественного строя, характером государственной власти, политическим режимом,уровнем развития науки и культуры, ролью религии в политической и духовнойжизни общества, историческими традициями, существующими в данной стране,другими факторами. В философском смысле свобода совести рассматривалась какфилософско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершатьпоступки в соответствии со своими представлениями о справедливом инесправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как онихотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствиисо своими представлениями о мире.
Прихарактеристике отношения человека к религии в ст. 28 Конституции РоссийскойФедерации кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свободавероисповедания», а в нормах международного права, в частности, в ст.18Всеобщей декларации прав человека, ст. 18 Международного пакта о гражданских иполитических правах, ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека иосновных свобод и других актах — «свобода религии». Свобода вероисповеданияравнозначна свободе религии, религиозной свободе, то есть эти терминытождественны. Свобода вероисповедания (религии) предполагает не толькосвободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующихв соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбиратьлюбую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять,распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозныхбогослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Каксправедливо указывают М. В. Баглай и В. А Туманов: «В субъективном смысле, т.е. как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религииравнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий ивозможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение.Однако очень часто все указанные термины (включая «свободу совести». — А. П.)употребляются как идентичные»6.
Такимобразом, в целях унификации терминологии и приведения отечественногозаконодательства в соответствии с требованиями международного права, было бывозможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин«свобода религии».
Помнению С. А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один — это свободаморально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом,добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным илибесчестным поведением и т.д.). Другой аспект свободы совести — это внутренняя(духовная) возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему.Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существованиетакого идеала не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного(божественного) существа, не только самого честного, справедливого, гуманного,но и думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбратьистинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощьближнему7.
Можноконстатировать, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания(свободой религии) как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Инымисловами, свобода совести и вероисповедания означает с одной стороны правоверить, а с другой — право не верить. Свобода вероисповедания есть лишь элементсвободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выборарелигии и свободы отправления религиозных обрядов. Исповедовать веру — означаетоткрыто признавать ее, следовать ей, т.е. жить согласно ее канонам и догмам,вести личную, семейную и общественную жизнь в соответствии со своим религиозныммировоззрением. Религия есть частное дело каждого человека, дело его личноговнутреннего чувства и разума. Свобода совести и вероисповедания предполагает,что никакая власть — ни государство, ни духовенство той или иной религии — не вправевмешиваться в религиозную жизнь человека8.
Одиниз первых теоретиков свободы совести английский философ Дж. Локк в «Послании оверотерпимости» писал, что свобода совести есть естественное право каждогочеловека и никого не должно принуждать в вопросах религии законом или силою.Религиозную веру он считал делом совести каждого человека9. Такимобразом, сущность свободы вероисповедания (религии) заключается в возможностиоткрыто следовать выбранной религии, жить согласно своим религиознымубеждениям.
Рассмотрим,как принцип свободы совести отражается в содержании социальных концепций ипрограмм крупнейших российских конфессий, принятых за последние годы.
В«Основах социальной концепции Русской православной церкви», принятых ЮбилейнымАрхиерейским Собором в 2000 г., говорится: «Утверждение юридического принципасвободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей иценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви ик победе над грехом. Но этот принцип оказывается одним из средств существованияЦеркви в безрелигиозном мире, позволяющим ей иметь легальный статус всекулярном государстве и независимость от инаковерующих или неверующих слоевобщества. … Церковь должна указывать государству на недопустимость распространенияубеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля над жизньюличности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к …оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовнойсамобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни»10.
В«Основных положениях социальной программы российских мусульман», разработанныхв 2001 году Советом муфтиев России, говорится, что право на свободу совести ивероисповедания является необходимым условием и средством добровольноговверения себя Единственному Богу и исполнения Его воли, т.е. исповеданияислама. Это право не может быть ни причиной греха, ни его следствием. Далее соссылкой на «Каирскую Декларацию прав человека в Исламе», принятоймусульманскими государствами — членами организации «Исламская конференция» 5августа 1990 г. особо подчеркивается, что: «Ислам — религия свободы выбора.Запрещается использование любых методов принуждения для обращения кого-либо вдругую веру или навязывания атеистических убеждений»11.
Похожиесуждения содержатся и в «Основах социальной концепции Российского объединенногосоюза христиан веры евангельской». В них, в частности, говорится: «Христианскаявера поддерживает право человека на свободу совести и вероисповедания и егоправо выбора, то есть он свободен сам выбирать религию. Мы считаем, что длядостижения мира в обществе необходимо стремиться к воспитанию в людяхтерпимости по отношению к представителям различных религий»12.
Наиболеедетально вопросы свободы вероисповедания изложены в Декларации «О религиознойсвободе» Римско-католической церкви, принятой на Втором Ватиканском Соборе в1965 г., которая представляет собой развернутую программу на полутора десяткахстраниц. В Декларации, в частности, отмечается, что человеческая личность имеетправо на религиозную свободу. Эта свобода состоит в том, что все люди должныбыть свободны от принуждения со стороны как отдельных лиц, так и социальныхгрупп, а также какой бы то ни было человеческой власти, дабы благодаря этому врелигиозных вопросах никого не заставляли действовать против своей совести и непрепятствовали действовать в должных пределах согласно своей совести: как вчастной, так и в общественной жизни, как в одиночку, так и в сообществе сдругими людьми. Вместе с тем, в Декларации отмечается, что пользуясьрелигиозной свободой, необходимо соблюдать нравственный принцип личной исоциальной ответственности; гражданское общество имеет право защищать себя отзлоупотреблений, которые могут возникнуть под предлогом религиозной свободы, ипотому обеспечение такой защиты является делом прежде всего гражданской власти.На гражданскую власть возлагается и первостепенная обязанность охранять иподдерживать религиозную свободу справедливыми законами и другими подходящимисредствами, а также обеспечить условия, благоприятствующие развитию религиознойжизни13.
