Реферат по предмету "Религия и мифология"


Религия в Древнем Египте и Древней Месопотамии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГО ВПО
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по истории религии
на тему:
«РЕЛИГИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ»
Выполнила:
студентка 3-го курса
Проверил:
доцент, кандидат
философских наук
Ростов-на-Дону 2009
План
1. Формирование религии Древнего Египта. 3
2. Обожествление фараона и заупокойный культ. 4
3. Религия Древней Месопотамии. 5
4. Используемый сайт. 8
1. Формирование религии Древнего Египта
Формирование государств означалостановление национально-государственных религий, принадлежность к которымопределялась принадлежностью к данному государству. Одно из первыхгосударственных образований возникших в долине реки Нил во II тысячелетии доНовой эры, — Древний Египет.
Религия древних египтян носилаполитеистический характер. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. Водной из статей международного договора между египетским царем Рамзесом II; ихеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. В религиидревних египтян еще сильно влияние тотемизма. Все божества наиболее древнегопериода представляются звероподобными — в виде сокола, быка, коровы, барана и т.д.Постепенно в религии происходит изживание следов тотемизма и это отражается наt образе богов. Они приобретают облик полузверей, полулюдей. Например, Бог Раизображался человеком с головой сокола. Бог Хнум — человеком с головой барана,символом Бога Хора был солнечный ' диск с распростертыми крыльями сокола. Богиделились на местные божества, почитаемые в каждом отдельном регионе — номе ибогов — общеегипетских, почитаемых во всей стране.
Обилие богов, переплетение ихфункций требовало упорядочения их взаимоотношений. Исполнители и организаторыкультовых действий — жрецы — стремились провести эту работу. На основе этойдеятельности формировался пантеон египетских богов, в котором устанавливаласьих иерархия. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра,странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, бог-творец Птах,создавший мир богов и людей своим божественным словом. Популярными божествамибыли также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыказагробного мира и его сестра, и жена Изида — богиня-мать, покровительницасупружеской любви и материнства. 2. Обожествление фараона и заупокойный культ
Особую роль в Древнем Египтеиграло обожествление фараона. Согласно верованиям египтян фараон считалсявоплощением божества в человеческом облике, богочеловеком. Его рождение былорезультатом священного брака бога-отца, например, Ра или Амон — Ра и земнойматери фараона. Имя фараона было священно. Никто не мог его произносить, чтобыне нанести царю вред. Собственно слово фараон и означает иносказательное имяцаря — «великий дом». Все распоряжения фараона приобретали характербожественного повеления.
Египтяне представляли своихбогов могущественными и грозными. Боги создали людей с одной целью, чтобызаставить их служить себе. Если люди об этом забывали, то их ждала суровая кара.От покровительства богов, их расположения или нерасположения зависели судьбылюдей. Поэтому люди, чтобы обеспечить себе благоволение богов, должны былиревностно служить им, заботиться об их содержании. С этой целью в ДревнемЕгипте сформировалась развитая культовая система: строились храмы, создавалисьстатуи богов, содержалось огромное количество жертвенных животных. Служениебогам осуществляли жрецы, которые постепенно выделились в особую касту. Ониобладали большой силой и влиянием в стране, прежде всего потому, что совершаливсе необходимые для жизнедеятельности государства и отдельных его членов обряды.Считалось, что без этих обрядов земля не принесет плодов, войско не одержитпобеды, ни один умерший не попадет в загробное царство. Кроме того, жрецывыполняли ряд важных государственных функций по ведению хозяйства, велиастрономические наблюдения, писали законы и т.д.
В египетской религии большоеместо занимал заупокойный культ. Согласно верованиям древних египтян, каждыйчеловек представляет собой синтез трех основных субстанций: его физическоготела, его духовного двойника и его души. Только совместное существование этихтрех субстанций может даровать бессмертие, то есть посмертное существование. Поэтомуегиптяне придавали большое значение посмертному сохранению тела. Отсюдаважнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий вгробнице. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизнина земле: вельможа оставался вельможей, раб — рабом и т.д. От того, какпроведено и обставлено захоронение, зависела и жизнь на том свете. Поэтомуритуал захоронения знатных лиц и вельмож был очень дорогостоящим. Наследникиотдавали большие средства на строительство гробниц, заупокойных храмов, статуй,рельефных изображений и т.д.
