Реферат по предмету "Религия и мифология"


Религиозно-мифологические представления индейцев доколумбовой Америки на примере майя

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Курсовая работа
Религиозно-мифологическиепредставления индейцев доколумбовой Америки на примере майя

Донецк 2011

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.Этническая история народов майя
РАЗДЕЛ 2.Космогония и антропогония майя
РАЗДЕЛ 3.Религиозные представления майя
3.1 Пантеон богов майя
3.2 Ритуалы и обряды майянских народов
3.3 Календарь майя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
 

ВВЕДЕНИЕ
Своеобразнойочаровательностью наделена культура доколумбовой Америки – культура майя,ацтеков и инков, которые крепко связаны. Существенным есть и то, что вМезоамерике процесс возникновения и развития цивилизаций происходил без влиянияиз вне со стороны более высоких культур.
В начале ХХ века передисследователями стала проблема изучения полузабытых культур, в частностикультуры древних майя. После обнаружения в XIX столетии развалин городов майя вглубине тропических джунглей Центральной Америки по поводу этой культуры и еетаинственной гибели возникло множество домыслов. Она оставила нам руинывеличественных храмов и пирамид, а также крепостей и дворцов на горныхвершинах. Актуальность данной проблемы состоит в изучении и анализемалоизвестных свидетельств и знаний об их обычаях, традициях, ведь культурыранних народов не являются изолированными, они влияют одна на другую. Особенноявно это прослеживается при изучении религии таких похожих, но таких разных народов,как майя, ацтеки, инки и ольмеки.
Объектом исследованияданной работы является культура древних майя.
Предметом исследованияявляются религиозно-мифологические представления мировоззренческой картинынародов майя. Научная новизна работы состоит в том, что рассматриваютсямифологические вопросы в контексте развития культуры майя.
Целью данной работыявляется освещение особенностей религиозно-мифологических воззрений народовмайя.
Исходя из цели, можноопределить задачи:
— проанализировать исистематизировать литературную базу;
— раскрыть особенностирелигиозно-мифологических представлений майя;
— проанализироватьисторию формирования цивилизации майя;
— раскрыть особенностикосмогонических и антропогонических взглядов;
— определитьрелигиозные и мифологические представления майя;
— раскрыть особенноститакого научного достижения, как майянский календарь.
Среди всех культурМезоамерики можно выделить самую древнюю – культуру майя, которая не пропалабесследно, не смотря на усилия испанских завоевателей. Она влияет и сейчас накультуру народов латиноамериканских стран, таким образом, делая свой вклад всокровищницу мировой культуры.
Исследование культурыдревних майя началось в эпоху средневековья, её проблемами занимались ведущиеученые мира. Просмотрев имеющийся в литературе материал о ней, к удивлению,было обнаружено, что в работах ученых и исследователей таких, как А. Рус, Л.Спенс, Д. Соди, Майкл Ко, В. И. Гуляев, рассмотревших множество проблем,касающихся данной цивилизации, присутствует в некоторой степени неоднородностьи множественность излагаемых сведений. И это дает в общем плане расплывчатуюкартину с характерными чертами майя.
За последние пятьдесятлет собраны богатейшие материалы по истории индейских обществ, позволяющиеболее точно оценить как уровень, достигнутый в различных областях культурыкоренным населением Америки, так и его вклад в сокровищницу мировой культуры.Книга М. Стингла «Тайны индейских пирамид» [15] основана на широком кругенаучных исследований и открытий в области современной американистики. Сам автормного путешествовал по странам обеих Америк и имел возможность непосредственноизучать как современную жизнь индейцев, так и следы их ушедших в прошлоецивилизаций, что придало убедительность и живость его повествованию.
В огромном труде«Индейцы без томагавков» М. Стингла [14] рассматривается культура ведущихрегионов мира, дается описание и характеристика древнейших индианских,американских и других наиболее древних цивилизаций.
Книга Деметрио Соди«Великие культуры Месоамерики» [12] посвящена колыбели одной из древнейшихцивилизаций — индейской культуре Мексики и Центральной Америки доколумбовогопериода. Автор справедливо отмечает, что аборигены Америки создали высокуюцивилизацию плодами которой пользуется и гордится всё человечество. В ЛатинскойАмерике до испанского завоевания цивилизация достигла наибольшего рассвета вМесоамерике и Андской зоне. Д. Соди обобщил достижения учёных и далсистематизированное изложение развития цивилизации в этой части света. Книгарассчитана на широкий круг читателей. «Майя: Исчезнувшая цивилизация: Легенды ифакты» Майкла Ко [7], профессора антропологии Йельского университета, авторанескольких научно-популярных исследований цивилизаций Мезоамерики, — увлекательный рассказ о зарождении, расцвете и крушении цивилизации майя, чьяистория на протяжении полутора веков вызывает повышенный интерес ученых инеспециалистов.
Мануэль Галич «Историядоколумбовых цивилизаций» [3] — книга гватемальского и кубинского политическогодеятеля и писателя посвящена истории аборигенных культур Америки от Аляски доОгненной Земли. В увлекательной форме автор рассказывает о древних индейскихцивилизациях, внесших неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. АльбертоРус в книге «Народ майя» [11] последовательно излагает основные этапы развитиякультуры майя, историю их возникновения, характеризует систему государственнойвласти, социальную структуру общества.
Структура данногоисследования включает: вступление, 3 раздела, выводы, список литературы иприложения. Объем работы составляет 38 страниц.

