П Л А Н :
---------
Введение. Исторические причины крещения Руси
1. Первые христианские общины на территории Киевской Руси
2. Крещение киевлян
3. Распространение христианства в других землях
Заключение
Использованная литература
Введение
--------
Принятие«греческой веры» — христианства было исторической
необходимостью,так как уравнивало Русь с остальными государствами,
гдена язычников смотрели как на неполноправных. Вслед за Киевской
Русьюхристианство принимает ряд славянских и скандинавских («ва-
ряжских»)народов Северной Европы. «Принятие христианства, — это
фактнесомненно первостепенной важности» (см.: Б.Д.Греков. Киевс-
каяРусь), а летописец оценивает его как «грандиозный» (см.: По-
вестьвременных лет).
1. Первые христианские общины
-----------------------------
«ВIX-X вв. в Восточной Европе складывается крупнейшее
раннефеодальноегосударство Русь с политическим центром в Киеве.
Этомупериоду соответствовала так называемая языческая религия,
котораяявилась частью огромного общечеловеческого комплекса
первобытныхвоззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячеле-
тийи послуживших основой для всех позднейших мировых религий»
(РыбаковБ.А. Язычество древних словян).
Языческаярелигия выступала против порабощения славянст-
вакем бы то ни было, в защиту его полной независимости. Между
темфеодалам, владельцам крупных поместий — княжеским воеводам,
военачальникам- тысяцким всё это не могло нравиться, особенно
тогда,когда пример Византии, Греции, западных стран Европы,
воочиюуказывал, что другая религия, например христианская,
поддерживаларазвитие торговли, способствовала нового феодального
способапроизводства и феодальных отношений.
Былии другие обстоятельства, влиявшие на распространение
христианствасреди восточных славян. Отдельные их группы испове-
довалихристианство уже с середины IV в., в частности в районе
Херсонеса.Восточнославянская знать была заинтересована в установ-
лениитесных торговых контактов с Византийской империей. Но вхо-
дитьв тесные деловые отношения с византийцами им мешала разность
вер.Купец-христианин мог легко договориться со своим византийс-
кимединоверцем. Купец-язычник был лишён такой возможности. И та,
идругая вера отрицательно относилась к подобным контактам.
Всередине 60-х годов русами пришлось испытать на себе
несуольконесчастий: неурожай и вызванный им голод, и затем и эпи-
демии(проказы, например); гибель большого флота в результате неу-
дачногопохода на византийскую столицу. Всё ээто бросило тень на
языческихбогов, которые, получив традиционные жертвоприношения,
должныбыли, по мнению верующих, смилостивиться, противодействовать
злымдухам, не допустить несчастий. Когда эти надежды не оправда-
лись,авторитет языческой религии и её богов сильно пошатнулся.
Поискновой веры становился всё более активным процессом. Христи-
анствои христианский бог, так хорошо помогавший «своим», выглядел
всёболее привлекательным. Однако тут были и отрицательные моменты.
Принятие«варварской» страной христианской религии и цер-
ковнойиерархии подчиняло её политическому влиянию и культурноьу
воздействиюВизантии с её уже устоявшимся государственным статусом.
Руссыпревращались, можно сказать, в вассалов Византии со всеми
вытекающимиотсюда последствиями («вассальная зависимость»). Поэ-
томуположение христианства было шатким; оно не могло ещё пустить
глубокиекорни. Тем не менее эти события называют первым крещением
Русиили Причерноморским крещением.
Вопроскрещения относится к 70-м годам IV века, и называется
Киевскимкрещением. Оно произошло в 867-877 гг. и длилось, как видим,
почтидесять лет. Этому событию предшествовал неудачный поход киевс-
кихкнязей Аскольда иДира на Византию (874 г.). Именно после этого
похода между Русью и Византией был заключён мирнрый договор. Гречес-
кийархиепископ посетил Киев, после чего последовало массовое креще-
ниекиевлян (см.: Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, лето-
писи).
В882 г. в Киевской земле произошли крупные политические со-
бытия,о чём пишет Нестор — летописец, автор «Повести временных лет».
