Реферат по предмету "Религия и мифология"


Проблема происхождения христианства

БелорусскийГосударственный Университет Транспорта
факультетбезотрывного обучения
кафедра«ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ»
Контрольная работа№2
По предмету:
Религиоведение
Проблема происхождения христианства
Гомель,2007

Содержание
Введение
1. Исторические условия и культурныепредпосылки возникновения христианства
2. Эволюция первоначальногохристианства. Становление христианской церкви
3. Условия и причины разделенияцеркви. Оформление раскола на восточную и западную ветви христианства
Заключение
Литература
Понятия

Введение
 
О происхождениихристианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статейи других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, ифилософы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты.Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене — христианстве,создавшем многочисленные церкви, имеющие миллионы последователей, занимавшем идо сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической иполитической жизни народов и государств. Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировойрелигией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I веке нашей эры, которую мыотсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне иудаизма, какодна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходиладалеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальноезначение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазахмиллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни. Наиболеетрудной проблемой в истории христианства является вопрос о происхождении этойрелигии. Он был предметом продолжительного и весьма разнообразного обсуждения.Это, а также историческиеусловия и культурные предпосылки возникновения христианства, эволюцияпервоначального христианства, становление христианской церкви, условия ипричины разделения церкви, оформление раскола на восточную и западную ветвихристианства более подробно рассмотрим данной работе. Очень хорошо это и многоедругое рассмотрено в учебном пособии по религиоведению под редакцией М.Я. Ленсуи др., 2004 года из серии «Социально-гуманитарное образование».

1.   Проблема происхождения христианства
 
Наиболее труднойпроблемой в истории христианства является вопрос о происхождении этой религии.Он был предметом продолжительного и весьма разнообразного обсуждения. Взарубежной литературе по вопросу о возникновении христианства можно проследитьдва основных направления. Одно ведет свое происхождение от традиционнойбогословской точки зрения, согласно которой христианство было основанобогочеловеком Иисусом Христом, жившим на земле в еврейской стране Палестине вгоды царствования римских императоров Августа и Тиберия (начало I в.н.э.) ипроповедовавшим свое учение; переданное человечеству его учениками-апостолами,оно сделалось впоследствии достоянием людей. Это чисто церковная точка зрения,но она в смягченном, наукообразном виде перешла и на страницы зарубежнойисторической литературы. Другое, противоположное направление в изучении раннегохристианства ведет свое начало от просветительской литературы XVIII века,точнее от Шарля Дюпои. Этот предтеча мифологической школы, как известно,толковал все образы богов и героев как астрально-мифологические олицетворения;с этих же позиций подходил он, хотя и мимоходом, к образу Иисуса Христа, считаяего тоже солнечным богом. Когда в середине XIX в. стали лучше изучаться религиидревнего мира с их культами великих богов природы, умирающих и воскресающихбогов растительности, свободомыслящие ученые начали и в христианстве открыватьмногочисленные совпадения с древними восточными культами. Стали приходить квыводу, что образ Христа составился из сложенных вместе черт древних восточныхбогов — Осириса, Митры, Диониса и др., а частью из древнееврейских пророчеств,в которых тоже видели астрально-мифологические мотивы. Отсюда сделали и тотвывод, что в христианстве вообще нет ничего оригинального, что это простоперепевы древних астральных и других мифов еврейского, египетского, сирийскогои другого происхождения. Историческую личность Иисуса Христа ученые этогонаправления начисто отрицали.
 
