Данная книга АрлиХувера «Письма агностику в защиту христианства» являет собойфилософско-богословское послание тому человеку, который еще не определил длясебя: есть Бог или нет. С первых строк этой книги автор с уважением обращаетсяк читающему, обращаясь к нему «дорогой и почтенный агнос», что само по себе располагаетк комфортному прочтению и не ущемляет прав и достоинства того кому эта книгаадресована. Книга разделена на небольшие главы и пункты в которых,последовательно и непринужденно автор подводит читателя к первой его задаче доказательстваневозможности догматического атеизма. И это ему удается потому, что приводитсяпример который под силу понять даже школьник. Автор обращается и к верующимубеждая их, что христиане так же нуждаются в философии. Они нуждаются в логике,то есть в здравом мышлении, в правильном рассуждении. Если отделить логическоерассуждение от веры, то это только повредит христианскому богословию.Заниматься философией нам было предназначено Христом, Вечным «Логосом» (Словом),Который не позволяет нам молчать, а приказывает нам быть Его свидетелями всемумиру: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мнесвидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли»(Деян.1:8). Некоторые христиане, как и многие неверующие, считают, что Библиявыступает против рассуждения, что христианство рекомендует слепую веру. На этоавтор отвечает словами апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому,требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью иблагоговением»(1Петр. 3.15). Греческое слово, соответствующее русскому слову«ответ», — это apologia,«апология» или «апологетика» — это философско-богословская наука находящая идающая ответ на волнующие человека вопросы о существовании Бога. По крайнеймере в начале книги нам предоставляются неопровержимые доказательстванесостоятельности атеизма как явления в целом. Мне самому стало понятно, что наземле не было, нет и не будет ни одного атеиста потому, что это не возможно!Раньше я об этом и не задумывался. В этом мне помогла «апологетика»,рассуждение. Сейчас, когда какому-нибудь «атеисту» нужны доказательстванесостоятельности его «веры», я использую метод и пример автора. Действует!Человек задумывается и начинает мыслить, а затем и соглашается с приведеннымпримером. Правда, нужно отметить, что по мере продвижения агноса в глубь книгиему нужно становиться «образованным агносом», так как автор начинаетаппелировать философско-научными терминами, что не может не сказаться напонимании материала и трактовки автором всякого рода тезисов античных исовременных философов и богословов. «Человек уникален как и его Создатель» — утверждает автор. Очень сильным фактом в доказательствах является применениеавтором антропологического аргумента, то есть аргумента основанного начеловеке. Хотя если честно сказать человек сам себя еще не понял, и вряд ликогда поймет без Бога и без понимания Его сущности. Об этом, автор в заключенииисследования данного аргумента, уместно применяет высказывание Августина Блаженного:«Средство, которым дух соединен с телом, непонятно человеку, но в этом-то исама суть человека». Читая эту книгу нельзя не заметить как автор искусновладеет знанием мест Писания, формами дедуктивного и индуктивного методовисследования и доказательств, и прекрасно применяет их на практике. Чтобывыстроить защиту христианства, Арли включает сюда исторические факты идоказывает, что в Библии они отражены в полной мере и с достаточной точностью.Он приводит примеры не вызывающие сомнений, доказывающие подлинностьисторических моментов зафиксированных в Библии, ранее подвергавшихся сомнению ивысмеиванию. Это относится к отрицанию критиками древности второй заповеди: «Неделай себе кумира…» (Исх.20:4). Приведя материалы раскопок Гуго Винклера 1906года он доказывает существование малых народов (как хурияне, хореи, евеи ит.д.), о чем были также сомнения, и многие другие неясности раскрыты и по моемумнению доказаны. Хотя человек часто сомневается даже в самим собой доказаннойистине, можно сказать, что настоящую правду мы узнаем когда войдем в НебесныйГрад приготовленный нам Господом. Об этом так же говорится в этом труде. Особенноважную роль богослов уделил описанию и утверждению чудес сотворенных Богом вВетхом, и Христом в Новом Заветах. Он тонко подмечает, что чудеса Христапоследовательны. Имеется в виду то, что качество описываемой cилыХриста не менялось на протяжении 3 трех лет Его служения. Но дать им какое-тоестественное объяснение – невозможно. Автор делает вывод, что чудеса Христоссовершал из альтруизма. И классифицирует их как вспомогательные,благотворительные, восстановительные, целительные и лечебные. РазъясненийХристовых чудес нет кроме того, как в иудейском Талмуде, где Его чудеса объясняютсямагией и использованием таинственных формул. Вот над этим утверждением на нашвзгляд автору нужно еще поработать и доказать, что это не так. Не важно какназываются чудеса Христа — магия или формула, это всего лишь человеческаяаббревиатура значения cлов.Главное показать, что Христос творил чудеса не так как чародеи и волшебники, нокак Создатель все и вся. Короче говоря в апологетике еще есть много работы. Онавсегда была потому, что так устроен человек. Ему все время нужно что-тодоказывать и рассказывать о Боге и Христе, в то время когда другой человек ищетэти доказательства, находит их и старается чтобы первый понял. В этомзаключается назначение апологетики как богословской науки, и в этом заключаетсясодержание данной книги. В начале я говорил, что автор прибегает киспользованию философских и научных терминов, и как бы намекал, что даннаякнига тяжеловата для усвоения человеком среднего уровня образования, что можнобыло бы написать и попроще. К завершению своего скромного труда я понял, что подругому и нельзя объяснить всю сложность и в тоже время простоту Бога. В двухсловах и на двух пальцах Его не объяснишь. Сложность заключается в природе исущности Его, а простота – в Его Любви к человеку, заботе о своем творении.Жалко, что не все люди это понимают или не хотят понимать. Арли кажется всесделал в своей книге, чтобы показать этому человеку, этому агностику, что и егоБог тоже любит и желает взаимной любви. Да и нам христианам нужно учитьсяпонять Господа. Когда знаешь, что любит твой господин и знаешь его характер,тогда проще ему угодить. Для этого и дана нам жизнь на земле, чтобы узнатьпоближе Бога. Чтобы здесь на земле освятиться и очиститься, «Ибо ничто нечистоене войдет…» в обитель Отца Небесного. Закончить хочется словами Арли Хувера,которыми он заканчивает и свою книгу: «…мне нечего более говорить, всякий разговордолжен теперь прекратиться, умереть в молчании решения, Вашего решения, ибовсякое решение делается в молчании».