Реферат по предмету "Религия и мифология"


Роль и место ислама в общественно-политической жизни Пакистана

Реферат/>
Роль и место ислама в общественно-политическойжизни Пакистана


 
Ислам в Пакистане охватывает буквально всеобласти жизнедеятельности общества, включая, разумеется, политическую сферу. Этоподтверждает множество фактов, начиная с самого начала существования государства.Его официальное название – Исламская Республика Пакистан. Само слово Пакистан означает«страна правоверных». Столицей ИРП является г. Исламабад. Согласно ст. 2 Конституции,ислам является государственной религией Пакистана; президентом и премьер-министромстраны могут быть только представители этой религии1. В Конституции, действующихзаконах и нормах содержится еще много других положений о приоритете ислама в политическойи общественной жизни государства. Тем не менее религиозно-общинные партии и организациидобиваются еще большего усиления исламского фактора, установления верховенства шариата,превращения Пакистана в «подлинно исламское государство» типа халифата. В настоящеевремя волна политического исламизма достигла в Пакистане невиданных до сих пор высотыи масштабов.
Первое знакомство с исламом народов, проживающихна территории нынешнего Пакистана, относится к VII в. Быстрому распространению этойрелигии в данном районе способствовали походы Махмуда Газневи и Мухаммада Гхури,в результате власть в Северной Индии перешла в руки мусульманских феодалов (именаэтих полководцев носят ныне различные типы пакистанских ракет среднего радиуса действия).Вначале XIII в. в этой части Индии возник могущественный Делийский султанат. В первыегоды XVI в. здесь утверждается империя Великих Моголов, которая в определенные периодыраспространяла свою власть на всю Индию. С XVII в. территорию Индии начали «осваивать»англичане. После нескольких веков колониального гнета мусульмане Индии, под руководствомМухаммада Али Джинны, получившего почетный титул «Каид-и-Азам» («Великий лидер»),добились создания в августе 1947 г. собственного независимого государства под названиемПакистан. Большую роль в достижении этой цели сыграла старейшая партия мусульман– Мусульманская лига, основанная в 1906 г.
Подавляющее большинство пакистанского населенияисповедует ислам (ок. 97%). В повседневной жизни пакистанских мусульман до сих порчувствуется влияние вековых исламских традиций, особенно в районах проживания племен.Сказывается и воздействие индуистской среды (существование у некоторой части мусульманкастовых делений и кастовых организаций).
В стране представлены два основных направленияислама – суннизм и шиизм. К первому принадлежит подавляющее большинство пакистанскихмусульман (85%). Пакистанские сунниты придерживаются главным образом школы Абу Ханифа.
Несмотря на свою небольшую численность, шиитыпредставляют довольно влиятельный в экономическом и политическом отношении сегментобщества. Из него вышли создатель Пакистана М.А.Джинна, первый премьер-министр страныЛиакат Али-хан, первый президент Искандер Мирза, крупный, но не особенно удачливыйреформатор З.А.Бхутто и другие выдающиеся деятели. Шииты делятся на несколько направленийи сект. Относительно многочисленна группа исмаилитов. Среди них преобладают последователиимама Ага-хана (титул этот наследственный), носителю которого они выплачивают от10 до 12% ежегодного дохода.
Большую экономическую и политическую рольв Пакистане, несмотря на свою малочисленность, играла секта ахмадийцев (названатак по имени ее основателя М.Г. Ахмада). Ее членом был первый пакистанский министриностранных дел Ч.М.Зафрулла-хан. В отличие от ортодоксальных мусульман, ахмадийцыне верят в окончательное пророчество Мухаммада. Фундаменталисты, возглавленные партией«Джамаат-и ислам», длительное время вели борьбу против этой секты, требуя объявитьахмадийцев немусульманским религиозным меньшинством, что и было сделано в 1974 г.