Такимобразом, анализ социальных концепций и программ крупнейших российских конфессийпозволяет сделать ряд выводов: а) свобода вероисповедания (религии) являетсяприоритетным правом для религиозных объединений; б) для них принципиальноважно, чтобы государство гарантировало реализацию свободы вероисповедания(религии) и ее защиту с учетом канонических предписаний, содержащихся вСвященных Писаниях. В противном случае возможно мирное неповиновение со стороныотдельных конфессий; в) все крупнейшие конфессии призывают своих последователейк толерантности и уважению к убеждениям представителей других религий.
Еслимы обратимся к анализу советского законодательства, то обнаружим, что понятие«свобода совести» в значительной степени было равнозначным понятию «свободавероисповедания». Это хорошо видно из статьи 52 Конституции СССР 1977 г.,которая гарантировала свободу совести, т.е. право исповедовать любую религиюили не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вестиантирелигиозную пропаганду.
Аналогичнойбыла и статья 50 Конституции РСФСР 1978 г. Но при изменении данной Конституции15 декабря 1990 г. в статье уже говорилось о том, что гарантируется «свободасовести и вероисповеданий». Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. именовался «Освободе вероисповеданий». В ст. 1 его задачами объявлялось регулированиевозникающих в этой области общественных отношений в целях соблюдения иединообразного осуществления на всей территории РСФСР принципов свободысовести, закрепленных в Конституции РСФСР, а также реализации права граждан напользование этой свободой.
Приподготовке Закона СССР 1990 г. «О свободе совести и о религиозныхорганизациях», который на первичном этапе именовался «О свободе совести»,обнаружился сильный крен в предмете регулирования в сторону свободы религии ирелигиозных организаций. Вопросы свободомыслия и атеизма практически негарантировались и упоминались лишь вскользь. Чтобы каким-то образом исправитьположение и привлечь внимание к проблеме один из разработчиков союзногозаконопроекта Ю.А. Розенбаум подготовил и опубликовал авторский законопроект, вкотором содержалась глава «Право на атеистические убеждения и атеистическоевоспитание»14. В данной главе предусматривался порядок создания идеятельности атеистических организаций.
ИнициативуЮ.А. Розенбаума поддержал Ф.М. Рудинский, который сделал важный вывод онеобходимости «видеть не только ложно понятый атеизм, основанный навульгарно-материалистическом истолковании политики партии и государства вотношении религии и церкви, но и просто вандализм, основанный на нравственномнигилизме вообще». И далее он указывает: «Права атеистов и верующих, их широта,гарантированность (подчеркнуто — А.П.) взаимосвязаны»15. Им же былопредложено в ст. 52 Конституции СССР закрепить право на свободу мысли, совести,религии и убеждений, а закон целесообразнее именовать «О свободе мысли,совести, религии и убеждений»16.
Ю.П.Зуев обратил внимание на принципиальные различия религии и атеизма, выступающихс различных мировоззренческих позиций и имеющих принципиальныетеоретико-методологические различия. По его мнению, также: «Убеждение неподлежит правовому регулированию. Оно должно быть фундаментальным исходнымпринципом преамбулы проекта закона о свободе совести»17.
Критическиесуждения по поводу законодательного закрепления права на атеизм высказалмитрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). «История нашегогосударства, — пишет он, — знает, однако, и аморальные и общественно вредные проявленияатеизма, выразившиеся в нарушении памятников архитектуры и уничтожениипамятников культуры. Не будет ли лишним обезопаситься от них в преамбулепроекта закона, указав на то, что такие проявления атеизма признаютсяпротивоправными?»18.
Понашему мнению, следует согласиться с мнением Г.П. Лупарева о том, что уатеизма, в отличие от религии, нет культа и регулятивных норм. Поэтому атеизмкак систему научно-материалистических воззрений невозможно подвергнутьразвернутой правовой регламентации, хотя таковая в современных условиях,безусловно, необходима в отношении религии и религиозных организаций19.
Какбы подтверждая эту мысль, известные специалисты и активные разработчики ЗаконаСССР 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях» А.Е. Себенцов, А.А.Ковалев и В.Н. Калинин подчеркивают, что задача в первую очередь состояла втом, чтобы на союзном уровне гарантировать свободу вероисповедания всоответствии с требованиями международного права20.
Принятаявсенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации вст. 28 предусматривает, что «каждому гарантируется свобода совести, свободавероисповедания …». Исходя из лингвистической конструкции названнойформулировки, получается, что на конституционном уровне теперь свобода совестихотя формально и связывается со свободой вероисповедания, однако неотождествляется с ней, как это было ранее. Следовательно, согласно Конституции,это самостоятельные понятия, каждое из которых должно иметь специфическоеюридическое наполнение. Однако дальнейшее содержание названной статьиКонституции опровергает это. И свобода совести, и свобода вероисповеданиярассматриваются как единое понятие, включающее в себя: «право исповедоватьиндивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедоватьникакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убежденияи действовать в соответствии с ними». То есть, согласноконституционно-правовому содержанию и смыслу ст. 28 свобода совести и свободавероисповедания составляют единое понятие и единый правовой институт. Исходя изэтого было бы логичным в ст. 28 Конституции Российской Федерации вместо формулы«свобода совести, свобода вероисповедания» использовать формулу «свободасовести и вероисповедания» либо с учетом ранее сказанного «свобода совести ирелигии».
Такойвывод подтверждается и специалистами Института законодательства исравнительного правоведения при Правительстве российской Федерации. Так, вподготовленном ими Комментарии к Конституции Российской Федерации, категории«свобода вероисповедания» и «свобода совести» рассматриваются в неразрывномединстве как одно понятие и единый правовой институт21.
