МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ФАКУЛЬТЕТФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРАРЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Реферат на тему:
РУДОЛЬФ ОТТО ИЕГО ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ РЕЛИГИИ
Выполнил:
магистрант гр. ФиР 04
Халиков Р.Х.
Научный руководитель:
доц. И.А. Козловский
Донецк 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Влияниебиографии Отто на сферу его исследований, методологию и концептуалистику
2. Священноекак предмет феноменологии религии. Структура нуминозного
Выводы
Список использованнойлитературы
ВВЕДЕНИЕ
Двадцатый век сталключевым в становлении религиоведения, разработке структуры, предмета иметодологического инструментария этой науки. Одной из важных дисциплинрелигиоведческого комплекса стала в первой половине века феноменология религии,выросшая из переходного звена между историей и философией религии досамостоятельной дисциплины со своим объектом исследования и методами. И есливопрос о необходимости появления такой науки был задан ещё на рубеже XIXи ХХ веков, то первой (и очень значительной) попыткой ответа стала концепцияфеноменологии религии, предложенная Рудольфом Отто.
Актуальность изученияклассических теорий в рамках феноменологии религии обусловлена необходимостьюразрешения дискуссий о предмете и методологии религиоведения вообще и егосоставляющих в частности. В условиях недопонимания междуспециалистами-религиоведами и философами по поводу фундаментальных позицийнауки о религии необходимо обратиться к теориям, на которых основана эта наука,из которых она вырастает. При этом надлежит не только обращать внимание насодержание этих теорий, но и на их культурный контекст, источники ивзаимосвязи. Такой подход позволит максимально извлечь из классических теорий,к которым, безусловно, относится концепция Отто, полезные материалы для работыв современных условиях, отделив элементы, связанные с личностями,конфессиональной принадлежностью или периодами жизни авторов и другимиуводящими в сторону факторами.
Объектом данной работыстала феноменологическая теория Рудольфа Отто в контексте его биографии. Этопозволяет выяснить некоторые влияния, которые она испытала на пути становления,чтобы иметь возможность при необходимости выносить их за скобки. Предметомявляется учение Отто о священном как важнейший элемент его теории, повлиявшийна определение предмета феноменологии религии как религиоведческой дисциплины.
Цель реферата –выяснить смысл священного, придаваемый ему Отто в рамках феноменологии религии.Для решения цели предполагается выполнить ряд задач:
– исследовать биографиюРудольфа Отто и выявить важнейшие факторы, оказавшие влияние на становление егорелигиоведческой позиции;
– выяснить, чьи учениястали для Отто ориентиром, и что было им почерпнуто из трудов тех или иныхмыслителей;
– охарактеризоватьосновные позиции теории священного, структуру священного и его главногокомпонента – нуминозного.
Работа состоит извведения, двух основных вопросов, выводов и списка литературы. В первом вопросеречь идёт о влияниях, которые испытал Отто в течение жизни, о постепенномрасширении поля его интересов и используемой методологии. Второй вопроспосвящён анализу концепции священного и его наиболее важного компонента –нуминозного.
1. ВЛИЯНИЕ БИОГРАФИИ ОТТО НА СФЕРУ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЙ,МЕТОДОЛОГИЮ И КОНЦЕПТУАЛИСТИКУ
Карл Луи Рудольф Оттородился 25 сентября 1869 года в Пайне (недалеко от Ганновера), в многодетнойсемье фабриканта. После окончания Андреановской гимназии в Хильдесхаймеобучался в университетах Эрлангена и Гёттингена, где в 1898 году защитилдиссертацию «Взгляд Лютера на учение о Святом Духе» («Die Anschauung vomHeiligen Geiste bei Luther») и, несколько позднее, хабилитационную работу поИммануилу Канту. Лютера можно считать одним из тех, кто оказал наибольшеевлияние на Отто, наряду с Кантом, Фрайсом и Шлейермахером. Труд последнего«Речи о религии» Отто издал в 1989 году в честь столетнего юбилея от написания,а Канту и Фрайсу посвятил отдельную работу «Философия религии, основанная наКанте и Фрайсе» («Kantisch-Fries' sche Religionsphilosophie»), вышедшую в 1909г. в Тюбингене.
