РУССКАЯПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙПАТРИАРХАТ
ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
Сочинение на тему:
Притчи Господа нашего Иисуса Христа
Курсовое сочинение
Студента II курса
Екатеринодарской
Духовной Семинарии
Голубева Анатолия
Проверил: протоиерей
Димитрий Болтонов
Краснодар
2007
Содержание
Предисловие
Притчи о Царствии Божьем
Притчи о милосердии Божьем
Притчи о добрых делах и добродетелях
О прощении обид
О добрых Делах
О добродетелях
О рассудительности и молитве
Притчи об ответственности и благодати
Об ответственности человека
О благодати Божией
Заключение
Список литературы
Предисловие
ЗНАЧЕНИЕЕВАНГЕЛЬСКИХ ПРИТЧ
Господь Иисус Христос нередкопроповедовал Евангельское учение в форме иносказательных рассказов, для которыхбрал примеры из природы или современной общественной жизни. Такие рассказыполучили наименование притч. Хотя притчи были известны еще в ветхозаветныевремена (2 Пар. 12, 1-6), особое совершенство и красоту они получили в устахБогочеловека.
В том, что Господьговорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа: “Открою устамои в притче” (Псал. 77:2). Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, онслужил прообразом Мессии, что видно из следующих слов того же стиха: “Произнесугадания из древности” что, собственно, приличествует только Мессии Всеведущему,а не смертному человеку. Сокровенные тайны Царства Божья ведомы, конечно, лишьипостасной Премудрости Божьей.
Что же такое притча? Наэтот вопрос епископ Аверкий отвечает: «Слово «притча» представляет собойперевод греческих слов «параволи» и «паримия». «Паримия» — в дословном переводеозначает: краткое изложение, выражающее правило жизни (таковы, например,«Притчи Соломона»). «Параволи» — это целый рассказ, имеющий глубокий смысл и вобразах, взятых из повседневного быта людей, выражающий высшие духовныеценности. Евангельская притча — это параволи.
«Притчи Господа — этоиносказательные поучения, образы и примеры для коих заимствовались из обыденнойжизни народа и окружающей его природы»[2].
В «Полномцерковно-славянском словаре», составленном протоиереем Г. Дьяченко, даетсяследующее определение: «Притча — загадка; загадочное, мудрое изречение,пословица; поучительное изречение; образ»[3].
«Притчи — это аллегория,в которой слушатель должен узнать себя, — отметил диакон Андрей Кураев. —Евангельские притчи — это не просто житейские иллюстрации некоторыхнравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, чтопроисходит с тобой? Персонажи ее не наделяются каким-то строго определеннымхарактером. Они не описываются, и сказитель притчи не дает их психологическогопортрета. Персонаж притчи — это чистый субъект нравственно-религиозного выбора.Это один из основных принципов построения библейского текста: он взывает ксамоопределению человека, к выбору»[4]. Когда ученики Господа, приступив кНему, спросили: «Для чего притчами говоришь им?», Он сказал в ответ: «Для того,что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, томудано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и неразумеют, и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухомуслышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибоогрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, дане увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да необратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13, 10-15). Казалось бы, суровый приговор«неразумеющим сердцем», но Бог — многомилостивый и премудрый сердцеведец,пояснив содержание притчи о сеятеле апостолам, почему-то продолжал разговор снародом на языке притч. Возможно потому, что притчи можно использовать какповод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образыпритч могут быть и примером для подражания. Таковым эталоном Господь представилнам милосердного самарянина. Притча хорошо запоминается. Полное содержаниебеседы вряд ли кто может пересказать. А в притче сконцентрирована суть, смыслурока. Дети, приходя домой, рассказывают ее родным и друзьям. Если ученики ушлис занятий равнодушными, если они не сопереживали услышанному, если им незахотелось его пересказать, то вряд ли что-то доброе посеялось в их душах.Необходимо обратить внимание еще на одну особенность, используемую Господом вСвоих беседах с народом: последовательность изложения. Ее заметил святой ИоаннЗлатоуст: «Так и всегда обыкновенно Христос поступал: не сначала, не при первыхнаставлениях, постепенно и мало-помалу предлагал труднейшие заповеди, чтобы невстревожить слушателей. Далее, так как заповедь казалась тяжкою, смотри как Онсмягчает ее последующими словами, как предлагает награды, превышающие труды, ине награды только, но и наказания за грехи; о наказаниях распространяется дажеболее, нежели о наградах, потому что, обыкновенно, не столько данные блага,сколько строгая угроза умудряет многих»[5].
В Евангелиях мы находимболее тридцати притч. Их можно разделить в соответствии с тремя периодамиобщественного служения Спасителя. К первой группе относятся притчи,рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди, в период между второйи третьей Пасхой Его общественного служения. В этих начальных притчах говоритсяоб условиях распространения и укрепления Царства Божия или Церкви среди людей.Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, озерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие.
Вторая группа притчрассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения. В этих притчахГосподь рассказал о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и изложилразличные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце, облудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, обезрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.
В Своих последних притчах(третьего периода), рассказанных незадолго до крестных страданий, Господьговорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом, а такжепредсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих евреев, о Своем второмпришествии, о страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни. В этупоследнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, озванных на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равнуюплату и другие.
ПРИТЧИ ОЦАРСТВИИ БОЖЬЕМ
Ученик Иисуса Христа,Матфей, повествуя о Царствии Небесном, приводит восемь притч Господа, хотяИисус приводил их в пример гораздо больше. Если мы внимательно прочитаем этисемь притч (Матф. 13 гл.), то легко заметим, что в них Христос представляет намЦарство Небесное от начала до конца:
1. начало ЦарстваНебесного;
2. развитие илираспространение Царства Небесного;
3. завершение ЦарстваНебесного.
Большая часть этихпритчей помечена словами:
УПОДОБИСЯ ЦАРСТВИЕНЕБЕСНОЕ…
или: ПОДОБНО ЕСТЬЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ…
или: ПАКИ ПОДОБНО ЕСТЬЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ…
Притча о сеятеле (Матф.13:1-23; Марк. 4:1-20; Луки 8:4-15)
Эта притча является повремени первой притчей Спасителя. В ней говорится о том, как люди по разномупринимают Божественное слово (семя), и как это слово по разному воздействует налюдей, в зависимости от их душевного устремления.
В ней Господьподразумевает под Сеятелем Самого Себя, под семенем — проповедуемое Им СловоБожье, а под почвой, на которую семя падает — сердца слушающих. Господь живонапомнил им их родные поля, через которые проходит дорога, местами заросшаяколючим кустарником — тернием, иногда каменистая, покрытая лишь тонким слоемземли. Сеянье — прекрасный образ проповедования Слова Божья, которое, падая насердце, смотря по состоянию его, остается бесплодным или приносит плод, большийили меньший.
