Реферат по предмету "Религия и мифология"


Принятие христианства на Руси (был ли выбор веры?)

П Л А Н :
                              ---------
        Введение. Исторические причины крещения Руси
        1. Первые христианские общины на территории Киевской Руси
        2. Крещение киевлян
        3. Распространение христианства в других землях
        Заключение
        Использованная литература
                        Введение
                               --------
     
            Принятие«греческой веры» — христианства было исторической
      необходимостью,так как уравнивало Русь с остальными государствами,
      гдена язычников смотрели как на неполноправных. Вслед за Киевской
      Русьюхристианство принимает ряд славянских и скандинавских («ва-
      ряжских»)народов Северной Европы. «Принятие христианства, — это
      фактнесомненно первостепенной важности» (см.: Б.Д.Греков. Киевс-
      каяРусь), а летописец оценивает его как «грандиозный» (см.: По-
      вестьвременных лет).
                       1. Первые христианские общины
                  -----------------------------
            «ВIX-X вв. в Восточной Европе складывается крупнейшее
      раннефеодальноегосударство Русь с политическим центром в Киеве.
      Этомупериоду соответствовала так называемая языческая религия,
      котораяявилась частью огромного общечеловеческого комплекса
      первобытныхвоззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячеле-
      тийи послуживших основой для всех позднейших мировых религий»
      (РыбаковБ.А. Язычество древних словян).
            Языческаярелигия выступала против порабощения славянст-
      вакем бы то ни было, в защиту его полной независимости. Между
      темфеодалам, владельцам крупных поместий — княжеским воеводам,
      военачальникам- тысяцким всё это не могло нравиться, особенно
      тогда,когда пример Византии, Греции, западных стран Европы,
      воочиюуказывал, что другая религия, например христианская,
      поддерживаларазвитие торговли, способствовала нового феодального
      способапроизводства и феодальных отношений.
            Былии другие обстоятельства, влиявшие на распространение
      христианствасреди восточных славян. Отдельные их группы испове-
      довалихристианство уже с середины IV в., в частности в районе
      Херсонеса.Восточнославянская знать была заинтересована в установ-
      лениитесных торговых контактов с Византийской империей. Но вхо-
      дитьв тесные деловые отношения с византийцами им мешала разность
      вер.Купец-христианин мог легко договориться со своим византийс-
      кимединоверцем. Купец-язычник был лишён такой возможности. И та,
      идругая вера отрицательно относилась к подобным контактам.
            Всередине 60-х годов русами пришлось испытать на себе
      несуольконесчастий: неурожай и вызванный им голод, и затем и эпи-
      демии(проказы, например); гибель большого флота в результате неу-
      дачногопохода на византийскую столицу. Всё ээто бросило тень на
      языческихбогов, которые, получив традиционные жертвоприношения,
      должныбыли, по мнению верующих, смилостивиться, противодействовать
      злымдухам, не допустить несчастий. Когда эти надежды не оправда-
      лись,авторитет языческой религии и её богов сильно пошатнулся.
      Поискновой веры становился всё более активным процессом. Христи-
      анствои христианский бог, так хорошо помогавший «своим», выглядел
      всёболее привлекательным. Однако тут были и отрицательные моменты.
            Принятие«варварской» страной христианской религии и цер-
      ковнойиерархии подчиняло её политическому влиянию и культурноьу
      воздействиюВизантии с её уже устоявшимся государственным статусом.
      Руссыпревращались, можно сказать, в вассалов Византии со всеми
      вытекающимиотсюда последствиями («вассальная зависимость»). Поэ-
      томуположение христианства было шатким; оно не могло ещё пустить
      глубокиекорни. Тем не менее эти события называют первым крещением
      Русиили Причерноморским крещением.
            Вопроскрещения относится к 70-м годам IV века, и называется
      Киевскимкрещением. Оно произошло в 867-877 гг. и длилось, как видим,
      почтидесять лет. Этому событию предшествовал неудачный поход киевс-
      кихкнязей Аскольда иДира на Византию (874 г.). Именно после этого
      похода между Русью и Византией был заключён мирнрый договор. Гречес-
      кийархиепископ посетил Киев, после чего последовало массовое креще-
      ниекиевлян (см.: Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, лето-
      писи).
            В882 г. в Киевской земле произошли крупные политические со-
      бытия,о чём пишет Нестор — летописец, автор «Повести временных лет».
