ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО МОНАШЕСТВА НА СВЯТОЙГОРЕ АФОН В XX ВЕКЕ
Историюрусского монашества невозможно Афон является колыбелью русского монашества.представить без тех ее страниц, которые связаны с подвижничеством русскихиноков на Святой Горе Афон. Памятуя о том, что первооснователь монашества наРуси преподобный Антоний Печерский был афонским постриженником, можно говоритьо том, что Афон является колыбелью русского монашества. История русскогоприсутствия на Святой Горе насчитывает более тысячи лет. Еще в эпоху св.равноапостольного князя Владимира выходцам из Руси был предоставлен в вечноевладение скит Богородицы Ксилургу. Двумя веками позже, в 1169 году, им былтакже передан монастырь во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона.За эти долгие годы как все русское святогорское иночество в целом, так иСвято-Пантелеимонов монастырь в частности, наряду с периодами расцвета пережилии времена упадка и запустения, что, как правило, было связано с ослаблением потем или иным причинам духовных связей Афона с Русской Православной Церковью.Одним из таких драматических периодов является совсем недавнее от нас время, аименно вторая половина ХХ века, рассмотрению которого и посвящен настоящийдоклад.
Вуказанный период реально существовала опасность полного исчезновения русских наАфоне, хотя начало двадцатого столетия совершенно не предвещало подобногоразвития событий. В 1903 году из 7432 святогорских монахов (включая скиты икелии) русских было 3496, грузин – 51, болгар – 307, сербов – 16, румын – 286,греков – 3276. Таким образом, русская братия была самой многочисленной наАфоне.
Ноуже к 1956 году в двадцати монастырях, скитах и келлиях обитало монахов 1491,или в пять раз меньше, чем в 1903 году. Из них греков осталось1290 человек,болгар – 17, грузин – ни одного, сербов – 28, румын – 94, а русских – всего 62,т.е. почти в 57 раз меньше, чем в 1903 году. В дальнейшем количество их ещеболее уменьшилось. Словно пропорционально убыванию русских на Афоне пустела искудела вся Святая Гора. Что же привело к такому оскудению русского монашествана Афоне?
Ужепосле первой балканской войны 1912 года, когда внешняя власть над Святой Горойперешла от мусульман-турок к православным грекам, положение русского и другихславянских монастырей изменилось в худшую сторону. Если турецкая администрацияне ограничивала самоуправление Афона и не препятствовала пополнению русскихобителей иноками из России, то греки сразу же обнаружили стремление поставитьсвятогорскую общину под свой контроль, подчинить ее светской юрисдикции.
Российскоеправительство не признало этой оккупации, и русские монахи подчинялисьРоссийскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции послов 11августа 1913 года обсуждался вопрос о международном положении Афона, былодостигнуто соглашение, что Афон будет пользоваться независимой и нейтральнойавтономией. Совет (Протат или Кинот), состоящий из 20 представителей 20монастырей, между которыми распределены все земли Афонского полуострова,заведует управлением Святой Горы, и располагает полицией. Тем самым сноваподчеркивался всеправославный и всенародный характер святогорского иноческогоцентра, ни у кого не вызывавший сомнений еще со времен византийских императоров.
Последипломатических усилий России этот проект поддержали премьер-министр Греции Е.Венизелос и Константинопольский патриарх. Вот как звучал ответ патриархароссийскому посланнику в Константинополе:
«Патриархияприсоединяется вполне к проекту, по которому полуостров Афон должен сохранитьсвое автономное положение под руководством шести держав. Патриархия всемисилами будет против того, если какое-нибудь государство, будь даже это Греция,будет домогаться захватить себе Святую Гору, которая является одинаковосвященной для всех православных христиан».
Однакоэти слова были быстро забыты. 26 августа 1913 года Бухарестская конференциявынесла решение о размежевании границ между Грецией и Болгарией, по которомуАфон был отдан Греции. Тем не менее, для России итоги Лондонской конференцииоставались основополагающими, ибо решение об «интернационализации»Святой Горы не было отменено, несмотря на то, что Афон был включен в составГреческого Королевства.
Греческиевойска заняли Афон 2 (15) ноября 1912 года. В тот же день командиромвысаженного десанта адмиралом Кундуриотисом был объявлен королевский декрет,включавший такие характерные пункты:
"(1)Афонский полуостров весь занят нами и составляет отныне нашу оккупацию…
(3)Местные дела будут разбираться… под высшим надзором самого командира отряда.
(4)Существующие законы и обычаи… будут продолжать действовать и применяться…под надзором командира отряда, который имеет право ведать всякое дело…
(5)Мы ручаемся за уважение и ненарушимость прав собственности, религии, личнойсвободы… всех жителей занятой нами местности без различия племенногопроисхождения или религиозного верования…
(7)Охранение прав возлагается на командира отряда, имеющего власть делатьприказания какого бы то ни было характера...".
Весьдокумент, как легко видеть, выполнен в сугубо мирском духе. Внутренние деламонастырей безоговорочно ставятся под контроль военных властей (пп. 3, 4, 7), ас другой стороны, гарантируются права всех, «без различия религиозноговерования». Русское правительство потребовало вывода греческих войск,которые и были выведены с территории Русского Пантелеимонова монастыря.
После1917 года все решения и международные договоры, связанные со статусом СвятойГоры и принятые после Лондонской конференции 1913 года, состоялись без участияРоссии. Тем не менее, и в них было предусмотрено сохранение прав и свободиноков негреческого происхождения. Так, согласно 13-й статье Севрского договорамежду странами Антанты и Грецией, заключенного 10 августа 1920 года, Грецияобязывалась «признавать и хранить традиционные права и свободы, которымипользуются негреческие монашеские общины на Афоне, в соответствии с 62-йстатьей Берлинского трактата от 13 июля 1878г.
Севрскийдоговор ставил исполнение этого пункта под контроль Совета Лиги Наций, каждыйчлен которого мог вносить в Совет предложение о принятии тех или иных мерпротив Греции за нарушение с ее стороны этого пункта. В целом Севрский договортак и не был ратифицирован, но его постановления о национальных меньшинствах, –в частности, на Афоне, – вошли в Лозаннский мирный договор от 24 июля 1923года, который был зарегистрирован Лигой Наций 5 сентября 1924 года под 701 ивзят Лигой под ее гарантию 26 сентября того же года. Таким образом, это решениеявилось обязательным для Греции. Его обязательность прямо предписывается первойстатьей Лозаннского договора: „Греция обязуется признавать постановлениястатей от 2 до 8 (о меньшинствах) этой главы, как основной закон, так чтоникакой закон и никакие правила, никакой официальный акт не могут быть впротиворечии или в несогласии с этими постановлениями“.
Наделе греческое правительство в сложной международной обстановке 20-х годовтекущего столетия вопреки гарантиям Лиги Наций предприняло новые действия поэллинизации Афона. По смыслу всех международных и канонических постановлений оСвятой Горе ее монахи, независимо от их национальности, никогда нерассматривались как обыкновенные жители или подданные того государства, впределах которого находился Афон. Они всегда составляли отдельнуюсамостоятельную монашескую республику, вполне автономную в своей внутреннейжизни. Всегда прием желающего поступить в монастырь был исключительновнутренним делом каждого монастыря. В него не вмешивались ни Священный Кинот,ни Константинопольский патриарх, ни, тем более, светская власть.
Впротивоположность этой древней практике 10 сентября 1926 года греческоеправительство издало закон, согласно которому все афонские монахи, независимоот их национальности, считаются подданными греческого государства. В силу этогозакона в афонские монастыри не может быть вновь принято лицо, не имеющеегреческого подданства. А для того, чтобы лицо негреческой национальности моглополучить право на греческое подданство, оно должно прожить в Греции не менее 10лет, причем сведения о нем в полиции должны быть благоприятными. Этим закономфактически закрывался въезд и поселение славян в славянских монастырях наАфоне. Тем самым были нарушены вековечные свободы этого иноческоговсеправославного центра и международные постановления о нем, в результате чеговеличайшая святыня Православия была фактически изолирована от многих ПоместныхПравославных Церквей.