М.В. Баглай и В. А. Туманов также рассматривают свободу совести и вероисповеданиякак единое понятие. По их мнению, «свобода совести и вероисповедания — правочеловека как быть атеистом, т.е. не верить в Бога, так и верить в Бога всоответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии(вероисповедания)»22.
Неопределенностьдействующей терминологической конституционной конструкции может негативносказаться на законотворческой деятельности и правоприменительной практике. Обэтом предупреждает А. И. Кудрявцев, справедливо указывая, что нельзя признатьудачным установившееся в современном праве присутствие в одном контекстетерминологически разных, но взаимосвязанных понятий «свобода совести» и«свобода вероисповедания». При этом разработчики законов и исследователи иногдапротивопоставляют эти понятия, а иногда используют как синонимы. В современномпонимании содержания свободы совести, характеризующей отношение человека игражданина к религии, она рассматривается как их право исповедовать любуюрелигию или не исповедовать никакой, иметь религиозные или нерелигиозныеубеждения. Свобода вероисповедания (религии) — это право человека выбирать иисповедовать любую религию. Следовательно, «свобода вероисповедания» лишь однаиз составляющих понятия «свободы совести», диалектически взаимосвязанная с ним,и вряд ли стоит разделять их в процессе законотворчества. Кроме того, сведениеконституционных прав граждан в сфере государственно-церковных отношенийисключительно к свободе вероисповедания, т. е. подмене широкого понятия болееузким, неизменно приводит к игнорированию или нарушению права граждан насвободомыслие23.
Чтобывнести ясность и определенность в этот вопрос, Г. П. Лупарев предлагает вместотермина «свобода совести и вероисповедания» использовать в законодательствеболее нейтральное, по его мнению, понятие «свобода мировоззрения». «Главнымдостоинством предлагаемого института, — по мнению автора, — будет переход отдуалистического к плюралистическому пониманию мировоззренческой свободы»24.
Возможно,в будущем такое предложение обретет немало сторонников и станет предметомсерьезных дискуссий. Однако, как представляется, на сегодняшний день нельзяигнорировать международно-правовую практику в регулировании данного вопроса,где используется единый понятийный аппарат — «свобода совести и религии» — и,что не менее важно, уже сложившееся устойчивое восприятие свободы совести и вероисповедания(религии) именно как свободы мировоззрения. Единые концептуальные подходы кданному институту содержатся и в конституциях большинства государств мира, вкоторых, дабы избежать дискриминационного отношения к какой-либо группеграждан, речь идет именно о свободе совести и религии.
Прихарактеристике свободы совести и вероисповедания как правового институтанеобходимо также обратить внимание на следующее обстоятельство. Ст. 28Конституции Российской Федерации начинается со слов «каждому гарантируетсясвобода совести, свобода вероисповедания…». Эта формула повторяется вФедеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» и рядедругих правовых актов. Представляется, что, несмотря на равнозначность впонятийно-правовом смысле терминов «право» и «свобода», более обоснованным иприемлемым с точки зрения юридической техники и логики было бы применениетермина «право на свободу совести и вероисповедания». Термин «свобода совести ивероисповедания» прежде всего предполагает, что человек свободен в субъективномсмысле — в мыслях, мировоззрении и т.п. В объективном же смысле — в поведении иво внешнем проявлении, человек, находясь в обществе с государственнымустройством, не может быть абсолютно свободным. Например, исповедуя ту или инуюрелигию, он не должен разжигать религиозную вражду, принуждать к разрушениюсемьи по религиозным мотивам, оскорблять мировоззренческие (религиозные,атеистические либо иные) убеждения других граждан и т.д. Более того, всоответствии с конституционно-значимыми целями и принципами правовогогосударства права и свободы человека и гражданина в ряде случаев могут бытьограничены федеральным законом, что прямо вытекает из ч.3 ст. 55 КонституцииРоссийской Федерации. Следовательно, свободу совести и вероисповедания можноэффективно реализовать, лишь имея достаточные государственно-правовые гарантиипо обеспечению данного права. И в этом смысле технико-юридическая конструкции«право на свободу…» более удачна и корректна. Не случайно именно такаяконструкция используется во всех международно-правовых документах и вконституциях зарубежных государств применительно к вопросам свободы совести ирелигии.
Вюридической науке свобода совести и вероисповедания рассматривается какправовой институт, т. е. как совокупность норм права, регулирующих общественныеотношения, которые возникают в процессе осуществления этой свободы. Втеоретико-правовом аспекте концепция свободы совести и вероисповеданияопирается на разработанное юридической наукой учение о субъективных правах исвободах личности. Свобода совести и вероисповедания рассматривается в качествесубъективной свободы, закрепленной Конституцией и принадлежащей каждомучеловеку. Она обладает всеми юридическими свойствами, характерными для основныхсвобод личности.
Приэтом важно отметить, что свобода совести и вероисповедания — составная частьправового статуса человека и гражданина, одна из его неотъемлемыхиндивидуальных свобод получающих правовое закрепление в любом демократическомобществе. Правовой статус индивида — одна из важнейших политико-юридическихкатегорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнемдемократии и состоянием законности. В общем виде правовой статус определяется вправовой науке как юридически закрепленное положение личности в обществе,совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности личности,признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежитфактический социальный статус, то есть реальное положение человека в даннойсистеме общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит егов законодательные рамки. Правовой статус личности фиксируется государством вконституциях, законах и иных нормативных правовых актах.
Авторсолидаризуется с позицией Г. В. Мальцева, Е. А. Лукашевой и ряда других авторовв том, что именно права и обязанности являются важнейшими исходными элементамиправового статуса личности. «Система прав и обязанностей — сердцевина, центрправовой сферы и здесь лежит ключ к решению основных проблем»25.