2.   Исторические условия и культурныепредпосылки возникновения христианства
 
История христианскойрелигии насчитывает более двух тысяч лет. Однако человечество перед тем, какотдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь,на протяжении которого религиозные представления и верования претерпевалисложные, зачастую противоречивые изменения. История религиозных верований, современи их возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения иперехода в рабовладельческое общество, свидетельствует, что ранние религиозныепредставления имели тенденцию к убыванию фантастичности мифологических образови все более приобретали человеческую, антропоморфную форму. Постепенно культ ипоклонение одному богу вытесняет верования в других богов. Наступает периодединобожия – монотеизм. Возникновение монотеистических представлений средиверующих было одной из предпосылок появления христианства. Христианствовозникло в I в. н. э. в восточной части Римскойимперии. В этот период римская империя являлась классическим рабовладельческимгосударством, включающим десятки стран средиземноморья. На ее территорииустановились достаточно сложные религиозные отношения между носителями разныхверований. На основе взаимопроникновения и слияния различных сторон вероученийи культов происходило образование религиозных общин, которые по своей сути несводились ни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило этиобщины в той или иной форме в оппозицию к официальной религии. Место античныхбожеств в верованиях жителей империи стали занимать древние восточные умирающиеи воскресающие божества, такие, как египетский Осирис или фригийский Аттис. Впериод зарождения и становления христианства распространяются общиныпочитателей иранского бога солнца Митры, который выступал в верованиях рубежанашей эры борцом против сил зла, богом-спасителем. Из греческих божеств особопочитался древний бог виноделия Дионис, чей культ на рубеже нашей эры такжепретерпел существенные изменения. С этим культом были связаны религиозные союзыорфиков. Многие идеи, родившиеся в общинах митраистов и орфиков, оказали затемвлияние на христианство, но замкнутость этих общин, сложность их учений немогли привлечь к ним большого числа последователей. Процесс замены однихрелигиозных воззрений другими проходил в острой борьбе. Эта заменакорректировалась миграцией различных племен, контактами народов. Многие родовыебожества под влиянием развития условий жизни становилисьбожествами-покровителями новой, более обширной социальной группы. Мощнымкатализатором религиозных формообразований явились завоевания римлян. Безмерноерасширение границ государства вело к интенсификации торговли, обмена, кнакоплению огромных богатств в руках власть имущих. Создание империи усилиломонотеистические тенденции. Во II-I вв. до н. э. достиг апогея кризисполисной системы. Римский пантеон стал быстро расширяться. Политическийпроцесс, приведший к образованию централизованного государственного аппарата,во многом предопределил интеграционные тенденции в эволюции религии. Христианскаярелигиозная система формировалась под влиянием смешения культур и многих формобщественного бытия и соответствующих им форм духовности греко-римского ивосточного миров. Элементы универсализма, с одной стороны, и этническогосвоеобразия многих цивилизаций с их специфическими укладами – с другой, создалив Римской империи в I в. н. э. условиядля возникновения космополитических синкретических систем. В этот период многиекульты стали приобретать черты всеобщности. Наибольшее влияние на становление иразвитие христианства оказала иудейская религиозная традиция, характеризующаячетко выраженным монотеизмом. Своими корнями христианство, в первую очередь,восходит к учениям иудейских религиозных сект. Иудея на рубеже нашей эрынаходилась в составе Римской империи и управлялась наместниками, но в решениинекоторых жизненно важных вопросов, прежде всего судебных и религиозных,жречеству во главе с первосвященником Иерусалимского храма и Синедриону былапредставлена автономия. Вторая половина I в. до н. э. и весь I в. н. э. были временем непрерывных выступлений населения Иудеи противримского владычества. Все эти выступления безжалостно подавлялись, что такжесодействовало распространению среди угнетенных иудеев эсхатологических идей.Здесь сыграла свою роль устойчивая иудейская традиция ожидания мессии –спасителя, который поможет угнетенным освободиться от власти чужеземцев. Врезультате в иудаизме складывается ряд течений: фарисеи, саддукеи, ессеи.Первые два течения в той или иной мере были традиционными. Что же касаетсяессейства, то оно, возникнув во II в.до н. э., в своих идеях и в организации общин уже содержало многое из того, чтозатем получит развитие в раннем христианстве. Заметную роль в становлении иразвитии раннехристианских верований сыграл, как отмечалось выше, религиозныйсинкретизм, а также некоторые философские идеи. Исследователи возникновения истановления христианства отмечают, в частности, огромное влияние философиинеоплатонизма на процесс становления идеологии христианства. Неоплатонизмпредставляет собой систему позднеантичного идеализма, включившего в себя многиеположения и образы античных религиозно-мифологических учений и сказаний. Следуетотметить, что в этот период многие культы, а не только зарождающеесяхристианство, стали приобретать черты всеобщности. Большинство языческихкультов в период формирования христианства имело много общего между собой как видеологическом содержании, так и в основных тенденциях развития. Христианствосинтезировало именно эти общие моменты, широко распространенные в ту эпохуморальные, эстетические, религиозно-философские идеи оно интерпретировалопо-новому. Центральными идеями христианства стали идеи космополитизма иискупления, не являющиеся главными в языческих системах. Можно сопределенностью сказать, что христианство возникло как синтез иудаизма,эллинистической философии, учения стоиков и некоторых других элементовкультурной жизни римской империи. Уникальность этого синтеза состояла в том,что новое вероучение родилось на перекрестке эпох, культур, смогло объединитьдостижения духовно-практической деятельности человечества и приспособить их длянужд новой цивилизации, оставив за порогом родоплеменные и национальныерелигиозные представления и верования. Сила христианства проявилась в том, чтооно смогло дистанцироваться от узких рамок территориальной обособленностиэтносов и использовать достижения античной культуры, приспособив их для своегостановления и развития. Христианской религии нужно было пройти сложный путьприспособления к окружающему обществу, а обществу пережить и осознать крахантичного миропорядка, чтобы эта религия смогла стать господствующей игосударственной.
3.   Эволюция первоначальногохристианства. Становление христианской церкви
 