Закону1926 года предшествовало принятие Священным Кинотом Афона в мае 1924 года»Нового устава", или «Нового канонизма», состоящего из 188статей.
Статья6 этого «Устава Святой Афонской Горы» гласит, что «все обитающиена Святой Горе монахи, какой бы они ни были национальности, считаютсяприобретшими греческое подданство», а согласно статье 8 «представительгреческого государства на Святой Горе заботится и через свои органы приводит висполнение решения монастырей и Священного Кинота, поскольку они принятысогласно настоящему Уставу». Новый Устав якобы «вытекает изимператорских хрисовулов и типиков, патриарших сигиллионов, султанскихфирманов, действующих Главных канонизмов и древнейших монашеских уставов ирежимов» (статья 188). Но это не так.
Завсю историю святогорского монашества даже византийские императоры не имели наАфоне никакого своего светского представителя. Для решения сложных вопросов наАфон направлялся лишь временный экзарх. В царствование Алексия Комнина (1081 –1118) был издан специальный указ, запрещавший светским властям вмешиваться вдела святогорских монастырей, хотя бы даже и вне Афона. Поэтому претензиигреческой братии передать издревле самоуправляемую территорию Святой Горы вподчинение греческим гражданским властям вызвали решительный отпор со сторонырусских святогорцев.
В«Новомуставе», в отличие от прежнего, нет раздела о правовых гарантированныхосновах принятия новых монахов и пополнения негреческих монастырей.Следовательно, подразумевается, что этот вопрос должны решать по своемупроизволу светские греческие власти, ведающие визами и паспортами. Тем самымсоздается возможность произвольно чинить препятствия паломничеству изславянских стран и приезду из них новых послушников и иноков в славянскиемонастыри на Афоне. В «Новом уставе» закрепляется также рядположений, ставящих негреческие обители в неравноправное, по отношению кгреческим, положение.
Например,согласно статье 132 Лозаннского договора, «монахи Афонской Горы, какова быни была страна их происхождения… будут пользоваться, без всякого исключения,полным равенством прав и прерогатив». В параграфе 4 статьи 7 говорится:«Не будет предписано никакого ограничения против свободы употреблениякакого бы то ни было языка… как в религии, периодической печати и в изданияхвсякого рода, так и на публичных собраниях». Параграф 5 этой же статьигласит, что «меньшинства могут в судах пользоваться своим языком какустно, так и письменно». В статье 8 указывается, что «греческиеподданные, составляющие меньшинство по национальности, вере и языку, могут насвои средства основывать, управлять и контролировать благотворительные, религиозныеи социальные учреждения, школы и другие воспитательные заведения с правомсвободного пользования здесь своим языком».
«Новыйустав» вместо этих международных обязательств вводит совершенно иныепредписания. По статье 180 на Афоне может быть только одна типография, именно –греческая, абсолютное право учреждения которой имеет только Священный Кинот. Постатье 182 «каждый монастырь обязательно и безоговорочно должен посылать вАфонскую церковную школу в Карее из числа монахов или послушников, по крайнеймере, двоих учеников» и «никакой монастырь не может отказаться отвзноса соответствующей суммы на содержание школы, который будет определяться наосновании его экономического положения». Кроме того, «посылка монаховили подчиненных для обучения за пределы Святой Горы, если прежде они незакончили Афонскую школу, категорически запрещается». Не говоря уже о том,что в судах и в официальных учреждениях официальным языком должен быть толькогреческий (статья 26).
Статья187, предпоследняя в «Новом уставе», говорит: «Всякоераспоряжение, противоречащее настоящему Уставу, не может иметь силы на СвятойГоре». Тем самым были отменены все прежние уставы и типики, а вместе сними, разумеется, и «прежние привилегии» славянских монастырей. Всеони были поставлены Новым Уставом в жесткую зависимость от греческогобольшинства.
Посмыслу 9-й статьи Устава, вместо своих традиционных типиков монастыриобязываются составить новые правила, подлежащие утверждению и надзору Кинота,состоящего из греческого большинства (17 представителей от греческих монастырейи по одному от русского, болгарского и сербского монастырей).
Поэтомупредставители Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря, хорошо понимаяопасность от «Нового устава», ущемляющего права русских иноков,решительно уклонились, несмотря на угрозы, от обсуждения его и от подписи подним. И в дальнейшем его всячески старались навязать русским инокам. Но позицияиноков Пантелеимоновского монастыря оставалась твердой. В 1940 году, в периоддиктатуры И. Метаксаса, Русский Свято-Пантелеимоновский монастырь согласилсяисполнять предписания «Нового канонизма», как существующегогосударственного законоположения, но подписи своих представителей под ним всеже не поставил.
После1940 года греческое правительство издало декрет, касающийся новых отношениймежду государством и Афоном: правительством назначается афонский губернатор инаходится в ведении министерства иностранных дел. Вследствие этого, до сих порсуществуют разного рода препятствия для въезда паломникам и поселения на Афонемонахов негреческого происхождения. Для посещения Святой Горы иностранцамнедостаточно обычной въездной визы в Грецию, необходимо особое разрешение,выдаваемое в Салониках, а для духовенства требуется еще письменное ходатайствоот Константинопольского патриарха. Русские и славянские монастыри на Афонелишились своих прежних прав и привилегий. Новый Устав Афона аннулировал ихравенство в правах с греческим населением, предоставив последнему всепреимущества. Таким образом, например, для того, чтобы стать насельникомрусского Свято-Пантелеимонова монастыря, власти требуют принятия греческогоподданства, что было зафиксировано в 109 статье греческой Конституции.
Незаинтересованныминаблюдателями неоднократно отмечалось, что именно шовинистическая политикананосит наибольший вред святому делу Афона. В частности, профессор КонстантинКаварнос считает, что «отсутствие молодых монахов вСвято-Пантелеимоновском монастыре и в Андреевском скиту обязано томуобстоятельству, что Священный Кинот и греческое, правительство не допускают наАфон русских монахов из страха перед проникновением коммунистическоговлияния».
Русскиймонастырь святого великомученика Пантелеимона неоднократно протестовал противпопрания своих законных прав новым уставом и против фактического запрещениявъезда на Святую Гору новых иноков-негреков. Но обращения в Священный Кинот, кКонстантинопольскому Патриарху, к греческому правительству и в Лигу Наций (1931г.) не дали никаких результатов.
Вэтой ситуации святогорская русская братия в 1945 году обратилась с просьбой опомощи к Матери — Русской Православной Церкви, авторитет которой в православноммире по окончании Второй мировой войны значительно возрос. В своем послании наимя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия І игумен РусскогоСвято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Иустин писал:
«ВашеСвятейшество, милостивейший Архипастырь и Отец, благословите!