«Сеется слово Божие вкаждое человеческое сердце, — все слышат об этом, но кто принимает Слово Божие?— спрашивал священник Димитрий Дудко. — Кто из нас как следует осознает, чтоСлово Божие — это семя жизни, а если оно у нас не взойдет в сердце, то будет непросто голод духовный — это будет наша гибель — без Слова Божия спастисьнельзя»[6].
Заканчивает Господь этупритчу знаменательными словами: “Имеющий уши, да слышит!” Этим заключительнымсловом Господь стучится в сердце каждого человека, призывая его внимательнеезаглянуть в свою душу и понять себя: не подобна ли его душа бесплодной почве,покрытой лишь сорной травой греховных желаний? Даже если это так, то не следуетотчаиваться! Ведь негодная для посева почва не обречена на веки оставатьсятакой. Старание и труд земледельца могут сделать ее плодородной. Так и мы можеми должны себя исправить постом, покаянием, молитвой и добрыми делами, чтобы издуховно ленивых и грехолюбивых стать верующими и благочестивыми.
Притча оплевелах (Матф. 13:24-30)
«ЦарствоНебесное», т.е. земная церковь, основанная небесным Учредителем иприводящая людей к небу, «подобна человеку, посеявшему доброе семя на полесвоем». «Спящим же человеком», т.е. ночью, когда дела могут бытьневидимы никем — здесь указывается на хитрость врага — «прииде враг его ивсея плевелы», т.е. сорные травы, которые, пока малы, всходами своимиочень похожи на пшеницу, а когда вырастут и начинают уже отличаться от пшеницы,то выдергивание их сопряжено с опасностью для корней пшеницы. Учение Христовосеется по всему миру, но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей. Наобширной ниве мира живут поэтому вместе с достойными сынами Отца небесного(пшеницею) и сыны лукавого (плевелы). Господь терпит их, оставляя их до«жатвы», т.е. до Страшного Суда, когда жители, т.е. Ангелы Божий,соберут плевелы, т.е. всех делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную,на вечные адские муки; пшеницу же, т.е. праведников, Господь повелит собрать вжитницу Свою, т.е. в Царствие Свое небесное, где праведники воссияют, каксолнце.
О невидиморастущем семени (Мк. 4:26-29)
Царство Небесное подобносемени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой.Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает изсемени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъясниморелигиозное преображение души человека, совершаемое силою благодати Божией.
О зерне горчичном(Матф.13,31-32)
На Востоке горчичноерастение достигает крупных размеров, хотя зерно его чрезвычайно мало, так что уевреев времен Христа существовала поговорка: “Мал, как горчичное зерно.” Этосравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрымраспространением Церкви по странам языческого мира. Церковь, будучи вначалемалым, для остального мира неприметным религиозным обществом, представленныммалочисленной группой некнижных галилейских рыбаков, распространилась в течениедвух столетий по всему лицу тогдашнего мира — от дикой Скифии до знойной Африкии от далекой Британии до таинственной Индии. Люди самых различных рас, языков икультур обретали в Церкви спасение и духовный мир, подобно тому, как птицы вненастную погоду находят убежище на ветвях могучего дуба.
О закваске(Мф. 13:33-35; Мр. 4:33-34; Лк. 13:20-21)
“Три меры муки”символизируют три душевные силы: ум, волю и чувства, которые благодать Божияпреображает. Она просвещает разум, открывая ему духовные истины, укрепляет волюв добрых делах, умиротворяет и очищает чувства, вселяя в человека светлуюрадость. Ничто на земле не поддается сравнению с благодатью Божией: земноепитает и укрепляет тленное тело, а благодать Божия питает и укрепляетбессмертную душу человека. Вот почему человек должен превыше всего дорожитьблагодатью Божией и быть готовым ради нее всем жертвовать, как об этом Господьрассказал в следующей притче.
/>Притча о сокровище, скрытом в поле (Матфея 13:44)
Человек узнал о кладе, которыйнаходится в не принадлежащем ему поле. Чтобы им воспользоваться, он прикрываетклад землей, продает все, что имеет, покупает это поле и тогда вступает вобладание этим кладом. Подобную драгоценность представляет для мудрого иЦарство Божие, понимаемое в смысле внутреннего освящения и духовных даров.Затаив у себя эту драгоценность, последователь Христов всем жертвует и от всегоотрекается, чтобы ею обладать./>
Притча о драгоценнойжемчужине (Матфея 13:45-46)
Смысл притчи тот же, чтои предшествующей: для приобретения Царства Небесного, как высочайшейдрагоценности для человека, надо жертвовать всем, всеми своими благами, какимитолько обладаешь.
Притча оневоде, закинутом в море (Мф. 13:47-50).
Эта притча имеет тот жесмысл, что и притча о пшенице и плевелах. Море — мир, невод — учение веры,рыбари — Апостолы и их преемники. Этот-то невод собрал от всякого рода — варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берегаи разбора рыбы разумеется кончина века и страшный суд, когда праведники будутотделены от грешников, как хорошая рыба в неводе отделяется от худой. Надообратить внимание на то, что Христос Спаситель часто пользуется случаями — указать на различие в будущей жизни праведников и грешников.
ПРИТЧИ ОМИЛОСЕРДИИ БОЖИЕМ
После сравнительнодлительного перерыва и за несколько месяцев до Своих крестных страданий,Господь Иисус Христос поведал нам Свои новые притчи. Эти притчи условнообразуют вторую группу. В этих притчах Господь раскрыл людям бесконечноемилосердие Божие, направленное на спасение грешных людей, а также дал ряднаглядных поучений о том, как мы, следуя Богу, должны любить друг друга. Начнемобзор этой второй части с обсуждения трех притч: о заблудшей овце, о блудномсыне и о мытаре и фарисее, в которых изображается милосердие Божие к кающимсялюдям. Рассматривать эти притчи надо в связи с великой трагедией, порожденнойпервородным грехом и выразившейся в болезнях, страданиях и смерти.
Грех осквернил иисковеркал многие стороны человеческой жизни с самых древних, незапамятныхвремен. Многочисленные ветхозаветные жертвоприношения и обрядовые омовения телаподавали человеку надежду на прощение грехов. Но сама эта надежда зиждилась наожидании пришествия в мир Искупителя, Который должен был снять с людей грехи ивернуть им утраченное блаженство в общении с Богом (Ис. 53-я глава).
