Реферат по предмету "Религия и мифология"


Проблемы сексуальных отношений и планирования семьи в религиозных обществах

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ДальневосточныйГосударственный Технический университет
(ДВПИ им.В.В. Куйбышева)
Факультеткультурной антропологии
Проблемысексуальных отношений и планирования семьи в религиозных обществах

Содержание
Введение
1. Взгляд на сексуальные отношения в религиях мира
1.1 Буддизм
1.2 Христианство
1.3 Иудаизм
1.4 Ислам
1.5 Католицизм
1.6 Протестантизм
2.Религия и секс в перспективе
3.Роль этических представлений при решении проблем секса ирепродукции
3.1 Отношение к средствам контрацепции и абортам
Заключение
Список используемой литературы на русском языке
Список используемой иностранной литературы

Введение
АКТУАЛЬНОСТЬТЕМЫ. Ничто так ненервирует религиозных людей, как секс, по крайней мере, нерегулируемый секс.Поскольку каждая религия имеет собственные установки на этот счет, люди,принадлежащие к разным вероисповеданиям, нервничают по разным поводам. Крометого, в настоящее время остро встал вопрос о планировании семьи и регулировкесексуальных отношений. Важно отметить гендерный аспект. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ. Предметом в данном случае будутсексуальные отношения в религиозном обществе, а объектом – человек, состоящий вэтих отношениях. ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ. Описатьотношение к сексу в основных религиях мира, выявить роли этическихпредставлений в этом отношении, проблемы гендерных отношений, права обоих полов(мужчин и женщин). МЕТОДОЛОГИЯИССЛЕДОВАНИЯ.Использовались сравнительно-исторический метод, метод описания, анализ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТЫ. Тема религии и сексуальных отношенийосвещалась и ранее такими исследователями как: Джефри Париндер (Сексуальнаямораль в современной религии), Стив Вай (Секс и религия), Мишель Фуколт(История сексуальности). И среди верующих, и среди неверующих есть люди,которые рассматривают всякий секс как священный. И каждый человек должен иметьтайное место для священных вещей, иначе его ум превращается в прах, и ондвижется к смерти. Но есть и такие люди, которые считают всякий секснечестивым; к ним относятся разного рода фанатики вроде русских скопцов,которые кастрировали себя в залог доброй веры. Несколько отличаются от нихлюди, которые превращают в дело жизни профанирование всего, что другие считаютсвященным. Они могут быть организованы в группы или просто разгуливать вобщественных местах в одежде фасона «плевать на вас на всех». Священники,практикующие трансакционный анализ, различают как священный и нечестивый, так ичестный и мошеннический секс. Если попытаться свести эти различия воедино, томожно сказать, что всякий секс — профанический, нечестивый. С другой стороны,не всякий честный секс можно считать священным, и здесь эти подходыразличаются. Существует сильная тенденция приравнивать святость к напыщеннойторжественности. Если нечто забавно и приятно, оно уже не может быть священным.Если кто-то смеется, он профанирует, чуть ли не оскверняет это. Я не думаю, чтокакое-либо из этих предположений верно. Если секс может быть священным, то смехи забава, будучи счастливыми человеческими чувствами, также святы. Вцивилизованных странах, как и повсюду, секс часто более свят, чем человеческаяжизнь. Так, в Техасе человек может быть по закону убит даже за такиесексуальные правонарушения, при которых не применялось насилия. Вообще говоря,считается правильным во время войны убивать как можно больше людей, если этоуказано соответствующей инстанцией. Но найдется ли кто-либо, кто смог бысанкционировать взрыв сексуальной радости? Как писал один из лучшихисследователей сексологии Иван Блох, первобытный человек полагал, чтопобуждение и все, что к нему относится, — это проявление деятельности особыхдухов, существующих в жизни и влияющих на все явления природы. Поэтомупервобытный человек воздавал почести видимым и чувственным проявлениямдеятельности этих духов. При наступлении половой зрелости сексуальное чувство врываетсяв жизнь человека как нечто сверхъестественное. Древние люди считали егодемоническим. Эти переживания, возникающие в человеке, иногда со страстнойсилой охватывали его священным ужасом. И он приписывал чувству сексуальногосверхъестественное происхождение. «Таким образом, — констатировал Блох, — человек связывает в круг своих ощущений это сверхъестественное воздействие совсеми другими, которые он уже испытывал и которые внушили ему чувствозависимости от одной или от многих высших сил, перед которыми он падал ниц». Религияи секс тесно соприкасались друг с другом на протяжении развития человечества.Эдуард Мейер, один из исследователей этой взаимосвязи, считал, что человеквозвел в божество то, с чем он не в силах был совладать, то есть, прежде всего,голод и любовь. Религия то отвергала сексуальные отношения, то приветствовалаих. Разные религии по-разному их трактовали. В XIII веке в Юго-Восточной Азии,например, существовал религиозный обычай — лишение девственности. Жрецов Буддыприносили на носилках к ожидавшим их девушкам. Каждая из них держала свечку, насвечках стояли знаки, по которым требовалось найти свою избранницу, а половойакт необходимо было успеть совершить за время, пока горит свеча. Не отсюда липошло выражение «я при этом свечку не держал», то есть ничего не знаю обинтимной жизни других людей. У жителей Центральной и Южной Америки, караибов,акт лишения девственности также проводился жрецами. При многих индусских храмахсуществовали отряды танцовщиц. Они пользовались большим уважением, по своемуположению занимали место вслед за жрецами, приносящими жертвы. Эти девушки,подобно гетерам в Греции, были единственными образованными женщинами Индии.Считалось, что они с детства обручены с божеством. И их профессия состояла втом, чтобы отдаваться любому мужчине из любой касты. Вы скажете, что этопроституция? Но такая проституция не считалась позором, мало того, отдаватьсвоих дочерей на услужение в храм было почетным для семьи. Религиозно-половаямистика отчетливо проступала в древних религиозно-эротических празднествах.Религиозный фанатизм перерастал в изощренные половые оргии. Блох писал: «Тотфакт, что половой разврат в религиозных празднествах присущ самым разнообразнымрелигиям всего земного шара и существовал уже в древнейшее время, показывает,что эти явления имеют общий корень с религией и что они нисколько не зависят отисторической формы того или иного исповедания. В новейшее время ответственностьза подобного рода явления часто взваливалась на католицизм, но это некритическоеутверждение в высшей степени несправедливо, ибо католицизм, как таковой,столько же ответствен за это, как и все другие вероисповедания». В дальнейшемцерковь, наоборот, рекомендовала половое воздержание, борьбу с плотью. В своюочередь, это привело к тому, что аскеты были заняты мыслями о сексе даже большетех, кто не вел аскетического образа жизни, и вынужденно бежали из мира, чтобывдали, в одиночестве избежать соблазнов. И как результат насильственноговоздержания у аскетов видимо нередко появлялись видения, галлюцинации,отравляющие их жизнь, если, конечно, у них не расцветала, по замечанию Блоха,пышным цветом «жизнь фантазий и чувств» — мастурбация. Для аскетизма характерноумерщвление плоти, прежде всего, путем самобичевания, подавления чувственных влеченийи желаний, обезображивания половых органов и как крайняя мера — кастрация.Скопцы — кастрированные мужчины и оскопленные женщины — одна из религиозныхсект. Считалось, что колдовство вытекает из половой страсти. Колдовство,сладострастие органично переплетаются друг с другом. Каждая религия имеет своинормы разрешения секса. Христианство освящало моногамию, осуждало многоженствои многомужество. Церковная доктрина превозносила сексуальную чистоту,целомудрие. Превыше всего христианство ставило девственность, второе местоотводилось воздержанию при вдовстве, высшим проявлением сексуальной чистотысчиталось добродетельное супружество. Церковь определяла также и правиласексуальных отношений. Молодожены воздерживались от сексуальных сношений тридня и три ночи после свадьбы. В дореволюционной России развод церковьпровозгласила тяжким грехом. Но как бы ни была сильна религия, во все временасекс считался не только источником разврата, но и наслаждения.

1. Взглядна сексуальные отношения в религиях мира
 
1.1Буддизм
Большинство последователей существующих ныне религийпредпочитают толковать свои учения в направлении неприятия гомосексуальности.При этом буддизм придерживается иной точки зрения. Если сексуальностьчеловека многими религиозными учениями рассматривается как грех и допускаетсялишь как способ продолжить человеческий род. Каково мнение буддизма на этотсчет? Буддизмуделяет очень серьезное внимание вопросам сексуальности в том плане, чтосчитает сексуальную энергию одной из мощнейших энергий человеческого тела. Приэтом буддизм четко различает две вещи: чувственную страсть и половую энергию.Рабская зависимость от чувственной страсти является одним из главных корнейстраданий человека. Захваченный страстью человек страдает, когда не может удовлетворитьее; когда не может сохранить объект своей страсти, когда удовольствиеоказывается меньше ожидаемого. Поэтому буддизм относится к чувственной страсти,как к «яду» для сознания. Что же касается энергетического и физиологическогоаспектов сексуальности, то они рассматриваются как неотъемлемые функциичеловеческого тела, при правильной работе с которыми можно значительно ускоритьпрогресс в духовных практиках, а также как часть здорового образа жизни, ну ипродолжение рода, конечно.