Важную роль в этомпроцессе сыграла демократичность первоначального христианства, котораяпроявилась прежде всего в организации общин верующих. Следует подчеркнуть, чтовозникновение и торжество первоначального христианства во многом былопредопределено содержащейся в нем идеей равенства. Массовый характер идеяравенства в античности приобрела именно благодаря христианскому вероучению иорганизации жизнедеятельности первых его общин. Естественно, сформулирована этаидея была в сугубо религиозной форме как равенство всех людей передмогущественным и всемилостивым Богом. Желание равенства, всегда жившие вглубинах народного сознания, способствовало широкому распространению даннойрелигиозной системы и породило демократическую организацию раннехристианскихобщин с их совместными трапезами, общностью имущества, взаимопомощью и взаимнойподдержкой. Первоначально в христианских общинах отсутствовал церковный клир,что является одним из показателей действительно демократических форморганизации общинной жизни. Христиане принимали всех, кто приходил к ним, и нескрывали своей принадлежности к новой религии. Однако по мере того, какхристианские общины становились прибежищем все большего числа богатых изажиточных людей, менялась их структура. В них постепенно появился клир –постоянные служители культа и управляющие имуществом: пресвитеры (старейшины),диаконы (служители), епископы (надзиратели). Клир вскоре объявил себяединственным носителем и выразителем божественной благодати и в дальнейшемчерез церковное учение, и церковные законы закрепил за собой эту функцию. Своюмонополию на божественную благодать служители культа возводили к двенадцатиапостолам, ученикам самого Иисуса Христа. В течение I-II вв. н. э.,параллельно с формированием в христианских общинах постоянного аппаратауправления, с появлением и развитием литературы по вопросам вероучения, всеяснее определялось направление, которое выступало за сближение с римскимгосударством, за подчинение верующих его распоряжениям, если они непротиворечили культовой практике христиан. Важной стороной становленияхристианского вероучения явилось формирование Священного Писания. В первые векасуществования христианства происходит формирование Нового Завета – второй частиБиблии, почитаемого христианами наравне с Ветхим Заветом. Название выражаетидею нового договора, завета бога и людей в противоположность древнему, Ветхомузавету. В 363 г. на Лаодикийском соборе был утвержден состав Нового Завета,который затем рассматривался еще на нескольких соборах. Так, в 419 г. на соборев Карфагене был окончательно утвержден список книг Нового Завета, а затем вВосточной Римской империи был определен список христианских сочинений, которыеобъявлялись запрещенными и подлежащими уничтожению, их запрещалось читать дажедома. В состав Нового Завета были включены следующие произведения: 4 Евангелия(от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, 21 посланиеапостолов и Апокалипсис (Откровение) Иоанна. Отношение последователей новогоучения к иноверцам определялось чувством превосходства христианской религии,которым они компенсировали свою приниженность в реальной жизни. Однако уже вранний период развития христианство испытало на себе влияние многочисленныхязыческих вероучений. Существенным обстоятельством, повлиявшим на характерразвития раннего христианства, были так называемые «гонения на христиан». Христианствовозникло как религия униженных и оскорбленных, угнетенных рабством и воплотилов себе протест против существующих в обществе отношений, против социальногогнета. Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной официальнымвластям и не могла вызвать враждебного отношения к себе с их стороны. Однакогонения привели лишь к отпадению христиан части колеблющихся элементов, сама жецерковь и ее организация укрепилась и закрепилась в борьбе с государством. Отдельныеимператоры и правители провинций в своей деятельности иногда пытались, инебезуспешно, опереться на христианские общины. Сначала это происходило отслучая к случаю. Но уже императоры Валерий и Константин в 311 и 313 гг.уравняли христианство с другими религиями. Принято считать, что императорКонстантин особым законодательным эдиктом положил конец гонениям на христиан. СогласноМиланскому эдикту христиане имели право открыто отправлять свой культ,церковные организации могли владеть любым имуществом, конфискованное во времягонений имущество возвращалось. Формально христианство становилось, такимобразом, лишь одним из многочисленных культов империи. Реально же Миланскийэдикт стал первым шагом христианства к обретению статуса государственнойрелигии. После этого оно окончательно перестало быть религией рабов иугнетенных, превратившись в господствующую религию, поддерживаемуюгосударством. Попытка реставрации язычества, предпринятая императором ЮлианомОтступником (331-363), завершилась провалом. В 361 г. император Феодосий издалэдикт, запрещающий языческие культы.