О заблудшейовце (Мф.18,12-13; Лк.15,3-7)
Господь рассказал притчуо заблудшей овце, где изобразил как Богу дорога каждая заблудшая душачеловеческая и как Бог ищет изгибшие души, чтобы вернуть их к Себе. Грешникздесь изображается под видом овцы, которая часто по неведению дороги, сбиваетсяс пути и отстает от стада, а Бог — под видом пастыря, который так жалеет оботставшей овце, что, оставив остальное стадо, состоящее из 99-ти овец,отправляется искать одну отставшую овцу и когда найдет ее, то объявляет об этомс радостью всем соседям своим. Эта же притча в более кратком виде имеется и уев. Матфея (см. Матф. XVIII, 12—14). — В пустить. Этим отмечается особеннаязаботливость пастыря о заблудшей овце. Если даже допустить, что восточнаяпустыня не представляет собою песчаного и безводного края, что в ней имеютсяудобные пастбища, то, во всяком случае, пребывание стада в пустыне без пастуха,который охраняет его от диких зверей, очень опасно для стада. Если, тем не менее,пастух оставляет стадо, чтобы искать одну заблудившуюся овцу, то из этого ясно,что он очень жалеет эту овцу. — Возьмет ее на плечи свои. Это символ особойзаботливости пастуха об овце. Овца устала, и он, поэтому несет ее на себе. Такблагодать Христова поддерживает обратившегося на путь спасения грешника, укоторого не хватает собственных сил для того, чтобы совершить весь этот трудныйпуть. В первенствующей Церкви этот образ пастыря с овцою на плечах неоднократновоспроизводился на стенах катакомб: так изображали Христа-Спасителя. — Сказываювам…. Это — применение притчи о заблудшей овце к тому случаю, который послужилповодом к тому, что Христос сказал Свою притчу. Под «99»-ю праведниками Христосразумеет не праведников только по имени, т.е. тех, кто внешним образом соблюдалзакон, тогда как нравственное их состояние далеко не давало бы им праваназваться праведниками — что было бы странного в том, что Бог оставил бы такихмнимых праведников? — несомненно, праведников в собственном смысле этого слова,действительно праведных людей, причем однако притча оставляет в стороне вопросо том, есть ли такие праведники.
О блудном сыне(Лк 15:11-32)
Эта притча говорит о добровольномвозвращении человека к своему Небесному Отцу. В первой притче говорится оСпасителе, ищущем грешного человека с тем, чтобы помочь ему, во второй — особственном усилии человека, необходимом для соединения с Богом.
В притче о блудном сынеприводятся характерные черты жизненного пути грешника. Человек, увлекшийсяземными удовольствиями, после множества ошибок и падений, наконец, «приходит всебя», то есть, начинает сознавать всю пустоту и грязь своей жизни и решаетпокаянно вернуться к Богу. Эта притча очень жизненна с психологической точкизрения. Блудный сын только тогда смог оценить счастье быть со своим отцом,когда с избытком настрадался вдали от него. Точно также и многие люди тогданачинают дорожить общением с Богом, когда глубоко прочувствуют ложь ибесцельность своей жизни. С этой точки зрения, эта притча очень вернопоказываетположительную сторону житейских скорбей и неудач. Блудный сыннаверно никогда бы не пришел в себя, если бы нищета и голод не отрезвили его.
О любви Бога к падшимлюдям образно рассказано в этой притче на примере страдающего отца, ежедневновыходящего на дорогу в надежде увидеть возвращающегося сына. Обе приведенныепритчи, о заблудшей овце и о блудном сыне, говорят о том, сколь важно изначимо для Бога спасение человека. В конце притчи о блудном сыне(опущенном здесь) рассказано о старшем брате, негодующем на отца за прощениемладшего брата. Под старшим братом Христос подразумевал завистливо настроенныхиудейских книжников. С одной стороны, они глубоко презирали грешников — мытарейи блудниц и им подобных и гнушались общением с ними, а с другой стороны, онинегодовали, что Христос общался с ними и помогал этим грешникам встать надобрый путь. Это сострадание Христа к грешникам приводило их в бешенство.
Притча омытаре и фарисее (Лк 18:9-14)
Господь показывает, каковадолжна быть молитва верных последователей Его, дабы она могла привлечь Егопомощь и защиту, показывая в рассказанной Им в притче, о том, как молились вхраме два человека, фарисей и мытарь. Фарисей молился с чувством самомнения,самопревозношения, выставляя перед Богом свои добрые дела, как заслуги, иуничижая других людей. Мытарь молился с сознанием своей греховности, своегонедостоинства. В результате он пошел в дом свой оправданным «пачеонаго», т.е. фарисея, ибо, как выражает Господь идею этой притчи взаключительных словах ее: «всякий возвышающий сам себя, унижен будет, асмиряющий себя возвысится». Следовательно, молиться нужно со смирением, ссердечным сокрушением о своих грехах. Молитва мытаря: «Боже милостив будимне грешнику», как образцовая, вошла во всеобщее употребление.
ПРИЧИ ОДОБРЫХ ДЕЛАХ И ДОБРОДЕТЕЛЯХ
Не нуждаясь ни в чем, Бог создал этотмир и человека только по избытку Своей благости. Он дал жизнь людям, украсил ихСвоим божественным образом и дал им свободную волю, чтобы сделать их участникамиСвоего блаженства. Когда же люди согрешили, Бог не отвергнул их окончательноСвоим праведным судом, но благоволил, по Своему бесконечному милосердию,вывести их из бездны падения и вернуть им вечную жизнь через СвоегоЕдинородного Сына. Имея в лице своего Творца и Спасителя такой идеалсовершенной любви, человек со своей стороны должен прощать и любить своихближних. Ведь все мы в сущности — братья.
В четырех притчах ГосподьИисус Христос наставляет нас, как нам следует проявлять любовь к людям. В ихчисле притчи о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о богатом иЛазаре и о неправедном домоправителе. Из этих притч следует, что деламилосердия, по своим внешним проявлениям, могут быть очень разными. К деламмилосердия относится все то доброе, что мы делаем для других: прощение обид,оказание помощи страждущим, утешение скорбящих, добрый совет, молитва заближних и многое, многое другое. По одним лишь внешним признакам нельзя судить,какое из добрых дел является более значимым в очах Божиих. Добрые дела получаютсвою оценку не по количественным признакам, но по своему духовному содержанию,по глубине любви и силе воли, с которыми человек совершает их. Первым и самымнеобходимым, но далеко не самым легким делом милосердия является прощение обид.Прощать ближних Господь учит нас в Своей притче
О прощенииобид
Притча о немилосердномдолжнике
Эту притчу рассказал Спаситель в ответна вопрос Петра, сколько раз нужно прощать брату. Апостол Петр думал, чтодостаточно будет простить до семи раз. На это Христос ответил, что прощатьнужно до “седмижды семидесяти раз,” то есть прощать нужно всегда,неограниченное число раз. В пояснение этого Он рассказал притчу, в которой Богусловно уподоблен царю, а его рабы должны были известные суммы денег. Человекявляется неоплатным должником перед Богом не только по причине своих грехов, нои по причине отсутствия добрых дел, которые он мог делать, но не делал. Эти несовершенные дела любви тоже являются долгом человека. Так в молитве мы просим:“И остави нам долги наша,” а не только грехи! К концу жизни, когда нампредстоит дать отчет перед Богом за прожитую жизнь, обнаружится, что все ониявляется неоплатными должниками. В притче о немилосердном должнике говорится отом, что мы можем рассчитывать на Божью милость только при том условии, если мыот всего сердца прощаем обидчиков.