Христиане – наиболее многочисленное религиозноеменьшинство в Пакистане. Среди них больше всего католиков (ок. половины всех христиан).Затем по численности следуют индусы. Имеются небольшие, но богатые общины джайнов(выходцы из торгово-ростовщических каст) и парсов (потомки огнепоклонников – зороастрийцев,бежавших в VII в. из Ирана).
Ислам всегда играл огромную роль в Пакистане,оказывал серьезное влияние на все стороны жизни общества. Однако степень этого влиянияв разное время была неодинаковой. Во многом это объясняется особенностями самогосоздания этой страны. Пакистан – уникальное государственное образование, впервыев мире созданное на основе культурно-религиозной общности. В условиях поликонфессиональногои многонационального состава населения Индии движение мусульман за создание «своегогосударства» имело сепаратистский характер. Но в этом движении сильной была и антиколониальнаясоставляющая общей борьбы народов Индии за независимость.
В общем, примерно первую половину существованияПакистана главной силой в стране был национально-демократический фактор, что вполнепонятно для периода национальной эйфории, связанной с победой в освободительнойборьбе, подъемом национализма и т.д. Следует помнить также, что почти 10 лет Пакистаннаходился на положении британского доминиона; английское влияние чувствовалось вомногих сферах жизни страны. Все это сдерживало роль исламизма.
Ведущую роль в этот период играли рабочееи крестьянское движение, борьба интеллигенции и учащихся, деятельность левых силв армии (власти расправились с ними в начале 50-х годов; после этого угрозы слевав пакистанских вооруженных силах больше не существовало). Но главным в рассматриваемыйпромежуток времени было этнонациональное движение основных народностей за провинциальнуюавтономию. Особую остроту имела ситуация в восточной части Пакистана, отделеннойот западной 1500 км индийской территории. Страна «двух крыльев», где проживало большеполовины населения Пакистана2, просуществовала разрозненной почти четверть века,соединенная лишь одним звеном – общей религией. Нарастание сепаратистских настроенийв Восточном Пакистане, позиция Индии в конечном итоге привели к отделению этой частиПакистана в 1971 г. и образованию независимого государства – Бангладеш.
В Западном Пакистане, который и представляетсовременный Пакистан, с тех пор началось усиление роли ислама. Национальные движенияпуштунов, синдхов, белуджей стали слабеть. На смену этнонациональному сепаратизмупришел исламскийинтегризм. И хотя внутри него шла острая борьба различных направлений,прежде всего суннитов и шиитов, в отношении национальных территорий ислам действовалкак объединяющая сила. Конечно, подъем исламизма принес стране новые вызовы и угрозы,которые, может быть, хуже прежних, например, возможность захвата исламорадикаламивласти в стране, обладающей ядерным оружием. Но угроза раскола Пакистана на этническойоснове ушла в прошлое.
Настоящий «исламский бум» происходил в середине70-х – начале 80-х годов. В его основе лежал целый комплекс внутренних и внешнихпричин (одна из них – создание благоприятных условий для расширения связей с богатымимусульманскими странами Ближнего Востока, в поддержке которых Пакистан очень нуждался,особенно после потери своей восточной провинции). Именно в эти годы ислам был объявленгосударственной религией, ахмадийцы стали немусульманской сектой, запрещались азартныеигры и потребление спиртных напитков, выходным днем вместо воскресенья была назначенапятница.
Важнейшим направлением деятельности военногорежима генерала М.Зия-уль-Хака (1977–1988) являлась политика исламизации основныхсфер жизни страны: были введены мусульманские налоги закят и ушр, установлены исламскиетрадиционные наказания за некоторые уголовные преступления, отменялся процент назаймы; при Верховном суде был создан Федеральный шариатский суд, наделенный правомобъявлять недействительным любой закон, противоречивший, принципам ислама. Восстановленабыла применявшаяся еще в колониальные времена куриальная система выборов (голосованиепо отдельным религиозным куриям). В правительство преимущественно входили представителиисламистских партий, включая «Джамаат-и-ислами» (такое произошло впервые за всюисторию Пакистана). Распространенные в широких массах населения эгалитаристскиенастроения использовались для пропагандистской кампании за создание в Пакистане«подлинно исламского общества всеобщего равенства и благоденствия».