Новогородскийкнязь Олег, убив Аскольда и Дира, захватил княжескую
властьв Киеве. Олег был непримиримым противником христианства. Хрис-
тианампришлось уходить с насиженных мест, прятаться и скрываться.
Славяне-язычники принесли с собой и утраченные киевлянами после кре-
щенияверования. Заметим также, что несколько лет господства хрис-
тианства языческая вера конечно же не могла быть полностью уничто-
женаи забыта. Наверняка она имела поддержку среди части жителей, выс-
казывавшихнедовольство религиозной политикой Киевских правителей.
Однако,потерпев поражение в качестве главной религии киев-
лян,христианство не исчезло совсем. Напротив, в IX в. и начале Х в.
русскаяхристианская церковь организационно оформлялась. Она считалась
митрополиейконстантинопольского патриарха и в церковном уставе
ЛьваVI числилась на 61 месте (Лев VI Мудрый — византийский император)
(см.:Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства).
Эпохаправления Игоря и Ольги была переломом в отношении к
христианству.В середине Х в. можно говорить уже об утверждении хрис-
тианствав государственной системе, хотя в то же время это вероучение
незанимало на Руси господствующих позиций.
Охристианах — жителях Руси неоднократно говорится в договоре
князяИгоря с Византией, заключённым в первой половине 40-х годов пос-
ледвух походов русского войска на Византию. Первый был неудачным, вто-
ройже закончился победой.
Вдоговоре с Византией христиане выступают как равноправная
«страна»,что свидетельствует о их значительной роли в Русском госу-
дарственастолько, что с ними вынуждены считаться язычники правящие
круги.
Христианствоглубоко пускает свои корни именно в Киеве. Его
привлекательностьобъясняется тем, что это столица Руси, важный стра-
тегический,ремесленный и торговый центр Восточной Европы. Его прави-
тели,независимо от своих взглядов и убеждений, брали к себе на служ-
бухристиан — воинов, купцов, дипломатов.этого требовала жизнь.
Послесмерти князя Игоря верховная власть сосредотачивается
вруках его вдовы — Ольги, которая принимает христианство в 946 году
вВизантии.По возвращении из Царь-града она начала повсеместно расп-
ространятьновую религию, свергала языческих идолов, строила христи-
анскиецеркви. Только противодействие её сына — Святослава помешало
Ольгесделать Русь Христианским государством. Склонить сына к христи-
анствуона не смогла. Он остался верен язычеству, но гонений на
христиани желающих креститься не было. Ольга с «лёгким сердцем» пе-
редалавласть сыну. Но со сменой верховной власти вновь возобладала
языческаяпартия.
Приходк власти Святослава вовсе не означал, что христианст-
вона Руси было полностью уничтожено. Оно продолжало существовать,
хотяи подверглось гонению.
Старшийсын Святослава — Ярополк, получивший власть после
смертиотца, активно занялся внешней политикой. Византия по-преж-
немуоставалась самой могущественной державой Восточной Европы.
Длясдерживания воинственных русов она поддержала восточных сосе-
дийРуси — печенегов. Ярополк понимал, что нужно прежде всего
укрепитьсвои тылы.
Византийскаядипломатия вынуждена была выработать для се-
бяновую «восточную» политику, чтобы гарантировать безопасность гра-
ницс Русью.
Экономическоеи военное усиление последней было опасно для
Византии.Но решить этот вопрос военным путём было невозможно. Ви-
зантийскаядипломатия пробовала другой — попытаться насадить на Ру-
сихристианство, а затем с помощью христианских мессионеров оказать
решающеевлияние на внешнюю политику русских князей. С этой целью в
Киевпочти одновременно прибывают две христианских миссии: из Конс-
тантинополяи из Рима (начало января 976 г.).
ПриверженностьЯрополка христианству стала причиной в ре-
зультатепредательства воеводами, его поражения в сражении при реке
Дручи.Ярополк воспитываплся бабушкой — княгиней Ольгой, «внутренней
христианской»,какой её называли. Его жена, гречанка по рождению,
такжеисповедовала христианскую религию — веру. Ярополку вменили в
вину,что он поддался их влиянию вопреки исконным интересам русечей.