О добрыхделах
Притча о милосердномсамарянине
Притчу эту передаеттолько один св. Лука, как ответ Господа на вопрос искушавшего, т.е. желавшегоуловить Его в слове, книжника: «что сотворив, живот вечный наследую?»Господь заставляет лукавого законника самого дать ответ словами Второзакония6:5 и кн. Левит 19:18 о любви к Богу и ближним. Указав законнику на требованиязакона, Господь хотел тем заставить его глубже вникнуть в силу и значение этихтребований и понять, как далеко законник отстоит от исполнения их. Законник,видимо, почувствовал это, почему и сказано, что он, «желая оправдатьсебя», спросил: «А кто мой ближний?» — т.е. хотел показать, что,если он и не исполняет требований закона, как должно, то — по неопределенностиэтих требований, так как неясно, напр., кого следует понимать под«ближним». В ответ Господь рассказал чудную притчу о человеке,«впавшем в разбойники», мимо которого прошли и священник и левит, икоторого пожалел только самарянин — человек, ненавистный для иудеев ипрезираемый ими. Этот самарянин лучше священника и левита понимал, что дляисполнения заповеди о милосердии нет различия между людьми: все люди в этомотношении для нас равны, все — ближние нам. Как мы видим, притча эта не вполнесоответствует вопросу законника. Законник спрашивал: «Кто есть мойближний?», а притча изображает, как и кто из всех троих, видевшихнесчастного, сделался ближним для него. Притча, след., учит не тому, кого надосчитать ближним, а как самому делаться ближним для каждого человека,нуждающегося в милосердии. Различие между вопросом книжника и ответом Господаимеет большое значение потому, что в Ветхом Завете, ради ограждения избранногонарода Божия от дурных влияний, устанавливались различия между окружающимилюдьми, и «ближними» для еврея считались только его соотечественникии единоверцы. Новозаветный нравственный закон отменяет все эти различия и учитуже всеобъемлющей евангельской любви ко всем людям. Законник спрашивал: кто мойближний, как бы опасаясь возлюбить людей, которых он не должен любить. Господьне поучает его, что он должен сам сделаться ближним тому, кто в нем нуждается,а не спрашивать, ближний он ему или нет: не на людей должно смотреть, а на своесобственное сердце, чтобы не было в нем холодности жреца и левита, а быломилосердие Самарянина. Если будешь рассудком различать между ближними инеближними, то не избежишь жестокой холодности к людям и будешь проходить мимонесчастных, нуждающихся в твоей помощи, как прошел мимо «впадшаго вразбойники» и священник и левит хотя он, как иудей, был им ближний.Милосердие — условие наследования жизни вечной.
О неверномуправителе
В притче о неверномуправителе многих смущает, что хозяин имения, под которым несомненно разумеетсяБог, похвалил своего управляющего за то, будто, что тот, будучи отставлен отуправления имением, совершил мошенничество, подделав с должниками своегогосподина расписки для того, чтобы «они приняли его в домы свои»,т.е. чтобы снискать себе в их лице поддержку после потери должности. Ногосподин похвалил управителя не за мошенничество как таковое, а занаходчивость, которую тот проявил, оказавшись в бедственном положении. Смыслпритчи тот, что все мы лишь временные обладатели земными благами, которыенаходятся в нашем распоряжении лишь потому, что Господь доверил их нам на времянашей земной жизни. И мы должны использовать эти земные блага так, чтобы спомощью их обеспечить себя в будущей вечной жизни. Мы, однако, этого часто неделаем, не проявляем догадливости, какую проявил неверный управитель, почемуГосподь и сказал, что «сынове века сего мудрейши паче сынов света в родесвоем суть». Между тем мы, подобно приточному управителю должны были бы«приобретать себе друзей от мамоны неправды (богатством неправедным),чтобы они приняли нас в вечные обители». Богатство называется«мамоной неправды», потому что часто неправедно приобретается, частонеправедно употребляется, часто делает человека несправедливым в отношении кдругим и никогда не оправдывает прилагаемых о нем попечений и возлагаемых нанего надежд. Поэтому единственно разумное употребление богатства это — использовать его на помощь нуждающимся, употребив на всевозможные добрые дела,дабы таким образом сделать его средством к приобретению себе Царства Небесного.Ведь богатство все равно мы так или иначе потеряем, с собой его на тот свет невозьмем, а добрые дела, сделанные при помощи его, всегда останутся с нами ипослужат к нашему оправданию на Страшном Суде Божием. В заключение Господь говорит:«Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом.Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны: кто поверит вам истинное?И если в чужом не были верны: кто даст вам ваше?» — т.е., если вы в земномбогатстве были неверны, не умели им распорядиться, как должно, на пользу души,то как можете вы заслужить, чтобы вам поверено было богатство духовное,богатство благодатных даров?
Сребролюбивые фарисеи вответ стали смеяться над Господом, не желая, видимо, сознавать, что страсть кземному богатству может быть препятствием к приобретению духовных даров. Вобличение им Господь произнес целую притчу о неправильном употреблениибогатства — о богатом и Лазаре.