В настоящеевремя ходит много слухов и литературы относительно «тантрического секса». Приэтом тантра предстает в виде некой «сексуальной акробатики», дающей«незабываемые впечатления». В действительности, секс не является самоцелью ииспользуется в качестве метода, позволяющего задействовать глубинные слоичеловеческого сознания. Пример одной из таких практик. Известно, что человекунамного легче удерживать внимание на объектах приятных для него, чем нанеприятных. Также известно, что если нечто приятное сопровождается некимпобочным действием, то через некоторое время это нейтральное действие будетвызывать у человека приятное ощущение, он начнет подсознательно стремиться кнему. В тантрической практике это выглядит следующим образом: во времясексуального акта партнеры постоянно удерживают внимание на своих ощущениях,превращая их в объект медитации. При этом происходит сразу несколько полезныхвещей: во-первых, нет «захваченности» сознания страстью; во-вторых, самамедитация начинает ассоциироваться с приятным, и человек стремится уже к ней, ане к сексу; в-третьих, быстро развивается глубина и стабильность медитации.Кроме того, будучи очищенными, от эгоистического желания рассматривать партнералишь как объект для полового удовлетворения, взаимоотношения между людьми поднимаютсяна более высокий уровень, именуемый «дружественной любовью», где любят уже нетело, а душу человека и где секс отступает на второй план.
Аврамитскиерелигиозные системы (христианство, ислам, иудаизм) исходят из постулатасоблюдения норм поведения — заповедей. Буддизм же рассматривает то или иноеповедение с точки зрения состояния сознания, поскольку его целью является несоблюдение заповедей, а совершенствование духа. При этом нормы поведения неотрицаются, но и не обожествляются. Все нормы делятся на естественные ивторичные, связанные с культурой, климатом, историческим периодом и т.п.Естественных заповедей пять: «не лишать жизни живых существ», «не домогатьсячужого имущества», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблятьопьяняющие вещества». Но даже к этим заповедям Будда учил относиться осознанно,а не следовать им механически. Что касается заповеди «не прелюбодействуй», тоона расшифровывается следующим образом: нельзя вступать в половую связьнасильно, с помощью обмана, не должно нарушать здоровье партнеров, вступать всвязь в негигиеничных условиях, в местах религиозного почитания и т. п. Тоесть, правила, продиктованные здравым смыслом. Те же правила распространяются ина однополые контакты. Истинный последователь Будды рассматривает как свое, таки чужое поведение с точки зрения духовной мотивации, а не с точки зрениядействия. Практикующий буддист регулирует свои отношения с социумом такимобразом, чтобы эти отношения не мешали ни его духовной практике, ни духовномуразвитию окружающих. И с этой точки зрения любая «фобия» — есть зло,поскольку она взращивает злобу. И именно злоба, а не ориентация увлекаетчеловека на дно духовного существования. Так же многие лесбиянки тянутся к буддизму, как к наименееженоненавистническому учению [1.1 с. 157]. Буддизм не считаетженщин существами «второго сорта» по тем же причинам независимостифундаментальных законов сознания от пола. Однако, буддизм — это реалистичнаясистема, и она учитывает физиологические различия между женщиной и мужчиной.Женщина — это потенциальная мать и продолжательница рода, а потому она требуетособой защиты со стороны мужчин. Я думаю, никто не будет возражать, что дляженщины вынашивающей или воспитывающей ребенка, лучше находиться дома изаниматься хозяйством, а не работать, скажем, в поле вместе с мужчиной. Однако,это не означает ее ущербность по отношению к мужчине. С точки зрения ученияБудды потенциал просветления един и у мужчины и у женщины. В буддийском каноневстречаются некоторые высказывания, говорящие о неблагоприятности для духовнойпрактики рождения в теле женщины. Но эти положения следует понимать не с точкизрения «греховности» или «второсортности» женщины как таковой, а с точки зрениябольшей физиологической и социальной обусловленности женщины, что можетсоздавать дополнительные препятствия для вступления на духовный путь. В Индиидевочки с детства рассматривались как «товар», дающий возможность поправитьблагосостояние семьи за счет выгодного брака или для заключения выгодногополитического союза, или просто для продления рода. Можно представить, какаябуря поднималась, если женщина отвергала такую жизнь и становилась на духовныйпуть. В тантрических тибетских школах буддизма женское начало вообщерассматривается как проявление «Изначальной Мудрости», поскольку подмечено, чтоу женщин более чем у мужчин развита интуиция. Вследствие этого в тибетскомбуддизме всегда было и есть много учителей-женщин, у которых нередко училисьдаже очень известные тибетские мастера тантры.
В идеале,человек должен достичь того уровня Любви, когда она ничем не обусловлена и неориентированна на кого-либо одного. Эта Любовь подобна солнечному теплу,которое дарит Солнце, не думая даже о тех, кто принимает ее. Ибо давать тепло — естественное состояние Солнца. Такая любовь в буддизме именуется Высшей и являетсявеликим достижением на духовном пути. Такая любовь есть плод длительногодуховного совершенствования. Пока она не обретена, человеку лучше пребывать вДружественной Любви, сутью которой является любовь к духовным качествам другогочеловека. Когда люди находятся в таких взаимоотношениях, они помимо волиначинают очищать свой дух, дабы быть привлекательнее для своего партнера и неупасть в его глазах [1.1 c.176]. Классическим примером для однополой любви такого рода является сюдо –«Путь мальчиков», кодекс духовного совершенствования, разработанный в средеяпонских самураев как части воспитания истинного воина. При этом сексуальныеконтакты отнюдь не возбраняются, но они являются лишь продолжением духовногоединения, а не грубого удовлетворения чувственной страсти. Последняя считаетсясамым низким уровнем способности к любви и всячески порицается, как разрушающаядух человека и низводящая его на один уровень с животными. Что же касаетсясоциально-правовых норм, связанных с гомосексуальностью, то учение Будды — неУголовный Кодекс, а духовный путь, позволяющий идущим по нему создаватьнаиболее благоприятные для духовного роста человека социально-правовые нормы.Либо, напротив, не принимать те социальные нормы, которые духовно разрушаютчеловека. История показала, что чем активнее общество и государстворегламентировало сексуальное поведение своих граждан, тем на более низкомуровне развития стояло это общество, тем сильнее было угнетение власть имущимии тем меньше оставалось возможности для духовного развития человека.
Рассмотриминститут брака. Буддизм не считает брак особо священным. Он рассматривает егоскорее как некий социальный договор, необходимость которого обусловлена, восновном, деторождением и ведением общего хозяйства. Вообще же вопрос об однополыхбраках никогда не стоял в буддизме по той простой причине, что иные союзы,нежели чем между мужчиной и женщиной, просто не считались браком, хотя и моглискрепляться определенными ритуалами. Относительно же того, может ли буддийскийсвященнослужитель благословить такой брак — то в той части, где речь идет овзаимном согласии, счастье и процветании — почему бы и нет [1.1 c. 98].Если все так, то почему в странах, где буддизм является традиционнымучением, положение сексуальных меньшинств едва ли можно назвать особеннохорошим и абсолютно недискриминированным? Думаю, следуетучитывать несколько факторов. Во-первых, стран, которые можно назватьбуддийскими единицы. Большая часть «буддийских» стран находятся либопод влиянием добуддийских норм поведения (Индия, Китай), либо под влияниемболее поздних религиозных систем, которые как раз и уделяют этой сфереповышенное внимание — христианство и ислам. Либо же эти страны находятся в«красной» зоне (тот же Китай, Вьетнам, Северная Корея). Более-менее чисто буддийскимможно назвать разве что Таиланд, где буддизм официально поддерживаетсягосударством, но как раз там проблемы с сексуальной дискриминацией наименьшие.Во-вторых, отношение традиционалистских обществ к сексу как к обязанности егограждан увеличивать производительные и военные силы этого общества. С точкизрения такого взгляда любой секс, не ведущий к зачатию — есть грех и долженпресекаться. В-третьих, объективные психологические реакции: все что непривычнои выходит за рамки личного опыта либо отрицается, либо абсолютизируется(обожествляется). Принцип простой: если можешь, напади на чужака, если неможешь — убеги или подчинись. Геи – «чужие» для тех, кто ничего о них не знает,отсюда и соответствующие реакции, никак не зависящие от вероисповедования. Плюск этому, возможность поднять свой статус за счет позиционирования себя какзащитника традиционалистского общества.