Русскиймонастырь Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона на Святой ГореАфонской сыновне шлет настоящим письмом свои искреннейшие и теплейшиепоздравления Вашему Святейшеству по случаю избрания Вас на древний МосковскийПатриарший престол и торжественного поставления Святейшим Патриархом Московскими всея России. Недавнее восстановление патриаршества в России, избрание наПатриарший престол сначала Вашего приснопамятного предшественника – блаженно оГосподе почившего Патриарха Сергия, а теперь и Вашего Святейшества наполнилинаши сердца, русских православных людей, чувствами глубокой радости иблагодарности Богу. Отрадно думать, что святая православная вера, как и вдревние времена, вновь сияет на Святой Руси, что в эти тяжелые годы войны сисконным внешним врагом-завоевателем Святая Православная Церковь в лицеСвятейшего Патриарха Сергия и Вашем воодушевляла и наставляла (как и во всетрудные времена истории России) верующий русский народ на святое дело защитыРодины. Еще с большею радостию слышим мы отовсюду, что православная вера иЦерковь в России обладают сейчас полной свободой и что правители державыРоссийской относятся к Церкви Христовой с подобающим ей уважением идоброжелательством. Радостно также, что Русская Православная Церковь вновьзанимает подобающее ей почетное место среди других Автокефальных Церквей и чтов Москве обсуждаются и решаются во благо Православия важнейшие вопросы,касающиеся всей Православной Церкви в целом…
Пользуясьслучаем этого первого после многих лет перерыва письменного общения с РусскойЦерковью, мы обращаемся от имени нашего Русского монастыря Святого Пантелеимонаи всех русских монахов Святой Горы к Вашему Святейшеству с нижеследующейпросьбой: Вот уже 30 лет, как Святая Гора Афонская перешла без согласия на тоРоссии во власть греков. С этих пор наш монастырь и все русские обители наАфоне начали подвергаться тяжелым стеснениям со стороны греческогоправительства…
Негреческиеобители Святой Горы обречены на верное и сравнительно быстрое вымирание иуничтожение, за которыми последует общая гибель Святой Горы как особоймонашеской автономной области. Мы вместе с тем сознаем, что в нашей беде, бедерусских людей на далеком Афоне, нам может помочь одна лишь Россия.
Поэтомумы умоляем Ваше Святейшество: взять нас под свое отеческое духовноепокровительство…
Почтительнейшеиспрашивая святых молитв Ваших и благословения, честь имеем быть ВашегоСвятейшества нижайшими послушниками и смиренными богомольцами.
ИгуменРусского на Афоне Пантелеимонова монастыря Архимандрит Иустин со всею о Христебратиею».
Кприведенному посланию был приложен подробный меморандум о положении русскихобителей на Афоне, о международном положении Святой Горы и о желательных путяхразрешения афонской проблемы в интересах русских обителей и всей Святой Горы.Русская Церковь услышала зов своих афонских чад и подняла свой голос в защитувсеправославного светоча. С этого момента начинается трудная и фактическипродолжающаяся до сих пор борьба Русской Православной Церкви за сохранениярусского присутствия на Афоне.
Воздвигаясвой голос в защиту издревле установленных прав и привилегий монастырей СвятойГоры, ходатайствуя о свободном доступе в обители всех жаждущих иноческогожития, а также и о свободном посещении этого Светоча Православия – уделаПресвятой Богородицы – паломниками любой национальности и ученымиисследователями, Русская Православная Церковь строго разграничивала областьканоническую, подлежащую суду Церкви, от вопросов, подведомственных гражданскойвласти. Не вторгаясь в область суверенного администрирования Греции, РусскаяЦерковь указывала на самобытное положение разноплеменных иноков на Святой Горе,на исторически складывавшиеся льготы Святой Горе, которые предусматривалиосвобождение монастырей от значительных государственных налогов и таможенныхсборов на ввоз необходимых товаров и материалов.
НаСовещании Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи спразднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви (5/18 июля 1948года) была создана Комиссия по докладам о положении Святой Горы Афонской.Резолюция, принятая этой Комиссией, гласила:
«МосковскоеСовещание считает своим долгом привлечь внимание Святейших и БлаженнейшихПредстоятелей всех Автокефальных Православных Церквей на судьбу афонскогомонашества в настоящее время, и в особенности на трудное положение монаховнегреческой национальности: русских, болгарских, сербских, румынских,грузинских, албанских и других; от древности имеющих там свои обители, нолишенных в данное время тех прав, которыми они пользовались до недавнеговремени в силу канонических и международных законодательных положений о СвятойГоре Афонской, например права свободного вступления в свои имеющиеся тамобители, права свободного допуска паломников и ученых исследователей и т. д.
ПоэтомуСовещание просит всех православных Предстоятелей обратиться к своимправительствам за содействием об улучшении положения афонских монаховнегреческой национальности путем переговоров с правительством Греции».Далее Совещание, опираясь на международные договоры и в силу освященной векамитрадиции, заявило о необходимости восстановить и гарантировать права афонскогомонашества («Деяния Совещания...», том 11, с. 358 – 359).
Всероссийскиепатриархи неоднократно обращались к патриархам Константинопольским,архиепископам Афинским и греческому правительству по поводу бедственногоположения Русского Афона.
Так,в Послании Святейшего Патриарха Алексия Вселенскому Патриарху Афинагору от 7марта 1953 года снова напоминается о современном тяжелом положении русскогомонашества на Святой Горе, более чем три десятилетия лишенного общения со своейродной Церковью и повседневно терпящего всевозможные притеснения и ограничения.«Справедливо ли, – говорилось в Послании,– что Русская ПравославнаяЦерковь, в свое время внесшая немалую лепту в развитие и процветаниеправославного монашества Святой Горы, без различия национальности и церковнойпринадлежности, ныне не имеет возможности осуществлять обычную связь со своимимонастырскими учреждениями на Афоне, не имеет возможности пополнить молодымииноками славные ряды русских ревнителей духа в Уделе Пресвятыя Богородицы, неимеет возможности более почерпать из величайшего собрания духовных сокровищАфона?»
СвятейшийПатриарх Алексий прежде общего вопроса о возрождении восточного монашества,означенного в программе Просинода, предлагал урегулировать конкретно афонскуюпроблему между Константинопольским престолом и Русской Православной Церковью.Но ни от Константинопольской Патриархии, ни от греческого правительстваофициальных ответов не последовало…
12марта 1957 года Московский Патриархат обратился к министерству иностранных делГреции, через греческого посла в Москве, с просьбой дать разрешение на приезд ивступление на Афоне в братство монастыря святого великомученика Пантелеимонадля десяти человек. Одновременно было отправлено письмо Константинопольскомупатриарху, как духовному возглавителю Святой Горы, в котором МосковскаяПатриархия извещала о своем обращении к греческому министерству и просилаСвятейшего Патриарха Афинагора дать свое согласие. Ответа не последовало.
Черезгод, 5 марта 1958 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий вновьобратился к Константинопольскому патриарху с посланием от лица Русской Церкви,в котором снова подчеркивалось великое значение Святой Горы для внутреннейжизни верующего русского народа. В послании делался запрос о согласии Константинопольскогопатриарха на поселение в Русском Пантелеимоновом монастыре 10 братий.
Многовремени спустя в письме от 20 ноября 1958 года за № 455 Святейший ПатриархАфинагор дал ответ на оба указанных выше послания, в которых лишь сообщил, чтожелающие поселиться на Афоне должны представить для оформления следующиедокументы:
1.Прошение о своем зачислении.
2.Удостоверение соответствующего церковного начальства о том, что просительпринадлежит от рождения к Восточной Православной Церкви.
3.Официальную копию свидетельства о крещении.
4.Собственноручное и подписанное заявление о том, что он знает правила и порядкиУстава Святой Горы.
5.Удостоверение о хорошем поведении и нравственной жизни, выданное компетентнымивластями по месту пребывания его.
6.Выписка из уголовного метрического свидетельства для всеобщей проверки иодобрения со стороны святого монастыря, в котором он хочет жить, со стороныобщества Святой Горы и министерства иностранных дел Эллады в целях общейбезопасности.
Вто же самое время политика эллинизации афонских монастырей продолжалась.
В1958 году после смерти игумена Иустина бразды управления Свято-Пантелеимоновыммонастырем принял на себя схиархимандрит Илиан (Сорокин). Из письма игуменаИлиана от 29 октября (11 ноября) 1959 года на имя председателя Отдела внешнихцерковных сношений Московского Патриархата выяснились все усугубляющиесятрудности, переживаемые русским монашеским братством.