Исламизация затронула и пакистанскую армию.М.Зия-уль-Хак поощрял внедрение в вооруженные силы исламской идеологии, корреспондируяее догматы с военными концепциями. Поступление в армию и продвижение по службе зависелоот «идеологической чистоты». Вот почему сейчас, когда некогда молодые офицеры временЗия-уль-Хака стали старшим и высшим комсоставом, среди них велик процент традиционалистов(по некоторым оценкам, до 30%)3. Исламские настроения проникли в научно-техническуюсреду, связанную с военной ядерной технологией. Этому способствовали общий подъемв стране традиционализма, причастность данных кругов к «историческому событию» –созданию первой исламской атомной бомбы. Опасались военные-ядерщики и присоединенияПакистана к договорам о нераспространении ядерного оружия и о всеобъемлющем запрещенииядерных испытаний, что серьезно затруднило бы их профессиональную деятельность иво многом лишило ее первоначального смысла.
Вместе с тем следует отметить, что исламизацияправительства Зия-уль-Хака – это политика государственных органов, насаждение ислама«сверху», что мало отразилось на религиозных чувствах и поведении широких масс населения4.На выборах (местных и общенациональных), проводимых в данный период, исламские политическиепартии традиционно собирали крайне мало голосов.
Тем не менее политика исламизации укрепилаположение ислама в стране в целом, усилила его позиции в различных слоях общества.Свидетельством этого были итоги референдума, проведенного в декабре 1984 г. На вопрос,одобряют ли граждане процесс исламизации, проводимый Зия-уль-Хаком, при высокойпо пакистанским меркам явке избирателей (около 66%) почти 98% дали положительныйответ5.
В такой обстановке в 80-е и особенно 90-егоды в Пакистане быстро набирал силу исламорадикализм. Логика развития исламизманеизбежно вела к росту его крайностей на пути достижения поставленных целей – искорененияэлементов секуляризма и создания подлинного «исламского государства». Тяжелое материальноеположение миллионов простых людей содействовало этому процессу.
Особенно существенным было влияние внешнегофактора – событий в прилегающем к Пакистану исламском ареале. В 1979 г. произошлаисламская революция в Иране. Вскоре развернулось под лозунгом джихада вооруженноесопротивление в Афганистане. Наконец, в Кашмире этап довольно спокойного движенияза самоопределение кашмирцев сменился периодом бурной «антииндусской» борьбы подзнаменами исламизма и исламорадикализма. Росту исламизма в Пакистане, безусловно,содействовала напряженность его отношений с Индией, отсутствие каких-либо компромиссныхрешений по кашмирской проблеме.
В самом Пакистане появились военизированныерадикалистские, ставшие вскоре террористическими организации, такие как «Лашкар-иТойба» («Воинство правоверных»), «Харкат-уль-Моджахеддин» («Движение борцов за веру»),«Джаиш-и Мухаммад» («Армия Мухаммада») и др. Все они были тесно связаны с боевикамив Кашмире и Афганистане и оказывали им всяческую помощь6.
Радикализм проникал и в пакистанскую армию,многие военнослужащие стали рассматривать себя «солдатами ислама». Особенно этобыло характерно для тех, кто непосредственно и повседневно был связан с исламскимирадикалами. Здесь, конечно, следует назвать спецслужбы и особенно Объединенную военнуюразведку (ОВР), которая помогала моджахедам воевать с советским контингентом, участвовалав создании и поддержке экстремистского движения «Талибан», оказывала помощь боевикамв Кашмире, была тесно связана с местными радикалистскими организациями. Многие изтех, кто долго работал с исламистами по долгу службы, заражались их идеями, «болели»за своих подопечных7.