1.2      Христианство
Секс, какизвестно из западного киноискусства является для человека «основныминстинктом». И потому для христиан очень важно уметь объяснить внешним людям охристианском взгляде на этот вопрос. Именно с ним связано немало обвинений вадрес христиан. Надо признаться, что верующие люди в ходе истории сами внемалой мере способствовали настороженному отношению к себе. Самооскоплениехлыстов, ханжеское отношение к наготе и пуританство нанесли немалый вредхристианству. Но при тщательном анализе этих явлений, мы увидим, что они быливызваны избирательным и невежественным толкованием Священного Писания, неучитывающим всю его полноту. Православное отношение к сексу всегда отличалосьздравым смыслом и базировалось на Святоотеческом толковании Священного Писания.Поэтому все насмешки атеистов о якобы враждебном отношении христианства к сексуживут только благодаря тому, что люди не читают Библию. Тот, кто читал Библию,не мог не заметить что самая первая заповедь, которую Бог дал людям, касаласьименно полового вопроса. «И сотворилБог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщинусотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь,и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и надптицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»[3.3.c. 192]. А поскольку человек былсоздан именно с половыми органами и размножался не вегетативным способом, то ифантазии на тему «Бог не разрешает людям заниматься сексом», мягко говоря,неуместны. Однако если основывать христианское отношение к сексу только на этихсловах, то можно впасть в другую крайность: что Бог здесь разрешает свободныйсекс, назначая мужчинам роль быков-осеменителей. Потому Священное Писание,охраняя от таких ошибок, говорит:
«Потому оставит человек отца своего и мать свою иприлепится к жене своей; и будут одна плоть». «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да уповают тебя во всякое время,любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекатьсяпостороннею и обнимать груди чужой?»[3.3 c. 221]. Читая далее мы видим, чтосекс в браке не только не запрещается в Библии, но и всячески приветствуется:
«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время,для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушалвас сатана невоздержанием вашим». Потому и слова Христа, которые часто упоминают критикихристианства в связи с сексуальным вопросом: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, ужепрелюбодействовал с нею в сердце своем» никоим образом не противоречатвсему вышесказанному. Христос опять таки говорит не о сексе вообще, а ораспущенности, когда мужчины смотрят на женщину не как на человека, а, преждевсего как на объект сексуального удовлетворения. Для современных людей этокажется наивным и ханжеским. Например — «ну и что тут такового, если женщинакрасивая, почему бы на нее не посмотреть с вожделением?» Однако, как правило, улюбого нормального человека запас подобной прогрессивной логики резкокончается, когда дело начинает касаться его жены или дочери. При этом конечнонадо помнить что секс – важная сторона жизни человека, но далеко не самаяглавная. Против неумеренного и ненормального «употребления» секса,проповедуемого светскими либералами, как раз и выступает христианство. Половыеизвращения, внебрачные связи приводят к физическим и психологическим проблемаму людей. Венерические болезни, СПИД, аборты, которые часто ведут к бесплодию,подростковые беременности, брошенные дети: все это не страшилки из фантазийхристианских проповедников. Это реальные последствия либеральной лапши, которуювешают на уши доверчивым людям проповедники свободы секса [3.3 c. 245].
1.3Иудаизм
По еврейским законам,секс – это вовсе не нечто постыдное, грешное или неприличное. Секс – это отнюдьне необходимое зло, на которое нужно идти ради продолжения рода. Хотясексуальное желание рождается из порочного импульса, это не большее зло, чемголод или жажда, которые также рождаются из порочного импульса. Как голод илижажду, сексуальное желание должно контролировать и обуздывать, удовлетворять внужное время, в нужном месте и правильным образом. Однако когда сексуальноежелание удовлетворяется мужем и женой на основе взаимной любви и желания, тоэто – благое дело. На самом деле, это основное благое дело в браке.
Секс допускается только вбраке. В иудаизме секс – это не просто способ получения физическогоудовольствия. Это акт огромной важности, который требует верности иответственности. Еврейский закон также запрещает сексуальные связи вне брака,не доходящие до полового акта, так как подобные контакты неизбежно приведут кполовому акту.
Главная цель секса – этоукрепление любви и зависимости между мужем и женой. Первая и основная цельбрака это служить друг другу опорой, и сексуальные отношения играют в этомважную роль. Продолжение рода — тоже цель секса, однако не единственная. Сексмежду мужем и женой допускается и даже рекомендуется в такие периоды, когдазачатие невозможно, например, когда женщина беременна, после менопаузы иликогда женщина использует разрешенные виды контрацепции.
В Торе слово,используемое для описания секса между мужем и женой, основано на корнеDalet-Ayin-Tav, означающем «знать», что ярко иллюстрирует то, что еврейскийсекс подразумевает не только тело, но также сердце и душу[4.4 c. 124].
Тем не менее, иудаизм неигнорирует физический компонент секса. Еврейский закон признает необходимостьсовместимости мужа и жены. До брака еврейская пара должна встретиться хотя быодин раз, чтобы оценить, друг друга, и если предполагаемый супруг или супруга находятдругого отталкивающим, брак запрещен.
Сексом нужно заниматьсятолько в периоды радости. Секс только ради собственного удовольствия, без учетанеобходимости доставить удовольствие партнеру, это ошибка и зло. Мужчина неимеет права принуждать жену заняться с ним сексом. Пара не должна заниматьсясексом в состоянии алкогольного опьянения или когда они ссорятся. Секс ни прикаких условиях нельзя использовать как оружие против супруга, либо лишая егосекса, либо принуждая к нему. Использование секса для наказания или манипуляциисупругом – это серьезное нарушение.
Секс – это право женщины,а не мужчины. Мужчина обязан регулярно доставлять сексуальное наслаждение своейжене и обеспечивать, чтобы секс действительно приносил удовлетворение. Вобязанности мужа входит улавливать сигналы того, что его жена хочет секса, ипредлагать его ей, не ожидая, когда она попросит его об этом.
Право женщины на половойакт называется onah, и это – одно из трех основных прав жены (два других –право на пищу и одежду)[4.4 c.137] Талмуд оговаривает количество и качество секса в парах. Указываетсячастота необходимых половых актов в зависимости от рода занятий мужа, хотя этитребования могут быть изменены и оговорены при составлении брачного контракта.Мужчина не имеет права отказывать жене в сексе на протяжении длительноговремени и не должен отправляться в долгие путешествия, потому что они лишат егожену секса. Помимо того, долгие неоднократные отказы мужа от сексуальныхотношений могут стать причиной развода, даже если пара уже имеет детей.
Хотя секс – это правоженщины, она не имеет абсолютной власти отказывать ему. Женщина не имеет праваотказывать в сексе своему мужу в качестве наказания, а если она так поступила,муж имеет право развестись с ней, не выплачивая ей солидной суммы, полагающейсяпри разводе.
Общее положениееврейского закона таково, что допускаются все половые акты, которые непредполагают уничтожения семени, то есть эякуляция вне вагины возможна. В одномиз разделов Талмуда говорится, что муж и жена могут заниматься всем, что имнравится. Особо оговаривается необходимость предварительной игры, чтобы женавозбудилась.
Законы о том, когда муж ижена не должны быть вместе. Одна из самых загадочных сексуальных еврейских практик – это закон, покоторому муж и жена не должны быть вместе, пока у женщины идет менструация. Этизаконы называются taharat ha-mishpachah, семейная чистота. Законы о женщине впериод менструации не специально держат в секрете, они малоизвестны лишьпотому, что большинство нерелигиозных евреев не продолжают религиозногообразования после бар-мицвы или бат-мицвы, а эти законы не обсуждают с детьми ввозрасте 12-13 лет. По Торе, мужу запрещено заниматься сексом с женщиной впериод менструации. Это единственный закон ритуальной чистоты, которыйпродолжает соблюдаться по сей день. Другие законы имели важность во временаХрама, однако сегодня неприменимы. Муж и жена должны «разделиться» при первомпоявлении крови. Этот период разделения оканчивается вечером седьмого чистогодня женщины. Это разделение длится как минимум 12 дней. Раввины расширили этотзапрет, постановив, что муж не имеет права прикасаться к своей жене или спать втой же постели в течение этого времени. Поэтому свадьбы тщательно планируют,чтобы брачная ночь не выпала на этот период.
В конце периода, послесумерек седьмого чистого дня, женщина должна окунуться в ритуальный бассейн.Микву традиционно использовали для очищения человека от различных формритуальной нечистоты. Следует отметить, что сегодня значение миквыисключительно ритуальное, это не физическое очищение. На самом деле, окунутьсяв микву можно только после того, как женщина тщательно вымоется. Ритуальныйбассейн – это настолько важная часть традиционной еврейской жизни, что новаяеврейская община строит сначала микву, а потом синагогу.