Вотего текст:
«ВашеВысокопреосвященство!
Отлица всей братии нашей Русского монастыря Святого Великомученика Пантелеимонана Афоне обращаюсь к Вам и в Вашем лице к нашей Матери – Русской ПравославнойЦеркви с нижеследующей горячей и настоятельной просьбой.
Нашмонастырь пришел в полный упадок, и ему грозит полное запустение и переход вчужие руки этого древнего русского достояния, созданного трудами и жертвамимногих поколений русского православного верующего народа.
Основнаяпричина этого бедственного положения – оскудение нашей братии из-за отсутствияпоступления новых монахов в наше монашеское братство, как об этом мы ужесообщали и ранее в Московскую Патриархию. Нас осталось сейчас всего 50 человек,самому молодому из нас 54 года, большинство семидесяти- и восьмидесятилетниестарчики. Только незамедлительное прибытие новых молодых сил в наше братствоможет спасти положение.
Кромекак с нашей Родины, России, ниоткуда не может прибыть к нам пополнение, и всянаша надежда на сохранение нашего монастыря, после Бога, Пречистой Богородицы иСвятого Великомученика Пантелеимона, на Русскую Православную Церковь,Московскую Патриархию.
Намизвестно, что Московская Патриархия обратилась с просьбой к ВселенскомуПатриарху, в канонической юрисдикции которого находится наш монастырь,допустить из России приезд десяти человек для поступления в братство нашегомонастыря. Мы глубоко благодарны всегда Его Святейшеству, Святейшему ПатриархуАлексию и Вам за этот шаг и всецело его приветствуем.
Нонам известно, что Вселенский Патриарх не счел возможным ответить на Вашеписьмо. Причина тому – давление, оказываемое на него со стороны греческогоправительства, противящегося приезду на Афон русских. Формальный предлог длянеотвечания – Афон пользуется известной церковной автономией, и ВселенскийПатриарх не является первой инстанцией в такого рода делах… Мы умоляем Вас,Святейшего Патриарха Алексия и всю Русскую Православную Церковь незамедлительнооказать нам помощь. Иначе наш монастырь обречен на погибель.
ИспрашиваяВаших святых архипастырских молитв и святейшего благословения, остаемся Вашимисмиренными послушниками и богомольцами –
Игуменархимандрит Илиан со всею о Христе братиею».
Неоднократновзывали о помощи к Русской Церкви русские иноки и других святых мест Афона,как, например, настоятель обители Воздвижения Честного Креста Господняиеросхимонах Афанасий, настоятель скита Архистратига Божия Михаила архимандритЕвгений, настоятель Ильинского скита архимандрит Николай.
В1959 году в Свято-Пантелеимоновском монастыре случился сильный пожар, врезультате которого очень пострадала библиотека, хранившая редчайшие рукописиХI – XVI вв. Московская Патриархия пыталась оказать материальную помощьпострадавшей обители, но передать эту помощь оказалось невозможно. Вот чтописали по этому поводу насельники монастыря:
«Намочень прискорбно, что греки пишут в своих газетах, что русские афонские монахине желают принять жертву от Святейшего Патриарха Алексия, а также и новыхмонахов, – все это неправда. Мы все желаем соединиться с Православной РусскойЦерковью, но враги не допускают...»
Ивсе же Русской Церкви удалось доставить жертву на Афон. Сделано это было припомощи церковной делегации, находившейся в 1959 году в г. Фессалоники наюбилейных торжествах в память святителя Григория Паламы, в связи с 600-летиемсо дня его кончины (14 ноября). Тогда впервые за многие годы официальнойделегации Московского Патриархата было дано разрешение совершить паломничествона Афон.
Ноуже в 1961 году греческое правительство не разрешило въезд на Святую Горудругой делегации Русской Церкви, принимавшей участие в работе Всеправославногосовещания на о. Родос и желавшей поклониться святыням Афона.
Вскорегреческие власти стали преследовать за письма и посылки, которые русские монахиполучали с Родины. В греческой печати возобновились нападки на русскоемонашество на Афоне. Константопулос, тогдашний губернатор Святой Горы, направилсвою деятельность «в сторону последовательного ограничения самоуправленияСвятой Горы и полного подчинения правительству Греции, но на пути к этомустояли славянские монастыри. Поэтому определенные круги устраивали всевозможныепрепятствия пополнению монахами этих монастырей».
Всвязи с чинимыми препятствиями Святейший Патриарх Русской Православной Церквинеоднократно утешал святогорцев своим святительским словом. В одном из своихписем он свидетельствовал: "… Все вы, как и великий угодник Божийпреподобный Серафим, служки Божией Матери в Ее уделе на Святой Горе, всегдаприбегаете к Ее заступлению, и верую, что ваше молитвенное к Ней обращениепреклонит Заступницу рода христианского благословить Православную ЦерковьРусской Земли" (из письма Патриарха Алексия братии Русского монастыряСвятого Великомученика Пантелеимона от 2 сентября 1961 года).
Несмотряна то, что с 1962 года возобновились паломнические путешествия на Афонпредставителей Русской Церкви, они были очень и очень редкими.
Единственнаяформа помощи русским святогорцам заключалась в периодических посылках,отправляемых через Московскую Патриархию, которые свидетельствовали о глубокойлюбви русского верующего народа к афонским инокам…
Всвязи со случившимися пожарами в Пантелеимоновом монастыре и Андреевском скитуМосковская Патриархия послала 13 ноября 1962 года через посольство СССР вГреции денежные переводы на восстановление пострадавших помещений, в каждый изних по 75 тысяч греческих драхм. Кроме того, в Пантелеимонов монастырьСвятейший Патриарх направил грузовой автомобиль.
«Мывсегда помним вас, – свидетельствовал митрополит Ленинградский и НовгородскийНикодим, – своих русских иноков, находящихся вдали от родного края, в трудных итяжелых условиях несущих свои подвиги духовного совершенствования и молитвы.Бог даст, устроятся дела русского иночества на прославленном с древних временСвятом Афоне».
Всвязи с празднованием 1000-летия Великой Лавры преподобного Афанасия на Афонебыли предприняты новые шаги к восстановлению духовной связи Русской Церкви соСвятой Горой. В послании Святейшего Патриарха Алексия Святейшему ПатриархуКонстантинопольскому Афинагору от 20 мая 1963 года подчеркивалась постояннаямноговековая связь Русской Православной Церкви с русскими монастырями иинонациональной братией Святой Горы. Напоминалось также, чтоКонстантинопольский Патриарх всегда признавал вполне каноническими связиРусской Церкви с Афоном и все проявления русского церковного покровительстваинокам Святой Горы.
Подчеркиваядалее озабоченность Русской Православной Церкви будущими судьбами Святой Горы ирусских обителей на ней, Святейший Патриарх Алексий призвалКонстантинопольского патриарха употребить весь свой авторитет, чтобы разрешитьсвятогорскую проблему и вернуть Святой Горе ее общеправославное значение, какоеона имела на протяжении минувшего тысячелетия. Вопрос о современном положениисвятогорского монашества с особой серьезностью был поднят на Совещании в Лавресвятого Афанасия на Афоне 24 июня 1963 года. В Совещании участвовали СвятейшийПатриарх Константинопольский Афинагор, Святейший Патриарх Сербский Герман,Блаженнейший Патриарх Румынский Юстиниан, Святейший Патриарх Болгарский Кирилл,представитель Патриарха Московского и всея Руси Алексия архиепископ Ярославскийи Ростовский Никодим. Были также представители и от других Православных Церквейсо своими клириками.