О богатоми Лазаре
Основная мысль этойпритчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека ЦарстваНебесного и низводит его в ад на вечные муки. Один богатый человек одевался вПорфиру и виссон. Порфира это сирская верхняя одежда из дорогой материикрасного цвета, а виссон — белая, тонкая нежная материя из египетского льна.Этот богач, живя роскошно каждый день пиршествовал, живя, следовательно, в своеудовольствие. У ворот его дома лежал нищий именем Лазарь. Слово«Лазарь» буквально значит «Божия помощь», т.е.«нищий» всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога. Псыпричиняли ему еще больше страданий, приходя и облизывая струпья его, а он,видимо, не имел силы отогнать их. В этом именно нищем богач и мог себе снискатьдруга, который и принял бы его по смерти в вечные обители, по мысли предыдущейпритчи, но богач, как видно был человеком бессердечным, безжалостным к нищему,хотя и не скупым, поскольку каждый день пировал. Он не жалел денег, но тратилих лишь на свои удовольствия. По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангеламина лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверзттолько страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь тамысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертныйжребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство,ожидающее всех праведников. Лазарь заслужил эти «вечные кровы», безсомнения, своим тяжким и безропотным страданием. «Умер и богач, ипохоронили его». Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они былироскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение дикимзверям. Но богач оказался в аду в муках. И вот видит он вдали Авраама и Лазаряна лоне его. Так созерцание грешными блаженства праведных увеличивает страданиягрешников в аде и, может быть, возбуждает в них надежду, хотя и тщетную, наоблегчение. Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперьобнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудитьвоспаленный язык. Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: какЛазарь утешается в полной соразмерности со своими прежними мучениями, так ибогач страдает в такой же полной соразмерности со своим прежним беспечным ибессердечным веселием. Кроме того Авраам приводит и другое основание своемуотказу: неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местомблаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимаяпропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех идругих. Авраам отказывает богачу и в просьбе послать Лазаря в дом отца его,чтобы предупредить его братьев, дабы они не следовали примеру его жизни.«У них есть Моисей и пророки», т.е. писанный Закон Божий, из которогоони могут научиться, как надо жить, чтобы не попасть на место мучений. Богачпризнается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что тольконеобыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменитьобраз жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такогонравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в СловеБожием, то всякие Другие уверения будут также напрасны. Неверующий, пораженныйдаже необычайностью явления умершего, потом все же начнет себе объяснять этоявление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.Что это так, видно из того, как упорно неверовавших иудеев нисколько неубеждали бесчисленные знамения и чудеса, кои совершал Господь Иисус Христос:они не уверовали даже, видя воскрешение Лазаря, помышляли даже убить его. Вседело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущиемуки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя.
О добродетелях
Следующая притча обезрассудном богаче, подобно предыдущей притче о богатом и Лазаре, вновьговорит о том вреде, который приносит человеку его привязанность кземному богатству. Но если предыдущие две притчи о неверном управителе и онеразумном богаче говорили преимущественно о добрых делах, о практическойдеятельности человека, то последующие несколько притч говорят преимущественно оработе человека над собой и о развитии человеком добрых душевных качеств.
О безрассудномбогаче
Рассказана эта притча какпредостережение человеку не копить земные богатства, “ибо жизнь человекане зависит от изобилия его имения,” то есть человеку не прибавится многихлет жизни и здоровья оттого, что он богат. Смерть же особенно страшна темлюдям, которые никогда о ней не помышляли и к ней не готовились: “Безумный!В эту ночь душу твою возьмут у тебя.” Слова “богатеть в Бога” имеют в видудуховные богатства. Подробнее об этом богатстве говорят притчи о талантах и оминах.
Притча одесяти минах и о талантах
(Луки19:11-28 и Матф. 25:14-30)
Находясь еще в домеЗакхея, Господь тут же рассказал притчу о десяти минах, которая имеет много сходствас изложенной у Евангелиста Матфея притчей о талантах. При всем их большомсходстве, есть между этими притчами и существенные различия; притом, как видноиз Евангелия от Матфея, притча о талантах была рассказана Господом значительнопозже, в связи с его беседами о втором Его пришествии, кончине мира и СтрашномСуде. Тем не менее, основная идея обеих притчей одна и та же, а потому можно ихрассматривать параллельно. В притче о минах речь идет о человеке высокого рода,который отправлялся в дальнюю страну для того, чтобы получить себе царство иснова возвратиться. Образ взят, видимо, от положения в то время царской властив Иудее. Иудейские цари должны были отправляться для утверждения в своемцарском достоинстве в Рим. Так делал Архелай, сын Ирода Великого, так жепоступил и Ирод Антипа, тетрарх Галилеи. В притче о талантах речь идет просто очеловеке, отправлявшемся в чужую страну. В обеих притчах под этим лицомподразумевается Христос, от Которого многие евреи ждали в то время открытия наземле славного царства Мессии. В притче о минах господин дает десяти рабамДесять мин — каждому по мине, дав им приказ, чтобы серебро было пущено воборот. Мина — 100 драхм, около 25 рублей. В притче о талантах господин, уходя,передал рабам все свое имение, вручая каждому такую часть, с которой он был быв силах управиться. Один талант это около 60-ти мин. Конечно, в обеих притчахпод рабами подразумеваются ученики и последователи Христовы, которые получаютот Господа, как разнообразные дарования, так и разные внешние блага, которыеони должны использовать и умножать во славу Божию, на пользу ближним и воспасение своей души. Далее в притче о минах мы находим обстоятельство,подобного которому нет в притче о талантах. Граждане возненавидели этоговысокорожденного человека и послали вслед за ним посольство, сказав: «нехощем сему, да царствует над нами». Здесь черта, напоминающая недавнийслучай с Архелаем, ездившим в Рим. Иудеи, не любившие его, отправили в Римпосольство из 50 человек, просить, чтобы он не был утвержден царем, хотя инапрасно. В отношении к Господу Иисусу Христу здесь имеется в виду отвержениеЕго еврейским народом, как своего Мессии, но напрасно, ибо Он остался, как их,так и всего мира Царем и Судией, Который потребует отчета от рабов Своих инакажет не хотевших признавать Его власти. Под возвращением господина в обеихпритчах разумеется Второе Пришествие Христово, когда каждый должен будет датьотчет на Страшном Суде, как он использовал данные ему Богом дарования и внешниеблага. Умножавшие свои мины и таланты удостоятся похвалы и получат каждыйсоответствующую своему усердию награду. Скрывший свою мину или талант будетнаказан, как «раб лукавый и ленивый», не пожелавший трудиться надданными ему дарами благости Божией, в котором благодать Божия остаетсябесплодной. Обвинения ленивым рабом своего господина в жестокости это — обычноесамооправдание грешника, по греховности своей потерявшего чувство сыновства кБогу и представляющего Бога поэтому жестоким и несправедливым. Кто делаетдоброе употребление из своих благ, тот приумножает их; нерадивый же и беспечныйлишается и того, что имеет. Поэтому: «всякому имеющему дастся, а унеимеющаго отнимется и то, что имеет». Притча о минах оканчивается угрозойсурового наказания еврейскому народу за непризнание Господа Иисуса ХристаМессией. Закончив притчу, Господь пошел далее по направлению к Иерусалиму.