Военное правительство генерала Первеза Мушаррафа(октябрь 1999 – октябрь 2002 г.) почувствовало опасность, которую несет военизированныйисламизм государству, вырастившему его в свое время для достижения определенныхцелей внутри страны и за ее пределами. Интересно заявление бывшего министра иностранныхдел С.Азиза о том, что «из каждых десяти моджахедов, которые здесь обучались воеватьв Кашмире, туда отправляется только один, а девять остаются в Пакистане и создаютнам проблемы»8. Впервые в истории Пакистана власти стали проводить политику ограничениярелигиозного фундаментализма и экстремизма. Важно отметить, что эта деятельностьначалась еще до сентябрьских событий 2001 г. в США. Правительство заявило о невозможностииспользования ислама в политических целях; были запрещены или взяты под контрольнесколько военизированных исламистских организаций. Одновременно шла чистка комсоставаармии, спецслужб и научно-технического персонала, связанного с ракетно-ядерным потенциаломстраны. В марте 2001 г. в отставку были отправлены руководитель ракетно-ядерногоцентра «отец» пакистанской атомной бомбы Абдул Кадир Хан и председатель Комиссиипо ядерной энергетике Ишфак Ахмад. В дальнейшем последовали аресты крупных специалистов-ядерщи-кови длительные их допросы о связях с местными исламистами и талибами. (Ныне некоторымиз перечисленных отставников, прежде всего А.К.Хану вменяется ответственность иза контакты с Северной Кореей).
Эта деятельность властей усилилась послетого, как Пакистан осенью 2001 г. резко изменил свой внешнеполитический курс, отказалсяот поддержки талибов и принял участие в антитеррористической кампании, руководимойСША. Усилить борьбу с исламским экстремизмом правительство должно было не толькопод давлением мирового сообщества, но и вследствие обострения ситуации в стране.«Предательство братьев по вере», а во многом и «по крови» (талибы – это пуштуны,данная этническая группа населяет север и запад Пакистана), союз с США вызвали встране огромное недовольство9.
Исламистские чувства, замешанные на антиамериканизме,господствуют в значительной части пакистанского общества. Так, проведенные опросыпоказали, что из десяти респондентов девять выступают против США и союза с ним.Среди таких пакистанцев наряду с фундаменталистами и экстремистами есть и весьмаумеренные, либерально настроенные граждане10. Вообще наблюдатели отмечали, что всеверо-западных районах Пакистана население более эмоционально реагировало на возможностьантитеррористической кампании в Афганистане, чем в самой этой стране11.
После начала антитеррористических действийв Афганистане обстановка в Пакистане сделалась крайне напряженной. В крупных городахстраны – Карачи, Равалпинди, Лахоре, Пешаваре – проходили массовые демонстрациипротеста. Из пуштунских районов тысячи добровольцев уходили помогать талибам. Внекоторых местах исламо-радикалы устанавливали свое правление. Многие эксперты говорилио возможности захвата исламистами власти в Пакистане, а значит – и ядерного оружия.
В стране усилилась террористическая деятельностьисламистских военизированных организаций. Причем если раньше это были суннитско-шиитскиестолкновения, то теперь террор был направлен против культовых учреждений и представителейдругих религий (католической, протестантской и т.д.), другими словами, против недружественныхПакистану стран (США, Англия, Франция), где эти религии преобладают. Прежняя напряженностьмежду суннитами и шиитами существенно ослабла. Проявлением этого стало созданиеединого блока основных исламистских партий «Муттахидамаджлис-и-амаль» (Объединенныйсовет действия»), в который вошла крупнейшая шиитская организация «Миллат-и-джафарияПакистан» («Общество джафаристов Пакистана»). Таким образом, подъем исламизма вПакистане сопровождался и его внутренним укреплением, заметным преодолением межкастовыхпротивостояний.
