Реферат по предмету "Религия и мифология"


Религиозные движения еретиков в странах Западной Европы

План
 
1. Догматикакатолической церкви
2. Ересиразвитого Средневековья
3. Идеяересей в подготовке религиозной Реформации

/>Введение
Данная курсовая работапосвящена рассмотрению еретических движений западной Европы в период развитогосредневековья и призвана выявить их роль в подготовке религиозной Реформации.
В рамках работы мыможем проследить генезис еретических движений. Рассмотрены еретические движенияАнглии, Чехии, Швейцарии, Германии. Что же касается самой религиознойРеформации, конечно, 16 в. и современность разделяет огромная пропасть, но несмотря на неё, Реформация протянула свои корни из глубины веков к каждому изнас. Она во многом воспитала основы деятельной, активной личности, а такжесегодняшнее отношение к религиозной вере и труду.Кроме того религия по-прежнемузанимает значительное место в нашей жизни, а вместе с развитием обществанеизбежными становятся религиозные реформы, поэтому было бы опрометчивым забытьопыт предков, приобретенный столь дорогой ценой.
Цельюработы является изучение особенностей еретических движений в западной Европе впериод развитого средневековья и их роль в развитии религиозной Реформации.
Объектомисследования является религиозная жизнь западнойЕвропы периода развитого средневековья.
Предметомисследования данной курсовой работы являются ересипериода развитого Средневековья, религиозная Реформация.
В данной курсовойработе поставлены следующие задачи:
— выявление общихпредпосылок Реформации;
— выявление общего иособенного в еретических движениях и лютеранстве;
Целесообразнорассмотреть историографию по данной теме.
Западная историографияпосвятила истории Средневековьяогромное число изданий. Наибольшее вниманиезападных исследователей привлекает Реформация в Германии (точнее – исследованиетеологии М. Лютера), кальвинизм, христианский гуманизм (особенно ЭразмРоттердамский). Наблюдается большой интерес к народным течениям реформации, вчастности к анабаптизму. Изучаются еретические движения как предвестники новогоявления.
Современныеисследователи все же склонны рассматривать Реформацию как религиозно-социальноедвижение, а не как “неудавшуюся буржуазную революцию”.
Процесс Реформации исредневековых ересей сегодня изучен достаточно хорошо, что обусловлено обилиемисточников и сведений, рассказывающих о том периоде.
К ним относятсямножество документов того времени, такие как Нантский эдикт 1598г. или письмоМ. Лютера “ К христианскому дворянству немецкой нации об исправлениихристианства” 1520г., “Индекс запрещенных книг”, изданный папой римским Павлом3.
В число письменныхпамятников средневековой европейской историографии входят исторические хроники,в том числе католической церкви. Они позволяют изучить быт общества в периодразвитого Средневековья, определить социально-экономические и политическиеусловия жизни людей. Так, ярким примером послужат «Большие французские хроники»(13—15 вв.), хроника Матвея Парижского (13 в.) в Англии, «Всеобщая испанскаяхроника» (13—14 вв.) и др. В 13—14 вв. наряду с монастырскими получают развитиерыцарские («Хроника» Ж. Фруассара, 14 в., и др.) и городские хроники (хроникиДиноКомпаньи и Дж. Виллани во Флоренции, 14 в.; любекская хроника Детмара и И.Герца, 14—15 вв.; Хроникиаугсбургского купца Б. Цинка, 15 в., и др.
Конечно представления отом времени были бы не полными без материальных источников из которых мы имеемпредставление о скромности протестантских церквей и богатстве католических.
При написании даннойработы использовалась Всемирная история в 24 т., А.Н.Бадак, И.Е.Войнич,Н.М.Волчёк, и др., а именно ее 10 том, посвященный Возрождению и РеформацииЕвропы. Данному источнику характерно подробное описание событийрассматриваемого периода.
Большая советскаяэнциклопедия: 3-е издание. Энциклопедия выполняет одновременно несколькофункций: научно-справочную, идеологическую, воспитательную. Все могут найти вней необходимые им сведения. Энциклопедия удовлетворяет требования читателялюбого образовательного уровня, содержит основные современные научные сведенияпо данному вопросу, а также более углубленную характеристику наиболее важныхаспектов темы.
История политических иправовых учений, учебник под ред. О. Э. Лейстаобеспечивает возможностьпроследить генезис политических и правовых учений начиная с цивилизацийДревнего Востока заканчивая современными политическими и правовыми учениями вЗападной Европе и США. Для нас этот учебник представляет интерес с позицииизучения политической обстановки в период развитого Средневековья. А придетальном рассмотрении политической и социально-экономической обстановки вЗападной Европе развитого Средневековья, мы можем выявить причины возникновенияеретических движений и их развития.
Эрих Соловьёв,«Непобежденный еретик» — первая в отечественной литературе биография МартинаЛютера. Книга даёт нам прекрасную возможность познакомиться с биографиейвидного общественного деятеля Германии, одного из создателей немецкоголитературного языка, провозвестника ряда основополагающих идей раннебуржуазнойфилософии и этики. Автор рассказывает о борьбе Лютера с папским Римом и егоотношении к Крестьянской войне. При знакомстве с книгой мы подробно изучаемжизненный путь, становление взглядов реформатора.
