Реферат по предмету "Религия и мифология"


Развитие славянской мифологии

1. Развитие славянская мифологии
Славя́нская мифоло́гия ирели́гия (славя́нское язы́чество) — совокупность мифологическихвоззрений, верований и культов славянских народов.
Мифологические представления существовали наопределённых стадиях развития практически у всех народов мира. Времяпроисхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образованиенеразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифазаключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемогочеловеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможностьчеловеку обрести смысл в жизни.
Мифология является самым древним, архаическим,идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифепереплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства.Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаясямузыкально-хореографическими, «предтеатральными» и словеснымисредствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, дажеполностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическоесоединение обобщений с конкретными образами (не говоря уже о широкомоперирований мифологическими темами и мотивами). С другой стороны, миф иособенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самогосвоего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась,постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособленияразличных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники,мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения иархаических форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии смифологией, некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться напротяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского инаучного знания, рядом с использованием строгой научной логики.
Мифологическое сознание любого народанепосредственно связано с его этническими характеристиками — хозяйственнымизанятиями, общественным устройством, обычаями, языком. Язычество древних славян— это религиозно-мифологические представления оседлых земледельческих племен,живущих территориальными (соседскими) общинами. По сути дела, в славянскомязычестве в мифологизированном виде отражался весь жизненный цикл крестьянина-общинника:цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьбы, похороны и т.д. Поискгармоничного существования в природе и с природой — вот один из важнейшихсмыслов славянского язычества.
Славянские божества напрямую связаны с природнымиобъектами, которые находились в сфере жизненной и производительной деятельностиславян — землей, лесом, водой, небом, солнцем. При этом славяне не были нисолнцепоклонниками, ни огнепоклонниками, как многие другие народы. Скорееобъектом поклонения становились производящие силы природы — дождь, ветер,солнечный свет, гром, молния и т.д., то есть все то, что непосредственнымобразом влияет на появление урожая.
Отличие славянской мифологии от древнегреческой иликакой-либо другой вызвано и особенностями исторического развития славян —славянский этнос изначально, еще со времени археологической культурыколоколовидных кубков, складывался на основе взаимоассимиляции различных племени народов.
Особое значение для понимания славянской мифологииимеют былины. Русские богатырские былины могут быть поставлены в ряд сгероическими мифами в других мифологических системах с той разницей, что былиныв значительной мере историчны, повествуют о событиях XI-XVI веков. Герои былин- Илья Муромец, Вольга, Микула Селянинович, Василий Буслаев и другиевоспринимаются не только как личности, имеющие отношение к определеннойисторической эпохе, но и прежде всего — как защитники, родоначальники, именноэпические герои. Отсюда — их единство с природой и волшебная сила, ихнепобедимость. Изначально существуя в устном варианте, как творчествопевцов-сказителей, былины, безусловно, претерпели немалые изменения. Естьоснования полагать, что некогда они существовали в более мифологизированнойформе.
Славянская мифология характерна тем, что она — всеобъемлюща и представляет собою не отдельную область народного представленияо мире и мироздании (как фантазия или религия), а находит воплощение даже вбыту — будь то обряды, ритуалы, культы или земледельческий календарь,сохранившаяся демонология (от домовых, ведьм и леших до банников и русалок) илизабытое отождествление (например, языческого Перуна с христианским святымИльей). Поэтому, практически уничтоженная на уровне текстов до XI века, онапродолжает жить в образах, символике, ритуалах и в самом языке.
2. Картина человеческого мира в фольклоре
Вкомплексе славянских языческих представлений особое место занимают идеи обустройстве Мироздания и о единстве мира в многообразии, при этом особенно важновыделить то, что единство мироздания достигается через идею духа-материи, аразнообразие, как многомерное и многоуровневое сосуществование, через временныеразвертывания различных миров в бесконечном и вневременном изначалии.
Обоготворениеприроды — характерная черта славянского язычества, оно вытекает из представленийоб оживляющей и обожествляющей силе духа, как тончайшей материи, пронизывающейвсе собой и существующей во всех проявлениях и градациях материальногомироздания. В этой особо понимаемой материальности мироздания скрыта идеяединства, а его многообразие выражается в представлении о совокупности миров.Особенность языческого мировоззрения в том и проявляется, что между материей идухом не признается резкой границы. В понимании славян, это как бы разныеуровни единой субстанции, многообразие которой включает и плотную материюземли, и тонкую материю света, духа и божества.
Условноможно выделить следующую систему миров.
Кмирам невидимым — духовным или, иначе, тонкоматериальным — относятся мир богови соприкасающийся с ним мир духов.