В 1904 году занял постпрофессора систематической теологии в Гётингене, а в 1910 – получил степеньпочётного доктора в университете Гиссена. С 1914 года Отто становитсяпрофессором теологии университета в Бреслау, а в 1917 году начинает преподаватьсистематическую теологию в Дивинити-школе при Марбургском университете (в1927-1928 гг. Отто даже был ректором этого университета) [7].В Марбурге он оставался до конца жизни, хотя периодически читал лекции в США иШвеции, путешествовал, в том числе совершил несколько длительных поездок поАзии (в 1911-1912 гг. и в 1927-1928 гг.). Кроме преподавательской карьеры, занималсятакже политикой, будучи в 1913-1918 гг. депутатом Прусского ландтага, а позднееактивно участвовал в жизни Веймарской республики. В 1929 году Отто выходит вотставку, хотя продолжает писать. Последняя прижизненная публикация – «ЦарствоБожье и Сын Человеческий» («Reich Gottes und Menschensohn»), вышедшая в 1934году, – была посвящена христологии и эсхатологии Нового Завета. В октябре 1936г. он упал с двадцатиметровой башни, получив серьёзные травмы, а наступившейзимой ещё и перенёс воспаление лёгких, и 6 марта 1937 года умер в Марбурге, гдеи был похоронен.
Рудольф Отто расширялкруг тем для своих исследований по мере расширения географии своего пребывания.Работы начального этапа (до первого длительного путешествия по Азии) касаютсяпрежде всего христианской теологии и европейской философской традиции, несутслед значительного влияния Шлейермахера (от которого Отто воспринимаетособенное внимание к «чувству», интуитивному познанию в религии) и Канта (идея«нуминозного» отвечает абсолютной трансцендентности кантовского ноумена, хотяэтимологически восходит к латинскому numen). Собственно, к этому периоду можноотнести вышеупомянутую докторскую диссертацию о Лютере (1898), работу о Канте иФрайсе (1909), а также «Натурализм и религиозное мировоззрение»(«Naturalistisch und religiose Weltansicht»), изданную в 1904 году в Тюбингене ипереизданную в 1907 в Лондоне, и более теологическую по направленности «Жизнь идеятельность Иисуса, согласно критическому методу» («The Life and Ministry ofJesus, According to the Critical Method»), опубликованную в Чикаго в 1908г.
Значительный перелом вжизни и направленности исследований Рудольфа Отто произошёл в связи с поездкойпо Азии (1911-1912), в ходе которой он познакомился с восточной (прежде всего –индийской) философией и восточными религиями. С этого времени он не тольконачинает изучать и переводить сакральные тексты (для чего учит санскрит) и дажеиздавать работы в Индии (например, в 1928 году в Мадрасе вышла его книга«Христианство и индийская религия благодати», и только через два года этаработа была издана в Германии). Поездка формирует у учёного новый подход кизучению религии, выходящий за рамки христианской теологии и её осмысления спозиций европейской критической мысли. Отто начинает смотреть на разныепроявления религиозности как на нечто, имеющее общее глубинное ядро, скрытоепод внешними – а значит, вторичными – различиями. Так, сравнивая христианство ивишнуизм в работе «Christianityand theIndian Religionof Grace»,Отто находит сходными христианскую любовь к Богу и вишнуистскую концепциюбхакти, при этом отмечая, что «выход из состояния падения мыслится по разному вэтих религиозных традициях: избавление от греха и вины в христианстве, ноизбавление от цикла перерождения и появления в мире в индуизме» [2].
Несколько ранее, в 1926г. вышло другое сочинение, посвящённое компаративному анализу христианства ииндуизма, «Западная и восточная мистика» («West-ostliche Mystik»), гдесравнивались взгляды Шанкарачарьи и Мейстера Экхарта. В своих компаративныхисследованиях Отто разработал теорию конвергенции типов и параллельных форм.Эта теория отвечает, и методологически выходит из более общейфеноменологической позиции «нуминозного» как присущего глубинному ядру любойрелигии. Но если отдельные черты, исходя из чувства «нуминозного», являютсяпараллельными для разных традиций, то позднейшие наслоения, вторичные черты являютсяразличными и характеризующими конкретные традиции.