РАЗДЕЛ1. Этническая история народов майя
майярелигиозный мифологический цивилизация
Около IXтыс. лет до н.э., когда закончился последний ледниковый период, люди с северадвинулись осваивать южные земли, известные теперь под названием ЛатинскаяАмерика. Они расселились на территории с горами и долинами, густыми лесами ибезводными равнинами. В течение последующих VIтыс. лет местное население перешло от полукочевого существованияохотников-собирателей к более оседлому земледельческому образу жизни.
Наиболее высокоразвитойсреди мезоамериканских цивилизаций считается цивилизация Майя (IIIтыс. лет до н.э.). Этот народ называют одним из величайших народов и племен,владевших гениальными творческими способностями.
Полторы тысячи летназад майя жили почти изолированно на территориях современных мексиканскихштатов (Юкатан, Кампече, Табаско, Чьяпас, Кистана Роо, Гватемалы, Белиза изападного Гондурас) [приложение А]. Точно не известно, когда именно возниклаэта культура. Сильванус Морли предполагал, что между Iи II тыс. до н. э. – иначе говоря, III-IVтыс. лет назад – майяязычные народы уже населяли земли нагорья юго-западаГватемалы и занимались возделыванием маиса [3, 130]. Долгое время датувозникновения майянской культуры связывали с концом первого тысячелетия до н.э.Однако не так давно обнаружены в районе Куельйо (северный Белиз) деревянныеизделия, которые датируются 2750-2450 гг. до н. э. Поэтому можно считать, чтокультура Майя — современница ольмекской цивилизации.
В старинном эпическомповествовании “Пополь-Вух” майя киче из горной Гватемалы есть рассказ осотворении мира. В нем говорится, что руками великих богов в незапамятныевремена были созданы земля, солнце, луна и звезды. Боги населили Землюразличными растениями, животными и птицами, а затем сотворили из кукурузноготеста первых людей — предков майя.
Во всей доиспанскойлитературе Америки это одно из немногих упоминаний о происхождении индейцев.Однако ни древние легенды, ни отдельные археологические находки не могут помочьпробиться сквозь ту пелену неизвестности, которой окутаны истоки древнейшеймайянской цивилизации. Найдено около 1000 городищ культуры майя (на начало 80-хгодов XX века), но не все изних раскопаны или исследованы археологами, а также 3000 поселков.
Принимая во вниманиеогромные достижения майя в области математики, астрономии, календаря иискусства, которые достигли невиданной изысканности и совершенства, многимхотелось бы считать эту культуру наиболее высокоразвитой в Месоамерике [12,152]. Также древние майя уделяли большое внимание изучению медицины и истории,кроме того, у них имелись некоторые практические знания по географии, геодезии,метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Однако все эти отраслиположительных знаний были тесно переплетены с религиозными учениями о демонах,божествах, знамениях и предсказаниях. К тому же накопленные знания излагалисьна запутанном и перегруженном мифологическими намеками языке. Большимдостижением майя в области математики была разработка в период последних вековдо нашей эры позиционной системы счета и математического понятия нуля.
Майя создали такжеоригинальную иероглифическую письменность, памятники которой в XVI в.подверглись запрещению и уничтожению католической церковью. Не считая надписейна архитектурных сооружениях, скульптуре и керамике, уцелело лишь четырепамятника письменности майя, над расшифровкой которых бьются ученые.
Археологи продолжаютоткрывать остатки городов древних майя с развалинами монументальных зданий:дворцов, храмов и других. Во главе городов стояли правители и жрецы,подчинившие себе купцов, ремесленников и многочисленных рабов.
Одним из главныхвопросов в истории маянской цивилизации является вопрос о времени и характерезаселения народами майя территории, на которой оказались сконцентрированыосновные очаги их цивилизации в период ее наивысшего расцвета, обычноназываемого Классической эпохой (II – X века). Многочисленные факты говорят,что их возникновение и стремительное развитие происходили повсеместно и почтиодновременно. Это приводит к мысли, что к моменту прихода на земли Гватемалы,Гондураса, Чиапаса и Юкатана майя, по-видимому, уже обладали достаточно высокойкультурой. Она была единой по своему характеру, и это служит подтверждением,что ее формирование должно было происходить на сравнительно ограниченнойтерритории. Оттуда майя тронулись в далекий путь не как дикие племенакочевников, а как носители высокой культуры, которой предстояло в дальнейшем,уже на новом месте, расцвести в выдающуюся цивилизацию.
Возникает вопрос о том,откуда могли прийти майя. Не вызывает сомнений, что они должны были покинутьцентр весьма высокой и обязательно более древней культуры, чем сама цивилизациямайя. И действительно, такой центр был обнаружен на территории нынешнейМексики. В нем сосредоточены остатки так называемой ольмекской культуры,найденные в Трес Сапотесе, Ля Венте, Веракрусе и других районах побережьяМексиканского залива. Но дело не только в том, что культура ольмеков самаядревняя на территории Америки и, следовательно, она «старше» цивилизации майя.Многочисленные памятники ольмекской культуры – застройки культовых центров иособенности их планировки, типы самих сооружений, характер оставленныхольмеками письменных и цифровых знаков и иные остатки материальной культуры –убедительно свидетельствуют о родстве этих цивилизаций. Возможность такогородства подтверждается и тем, что поселения древних майя со сложившимся обликомкультуры появляются повсеместно в интересующем нас районе именно тогда, когдавнезапно обрывается активная деятельность религиозных центров ольмеков, то естьгде-то между III – Iвеками до нашей эры.
Почему было предпринятоэто великое переселение, можно лишь догадываться. Вспоминая историческиеаналогии, можно предположить, что оно не носило добровольного характера, ибо,как правило, переселения народов являлись результатом ожесточенной борьбы снашествиями кочевников-варваров.
Казалось бы, всёпредельно ясно, но и сегодня мы не можем с абсолютной уверенностью назватьдревних майя прямыми наследниками культуры ольмеков. Современная наука о майяне располагает необходимыми данными для такого утверждения, хотя всё, чтоизвестно об ольмеках и древних майя также не дает достаточно веских основанийсомневаться в родстве этих наиболее интересных культур Америки.
В IX– X вв. период расцвета закончилсявнезапной жестокой катастрофой. Города на юге страны были заброшены, населениерезко сократилось, и вскоре тропическая растительность укрыла своим зеленым ковромпамятники былого величия [1, 460]. Огромные пирамиды, храмы, дворцы Тикаля,Вашактуна, Копана, Паленке и других городов классической эпохи по сей деньхранят следы разрушений, нанесенных человеческой рукой. Причины их нам неизвестны. За все время высказывались самые разные теории на этот счет, но ниодну из них нельзя с уверенностью назвать достоверной.
На сегодняшний день на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе,Гватемале и Гондурасе живут около 6,1 миллиона майя. В Гватемале до 40 %населения относятся к майя, в Белизе — порядка 10 % [18]. Некоторыегруппы майя идентифицируют себя посредством особенных элементов в ихтрадиционном одеянии, по которым они отличаются от других майя. Вернаятрадиционному быту осталась группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе(Мексика). Представители группы носят хлопковую одежду, украшеннуютрадиционными сюжетами майя. Однако туризм и, в первую очередь, технический иэкономический прогресс постепенно стирают самобытность группы. Всё больше ибольше майя носят современную одежду, имеют электричество, радио и телевизоры всвоих домах, а зачастую и автомобили. Некоторые майя живут, между тем, отдоходов за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с миром икультурой древних майя.
Итак, на рубеже II-огои I-ого тысячелетий до н.э. земледельцымайя, испытывая нехватку новых земель, спустились с нагорий и приступили кширокой колонизации почти безлюдных до того равнин на юге Мексики и севереГватемалы.
Еще один потокпереселенцев пришел в эти места, по мнению некоторых ученых, с запада, с южногопобережья Мексиканского залива, из области загадочных ольмеков. Усилиями этихпришлых групп при продолжавшемся интенсивном и благотворном влиянии соседнихнародов и была якобы создана к рубежу нашей эры та блестящая цивилизация,которую мы называем классической культурой майя.