«Долгвсего Православия и каждой Православной Церкви в отдельности, – сказал в своемслове Святейший Патриарх Афинагор,– рассматривать все церковные вопросы совсеправославной точки зрения. Вопрос о Святой Горе, который относится ко всемуПравославию, относится также и к компетенции каждой из ПравославныхЦерквей».
Носохранение Святой Горы в качестве «всеправославного монашеского центра,единой всеправославной державы и единой духовной лечебницы» невозможно безтого, чтобы святогорская иноческая дружина не пополнялась беспрепятственнопосланцами братских Церквей. В связи с этим, присутствовавший на торжествах патриархБолгарский Кирилл, обращаясь к Константинопольскому патриарху Афинагору,воскликнул:
«ВашеСвятейшество, Господь взыщет с Вас, а история Вас осудит, если в Вашепатриаршество угаснут славянские лампады на Святой Горе».
Наэто патриарх Афинагор ответил:
«КогдаМосковский патриарх Алексий был в Фанаре (8 декабря 1960 года), я уведомил его,что он может посылать на Святую Гору сколько угодно монахов и всем им будетгарантирован прием. То же самое я повторяю и сегодня: все Церкви могут посылатьна Афон столько монахов, сколько сочтут нужным. И для всех тех, кто будутпосланы, полной гарантией будут подписи соответствующих Предстоятелей Церквей.Я как духовное лицо сам поручусь за тех, которые будут посланы».
Пообщему мнению участников Совещания, это заявление Константинопольскогопатриарха о гарантированном приеме в святогорские обители всех монахов, которыхсочтут нужным направить на Афон предстоятели Поместных Церквей, было особенноважным на прошедшем совещании.
14октября 1963 года Константинопольскому патриарху Афинагору был направлен списокиз 18 лиц, ожидающих разрешения на поселение в Пантелеимоновском монастыре.Одновременно документы на 18 кандидатов были представлены в министерствоиностранных дел Греции. После долгого и необоснованного затягивания решенияэтого вопроса, а также после повторного обращения к патриарху Афинагорупатриарха Алексия от 23 июня 1964 года и митрополита Никодима от 11 июля 1964года № 822/65 было получено разрешение на въезд в Русский Пантелеимоновмонастырь только пяти монахам. В июле 1966 года четверо из них выехало на Афон,но уже на следующий год один из них по болезни возвратился на Родину. Такимобразом, братию монастыря пополнило всего лишь три человека.
Этогочисла было явно недостаточно для возрождения обители, поскольку ситуация в нейпродолжала ухудшаться. Вот как описывал положение в монастыре в 1964 году егоигумен, схиархимандрит Илиан:
«Вэту зиму у нас необыкновенные холода, в церкви четыре градуса, заболели всегриппом, на две церкви осталось 16 человек, остальные престарелые ибольные».
(Изписьма схиархимандрита Илиана патриарху Алексию)
По-прежнемуогромный урон монастырю наносили пожары. Самый сильный из них произошел 23октября 1968 года, когда выгорела вся восточная стена двора с шестью часовнями,огнем были уничтожены монастырские гостиницы и келии. Пожар, начавшись свосточного корпуса, охватил парадные помещения, архондарик и настоятельскиекелии в восточном крыле Покровского корпуса. Кровля и междуэтажные перекрытиярухнули вниз. На тот момент в обители находилось только 8 монахов. Все они былив весьма преклонном возрасте. Тем не менее, с помощью Божией им и подоспевшимна помощь немногочисленным мирянам удалось остановить распространение огня и недопустить гибели главных соборов и библиотеки. После этого катастрофическогопожара на выгоревшей на глубину нескольких сантиметров земле чудом осталасьжива маслина, посаженная некогда от ростка дерева, выросшего на местемученической кончины святого великомученика и целителя Пантелеимона. Этособытие братия монастыря восприняло как несомненный знак того, что молитвенноепредстательство святого великомученика не покинет его обители. В то время вмонастыре стала стереотипной фраза, выражающая веру и терпение святогорцев:
«Угасаемпо причине нехватки отцов, но верим, что Богоматерь убережет свой дом».
Послеудара стихии монастырь представлял собой страшное зрелище. АрхиепископВолоколамский Питирим, посетивший обитель в 1972 году в составе делегации,сопровождавшей Святейшего Патриарха Пимена, писал:
«Стоятпустые выгоревшие корпуса у монастырской пристани, опустошены пламенемвосточный и южный братские корпуса, а в ночь на праздник Преображения Господняв 1969 году выгорел большой участок леса, спускавшийся с перевала от СтарогоРуссика к самому монастырю ».
В1968 году русское святогорское братство пережило еще одну тяжелую утрату. Скончиной игумена, архимандрита Михаила, окончательно опустел Андреевский скит сего прекрасными строениями и самым большим на Балканах Андреевским собором.Грекам удалось доказать, что скит построен на земле Ватопедского монастыря,хотя по Сан-Стефанскому мирному договору и постановлению Константинопольскогопатриарха Анфима Андреевский скит имел статус монастыря наравне с другимиглавными обителями Афона. После смерти последнего русского инока из скита былавывезена наиболее ценная утварь, иконы, святыни. Оставшись необитаемым, скиточень быстро стал разрушаться. Монастырь Ватопед долгие годы не посылал туда нажительство своих иноков. В 1982-м году руководством Ватопедского монастыря дажерассматривало возможность передачи Андреевского скита РусскомуСвято-Пантелеимонову монастырю, но этим планам так и не суждено было сбыться.
Послепотери Андреевского скита в ведении русских иноков еще оставался Ильинскийскит. К сожалению, после смерти его настоятеля схиархимандрита Николая скитподпал под влияние иноков, приверженцев Русской Зарубежной Церкви. В немпрекратилось не только традиционное для русских афонских обителей поминовениеимени Патриарха Московского и всея Руси, но и возношение имениКонстантинопольского Патриарха, являющегося каноническим епископом Святой Горы,что в конечном итоге и обусловило потерю для русских и этого скита.
Темвременем количество братии Руссика продолжало уменьшаться. В 1969 годумитрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, обращаясь к инокамСвято-Пантелеимонова монастыря, отметил:
«Навашу долю выпал нелегкий жребий подвизаться в обители Святого ВеликомученикаПантелеимона в один из труднейших периодов ее истории. Численно умалились вы,но подвиг ваш от того стал еще выше пред Богом. Ваши благочестие, вера иревность о славе Божией трудно выразить на бумаге языком человеческим. Воистинувы не только низлагаете ветхого человека, но и побеждаете старость плотскую.Поэтому примите от православных людей Отечества вашего благодарный поклон. Мывосхищаемся вашим подвигом и молимся о вас, вместе с вами разделяем печали ирадости ваши. Вместе с вами мы едины в молитвах, обращаясь ко Господу Сил,Пречистой и Пресвятой Богоматери и Великомученику Пантелеимону о сохраненииобители сей от всякого злого обстояния на радость подвизающимся в ней и всехправославных русских людей для назидания многим, кто хочет жить единым напотребу».
27марта 1969 года, заместитель председателя Отдела внешних церковных сношенийМосковского Патриархата епископ Тульский и Белевский Ювеналий передал министруиностранных дел Греции г-ну Панагиотису Пипинелису письмо председателя Отделавнешних церковных сношений митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима,в котором говорилось:
"… Околотрех лет тому назад пять иноков получили возможность жить на Афоне, из которыхтолько трое в настоящее время находятся на Святой Горе. Один из пятикандидатов, по причине болезни, не смог воспользоваться данным ему разрешением,второй же из них направился на Святую Гору, но в скором времени постигший егонедуг заставил вернуться на Родину. Три инока, живущие сейчас в РусскомПравославном монастыре, не могут должным образом обслужить многих преклонноговозраста старцев малочисленной братии Святой обители. Это нас очень тревожит ибеспокоит, как с точки зрения утоления русскими монахами своей духовной жаждыжить на Святом Афоне, так и с точки зрения заботы о престарелых нашихсоотечественниках… Мы скорбим, что эта Святая обитель приходит в упадок по независящим от нас причинам. Мы слышим зовы прийти на помощь, поддержать старостьоставшихся русских подвижников и молитвенников и не дать угаснуть нашим русскимлампадам, которые теплятся и свидетельствуют живую веру нашего народа столько веков.