 

 
1. Догматикакатолической церкви
Вероучениеримско-католической церкви очень тесно переплетается с обрядовымисвященнодействиями. Поэтому для понимания целого ряда религиозных вопросов сточки зрения католической церкви необходимо уяснить себе, как практическиосуществляется обрядовая сторона служения. Что же представляет собою церковь впонимании католиков?
С благословения римскойкатолической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции«языческой» античности с ее свободомыслием. Правда, церковная традиция,культивировавшая латынь, способствовала сохранению значительной частирукописного наследия античной культуры. Однако многое было безвозвратноутеряно, и, прежде всего, духовная свобода. Католические священники (дававшиеобет безбрачия и потому не связанные в своей деятельности лично-семейнымиинтересами, целиком, отдававшие себя службе, интересам церкви) ревниво следилиза строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно осуждали и каралиеретиков, к числу которых относились все, кто хоть в чем-либо смел отклонитьсяот официального учения. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах«святой» инквизиции, а остальным, запуганным и смирившимся «грешникам», церковьохотно продавала за немалые деньги-индульгенции — отпущения грехов.
Целесообразнорассмотреть в рамках данной главы характерные черты и догматы христианскоговероучения, имя коему католицизм.
Католицизм являетсяодним из основных направлений в христианстве.
Являясь разновидностьюхристианской религии, К. признаёт её основные догмы и обряды; в то же время онимеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации.Церковь в католицизме– посредник между Богом и людьми. Церковь придает божью благодать людям черезтаинства.
Организациякатолической церкви отличается строгой централизацией, монархическим ииерархическим характером. По вероучению К., папа римский (римскийпервосвященник) — видимый глава церкви, преемник апостола Петра, истинныйнаместник Христа на земле; его власть выше власти Вселенских соборов. [2,с. 345]
Рассмотрим основныедогматы католицизма.
— Догмат онепогрешимости Папы.
— Католическая церковьисточником своего вероучения признаёт не только «Священное писание», т. е.Библию, но и «Священное предание», или традицию. При этом в «священноепредание» включает помимо древней устной традиции, постановлений первых 7Вселенских соборов (как то делает православие) и решения последующих церковныхсоборов, папские послания.
— Догмат о Троице — «святойдух» исходит не только от бога-отца (как в «Символе веры», признаваемомправославием), но и от сына (filioque).
— Догмат обобязательном безбрачии духовенства – целибат. В православии (для сравнения)лишь монашество даёт обет безбрачия.
— Таинство причастия — причащениехлебом и вином — лишь духовенства, одним хлебом — мирян.
— Католическая церковьзапрещает выход из духовного звания.
— Церковное учение о«сокровищнице переизбыточествующей благодати» (которого нет в православии):деяния Христа, апостолов, богоматери, святых, а также «сверхдолжные» подвигиблагочестивых христиан создают «запас» добрых дел и «благодати», за счёткоторого церковь имеет право отпускать грехи, даруя грешникам прощение.
— Догмат о чистилище — промежуточной инстанции между адом и раем, где души умерших в ожидании своейокончательной судьбы могут очищаться от не искупленных ими при жизни грехов,проходя через разного рода испытания, а также с помощью молитв о них и «добрыхдел» их близких на земле. Духовенство в силе сократить срок пребывания в чистилище.
— Догмат о непорочномзачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
Для того чтобы привитьпростым людям сознание их полного ничтожества и примирить со своим положением,католическая церковь пускала в ход догму об изначальной греховности земногосуществования человека. Церковь объявляла каждого человека изначальнонеспособным «спасти свою душу». «Спасением» и «оправданием» всего земного мираведает, согласно католическому учению, только папская церковь, наделеннаяособым правом распределять в мире «божественную благодать» через совершаемые еютаинства.[1, с. 69]
Католическая церковь,как и православная, признаёт семь таинств, но в отправлении их имеютсянекоторые различия. Так, католики совершают крещение не путем погружения вводу, а обливанием; миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно скрещением, а над детьми не моложе. 8 лет и, как правило, епископом. Хлеб дляпричастия у католиков пресный, а не квасной (как у православных). Брак миряннерасторжим, даже если один из супругов уличен в прелюбодеянии.[2, с. 346]
Высшее католическоедуховенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить своюполитическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, светские учрежденияи государство в целом. Католическая церковь не только объявляла о своихпритязаниях, но и старалась реализовать их, пуская в ход свое политическоевлияние, военную и финансовую мощь, а также используя слабость центральнойвласти. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенцийзаполнили все страны Европы.
Претензиикатолической церкви вызывали недовольство даже в среде крупных светскихфеодалов. Еще большее недовольство церковью и ее пропагандой презрения ксветской жизни ощущалось в среде жителей развивающихся и богатеющих городов, вкоторых зарождалась новая буржуазная идеология.[1, с.71]
Как известно, напротяжении многих веков католицизм был господствующей идеологией в странахЗападной Европы. Особенно велика была роль католической церкви в эпохуфеодализма. В эпоху средневековья, являясь крупным земельным собственником,католическая церковь добилась значительного политического влияния в феодальноммире. Папство стремилось подчинить себе светскую власть (особенно в 11—13 вв.),выступало с притязаниями на всемирное господство, для расширения ареала своеговлияния (за пределы Западной Европы) организовывало Крестовые походы.