Тора не указывает причинызаконов, однако этот период воздержания имеет и физические, и психологическиепреимущества. Во-первых, это дни, неблагоприятные для зачатия, это очевидно инеопровержимо. Эти законы очень похожи на медицинские рекомендацииврачей-профессионалов наших дней. Когда у пары возникают сложности с зачатием,современные врачи советуют им воздерживаться от секса неделю до и неделю послеменструации, когда зачатие невозможно, и заниматься сексом во время оставшихсядвух недель. Это нужно помножить на психологический аспект – ощущение того, чтоты выполняешь Божью волю и будешь вознагражден. Отказ от этой практики в рядахлиберальных еврейских движений – это не вопрос выбора, а вопрос невежества илипредубежденности.
В дополнение, женщины,которые занимаются сексом во время менструального периода, более уязвимы дляинфекций. Однако чаще всего раввины подчеркивали другой аспект: двухнедельноевоздержание каждый месяц приводит к тому, что в паре устанавливаются несвязанные с сексом отношения. Фраза «я люблю тебя» приобретает новыеоттенки. Этот период воздержания также вызывает страстное желание друг друга,что делает секс в течение оставшихся двух недель особенным. Кроме того, этотпериод дает паре возможность отдохнуть и не чувствовать себя сексуальнонеадекватным.
Контроль зачатиядопускается, если пара все-таки намерена когда-нибудь сделать мицву, плодитьсяи размножаться, то есть завести хотя бы двух детей разного пола. Вопрос поэтомузаключается не в том, разрешено ли это, а в том, какой метод разрешен. Методы,которые приводят к уничтожению семени, запрещены. К их числу относятсяпрезервативы (использование презервативов будет разрешено, чтобы предотвратитьраспространение СПИДа и других заболеваний, потому что сохранение жизнинезараженного супруга – это приоритет). Противозачаточные таблетки разрешены иприемлемы. Еврейские законы не только разрешают, но при некоторыхобстоятельствах даже требуют аборта. Когда жизнь матери в опасности, то абортобязателен. Неродившееся дитя имеет статус потенциальной человеческой жизни дотого момента, пока из чрева матери не появится большая его часть. Потенциальнаячеловеческая жизнь ценна и ее нельзя небрежно прерывать, но она не имеет такойценности, как уже существующая жизнь. В Талмуде четко говорится, что если плодугрожает жизни матери, то нужно удалить его из тела, потому что его жизнь ненастолько важна, как жизнь матери. А когда во время родов на свет вышла большаяего часть, то уже нельзя отнять у него жизнь ради спасения матери, потому чтонельзя выбирать между двумя человеческими жизнями.
В последние годы группыдавления гомосексуалистов развернули активную борьбу за признание ихсексуальных склонностей приемлемыми. Они часто выдвигают тезис о том, чтогомосексуалисты отличны по своей природе и не могут быть другими. Никто еще непредставил доказательств справедливости такого утверждения. Напротив, многиеполагают, что гомосексуальность может развиться под влиянием различныхфакторов, и что многие из тех, чьи наклонности носят гомосексуальный характер,могут избавиться от этого с помощью психотерапии.
 Иудаизм также запрещаетпроституцию – и заниматься ею и пользоваться такими услугами. Евреи всегдасчитали, что проституция поощряет дешевую сексуальность, оторванную от естественногоконтекста любви и супружеских отношений, превращая ее в предмет продажи.Проституция считается у евреев постыдным, нечистым ремесло, а отношение кпроституткам всегда было презрительным. Тем не менее, евреи относятся сглубоким сочувствием к человеку, брошенному в пучину проституции нищетой, ивсегда стремятся помочь ему вернуться к тому, что они считают достойнымсуществованием. Законы иудаизма, определяющие сексуальное поведение, оченьстроги [4.4 c.148]. Евреи глубоко осуждают образжизни, допускающий наличие нескольких сексуальных партнеров, какгетеросексуальных, так и гомосексуальных. В то же время они вполне могутиспытывать сочувствие к мужчине или женщине, заболевшим СПИДом в результатеполовых сношений. Евреи не видят противоречия между осуждением образа жизничеловека и болью за того, кто страдает в результате такого образа жизни.
1.4 Ислам
Многие стереотипы обисламе, сложившиеся в рамках западной культуры, касаются брака, семейной жизнии отношения к женщине. Мусульмане, проживающие как на Западе, так и в России,безусловно, заинтересованы в разрушении этих стереотипов.
Можно сказать, что этуцель преследуют книги «Многоженство: советы и комментарии» и «Любовь и секс висламе». Тот факт, что в этих книгах обсуждалась тема сексуальных отношений висламе, вызвал ажиотаж как в российском обществе в целом, так и в средероссийских мусульман в частности. Ислам не накладывает табу на тему секса, таккак в исламе вообще не может существовать запретных тем – есть запрещенныедействия. Ислам исходит из того, что люди не должны стесняться обсуждать теестественные потребности, которые у них возникают. Жизнь не делится на грязное,стыдное, плохое, с одной стороны, и святое, религиозное, духовное – с другой.Монотеизм пронизывает всю жизнь мусульманина. Секс признается в исламе одним изспособов поклонения Всевышнему [2.2 c. 23].
Чтобы заключить брак,мусульманину не обязательно идти в мечеть, он может сделать это в любом месте,если при этом соблюдены правила ислама. Процент полигамных браков в исламскоммире на протяжении всей его истории оставался невысоким, составляя около 5%всех мусульманских браков. Один из религиозных мотивов заключения брака –увеличение числа мусульман, то есть улучшение демографической ситуации. Приэтом стоит отметить, что полигамные браки существовали в Аравии и довозникновения ислама. В исламском праве брачный возраст значительно ниже, чемпринятый в России и во многих других странах. В исламе же брак может бытьзаключен с момента полового созревания.
Ислам приветствует всепроявления сексуальности в рамках брака, за исключением таких вещей, каканальный секс, половой акт во время менструации и разглашение подробностейинтимной жизни супругов. Также запрещена порнография. Все остальное –нормальное проявление человеческой натуры, кроме тех случаев, когда этопроисходит вне брака. В таком случае это считается угрозой обществу в целом.
Ислам не предполагаетдлительного общения между мужчиной и женщиной вне брака [2.2 c. 36-39]. В мусульманской культуребрак считается началом для любви, которая с годами супружеской жизниразвивается и увеличивается в отличие от западной культуры.
Тем не менее сейчас внекоторых современных мусульманских странах, например в Алжире, родители даженастаивают, чтобы будущие супруги не спешили с заключением брака и большеузнали друг о друге заранее. Это означает, что реалии современногоурбанистического мира отличаются от времени складывания классическогоисламского права. Тогда мусульмане жили преимущественно в деревнях, где вседруг друга знали в отличие от современного мегаполиса.
В мусульманском бракеответственность супругов очень велика. Но даже после произнесения формулыразвода мужем сам по себе развод не наступает. Начинается лишь бракоразводныйпроцесс, который длится три месяца. В течение этого срока муж и жена могутвозобновить брачные отношения. Это предусмотрено шариатом на тот случай, еслисупруги решат сохранить семью.
Развод считается в исламесамым порицаемым из разрешенного, иными словами, приближается к греху, но неявляется запретным. Что касается женщины, то она имеет право на развод так же,как и мужчина. Но для этого требуются серьезные основания: несоблюдение мужемкаких-то из своих обязанностей, неподобающее отношение к жене и т.д.Единственная проблема состоит в том, что женщина не может инициировать разводсамостоятельно. Она должна обратиться к некому третейскому судье, специалиступо шариатскому праву (для этого в странах, где действует шариат, естьспециальный институт). Он же имеет право рассмотреть ситуацию и развестисупругов даже в случае несогласия мужа. Во всем этом ислам исходит из того, чтоженская натура более эмоциональна. В критических ситуациях жена можетразвестись сгоряча. В любом случае супруги могут оговорить свои праваотносительно развода в брачном договоре, и тогда женщина вполне может иметьправо развестись самостоятельно. Ислам не запрещает секс, наоборот – поощряет,вводя в некие легальные рамки. Когда мы говорим о преодолении стереотипов висламе и возвращении к его истинному, авраамическому пониманию, здесь имеетместо некоторое сближение с либеральными подходами.
Широко обсуждаема темагомосексуализма и однополых браков. Очевидно, в исламе это осуждается изапрещено. Однако сам по себе запрет, видимо, означает, что это явлениераспространено и в исламском мире. Дело в том, что возникновение нормысвидетельствует о наличии явления. Кстати, среди западных стереотипов осултанских гаремах было и живучее представление о гаремах мужчин. Связано это среальными ситуациями, когда, например, в Афганистане в связи с нехваткой женщинмужчины с малой степенью богобоязненности нередко вступали в гомосексуальныеотношения.
Так суждено Всевышним,что многие пороки человечества распространены и среди мусульман. Разумеется,это положение шариата возникло не на пустом месте и направлено на преодолениеэтого порока. Ислам вообще не предназначен исключительно исламскому миру отМалайзии до Мавритании, но всему человечеству. Ислам и гомосексуализмнесовместимы.