С осени 2001 г. серьезно активизироваласьдеятельность исламистских боевиков и за рубежами своей страны, прежде всего в Кашмире.Этому содействовала, помимо прочих причин, ориентация всех пакистанских исламистскихорганизаций после «потери» Афганистана на борьбу в этой стране. Участились терактыв Кашмире. Дважды нападению подверглось Законодательное собрание штата. 13 декабрявооруженные боевики штурмовали здание индийского парламента в Дели. В январе 2002г. нападению подвергся американский культурный центр в Калькутте. Все это привелок резкому обострению пакистано-индийских отношений, поставившему обе страны на граньвойны.
Пакистанское правительство приняло экстренныемеры. Полиция и войска «утихомирили улицу». Были запрещены пять наиболее радикальныхорганизаций, а их лидеры арестованы и некоторые из них приговорены к различным тюремнымсрокам. Власти задержали свыше двух тысяч активистов этих организаций и закрыли600 их штаб-квартир. Объявлено о взятии под государственный контроль несколькихтысяч религиозных школ-медресе с тем, чтобы из рассадника исламского экстремизмапревратить их в обычные учебные заведения. В определенной степени контроль был установлени над мечетями.
Активизировалась работа по ослаблению позицийтрадиционалистов в высшем комсоставе армии. Причем, чтобы не вызвать недовольствавоенных, делалось это очень тонко и в разнообразных формах. Наиболее опасный генералМахмуд Ахмад, возглавлявший ОВР, был уволен в отставку. Другой генерал – МухаммадАзиз – был не только оставлен в армии, но и переведен на более высокий пост – скомандира корпуса на пост председателя Объединенного комитета начальников штабовтрех родов войск. Однако этот пост во многом носит церемониальный характер и недает его обладателю реальной власти, прежде всего в принятии политических решений.Только узкий круг военачальников, состоящий из комкоров, был при П.Мушаррафе подлинновысшим государственно-политическим органом страны. К тому же генерал Азиз до своего«повышения» командовал войсками, расположенными в Пенджабе, т.е. в условиях военноговремени был полновластным хозяином в этой самой большой и богатой провинции Пакистана.Еще более изощренным было ослабление генерала Музаффара Усмани, который занималреально важный пост заместителя начальника штаба армии, т.е. самого П.Мушаррафа(тем более, что став президентом страны, Мушарраф был вынужден возложить на своегозаместителя более широкий круг обязанностей). В ходе перестановки высших военныхкадров генерал М.Усмани остался на своем посту, но потерял реальную власть, посколькубыл создан новый пост первого заместителя председателя штаба армии, которому и перешливсе прежние функции М.Усмани. На этот пост был назначен известный своими либеральнымивзглядами генерал Мухаммад Юсуф12.
В начале 2002 г. прямое противостояние междувластями и исламистами заметно ослабло, однако популярность последних выросла, чтопоказали всеобщие выборы в октябре 2002 г. Блок «Муттахидамаджлис-и-амаль» завоевал20% мест в нижней палате парламента – Национальном собрании, победил в пуштунскойСеверо-Западной пограничной провинции (СЗПП) и добился больших результатов еще водной – Белуджистане. В Национальном собрании он вошел в тройку лидирующих партий,а в верхней палате – Сенате – занял второе место.
Это был невиданный за всю историю Пакистанауспех исламских партий. Теперь они и в представительных органах, а не только наулице, являют большую силу. Исламисты получили возможность как бы с двух сторон,изнутри и извне, организованными и стихийными выступлениями, законными и нелегальнымиметодами вести борьбу за достижение своих целей. Думается, что этот успех исламистыпостараются развить и дальше, поскольку всеобщие выборы означали прекращение военногоправления. И хотя П.Мушарраф остался президентом, очевидно (и предшествующий опытподтверждает это), что введение конституционно-парламентских форм правления ослабляетжесткую хватку армии и предоставляет больший простор для разного рода оппозиционныхсил.