Кмирам видимой Вселенной можно отнести:
— мир природы: животные, растения, минералы;
— мир космоса: звезды, солнце и месяц;
— мир стихий: огонь, воздух и небо, вода, земля;
— мир рода человеческого, к которому относятся:
— общество и жрецы — выразители социума, несущие мировоззренческое начало;
— род, племя, семья — жизнедействующие, жизнепродолжающие и жизнеразвивающиеначала человеческого рода;
— дом-жилище и предметы быта людей — жизнеобеспечивающее начало.
Всвязи с условностью классифицирования деления можно проводить по разнымоснованиям для более внимательного рассмотрения различных аспектов единого,органичного языческого мировоззрения. Но всегда необходимо принимать вовнимание неразрывную слитность, взаимосвязанность и взаимообусловленность всехязыческих понятий и представлений.
Относительномира богов в языческом мировоззрении можно выделить идею о трех аспектахбожественности, таких как:
— Бог богов как высшее единое божественное начало;
— комплекс божеств, как выражение многообразия и многофункциональности проявленийбожественности;
— свет, как эманация единого божественного начала.
Дляязычников-славян, как полагал Ф.Е.Корш в работе «Владимировы боги»,Хорс есть солнечное божество, как и Даждьбог, но отличается от негопреимущественно, если не исключительно, тем, что представляет собой самосветило лишь олицетворенное и обоготворенное, а Даждьбог служил мифологическимвыражением всех сил и действий солнца. Ученый указывал, что певцу «Слова ополку Игореве», как вероятно и его предшественникам, Даждьбогпредставлялся чем-то вроде жизненачала, обуславливающего происхождение исуществование человечества вообще и «русичей» в особенности.Аналогичного мнения придерживается и БА.Рыбаков, а именно — Даждьбог естьбожественный мифический царь, называемый иногда Солнцем, бог — податель благ.Даждьбог — божество солнца и живительной силы, а Хорс — божество солнца каксветила. В связи с тем, что Даждьбог понимался славянами как источник всехвозможных благ, как исходное первоначало жизни вообще, можно предположить, чтодля «русичей» — «внуков даждьбожьих» — именно Даждьбогявлялся наиглавнейшим богом. В сравнении с Даждьбогом, положившим правилачеловеческой жизни, Хорс имеет аспект защищающей солнечной силы, возрождающейсявновь каждый день с восходом разгоняющего темноту небесного светила.
Мирстихий понимался славянами как божественный комплекс творческих начал. В единомпервоначальном творении стихии, по древнеславянским представлениям, принималиактивное участие в соответствии со спецификой появления и взаимодействия друг сдругом. Они ассоциировались с божественной силой, пророческим даром и вообщевоспринимались живыми и одухотворенными. Большинство исследователей язычествадревних славян сходятся во мнении, что почитание различных стихий в народе былоповсеместно распространено и являлось развитым культом.
Водав древности также считалась причастной к творению. Воду славяне почиталистихией, из которой образовался мир. Земля, по их понятиям, выплыла из моря. Вязыческое время все славяне поклонялись водным божествам, призывали их в своихклятвах в подтверждении данного слова, супружеского обета, очищались водою каксвященной стихией. Они молились над водой, веруя в силу водных божеств, гадалина воде и получали знамения о будущем. Славяне верили, что водным божествамизвестно и прошлое, и будущее, от них ожидали решений в различных делах. Крекам, озерам и колодцам язычники относились как к существам живым, способнымпонимать, чувствовать и выражаться человеческой речью.
Обоготворялсяславянами и животный мир. С ним связано много поверий и даже культов. Дляпримера можно привести представления об огненном Змее и божественном Петухе,рассмотренные А.Н.Афанасьевым. Огненный Змей является символом жизни, здоровья,плодородия. Дождь или вода, дающая жизнь природе, живая вода в поверьяхназывается змеиною. Эта вода дает людям красоту, молодость, здоровье. ОгненныйЗмей хранитель всех кладов. Другой зооморфический персонаж — Петух. Своимгромозвучным пением он вещал о победе над демоническими силами и грядущем появлениисветозарного солнца. И обыкновенные змеи и петухи в этой связи получили особоезначение победителей темной силы. Также сакральное значение имел у славян конь,а доброе начало виделось практически во всех домашних животных. Звери, птицы ирыбы входили в единый взаимосвязанный с людьми живой мир.