Вправах и обязанностях не только фиксируются образцы стандартов поведения,которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными длянормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основныепринципы взаимоотношений государства и личности.
Автор,вслед за другими исследователями, полагает, что с учетом современных подходов кправам человека, в правовой статус личности необходимо добавить и обязанностигосударства по отношению к личности26. То есть, праву на свободусовести и вероисповедания должны корреспондировать соответствующие обязанностигосударства по гарантированию этого права, входящие в правовой статус личности.В противном случае права и свободы, будучи не подкрепленными такимигарантийными обязательствами, получаются декларативными и пустыми.
Такимобразом, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы иобязанности, а также соответствующие обязанности государства, закрепленные вКонституции Российской Федерации и других законодательных актах. Это главнымобразом и определяет правовое положение личности, ее гарантированныевозможности по реализации свободы совести и вероисповедания, участия врелигиозных и иных объединениях, образованных по мировоззренческому признаку.
Повремени возникновения право на свободу совести и вероисповедания относится кпервому поколению прав человека, сформировавшихся в процессе осуществлениябуржуазных революций и реализующих так называемую «негативную свободу». Посвоему содержанию это право относится к личным правам и свободам, поскольку оново многом заключается в гарантированной возможности человека независимо думатьи действовать в соответствии со своими внутренними убеждениями (включаявозможность исповедовать любую религию, выражать свои мысли, идеи и суждения ираспространять их любыми законными способами) при обязанности уважать права исвободы других лиц, законы государства, требования морали и общественногодуховного порядка.
Вместес тем в советской государствоведческой литературе большинство авторов относилисвободу совести к числу политических конституционных прав27. Этообъясняется тем, что в условиях идеологического противостояния свобода совестивыступала в качестве политического инструмента обоснования превосходствасоветской политической системы над западными, доказательства ее «подлинности»исключительно в рамках социализма. Некоторые современные авторы и сегоднясчитают возможным отнести свободу совести и вероисповедания к политическимсвободам28.
Вюридической литературе высказываются и иные соображения о групповой принадлежностиправа на свободу совести и вероисповедания. Например, А. И. Ковлер,рассматривая международные стандарты прав человека с применением классификацииД. Руже, относит право на свободу мысли, совести и вероисповедания к категориигражданских и политических прав29. В свою очередь В.С. Нерсесянцполагает, что свобода совести и вероисповедания входит в число личных(индивидуально-человеческих) прав и свобод, признающих и защищающих человекакак отдельное природное и духовное существо, как свободную личность30.В этой связи уместно заметить, что уже в начале ХХ века в трудах некоторыхотечественных ученых-юристов свобода совести и вероисповедания рассматриваласькак одна из важнейших личных духовных свобод31.
Прихарактеристике свободы совести и вероисповедания как правового института важнотакже рассмотреть собственно его содержание и выявить тенденции развитияданного института.
Так,М. Г. Кириченко усматривал в содержании свободы совести десять элементов: правограждан исповедовать любую религию; право не исповедовать и не признаватьникакой религии; право свободно проводить атеистическую пропаганду, не допускаяоскорбления религиозных чувств верующих; равноправие граждан независимо от ихрелигиозной принадлежности; равенство всех религий перед законом; свободноеотправление религиозных культов, поскольку оно не нарушает общественногопорядка и не сопровождается посягательством на личность, честь и достоинствограждан; недопустимость административного принуждения в отношении исповеданияили неисповедания религии; недопустимость культивирования вражды или ненавистив связи с религиозными верованиями; невмешательство государства в дела религиии невмешательство церкви и религиозных организаций в дела государства на основеполного отделения церкви от государства; светский характер всей государственнойсистемы народного образования на основе полного отделения школы от церкви32.
Сравнительно-правовоеисследование категорий «свобода совести», «свобода вероисповедания» и«веротерпимость» в рамках диссертационного исследования было проведено Ф.К.Лауринайтисом. Подчеркивая сложность и многогранность категории свободысовести, автор выделяет семь его аспектов: историко-философский,нравственно-этический, социологический, политический, атеистический,религиозно-теологический и правовой. Автор отмечает, что категории «свободысовести», «свободы вероисповедания» и «веротерпимости» являютсяоднопорядковыми, но, вместе с тем, имеют собственное содержание.
Так,под веротерпимостью автор понимает допущение существования в странах различныхвероисповеданий, наряду с государственной или особо покровительствуемойгосударством религии. Эта категория включает в себя право для всех исповедоватьлюбую религию и отправлять религиозные обряды, но вместе с тем,привилегированное положение исповедующих государственную (илипокровительствуемую государством) религию.
Подсвободой вероисповедания понимается декларируемое и фактическое равноправиевсех религий и верующих всех исповеданий. Свобода вероисповедания включает всебя следующие структурные элементы: право исповедовать любую религию, правоотправлять религиозные обряды, право менять религию, равенство всех религий ивсех верующих перед законом.
Свободасовести включает: право исповедовать любую религию, право отправлятьрелигиозные обряды, право менять религию, право не исповедовать никакойрелигии, равенство всех граждан перед законом независимо от их отношения крелигии. При этом свобода совести является самой широкой из всех указанныхкатегорий, включая свободу вероисповедания33.
Довольноширокий круг исследователей определяет содержание и понятие свободы совести спозиции гарантированности и соблюдения данного права. Например, В. Н. Савельевтрактует свободу совести как обеспечение в обществе демократических прав исвобод, реально гарантирующих личности свободный выбор между религиозным иатеистическим мировоззрением и возможность проявлять свои убеждения в обществе34.