РАЗДЕЛ 2. Космогония и антропогония майя
Если сравнить данные индейских ииспанских хроник XVI в. относительно представлений майя о сотворении Земли,небесных тел и появлении человека с данными исторических источников других мезоамериканскихнародов, например ацтеков, то можно заметить явное культурное родство,существовавшее между ними. Многие из этих представлений дошли до нас черезмифы.
Майя верили вциклическую природу времени на всех общественных уровнях, как и ацтеки с инками.Они рассматривали существование вселенной как стадо эр большой длины, немногоменьше, чем 5200 лет, которые делились на 13 меньших периодов. Согласно однойиз корреляций календаря майя, мир был создан 13 августа 3114 года до н. э. ибудет уничтожен 23 декабря 2012 года, когда современный цикл так называемогодлинного счёта подойдет к концу. Согласно некоторым источникам, предыдущий мирумер в большом потопе, когда небо упало на американскую землю и свет исчез.
После этого былпромежуток между двумя мирами, время магии и героических событий, описанных вкниге Пополь-Вух. История, описанная в Пополь-Вух, относится к рождению первойпары героев-близнецов, детей предыдущих создателей. Когда воины подросли, онибыли вызваны в подземное царство, Шибалбу, за то, что очень шумно играли в мяч.После страшных пыток они были казнены, голова одного из них была повешена натыквенное дерево. Дочь одного из владык подземного царства проходила однаждымимо этого дерева, и слюна с головы казненного близнеца упала ей на руку, врезультате чего девушка забеременела [4, 265].
Леди Кровь была изгнананаружу, где родила новую пару легендарных героев-близнецов, Хунахпу и Шбаланке.Когда они подросли, братья осуществили много героических поступков. Сперва онипобедили злых сводных братьев, превратив их в людей-обезьян (которые позднеестали покровителями художников, артистов и танцоров). Впоследствии они убилиужасную птицу Вукуб-Какиш, в результате у которой они выбили зубы, стреляявзрывающимися пулями, и потом заменили их на мягкие зерна маиса.
«Пополь Вух»рассказывает о том, как Хун Хунахпу и его брат были приглашены владыкамиШибальбы – подземного мира – поиграть в мяч, но, проиграв, были подвергнутыпыткам и обезглавлены [6, 56]. Но боги неба оживили их, и они смогли убитьсвоих врагов и оживить своего отца, бога маиса.
Мир был создан изничего волей богов. Боги Тепеу и Гукумац, также известный как Кукулькан и какацтекский бог Кетцалькоатль, называются творцами. И они были в числе первыхсуществ, возникших в мире, и отличались своей мудростью.
Чтобы сохранить своювласть, Тепеу и Гукумац решают создать народ, который мог бы поклоняться им.Хуракан (бог урагана) фактически проводит процесс творения, а Тепеу и Гукумацруководят процессом. Земля была создана, но боги делают несколько неудачныхпопыток создать на ней желаемый народ. Сначала были созданы животные, однако немогли поклоняться своим создателям, и поэтому навсегда были изгнаны в лес.Человек был неудачно сделан из глины, но она только рассыпалась. Следующую расубоги создали из дерева, но творение получилось настолько безмозглым, что былоуничтожено самими богами, заменившими его на людей, сделанных из мяса. Однакоэти существа обратились к злу и были уничтожены, когда боги обрушили на землюужасный ливень: чудовищное наводнение смело их с лица земли [7, 32]. И толькопосле этого люди были сделаны из маиса. То есть майя считали, что маис нетолько является главным элементом их пищи, но и они были сами сделаны из этогоже материала.
Целью человека быловыполнять задачи, которые были полезны богам — то есть заниматься ювелирнымделом, обработкой драгоценных камней, гончарным делом, созданием барельефов ит. д. Майя создавали произведения искусства не ради самого искусства, а дляудовольствия богов.
Каждая столица государствмайя имела свою версию легенды о создании мира, которая прославляла предковдинастии правителей этого города. Например, в Паленке надписи времен КанБалама, сына Ханаба Пакала, в храме Креста рассказывают одну из версий.Согласно ей ещё за 8 лет до конца предыдущего мира родился Первый Отец, а через540 дней — Первая Мать, родившая Кавила, змееподобного бога с трубой на лбу,который всегда был покровителем царского дома этого города.
Вселенная «йок каб» –представлялась древним майя в виде расположенных друг над другом миров. Прямонад землей находилось тринадцать небес, или тринадцать «небесных слоев», а подземлей скрывались девять «подземных миров», составлявших преисподнюю.
Небеса поддерживалисьчетырьмя различными деревьями четырех различных цветов, а в центре небесаподдерживало зеленое дерево капок, которое еще иногда называют шерстянымдеревом [7, 202]. Центральное дерево также называют «Первоначальным деревом».По четырем углам, строго соответствовавшим сторонам света, росли четыре«мировых дерева». На Востоке – красное, символизирующее цвет утренней зари. НаСевере – белое. Черное дерево – цвет ночи – стояло на Западе, а на Юге росложелтое – оно символизировало цвет солнца. В прохладной тени «Первоначальногодерева» – оно было зеленым – разместился рай. Сюда попадали души праведников,чтобы отдохнуть от непосильного труда на земле, от удушливого тропического знояи насладиться обильной пищей, покоем и весельем. Древние майя не сомневались,что земля была квадратной, в крайнем случае, прямоугольной. Небо, словно крыша,покоилось на пяти подпорках – «небесных столбах», то есть на центральном«Первоначальном дереве» и на четырех «цветных деревьях», росших по краям земли.Майя как-бы перенесли планировку древних общинных домов на окружавшую их вселенную.
Удивительнее всего, чтопредставление о тринадцати небесах возникло у древних майя также наматериалистической основе. Оно явилось непосредственным результатом длительныхи весьма тщательных наблюдений за небом и изучения в мельчайших, доступных невооруженномучеловеческому глазу, подробностях движение небесных светил. Это позволилодревнейшим астрономам майя, а скорее всего еще ольмекам, в совершенстве усвоитьхарактер перемещений Солнца, Луны и Венеры по обозримому небосклону. Майя,внимательно наблюдая за движением светил, не могли не заметить, что ониперемещаются не вместе с остальными звездами, а каждое своим собственным путем.Как только это было установлено, естественнее всего было предположить, что укаждого светила имелось свое «небо». Более того, непрерывные наблюденияпозволили уточнить и даже конкретизировать маршруты этих передвижений в течениеодного годового пути, поскольку они действительно проходят через вполнеопределенные группы звезд.
Звездные маршрутыСолнца майя разделили на равные по времени их прохождения отрезки. Оказалось,что таких отрезков времени тринадцать, и в каждом из них Солнце находилосьпримерно двадцать дней. Тринадцать двадцатидневных месяцев составили солнечныйгод, который у майя начинался с зимнего солнцестояния.
При некоторой долефантазии, в которой майя, как известно, не нуждались, группы звезд, сквозькоторые проходили маршруты, легко ассоциировались с реальными или мифическимиживотными. Так родились боги – покровители месяцев в астрономическом календаре:«гремучая змея», «скорпион», «птица с головой зверя», «длинноносое чудовище» идругие. Любопытно, что, например, знакомое нам созвездие Близнецовсоответствовало созвездию Черепахи у древних майя.
Если представления майяо строении вселенной в целом нам сегодня ясны и не вызывают каких-либо особыхсомнений, а календарь, поражающий своей почти абсолютной точностью, доскональноизучен учеными, совсем иначе обстоит дело с их «подземными мирами». Мы не можемдаже сказать, почему их было именно девять (а не восемь или десять). Известнолишь имя «владыки преисподней» – Хун Ахав, но и оно пока еще имеет толькопредположительное толкование.
Особенностью космогонических иантропогонических взглядов народов майя являются последовательные попытки боговсоздать существ, способных прокормить и почитать их, были безуспешными до техпор, пока не появился маис. Только из маисового теста творцы смогли создатьчеловечество, которое отвечало их задачам. Люди могут жить и размножаться помере того, как они будут исполнять свои обязанности, то есть снабжать боговпищей, почитать их, отдавать им собственную кровь или кровь принесенных вжертву и подчиняться представителям богов на земле, то есть жрецам. Открытиемаиса породило также сходные мифы: маис, скрытый под камнем, был известен лишьмуравьям, которые по трещинам добирались к зерну, пока одна лисица не узнала обих тайне; позже ее раскрыли другие животные и, наконец, человек.