С образованиемцентрализованных государств внутри католической церкви возникли тенденцииавтономии национальных церквей (учение Уиклифа, Галликанство и др.); с 14—15 вв.всё шире становилось сопротивление единовластию пап, возникло так называемоеСоборное движение, требовавшее верховенства Вселенских соборов над папой.[2,с.347]
Итак, изучивособенности католической конфессии, рассмотрев догматы католической церкви, можемсделать некоторые выводы. Католическую церковь средневековья характеризуетпышность убранства и культа. Скорее всего Церковное учение о «сокровищницепереизбыточествующей благодати» стало основой для начала продажи индульгенций.Постепенно нарастает недовольство мирян церковными поборами. Продажаиндульгенций, чрезмерные поборы, стремление папства утвердиться у светскойвласти – все это объективные предпосылки для возникновения и развитияеретических движений.
Ереси жестокоподавлялись католической церковью, она прибегала к отлучениям – интердиктам.
Борясь за господствонад умами, католическая церковь жестоко преследовала передовую научную мысль:достаточно вспомнить процессы над Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини, Г. Галилеем и др..
В следующей главе речьпойдет о детальном рассмотрении и изучении тех самых еретических движений,возникавших на базе недовольства народа сложившейся религиозной ситуацией.

2. Ереси развитогоСредневековья
Для того чтобы изучитьеретические движения, с самого начала следует дать определение понятия,раскрывающее его сущность. Для этого обратимся к советской энциклопедии.
Ереси(от греч. háiresis — особоевероучение, религиозная секта), в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся(или впоследствии осуждённые церковью как «отклонившиеся») от официальнойцерковной доктрины в области догматики и культа. В период господстварелигиозной идеологии Ереси являлись специфической формой социального протеста.Наибольшего развития и общественного значения Ереси достигли в средние века,когда сложилась духовная диктатура христианской церкви, освящавшей феодальныйстрой божественным авторитетом и соединявшей с идейным господством огромноеполитическое и экономическое могущество, когда нападки на феодализм ифеодальную церковь принимали форму Ереси. [2, с.180]
Цель данной работыпредполагает изучение лишь отдельного периода развития еретических движений, аименно развитого Средневековья. К таковым относят ереси XIV- XVI веков (табориты, апостольские братья,лолларды, анабаптисты).
Также следует уделитьвнимание альбигойским и, в свою очередь катарским ересям, имеющим свой исток вальбигойском движении. Эти ереси (хотя и относятся к ересям раннегосредневековья) имеют значение для данной работы, т.к. рассеянные остатки сектыпросуществовали до конца XIV в…
Христианская сектаальбигойцев получила широкое распространение в 12-13 вв. в Западной Европе. Онаявляет собой аскетическое религиозное движение.
Приверженцы сектыименовались альбигойцами (по городу Альби, центру движения), а также катарами(греч. katharos, «чистый») от названия ранней манихейской секты,члены которой стремились очиститься — освободиться от телесности иматериальности.Они утверждали сосуществование двух основополагающих начал —доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества(Бога Ветхого завета), сотворившего материю и тьму.Отрицая власть церкви игосударства, они апеллировали к Священному Писанию, в основном к Новому Завету,ибо Старый Закон (Ветхий Завет) рассматривался в целом как творение дьявола.Запрещались клятвы, участие в войнах, смертная казнь.
Наряду с соборнымипостановлениями волну альбигойства помогало сдерживать и общее нравственноевозрождение под воздействием таких проповедников, как святые Петер Ноласко иБернар Клервоский, которые боролись с одной из главных причин ростапопулярности альбигойства — распущенностью духовенства и народа. Для борьбы сневежеством — источником ереси, св. Доминик учредил в 1216 орден проповедников(доминиканцев), члены которого были призваны наставлять верующих в христианскомучении.
Последняя и кроваваястадия в истории катаров — серия сражений (1209-1228), часто называемыхальбигойскими войнами или крестовыми походами против альбигойцев. Особенноожесточенными были битвы при Безье, Каркассонне, Лаворе и Мюре; войскамипредводительствовали граф Тулузский (со стороны сектантов) и Симон да Монфор(со стороны крестоносцев). Еще до этого, в 1208, папа Иннокентий III призвал ккрестовому походу после того, как сектанты убили папского легата. Согласномирному договору 1229 в Мо (Парижский договор), большая часть территорииальбигойцев перешла к королю Франции. [3, т.1, с.38]
Альбигойцы отвергалиинститут брака как таковой и деторождение. При этом сожительстворассматривалось как меньшее зло по сравнению с браком; уход же мужа или женысчитались достойными похвалы.
Следуя своей традициидуализма, альбигойцы поощряли освобождение от тела, в частности черезсамоубийство.
Итак, учениеальбигойцев было сродни манихейству. Они признавали наличие в мире двухпаритетных начал: светлого – духовного и темного, с которым связывали всёматериальное. Бог-Творец считался ими злым началом, поскольку именно от Негопроисходит материя, являющаяся источником зла и «темницей» духа.Поэтому и Церковь, прославляющюю «злого» Бога они считали тёмнойсилой, отрицали авторитет церкви и всячески с ней боролись. Авторитет и весимело лишь Священное Писание.