Жительстворусских монахов на Святой Горе было всегда сильным импульсом и для духовнойжизни в самой России. Наше христианское сознание, наша православнаяответственность в современном мире и просто человеческое чувство заставляют насснова и снова обращаться к Вашему Превосходительству с просьбой об оказании намсодействия в оформлении на въезд на Святую Гору в Пантелеимоновский монастырьдля несения там иноческого послушания иноков Русской Православной Церкви,которые имеют уже благословение Святейшего Патриарха Афинагора в его посланииСвятейшему Патриарху Алексию от 19 июля 1965 года № 957".
Этинапоминания возымели свое действие. 27 февраля 1970 года на Афон выехали дварусских инока, получившие визы на постоянное поселение в Русском Пантелеимоновоммонастыре. Но эта полумера не могла решить там столь серьезные проблемы жизни.
5/18января 1971 года на 88-м году жизни почил о Господе игумен РусскогоСвято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Илиан (Сорокин).
«Этобыл человек большой духовной мудрости и доброты, старец, которых сейчасмало»,
— так писал о нем его духовный сын архиепископ Василий (Кривошеин). В братствомонастыря отец Илиан поступил еще в 1905 году, и с тех пор 66 лет неотлучноподвизался на Святой Горе.
26апреля 1971 года игуменом Русского Свято-Пантелеимонова монастыря был избрансхиархимандрит Гавриил (Легач). Новый игумен продолжил линию своегопредшественника, видя спасение для монастыря исключительно в укреплении связи сРусской Церковью.
Вписьме на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена от 9 сентября1972 года схиархимандрит Гавриил писал:
"… НашМонастырь находится в крайне затруднительном положении и, особенно из-занеимения братства. С течением времени постепенно число уменьшается – старикивымирают, а пополнения нет, такое положение и уже здесь живущих приводит вуныние и безнадежность.
Мы,зная любовь Русского Народа к Святому Афону, верим и надеемся, что ВашимСвятейшеством и всей Русской Церковью будут приняты все возможные меры к тому,чтобы этот русский (почти последний на Афоне) уголок с его святынями оставалсяи продолжал свое существование для утешения каждого верующего русскогочеловека..."
СвященноначалиеРусской Церкви всякий раз в ответ на эти прошения обращалось со своимиходатайствами к правительству Греции и Константинопольскому патриарху.
Вэто время в Греции произошел государственный переворот, в результате которого квласти пришла военная хунта, наступили времена т.н. «диктатуры черныхполковников». Теперь уже препятствия приезду русских монахов чинило новоеправительство Греции, которое грубо вмешивалось во внутреннюю жизньсвятогорцев, всячески притесняя монахов. 14 февраля 1969 года греческое военноеправительство издало в законодательном порядке постановление №124 о значительномрасширении функций афонского гражданского губернатора, что вело к значительномуограничению самоуправления афонского монашества.
ОтСвященного Кинота был направлен протест против закона № 124/ 1969 губернаторуАфона, министру иностранных дел Греции, премьер-министру и патриарху Афинагору.
Вышеуказанноепостановление вызвало глубокую озабоченность Православного мира. ПатриархМосковский и всея Руси и Священный Синод Русской Православной Церкви назаседании 25 апреля 1969 года постановили осудить «декрет №124»,принятый правительством Греции, как нарушающий права и древние традиции жизнимонастырей Святой Горы, в том числе и Русского монастыря во имя СвятогоВеликомученика Пантелеимона, и принять решительные меры.
Вблагодарность за эти деяния Русской Церкви братия Русского Пантелеимоновамонастыря обратилась к Святейшему Патриарху Алексию с письмом от 24 апреля (7мая) 1969 года, в котором говорилось:
“Симнашим скромным письмом уведомляем Ваше Святейшество о получении нами телеграммыс содержанием Вашего обращения к нашим духовным и гражданским властям в пользуи защиту Священного Кинота нашей Святой Горы, нашего Монастыря и всех великих ималых Обителей Афона. Это действие Вашего Святейшества абсолютно всеминасельниками (за исключением частных единиц) Святой Горы было принято с большойрадостью, и все в этом усматривают Промысл Божий и заботы Царицы Небесной,Игумении сей Святой Горы, о своем Земном Жребии".
Всвязи с принятием Декрета №124 Святейший Патриарх Алексий в письме от 30 апреля1969 года предложил патриарху Афинагору созвать всеправославное совещание, накотором можно было бы обсудить положение на Святой Горе.
Этомуже вопросу было посвящено совместное заявление Святейшего Патриарха БолгарскогоКирилла и местоблюстителя Московского Патриаршего престола митрополита Пименаот 8 июня 1970 года. В нем вновь говорилось об озабоченности Церквей Болгарскойи Русской в связи с декретом №124, согласно которому на греческое министерствоиностранных дел были возложены в значительной степени прерогативы ВысшейЦерковной власти на Афоне. Губернатор хотел быть фактическим распорядителемжизнью и имуществом монастырей, расположенных на Святой Горе. Новые функциигубернатора были подкреплены решениями об унизительных мерах наказания дляиноков Святой Горы в случае нарушения ими упомянутого декрета.
Сдругой стороны, в совместном заявлении высказывалась тревога по поводупоявившихся в греческой печати сообщений о намерении правительства Грециипревратить Афонский полуостров в место международного туризма. Это привело бы,подчеркивалось в документе, «к разрушению самой многовековой основы жизниафонских подвижников».
Взаявлении решительно осуждалось вмешательство властей Греции в вопроссвободного въезда на Афон новых послушников и монахов и доступа паломников.
31августа 1970 года Патриарший местоблюститель митрополит Пимен направил новоепослание патриарху Афинагору, в котором вновь указывалось на необходимостьсозыва всеправославного совещания для обсуждения вопроса об Афоне.
Вмарте 1972 года состоялась еще одна совместная акция Русской и БолгарскойЦерквей. Святейший Патриарх Пимен и Святейший Патриарх Максим направилисовместное послание премьер-министру Греции Г.Пападопулосу, в котором призывалиего принять необходимые меры для восстановления нормальных условий вПантелеимоновском и Зографском монастырях. Копия этого письма была направленапатриарху Афинагору, но, как и прежде, никакого ответа от него не последовало.
В1972 году Святую Гору посетил Святейший Патриарх Московский всея Руси Пимен.Следует отметить, что это было первое в истории посещение Афона ВсероссийскимПатриархом. Священноначалием Русской Православной Церкви этот визит былиспользован для привлечения широкого внимания греческой и мировойобщественности к ужасающему положению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
23октября 1972 года на приеме в Протате Святой Горы Афон в Карее СвятейшийПатриарх Пимен от лица Русской Православной Церкви подчеркнул:
«Будучисвязана теснейшими вековыми узами с Афоном, Русская Православная Церковь хочетпродолжать эти связи, ибо православной русской душе Афон, как величайшаявсеправославная святыня и оазис стяжания вечной жизни, остается особенноблизким и дорогим. В связи с этим мы весьма озабочены оскудением иноков в нашейрусской обители, остро нуждающейся в их пополнении.
Мынадеемся, что греческие светские власти правильно понимают наши естественныестремления и искренние желания сохранить чин русских иноков на Афоне, аСвященный Кинот пойдет навстречу желаниям тех русских иноков, которые хотят подвизатьсяи проводить свое спасительное жительство здесь, на Святой Горе.