Пожалуй, самымизвестным результатом компаративной феноменологии Отто стала изданная в 1917году работа «Священное – Об иррациональном в идее Божественного и его отношениик рациональному» («Das Heilige — Über das Irrationale in der Idee des Göttlichenund sein Verhältnis zum Rationalen»), переизданная в 1923 в Англии («TheIdea of the Holy: An Inquiry into the Non-rationalFactor inthe Idea of the Divine and itsRelation to the Rational»). Данный труд – один из основополагающих в феноменологиирелигии. Возможно, он свидетельствует о том, что феноменология Рудольфа Оттосложилась именно под влиянием его компаративных исследований. При этом самавтор утверждал, что книга родилась из семинаров со студентами-теологами, иподчёркивал связь иррационального «нуминозного» и рациональных компонентоврелигии.
Как уже отмечалось, всвоих исследованиях Отто не ограничивался Европой, и этому способствовали егопоездки в Индию, Бирму, Китай, Египет, Иерусалим. Среди прочего, Он занималсяисследованием священных текстов на санскрите, в том числе – переводами. В егопереводческой деятельности можно выделить такие работы, как «Вишну-Нараяна»(«Vischnu-Nârâyana; Texte zur indische Gottesmystik») и «СиддхантаРамануджи» («Siddhânta des Râmânuja, Texte zur indischeGottesmystik, II»), опубликованные в 1917 году, а также перевод Бхагавад-Гиты(«The original Gita: The song of the Supreme Exalted One»), посмертно изданныйв Лондоне в 1939 г.
В целом смена тематикиработ Рудольфа Отто отражает процесс его перехода от христианской теологии ккомпаративному религиоведению и феноменологии религии. При этом стоит отметить,что Отто всё же не отказался от занятий теологией, а скорее использовал своинаработки в области сравнительного изучения религий для реализации нового подходак теологическим штудиям, где история религии стала необходимым фоном дляхристианской теологии, а понимание сущности феномена религии – необходимойосновой для богословских спекуляций. Говоря о творчестве исследователя, можновыделить несколько направлений его работы: во-первых, теологические труды похристологии, эсхатологии и литургике; во-вторых, переводы классическихиндийских священных текстов; в-третьих, компаративные исследования, преждевсего посвящённые христианству и индуизму; в четвёртых, работы по феноменологиирелигии. В каждой из этих сфер Отто сделал важные выводы и оказал влияние напоследующие исследования, особенно – в области феноменологии религии, где еготруд «Священное» стал одним из основополагающих.
2. СВЯЩЕННОЕ КАК ПРЕДМЕТ ФЕНОМЕНОЛОГИИ РЕЛИГИИ.СТРУКТУРА НУМИНОЗНОГО
К концу Первой мировойвойны перед религиоведением стояло несколько серьёзных методологических задач,среди которых было развитие феноменологии религии как междисциплинарнойотрасли, призванной, по мысли Шантепи де ла Соссе и Тиле, стать связующимзвеном между историей религии и философией религии, а также психологией религии[4, с. 147], и [5, с. 201]. Но если мысль о создании науки, выделяющей иисследующей основные компоненты феномена религии, появилась уже на рубеже XIXи ХХ веков, то само её оформление относится к межвоенному периоду. РаботаРудольфа Отто «Священное» стала одним из важных шагов на пути становленияфеноменологии религии, обозначила её предметную сферу и методологию, а такжезакрепила взаимосвязь религиоведения и теологии, характерную для последующихнескольких десятилетий.
Одна из главных новацийтруда, как пишет А.Н. Красников со ссылкой на авторитетных исследователейконцепции Р. Отто, «состояла в детальной разработке категории «священное» ифеноменологическом описании универсальной, сущностной структуры религиозногоопыта» [1, с. 97-98]. Священное понимается здесь как некое составноеобразование, в которое входят несколько структур, в том числе рациональная иморальная. Последние два компонента получили особенное признание во многихрелигиях, например, в христианстве. Но сведение священного к абсолютноморальному или рациональному – это дискурс о священном в переносном смыслеслова, а не в прямом, то есть своеобразная методологическая синекдоха. Понятиесвященного, согласно Отто, включает в себя ещё некий избыток, остающийся призаключении в скобки вышеперечисленных компонентов. «Чтобы получить этот«избыток», представляющий исходный пункт и подлинное ядро любой религии, Р.Отто предлагает исключить из священного рациональный и моральный моменты. Дляобозначения того, что остается после проведенной операции (священное минусморальное, минус рациональное вообще) немецкий теолог и религиовед используеттермин «нуминозное»», – отмечает А.Н. Красников вслед за М.А. Пылаевым. [1, с.98].