Одним из первыхпредставителей ереси этого периода был профессор Оксфордского университета ДжонУиклиф, выступивший в конце XIV в. против зависимости английской церкви отпапской курии и вмешательства церкви в дела государствава. Уиклиф осуждалцерковную иерархию и церковноеное богатство, утверждая, что они противоречатписанию. В жизни Уиклифа выделяют три периода:
1) до 1373 –академический;
2) 1374–1378– политический;
3) 1379–1384– еретический.[3, т.3, с. 234]
Академическийпериод характеризуется получением Уиклифом образования в Оксфордскомуниверситете. Он получает степень магистра теологии.
Вполитический период Уиклифу было поручено защищать антиклерикальный курс сынакороля, Эдуарда, принца Уэльского.
Еретическийже период представляет наибольшую ценность для нас в рамках данногоисследования.
В 1376г. братпринца Уэльского, Джон Гентский, призвал Уиклифа в Лондон, чтобы тот в своихпроповедях выступил против епископальной системы правления и с другой критикой.Проповедник справился с поручением настолько успешно, что собрание еготеологических мнений было отправлено в Рим для изучения, а самого Уиклифавызвали на допрос высшие английские иерархи в собор св. Павла. Церковь,заметим, неустанно борется с Уиклифом, но у него защита университетских властейи его друзей при дворе.
В ответ нацерковные обвинения Уиклиф начал критиковать католическую практику и учение. Вэтот период он побудил своих последователей взяться за перевод Библии наанглийский язык.
Именновзгляды Дж. Уиклифа послужили основой и базой для формирования идейрелигиозного движения лоллардов.
Теперь рассмотримосновные идеи секты и их отношение к церкви.
Впервыепоявились лолларды в Антверпене около 1300. В Англии выступили с начала 1360-хгг… Активизации лоллардов способствовало усиление социальных противоречий во2-й половине 14 в… Выступая на улицах селений и рыночных площадях, лоллардывслед за Дж. Уиклифом отвергали привилегии католической церкви и требовалисекуляризации её имущества. В то же время лолларды значительно усилилисоциальное звучание своих проповедей. Они резко критиковали несправедливостьфеодального строя, требовали отмены барщины, десятины и налогов, уравнениясословий. Хотя лолларды не выступали с прямым призывом к восстанию, ихпроповеди помогали народным массам формулировать конкретные социальныетребования.
Велика рольэтого крестьянско-плебейского движения в идеологической подготовке УотаТайлеравосстания 1381, а Дж. Болл стал одним из его вождей. После подавления восстанияусилилось преследование лоллардов; на основе статута 1401 о сожжении еретиковначались их казни. Многие члены движения вынуждены были переселиться наконтинент и в Шотландию. В самой Англии приверженцы этого движения сохранилисьвплоть до начала 16 в., способствуя подготовке английской Реформации.[2, с.405]
В целом,можем говорить смело о том, что лолларды не отрицали авторитета церкви. Онилишь стремились к упрощению ее убранства и требовали секуляризации церковныхземель и остального имущества. Основные требования лоллардов — передача земелькрестьянским общинам и ликвидация крепостного права. Учение лоллардов былонаправлено против феодального строя в целом.
Еще всередине 1380-х в Чехии стали распространяться труды английского реформатораДжона Виклифа. Под влияние идей Виклифа попал и Ян Гус. Во время Великогозападного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех,кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборстующим сторонам.
Проповедуя вВифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной церковнойдогматики. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.
Нельзя взиматьплату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взиматьнебольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненныепотребности.
Нельзя слепоподчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из СвященногоПисания: «Если слепой поведёт слепого, оба в яму упадут».
Власть,нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
Собственностьдолжна принадлежать справедливым людям. Несправедливый богач есть вор.
Каждыйхристианин должен искать правды, даже рискуя благополучием, спокойствием ижизнью.
Чтобыраспространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он такжеприказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательнымисюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными и провёл реформучешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа.
Для того,чтобы проследить развитие предреформационных взглядов и идей в Чехии,остановимся на некоторых фактах биографии Яна Гуса (в последующем идеологачешской Реформации) и исторических событиях, имевших место в тот период.
С 1401 годаГус читал проповеди в костёле св. Михаила, а в 1402 г. Гус был назначеннастоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги,где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которыесобиралось до трёх тысяч человек. В этих проповедях Гус не только частозатрагивал повседневную жизнь (что было необычно в то время), но и открытокритиковал клир, феодалов и бюргеров. Хотя он критиковал церковь, он считалсебя верным её членом, вскрывающим недостатки людей и служащим во благо церкви.
В 1411 годуархиепископ Збинек прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень науниверситет и на короля Вацлава IV,который оказывал поддержку Гусу. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой иприказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту«клевету». Збинек бежал в Венгрию.
В 1412 годуантипапа Иоанн XXIII началпродажу индульгенций, так как хотел организовать поход против другого антипапыАлександра V. Гус выступил как противиндульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч наих врагов. Иоанн XXIII наложил наГуса проклятие и интердикт. Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус уехалв Южную Чехию, где шляхта не подчинялась решениям папы, где продолжил открытокритиковать церковную и светскую власть.