1.5Католицизм
Позиция католическойцеркви базируется не только на текстах Старого и Нового Завета, но и навысказываниях римских пап. Сексуальная активность в браке заслуживаетодобрения, поскольку она нужна для продолжения рода, но все другие формы сексаосуждаются.
В 1976 г. Священная Конгрегация издала декларацию о Догматах Веры. В этом тексте, получившем одобрениеПапы, католическая позиция по вопросам секса была изложена несколько подробнее.Здесь говорилось: «В настоящее время моральное разложение усилилось, и одним изважнейших проявлений этого стал неудержимый рост половой распущенности». Далееотмечалось следующее:
Неверно рассматриватьбиблейские высказывания о сексе как «проявления определенной культуры в определенныйисторический период». Таким образом, церковные учения прошлых веков и сегоднясохраняют свою полную силу, независимо от того, как изменилось человеческоеобщество [4. с 245].
Даже между помолвленными,которые испытывают сильные взаимные чувства, сексуальная активность греховна,ибо «всякий генитальный акт допустим только в рамках брака». Всегомосексуальные акты по своей сущности предосудительны, однако гомосексуальнаяориентация без совершения таких актов сама по себе не составляет греха.Мастурбация, хотя в Библии нет ее специального осуждения, представляет«серьезное нарушение морали». Целомудрие (сохранение девственности или мужскоебезбрачие) добродетельно не только потому, что позволяет избежать греха, но ипотому, что ведет к достижению высших духовных благ.
В дополнение к сказанному,католическая церковь запрещает развод (за исключением особых обстоятельств) иприменение искусственных методов контрацепции (т.е. всех, кроме половоговоздержания или учета естественного ритма овуляции).
В наши дни многиепредставители католического духовенства полагают, что некоторые из приведенныхсуждений устарели, и выражают серьезные сомнения в их обоснованности. Например,в 1977 г. авторы исследования, проведенного по поручению Американскогокатолического теологического общества, рекомендовали при моральной оценкевсякой сексуальной активности выяснять, способствует ли она освобождениюличности, обогащает ли партнера, является ли честной, социально ответственной,жизненно полезной, доставляет ли радость. «Если такие качества имеются, томожно с достаточной уверенностью оценить соответствующую половую активность какздоровую и нравственную» (Kosnik 1977)[4. с 348-350]. За несколько месяцев до этой конференции папа Иоанн ПавелII вызвал сенсацию, сказав, что мужчина повинен в «мысленном прелюбодеянии»,если смотрит на свою жену с вожделением. Хотя позже папа объяснил, что хотеллишь освободить женщин от унизительной роли сексуальных объектов, многие понялиего слова в том смысле, что даже нормальное половое влечение между супругами греховнов глазах церкви.
Епископы США и Канады наконференции по вопросам сексуальных отношений в 1981 г. отмечали, что, хотя эти отношения приводят к рождению детей, их главная роль связана ссамореализацией личности. Кроме того, преподобный Бенедикт Эшли критиковалцерковь за то, что она не смогла дать людям реалистичные сочувственные ответына их действительные проблемы; он высказал мнение, что у человека неразрывнаясвязь между сексом и продолжением рода отнюдь не очевидна (Schaeffer, 1981).Однако, когда папа Иоанн Павел II осенью 1980 г. провел в Риме совет епископов, то это собрание, в котором преобладало влияние Ватикана, подтвердило приоритетзаконов перед сочувствием (Murphy, 1981), вопреки надеждам на то, что церковьизменит свои позиции по некоторым важнейшим вопросам в области секса.
В 1983 г. Ватикан обнародовал ряд общих установок относительно полового воспитания, где в основномподтверждал запреты, провозглашенные в декларации 1976 г., еще раз объявляя мастурбацию «существенным нарушением морали», а внебрачные половые связи — «тяжкимгрехом». Согласно этим установкам, главную ответственность за половоевоспитание детей несут родители, но помогать такому воспитанию и дополнять егомогут школы [4. с 531].
Церковь высказаласьпрактически против всех современных методов, используемых для преодолениябесплодия, включая искусственное осеменение, экстракорпоральное оплодотворениеи суррогатное материнство.
1.6 Протестантизм
Протестантизм какотдельная ветвь христианства возникла в XVII в., когда Мартин Лютер и егопоследователи откололись от католической церкви. Лютер отверг многие элементыкатолицизма, так как полагал, что спасение легко доступно для грешника и независит от праведности людей. Он описывал этот процесс как «спасение через веру».Поэтому самым заметным изменением позиций по вопросам пола явилось то, чтоЛютер не признавал безбрачия как пути в рай. Он поощрял вступление пасторов имонахинь в брак, считая, что эти люди не наделены особыми божественнымиполномочиями, что нет никакого религиозного смысла в стремлении отдельногочеловека к особенной святости и что секс — естественный элемент человеческойжизни.
В других отношенияхпротестантская реформация сохранила традиционные христианские взгляды повопросам секса. Супружеская измена, мастурбация и гомосексуальные действияпо-прежнему считались греховными, а брак рассматривался как пожизненноеобязательство. Полагали, что эти нормы необходимы для обуздания греха ибеззакония, но их соблюдение не рассматривалось как путь к спасению души. ЖанКальвин (1509-1564) создал еще одно направление, согласно которомуупорядоченное развитие общественной жизни, включая половые отношения, служилопрославлению Бога в благодарность за дарованную возможность спасения.
Индивидуализм в идеяхЛютера и Кальвина послужил основой для формирования ряда направлений внутрипротестантизма. В протестантизме обычно различают консервативные, умеренные и либеральныенаправления. К консервативной группе принадлежат фундаменталисты, которыесчитают, что истинный христианин должен строго придерживаться определенногонабора фундаментальных (по их мнению) положений библейского учения. К этойгруппе относятся и евангелисты, хотя они требуют такой же степениприверженности определенному комплексу верований. Позиции таких групп повопросам пола — неприятие абортов и добрачного секса, скептицизм в отношенииконтрацепции, резко отрицательное отношение к разводу, осуждениегомосексуализма — мало чем отличаются от позиций католической церкви. Чтокасается умеренного протестантизма, то он придает большое значениехристианскому воспитанию, при котором детей учат быть христианами и чувствоватьценность веры в Христа. В области секса воззрения членов этой группы могутнесколько различаться. Обычно умеренные протестанты не отвергают абортов, несклонны однозначно осуждать добрачные половые связи, признают полезностьконтрацепции для общества и отдельных людей, полагают, что развод часто бываетменьшим злом, чем тяготы неудачного брака, и более терпимо относятся к гомосексуализму[4. с 432-438].
Протестанты-либералывидят в христианской религии такой взгляд на мир и человеческую жизнь, которыйопирается на разум и исторические традиции веры. Они не считают Библиюнепогрешимым источником истины, а рассматривают ее как плод человеческих усилийнайти смысл жизни. Поэтому либералам может быть доступно совершенно новоепонимание многих вопросов, связанных с сексом.
Некоторые группыпротестантов полностью придерживаются в этой области традиционных взглядов.Например, Свидетели Иеговы стремятся буквально следовать Библии и находить вней все правила сексуального поведения. Противоположную крайнюю позициюзанимает Унитарно-универсалистская ассоциация — она утверждает гуманистическиеценности и уважает религиозные традиции лишь в той мере, в какой ониспособствуют всесторонней самореализации человека. По мнению этой группы,подходы к вопросам секса должны непрерывно пересматриваться в свете новыхзнаний и современного жизненного опыта.
Лишь очень немногие ветвипротестантизма могут быть четко определены как консервативные, умеренные илилиберальные. Есть консервативные и либеральные просвитериане, консервативные илиберальные квакеры. Некоторые баптисты-фундаменталисты объединились в движениипротив абортов с римской католической церковью, а некоторые баптисты-либералынаходятся в первых рядах борцов за права гомосексуалистов. Обе группы считают,что их позиции в области секса имеют корни в истории их веры, и, тем не менее,эти позиции противоположны.
В результате борьбы запересмотр моральных ценностей многие видные протестанты были вовлечены вполемику по вопросам секса; другие протестанты реагируют лишь тем, чтопостепенно, мало-помалу становятся более открытыми для новых идей. Никто сейчасне может предсказать исхода всех столкновений и перемен, и только однонесомненно: расхождения во взглядах будут продолжаться еще десятки лет.
2.Религияи секс в перспективе
Многие люди, считающие себярелигиозными, нередко сталкиваются с тем, что в вопросах, связанных с сексом,они принимают решения, противоречащие требованиям веры. Такие внутренниеконфликты, несомненно, возникали и в прошлые века, но сегодня эта проблемастала особенно актуальной из-за изменений взглядов на различные формысексуального поведения.