О рассудительностии молитве
Для успеха в добрых делах недостаточноиметь одно усердие, но необходимо еще руководствоваться благоразумием.Благоразумие дает нам возможность сосредоточивать свои силы на тех делах,которые больше всегосоответствуют нашим способностям и силам.Благоразумие помогает нам избрать и те действия, которые приведут к лучшимрезультатам. В святоотеческой литературе благоразумие именуется ещерассудительностью или даром рассуждения. Высшей степенью благоразумия является мудрость,которая сочетает в себе знания, опыт и прозрение в духовную сущность явлений.
При недостаткеблагоразумия даже благонамеренные поступки и слова могут привести к плохимпоследствиям. По этому поводу преп. Антоний Великий пишет: “Многие добродетелипрекрасны, но иногда от неумения или чрезмерного увлечения ими может произойтивред… Рассуждение это — добродетель, которая учит и настраивает человека идтипрямым путем, не уклоняясь на распутья. Если мы будем идти прямым путем, тоникогда не будем увлечены врагами нашими, ни справа — к чрезмерномувоздержанию, ни слева — к нерадению, беспечности и ленивости. Рассуждение естьоко души и ее светильник… Рассуждением человек пересматривает свои желания,слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога”[8]. Облагоразумии Господь Иисус Христос говорит в двух притчах
О строителебашни и о Царе, готовящемся к войне
Первая из этих притчговорит о необходимости правильно оценивать свои силы и возможности прежде, чемприняться за дело, которое мы собираемся совершить. По этому поводу преп. ИоаннЛествичник пишет: «Враги наши (демоны) часто нарочно для того подстрекают насна дела, превышающие наши силы, чтобы мы, не получивши успеха в них, впали вуныние и оставили даже те дела, которые соразмерны нашим силам…» [9]. Во второй приведенной притче говорится о борьбе струдностями и искушениями, которые неизбежно встречаются при совершении добрыхдел. Здесь для успеха, кроме благоразумия, необходима и самоотверженность. Вотпочему обе эти притчи связаны в Евангелии с учением о несении креста: “Ктоне несет креста своего и идет вслед за Мною, не может быть Моим учеником” (Лк.14:27).
Иногда жизненныеобстоятельства могут оказаться такими сложными, что найти правильное решениебывает очень нелегко. В таком случае надо усиленно просить Бога о вразумлении.“Укажи мне путь, по которому мне идти… научи меня исполнять волю Твою,потому что Ты — Бог мой,” — с такими и подобными просьбами часто св. ЦарьДавид обращался к Богу и получал вразумление.
О друге, просящемхлеба и о судье неправедном
Великая убедительностьэтих притч о силе молитвы опирается на то, что если человек в полночь помогсвоему другу, обратившемуся к нему с делом маловажным и совершеннонесвоевременным, то тем более Господь поможет нам. Подобным образом, и судья,хотя Бога не боялся и людей не стыдился, все же решил помочь вдове, чтобы онаперестала ему докучать. Тем более бесконечно милосердный и всемогущий Бог дастпросимое Своим детям, на Него надеющимся. Главное в молитве — это постоянствои терпение, хотя, когда необходимо, Господь моментально исполняет просьбучеловека.
“Все, хотящие познатьволю Господню,” — пишет преп. Иоанн Лествичник, — “должны прежде умертвить всебе волю собственную. Некоторые из испытующих волю Божию отрешили помысел свойот всякого пристрастия к тому или другому совету души своей… и ум свой,обнаженный от собственной воли, с горячею молитвою в продолжениепредназначенных дней представляли Господу. И достигали познания воли Его илитем, что бестелесный Ум таинственно вещал их уму, или тем, что одно из техпомышлений совершенно исчезало в душе… Сомневаться в суждениях и долго нерешаться на избрание чего либо из двух есть признак непросвещенной свыше итщеславной души”[10].
Теперь, когда ритм жизнистал таким напряженным, и жизнь бесконечно усложнилась, когда кажется, на нашихглазах рушатся самые основы веры и морали, мы более, чем когда-либо, нуждаемсяв Божием руководстве и укреплении. В этом отношении молитва принесет намогромную пользу, потому что она — ключ к великой и неисчерпаемой сокровищницедаров Божиих. Всем нам нужно научиться пользоваться этим ключом!
ПРИТЧИ ОБОТВЕТСТВЕННОСТИ И БЛАГОДАТИ
Время общественного служения Спасителяподходило к концу. В предыдущих притчах Господь дал учение об условияхраспространения среди людей и в людях Царства Божия. В Своих последних шестипритчах Господь тоже говорит о Своем благодатном Царстве, но подчеркивает мысльоб ответственности человека перед Богом, когда он пренебрегает возможностьюспасения или, еще хуже, когда прямо отвергает милость Божию. Сказаны были этипритчи в Иерусалиме в последнюю неделю земной жизни Спасителя. В этих последнихпритчах раскрывается учение о правде (справедливости) Божией, о второмпришествии Христовом и о суде над людьми. В число этих последних шести притчвходят притчи о злых виноградарях, о бесплодной смоковнице, о брачном пире, оработниках, получивших одинаковую плату, о рабах, ожидающих пришествия своегогосподина и о десяти девах.
Об ответственностичеловека
Сердцевед Господь знает, какие народыи отдельные люди обладают наибольшими духовными дарованиями, и к ним направляетСвою благодать обильнее чем на других. К народам, отличавшимся исключительнымидуховными качествами в древности принадлежал еврейский народ, а в новозаветноевремя — греческий и русский народы. Об этих народах Господь проявилчрезвычайную заботу и излил на них обильные благодатные дары. Об этом можносудить по тому большому числу угодников Божиих, которые просияли в них. Однако,это обилие благодатных даров налагает на каждый из этих народов в целом и накаждого человека в частности сугубую ответственность перед Богом. Господьожидает со стороны этих людей волевого усилия и стремления к нравственномусовершенству, ибо ” кому много дано, с того много спросится.”Конечно, далеко не все они стремятся к нравственному совершенству. Напротив,некоторые люди сознательно отворачиваются от Бога. Поэтому получается так, чтообилие благодати вызывает среди представителей избранного народа своего родаполяризацию: некоторые из них достигают большой духовной высоты, даже святости,другие же, напротив, отворачиваясь от Бога, ожесточаются и даже становятсябогоборцами.
О злых виноградарях(Мф. 21, 33-41;Мр. 12, 1-12; Лк. 20, 9-18)
Христос рассказал о сознательномпротивлении Богу духовных вождей еврейского народа — первосвященников,книжников и фарисеев, изображенных в образе злых виноградарей.