В 1414 г. Гусбыл вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическуюцерковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени ужепривёл к троепапству. Причем император Сигизмунд обещал Гусу личнуюбезопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту,оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы(впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение вереси и организации изгнания немцев из Пражского университета. Ян Гус прибыл вКонстанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключен в одной изкомнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона иимператорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничегоникому не обещал и не связан обещанием, которое дал император. Когда жеимператору Сигизмунду напомнили о данном им обещании, он отказался вмешиватьсяи защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в1419 г. он стал королем Чехии и был вовлечен в опустошительные Гуситские войны.Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал говорить, емузачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение,если Гус не будет защищаться. Вскоре Иоанн XXIII бежал изКонстанца, так как собор потребовал егоотречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержалсяотносительно почётно как пленник папы, а теперь был предан констанцскомуархиепископу, который посадил его на хлеб и воду.
8 мая 1415года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободитьГуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии иМоравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце. Чтобыудовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, котороепроходил с 5 по 8 июня. После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд иархиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своихубеждений, но он этого не делал.
1 июля Ян Гуснаправил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своихубеждений. 6 июля 1415 г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений»,по приговору собора был сожжён на костре.[5, с. 2-5]
Смерть Гусастала одним из поводов Гуситских войн, которые вели его сторонники (гуситы)против Габсбургов и их сторонников. В движении гуситов происходит раскол напочве несовпадения основных идей и дальнейших целей: радикальные гуситы («табориты»)требовалирелигиозной реформы; умеренные гуситы («чашники») перешли на сторонукатоликов.
Для тогочтобы разобраться в различиях взглядов двух ответвлений гуситского движения,рассмотрим основные положения их идеологий.
Таборитамиявлялись представители революционного антифеодального крыла Гуситскогореволюционного движения. К «общине таборской» (отсюда название — табориты)принадлежали разнородные социальные элементы — широкие слои крестьянства,городская беднота, низшее духовенство, ремесленники, часть мелкого дворянства.
Определяющейв таборитстве (особенно в первый период движения) была революционнаяантифеодальная крестьянско-плебейская идеология, в основе которой лежалохилиастическое учение о «царстве божьем на земле» — «царстве» всеобщегоравенства и социальной справедливости.
Левое крылосоставляли пикарты, выступления которых встречали оппозицию умеренныхтаборитов, выражавших интересы главным образом зажиточного крестьянства исостоятельных горожан. Несмотря на разногласия, табориты оставались основнойвоенной силой восставшей Чехии.
Таборитысоздали полевое войско, которое руководствовалось боевым уставом Я. Жижки,разработали передовую для того времени военную тактику, предусматривавшуюманёвренность, применение боевых возов и артиллерии. Войско таборитов(предводительствуемое Микулашем из Гуси, Жижкой, Прокопом Великим) разгромило 5крестовых походов, организованных реакцией против гуситов. Вместе с «сиротами»(так называли себя после смерти Жижки войска, бывшие под его непосредственнымкомандованием) табориты совершили серию походов за пределы Чехии. [2, с.432]
Идеаломтаборитов была демократическая республика. Они отрицали всякую иерархию, как духовную,так и светскую. Основой их общественной организации была община, причем у нихстрого различались общины военные и семейные; обязанностью первых былоисключительное занятие военным делом, вторых — ремесла, сельское хозяйство идоставление всего необходимого для войны.
Таборитыстремились к уничтожению господства немцев и к установлению полнойсамостоятельности и независимости чешского элемента. Низший класс чешскогонарода крестьяне, мелкие мещане, составившие главный контингент таборитов,—были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуямилосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно.
Духовенствожило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами.Пражскому архиепископству, например, принадлежало до 900 сел и много городов,из которых иные равнялись по величине и благосостоянию городам королевским.Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали обих ограничении.
Неудивительно,что при первом призыве со стороны вожаков радикальных таборитов массы народадвинулись на гору Табор — главный оплот таборитов.
Никакиеугрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многиебросали свое имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома,расторгали общественные и семейные связи.
Угнетенныйнарод находил утешение в новом учении, основанном исключительно на СвященномПисании. Ему говорили на родном языке об евангельской простоте и любви, оравенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народанепонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественнойлюбви и милосердия.
Но,существующие противоречия таборитов с бюргерско-рыцарским лагерем (такназываемыми чашниками) привели к открытой войне между ними. В ряде битв (1423,1424) чашники были разбиты. 30 мая 1434 войско таборитов потерпело поражение отобъединённых сил чашников и феодально-католического лагеря в сражении приЛипанах; отдельные отряды таборитов продолжали борьбу до 1437, когда пала ихпоследняя крепость Сион.
Что касаетсяотношения таборитов к католической церкви, можем сделать вывод о том, чтоавторитетом для них служило лишь Священное писание. Умеренные табориты в целомне отрицали авторитет церкви, скорее относились к ней с пренебрежением, требуялишь ее удешевления, отмены церковных таинств, пышного католического культа.
Болеерадикальное крыло отрицательно относилось к католической церкви. Отрицали всехристианские святыни и обряды.
Теперьрассмотрим идеи противостоящего таборитам движения чашников. Чашники или, каких еще называли, каликстинцы являлись представителями умеренного крыла вГуситском революционном движении 1-й половины 13 в. в Чехии.