РАЗДЕЛ3. Религиозные представления майя
 
3.1 Пантеон богов майя
Майя были глубокодуховным народом, как и представители других доколумбовых цивилизаций Америки.Их мысли и действия многие тысячелетия были обусловлены космологическимипредставлениями о пространстве и времени, сотворением человека, верой врелигиозное значение сельскохозяйственных циклов. Их мировоззрение представлялособой сложную политеистическую религиозную систему. Майя разделяли многотрадиций и ритуалов с другими народами Мезоамерики, которая представляла собойразнообразие похожих, но уникальных традиций.
Среди руин городов майядоминируют постройки религиозного характера. Религия вместе со служителямихрамов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 года н. э. до сер. 900-хгодов н. э. (классический период развития майя) во главе городов-государстврегиона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то покрайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопкипозволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участиепредставители высших слоёв общества.
Олимп майя был населентаким количеством богов, что разобраться в них совершенно невозможно. Общеепредставление о количестве богов майя можно почерпнуть из манускриптаXVIII в., озаглавленного «Ритуалы Бакабов», в котором упомянуты по имени166 богов, или из кодексов, относящихся к кануну испанского завоевания. Втекстах этих кодексов можно встретить упоминания более чем о тридцати богах [7,204].Боги майянского пантеона являлись аналогичными людям смертными существами. Впользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображеныбоги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческоежертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий вопределённой мере продлить жизнь богам.
Крестьянин верил вмногочисленных богов, олицетворявших основные элементы его существования. Ународности майя любая возвышенность была обожествлением сил природы. Поверованиям индейцев, именно на холме обитали дожди, ветры, реки. Они считали,что чем выше холм, тем ближе к небу. Поэтому храм должен был устремляться кнебесам, туда, где обитают боги [5, 26]. Земля представлялась божеством слицом, ассоциирующимся со смертью. Его ужасный вид объяснялся тем, что в еелоне находится подземный мир, в котором покоились не только тела умерших, нотакже светила — Солнце после заката и Луна и звезды после рассвета.
В различныхупоминаниях, содержащихся в колониальных источниках, подтверждается особаяважность культа бога Ицамны. Он почитался как творец вселенной и мог быть самимХунаб Ку или, как считают некоторые авторы, его сыном. Ицамна был попреимуществу богом неба. Он олицетворял небеса в их бесконечности и вечности,небо дневное и ночное. От Ицамны зависело все, что было связано с небом:солнечный свет, лунные влияния, дождь и как производное всех этих природных силурожаи. Как небесный бог и творец, он изображался беззубым старцем, а какбожество, дарующее жизнь растительности, — иероглифом в виде листьев, растущихиз его лба. В Дрезденском и Мадридском кодексах Ицамна изображен в видедвуглавой змеи. Ицамне приписывались многочисленные свойства, поэтому к немучасто обращались по различным поводам — и чтобы предотвратить коллективныебедствия, например засуху, и чтобы испросить хорошего здоровья [приложение Б].
Следующим по рангу былбог кукурузы Йум Кааш. У майя издавна обожествлялся маис — основа их питания и,согласно “Пополь-Вух”, плоть людей, сотворенных богами [11, 133].Вкодексе он представлен красивым молодым человеком, голова которогозаканчивается в виде початка или окружена листьями маиса [приложение Б]. Частоон изображен выполняющим какую-либо земледельческую работу. У майя обрядчеловеческого жертвоприношения путем обезглавливания связан, по всей видимости,с культом маиса. На одной из сцен Дрезденского кодекса изображено, каквоздается культ именно голове бога маиса; отсеченные головы вместо початковпомещены среди листьев маиса на крестообразной фигуре в Паленке, известной как“Лиственный крест” и находящийся в храме того же названия.
Еще однимобожествляемым растением было какао. Бог какао Эк Чуах изображался расписаннымчерной краской, с красным ртом и длинным носом, с поклажей на спине и посохом вруке, т.к. он был богом — покровителем торговли. Культ его почитался, по всейвидимости, лишь хозяевами плантаций какао и богатыми торговцами.
После бога маиса шелбог по имени Ах Пуч – бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего издевяти миров ада. Ах Пуч изображался или как скелет, или как труп, или вчеловеческом обличии с черепом вместо головы, черными пятнами на теле, сголовным убором в виде головы совы или каймана [приложение Б]. У майя былобольшое количество богов смерти, их имена различаются в зависимости от племен.До сих пор коренные жители Центральной Америки верят, что сова кричит,предсказывая неизбежную смерть.
Кукулькан (в некоторыхисточниках Кукумац) – одно из главных божеств пантеона. Кукулькан — бог четырехСвятых Даров — огня, земли, воздуха и воды; и каждый элемент был связан сбожественным животным или растением: Воздух — Орел, Земля — Кукуруза, Огонь — Ящерица, Вода — Рыба. В рукописях и скульптуре майя, Кукулькан представленшестью символическими образами. В основном это образ змея. Он также изображалсяв виде орла, ягуара, крови, раковины улитки, флейты, сделанной из костей [приложениеБ]. Согласно некоторым мифам майя, мир создан парой богов — Кукульканом иХуроканом. Хурокан — бог природного начала и всех буйных природных сил. Он — бог земных недр, пещер, землетрясений, вулканов; бог огня, но, вместе с тем,холода, севера, льда; он бог тьмы, ночного звездного неба; он — бог доблести,чтобы испытать мужество молодых воинов он вызывал их ночью на бой в обликеягуара. Кукулькан считался доброжелательным божеством. Он обучил людейземледелию, рыболовству, различным наукам, дал им календарь, письменность,изобрел церемонии и кодекс законов. В истории майя культ Кукульканатрансформировался в своего рода культ благородства, ему приносились в жертвуиндейцы, выбранные только из класса знатных, и все это было обставлено свысочайшей степенью торжественности. Такое обилие функций, ролей и значенийобраза Кукулькана можно объяснить древностью культа его почитания.
Иш-Чель — в мифологиимайя богиня Луны, лунного света и радуги, покровительница ткачества,медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны. В доклассический периодизображается сидящей с кроликом на коленях в обрамлении абстрактного символалуны [приложение Б]. В дальнейшем в ее изображении на голове присутствуетклубок змей. В постклассический период истории майя Иш-Чель выступает в ролизаклинательницы ураганов и наводнений. К святилищам Иш-Чель в Исамале и наострове Косумель совершались многочисленные паломничества ради исцеления отболезней. В жертву ей приносили красивых девушек.
Иш-Таб, в мифологиимайя, богиня самоубийства. В традициях майя, самоубийство, особенно повешение,считали благородным способом смерти. По представлениям майя, самоубийцаобеспечивал себе прямую дорогу в рай. Иш-Таб изображалась как труп с веревкойвокруг шеи [приложение Б]. По верованиям майя она сопровождала самоубийц вцарство вечного покоя. Некоторые исследователи полагают, что эта вера в Иш-Табсреди народов Центральной Америки специально готовила людей к совершениюсамоубийства, чтобы в жизни избежать болезни или позора.
Другая богиня, котораяназывается Иш Чебель Йаш, находится в тесном родстве с Ишчель. У нее тот жеиероглиф, что и у Ишчель, за исключением того, что ее лицо в морщинах и иногдау нее только один зуб, что указывает на ее старость. По мнению Шельхаса, онаявляется супругой Ицамны и матерью Ишчели. Она также связана с Чаакообами,поскольку ее нередко изображают льющей воду из сосуда. Как и Ишчель, она,видимо, была покровительницей ткачества, живописи и вышивки. На последнейстранице Дрезденского кодекса она представлена со злобным выражением лица, скогтями на ногах, юбкой, украшенной скрещенными костями и со змеей,свернувшейся на голове. Знак Кабан в ее иероглифе, как и в иероглифе Ишчели,указывает на то, что обе богини связаны в некотором роде с Землей.