НаСвятой Горе должны пребывать сложившиеся с древних пор традиции и привилегиижизни ее обитателей. Афон должен быть сохранен как всеправославный монашескийцентр с веками освященной независимостью и свободой, со своеобразнымтрадиционным самоуправлением. И мы глубоко верим, что Святая Афонская Гора нетолько была, но и будет оплотом православного иночества всехнациональностей».
Наприеме, устроенном премьер-министром Греции 19 октября 1972 года, СвятейшийПатриарх Пимен в своей речи официально заявил:
«Свидетелеммноговековой давности дружеских отношений между русским и греческим народамиявляется Русский Свято-Пантелеимоновский монастырь на Святой Горе Афон. Впрекрасный, благоухающий букет святых афонских обителей русский монастырьвлагает свою почти тысячелетнюю историю, которая является ярким свидетелемглубокой веры и исключительного благочестия русских православных христиан. Этотмонастырь был всегда связан с Русской Православной Церковью живыми духовными иматериальными узами. Осуществляя свою заботу о сохранении и добром состоянииэтого исконного центра духовной жизни нашей Святой Русской Православной Церкви,мы, естественно, нуждаемся в понимании наших интересов представителями властейГреции, под чьим суверенитетом находится Святая Гора, и в необходимых случаях –в содействии. Мы надеемся, что иноки, желающие перейти из монастырей нашейЦеркви в Пантелеимоновскую обитель, не будут встречать печальногопротиводействия со стороны официальных греческих кругов, равно как будутудовлетворяться и иные наши представления, вызываемые интересами РусскогоСвято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне».
В1973 году патриарх Пимен дважды обращался к новоизбранному Константинопольскомупатриарху Димитрию с просьбой подтвердить благословение почившего патриархаАфинагора на приезд шести иноков в Пантелеимоновский монастырь (письмо № 595 от3 апреля 1973 года и письмо № 1634 от 10 сентября 1973 года). И снова ответа наних получено не было. Тогда в связи с упорным молчанием Константинопольскогопатриархата, 12 ноября 1973 года патриархом Пименом была послана патриархуДимитрию телеграмма, в которой в частности указывалось на недружественныйхарактер политики Константинополя по отношению к Русской Церкви в афонскомвопросе:
«Необъяснимоемолчание воспринимается нами как игнорирование Наших обращений к Вашей Святыне,приносит Нам огорчение и, к глубокому прискорбию Нашему, способствует толькоослаблению уз, связующих наши Святые Церкви».
Послеэтого только 26 августа 1974 года в письме № 432 патриарх Димитрий ответил напослания патриарха Пимена, сообщив, что из шести человек только двум даноразрешение на поселение на Святой Горе. Из этих двух человек на следующий годтолько один монах прибыл на постоянное жительство на Афон. Им был нынешнийигумен Свято-Пантелеимоновского монастыря архимандрит Иеремия (Алехин).
4марта 1974 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен повторилпросьбу Русской Православной Церкви новому президенту Греции г-ну ФедонуГизикису в связи с сохранением тягостного положения в Русском монастыре наАфоне.
В1975 году письмами от 16 октября № 2413 и от 31 декабря № 2994 патриарх Пименсообщил патриарху Димитрию имена 14-ти человек, желающих нести послушание наАфоне.
23января 1976 года был получен ответ Константинопольского патриарха, в котором онсообщал, что из 14 человек одобрены лишь четыре, в связи с чем патриарх Пимен вписьме от 16 марта 1976 года № 466 выразил свое недоумение таким решением.
Лишь16 июня 1976 года патриарх Димитрий известил патриарха Пимена, что можнопроизводить оформление и готовить для отъезда на Святую Гору и остальных десятимонахов. Итак, летом 1976 года на Афон прибыло сначала четыре монаха изПсково-Печерского монастыря, а затем еще группа из девяти монахов. Учитывая,что к тому времени в Пантелеимоновом монастыре оставалось всего 13 монахов,можно лишь только представить себе, с какой радостью встречала пополнениебратия обители.
Послеэтого в 1977 году Русской Православной Церковью был поднят вопрос о новыхдесяти кандидатах, желающих поселиться на Святой Горе. После года согласованийс Константинопольским Патриархатом в мае 1978 года в РусскийСвято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон прибыло еще пять монахов, втом числе иеромонах Николай Генералов, ставший впоследствии представителемобители в Священном Киноте.
Ктому времени в монастыре сменилось несколько игуменов. В 1975 году по причинетяжелой болезни ушел на покой схиархимандрит Гавриил (Легач). Братия избралаигуменом архимандрита Авеля (Македонова).
СхиархимандритГавриил оставался в монастыре в качестве помощника игумена вплоть до своейкончины, последовавшей в возрасте 76 лет 26/9 июля 1977 г. При жизни отецГавриил отличался особенным трудолюбием. Если он не был в храме или на келейноймолитве, то непременно был занят трудом, позволяя себе лишь незначительныйотдых ночью. Братия вспоминала, что за 53 года его жизни в обители не былослучая, когда бы он с кем-либо празднословил.
АрхимандритАвель недолго пробыл на должности игумена. В 1978 году в связи с болезнью онотбыл на Родину. Местоблюстителем игумена стал архимандрит Иеремия (Алехин).Через год он был избран игуменом монастыря, каковым пребывает и до настоящеговремени. Тогда отец Иеремия писал Святейшему Патриарху Пимену:
«Мыне находим для себя сколько-либо более положительным другое направление вотношении наших симпатий и теснейших связей, как с родной матерью РусскойЦерковью”.
Вте годы значительно активизировались связи Русского Свято-Пантелеимоновамонастыря с Русской Православной Церковью. Начиная с 1974 года в нашу странустал регулярно приезжать весьма влиятельный на Афоне в то время эконом ипредставитель Пантелеимонова монастыря в Священном Киноте иеродиакон Давид(Цубер). Это позволило более эффективно решать вопросы оказания разнообразнойпомощи русской афонской обители.
НаПасху 1975 года Русский Свято-Пантелеимонов монастырь посетила делегацияРусской Православной Церкви во главе с архиепископом Ростовским иНовочеркасским Владимиром (Котляровым). С этого момента поездки паломническихделегаций нашей Церкви совершаются ежегодно. Вначале посланцы нашей Церквипосещали монастырь на Пасху. По решению Священного Синода Русской ПравославнойЦеркви от 12 марта 1979 года паломнические группы Русской Православной Церквистали направляться к празднику святого великомученика Пантелеимона.
Длядальнейшего развития связей с Афоном Священный Синод Русской ПравославнойЦеркви своим постановлением от 17 апреля 1975 г. передал для подворья АфонскомуСвято-Пантелеимонову монастырю Троицкое подворье Троице-Сергиевой Лавры в селеЛукино (Переделкино). Первые годы принадлежность Троицкого Подворья РусскомуСвято-Пантелеимонову монастырю носила скорее формальный характер. У монастыряне было ни сил, ни средств для налаживания его полноценной деятельности.Ситуация коренным образом изменилась после 1991-го года, когда постановлениемправительства Москвы № 14 от 6 августа 1991 г. комплекс храма святого мученикаНикиты, что за Яузой, был передан в пользование подворью РусскогоСвято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Московское подворье сталоместом, где проходят испытательный срок кандидаты на постоянное проживание вРусском Свято-Пантелеимоновом монастыре.