Введение нового терминапозволило Отто избавиться от устоявшегося смысла традиционного в данномконтексте термина göttlich (божественное) и его европейских синонимов,когда речь идёт об изначальной реальности, лишь позднее подвергающейсярациональному и моральному осмыслению, а также о чувствовании этой реальностичеловеком. Кроме того, термин «нуминозное» как более нейтральный можноприменять к немонотеистическим религиям. Также не стоит смешивать данный терминс кантовским понятием ноумена, несмотря на фонетическую схожесть. Термин “numinous”происходит от латинского “numen”,означающего «Бог», «дух» или «божественность», а произведен по аналогии стермином “ominous”, относящимся клатинскому “omen” [7], а термин “noumenon”у И. Канта является заимствованным из древнегреческого языка и обозначаетнепознаваемую реальность, лежащую в основе явления [6]. При всех оговорках,отмечая значительное влияние философии Канта на становление концепции Отто,можно свидетельствовать о связи данных терминов, хотя первый акцентируеттеологическую составляющую нуминозного предмета, а второй – гносеологическую.
Несмотря на то, чтонуминозный объект является важной составляющей понятия «нуминозное», РудольфОтто ставит целью, прежде всего, исследование чувства нуминозного, то естьотношения человека к данному объекту (в существовании которого сам авторконцепции не сомневается, но, подобно Лапласу, и не нуждается). Здесь возникаетвозможность упрёка в непоследовательности, поэтому специально оговаривается,что речь идёт не о рациональном осмыслении нуминозного, а о чётком установленииего структуры, а все понятия и определения являются скорее символами иидеограммами.
В структуре нуминозногоРудольф Отто выделяет четыре основных компонента: чувство тварности (Kreaturgefühl),повергающую в трепет тайну (Mysterium tremendum), восхищение (Fancinans) ичувство нуминозной ценности священного (Sanctum als numinoser Wert). Можносказать, что перечисленные элементы отражают последовательное развитиенуминозного чувства религиозного субъекта, и это подтверждается наличиемнекоего первичного нуминозного чувства (Realitäts-gefuhle) – интуитивногоощущения реальности нуминозного объекта. Из этого чувства и выходят ощущениетварности и зависимости от нуминозного объекта, собственной ничтожности исвященного трепета от таинственного нуминозного, восхищения перед ним, и,наконец, убеждение в его нуминозной ценности, не поддающейся моральному ирациональному оправданию. Таким образом, процесс проходит цикл и возвращается кначальной точке, но на ином уровне.
Особо следует выделитьтакой элемент нуминозного, как тайну, повергающую в трепет (Mysteriumtremendum). Отто написал работу «Священное» во время Первой (и единственной издвух на тот момент) мировой войны, и само время внесло в его теорию подобныйкомпонент. Как отмечают А.Н. Красников и А.П. Забияко, «острейшие социальныекатаклизмы, которые потрясли мир в начале XX в., подорвали доверие клиберально-прогрессистским идеям, заставили людей усомниться в разумности иморальности происходящего, в своих возможностях оказывать влияние на окружающуюдействительность. В протестантской теологии это привело к оживлению идей огреховности человека и абсолютной трансцендентности Бога. Именно после Первоймировой войны теологи вспомнили об образе грозного Божества, чьи деяния неукладываются в рамки человеческих представлений, чей гнев непредсказуем иужасен, чье величие заставляет человека почувствовать себя «прахом и пеплом»» [1,с. 99]. Таким образом, Отто в значительной степени отражает настроениятеологической среды того времени, подкреплённые значительным влиянием на егостановление как теолога идей М. Лютера. Стоит также выделить подразделениеMysterium tremendum на трепет (Tremendum), величие (Majestas), энергийность (Еnergicum)и тайну (Mysterium).
Оставаясь теологом,Отто дал целостное видение священного, добавив к рассмотрению нуминозного ещёрассмотрение рационального и морального компонентов. Несмотря на изначальнонерациональный характер нуминозного, оно в ходе исторического развития религииподдаётся рационализации, И это не считается ненормальным. Наоборот, отсимфонии разных компонентов священного зависит гармоничное развитие религиознойсистемы. Отто комментирует это положение следующими словами: «То, что в религиииррациональный момент всегда остается живым и бодрствующим, предохраняет ее отпревращения в рационализм. То, что она в полноте хранит рациональный момент,предохраняет религию от падения в фанатизм и мистицизм, помогает ей стать религиейкультуры и человечности. Наличие обоих этих моментов в здоровой и совершеннойгармонии задает масштаб, позволяющий говорить о превосходстве одной религии наддругой… В соответствии с этим мы говорим о превосходстве христианства над егоземными сестрами-религиями. На глубоком иррациональном фундаменте возносятсястроения его чистых и ясных понятий, чувств и переживаний» [1, с. 102]. Такимобразом, религии, развивающие гармонические отношения между рациональным инерациональным в понимании священного, по мнению Рудольфа Отто, являются болеежизнеспособными и уместными, чем те, которые чрезмерно увлекаются одной изсторон.