      Новогородскийкнязь Олег, убив Аскольда и Дира, захватил княжескую
      властьв Киеве. Олег был непримиримым противником христианства. Хрис-
      тианампришлось уходить с насиженных мест, прятаться и скрываться.
      Славяне-язычники принесли с собой и утраченные киевлянами после кре-
      щенияверования. Заметим также, что несколько лет господства хрис-
      тианства языческая вера конечно же не могла быть полностью уничто-
      женаи забыта. Наверняка она имела поддержку среди части жителей, выс-
      казывавшихнедовольство  религиозной политикой Киевских правителей.
            Однако,потерпев поражение в качестве главной религии киев-
      лян,христианство не исчезло совсем. Напротив, в IX в. и начале Х в.
      русскаяхристианская церковь организационно оформлялась. Она считалась
      митрополиейконстантинопольского патриарха и в церковном уставе
      ЛьваVI числилась на 61 месте (Лев VI Мудрый — византийский император)
      (см.:Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства).
            Эпохаправления Игоря и Ольги была переломом в отношении к
      христианству.В середине Х в. можно говорить уже об утверждении хрис-
      тианствав государственной системе, хотя в то же время это вероучение
      незанимало на Руси господствующих позиций.
            Охристианах — жителях Руси неоднократно говорится в договоре
      князяИгоря с Византией, заключённым в первой половине 40-х годов пос-
      ледвух походов русского войска на Византию. Первый был неудачным, вто-
      ройже закончился победой.
            Вдоговоре с Византией христиане выступают как равноправная
      «страна»,что свидетельствует о их значительной роли в Русском госу-
      дарственастолько, что с ними вынуждены считаться язычники правящие
      круги.
            Христианствоглубоко пускает свои корни именно в Киеве. Его
      привлекательностьобъясняется тем, что это столица Руси, важный стра-
      тегический,ремесленный и торговый центр Восточной Европы. Его прави-
      тели,независимо от своих взглядов и убеждений, брали к себе на служ-
      бухристиан — воинов, купцов, дипломатов.этого требовала жизнь.
            Послесмерти князя Игоря верховная власть сосредотачивается
      вруках его вдовы — Ольги, которая принимает христианство в 946 году
      вВизантии.По возвращении из Царь-града она начала повсеместно расп-
      ространятьновую религию, свергала языческих идолов, строила христи-
      анскиецеркви. Только противодействие её сына — Святослава помешало
      Ольгесделать Русь Христианским государством. Склонить сына к христи-
      анствуона не смогла. Он остался верен язычеству, но гонений на
      христиани желающих креститься не было. Ольга с «лёгким сердцем» пе-
      редалавласть сыну. Но со сменой верховной власти вновь возобладала
      языческаяпартия.
            Приходк власти Святослава вовсе не означал, что христианст-
      вона Руси было полностью уничтожено. Оно продолжало существовать,
      хотяи подверглось гонению.
            Старшийсын Святослава — Ярополк, получивший власть после
      смертиотца, активно занялся внешней политикой. Византия по-преж-
      немуоставалась самой могущественной державой Восточной Европы.
      Длясдерживания воинственных русов она поддержала восточных сосе-
      дийРуси — печенегов. Ярополк понимал, что нужно прежде всего
      укрепитьсвои тылы.
            Византийскаядипломатия вынуждена была выработать для се-
      бяновую «восточную» политику, чтобы гарантировать безопасность гра-
      ницс Русью.
            Экономическоеи военное усиление последней было опасно для
      Византии.Но решить этот вопрос военным путём было невозможно. Ви-
      зантийскаядипломатия пробовала другой — попытаться насадить на Ру-
      сихристианство, а затем с помощью христианских мессионеров оказать
      решающеевлияние на внешнюю политику русских князей. С этой целью в
      Киевпочти одновременно прибывают две христианских миссии: из Конс-
      тантинополяи из Рима (начало января 976 г.).
            ПриверженностьЯрополка христианству стала причиной в ре-
      зультатепредательства воеводами, его поражения в сражении при реке
      Дручи.Ярополк воспитываплся бабушкой — княгиней Ольгой, «внутренней
      христианской»,какой её называли. Его жена, гречанка по рождению,
      такжеисповедовала христианскую религию — веру. Ярополку вменили в
      вину,что он поддался их влиянию вопреки исконным интересам русечей.
      Историякняжения Ярополка и падение нго как великого русского князя
      весьмапримечательна.
            Егопрохристианская политика нашла поддержку лишь у части
      городскихжителей. Верхушка дружины поднялась против.