Программачашников, отражала интересы средних слоев городского населения, мелких и частикрупных чешских феодалов; сформулирована в Пражских статьях 1420. Чашникитребовали права причащения всех верующих (как мирян, так и духовенства) «подобоими видами», не только хлебом, но и вином (последнее в католической церкви ‒ привилегия духовенства), стремилиськ ликвидации засилья в Чехии немецких феодалов и немецкого городскогопатрициата, добивались секуляризации церковных земель, свободы проповеди в духегусизма. [2, с. 505]
Итак,заметим, что против самого института католической церкви чашники не выступали,но стремились к изменению в обрядах. В целом их цели носили довольнолиберальный характер.
Важноотметить и такое протестанское течение как анабаптизм, отделившееся во времена Реформации отглавных течений протестантизма.
Начало анабаптизмаотносится к 1525, когда небольшая группа верующих в Цюрихе подпредводительством Конрада Гребеля отошла от последователей Цвингли. Воснованных ими общинах они придерживались апостольских правил: во главе ихстояли пресвитеры (Деян 14:23), они придерживались принципов непротивления злу(Мф 5:39 сл.), общности имущества (Деян 4:32 сл.), обличали согрешивших братьев(Мф 18:15-17). Планы реформаторов завоевывать для протестантизма кантоны путемпостепенных политических шагов, предпринимаемых магистратами, анабаптистами непризнавались; они предлагали создавать свободные церкви услышавших благуювесть, уверовавших и крестившихся (Мф 28:18 сл.). Жестоко преследовавшиесяцерковными и светскими властями эти, как их называли, Швейцарские братья нашлиотклику простых людей в германоязычных странах.[3, т.1, с. 22]
Анабаптисты–перекрещенцы, создававшие добровольные религиозные сообщества на основеревностного соблюдения новозаветных установлений. Социальной базой анабаптизмабыли городское плебейство, крестьянство, радикальные слои бюргерства. Пестротасоциального состава предопределила неоднородность социально-политических ирелигиозно-догматических устремлений движения анабаптистов.
Общим всистеме их взглядов было: отрицание крещения детей и требование вторичногокрещения (в сознательном возрасте) при вступлении в анабаптистские общины;отрицание всякой церковной организации и иерархии, икон, таинств; отрицаниенеобходимости каких-либо духовных и светских властей, отказ платить налоги,нести военную службу, занимать общественные должности; осуждение богатства исоциального неравенства и призыв к введению общности имуществ; вера вустановление тысячелетнего «царства Христова» на земле (хилиазм) как строясоциальной справедливости и др.
На первыхпорах руководители и основные группы анабаптистов отрицали энтузиастическиепророчества и насилие, равно как и современные им молитвы и символы веры, поддерживаемыевековыми традициями.
Анабаптисты –настоящие бунтовщики. В качестве руководящей модели анабаптисты избралираннехристианскую церковь.
Заканчиваярассматривать еретические движения данного периода, сделаем небольшие выводы.Итак, ереси развитого средневековья в XIV—XV веках становятся явлениемповсеместным, дифференцируются, наполняются все более глубоким социальным инравственно-философским содержанием.
Напротив,именно Западная Европа стоит на пороге Реформации, когда будет «сломленадуховная диктатура папства» и около половины западных христиан отпадет отримско-католической церкви. Решительные реформаторские расчеты с Римомсделаются неотвратимыми по мере развития в недрах феодализма зачатковкапиталистического производства и разложения патриархально-средневековыхотношений, на которые опиралась вся система традиционных институтов господства.
Реформационнаяидеология имела долгую предысторию. Ее провозвестия мы находим уже в народныхересях XII века (прежде всего у лионскогопроповедника Петра Вальда).
Английскийсвященник, профессор Оксфорда Джон Уиклиф (1320—1384) и национальный геройЧехии, ректор Пражского университета Ян Гус (1371—1415) были обвинены в ереси.Они провозгласили такие существенные принципы коренной церковной реформы, какуравнение в правах мирян с духовенством, секуляризация церковных имуществ,упразднение большинства таинств и обрядов, отмена монашества. Они были строгопреследуемы и караемы за свои взгляды.
Анабаптистыговорили, что церковь совершила «грехопадение» уже при Константине ипроповедовали необходимость «восстановления» церковной жизни. Их требованияносили радикальный характер. В следующей главе речь пойдет о роли ересейданного периода в подготовке и начале религиозной Реформации.
 
3. Идеяересей в подготовке религиозной Реформации
В даннойглаве речь пойдет об идейных предпосылках ересей развитого Средневековья вподготовке религиозной Реформации.
Рассмотримпричины недовольства людей католической церковью. Ведь именно из-занедовольства и расхождения во взглядах и мнениях развивались еретическиедвижения и, впоследствии, религиозная Реформация.
Для тогочтобы привить простым людям сознание их полного ничтожества и примирить сосвоим положением, католическая церковь пускала в ход догму об изначальнойгреховности земного существования человека. Церковь объявляла каждого человекаизначально неспособным «спасти свою душу». «Спасением» и «оправданием» всегоземного мира ведает, согласно католическому учению, только папская церковь,наделенная особым правом распределять в мире «божественную благодать» черезсовершаемые ею таинства.
Высшеекатолическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установитьсвою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, светскиеучреждения и государство в целом. Католическая церковь не только объявляла освоих притязаниях, но и старалась реализовать их, пуская в ход своеполитическое влияние, военную и финансовую мощь, а также используя слабостьцентральной власти. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцыиндульгенций заполнили все страны Европы.
Претензиикатолической церкви вызывали недовольство даже в среде крупных светскихфеодалов. Еще большее недовольство церковью и ее пропагандой презрения ксветской жизни ощущалось в среде жителей развивающихся и богатеющих городов, вкоторых зарождалась новая буржуазная идеология. Неудовлетворенность институтомкатолической церкви в целом обеспечивало объединение людей в секты со стремлениемк ее преобразованию.
Притязанияцеркви встречали все более решительный отпор со стороны королевской власти встранах, которые ступали на путь государственной централизации. Здеськатолическая церковь вынуждена была идти на уступки. Однако в раздробленнойГермании, неспособной дать отпор Риму, папы не соглашались ни на какие уступки.Огромные суммы денег шли из Германии в папскую казну через духовных князей ипродавцов индульгенций. Это обстоятельство послужило причиной того, чтореформационное движение, почва для которого была подготовлена и в другихстранах Европы, возникло и объединило широкие слои населения именно в Германии.
Началосьдвижение реформации под воздействием новаторских теологических идей МартинаЛютера, давших мощный стимул разнообразным оппозиционным выступлениям противкатолической церкви. Реформационные процессы, приведя к расколу римской церквии к созданию новых вероучений, проявились с разной степенью интенсивности почтиво всех странах католического мира, сказались на положении церкви каккрупнейшего землевладельца и органической составной части феодальной системы,затронули роль католицизма как идеологической силы, веками защищавшейфеодальный строй. [1, с. 69-73]
Прежде всего,стоит отметить некоторые факты биографии великого реформатора.
Мартин Лютерродился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен имеднорудных разработок. Окончив в 1505 Эрфуртский университет со степеньюмагистра свободных искусств, поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В1508 начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 докторбогословия). Глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкогопротестантизма (лютеранства).[7, с.13-27]
Теперь стоитрассказать об идейных основах лютеранства.
В обстановкеподъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередьпротив католической церкви Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций.
Тезисы —сдержанный, суровый и горький документ. Исключительная проницательность Лютерасостояла в том, что он разглядел это историческое строение «священного товара».Тезисы звучали как манифест человеческого самоуничижения и вместе с темсодержали дерзкую мысль о неправомерности всех наказаний и боров, которыецерковь налагала и продолжает налагать на христиан от лица оскорбленного бога.[7,с.28 — 35]
Эти тезисысодержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затемв других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католическойцеркви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являютсянеобходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил верухристианина единственным путём «спасения души», которое даруется емунепосредственно богом. Мартин Лютер утверждал, что и мирская жизнь и весьмирской порядок, обеспечивающий человеку возможность «отдаваться вере»(светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианскойрелигии. Реформатор отверг авторитет папских декретов и посланий (Священноепредание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Своиминовыми положениями Лютер отвергал претензии духовенства на господствующееположение в обществе. Роль духовенства он ограничивал наставлением христиан в духе«смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от«милости божьей» в деле спасения его души.
Далеецелесообразно упомянуть о развитии событий после выступления Лютера с тезисами.Тезисы были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения каксигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося еюобщественного строя. Причём реформационное движение вышло за те границы,которые ставил ему Лютер.
Опираясь наобщественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд вРим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 открытозаявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешскимреформатором Яном Гусом. В 1520 Л. публично сжёг во дворе Виттенбергского университетапапскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «Кхристианскому дворянству немецкой нации» реформатор объявил, что борьба спапским засильем является делом всей немецкой нации. От преследования поВормсскому эдикту 1521 Лютер искал защиты не в народном лагере, а у князей,укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времениначинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направленийРеформации и особенно против революционной борьбы народных масс. Реформаторуказывал, что светская власть обязана охранять существующий общественныйпорядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524—26 он требовал кровавойрасправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.[2,с.265]
Историческоезначение деятельности Лютера прежде всего в том, что его выступлением был дантолчок мощному подъёму движения всех передовых и революционных сил общества.
Идеиеретических движений имели сходные и отличные черты с лютеранством. Одинаковымбыло недовольство народных масс и стремление к переменам. Стремление купрощению церковного культа, признание единственным авторитетом лишь Святогописания и отвержение Святого предания – такие черты наблюдаются и в рядееретических движений и в лютеранстве.
Что касаетсяразличного, заметим, что большинство еретических движений периода развитогоСредневековья не отрицало авторитет католической церкви, а лишь стремилосьизменить некоторые неугодные им обряды и догматы. Лютер же был настроен кудаболее радикально. Он в целом отрицалосновные догматы и весь строй католическойцеркви.Важное значение имело провозглашение им идеи независимости светскогогосударства от католической церкви, что в эпоху раннего капитализмасоответствовало интересам зарождавшихся буржуазных элементов. Нужно отметить,что и методы борьбы у реформатора были радикальнее. Именно поэтому можемзаключить, что еретические движения имели следствие лишь небольших перемен.Лютер же, сам того даже не предвидя, дал толчок мощному подъёму движения всехпередовых и революционных сил общества.