В этой притче под рабами,посланными хозяином виноградника, подразумеваются ветхозаветные пророки, атакже апостолы, продолжившие их дело. Действительно, большинство пророков иапостолов погибло насильственной смертью от рук “злых виноградарей”. Под“плодами” подразумеваются вера и благочестивые дела, которые ожидал Господь отеврейского народа. Пророческая часть притчи — наказание злых виноградарей иотдача виноградника другим — исполнилась 35 лет после вознесения Спасителя,когда при полководце Тите вся Палестина была разорена, и евреи были рассеяны посвету. Царство же Божие трудами апостолов перешло к другим народам. Осострадании Сына Божия к еврейскому народу, о Его желании спасти этот народот надвигавшихся на него бедствий Господь рассказал в притче
О бесплоднойсмоковнице (Лк.13, 6-9)
Бог Отец, подобно хозяинусмоковницы, в течение трех лет общественного служения Своего Сына ожидал отеврейского народа покаяния и веры. Сын Божий, как добрый и заботливыйвиноградарь, просит Хозяина подождать, пока Он еще раз попытается сделатьплодоносной смоковницу — еврейский народ. Но Его усилия не увенчались успехом,тогда исполнилось грозное определение: означающее отвержение Богом тех людей,которые упорно противились Ему. Наступление этого страшного момента ГосподьИисус Христос показал тем, что за несколько дней до Своих крестных страданий,по пути в Иерусалим, проклял росшую при дороге бесплодную смоковницу.
О званныхна брачный пир
В ней которой под“званными” опять подразумевается еврейский народ, а под рабами — Апостолов ипроповедников веры Христовой. Так как “званные” не пожелали войти в ЦарствоБожие, то проповедь веры была перенесена “на распутья” — к другим народам.Некоторые из этих народов, может быть, не были наделены столь высокимирелигиозными качествами, но зато проявили большое усердие в служении Богу.
В контексте всегосказанного и предыдущих двух притч, эта притча не требует особого объяснения.Как мы знаем из истории, Царство Божие (Церковь) перешло от евреев к языческимнародам, успешно распространилось среди народов древней Римской империи ипросияло в неисчислимом сонме угодников Божиих.
Конец притчи о званных навечерю, где говорится о человеке, возлежащем на пиру “не в брачной одежде” несколькозагадочен. Чтобы понять эту часть, надо знать обычаи того времени. Тогда цари,приглашая гостей на праздник, скажем, на свадьбу царского сына, наделяли ихсвоей одеждой, чтобы на пиру все были одеты чисто и красиво. Но, согласнопритчи, один из гостей отказался от царской одежды, отдав предпочтение своей.Это он сделал, очевидно, по гордости, считая свою одежду лучше царской.Отвергнув царскую одежду, он нарушил общее благолепие и огорчил царя. За своюгордость он был выброшен с пира во “тьму внешнюю” (по церковно-славянски —“кромешную”). В Священном Писании одежда служит символом состояния совести.Светлая, белая одежда символизирует душевную чистоту и праведность, которыедаются человеку Богом даром, по Его милости. Человек, отвергнувший царскуюодежду — это те самонадеянные христиане, которые отвергают Божью благодать иосвящение, подаваемые им в благодатных таинствах Церкви. К таким самодовольным“праведникам” можно отнести тех современных сектантов, которые отвергаютисповедь, причастие и другие благодатные средства, данные Христом Церкви воспасение людей. Считая себя святыми, сектанты умаляют и значение христианскихподвигов поста, добровольного безбрачия, монашества и т.д., хотя СвященноеПисание ясно об этих подвигах говорит. Эти мнимые праведники, как писал св. ап.Павел, только “имеют вид благочестия, но силы его отрекаются” (2 Тим.3:5). Ибо сила благочестия — не во внешности, но в личном подвиге.
Хотя притчи о злыхвиноградарях и о званных на брачный пир относятся в первую очередь к еврейскомународу, их применимость не ограничена им. Ответственными перед Богом оказалисьи другие народы, к которым Бог явил Свою чрезвычайную милость. За грехипострадала от турок древняя Византийская империя. События нашего столетияговорят о суде Божием, постигшем и русский народ, который в последнее столетиеперед революцией стал увлекаться материализмом, нигилизмом и другиминехристианскими учениями. “Кто чем грешит, тем и наказывается!” Как был наказанрусский народ за свое пренебрежение к вере и к спасению души — всем известно!
О благодатиБожией
“Как дыханиенеобходимо для тела, и без дыхания человек не может жить, так без дыхания ДухаБожия душа не может жить истинной жизнью,” — пишет св. прав. ИоаннКронштадтский [11].
В последних трех притчахГосподь Иисус Христос изложил учение о благодати Божией. В первой из них — оработниках, получивших равную плату, говорится о том, что Бог дает людямблагодать и Царство Небесное не по причине каких-либо их заслуг перед Ним, ноисключительно по Своей бесконечной любви. Во второй притче — о десяти девах —говорится о необходимости считать стяжание благодати Божией своей жизненнойцелью. Наконец, в третьей притче — о рабах, ожидающих возвращения своегогосподина, — Господь учит нас поддерживать в себе усердие и горение духаожиданием Его пришествия. Таким образом, эти притчи дополняют одна другую.
Благодать Божия естьсила, посылаемая Богом для нашего духовного возрождения. Она очищает нашисогрешения, врачует наши душевные немощи, направляет наши мысли и волю к благойцели, умиротворяет и просвещает наши чувства, дает бодрость, утешение инеземную радость. Подается благодать людям ради крестных страданий Сына Божия. Безблагодати человек не может преуспевать в добре, и душа его остаетсябезжизненной. “Утешитель Дух Святой, исполняя всю вселенную,” — пишет св. прав.Иоанн Кронштадтский, — “проходит сквозь все верующие, кроткие,смиренные, добрые души и бывает всем для них: светом, силой, миром, радостью,успехом в делах, особенно в благочестивой жизни, — всем добрым” (там же).
У иудеев времен Христасложился утилитарный подход к религии. За исполнение какого-либо обрядовогопредписания они ожидали себе соответствующей и конкретной награды от Бога ввиде земных благ. Живое общение с Богом и духовное возрождение не составлялиосновы их религиозной жизни. Поэтому в притче
О работниках,получивших одинаковую плату
Господь показываетнеправильность такого утилитарного подхода к религии. В спасении человека так малоделается им самим, что о вознаграждении по заслугам не приходится говорить. Вкачестве примера Господь рассказал о работниках, получивших вознаграждение непо труду.