Историякняжения Ярополка и падение нго как великого русского князя
весьмапримечательна.
Егопрохристианская политика нашла поддержку лишь у части
городскихжителей. Верхушка дружины поднялась против.
Ярополкбыл убит воеводой своего войска — Блудом. Предательст-
вопоследнего свезано с тем, что его привлёк на свою сторону младший
братЯрополка — Владимир, сумевший правильнее определить соотношение
силв государстве. Киев нелегко дался Владимиру. Осада затянулась и
только11 июня 978 г. он вступил в город.
2.Крещение киевлян
-------------------
КрещениеРуси связано с именем великого князя Владимира.
Владимиручёл недовольство киевлян-язычников. Не разрешил варягам со-
биратьдань (контрибуцию) с киевлян, сократил количество наёмников у
себяна службе, соорудил новое языческое святилище, украшенное статуя-
мибогов — Стрибуга, Перуна, Дажьбога. Этот шаг можно рассматривать
какпопытку Владимира «модернизировать» саму языческую религию. Пёст-
рымязыческим верованием он сторался придать какую-то стройность, цель-
ность,вести их в рамки, соответствующие интересам укрепляющегося и
развивающегосяфеодальногто государства. И Владимир I произвёл своего
родаязыческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные
верования.
Являясьвдумчивым политиком и удачливым полководцем, Владимир
черезнекоторое время пришёл к заключению, что господство на Руси
языческойидеологии отрицательно сказываеся на росте народонаселения,
намеждународной торговле; консервирует замкнутость общества, ограни-
чиваетего развитие. Оно не давало " использовать" возможности привле-
чения«знающих» иностранных людей, исключало династические браки с со-
седнимиевропейскими государствами, что, в частности, мешало заклю-
чениюмеждународных договоров и союзов.
Кконцу 80-х годов власть князя Владимира настолько окрепла,
чтоему стало уже не нужна поддержка населения. Более того, он сам
нуждалсяв религии, которая могла бы объединить всё общество, укрепить
егосвязи с Европой, быть помошницей и союзницей при руководстве госу-
дарством.При этом Владимиру пришлось выбирать такую религию, которая
бынаилучшим образом подходиля русскому обществу, его понятиям, цен-
ностям,ориентирам, традициям и привычкам. В «Повести временных лет»
помещёнрассказ о том, как Владимир выбрал новую веру.
Принятиехристианатва по византийскому, или по римскому,
образцуне устраивало Владимира, потому что и в том, и в другом слу-
чаеРусь попадала в «сферу влияния», в зависимость либо от Священной
Римскойимперии, либо от Византийской империи. Из такого тупикового
положения,однако, был выход: пример Болгарской державы, имевшей неза-
висимоепотреаршиство.
ОпытБолгарии подсказал Владимиру путь к реализации замыслов.
Чтобыстать вровень с византийскими василевсами (правителями), Влади-
мирубыло необходимо породниться с византийским домом. Сделать это бы-
лонепросто. Тем не менее он сумел добиться согласия византийских ва-
силевсов- Константина и Василия на выдачу за него замуж их сестры -
принцессыАнны.
Владимирупредстояло довести до конца начатое им дело — крещение кмев-
лян,принятие ими христианства. Крешение христиан происходило не в Днеп-
ре( как часто считают ), а в его притоке Почайне ( летопись «Житие кня-
зяВладимира» ), которая протекала по территории ремесленно-торгового
районаКиева — Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г.( изве-
стнаядата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Влади-
мира,которое он тайно принял в Корсуни ) — пятница, бывшая с древних
временторговым днем на Руси. К тому же в этот день запрещалась всякая
работа.Из землевладельческой округи в город на торги и развлечения сте-
калосьмного людей. Поэтому 1 августа совершилось массовое крещение.