Ю.А. Розенбаум понимает под свободой совести разрешенное и гарантированноезаконами государства право граждан свободно и самостоятельно определять своеотношение к религии, осуществлять вытекающие из этого отношения, действия приусловии соблюдения законности и установленного в стране правопорядка35.
А.С.Ловинюков, анализируя категорию свободы совести, подразделяет ее на 10структурных элементов: право исповедовать любую религию; право совершениярелигиозных обрядов; право менять религию; право не исповедовать никакойрелигии; право пропаганды религии; право вести атеистическую пропаганду; правона благотворительную деятельность; право на религиозное образование;культурно-просветительская деятельность; равенство граждан перед закономнезависимо от их отношения к религии36.
Принимаяво внимание многогранный характер свободы совести, некоторые правоведырассматривают содержание этого института комплексно, как в философском,общесоциальном, так и в юридическом смысле, выделяя несколько его аспектов.Так, по мнению С. Ю. Симорот, юридическое содержание свободы совести состоит изследующих компонентов.
1.Право на определение своего отношения к вопросам свободы совести. Это емкоеправомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать(или не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в том числе право навнецерковную религиозность, право на религиозное, научно-материалистическое илииное мировоззрение, индифферентное отношение к религии и свободомыслию.
2.Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможностьраспространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов,убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы, совершатьрелигиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако обеспечиваютсяданные права постольку, поскольку не нарушают общественного порядка ибезопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувств граждан всвязи с их отношением к религии.
3.Право на тайну своих религиозных или иных убеждений. Данное положение отраженов п. 5 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозныхобъединениях», который определяет, что никто не обязан сообщать о своемотношении к религии.
4.Право на нейтральное отношение со стороны государства к законным формампроявления свободы совести. В указанном Федеральном законе этот элемент свободысовести проявляется в запрете должностным лицам государственной власти,государственных органов, органов местного самоуправления использовать своеслужебное положение для формирования того или иного отношения к религии,запрете сопровождать деятельность органов власти публичными религиознымиобрядами и церемониями.
5.Терпимость к инакомыслящим и инаковерующим.
Существуетпозиция, определяющая свободу совести как выражение отношения человека крелигии, реализуемое в трех формах: право верить в Бога, исповедоватькакую-либо религию; право индифферентно относиться к религии и атеизму; правобыть атеистом, то есть не исповедовать никакой религии. Так, Ф. М. Рудинскийвыделяет три основные составляющие свободы совести: исповедовать любую религиюили не исповедовать никакой; отправлять религиозные культы; вести атеистическуюпропаганду37.
Г.Г. Черемных определяет свободу совести как комплексный правовой институт,сочетающий в себе элементы личной и публичной свободы, право исповедовать илине исповедовать религию, отправлять или не отправлять религиозные культы, вестирелигиозную или атеистическую пропаганду38. С точки зрениясодержания свободы совести и вероисповедания, им выделяется несколько формреализации этого субъективного права.
1.Внутреннее отношение человека к богу, то есть индивидуальное право верить илине верить в возможность его существования. Результатом реализации этого праваявляется формирование у человека религиозных или атеистических убеждений.
2.Внутреннее отношение человека к вере — право на выбор религии или отказ отпризнания какого-либо учения, формирование у человека собственной системыморально-нравственных ценностей, основанной на индивидуальном убеждении.
3.Внешнее отношение в религии, заключающееся в отправлении религиозных обрядов.
4.Пропаганда религиозных (атеистических) взглядов. Этот вид поведения связан среализацией человека активной жизненной позиции или с профессиональнойдеятельностью.
Каквидим, отечественные ученые не выделяют в структуре свободы совести ивероисповедания право на объединение в религиозную организацию и свободу еедеятельности, ограничиваясь правом на совместное исповедание веры, что не однои то же. Столь узкому взгляду на проблему способствует и действующаяКонституция. Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ «каждый имеет право на объединение,включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». На вопрос, почемузаконодатель закрепил право каждого на любое объединение, в том числе ирелигиозное, а гарантирует свободу деятельности только общественныхобъединений, ответа в Конституции нет. Нет ответа на данный вопрос и вмногочисленных комментариях к Конституции, подготовленных за последние годы.
Нанаш взгляд, данная конституционная норма нуждается в совершенствовании, вчастности, должна гарантироваться и свобода деятельности религиозныхобъединений.
Рядпринципиальных правомочий в сфере свободы совести и вероисповедания содержатсяв международно-правовых актах. При этом за последние два десятилетия обнаруживаетсятенденция к более детальному и полному прописыванию правомочий в данной областив самих актах, а также к расширению границ религиозной свободы. Так, кважнейшим международным актам в данной сфере относится Декларация о ликвидациивсех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,принятая резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 года.Статья 6 Декларации закрепила следующее содержание свободы совести и религии:а) отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями исоздавать и содержать места для этих целей; b) создавать и содержатьсоответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения; c) производить,приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы,связанные с религиозными обрядами или обычаями или убеждениями; d) писать,выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях; e) вестипреподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этойцели; f) испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольныефинансовые и иные пожертвования; g) готовить, назначать, избирать или назначатьпо праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям инормам той или иной религии или убеждений; h) соблюдать дни отдыха и отмечатьпраздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии иубеждениями; i) устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами иобщинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.
Дальнейшимшагом в области усиления международных гарантий свободы совести ивероисповедания явилось принятие регионального акта — Итогового документаВенской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасностии сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительногоакта, подписанного 15 января 1989 года. В статье 16 Итогового документараскрываются обязательства, которые берут на себя государства в целяхгарантирования свободы религии. К их числу относятся обязательства уважатьправо религиозных объединений:
—на признание статуса, предусмотренного для них в соответствующих странах;
—основывать и содержать свободно доступные места богослужений и собраний;
—организовываться в соответствии со своей собственной иерархической иинституционной структурой;
—выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующимтребованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностяммежду ними и государством;
—испрашивать и получать добровольные финансовые и другие пожертвования;
Обобщаямногочисленные точки зрения на структуру и содержание свободы совести ивероисповедания, а также современные международно-правовые требования к даннойсвободе, по нашему мнению, целесообразно выделить отдельно индивидуальные иотдельно коллективные (совместные) правомочия в данной сфере.