4.   Условия и причины разделения церкви.Оформление раскола на восточную и западную ветви христианства
Внутренняя жизньхристианства, внутрицерковные отношения отражали в себе ход политическойистории. Политическое и культурное разделение Римской империи на Запад и Восток(III — IV вв. н. э.) привело и к постепенному обособлению западной и восточнойцерквей. На Западе в связи с упадком, а потом упразднением власти императора ираспадом империи (около 476 г.), необычайно вырос авторитет главы церкви — римского епископа, получившего наименование папы. На Востоке, где империясохранилась, патриархи церквей (константинопольской, антиохийской,александрийской и иерусалимской) не могли получить такой власти. Они почти и непытались выйти из-под опеки императоров. Во время иконоборческого движения вВизантии (VIII — IX вв.) независимости церкви был нанесен особенно сильныйудар: чтобы лишить ее всякой самостоятельности и еще больше подчинить себе,императоры запрещали поклонение иконам (тем самым ослабляя притягательность церковныхобрядов для верующих) и конфисковывали церковно-монастырские земли. Правда,почитание икон было, потом восстановлено (842), но земли не были возвращеныцеркви, и самостоятельность ее была окончательно подорвана. Именно поэтомувосточные патриархи не могли подчиниться власти римского папы. Последний,однако, все более настойчиво притязал на первенство во всем христианском мире.Организационные и догматические разногласия между восточной и западнойцерквами, отражавшие политическую борьбу, постепенно накапливались и привели, наконец,к формальному разрыву между этими церквами (1054). Главные догматическиерасхождения, которые разделяют эти церкви — западную (римско-католическую) ивосточную (греко-православную), следующие:
1. Догмат западной церквиоб нисхождении святого духа и от бога-отца и от бога-сына(«filioque») в отличие от догмата восточной церкви, которая признает нисхождениесвятого духа только от бога-отца; это разногласие сами руководители икатолической и православной церквей всегда считали главнейшим и дажеединственным непримиримым.
2. Учение католическойцеркви о «сверхдолжных заслугах» святых перед богом: эти заслугисоставляют как бы сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по усмотрению.
3. Практика индульгенций- отпущения грехов, продаваемых церковью как бы из этого священного фонда.
4. С этим же связано икатолическое учение о чистилище (принятое на Флорентийском соборе 1439 г.), гдегрешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть впоследствии в рай,причем срок пребывания души в чистилище опять-таки по молитвам церкви (заплатусо стороны родственников) может быть сокращен.
5. Учение о непорочномзачатии девы Марии, существовавшее еще в IX в. и возведенное в 1854 г. вдогмат.
6. Догмат онепогрешимости папы в делах веры, установленный в 1870г.
Обрядовыми особенностямикатолической церкви по сравнению с православной являются: крещение обливанием(вместо православного погружения), миропомазание не над младенцами, а надсовершеннолетними, причащение мирян одним хлебом (хлебом и вином причащаютсятолько духовные лица), пресный хлеб (облатки) для причастия, крестное знамениепятью пальцами, употребление латинского языка в богослужении и пр. Каноническиеотличия католицизма: безбрачие всего духовенства (в православии только монашества),недопущение выхода из духовного звания, институт кардиналов, первенство пап,признание 21 (вместо 7, признаваемых православными) вселенского собора, запрещениемирянам читать и толковать Библию (теперь, правда, это запрещение ослаблено),нерасторжимость брака и др. В большинстве этих различий, так или иначе,проявляется значительно более мощная организация католической церкви, выработавшейв течение веков разнообразные действенные и в то же время гибкие способывлияния на массы верующих и пользовавшейся во многих странах огромнойполитической властью. Отчужденность между римско-католической и православнойцерквами сохранилась доныне, хотя прежние кровавые столкновения между ихсторонниками теперь и прекратились. Папская курия не раз пыталась, ценой мелкихуступок в обрядах, подчинить себе восточные церкви. Так возникали унии:Флорентийская 1439 г., Брестская 1506 г. Последняя охватывала частьзападно-белорусского и западно-украинского населения и преследовала цель крепчеподчинить его католической Польше; но эта уния не смягчила религиозной розни, аеще больше усилила ее; она просуществовала до конца 40-х годов XX в.