У евреев первый чассоответствовал нашим шести часам утра, а одиннадцатый час, — нашим пяти часампосле обеда. При расчете с работниками, хозяин виноградника не обиделтрудившихся с раннего утра, заплатив и всем остальным ту же самую сумму.Пришедшие раньше получили по договоренной цене, а опоздавшие получили ту жесумму по доброте хозяина. Этой притчей Господь учит нас тому, что благодатьБожия, как и вечная жизнь даются человеку не в результате арифметическогоподсчета количества его дел или по времени его пребывания в Церкви, но по милостиБожией. Иудеи думали, что им, как первым членам Царства Мессии, полагаетсябольшая награда по сравнению с христианами нееврейского происхождения,присоединившимися к этому Царству позже. Но у Бога совсем другая мераправедности. На его весах искренность, усердие, чистая любовь,смирение более ценны, чем внешняя и формальная сторона человеческих дел.Благоразумный разбойник, покаявшийся так полно и искренне на кресте и всемсердцем поверивший в отвергнутого и истерзанного Спасителя, удостоился ЦарстваНебесного наравне с другими праведниками, которые служили Богу с раннегодетства. Бог всех милует преимущественно ради Своего Единородного Сына, а неради их заслуг. В этом заключается надежда для грешников, которые одним покаяннымвздохом, исходящим из глубины страдающей души, могут привлечь милосердиеБожие и вечное спасение. Добрые поступки человека и христианский образ жизнисвидетельствуют об искренности его религиозных убеждений, укрепляют в человекеполученные благодатные дары, но не являются заслугой перед Богом в юридическомпонимании этого слова.
О том, как необходимачеловеку благодать Божия, Господь раскрывает нам в притче
Притча одесяти девах (Матф. 25:1-13)
В этой притче ВтороеПришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом невесты.Жениха, приходившего в сопровождении друзей и «Сынов брачных» (Иоан.3:29; Матф. 9:15), встречали очень торжественно, выходили к нему навстречу сосветильниками в руках, а так как жених мог опоздать приходом, то встречавшиедолжны были иметь в отдельных сосудах запасное масло, на случай, если налитое всветильники сгорит до прихода жениха. Употребляя этот понятный на Востокеобраз, Господь сравнил ожидание Своего Второго Пришествия с ожиданием жениха,которого должны встретить 10 дев со светильниками в руках. Из них пять были «мудрыми,»то есть предусмотрительными, которые запаслись маслом, а другие пять — «юродивыми,»то есть неразумными, которые не позаботились взять с собой запасного елея, исветильники их догорели и начали угасать. Пока они ходили покупать, пришелжених, двери чертога брачного затворились, и они не были впущены женихом набрачный пир.
Под «мудрыми девами»здесь разумеются все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа,имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей); под «неразумнымидевами» здесь имеются в виду христиане по имени, беспечные, не имеющиедобродетелей. Такие не войдут на брачный пир, то есть Царство Небесное, ибоГосподь сказал: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, войдет вЦарство Небесное, но только Исполняющие волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21). Последние слова притчи: «Бдите убо...» [итак, бодрствуйте] опятьуказывают на необходимость постоянного духовного бодрствования для встречи Господа,день и час пришествия Которого сокрыт от нас.
Притча орабах, ожидающих возвращения своего господина
(Матф.24:42-51 и Луки 12:35-48)
Надо быть готовым навсякий час, ибо неизвестно, когда произойдет второе пришествие Христово илипридет смерть, что для человека имеет одинаковое значение, ибо и в том, и вдругом случае человек должен будет дать отчет Богу в том, как он проводил своюземную жизнь. «Да будут чресла ваши препоясаны» — образ взят отвосточной широкой одежды: когда нужно было что-нибудь делать, эту широкую идлинную одежду перетягивали поясом, чтобы она не мешала. Это выражение означаетпоэтому — быть готовым. «Светильники горящи» выражает ту же мысль: рабыдолжны быть готовы встретить своего господина с зажженными светильниками, когдаон возвращается домой ночью. Как исправные слуги должны быть готовы встретитьсвоего господина в любое время ночи, когда бы он ни возвратился, «во вторуюстражу и в третью,» так истинные последователи Господа Иисуса Христа должныбыть всегда нравственно готовы встретить Его второе пришествие. За эту духовнуюбдительность Господь обещает блаженство — «блаженны рабы те.» Этоблаженство образно представляется тем, что господин «препояшется» и самстанет услуживать своим рабам, сделав их как бы своими гостями — это величайшаячесть, какая только может быть воздана рабам по восточным обычаям.
Заключение
Итак, притчи рассказанные Господом ИисусомХристом — это яркие и наглядные поучения, в которых содержится цельное истройное учение о Спасении человека, о Царстве Божием — Церкви. В начальныхпритчах Господь говорит об условиях, благоприятствующих принятию людьми ЦарстваБожия; в последующих говорит о милосердии Божием к кающимся людям; учит любитьближних, делать добро и развивать в себе добрые нравственные начала, наставляетбыть рассудительными и усердно молиться. И, наконец, в последних притчахговорит об ответственности человека перед Богом и о необходимости бытьусердными, привлекая в свое сердце свет Божией благодати.
В настоящем труде обЕвангельских притчах я не пытался дать полное и всестороннее объяснениесокрытой в них духовной мудрости, что невозможно. Но ставил перед собой болеескромную задачу показать основы Евангельского учения, данного в притчах. ПритчиХристовы — это вечно-живые образные наставления, которые указывают нам путь кСпасению.
Списоклитературы
1. Библия. СвященноеПисание Ветхого и Нового Завета. М., 2005г.
2. Епископ Аверкий.Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 1.Четвероевангелие. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт,1995.
3. Полныйцерковно-славянский словарь. Составитель протоиерей Г. Дьяченко. М., Изд. отд.Московского патриархата, 1993г.
4. Диакон АндрейКураев. Школьное богословие. М., 1997г.
5. Свт. ИоаннЗлатоустый. Избранные творения. Толкования на святого Матфея Евангелиста. Книгавторая. М., Изд. отд. Московского патриархата, 1993г.
6. Священник ДмитрийДудко. В терние и при дороге, М., Типография Снигеревой, 1993г.
7. Свт. ИоаннЗлатоустый. Избранные творения. Толкования на святого Матфея Евангелиста. т. 7ч. 2, М., Изд. отд. Московского патриархата, 1993г.
8. Прп. АнтонийВеликий. Добротолюбие.т. 1., 1:90. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992г.
9. Прп. ИоаннЛествичник. Лествица. Слово 26-е., Сергиев Посад, 1992г.
10. Там же
11. Прав. ИоаннКронштадский. Моя жизнь во Христе. Издательство Белорусского Экзархата — Белорусской Православной Церкви, 2006г.