Это «перетягиваниеканата» между традиционными представлениями и современными взглядами оказываетна людей многообразное воздействие. Некоторые искренне верующие испытываютсильное чувство вины из-за своих проявлений сексуальной активности. Другиевначале добросовестно стремятся следовать своей конфессиональной ориентации, но,в конце концов, решают, что требования религии в отношении секса сильноустарели; тогда эти люди начинают их полностью игнорировать или же совсемперестают участвовать в организованной религиозной деятельности. Но есть такженемало людей, которых догматы их веры вполне устраивают, так что они готовы ихподдерживать и в теории, и в жизни.
Например, в современнойкатолической церкви существует движение, выступающее за то, чтобы священникам имонахам дозволялось нарушать обет безбрачия. В каждой конфессии есть духовныелица, проявляющие гибкость и находчивость в своих советах прихожанам, когда теобращаются к ним по вопросам, связанным с сексом; эти пастыри склонны учитыватьвсе важные аспекты (религиозные, социальные, психологические и т.д.) каждойконкретной ситуации. В среде американского духовенства вообще широкообсуждается мысль о необходимости избегать «навечно замороженных» суждений онравственности или безнравственности тех или иных форм сексуального поведения:желателен диалог по этим вопросам. />Многообразие взглядов на сексне ограничивается тем, что мы можем найти в иудео-христианской религиознойтрадиции. Все известные религии включают учения, касающиеся этики сексуальныхотношений, хотя в некоторых случаях провозглашаемые нормы покажутся совершенночуждыми большинству представителей западных культур.
Ислам был третьей изважнейших религий, зародившихся наряду с иудаизмом и христианством на БлижнемВостоке. Его первыми приверженцами были арабы, однако впоследствии исламраспространился среди многих неарабских народов мира. Мухаммед (Магомет),основавший исламскую религию в VI в. н.э., повлиял на позицию своихпоследователей в вопросах пола, как своей жизнью, так и своим учением,изложенным в Коране (священной книге мусульман). У Мухаммеда было несколько жени наложниц, и ислам весьма одобрительно относится к большинству проявленийсекса. Безбрачие не поощряется; мужчины могут иметь до четырех жен, и сексрассматривается как дар, полученный от Бога. Хотя измена мужу может бытьнаказана смертью (что до сих пор случается в таких странах, как СаудовскаяАравия и Иран), по другим вопросам брака и секса ислам занимает довольнотерпимую позицию. Пример такого отношения — институт временного брака.Разрешается также развод, но с соблюдением ряда детальных предписаний. Несмотряна подобную терпимость, исламские обычаи, на взгляд Запада, явно дискриминируютженщин. Например, в мусульманских странах (кроме Египта и Турции) женщины впубличных местах должны носить чадру; все еще существуют гаремы; в некоторыхсектах до сих пор практикуется удаление клитора и иные операции на женскихгениталиях.
В индуизме — древнейшейиз индийских религий — проявления сексуальности рассматриваются как одна изформ духовной энергии. Поскольку в индуизме представлено много разных подходовк жизни, он включает ряд различных философий, касающихся секса. Например, те,кто выбирает путь Кармы (стремление к удовольствию), проявляют большуюоткрытость и восприимчивость по отношению к сексу [5.5 с 225-230]. Об этомсвидетельствует «Кама Сутра» — книга, написанная одним индуистским духовнымлицом в IV в. до н.э., в которой подробно обсуждаются техника поведения и позыво время полового акта. Другие, избравшие путь Дхармы (нравственной жизни) илиМокши (освобождения от непрерывного цикла перевоплощений путем отказа отфизических удовольствий и страстей), стремятся к половому воздержанию вопределенные периоды своей жизни с целью сосредоточиться на поисках внутреннегознания или покоя. Однако безбрачие не играет в индуизме центральной роли, ибольшинство индуистских священнослужителей вступают в брак.
Буддизм был основан вИндии в V в. до н.э. Согласно буддистскому учению, важнейшую неотъемлемую частьземной жизни составляет страдание. От мирского страдания избавляет духовное инравственное самоочищение; поэтому безбрачие весьма желательно. В реальнойжизненной практике оно признается обязательным для священнослужителей ипоощряется у монахов, однако остальные люди, исповедующие буддизм, обычновступают в брак и не должны отказываться от сексуальных удовольствий.Интересно, что буддизм, считая проституцию низким родом занятий, не осуждаетее: он исходит из убеждения, что проститутки всего лишь отрабатывают свою«карму», которая определяет их судьбу в следующем перевоплощении.
Рассмотренные здесь трирелигии во многом отличаются от иудаизма и христианства по своим позициям вобласти секса, и, тем не менее, ими руководствуются миллионы людей в разныхстранах мира.

3. Рольэтических представлений при решении проблем секса и репродукции
 Очевидно, что людиосновывают свои решения в области секса не только на религиозных взглядах, но ина множестве иных соображений. Например, некоторые решения определяются главнымобразом личными вкусами и предпочтениями. Человек может спрашивать себя:«Привлекателен ли данный объект (или акт)? Есть ли у меня настроение? Подходитли для этого время и место?» и т.п. Такого рода вопросы этически нейтральны,т.е. о нравственном выборе «хорошо или дурно» речь может идти здесь не вбольшей мере, чем при решении, заказать ли молочный коктейль или стоит липосмотреть какой-то фильм.
 Другие решения,касающиеся секса, определяются личными или социальными ценностями и ихотносительным приоритетом в наших глазах. Здесь люди могут ставить вопросы типа«правильно ли я поступаю?», «честно ли это?» или «не может ли это показатьсяобидным партнеру» Это уже этические вопросы, так как они касаются моральногокачества (правоты или неправоты) совершаемых действий. В отличие от принятияморальных решений, всецело основанных на религии (т.е. на вере), этическиерешения требуют рационального мышления. Это особенно важно потому, что наиболеетрудны те нравственные проблемы, где нужно сделать выбор между «белым» и«черным», и между разными ценностями, вступающими в конфликт. Конечно, естьлюди, которые делают свой выбор на смешанной основе веры и разума.
 Существуют значительныеразличия в способах разрешения этических конфликтов. Например, Кинзи и егоколлеги нашли, что в 40-х и 50-х гг. нашего века представления людей о «надлежащем»сексуальном поведении обычно зависело от уровня их образования. Люди,окончившие только начальную школу, как правило, считали допустимым те половыеакты, которые «естественны»; обычное половое сношение одобрялось, тогда какмастурбация, орально-генитальные контакты и гомосексуальные отношения считалисьсомнительными или отвергались. В отличие от этого для людей со средним и неполнымсредним образованием критерием при оценке сексуального поведения обычно служилареспектабельность. И, наконец, для получивших образование в колледже чаще всегоглавным становился в те годы третий критерий — действительно ли люди любят другдруга. Кинзи пришел к выводу, что уровень образования влиял на этику в областисекса сильнее, чем формальная принадлежность к тому или иному вероисповеданию.Позже, когда среднюю школу и колледж стало оканчивать больше людей, чем в 50-егоды, широкое распространение получили три другие позиции в моральной оценкесексуальных отношений. Одни считают нравственными любые формы добровольныхсексуальных взаимодействий между взрослыми людьми в условиях уединения; помнению других, в этой области можно одобрить все, что способствуетмежличностным отношениям, духовному росту и развитию личности; третьи полагают,что здесь не должно быть абсолютных правил — решения следует принимать,учитывая все особенности данной ситуации, так называемая «ситуативная этика»[1. с.140 — 170]. Какой бы ни была позиция по отношению к сексу, решения всегдапринимаются на основе определенных ценностей. Даже если не используются понятия«хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно», все равно часто происходитсходное сопоставление здорового и нездорового, невротического и нормального,свободного и подавленного. В какой мере эти оценки будут этическими, каждыйрешает сам, исходя из стандартов и ценностей, которых он (или она)придерживается.
3.1Отношение к средствам контрацепции и абортам
 Первые историческиеупоминания об абортах относятся к периоду, отстоящему от нас на 4600 лет(Китай). Отношение к абортам могло быть разным — от суровых наказаний в Ассириидо одобрения у древних греков, однако на протяжении почти всей письменнойистории их обычно осуждали из-за риска для здоровья женщины. Вопрос об абортахне становился важной этической проблемой до тех пор, пока современная медицинане обеспечила их относительную безопасность; и только теперь, в последниедесятилетия, по этому вопросу разгорелась острая публичная полемика.
В эти годы проводилосьмного опросов общественного мнения, и результаты их оказались удивительносходными: менее четверти взрослых американцев выступают против абортов прилюбых обстоятельствах; примерно столько же считают, что женщина всегда имеетправо сделать аборт, если того пожелает; большинство же занимают промежуточнуюпозицию, допускающую аборт лишь в определенных случаях. В 1988-1989 гг.институт Гэллапа, «Лос-Анджелес Тайме» и «Нью-Йорк Тайме» провели четыре опросапо выборкам, репрезентативным для всей страны; респондентов спрашивали, прикаких обстоятельствах, по их мнению, аборты следовало бы разрешать или,наоборот, запрещать. Подавляющее большинство американцев высказались в пользулегализации абортов в тех случаях, когда беременность создает угрозу для жизниженщины (86-94%) или серьезную угрозу для ее здоровья (84-86%), а также привысокой вероятности тяжелого порока развития у ребенка (60-74%).