Заключение
Догматы вечны инеисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании и истории церкви, определения — этоверстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, кудаи как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальнаяи соборная. История религии, а в частности христианства, есть развертываниеступеней все нарастающего откровения Божия в судьбах земного человечества, аеще точнее — в судьбах некоторых его частей, т.е. отдельных народов. Знакомясьс официальной историей развития Земли, мы видим, как на фоне постоянных войн,борьбы за власть появляются учения, пытающиеся показать каждому человеку егонастоящее лицо, цели и задачи, место в космической эволюции. Такими учениямиявляются мировые религии, а в частности христианство: ему придерживаются и, ядумаю, будут придерживаться многие годы и, может, даже века. Историяхристианской религии насчитывает более двух тысяч лет. Христианство возникло в I в. н. э. в восточной части Римскойимперии. Христианская религиозная система формировалась под влиянием смешениякультур и многих форм общественного бытия и соответствующих им форм духовности греко-римскогои восточного миров. Можно с определенностью сказать, что христианство возниклокак синтез иудаизма, эллинистической философии, учения стоиков и некоторыхдругих элементов культурной жизни римской империи.

Литература
1.        Атеистическийсловарь / Абдусамедов А.И., Алейник Р.М., Алиева Б.Д. и др.; Под общ. ред. М.П.Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1984. – 512 с.
2.        Крывелев А.И.История религии. М.: Политиздат, 1984. – 448 с.
3.        Религоведение:учебн. пособие / М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В Кудрявцев и др.; Под ред. М.Я.Ленсу и др. 2-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2004. – 421 с. – (Серия«Социально-гуманитарное образование»)