Любойчеловек может удовлетворить свои мировозренческие, в том числе и религиозные,потребности самостоятельно, не являясь членом или участником какой-либоорганизации. Например, как указывают исследователи, одно из проявленийсекуляризации в современном мире сводится как раз к тому, что во многих странахмира люди отходят от религиозной организации или не рассматривают ее какединственную форму реализации религиозных потребностей. Все более широкоераспространение получает индивидуализированная, внеобщинная религиозность изначительная часть верующих не принимает никакого участия в деятельностирелигиозной общины. В то же время важной формой выражения и удовлетворениясвоих мировоззренческих потребностей остается коллективная форма действия.Нередко только через организованное сообщество единомышленников можнодостучаться до власти и ставить перед государством и обществом вопросы,заслуживающие всеобщего внимания. Выраженную коллективную природу культапредполагают и некоторые религии. Например, совместная молитва и синагога —важнейшие исторические институты иудаизма. Иудей не может предстать перед Богомодин, он предстает как член связанного договором сообщества израильтян. В иудаизмелюбое освящение требует присутствия десяти человек, представляющих религиознуюобщину.
Коллективныеправа нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав граждан, входящих в туили иную организацию мировозренческой направленности. Их содержание определяетсяцелями и интересами организации, которые, в свою очередь служат интересамотдельной личности. Как справедливо указывает Е.А. Лукашева: «Если коллективныеправа ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющиетакую общность, антигуманны и противоправны. Поэтому коллективные права немогут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними вгармонии, проверяться ими на «качество»39. Такое разделение неявляется искусственным. Оно позволяет глубже уяснить специфику и сутьправомочий, которые должен гарантировать закон применительно к свободе совестии вероисповеданию.
Такимобразом, индивидуальные или коллективные правомочия в сфере свободы совести ивероисповедания можно определить в виде используемых человеком либообщественным (религиозным) объединением возможностей, реально гарантирующихсвободу мировоззренческого выбора, а также выбора вида и меры поведения.
А)Индивидуальные правомочия:
1)право придерживаться любых убеждений, в том числе религиозных (исповедоватьлюбую религию);
2)право не придерживаться никаких убеждений и не исповедовать никакой религии;
3)право менять убеждения или религию;
4)право создавать новое мировоззрение или новую религию;
5)право выражать и распространять религиозные или иные убеждения и действовать всоответствии с ними;
6)право получать религиозное или иное согласно убеждениям образование по своемувыбору;
7)право давать религиозное или иное мировоззренческое воспитание и образованиесвоим детям;
8)право ограждать своих детей от религиозного или иного мировоззренческогообразования и воспитания;
9)право иметь свободный доступ к местам поклонения;
10)право не давать никакой клятвы, противоречащей религиозным или иным убеждениямчеловека;
11)право открыто выражать свои религиозные или иные убеждения и на нейтральноеотношение государства к законным формам проявления религии или убеждений;
12)право на тайну своих религиозных или иных убеждениях;
13)право на освобождение от исполнения гражданских обязанностей, если это противоречитубеждениям или вероисповеданию гражданина, а в необходимых случаях право назамену одной обязанности другой.
Б)Коллективные (совместные) правомочия:
1)право на свободу объединения в религиозные или иные организации, образуемые помировоззренческому выбору, которые могут быть зарегистрированы в установленномпорядке в едином государственном реестре юридических лиц;
2)право основывать и содержать свободно доступные места собраний и богослужений;
3)право на свободу выражать и распространять свои убеждения или религиозныеверования и обычаи без какого-либо принуждения и вмешательства со стороныгосударства и посторонних;
4)право на свободу приобретать и содержать места поклонения, проводить и посещатьрелигиозные службы и мероприятия;
5)право управлять объединениями, образуемыми по мировоззренческому признаку, наоснове самоуправления в соответствии со своей собственной иерархической иинституционной структурой, в том числе выбирать, назначать и заменять свойперсонал согласно своим требованиям;
6)право производить, покупать, импортировать, экспортировать и распространятьмировоззренческую и религиозную литературу, печатные и аудиовизуальныематериалы и другие предметы, используемые для религиозной и иной деятельности;
7)право создавать частные школы и управлять ими, а также заниматьсяобразовательной, культурной, благотворительной и социальной деятельностью;
8)право искать и получать добровольную материальную и финансовую помощь отфизических и юридических лиц для обеспечения своей деятельности.
Итак,с учетом различных точек зрения на содержание свободы совести ивероисповедания, последняя предстает как право человека принимать или непринимать любые мировоззренческие системы, религиозные верования, исповедоватьиндивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедоватьникакой, свободно выбирать, иметь, менять, распространять и выражатьрелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, неподвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства и общества.Право принимать или не принимать религиозные или иные убеждения предполагаетсвободный выбор личностью ценностей мировоззренческого, этического инравственного характера, наиболее ей близких. Право исповедовать религиюозначает гарантированную возможность следовать какому-либо учению,распространять и выражать убеждения, сделать их доступными, известными широкомукругу лиц, используя проповеди, речи и материально опосредованные объекты(например, литературу, теле-, видеоматериалы, рекламу).
Признаниеправа свободно действовать в соответствии с избранными религиознымиимперативами означает свободу быть членом существующих и основывать новыерелигиозные объединения, осуществлять религиозные обряды и церемонии,производить и распространять религиозную литературу и предметы религиозногоназначения и т.д.