Необходимостьтщательного отбора отъезжающих на Афон иноков стала очевидной уже послеприбытия из Советского Союза первой партии пополнения братииСвято-Пантелеимонова монастыря в 1976-м году. Впоследствии игумены Авель иИеремия в своих письмах священноначалию Русской Православной Церкви указывалина то, что многие из новоприбывших оказались совершенно не подготовленными ксуровым условиям святогорской монашеской жизни. Значительная их часть вскореуехала на Родину, так что если в 1979 году по списку в обители числилось 27человек братии, то уже в 1981 году их осталось только 22. Но и из тех, ктоостался в монастыре, далеко не все соответствовали высокому званиюмонаха-афонита. Из монастыря стали приходить известия о брожении среди братии,упадке духовной жизни, нарастающем беспорядке в монастырском хозяйстве ибиблиотеке. Вот как в 1980 году описывал ситуацию известный греческий богослови большой друг Русской Православной Церкви профессор Антоний Тахиаос:
»Духовноесостояние монастыря все к худшему идет, и один Бог знает, что будет дальше.Вместо того, чтобы быть цветущим, особенно после приезд новых монахов, из-занедостатка духовного руководства монастырь углубляется в дряхлость. Прошло ужеболее тридцати лет, как я бываю в монастыре, а подобного нынешнему духовногоупадка не помню".
Темвременем постепенно уходили из жизни старые монахи, последние представителипоколения русских святогорцев, выдержавшего тяжелые годы изоляции обители отМатери — Русской Православной Церкви. Так, в 1982 году на 81 году жизнискончался иеросхимонах Серафим (Текза), который подвизался на Афоне с 1925года. А летом 1987 года последовала кончина многолетнего эконома ипредставителя монастыря в Священном Киноте Святой Горы схииеродиакона Димитрия(Давида) Цубера.
В1982 году последовало письменное обращение Свято-Пантелеимонова монастыря наАфоне к Русской Православной Церкви, подписанное игуменом архимандритомИеремией. В письме была изложена просьба прислать в обитель новое пополнениемонахов, оказать монастырю материальную помощь, помочь наладить правильное ведениеделопроизводства в Афонском Подворье в Москве. Предлагалось также создать приСвященном Синоде Русской Православной Церкви комиссию по афонским вопросам, атакже исследовать исторические материалы и издать тысячелетию Крещения Русииллюстрированный альбом о Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на СвятойГоре Афон.
Всеэти вопросы были приняты к рассмотрению Священноначалием нашей Церкви. Всоответствии с последним из них в 1983 году монастырь была направленаиздательская группа во главе с заместителем Председателя Издательского отделаМосковской Патриархии архимандритом Иннокентием (Просвирниным).
В1982 году началось формирование очередной группы из 18 кандидатов на проживаниев Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. На этот раз усилия Русской ПравославнойЦеркви, в частности Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархатаполучили поддержку Священного Кинота Святой Горы Афон. В это году СвященныйКинот выступил с обращением к президенту и правительству Греции, подписаннымигуменами 20-ти главных афонских обителей, относительно проблемы хроническогонедостатка насельников негрекоязычных монастырей. В обращении в частностиговорилось:
«Мырасполагаем большим и славным историческим опытом. Он свидетельствует, что привсех человеческих невзгодах ею со всей очевидностью управляла ВсесвятаяВладычица Богородица. Поскольку она пожелала, чтобы здесь быломногонациональное и разнообразное население, мы также хотели бы последовательносохранить монашеское и раннехристианское наследие Святой Горы. В противномслучае проблема может выйти за греческие пределы в контексте министерстваиностранных дел».
Спустятри года Священный Кинот на заседании Чрезвычайного Двойного Собрания 16 апреля1985 года принял обращение к министерству иностранных дел Греции с просьбойразрешить въезд на Афон шести русских, а также болгарских и румынских монахов.Это ходатайство возымело действие, и в март 1987 года в РусскийСвято-Пантелеимонов монастырь прибыла группа из семи человек, в числе которыхнаходились и нынешний духовник монастыря иеромонах Макарий (Макиенко) ипредставитель монастыря в Священном Киноте иеромонах Кирион (Ольховик). За этойгруппой последовали другие, так что к июню 1992 года, то есть ко времени визитана Святую Гору Афон Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІбратия Русского Свято-Пантелеимонова монастыря насчитывала уже 40 человек.
Вовремя посещения Афона Святейший Патриарх Алексий в своей речи на приеме вПротате Святой Горы с глубоким удовлетворением отметил постепенное умножениячисла насельников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря и выразил надежду,что с помощью Божией эта древняя обитель возродится во всей своей былой славе.
Вместес тем по-прежнему оставалась неразрешенной проблема бывших русских скитов наАфоне – Андреевского и Ильинского. При посещении Андреевского скита, СвятейшийПатриарх Московский и всея Руси Алексий при виде картины разрухи и запустения,царящего в обители, сказал представителям Ватопедского монастыря:
«Понятно,что в атеистическом государстве, каким был Советский Союз, разрушались,разграблялись и осквернялись храмы, созданные трудом и молитвами наших предков,но когда нечто подобное происходит в православной стране, на Святой АфонскойГоре — этому я не могу найти оправдания. Мы должны любой ценой сохранить длягрядущих поколений те святыни, которые нам передали наши предшественники».
Впоследние два года ситуация в скиту постепенно начала исправляться в связи снаправлением туда десятка греческих монахов из Ватопедского монастыря, а такжеразмещения на его территории афонской богословской академии.
Чтокасается Ильинского скита, то как раз незадолго до приезда на Афон главыРусской Православной Церкви 20 мая 1992 года по требованию Священного СинодаКонстантинопольского Патриархата в присутствии двух его представителей,митрополитов Мелитона и Афанасия, а также губернатора Афона греческая полициявыдворила за пределы Святой Горы находившихся там пятерых русских монахов,принадлежавших к так называемой Русской Зарубежной Церкви. Формально эти инокибыли изгнаны за отказ поминать за богослужением имя Константинопольскогопатриарха как канонического епископа святой горы. Однако на просьбу Святейшегопатриарха Алексия заселить опустевший скит иноками из России ответаКонстантинопольского патриарха Варфоломея и Священного Кинота Святой Горы Афонтак и не было получено, несмотря на то, что предложение об этом исходило состороны губернатора Афона. После изгнания зарубежников скит перешел в ведениемонастыря Пантократор и в настоящее время находится в запустении. Так русскиеутратили славный Ильинский скит, основанный около 1746 года русским же святым,преподобным Паисием Величковским.
Возвращаяськ положению в Русском Свято-Пантелеимоновском монастыре, следует отметить, чтов настоящее время численность братии составляет около 50 человек. Такимобразом, можно констатировать, что Священноначалию Русской Православной Церкви,ценой многолетних настойчивых усилий удалось предотвратить физическое вымираниеРусского Афона. За последние годы наблюдается ряд позитивных изменений в жизниРусского монастыря. Восстановлены порядок и дисциплина, на средстважертвователей отремонтировано несколько монастырских корпусов, а также всемонастырские храмы. Однако еще имеется ряд проблем, в том числе и в сфередуховной жизни, которые еще предстоит решать. Всей этой проблематикойзанимается Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, вся историякоторого хронологически совпадает с рассмотренным в настоящем докладе периодомвремени. Недавно по распоряжению председателя ОВЦС, митрополита Смоленского иКалининградского Кирилла внутри Отдела была создана рабочая группа по Афону подпредседательством первого заместителя председателя ОВЦС архиепископа Калужскогои Боровского Климента. Ей поручено заниматься проработкой всех вопросов,связанных с положением в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре ипаломничеством на Святую Гору Афон.
НаНебесах скреплена любовь русских к Святой Горе, где много веков назад былозакреплено «вечное гражданство» русских подвижников. Эту любовь,освященную Царицей Небесной, не в силах нарушить ничто земное. И Святая РусскаяПравославная Церковь останется верна Афону навеки. Пастыри наши всегда помнилио своем долге перед всеправославной святыней и никогда не допускали и мысли обуходе русских иноков из обжитых ими древних обителей.
Список литературы
1. Игорь Якимчук. Положение русскогомонашества на святой горе Афон в ХХ веке