Солнце — Ах Кин, илиКинич Ахау. Его символ — четырехлепестковый цветок. Рисунок цветка божествоможет иметь на лбу; обычно цветок сопровождает его в иероглифических текстахкодексов. Божество имеет лицо старца с большими овальными или квадратнымиглазами, зрачки которых иногда размещены во внутренних, верхних или нижнихуглах глаза; верхние резцы — единственные зубы, сохранившиеся у него в силупреклонного возраста, подпилены в форме иероглифа дня Ик; спираль на носу инечто, похожее на крючок или спираль в уголке рта, дополняют характерные чертысолнечного бога. В некоторых случаях он мог быть представлен в виде молодогочеловека. Хотя он и почитался как существо, от которого зависел рост растений,похоже, что его больше боялись, чем любили, так как засухи, которые он могвызвать, были губительны для урожая.
Для крестьянина майядождь был жизненно важен, особенно в северной области, где сезон дождейнепродолжителен и недостаточен по количеству осадков. Именно поэтомуизображение бога Чаака наиболее часто встречается в кодексах и на монументахЮкатана. Согласно списку 13 небесных богов Чаак был владыкой 6-го неба.Иероглиф лицевого варианта цифры 6 представляет собой «портрет» этого божества– с горбатым, коротким носом и оскаленными верхними резцами. Наиболеехарактерным отличительным признаком его является стилизованный знак топора,вписанный в глаз [5, 95-96]. Он может быть изображенным стоящим в потокахдождя, или плавающим в небольшом челноке, или опорожняющим сосуд с водой.Обычно в руке он держит каменный топор или факел [приложение Б].
Такие животные, как лягушкаи черепаха, были связаны с богом дождя; первая потому, что ее кваканьепредвещает дождь, вторая — потому, что ее плач якобы вызывает дождь. Майяверили, что на небе обитал один бог Чаак в четырех ипостасях, по одной длякаждой стороны света. Майя Юкатана считали, что бог дождя жил на дне сенота,поэтому, чтобы добиться его благосклонности, они бросали в колодец различныеприношения и людей (предпочтительно детей, плач которых ассоциировался сдождем). Другим магическим средством, якобы вызывающим дождь, служил густойчерный дым, образующийся при сжигании каучука или специального порошка инапоминающий темные дождевые тучи. В горных районах Чьяпаса и Гватемалысчитали, что бог дождя и его слуги, молния и гром, жили в горных пещерах.Некоторые исторические источники упоминают о божествах Павахтунах, насылавшихветры с четырех сторон света, при этом каждый был связан с цветом,соответствующим его направлению. Эти сверхъестественные существа обитали подземлей; они скорее напоминали слуг бога дождя, чем самостоятельных божеств.
Похоже, у майя не былоособых божеств молнии и грома; видимо, они считались силами, происходящими отЧаакообов, или просто их орудиями. Топор, который в кодексах очень частосжимает Чаак, мог символизировать гром (из-за удара, производимого при работеим) и молнию — из-за искр, высекаемых при ударе о другой камень. Барабан, накотором иногда в кодексах играет Чаак, также, вероятно, напоминает гром.
Кавиль, один изверховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения. Являлсяпокровителем правящей династии крупнейших городов майя. К примеру, именанекоторых тикальских, калакмульских, каракольских, наранхских и копанскихправителей содержали имя этого божества. Особенностью иконографии Кавиляявляется то, что одна из его ног всегда изображалась в виде змеи.
Собственный бог имелсяи у каждого дня майянского календаря. Имели своих богов и все цифры от единицыдо тринадцати, да иначе и не могло быть у таких завзятых математиков, как майя.Собственный бог был даже у нуля [14, 257].
О богах древних майя нам известноиз богатейших иконографических и эпиграфических источников, таких как: стелы,алтари, настенные фрески и барельефы, классические и постклассическиекниги-кодексы. Богов у майя, как и у большинства древних народов, было множество,более древние и более локальные божества иной раз со временем становилисьпочитаемыми на большей территории, другие же исчезали вовсе, либо продолжалипочитаться в относительно небольших изолированных регионах. Майя, как известно,были великими воинами и завоевателями, несли своих верховных богов в покоренныеземли, устанавливая культ божеств-покровителей правящей династии.
Религиозныепредставления пронизывали все стороны жизни общества древних майя. Пантеонбожеств майя был весьма обилен и сложен, как и в других раннеклассовыхобществах. Религия регулировала все стороны социальной жизни и жизни любогоиндивида, а жречество с её помощью держало простой народ в полном повиновении.
3.2 Ритуалы и обрядымайянских народов
Древнемайянские культыхарактерны сложными и изощренными ритуалами, целью которых было, как и во всехдругих религиях, умилостивление божеств и получение от них различных благ.
К числу обрядовпринадлежали воскурения ароматных смол, молитвы, культовые танцы и песнопения,посты и бдения, жертвоприношения самого различного вида. В жертву приносилиягуаров, черепах, индюков, кабанов, цветы, плоды, ткани, изделия из глины,нефрита, кости и раковины, перья ценных птиц и так далее, вымазывая их синейили голубой красками [9, 117].
Понятно, что жрецызанимали почетное место в обществе майя, причем они, как и у других народовМезоамерики, составляли специальные корпорации, в которых господствоваластрогая иерархия: от верховного жреца до юношей-прислужников. Жрецы майя,подобно жрецам других культур древнего мира, занимались исследованиемокружающего мира, накапливали научные знания.
По сообщениям хронистови по изображениям в кодексах и на монументах, а также по археологическимнаходкам, можно до некоторой степени восстановить ритуал, через которыйпроявлялись религиозные верования майя. Известно, что больше всего майя былиозабочены добыванием пищи и продлением жизни. Они считали, что в этом им могутпомочь различные обряды, индивидуальные или коллективные. Церемониирелигиозного характера сопровождали все важнейшие моменты коллективной ииндивидуальной жизни. Например, одни обряды сопровождали земледельческиеработы, другие были связаны с жизненным циклом человека.
Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла умайя особую роль. По дошедшим до наших дней различным предметам быта —сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам — можно говорить оспецифическом ритуале кровопускания.
Жрецы пускали кровь, прокалывая языки, мочки ушей, бедра и половые органызаостренными костями рыб, обсидиановыми пластинками или, как в случаеправителей майя, колючками растений [10, 135].
После прокалывания органов (главным образом языка, губ, пениса), черезпроделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, вкрови находились душа и жизненная энергия. Изображения на стелах, которые ранеесчитались изображением воды, стекающей с опущенных рук правителей, как этосейчас известно, изображают стекающую кровь.
В ритуальном календарекаждому дню соответствовало предсказание для родившегося в этот день,предопределявшее его будущие качества, а также род предстоящих ему занятий исудьбу. Согласно верованиям майя, влияние дней ритуального календарясказывалось на судьбе не только отдельной личности, но и коллектива людей, т.е.одни знаки были благоприятны, а другие наоборот, опасны для данных занятий.Кроме того, жрец, занимавшийся этими предсказаниями, учитывал влияние — хорошееили плохое — числительного, сопровождавшего каждый день, которое в зависимостиот обстоятельств могло бы изменить судьбу, зависящую от названия дня.
В похоронных обрядахотмечаются различия в отношении к телу умершего в зависимости от социальнойкатегории данного лица: кремация правителей и важных лиц, пепел которыххранился в глиняных урнах или деревянных статуях; простая яма под хижиной илирядом с ней — для простых людей. Археологи определили, что в зависимости отсоциального положения усопшего захоронение могло быть простой ямой, вырытой вземле, ямой, обложенной изнутри камнями и закрытой сверху плитой, камерой скаменными стенами и сводчатым потолком. Захоронение могло находится под поломхижины, внутри платформы религиозной или гражданской постройки, в кургане,насыпанном с похоронными целями; некоторые гробницы украшались настеннойживописью. Оно могло быть индивидуальным или коллективным, в последнем случаелегко опознаются останки, соответствующие главному лицу, и останкисопровождавших его людей, принесенных в жертву для служения ему на том свете.Количество и качество предметов, положенных как приношения, такжеварьировались.