Юридическоепонятие свободы совести означает разрешенное и гарантированное законамигосударства право каждого мыслить и поступать в соответствии со своимиубеждениями, а свободы вероисповедания — самостоятельно определять своеотношение к религии и совершать действия при условии соблюдения законности иправопорядка. Сущность свободы совести сводится к наличию для человекаузаконенных возможностей поступать не по принуждению, а так как он полагаетнеобходимым в соответствии с его убеждениями при условии соблюденияустановленного правопорядка, а свободы вероисповедания — в возможности открытоследовать выбранной религии.
Крометого, проведенный анализ показывает, что свобода совести и вероисповеданияпредставляет собой одну фундаментальную свободу, рассматриваемую в двух разныхаспектах, которые диалектически взаимосвязаны и неотделимы друг от друга исоотносятся как общее и частное, образуя единый правовой институт.
Вструктуре правового института свободы совести и вероисповедания можно выделитьмеждународно-правовые нормы, конституционные нормы, нормы Федерального закона«О свободе совести и о религиозных объединениях», нормы других федеральныхзаконов и иных нормативах правовых актов Российской Федерации, гарантирующихкаждому право на свободу мировоззрения.
Наиболееобщеизвестными международно-правовыми актами универсального и региональногохарактера, определяющими гарантии прав и свобод человека, является Всеобщаядекларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских иполитических правах (1966 г.), Конвенция о защите прав человека и основныхсвобод (1950 г.), Конвенция Содружества Независимых Государств о правах иосновных свободах человека (1995 г.)40. Все названные документы похожим образомпровозглашают право каждого на свободу совести и религии. Однако имеются инекоторые отличия. Например, Международный пакт 1966 года не содержит положенияо том, что можно менять религию, что связано с реакцией некоторых стран, преждевсего мусульманских, при подготовке и подписании Пакта41. Крометого, Международный пакт, Европейская конвенция и Конвенция СНГ содержатположения о возможностях ограничения свободы исповедовать религию. Специалисты,занимающиеся исследованием указанных международно-правовых актов, отмечаюттрудности, с которыми столкнулось международное сообщество, пытаясь закрепитьуниверсальные формулировки, касающиеся религии. В частности, об отказемусульманских стран признавать право менять религию или социалистических странрассматривать атеизм как веру, о трудностях, связанных с дефинициями религии исовмещением понятий «мысль», «совесть», «религия»42.
Характеризуяуказанные международно-правовые акты, следует обратить внимание на некоторыенеточности в их переводе на русский язык. Так, во всех названных документахслово «manifest» переведено на русский язык как «исповедовать». Между темразличные словари с английского переводят это слово как «проявлять, показывать,выражать, обнародовать», что придает понятию свободы совести и религии иное, болееемкое содержание. Мнение о необходимости проведения лингвистической экспертизыпереводов международных документов и устранении обнаруженных в них недочетовеще до принятия решения о ратификации, уже высказывалось в литературе43.
Нарядус международно-правовыми нормами особую роль в правовом институте свободысовести и вероисповедания играют конституционные нормы, поскольку они обладаютнаивысшей юридической силой и в них определены концептуальные черты всегоназванного института.
Основополагающейконституционной нормой, закрепляющей свободу совести и вероисповедания вРоссийской Федерации и определяющей содержание данной свободы какконституционного института, как уже отмечалось, является статья 28 КонституцииРоссийской Федерации. В соответствии с этой статьей государством признаетсяправо каждого свободно действовать в соответствии со своими убеждениями, бытьчленом уже существующих религиозных и иных объединений, образуемых помировоззренческому признаку и основывать новые, беспрепятственно осуществлятькультовые обряды, распространять религиозные и иные убеждения и действовать всоответствии с ними.
Ст.28 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу совести ивероисповедания каждому. Следовательно, иностранные граждане и лица безгражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуютсяправом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданамиРоссийской Федерации и несут установленную федеральными законамиответственность за нарушение законодательства в данной сфере. Важно отметить,что все предшествующие конституции страны говорили о свободе совестиисключительно для граждан СССР (Российской Федерации).
Вконтексте рассматриваемого вопроса также необходимо отметить, что закрепленноев предыдущих конституциях право на атеистическую пропаганду и атеистическиеубеждения заменено на более нейтральное «иные убеждения». Представляется, чтоданный термин не подлежит расширительному толкованию и не может быть связан,скажем, с политическими, научными и прочими убеждениями, а должен находиться врамках непосредственного содержания ст. 28 Конституции Российской Федерации,определяющей свободу человека и гражданина в духовной жизни. Поэтому под «инымиубеждениями» следует понимать убеждения, связанные с категориями, имеющимиотношение к совести, но отличающиеся от религиозных, например, свободомыслие,пацифизм, атеизм и т.д. И хотя Конституция Российской Федерации прямо непредусматривает возможности иметь атеистические убеждения, осуществлятьатеистическую пропаганду или иную атеистическую деятельность, создаватьатеистические общественные объединения и т.д., но и не запрещает этого. Крометого, установленная в ст. 28 возможность действовать в процессе реализациисвободы совести в соответствии со своими убеждениями (как религиозными, так ииными) позволяет сделать вывод, что свобода атеизма, атеистическая деятельностьи атеистическая пропаганда могут иметь место при условии соблюдениязаконодательства Российской Федерации и ненарушения прав и свобод других лиц.