            Ярополкбыл убит воеводой своего войска — Блудом. Предательст-
      вопоследнего свезано с тем, что его привлёк на свою сторону младший
      братЯрополка — Владимир, сумевший правильнее определить соотношение
      силв государстве. Киев нелегко дался Владимиру. Осада затянулась и
      только11 июня 978 г. он вступил в город.
     
                        2.Крещение киевлян
                        -------------------
            КрещениеРуси связано с именем великого князя Владимира.
      Владимиручёл недовольство киевлян-язычников. Не разрешил варягам со-
      биратьдань (контрибуцию) с киевлян, сократил количество наёмников у
      себяна службе, соорудил новое языческое святилище, украшенное статуя-
      мибогов — Стрибуга, Перуна, Дажьбога. Этот шаг можно рассматривать
      какпопытку Владимира «модернизировать» саму языческую религию. Пёст-
      рымязыческим верованием он сторался придать какую-то стройность, цель-
      ность,вести их в рамки, соответствующие интересам укрепляющегося и
      развивающегосяфеодальногто государства. И Владимир I произвёл своего
      родаязыческую    реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные
      верования.
            Являясьвдумчивым политиком и удачливым полководцем, Владимир
      черезнекоторое время пришёл к заключению, что господство на Руси
      языческойидеологии отрицательно сказываеся на росте народонаселения,
      намеждународной торговле; консервирует замкнутость общества, ограни-
      чиваетего развитие. Оно не давало " использовать" возможности привле-
      чения«знающих» иностранных людей, исключало династические браки с со-
      седнимиевропейскими государствами, что, в частности, мешало заклю-
      чениюмеждународных договоров и союзов.
            Кконцу 80-х годов власть князя Владимира настолько окрепла,
      чтоему стало уже не нужна поддержка населения. Более того, он сам
      нуждалсяв религии, которая могла бы объединить всё общество, укрепить
      егосвязи с Европой, быть помошницей и союзницей при руководстве госу-
      дарством.При этом Владимиру пришлось выбирать такую религию, которая
      бынаилучшим образом подходиля русскому обществу, его понятиям, цен-
      ностям,ориентирам, традициям и привычкам. В «Повести временных лет»  
      помещёнрассказ о том, как Владимир выбрал новую веру.
            Принятиехристианатва по византийскому, или по римскому,
      образцуне устраивало Владимира, потому что и в том, и в другом слу-
      чаеРусь попадала в «сферу влияния», в зависимость либо от Священной
      Римскойимперии, либо от Византийской империи. Из такого тупикового
      положения,однако, был выход: пример Болгарской державы, имевшей неза-
      висимоепотреаршиство.
            ОпытБолгарии подсказал Владимиру путь к реализации замыслов.
      Чтобыстать вровень с византийскими василевсами (правителями), Влади-
      мирубыло необходимо породниться с византийским домом. Сделать это бы-
      лонепросто. Тем не менее он сумел добиться согласия византийских ва-
      силевсов- Константина и Василия на выдачу за него замуж их сестры -
      принцессыАнны.
      Владимирупредстояло довести до конца начатое им дело — крещение кмев-
      лян,принятие ими христианства. Крешение христиан происходило не в Днеп-
      ре( как часто считают ), а в его притоке Почайне ( летопись «Житие кня-
      зяВладимира» ), которая протекала по территории ремесленно-торгового
      районаКиева — Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г.( изве-
      стнаядата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Влади-
      мира,которое он тайно принял в Корсуни ) — пятница, бывшая с древних
      временторговым днем на Руси. К тому же в этот день запрещалась всякая
      работа.Из землевладельческой округи в город на торги и развлечения сте-
      калосьмного людей. Поэтому 1 августа совершилось массовое крещение.
      КнязьВладимир сам крестил 12 своих сыновей, а также высших вельмож -
      язычников.В последующие дни августа оно продолжалось в близких к Киеву
      районах.Крещение жителей столицы Руси было отмечено постройкой храма -
      каменнойцеркви Богородицы.
                         3. Распространение христианства в других землях.
     
           Впланы Владимира входила христианизация всех русских земель. Но
      этотпроцесс затянулся на долгие годы ( почти на столетие ). Крещение
      шлоне всегда гладко, часто вызывало сопротивление населения.