Человеческиежертвоприношения были распространенным явлением у майя. В жертву человекаприносили через повешение, утопление, отравление, избиение, а также посредствомзахоронения заживо. В Чичен-Ице предназначенных для принесения в жертву бросалив священный колодец; кто оставался в живых, поднимался по скалистой стенеколодца, принося людям ответ богов дождя: сколько будут лить дожди и каковбудет урожай в следующем году [17, 34].
Наиболее жестокий майянский ритуалжертвоприношений был во многом аналогичен ацтекскому. Человека,предназначенного в жертву, жрецы обмазывали священной жертвенной краской(особый вид лазури), а на голову ему надевали специальный высокий жертвенный«колпак». Потом (очевидно, под аккомпанемент религиозных песнопений) его велина вершину пирамиды. Четыре помощника первосвященника (по имени своихбожественных покровителей они назывались чаками), тоже обмазанные священнойжертвенной лазурью, хватали жертву каждый за одну конечность и клали навзничь наалтарь. Затем приближался церемониймейстер и каменным ножом вскрывал жертвегрудь. Стремительно вырвав из груди живое сердце, он передавал его главномучилану, а тот брызжущей из все еще пульсирующего сердца кровью окроплялизображение или статую бога, в честь которого совершалось жертвоприношение.Тело жертвы чаки сбрасывали со ступеней пирамиды. Внизу все еще дергающимся вконвульсиях телом завладевали другие жрецы. Они сдирали (в буквальном смыслеслова) с еще теплого трупа кожу, в нее тотчас же облачался главный чилан и навиду у тысяч зрителей исполнял неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвылибо сжигалось, либо — в том случае, когда умерший был мужественным воином, —разрезалось на множество мелких кусочков и тут же поедалось знатью и жрецами (видимо,для того, чтобы участники трапезы обрели достоинства покойного). Кровь у майяпочиталась «любимейшей пищей богов».
В жертву приносились как захваченные в ходе войн пленники из другихплемён, так и представители собственного народа, в том числе и члены высшихслоёв общества. Выбор времени, очерёдности и способа жертвоприношения до сихпор не ясен. Точно установлено, что в жертву в огромных масштабах приносилисьзахваченные во время войн представители других племён, в том числе члены высшихслоёв противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войныдля получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущемв жертву, как это делали ацтеки. В постклассических городах на севере Юкатанакультура майя претерпевает изменения. Так, руины городов цивилизации периодазахвата её испанцами позволяют говорить, что религия не играла для майя стольважную роль, как во время классического этапа развития.
Особенностями майянских ритуалов является невероятная жестокость во имябогов, во имя продления им жизни или же получения каких-либо благ. Религиознаясистема майя жива и сегодня, с её обрядами живут миллионы представителейсовременных майя, которые, хотя и имеют особенности, присущие каждому народу,унаследовали большинство традиций от некогда большой классической культуры.
3.3 Календарь майя
Большое вниманиеуделяли майя вопросам летосчисления и хронологии. Они являлись создателямиоригинальных календарных систем, существенно отличающихся от всех другихизвестных нам календарей. Центральноамериканский календарь культур индейцевмайя и ацтеков применялся в период около 300–1530 гг. н.э. Основан напериодичности движения Солнца, Луны и синодических периодов обращения планетВенеры и Марса.
Ученые ряда странположили много труда, чтобы разгадать тайны письменности майя, их самобытнойкультуры и, в частности, календаря. Было сделано много, хотя для полноговыяснения всех нерешенных вопросов еще потребуется большой труд. Однако ужетеперь известно немало интересного.
Сейчас уже известно,что майя применяли одновременно две календарные системы, отличающиесяпродолжительностью: длинный год и короткий год. Первый из них применялся вгражданской жизни, а второй был связан с религиозными обрядами. В обоихкалендарях использовалось в целом много сочетаний чисел, дней и месяцев,которые ассоциировались с мириадами богов, поскольку все боги были теснейшимобразом связаны с течением времени [12, 168].
Календарь майя имеет две корреляции. Корреляции 584 283 и 584 285означают следующее. Майя считали время в циклах из 13 бактунов (13×144000 дней). Исходной точкой был один из дней 4 Ахав 8 Кумху (4 Ахав – дата поритуальному календарю, а 8 Кумху – по солнечному) [12, 169-170]. Проблемавозникает при выяснении эквивалентной даты этого начала в наших терминах. Этопривело к паре корреляций, которые отстают друг от друга всего на два дня. Еслибы система длинного счета до сих пор использовалась, эту проблему было бы легчеразрешить, но она не использовалась майя во времена испанской конкисты.
Вера в корреляцию 584 283 основана на датах календарного круга, которыеиспользовались и во время конкисты и используются некоторыми высокогорными майяв наши дни. Корреляция 584 285 основана на связи астрономических событий,записанных классическими майя, и известным временем, когда они имели место.Корреляция 584 285 допускает, что смещение на 2 дня произошло с течениемвремени.
Корреляция 584 283 была более широко принята до недавнего времени, когданачался поворот в сторону корреляции 584 285. Подтверждающим фактором в пользупоследней было открытие стелы в Киригуа и Дрезденским кодексом, созданиекоторых отстаёт друг от друга на столетия, и оба дают одну и ту же датузатмения, которая совпадает с корреляцией 584 285.
Строители Монте-Альбана и так называемые ольмеки с побережья Веракруса иТабаско записывали на камне даты, которые позволяют утверждать, что между 500г. до н.э. и началом нашей эры использовались два календаря, воспринятых майя вконце III в. н.э., а именно календарь в 260 дней и другой — в 365 дней [11,122].
Год в 360 дней назывался «тун» и был сохранен только для особых целей. Вбыту же применялся 365-дневный календарный год, который назывался «хааб» — гражданский календарь майя. Это был солнечный календарь, состоящий из 365 дней.Хааб делится на 19 месяцев: в 18 из них было по 20 дней, а в одном —только 5 дополнительных «дней без имён» (он добавлялся для того, чтобы общеечисло дней равнялось 365). Пять добавочных дней (уайеб) считались роковыми,неблагоприятными для работ и охоты, и были, следовательно, днями полнейшегобездействия. Для них не существовало особых знаков и цифровых обозначений иназывались они одним общим словом [17, 72]. Дни внутри месяца нумеруютсячислами от 0 до 19. Этот календарь лежал в основе сельскохозяйственных работ иповседневной жизни майя. Изобретательные индейцы объединили два календаря в такназываемый «календарный круг».
Совсем иначе былпостроен короткий календарный год майя, называвшийся «цолькин» и имевшийритуальное назначение. Он состоял всего из 260 дней и делился на 13 месяцев,которые, так же как и «хааб», содержали по 20 дней.
Другая особенностьэтого календаря — наличие недели, состоящей, из 13 дней. Дни неделиобозначались числами от 1 до 13. Поэтому «цолькин» представлял собоюсвоеобразную комбинацию 20-дневных месяцев и 13-дневных недель. В нем числанедели и названия дней повторялись в определенной закономерности. Правда, изнекоторых иероглифических текстов майя можно сделать заключение, что у древнихмайя кроме 13-дневной недели была еще 9-дневная, в которой счет велся не подням, а по ночам, причем каждая ночь имела своим покровителем одного из девятибогов подземного царства. Каждый из дней цикла ассоциировался с какими‑тоопределенными понятиями, и весь ход двадцатидневных циклов с механической четкостьюпоказывал, что именно должно произойти в будущем, и жестко регламентировалжизнь как самих майя, так и всех остальных народов Мезоамерики [7, 60].
Таким образом, любая дата составлялась из элементов обоих календарей.Даты в «календарном круге» повторялись лишь через 52 года.
Древние майяпользовались также и особым лунным календарем, каждый месяц которого содержал29 или 30 дней. Каждый день лунного месяца обозначался соответствующим числом,причем первый день месяца, как и в 20-дневном месяце, считался нулевым. Послешести лунных месяцев заканчивался лунный полугод, после чего опять шел первыйлунный месяц. В разное время в древних городах майя, как в наше время внекоторых странах Востока, применялись различные варианты лунных календарей.Все зависело от того, какая лунная дата считалась соответствующей начальнойциклической дате эры майя.