КнязьВладимир сам крестил 12 своих сыновей, а также высших вельмож -
язычников.В последующие дни августа оно продолжалось в близких к Киеву
районах.Крещение жителей столицы Руси было отмечено постройкой храма -
каменнойцеркви Богородицы.
3. Распространение христианства в других землях.
Впланы Владимира входила христианизация всех русских земель. Но
этотпроцесс затянулся на долгие годы ( почти на столетие ). Крещение
шлоне всегда гладко, часто вызывало сопротивление населения.
Первым таким «крепким орешком» оказался, как и предполагал Влади-
мир,Новгород Великий, живший по своим собственным порядкам. Можно ска-
затьдаже, что город был центром язычества, открытым врагом христианст-
ва.Подчинение Новгорода воле киевского князя явилось для Владимира за-
дачейпервостепенной важности. Обращение новгородцев в христианство
прошлов конце лета — начале осени 990г.
Князь Владимир посылает в Новгород своего воеводу Добрыню с дружи-
ной.Жители оказывают отчаянное сопротивление, тогда на помощь Добрыне
прибываетотряд тысяцкого Путяты. Только после этого начинается насиль-
ственноекрещение новгородцев.
Вначале было крещено несколько сотен человек на Торговой стороне
Новгорода29 августа, после переправы Добрыни на левый берег Волхова
имеломесто второе крещение 8-9 сентября. И, наконец, крестили тех, кто
пыталсяобмануть и избежать крещения ( 26 сентября ). Вскоре после кре-
щенияв Новгороде был построен деревянный тридцатиглавый кафедральный
соборсвятой Софии над Волховом, не дошедший до наших времен. Но камен-
наяСофия, существующая и сейчас, построена на том же месте и по образ-
цустарой.
Крещение Ростово-Суздальской земли, строительство г. Владимира-на-
Клязьмелетописи связывают с походом самого великого князя Киевского
Владимира.Город, названный своим именем, Владимир «и возлюби, и укра-
си,и почта, яко паче всех градов русских» ( см.: Владимирский летопи-
сец). Процесс христианизации русских земель продолжался и в XI в., ох-
ватываявсе новые и новые территории. За Ростово-Суздальским следуют
Муромская,Смоленская земли. Затем регионы, заселенные кривичами, роди-
чами,северцами и вятичами. Это на северо-востоке, а на западе — обшир-
ныетерритории, расположенные по Днепру, верховьям Днестра, южной Волы-
нии др.
Главой русской христианской православной церкви был митрополит.
Источники( Никоновская летопись, включенная В.Н.Татищевым в «Историю
Росссийскую») называют первым митрополитом Михаила.
Заключение.
Таков был в общих чертах процесс крещения, христианства на Руси.
Русское христианство отличалось от христианства католического и от
христианствавизантийского образца. Оно заимствовало из славянского
язычестваотдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления
— " о дожде " и др., культ многих святых ( при исповедании единого бога
втрех лицах — Святой Троицы ): Николая Угодника, Ильи Пророка, Пара-
скевыПятницы и пр. Можно сказать, что русичи до такой степени сблизили
своехристианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладало в
образовавшейсясмеси: христианство ли, принявшее в себя языческое нача-
ло,или язычество, поглотившее христианское вероучение. Конечно, право-
славнаяцерковь терпела лишь те языческие традиции, которые не разруша-
ли складывающуюся церковную иерархию.
Отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и
прогрессивнымиявлениями, способствовали экономическому и культурному
развитиюрусских земель.
Принятие христианства Русью оказало решающее влияние на развитие
русскойкультуры. Этот исторический выбор явился той парадигмой, которая
вовлеклав сферу своего влияния и объединила вокруг себя историю России.
Использованная литература.
1.Бахрушин С.В. К вопросу о крещении Киевской Руси. М., 1975.
2.Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.
3.Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. М., 1988.
4.Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. N6.
5.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
6.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 12 т. М., Л.,
1959. Кн. 1 ( т. 1-2 ).
7.Тихомиров М.Н. Русская культура X — XVIII вв. М., 1968.