          Первым таким «крепким орешком» оказался, как и предполагал Влади-
      мир,Новгород Великий, живший по своим собственным порядкам. Можно ска-
      затьдаже, что город был центром язычества, открытым врагом христианст-
      ва.Подчинение Новгорода воле киевского князя явилось для Владимира за-
      дачейпервостепенной важности. Обращение новгородцев в христианство
      прошлов конце лета — начале осени 990г.
          Князь Владимир посылает в Новгород своего воеводу Добрыню с дружи-
      ной.Жители оказывают отчаянное сопротивление, тогда на помощь Добрыне
      прибываетотряд тысяцкого Путяты. Только после этого начинается насиль-
      ственноекрещение новгородцев.
         Вначале было крещено несколько сотен человек на Торговой стороне
      Новгорода29 августа, после переправы Добрыни на левый берег Волхова
      имеломесто второе крещение 8-9 сентября. И, наконец, крестили тех, кто
      пыталсяобмануть и избежать крещения ( 26 сентября ). Вскоре после кре-
      щенияв Новгороде был построен деревянный тридцатиглавый кафедральный
      соборсвятой Софии над Волховом, не дошедший до наших времен. Но камен-
      наяСофия, существующая и сейчас, построена на том же месте и по образ-
      цустарой.
          Крещение Ростово-Суздальской земли, строительство г. Владимира-на-
      Клязьмелетописи связывают с походом самого великого князя Киевского
      Владимира.Город, названный своим именем, Владимир «и возлюби, и укра-
      си,и почта, яко паче всех градов русских» ( см.: Владимирский летопи-
      сец). Процесс христианизации русских земель продолжался и в XI в., ох-
      ватываявсе новые и новые территории. За Ростово-Суздальским следуют
      Муромская,Смоленская земли. Затем регионы, заселенные кривичами, роди-
      чами,северцами и вятичами. Это на северо-востоке, а на западе — обшир-
      ныетерритории, расположенные по Днепру, верховьям Днестра, южной Волы-
      нии др.
          Главой русской христианской православной церкви был митрополит.
      Источники( Никоновская летопись, включенная В.Н.Татищевым в «Историю
      Росссийскую») называют первым митрополитом Михаила.
                                  Заключение.
          Таков был в общих чертах процесс крещения, христианства на Руси.
          Русское христианство отличалось от христианства католического и от
      христианствавизантийского образца. Оно заимствовало из славянского
      язычестваотдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления
      — " о дожде " и др., культ многих святых ( при исповедании единого бога
      втрех лицах — Святой Троицы ): Николая Угодника, Ильи Пророка, Пара-
      скевыПятницы и пр. Можно сказать, что русичи до такой степени сблизили
      своехристианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладало в
      образовавшейсясмеси: христианство ли, принявшее в себя языческое нача-
      ло,или язычество, поглотившее христианское вероучение. Конечно, право-
      славнаяцерковь терпела лишь те языческие традиции, которые не разруша-
       ли складывающуюся церковную иерархию.
           Отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и
      прогрессивнымиявлениями, способствовали экономическому и культурному
      развитиюрусских земель.
          Принятие христианства Русью оказало решающее влияние на развитие
      русскойкультуры. Этот исторический выбор явился той парадигмой, которая
      вовлеклав сферу своего влияния и объединила вокруг себя историю России.
                            Использованная литература.
      1.Бахрушин С.В. К вопросу о крещении Киевской Руси. М., 1975.
      2.Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949. 
      3.Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. М., 1988.
      4.Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. N6.
      5.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
      6.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 12 т. М., Л.,
        1959. Кн. 1 ( т. 1-2 ).
      7.Тихомиров М.Н. Русская культура X — XVIII вв. М., 1968.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Западное влияние и церковный раскол в России
Реферат Теория социальных классов
Реферат Методы и формы работы семейного социального педагога с семьей группы риска
Реферат SpanishAmerican War Essay Research Paper SpanishAmerican WarThe
Реферат Поиск неисправностей с использованием данных моделирования исправного устройства
Реферат 2-я Международная конференция «Освоение шельфа: шаг за шагом», Конференция «Традиционные сферы природопользования на Севере России»
Реферат Новосибирская область
Реферат Инновационный проект и его этапы
Реферат «Оценка эффективности управления инвестиционным портфелем»
Реферат Деньги как капитал Капитал и прибавочная стоимость
Реферат Історична довідка
Реферат Нефтеперерабатывающая промышленность
Реферат Apostle Paul Essay Research Paper The Apostle
Реферат Издержки производства и реализация продукции
Реферат Тема голодомору в Україні у романах Уласа Самчука Марія та Василя Барки Жовтий князь