Также майя создалиабсолютную датировку, в основу которой была положена мифическая начальная дата.От нее путем простого отсчета количества прошедших дней и велось летосчисление.Чтобы найти соответствие между летосчислением древних майя и тем, которымпользуются сейчас, нужно точно установить хотя бы одну общую для обоихлетосчислений дату, достоверность совпадения которой не вызывала бы сомнений.Например, какого «числа» по календарю майя было солнечное или лунное затмение,дата которого известна по григорианскому календарю. Можно найти и более простыепримеры: например, когда по календарю майя на Юкатане появились первые испанцы.Таких совпадающих дат оказалось вполне достаточно, и современные ученые смоглис абсолютной точностью высчитать и установить мифический начальный год, скоторого майя вели свое летосчисление: им оказался 3113 год до нашей эры.
Если бы жрецы майя,следившие за календарем, вели счет прошедшему времени только по одним дням, имбы пришлось уже в X – XII веках нашей эры тратить чуть ли не целую человеческуюжизнь на запись всего нескольких десятков своих дат. Ведь к этому времени отначальной даты прошло более полутора миллионов дней (365 4200). Поэтому имничего не оставалось, как на основе своей двадцатеричной системы разработатьсравнительно простую «таблицу умножения» календарных дней, значительноупростившую вычисления [приложение В]. Последнее число – название, по-видимому,было создано на будущее, поскольку даже мифическая дата начала всех началотнесена к 5 041 738 году до новой эры.
Календарь майя уже впроцессе зарождения не был лишен и элементов общественно-политическогохарактера. Между тем институт смены власти по родам, свойственный самой раннейстадии формирования у майя классового общества, постепенно отмирал. Однакочетырехлетний цикл как основа календаря сохранялся в неприкосновенности, ибо онпродолжал играть важную роль в их экономической жизни. Жрецы сумели выхолоститьиз него демократические начала и целиком поставить на службу своей религии,теперь уже охранявшей «божественную» власть всемогущих правителей ставшую вконце концов наследственной.
Календарь илетоисчисление майя были заимствованы ацтеками и другими народами, населявшимиМексику.
Часто говорят, чтокалендарь майя является самым точным. Они объясняют это тем, что, хотя майя неимели астрономических инструментов, они научились достигать высокой точностисвоих наблюдений небесных светил, применяя особый метод, состоявший внаблюдении сквозь длинные и узкие прорези, своего рода «прицелы».
Астрономы майя сумелиопределить продолжительность солнечного года в 365,2420 суток. Это всего на0,0002 меньше принятого в настоящее время значения тропического года исоответствует ошибке в одни сутки за Vтыс. лет. Это дает основание сделать вывод, что календарь майя несколько точнеегригорианского календаря.
Структура календаряпоистине оригинальна и значительно отличается от всех других известныхкалендарных систем. Календарь древнейшего племени майя, расцвет которого, помнению большинства археологов, приходится на IV — X века н.э., представляетсобой сложнейший и интереснейший инструмент фиксации течения календарноговремени, в основе которого лежит галактический цикл.
Это был особыйкалендарь, который соединял в себе не только лунный и солнечный циклы, но иучитывал период и скорость обращения Солнечной системы вокруг центра Галактики.Для составления столь точного календаря, по мнению ученых, потребовалось бынаблюдать и записывать движения планет на протяжении приблизительно десятитысяч лет. Майя не просто смогли расширить своё сознание до восприятия Земликак части Солнечной системы и Галактики Млечный Путь, опередив геоцентрическоепредставление того времени о модели существования планеты, но и приблизились кпониманию будущего. Кроме того, звёзды излучают время. А время — ономногогранно и описать его мерности — непростая задача.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проанализировавкультуру древних майя, их религиозные убеждения, мифологические представления,мировоззренческие принципы и астрономические познания, пришли к следующимвыводам.
Майянские земледельцына рубеже II-ого и I-оготысячелетий до н.э. испытывали нехватку новых земель и, спустившись с нагорий,приступили к колонизации почти безлюдных до того времени равнин на севереГватемалы и юге Мексики. По мнению некоторых ученых, еще один потокпереселенцев пришел с запада и южного побережья Мексиканского залива из областиольмеков. От усилий этих групп и интенсивном влиянии соседних народов и быласоздана такая цивилизация, которую называют классической культурой майя. До сихпор неизвестно, когда именно возникла цивилизация майя. Долгое время вокругэтой проблемы были разные мнения. Но известно, что культура просуществовала до17 столетия, оставив после себя большие достижения культуры.
Особенностью космогонических и антропогонических взглядовнародов майя являются многочисленные попытки богов создать существ, способныхпочитать и кормить их. Такие попытки были абсолютно безуспешны, пока непоявился маис. Люди майя верили, что они созданы именно из маиса.
Божеств майя было огромноеколичество, не все из них еще расшифрованы. Пантеон был очень обилен и сложен,так как религиозные представления пронизывали все стороны общества древних майя.
Развитиенаучных знаний этого народы достиг значительного уровня, хотя знания были тесносвязаны с религией. Древние майя большое внимание уделяли изучению календаря илетоисчисления, математики, астрономии и медицины. Большим достижением вобласти математики была разработка понятия нуля. Ни у одного из народов древнейАмерики не было такого высокоразвитого календаря и системы летоисчисления, каку майя классического периода (300 – 900 гг).
Особенностями майянских ритуалов является невероятная жестокость во имябогов, во имя продления им жизни или же получения каких-либо благ. Религиознаясистема майя жива и сегодня, с её обрядами живут миллионы представителейсовременных майя, которые, хотя и имеют особенности, присущие каждому народу,унаследовали большинство традиций от некогда большой классической культуры.
Особенностью всех майянскихкалендарей является то, что они очень точны, а также описывают развитие мира вконтексте смены эпох.
К сожалению, до насдошло всего три манускрипта майя, которые условно называют кодексами иразличают по месту нахождения: Парижский, Дрезденский, Мадридский. Ещенесколько рукописей, написанных латинскими буквами: «Пополь-Вух» и«Чилам-Балам».
Сооружения строилисьчерез определенные промежутки времени, каждая из них приобретала не толькофункций жилища или же храма, но и календаря.
Многие достижения иконцепции древней духовной культуры майя по-прежнему живут среди миллионовместных жителей, прямых потомков древних мезоамериканцев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Бонгард-ЛевинГ.М. Древние цивилизации. М.: Мысль, 1989. – 479 с.
2. ВеретенниковА.М. Города майя и ацтеков. М.: Вече, 2003. – 208 с.
3. ГаличМ. История доколумбовых цивилизаций. М.: Мысль, 1990. – 407 с.
4. ГуляевВ.И. Древние цивилизации Америки. М.: Вече, 2008. – 448 с.
5. ГуляевВ.И. Древние майя: загадки погибшей цивилизации. М.: Знание, 1983. – 176 с.
6. Затерянныймир майя. М.: Терра, 1997. – 168 с.
7. КоМайкл. Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. М.: Центрполиграф, 2003.– 237 с.
8. КузьмищевВ. Тайна жрецов майя. М.: Молодая гвардия. – 256 с.
9. ЛубскийВ. И., Теремко В. И., Лубская М.В.Религиоведение: учебник. К.: Академвидав, 2003. — 431 с.
10. Религиозные традиции мира. В двух томах. Том 2. М.:Крон-Пресс, 1996. – 640 с.
11. Рус А. Народ майя. М.: Мысль, 1986. – 256 с.
12. Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М.: Знание, 1985. – 208с.
13. Спенс Л. Мифы инков и майя. М.: Центрполиграф, 2005. – 344 с.
14. Стингл М. Индейцы без томагавков. М.: Прогресс, 1984. – 510с.
15. Стингл М. Тайны индейских пирамид. М.: Прогресс, 1982. – 248с.
16. ТишковВ. Исторические судьбы американских индейцев. М.: Наука, 1985. – 360 с.
17. ХорияМатей. Майя. Румыния: Изд. Молодежи, 1967. – 220 с.
18.ru.wikipedia.org/- Пантеон богов майя.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
 