Существуют, по-видимому,три главные позиции по вопросу об абортах. На одном полюсе — сторонники «сохраненияжизни», которые хотели бы запретить аборты при всех обстоятельствах: ониполагают, что государство не вправе поощрять гибель зародыша или плода,легализуя прерывание беременности. На другом полюсе находятся сторонники «свободноговыбора»: они считают, что закон не должен ограничивать свободу выбора дляматери — все беременные должны иметь возможность по желанию сделать аборт.Промежуточную позицию занимают те, кто считает аборт допустимым только вопределенных случаях (например, когда беременность опасна для жизни матери илиоказалась результатом изнасилования либо инцеста), а также те, кто полагает,что он не должен быть главным методом контроля рождаемости.
Движение против абортов,хорошо организованное и политически активное, поддерживает главным образомкатолическая церковь. Однако эту позицию занимают также ортодоксальныеиудаисты, православные христиане, некоторые неверующие люди и многиепротестанты консервативного направления. Каллаган сформулировал четыре главныхдовода сторонников этой позиции:
1.Каждое человеческоесущество, даже ребенок в утробе матери, получает право на жизнь непосредственноот Бога.
2. Человеческие существане имеют права отнимать жизнь у других безвинных человеческих существ.
3. Жизнь человеканачинается в момент зачатия.
4. Производить аборт налюбой стадии беременности, значит лишать жизни безвинное человеческое существо.
Однако вопрос о начальноммоменте человеческой жизни неоднозначен: ответ зависит от того, что мы будем считатьистинным началом. Хотя и яйцеклетка, и сперматозоид — живые клетки,оплодотворение не всегда автоматически приводит к созданию жизнеспособногоорганизма. К тому же большинство людей согласится, что зигота или дажекрошечный эмбрион — еще не личность в обычном смысле этого слова. Проблемаздесь гораздо сложнее и, вероятно, носит больше философский, чеместественнонаучный характер.
И все-таки даже те, ктоне склонен признать эмбрион или плод личностью, могут быть противникамиабортов. Эти люди часто указывают на то, что человеческий зародыш потенциальноспособен стать личностью и поэтому убивать его безнравственно: фактически этозначило бы лишать его права на жизнь.
Против разрешения абортоввыдвигают еще один довод — то, что эмбрион или плод будет безвинной жертвой:новый организм никогда не просил о том, чтобы его зачинали или рождали, но еслиуж он появился и живет, то у него есть неоспоримое право на защиту отпосягательств на его жизнь. Католики, например, считают, что человек может бытьлишен жизни только тогда, когда он не безвинен (смертная казнь), или когда егогибель — непредумышленный результат каких-то других действий (таких, как «справедливаявойна»). Это принцип побочного следствия. Если, скажем, из матки беременнойженщины удаляют злокачественную опухоль, то гибель плода здесь оправданна, таккак она не цель, а лишь побочный результат операции, необходимой для спасенияжизни больной. Если, однако, источником опасности для жизни матери является самплод, то его разрушение не считают допустимым, поскольку оно было бы прямойцелью предпринятого вмешательства.
Противники абортов частоуказывают также на то, что каждый ребенок может быть для кого-то желанным. Поих мнению, логической альтернативой аборту могло бы быть усыновление ребенка —это в нравственном отношении лучше. Хотя сторонники такого решения признают,что донашивание плода нередко бывает связано с неудобствами, большими расходамии даже риском физического вреда для беременной женщины, они убеждены, чтоотносительная безопасность деторождения в наши дни и возможность оплатырасходов приемными родителями облегчают ситуацию. Как бы то ни было, эти людиверят в нравственную правоту своей позиции:
«Аборты моральнонеприемлемы, так как это злоупотребление властью человека над самим собой. Этоуничтожение одного человеческого существа другим, а значит — подрыв самойосновы человеческого достоинства… Нравственное оправдание абортов низводитвсех людей на уровень некоего материала, с потерей которого можно несчитаться».
Нетрудно понять, почемулюди, придерживающиеся таких взглядов, видят в абортах форму убийства и считаютсвоим моральным долгом выступать против их легализации. Анна Квиндлен замечает:«Абсурдно утверждать, что это значило бы навязывать свои религиозные убеждениядругим».
Движение за легализациюабортов в последние годы тоже стало хорошо организованной и политическиактивной силой: его поддерживают ряд специально созданных организацийобщенационального масштаба и десятки важнейших религиозных групп, в том числеАмериканская баптистская церковь, епископальная церковь. Конвенциялютеран-баптистов, пресвитерианская церковь в США, Союз американских еврейскихколледжей и Объединенная методистская церковь. Фактически большинство церквей ирелигиозных организаций США поддерживают легализацию абортов. Противникизапрещения абортов выдвигают четыре главных этических аргумента (Callahan, Terkel):
Никто не должен бытьвправе принуждать женщину к сохранению беременности против ее воли.
Не следует производить насвет нежеланных детей.
Аборты никогда неподвергались бы запрету, если бы законодателями не были мужчины. (Или, какгласит один афоризм, «если бы мужчины могли беременеть, право на абортсчиталось бы священным».)
Если женщина не вправесвободно располагать собственным телом, в том числе и контролироватьрепродуктивные функции, то у нее вообще нет реальной свободы.
Защитники права на абортобычно исходят из того, что правительству не следует вмешиваться в частнуюжизнь женщин, решая за них судьбу наступившей беременности. Они полагают, чтокаждая женщина должна иметь выбор — сделать ей аборт или нет; при этом ониподчеркивают, что наличие такого выбора никого не принуждает к тому или иномурешению. Кроме того, отмечается, что никто не должен по требованию законарисковать своим здоровьем, а между тем при полном запрещении абортов многиебеременные женщины подвергались бы опасностям, связанным с вынашиванием плода иродами, а также с криминальными абортами.
И, наконец, противникизапрета на аборты опасаются того, что, если правительству позволено будетвводить ограничения с целью обеспечить право на жизнь каждой зиготе или каждомуэмбриону, то дело может дойти и до принудительного регулирования образа жизнибеременных женщин. Кто-то потребует, например, запретить им курение, употреблениеалкоголя или напряженную физическую работу на том основании, что все это моглобы создать риск для здоровья развивающегося плода, а тем самым и для «потенциальнойчеловеческой личности».
Многие из тех, кто заняллиберальную позицию в отношении абортов, усматривают в философии своихоппонентов некоторую долю лицемерия. Например, либералы спрашивают: если «каждыйрожденный ребенок будет для кого-то желанным» почему тогда десятки тысяч детей(например, с врожденными аномалиями или хроническими заболеваниями) не былиусыновлены теми, кто так настаивает на запрещении абортов? И почему«запрещающие», кажется, больше озабочены защитой еще не рожденных живыхсуществ, чем необходимостью улучшить социально-экономическое положение массыобнищавших людей, уже родившихся в этом мире? Еще один довод, выдвигаемый вподдержку либеральной позиции, состоит в том, что абортированный (искусственноили спонтанно) плод не подлежит крещению или христианскому погребению, т.е.церковь фактически не считает его человеческой личностью.
По некоторым вопросамлибералы расходятся во мнениях. Иногда их смущает предложение разрешить аборт вслучаях врожденных аномалий, в том числе генетических, так как не ясно, гдепровести разграничительную линию. Когда у плода совсем не развивается мозг,вряд ли могут быть сомнения в оправданности аборта; но как быть, если,например, можно ожидать лишь некоторой умственной неполноценности без тяжелыхнарушений физического здоровья? Следует ли прерывать беременность, есливрожденный дефект позволяет прожить долгую жизнь, но она будет отягощенаболезнью?
Разногласия вызываеттакже вопрос о том, на каких стадиях беременности еще можно производить аборты.Большинство либералов считают приблизительным пределом конец 2-го триместра, заисключением особых обстоятельств (когда, например, в 3-м триместре возникаетугроза для жизни матери). Однако некоторые сомневаются в допустимости абортовпосле окончания 1-го триместра, тогда как иные полагают, что не должно бытьникаких ограничений в сроках.
Многие люди не склонныодобрять аборты, производимые по социальным причинам и называемые буквально «абортыради удобства» (abortions of convenience). Последнее определение оченьнеудачно. По выражению одного автора, слова «аборт ради удобства» звучат так,будто женщина прерывает беременность только потому, например, что хочет иметьребенка, рожденного под знаком Льва, а не Козерога Если 13-летняя девочказабеременела от своего приятеля-семиклассника и сделала аборт, то верно либудет назвать это абортом ради удобства? А если незамужняя безработная женщина24 лет, едва способная прокормить четверых детей на скудное пособие, сновазабеременеет и пожелает сделать аборт, то можно ли здесь говорить осоображениях удобства? В подобных ситуациях «удобно», пожалуй, может быть толькостороннему наблюдателю.