Кданному правовому институту также необходимо относить нормы, содержащиеся вряде других статей Конституции Российской Федерации и гарантирующие свободусовести и вероисповедания. Это нормы, закрепляющие: принцип идеологическогомногообразия (ст. 13), светский характер государства и запрет на установлениегосударственной или обязательной религии (ч.1 ст. 14), отделение религиозныхобъединений от государства и их равенство перед законом (ч. 2 ст. 14),равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религиии убеждений, а также запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакурелигиозной принадлежности (ст. 19), недопущение пропаганды или агитациивозбуждающих религиозную ненависть и вражду и запрет на пропаганду религиозногопревосходства (ст. 29), право гражданина в случае, если его убеждениям иливероисповеданию противоречит несение военной службы на замену ее альтернативнойгражданской службой (ч. 3 ст. 59).
Свободасовести и вероисповедания гарантируется и иными нормами Конституции РоссийскойФедерации. Так, в частности, ч. 2 ст. 17 определяет, что основные права исвободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; относится этои к религиозным свободам и правам. Согласно ст. 18, права и свободы человека игражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл,содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительнойвласти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данноепринципиальное положение означает, что все нормы права и действия властейдолжны учитывать в числе других и интересы конфессий и верующих. Право насвободу и личную неприкосновенность, определенное ст. 22 Конституции включает иневозможность задержания лиц по принципу исповедания определенной религии, еслипри этом не нарушаются законы государства.
Такимобразом, в Российской Федерации сегодня созданы необходимыеконституционно-правовые предпосылки осуществления каждой личностью права насвободу совести и вероисповедания, а также деятельности религиозных групп иорганизаций. Разумеется, проблемы создания правовых гарантий для полноговыражения каждым человеком собственного мировоззрения как фактора личнойдуховной свободы существуют, и их разрешение есть важнейшая задача государстваи общества на ближайшие годы.
Список литературы
1Исторический обзор формирования представлений о свободе совести ивероисповедания см.: Грицов А.А. Свобода совести в ее историческом развитии.Дисс. …канд. филос. наук. М., 1980; Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии исвободомыслия. Минск, 1998.
2Дозорцев П.Н. Философско-правовые основы свободы совести в современной России.М., 1998. С. 29-32.
3Цит. по: Рассел Б. Словарь разума, материи, морали. М., 1998. С. 253.
4Рассел Б. История западной философии. СПб, 2001. С. 663-668, 692-694.
5Гобсс Т. Левиафан // Гобсс Т. Сочинения. М., 1991. Т. 2. С. 163.
6Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.С. 415.
7Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт //Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». 1999. № 1. С. 9.
8Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания.Автореф. дис. … канд юрид. наук. М., 2000. С. 5 — 6.
9Локк Дж. Послание о веротерпимости // Локк Д. Сочинения. М., 1988. Т.3. С. 110-111.
10Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.,2000. С. .55-56.
11Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиевРоссии. Ярославль, 2001. С. 12.
12Основы социальной концепции РОСХВЕ. М., 2002. С. 9.
13Документы Второго Ватиканского Собора. М., 1998. С. 283-295.
14Розенбаум Ю.А. К разработке проекта Закона СССР о свободе совести // Советскоегосударство и право. 1989. № 2. С. 91-101.
15К разработке проекта Закона СССР о свободе совести (отклики читателей) //Советское государство и право. 1989. № 6. С. 66.
16Там же. С. 64.
17Там же. С. 69-70.
18Там же. С. 68.
19Лупарев Г.П. Свобода совести: «священная корова» или конституционно-правовойанахронизм? // Религия и право. 2002. № 2. С. 5.
20Себенцов А.Е, Ковалев А.А., Калинин В.Н. Свобода религии для человека //Международная жизнь. 1990. № 12. С. 29-38.
21Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. Изд.2-е, доп. и перераб. М., 1996. С. 108-111.
22Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.С. 414.
23Кудрявцев А. И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в90-е годы ХХ века: конституционно-правовой аспект. Дис. …канд. ист. наук. М.:РАГС, 1999.
24Лупарев Г. П. Свобода совести: «священная корова» или конституционно-правовойанахронизм? // Религия и право. 2002. № 2. С. 6.
25Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность //Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 50.
26См.: Колосова Н.М. Конституционно-правовой статус человека и гражданина //Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999.С. 80.
27Советское государственное право. М., 1985; Хоменок Ф.А. Политические свободыграждан СССР. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 1965.
28Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право России. Курс лекций. СПб.,2002. С. 72-73.
29Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М., 2002. С. 380-381.
30Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузови факультетов. М., 1999. С. 336-337.
31См., например: Тарнавский Е. Четыре свободы. СПб., 1995. С. 125-130.
32Кириченко М. Г. Свобода совести в СССР. М., 1985. С. 11 — 12.
33Лауринайтис Ф.К. Государственно-правовое регулирование свободы совести в СССР:на материалах Литовской ССР. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Киев, 1984. С.7 — 12.
34Савельев В. Н. Свобода совести: история и теория. М., 1991. С. 90 — 95.
35Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985. С. 37.
36Ловинюков А.С. Свобода совести: анализ, практика, выводы // Государство иправо. 1995. № 1. С.24-36.
37Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР: конституционно-правовой аспект //Вопросы научного атеизма. М., 1981. Вып. 27. С. 37.
38Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. М., 1996. С. 31.
39Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. М., 2002. С. 37.
40Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф.В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М., 2002. С. 38-42, 52-67, 562-576.
41 См.: Tahzib B. Freedom of Religion ofBelief. Ensuering Effective International Legal Protection. The Hague, Boston,19966. P. 86-87.
42 Evans M. Religious Liberty and International Law in Europe. Cambridge,1997. P. 194-226; Tahzib B. Там же. P. 85-87.
43См., например: Лаптев П.А. Проблемы перевода международно-правовых актов иновые технико-юридические процедуры их имплементации в правовую системуРоссийской Федерации // Проблемы юридической техники: Сборник статей. НижнийНовгород, 2000. С. 150-151.