Особое место в культовой системедревних египтян играл фараон. Во время жизни ему воздавались все божественныепочести, воздвигались грандиозные гробницы — пирамиды, на строительство которыхсгонялись десятки и сотни тысяч рабов и тратились огромные материальные иденежные средства. Фараон — живой бог — обеспечивал всю жизнедеятельностьгосударства и своих подданных. Благодаря ему осуществлялись разливы Нила,помогающие земледельцам выращивать урожай, он являлся гарантом общественногопорядка. Главное достоинство фараона — его способность воздействовать на богов,быть среди них представителем своих подданных. Египтяне считали, что основойвзаимоотношений людей с богами являются жертвоприношения. Приношение богамжертв являлось главной привилегией и обязанностью фараонов. Жрецы приносят этижертвы не сами по себе, а лишь как представители фараонов. Таким образом, врелигиозно-культовой системе Древнего Египта фараонам принадлежала центральнаяроль. 3. Религия Древней Месопотамии
Примерно в то же время, как вЕгипте, в древней Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, формируетсякрупное шумерское государство с высоко развитой культурой, составной частьюкоторой была и религия. Шумерская религия также была политеистической. Каждыйшумерский город имел своего бога-покровителя. Кроме того, былиобщегосударственные боги, хотя для каждого из них были свои особые местапоклонения. Бог небес — Ану, бог земли — Энлиль, бог луны — Наинар, бог Солнца- Уту и т.д. Постепенно на основе этих представлений сформировался пантеонбогов во главе с богом Ану.
Шумерское государство было неединственным государством Месопотамии. В этом регионе не было стабильныхцентрализованных государств. Они периодически сменяли друг друга: Шумер, Аккад,Вавилония, Ассирия. Поэтому здесь постоянно шел процесс видоизменениярелигиозно-культовых систем: отмирали одни боги и посвященные им храмы, на ихсмену приходили другие, которым приписывались функции и заслуги уже отмершихбогов. Большинство богов месопотамской цивилизации уже имели человекообразныйоблик, хотя семь из них отождествлялись с планетами. Мифологии шумеров, аккадови вавилонян содержат в себе представление о сотворении мира и всемирном потопе.Согласно этой мифологии жизнь во Вселенной происходит по божественнымустановлениям. В месопотамской цивилизации получила широкое развитие астрономия.Поэтому в религиозных системах этих государств заметная роль принадлежитвзаимодействию людей с небесными светилами. Эти религиозные системы в небесныхтелах видели первоначало и прообраз земных событий и считали, что с помощьювозникшей тогда астрологии можно по звездам угадывать жизнь людей.
С мифологическимипредставлениями месопотамской цивилизации связаны и особенности культа. Центромкультовой деятельности был храм. Каждый храм посвящался какому-то одному богу исчитался местом его постоянного обитания. Все горожане, включая рабов, принадлежалиопределенному храму и назывались в соответствии с именем бога — покровителяэтого храма. Руководство храмами, организацию и совершение культовойдеятельности совершали жрецы. Храм выполнял все важнейшие функции вдеятельности государства: управление строительством ирригационных каналов,сбором налогов, хранением и распоряжением излишками продукции, торговли. Онвыполнял судебные функции, играя роль последней инстанции в регулированиивзаимоотношений и улаживании споров между населением и государством.
4. Используемый сайт
1. http:// www. religick. ru/category/religii-drevnego-egipta-i-mesopotamii


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Общественные блага и современная рыночная экономика
Реферат Объекты культурного наследия в Африке
Реферат Проверка и регулирование элементов тележки моторного вагона электропоезда
Реферат Глобализация и проблемы национальной безопасности
Реферат Гражданское процессуальное право
Реферат Административное право (шпаргалка)
Реферат Достоевский: Преступление и наказание
Реферат Библия в системе поэтики Ф.М.Достоевского. "Братья Карамазовы"
Реферат Инвестиции и их роль в экономике. Проблемы активизации инвестиционной деятельности в Украине
Реферат Становление Российского государства и проблемы его укрепления
Реферат Пушкин: Капитанская дочка
Реферат Экономика Калининградской области на современном этапе 1990-начало XXI века
Реферат Администрация города кемерово постановление
Реферат Что такое метаболический синдром
Реферат Господарська діяльність судобудівного підприємства