Понятия
Ангелы (греч. angelos, лат. angelus – вестник) – по верованиям иудеев, христиан и мусульман,созданные богом бесплотные сверхъестественные существа, обладающие свободнойволей и возвещающие людям «божью волю». Согласно принятой христианством«небесной иерархии», предложенной Дионисием Ареопагитом, А. подразделяются на 9чинов, сгруппированных в 3 лика: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2)господства, силы и власти; 3) начала, ангелы, архангелы. почитание А. – рецидивпервонач. поклонения духам и одно из последних политеизма в монотеистическихрелигиях.
Апологеты –раннехристианские богословы и философы, пропагандировавшие преимущества новойрелигии по сравнению с политеистические верованиями Римской империи иобосновывавшие ее высокие нравственные принципы, и полезность для общества. Всоч. с А. доказывалось, что христианство не противоречит античной философии инауке, что оно во многом сходно с господств. официальными воззрениями. Наиболееизвестными А были Юстин (ум. ок. 165) – автор таких соч., как «Апология»,«Беседа с Трифоном-иудеем», и др., Татиан (ум. ок. 175), Афинагор (ум. ок. 177).Др. течение в раннехрист. апологистике, возглавляемое Тертуллианом, утверждалопринцип несовместимости веры и языч. мудрости, призывало к решит. борьбе церквис античной наукой м культурой, пропагандировало последоват. аскетизм, отриц.отношение к искусству, к гедонизму и эпикуреизму. Идеи ранекрист. А высокроцениваются совр. богословами.
Апостолы (греч apostolos – посланец) – в первонач.христианстве странствующие проповедники, переходившие от общины к общине исуществовавшие за их счет. А. проповедовали новое учение и среди нехристиан,создавая новые христ. общины. Они обращались друг к другу и к общинам спосланиями по различным вопросам веры и внутр. религ. жизни. Таково, видимо, ипроисхождение посланий, вошедших в Новый завет. Позднее, с формированием Новогозавета, церк. традиция закрепила название А. лишь за 12 учениками Христа,которые упоминаются в евангелиях и в Деяниях апостолов и к-ых якобы сам Христосизбрал для проповеди его учения. Большинство из них – мифич. личности.
Аскетизм религиозный (от греч.askesis – упражнение, подвиг) – отказ отжизнен. благ, удовольствий, подавление в себе естеств. желаний и побуждений.Проповедь А. характерна для большинства религий. В христианстве А.Рассматривается как «основной закон жизни верующего». Соц. смысл проповеди А. –в примирении трудящихся с тяжелыми условиями жизни в эксплуатат. об-ве. В наст.вр. духовенство, учитывая настроение верующих, прямо не призывает к «бегству отмира», пренебрежению «плотским и удовольствиями», делая акцент на «духовном А.
Бог – иллюзорный образ, наделенныйсверхъестеств. свойствами, являющийся гл. объектом поклонения почти во всехрелигиях. Во всех развитых религиях Б. приписываются качества всесовершенснойличности, создававшей мир и управляющей им в соответсвии с собств. волей. Виндуизме – Яхве, христианстве – троица (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой) ит.п.
Вселенские соборы –собрания высш. духовенства, на которые делегируются представители христ.поместн. церквей в соответствии с установленной процедурой. На В. с. разрабатывалиськанонич. нормы и богослуж. правила, оценивались различные богосл. концепции,определялись способы с ересями.
Диакон, дьякон (греч. diakonos – служитель) – служебная должностьпри епископе во 2-3 вв., ведал хоз. делами христ. общины. В последующем — духовныйсан, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов.
Догматы религиозные(греч. dogmatos) – осн. положения вероучения,признаваемые непререкаемо истинными, вечными и неизменными божеств.установлениями, обязательными для всех верующих. Каждая совр. развитая религияимеет свою собств. догматич. систему, выработанную в процессе длительных спорови внутрицерк. борьбы.
Духовенство – служителькульта в ряде совр. религий. Д. удовлетворяет религ. потребности верующих,совершает культовые действия, проповедует вероучение.
Епископ (греч. episkopos – надзиратель, блюститель) – высш.иерарх во мн. христ. церквах, обобщенное название всех архиереев (патриарх,митрополит, архиепископ, епископ)
Ереси (греч. hairesis; первоначально – отбор, позже –учение, школа, религ. секта) – религ. учения, отклоняющиеся от офиц. доктриныцеркви в вопросах догматики, культа, организации.
Иерархия церковная(греч., букв. – священновластие) – совокупность церк. чинов снизу доверху, впорядке их подчиненности.
Икона (греч. eikon – изображение, образ) – живописное,реже рельефное изображение богов, святых и др. сверхъестеств. существ,являющееся предметом религ. поклонения.
Искушение –религ.-мифологич. мотив, встречающийся во многих религиях и связанный спреодолением героями мифов всевозможных соблазнов со стороны темных и злыхсверхъестественных сил.
Монашество – первонач.уединенная жизнь ревнителей той или иной религ. веры, связавших себядобровольными обетами нестяжания, аскетизма, безбрачия и т. п.
Мученики – в католизме иправославии лица, которые якобы были подвергнуты мучениям и погибли от рукгонителей христиан, но не отказались от своей веры.
Первородный грех илигрехопадение – по верованиям иудеев и христиан, нарушение первыми людьми(Адамом и Евой) заповеди бога об абсолютном повиновении, повлекшее за собойсуровое наказание не только их самих, но и всего их потомства.
Пресвитер (греч. presbyteros – старейшина) – управляющий враннехристианских общинах, а после образования христ. церкви – священнослыжитель.В протестантизме П. – руководитель общины, избираемый, как и пастор, из составамирян.
Реликвии (лат. reliquiae – остатки, останки) – пользующиесярелигиозным почитанием предметы, якобы связанные с жизнью Христа, богородицы,святых.
Троица — 1) по христ.представлениям, 3 лица бога – бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. 2) христ.праздник, относящийся к двунадесятым праздникам.
Патристика (от лат. patres – отцы, подразумевается «отцыцеркви») – термин, обозначающий совокупность теологич., филосос. и политико-социологич.доктрин христ. писателей 2-8 вв.
Соборность – терминправославного богословия и рус. религиозной философии, означающий, что в церквиосуществляется добровольное соединение (собор) индивидов на основе любви к богуи друг к другу.
Символ Веры – краткийсвод гл. догматов, составляющих основу вероучения какого-либо религиозноготечения или церкви.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.