В такой обстановке П.Мушарраф проводит оченьсложную и тонкую политику. Хотя поддерживающая его коалиция партий обладает в высшихзаконодательных органах очень небольшим преимуществом, на всех руководящих постах(премьер-министра, спикера и его заместителя в Национальном собрании, председателяСената и его заместителя) удалось поставить представителей поддерживающей президентаПакистанской Мусульманской лиги им. «Каид-и-Азама» М.А.Джинны – ПМЛ (К). Не менееважной была задача представительства в этом верхнем эшелоне власти субъектов федерации.Она также была решена довольно удачно. Премьер-министром стал Мир Зафарулла ХанДжамали – посланец самой маленькой провинции Белуджистан. Должность спикера нижнейпалаты занял Чоудхри Амир Хусейн (от Пенджаба), а его заместителем стал Сардар МухаммадЯкуб (СЗПП), выходец из Синда Мухаммад МианСумро стал председателем Сената, а егозаместителем избран Халил-ур-Рахман (СЗПП). Таким образом, при партийно-политическомединстве руководства Пакистана в нем представлены все главные этносы страны. Сампрезидент является мухаджиром (беженцем из Индии), т.е. он не связан с какими-либогруппами коренного населения Пакистана.
Следует обратить внимание на преобладаниев государственно-политической верхушке посланцев северного региона. Помимо того,что Белуджистан представляет глава правительства, а СЗПП – заместители руководителейобеих палат парламента, спикер Национального собрания, прошедший на выборах от Пенджаба,долгие годы занимался политической деятельностью в «пакистанской» части Кашмира.Это говорит об особом внимании, которое придает официальный Исламабад району, гдеособенно силен сейчас исламизм.
Новый всплеск «исламской волны» произошелв связи с американским вторжением в Ирак. Массовые демонстрации и митинги протестапрокатились по всей стране. В Исламабаде, Лахоре, Карачи, Пешаваре и Кветте властипредприняли масштабные меры по защите дипломатических представительств, в особенностиамериканских и союзных им стран в войне против Ирака. В районы дипмиссий были направленыдополнительные силы безопасности, полицейские отряды и подразделения пограничнойохраны. На сей раз протестное движение было более антиамериканским и менее оппозиционнымсвоему правительству, оно было более или менее равномерным по всей стране. Во-первых,в данном случае отсутствовал факт этнонационального родства, и главной причинойвозмущения являлось нападение на мусульманскую страну. А во-вторых, всеобщее негодованиевызвали нарушение международного права, действия в обход ООН, несоблюдение решенийСовета Безопасности. А это – крайне болезненная тема для Пакистана, поскольку принятыев конце 40-х годов резолюции Совета Безопасности о решении кашмирской проблемы путемпроведения там плебисцита (на чем всегда настаивал Пакистан, учитывая преобладаниев Кашмире мусульман), остаются невыполненными из-за позиции Индии. Поэтому Пакистанявляется одним из самых последовательных сторонников осуществления решений ООН.Неудивительно, что в своих выступлениях глава пакистанского МИД Х.М.Касури призываетк обязательному выполнению всех резолюций ООН без каких-либо исключений, отказуот двойных стандартов в подходах к международным проблемам. При этом он требуетпроведения в жизнь всех решений ООН по Ираку, Палестине и Кашмиру13.
Вообще иракские события поставили Исламабадв очень сложное положение. Совсем недавно наладились широкие связи с богатой и сильнойАмерикой. Нуждаясь в поддержке Пакистаном (ныне он непостоянный член Совета Безопасности)своих акций, Дж.Буш отменил в середине марта последние санкции против Пакистана.Сразу же Исламабаду были предоставлены в виде помощи 600 млн. долл. на «нужды» деятельностиПакистана в Афганистане, более 300 млн. на военные потребности самого Пакистана,объявлено также, что в будущем на эти потребности ему будет выделено почти 400 млн.долл.14
Но, разумеется, Исламабад не мог не учитыватьнастроения в мире и в своей стране. Поэтому он занял нейтральную позицию, в целомравноудаленную от обеих враждующих сторон. При этом он старался ее не афишировать,основной упор делался на необходимости мирного дипломатического урегулирования вопроса,на гуманитарных аспектах проблемы, на повышении роли ООН в настоящий момент и впериод послевоенного урегулирования в Ираке, на обязательности сохранения территориальнойцелостности и суверенитета Ирака. Пакистан шел на внешне эффектные шаги, не имеющие,однако, большого практического значения. К ним следует отнести отмену военного парадав День Пакистана (23 марта), отмену приемов в этот день в пакистанских посольствахза рубежом, перенесение южноазиатских спортивных игр, открытие которых намечалось29 марта в Исламабаде и т.д.