Реформация –явление отнюдь не стихийное. Оно являлось объективным результатом условий,сложившихся в обществе в тот период. Ереси развитого Средневековья игралидалеко не последнюю роль в подготовке Реформации.
 

Заключение
Итак, в рамках даннойкурсовой работы мы рассмотрели еретические движения периода высокогоСредневековья. Выявили их роль в развитии реформационного движения. В ходеработы было установлено, что средневековые европейские ереси в основном носилисоциальную окраску и были направлены против католической церкви и официальногобогословия как опоры и символа существовавшего тогда общественного устройства.
Носителями еретическихидей как правило являлись люди, выбившиеся из жестких средневековых социальныхрамок, разделявших все общество на три сословия: дворянство, духовенство икрестьянство. Маргиналы средневековья: всевозможные бродячие артисты(жонглеры), беглые монахи и странствующие студенты (ваганты), будучи людьмиболее мобильными и менее привязанными к традициям, как правило, критическиотносились к существовавшим устоям. Нередко их критика приобретала религиозныйхарактер, облекаясь в форму ересей.
На особенностиеретических движений в разных странах западной Европы повлияли социальные, экономическиеи политические условия, сложившиеся в странах в тот период. Что касаетсярелигиозной жизни западной Европы периода развитого средневековья, то можноотметить, чтонесмотря на то, что Реформация охватила почти все страны ЗападнойЕвропы, католической церкви удалось не только выжить, но и укрепиться в этихсложных для нее условиях. Это было бы невозможно без качественных изменений вее жизни, без новых идей, без людей, фанатично преданных святому престолу вРиме.
Католицизм упорноборолся с ересью, охватившей Европу, применяя самые жестокие меры. Но была идругая борьба. Ее смысл – в укреплении самого католицизма. И вероучение, и церковьне могли оставаться прежними.
В ходе данной курсовойработы были выявлены предпосылки Реформации. Мы увидели, что предпосылкой этомуявлению служил не только духовный кризис общества, но и политические,экономические и социальные факторы.
В качестве политическихфакторов можно выделить: неуемное стремление феодалов к самостоятельностиот королевской власти и соответственно слабость последней, а также сепаратизмгородов. К экономическим предпосылкам можно отнести рост внешнеторговыхсвязей и связанной с увеличивавшимся товарооборотом потребностью в деньгах.Деньги эти ссужались под высокие проценты ростовщиками, в качестве которыхвыступала даже церковь. Кроме того, росли поборы с немецкой церкви папскойкурии. Как социальные предпосылки, можно отметить неоднозначный характеротношений между крестьянами и их господами, коммунальные движения в городах.Касаемо духовного кризиса следует сказать о полном падении нравов, какмирского населения, так и клириков, выразившееся в пьянстве, разврате и многомдругом. Несомненно, одним из важнейших явлений была продажа папствоминдульгенций как средство наживы.
Рассматривая сам ходРеформации, можно сделать вывод о её неизбежности и обусловленности указаннымивыше предпосылками.
Теперь что касаетсяобщего и различного в еретических движениях и лютеранстве.
Идеи еретическихдвижений имели сходные и отличные черты с лютеранством. Одинаковым былонедовольство народных масс и стремление к переменам. Стремление к упрощениюцерковного культа, признание единственным авторитетом лишь Святого писания иотвержение Святого предания – такие черты наблюдаются и в ряде еретическихдвижений и в лютеранстве.
Что касаетсяразличного, заметим, что большинство еретических движений периода развитогоСредневековья не отрицало авторитет католической церкви, а лишь стремилосьизменить некоторые неугодные им обряды и догматы. Лютер же был настроен кудаболее радикально. Он в целом отрицал основные догматы и весь строй католическойцеркви. Важное значение имело провозглашение реформатором идеи независимостисветского государства от католической церкви, что в эпоху раннего капитализмасоответствовало интересам зарождавшихся буржуазных элементов. Нужно отметить,что и методы борьбы у реформатора были радикальнее. Именно поэтому можемзаключить, что еретические движения имели следствие лишь небольших перемен.Лютер же, сам того даже не предвидя, дал толчок мощному подъёму движения всехпередовых и революционных сил общества.

Использованнаялитература
 
1. Всемирнаяистория: В 24 т. /. А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек, и др.; редкол.:И.А.Алябьева и др. – Минск: Соврем.литератор, 1999. – Т. 10: Возрождение и реформацияЕвропы. – 1999. – 479с.
2. Большаясоветская энциклопедия: 3-е издание, 30 томов.
1969 – 1978. Изд. «Советская энциклопедия»
3. Христианство:энцикл.слов.: В 3 т. / под ред. С.С.Аверинцева. – М.: Большая Рос. Энцикл.,1995. – 738с.
4. ЛейстО.Э., История политических и правовых учений, учебник / О.Э.Лейст – М.:Юридическая литература, 1997. – 656с.
5. МилошКратохвил.Ян Гус / МилошКратохвил – М.: Молодая гвардия, 1959. – 175с.
6. П.Васильев,Причины и характер чешского религиозного движения, ЖМНП, 1876, ч. 186, с.90-125, 234-280
7. СоловьевЭ.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время / Э.Ю.Соловьев. – М.:Молодая гвардия, 1984. – 287с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.