Территория расселениямайянских народов в классический период (II—IXвека)
/>

Приложение Б
 
Ицамна Юм                 Кааш (Йум Кааш)         Ах Пуч
Бог неба                         Бог маиса                   Бог смерти
/>/>/>
 
Кукулькан                                                     Иш-Чель
Бог четырех СвятыхДаров                         Богиня Луны
/>/>

Иш-Таб                                                           Чаак
/>Богинясамоубийства                                       Бог дождя
/>

Приложение ВК’ин 1 день Виналь 20 к’ин 20 дней Тун 18 виналь 360 дней около 1 года К’атун 20 тун 7 200 дней около 20 лет Бак’тун 20 к’атун 144 000 дней около 400 лет Пиктун 20 бак’тун 2 880 000 дней около 8 000 лет Калабтун 20 пиктун 57 600 000 дней около 160 000 лет К’инчильтун 20 калабтун 1 152 000 000 дней около 3 200 000 лет Алавтун 20 к’инчильтун 23 040 000 000 дней около 64 000 000 лет
 
Майянская таблицасокращений временных промежутков


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1 Типовые правила документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях
Реферат Физико-географическая характеристика бассейна реки Ертис
Реферат Философская лирика Пушкина
Реферат Transcendentalism Essay Research Paper Various authors have
Реферат Географическая характеристика Приморского края
Реферат Культура України в ХІV–першій половині ХVІІ століття
Реферат Газотурбинная установка типа ГТТ-3. Отчёт по практике на НАК "АЗОТ"
Реферат Безработица в современной России
Реферат Общественная потребность в политологии. Объект и предмет политологии
Реферат Рекламоведение
Реферат Оцінка толерантністідо ризиків та система лімітів у банку. План зниження ризику втрати інфраструктури
Реферат Информационный бизнес в интернет
Реферат Аграрный вопрос в политике РСДРП
Реферат Виктор Петрович Астафьев
Реферат Синекрылый травяной попугайчик