Более серьезным демонстративным шагом былаотмена запланированных ранее визитов пакистанского премьера М.З.Х.Джамали в СШАи Англию. Первая зарубежная поездка главы пакистанского правительства в конце мартасостоялась в Китай, где он был принят почти всеми высшими руководителями КНР. ВКитае пакистанский лидер, естественно, должен был четче излагать позицию Пакистанаи следить за тем, чтобы она не отличалась от позиции его собеседников. В ПекинеДжамали выразил неприятие вооруженных действий на Ближнем Востоке, полностью поддержалмнение Пекина «как можно скорее прекратить войну в Ираке и вернуть решение кризисав политическое русло в рамках ООН»15.
Хочется отметить, что по сравнению с премьер-министроми остальными членами правительства президент предпочитал меньше артикулировать пакистанскуюпозицию по иракской проблеме, по возможности воздерживаться от открытых выступлений.По всей видимости, здесь имело место соответствующее «разделение ролей» между президентоми его правительством. Хотя нельзя, конечно, исключить и определенные расхождениямежду ними, которые могут привести впоследствии к большим разногласиям. Именно такслучилось в 80-е годы, когда несовпадение точек зрения президентской группировкии правительства в отношении Женевских соглашений в конце концов привело к отставкепремьер-министра М.Х.Джунеджо генерал-президентом Зия-уль-Хаком. Подводя итоги рассмотренномувыше, отметим, что исламизм в Пакистане превратился в важную политическую силу,которая все больше оказывает влияние на жизнь и развитие пакистанского общества.К сожалению, этому процессу объективно содействуют неблагоприятные внешние факторы– затягивание антитеррористической акции в Афганистане, агрессивные действия противИрака, а также жесткая, бескомпромиссная политика Индии по отношению к своему соседу.Несомненно, улучшение индо-пакистанских отношений содействовало бы укреплению силв Пакистане, выступающих против религиозного экстремизма. В таком же направлениидействовало бы расширение многосторонних связей между Пакистаном и Россией, с которойв Пакистане традиционно стремятся сотрудничать.

Список литературы
ислам пакистан религиозный военный
 
1.Journalof South Asian and Middle Eastern Studies. Villanova, 1982, Vol. VI, № 1, с.33–37.
2.TalbotIan. Pakistan. A Modern History. N.Y., 1998, с. 261.
3.БелокреницкийВ. Исламский радикализм Пакистана: эволюция и роль в регионе \\ ЦентральнаяАзия и Кавказ. Lulea (Sweden),2000, № 6 (12), с. 123–126.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Наследие воинов Севера
Реферат Лекции по организационному поведению
Реферат Организация работы ОАО Городской молочный завод 1
Реферат Государственная собственность на землю в Российской Федерации
Реферат Изучение межличностных отношений будущих специалистовпедагогов в период обучения
Реферат Культура как система ценностей. Эмоционально ценностные ориентации
Реферат Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени. Анализ эпизода из глав
Реферат Water Pollution Cause And Effect Essay Research
Реферат Федеральные фонды обязательного медицинского страхования
Реферат Специфика социальной работы с людьми склонными к суицидальному поведению
Реферат Анатомічні особливості клубово-сліпокишкового переходу в раньому періоді ортогенезу людини
Реферат Медико-социальная характеристика детей Белгородской области
Реферат Политические лидеры (контрольная)
Реферат Управление заплатами в ОС Windows
Реферат Разработка технологии производства сгущенного молока с сахаром