Можно сказать, что трудР. Отто был определяющим для развития такого важного компонента религиоведения,как феноменология религии, обозначил предмет этой дисциплины в священном ичувствах человека при столкновении с ним, то есть религиозном опыте. И если самОтто уделял значительное внимание нерациональному элементу в структуресвященного, то он всё же признавал неразрывную связь нерациональногонуминозного с моральным и рациональным элементами религии. Отто определил, содной стороны, место нуминозного в структуре священного вообще, а с другой –произвёл структурирование самого нуминозного, выделяя в нём некие стадии, илиэтапы приближения человека к нуминозному объекту. Кроме того, заслуга учёногоещё и в разработке конфессионально не заангажированной терминологии, свободнойот смысловых напластований, размывающих чёткость и вводящих двусмысленностьопределений.
ВЫВОДЫ
Работа по достижениюзаявленной цели, после выполнения поставленных задач привела к следующимвыводам относительно теории священного, разработанной Рудольфом Отто.
1. Рудольф Отто началсвою исследовательскую карьеру как протестантский теолог, ориентированный научения Лютера, Канта, Фрайса и Шлейермахера. Это сосредоточило его на первомэтапе работы на исследованиях христианской традиции и соответствующихрефлексиях. Последующее знакомство с другими религиями и культурными текстамипривело его к компаративному изучению прежде всего христианства и индуизма, авпоследствии – к созданию обобщающей феноменологической теории, призваннойизучить сущность феномена религии в его глубинном смысле, выделить главное ивторостепенное в данном феномене.
2. Концепцияфеноменологии религии, разработанная Отто, поставила в центр религиоведческойпроблематики проблему священного, причём скорее даже не священного объекта, апереживаний человека от столкновения с ним. Таким образом на первый планвыступили скорее психологическая, субъективная сторона религии. Более того,разграничение внутри этой системы рационального, морального и нуминозного сориентацией на исследование последнего свидетельствуют о желании исследователязаняться именно и непосредственно наиболее необъяснимой, внутренней, но ипервичной стороной священного – нуминозным.
3. Чувство нуминозного,согласно Отто, представляется в развитии от первичного чувства реальностинуминозного объекта, через ощущение страха перед ним, осознание собственнойзависимости и беспомощности, а также трепет перед нуминозным – к ощущению егоабсолютной ценности. Концепция священного в таком её виде была представлена вмежвоенной протестантской теологии, но заслуга Отто – в переводе этой концепциина язык более научный и абстрагированный от конкретной религии, чему послужилатакже разработка новой терминологии, не отягчённой устоявшимися смыслами,привязывающими к определённой традиции, служащей для работы с разнымирелигиозными системами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. КрасниковА.Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. – М.:Академический проект, 2007. – 239 с. (Gaudeamus).
2. ОттоРудольф // www.bogoslov.ru/persons/289812/index.html от 26.12.2008.
3. ОттоРудольф // ru.wikipedia.org/wiki/Отто,_Рудольф от 15.12.2008.
4. ТилеК. Основные принципы науки о религии // Классики мирового религиоведения.Антология. Т. 1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. –М.: Канон+, 1996. – С. 144-196.
5. Шантепиде ла Соссе П. Учебник по истории религий // Классики мирового религиоведения.Антология. Т. 1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. –М.: Канон+, 1996. – С. 197-215.
6. Rudolf Otto // en.wikipedia.org/wiki/Rudolf_Otto
от21.11.2008.
7. Rudolf Otto: German Philosopher andTheologian // www.britannica.com/EBchecked/topic/434884/Rudolf-Otto#ref=ref226742
от26.12.2008.
8. The Idea of the Holy // en.wikipedia.org/wiki/The_Idea_of_the_Holy
от15.12.2008.