Вкартине мира языческих славян можно выделить протофилософские центральные идеи,послужившие истоком осмысления людьми своей жизни и мирового бытия ивозникновения отечественной философии. Это идеи пространственно-временныхфакторов, начала и путей миросотворения, системы взаимосвязи духо-материальныхмиров Мироздания, единства и многообразия божественности, множественность имногоуровневость материальных проявлений.
Пространственно-временныепредставления древних славян о Мироздании отражали своеобразие мифологическоговидения мира. Время, в мифологическом понимании, обладало спиральнойцикличностью и являло собой ось развертывания конкретного сотворенного, нотворчески развивающегося бытия. Божественный мир выступал как творящее начало иидеальный прообраз миропостроения.
3. Представленияславян о душе и посмертном существовании
божество славянин религиядуша
Отмечая взаимосвязи человека сразличными уровнями бытия, необходимо выделить идею о душе — тончайшейсоставляющей человека как целого и непосредственно связывающей его с тонкимидуховными мирами Мироздания. Для славянского язычества характерно достаточнобольшое разнообразие представлений о духовной субстанции человека. Однако надоотличать у славян идеи о душе как таковой и о тех ее образах, которые она можетпринимать в силу своей природы. Разнообразие представлений о душе, возможно,говорит как о различении славянами нескольких вариантов ее состояний, в которыхона может пребывать какое-то время после акта смерти, так и о разных аспектахпроявления души — единого тонкоматериального комплекса. Однако это единоеописывалось преимущественно через множество образов.
М.В.Попович предположил, что идеядуховной субстанции человека заменена у славян совокупностью различныхпредставлений о сущности человека. А именно: человек как жизнь, как живаячувствующая и действующая сущность в ее видимых проявлениях; человек какнеповторимая личность, как «человеческий облик», как существосоциальное, что отождествляется с именем, внешним образом, тенью; человек какорганическая животная сила с невидимым «духом», «дыханием»;то, что остается после человека, после его смерти — ухода «на тотсвет». Подтверждение своих выводов М.В.Попович видит в сопоставлении сославянским погребальным обрядом. Традиционными элементами ритуала являются трипоминальных дня — третины, девятины, сорочины.
Поставление души в связь со звездой внародных верованиях, по которым рождение человека отмечается появлением на небеособой, принадлежащей лично ему звезды, а смерть его падением этой звезды,вероятно, говорит о представлении, по которому душа как звезда — микрокосмосвходит во взаимоотношение с макрокосмом — Вселенной и более — Мирозданием вцелом.
Идея о небесповоротности инебезнадежности пребывания в темном царстве образно отразилась в народныхпредставлениях. В частности, М.Б.Никифоровский отмечал, что и для душ умершихнаступает возрождение, как возрождается природа с приходом весны. Интересно,что помимо этого у славян, согласно выводам А.Н.Афанасьева, была идея опереселении душ. Считалось, что человек после смерти непосредственно может бытьмуравьем, птицей и снова человеком. Эти наблюдения подтверждают, что, пославянским воззрениям, после смерти человеческую душу ожидали разные вариантысуществования на «том свете», включая возможность нового рождения ина земле.
Сходные мысли о понимании славянамизагробной жизни можно найти у современного филолога Н.И.Толстого, считающего,что славяне не столько различали ад и рай, сколько верили в единый, номногообразный иной мир. Разнообразие представлений о «том свете»могло быть довольно древней особенностью славянских верований, точно так же,как и разноликость мифологического восприятия небесного свода, планет, всейвселенной. Ученый подчеркивал, что нельзя не учитывать и диалектности,локальности многих форм и явлений славянской народной языческой культуры,которая обнаруживается в наше время, но которая, безусловно, существовала и впраславянские времена. В этом выводе особенно важно то, что разнообразиеславянских представлений о посмертном существовании увязывается в единое целое.
В представлениях о посмертномсуществовании отразилась свойственная славянскому язычеству условность иотносительность полюсных понятий, в данном случае предстоящих человекувариантов счастливой или печальной загробной жизни. Особенно это заметно в идеезависимости потустороннего бытия от поведения в каждой конкретной жизни ипопытках влияния на предстоящий исход через благородные поступки и обращения запомощью к богам.
В целом воззрения древних славян насущность человека, его духовную субстанцию и посмертное бытие отражают всеособенности мышления ранних народов и являются в этом смысле архетипическими.Данные славянские представления не заключают в себе ни однозначного понимания,ни жесткого противопоставления положительного и отрицательного аспектов.Познание жизни и Мироздания в язычестве идет с допущением бесконечных вариацийсуществования. В тоже время здесь нет места абстракциям. В этой связи хочетсяеще раз отметить особенность языческого мышления, умевшего видеть единство вмногообразии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.