При обсуждении моральныхаспектов аборта использовалось огромное множество доводов в пользу той илидругой позиции. Какой бы ни была наша личная точка зрения, нам важно уметьраспознавать те пути аргументации в этической логике, которые на самом деле нестоль логичны, как может на первый взгляд показаться. Теркел: Один пример этого— аргумент скользкого склона. Он основан на предположении, что уже первый шагвниз по такому склону сам по себе как будто безобидный, неизбежно приведет ксоскальзыванию все дальше и дальше в том же направлении. Именно такого родааргумент используют многие противники абортов, когда говорят, что разрешениеабортов, пусть даже ограниченное, прокладывает дорогу для эвтаназии(умерщвления неизлечимых больных с целью избавить их от страданий), а вдальнейшем — и для уничтожения генетически неполноценных лиц. Еще один вариантэтой аргументации — утверждение, что легализация абортов будет разрушатьобщество, подрывая основы семьи и обесценивая человеческую жизнь; многие дажесравнивали такую легализацию с массовыми убийствами в лагерях нацистскойГермании
Ошибочность приведенныхрассуждений связана с тем, что на самом деле дальнейшие шаги по «склону» невытекают неизбежно из первого шага. Если вы убили муху, разве это значит, чтопотом вы непременно убьете вашу кошку?
В споре об абортах частоиспользуют логику и иного рода. Пример — рассуждения о матери Бетховена. Онабыла больна туберкулезом и вышла замуж за человека, страдавшего сифилисом; онуже имел четверых детей, из которых один был слепым, другой — глухонемым, атретий заразился туберкулезом. Семья жила в условиях крайней бедности, дваребенка умерли, и если бы мать сделала тогда аборт, то мир не получил бы одногоиз величайших музыкальных гениев — Людвига ван Бетховена. Теркел указывает нанесостоятельность такой аргументации в пользу запрещения абортов:
«Если бы мать Бетховенаимела возможность легально безопасным способом сделать аборт, она все равномогла бы и отказаться от этого. Однако столь же неправы и сторонникилегализации абортов, когда они возражают, что, зато свобода абортов, возможно,предотвратила бы рождение Адольфа Гитлера. Доводы обеих сторон полностьюигнорируют то, что у каждой женщины есть какой-то небольшой шанс родить какгения, так и маньяка.… Обе стороны вместо столь произвольных домыслов моглибы найти немало убедительных аргументов в свою пользу»[4. с 121]
Ради историческойточности следует заметить, что одной из первых акций нацистов, пришедших квласти в Германии в 1933 г., было запрещение абортов. Сравнение абортов созверствами нацистов звучит особенно неубедительно потому, что последних никакне назовешь «защитниками человеческой жизни», хотя они и запрещали аборты.
Одно из основных направленийв дискуссии об абортах касается особо щекотливой этической проблемы: можно липрибегать к обману ради вполне нравственной цели? Вопрос об отношении кпринципу «цель оправдывает средства» возник в связи с тем, что в странепоявилась целая сеть клиник проблемной беременности. В публикуемых объявленияхэти клиники как будто бы предлагают свои услуги женщинам, желающим сделатьаборт. На самом же деле их цель — предотвращать прерывание беременности: онисовсем не производят абортов, даже в случаях изнасилования, инцеста или угрозыдля здоровья женщины. Чтобы достичь своей цели, пациенток обычно устрашаютизображениями окровавленных зародышей, выброшенных в мусорное ведро, иискаженной статистикой осложнений при современных методах прерываниябеременности, стараются удержать женщин от обращения в те клиники, гдедействительно производят аборты.
Сторонники запрещенияабортов считают, что ради сохранения жизни нерожденного ребенка стоит несколькоотойти от норм безупречной морали и прибегнуть к обману (к тому же в такихклиниках обходятся без прямой лжи — вам никто прямо не скажет, будто здесьделают аборты); ссылаются на то, что в определенных исторических ситуацияхобман заслуживает одобрения (например, когда с его помощью переправляли беглыхрабов на Север перед гражданской войной в США или спасали евреев от нацистов вЕвропе). Кроме того, деятельность таких клиник стараются оправдать какнеобходимый противовес тому, что делают учреждения, производящие аборты,поскольку лишь немногие из этих учреждений могут дать беременной женщиневзвешенную консультацию.
Противники тактики,применяемой в клиниках проблемной беременности, указывают на то, что последние,вводя пациентку в заблуждение и оттягивая момент, когда она попадает в клинику,где ей могут сделать аборт, фактически подвергают риску ее здоровье, так какаборты наименее опасны на самых ранних сроках беременности. Помимо этого,многие видят в попытках удержать женщину от аборта путем устрашения и обманаособую форму принуждения, ограничивающую свободу выбора.

Заключение
Итак, сейчасможно сделать выводы по данным рассуждениям. 1. Иудаизм рассматриваетсексуальность как дар Божий и весьма одобрительно относится к большинству еепроявлений между супругами. Правда, ортодоксальная иудейская традициянакладывает ряд ограничений (например, осуждает аборты и применение мужскихконтрацептивных средств, запрещает половые сношения в течение, по меньшей мере,12 дней после начала менструаций); однако представители консервативных иреформистских групп придерживаются более либеральных взглядов. 2. Согласноофициальной католической доктрине, сексуальные отношения допустимы только вбраке ради продолжения рода. Церковь считает греховными все формы добрачного ивнебрачного секса, а также мастурбацию; кроме того, она запрещает«искусственные» методы контрацепции, аборты и развод. Однако многиекатолические лидеры в США, Канаде и других западных странах призывают Ватикан кпересмотру этих положений в пользу более либерального подхода. 3. Взглядыпротестантов по вопросам секса образуют широкий спектр — от весьмаконсервативных позиций, почти неотличимых от позиции католицизма, до крайнелиберальных концепций, сторонники которых поддерживают право женщин на аборт,допускают возведение гомосексуалистов в сан священнослужителей и терпимоотносятся к любому сексуальному поведению, если оно укрепляет межличностныесвязи. 4. Многие люди находят, что позиция их церкви или синагоги в вопросахсекса не вполне соответствует их собственным нуждам, и перестают следовать«официальным» религиозным установкам. Например, более 70% американскихженщин-католичек детородного возраста пользуются «искусственными» методамиконтрацепции. 5. Возможен этический анализ ситуаций, в которых возникаетконфликт между какими-то двумя наборами ценностей. Отражением таких конфликтовслужат ведущиеся в настоящее время споры по поводу, например, отношения кабортам, новых методов преодоления бесплодия (использование донорскихяйцеклеток, суррогатное материнство), судьбы замороженных эмбрионов,оказавшихся излишними, и др. Но все же в наше время еще остается ряд нерешенныхвопросов, касающихся сексуальных отношений и планирования семьи в религиозномобществе. В настоящее время право на деторождение фактически признаетсяабсолютным: никакой государственный орган не может запретить женщинезабеременеть. Оправдано ли это моральными соображениями в нашем перенаселенноммире? Как быть, если женщина родила уже десяток детей? А если два десятка?Может ли со временем создаться такая ситуация, когда общество будет вправеограничивать деторождение с помощью насильственных мер? Или, например Французские «абортные таблетки»(RU-486 (мифепристон)) оказались безопасным и недорогим средством дляпрерывания беременности в первом триместре. Ряд небольших российских компанийготовы были продавать эти таблетки в России, однако правительство не включилоих в фармакопею — список разрешенных лекарственных средств. Тем самым оносделало препарат RU-486 почти недоступным для российских граждан. Учитывая то,что аборты в настоящее время в России легализованы, сочтет ли кто-то такоерешение правительства морально оправданным.

Список используемой литературы на русском языке
1.        Д. Париндер.Сексуальная мораль в современной религии. — 2004г.- 256с
2.        С. Вай. Секс ирелигия.- 1999г.- 311с
3.        М. Фуколт. Историясексуальности. Часть 1: введение. – 2001г.-227с
4.        У. Мастерс, В.Джонсон, Р. Колодни. Основы сексологии. –1998г.- 692с
Списокиностраннойлитературы
1 Critical visions: RandomEssays and tracts concerning sex, religion, death.-2001г.- 235c
2 M. Ruther. Islam: averyshort introduction.//Sex and religion.- 1999г.- 15-99с
3 L. Woodhead.Christianity: avery short introduction.//Sex and religion.- 1999г. – 189-247c
4. N. Solomon. Judaism:avery short introduction.//Sex and religion.- 1999г. – 110-150с
5 Love, Sex, Gender in theworld religion. By library of global ethics religion.-1997г. – 566с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.