Введение
«Охота на ведьм», происходившая по всей Европе впериод со второй половины XVв. по XVII в., является ярким икровавым пятном в истории человечества. Эта тема, незаслуженно забытая в XIXв., и вновь получившая распространение в XXIв. получила новый виток своего развития ещё в начале XXв., когда происходило раскрытие всё новых фактов истории инквизиции, когданаука получала дополнительные подробности этой охоты. Лишь в последние десятилетия благодаря систематическойкропотливой обработке судебных документов, монастырских и муниципальных архивовудалось воссоздать приблизительную картину событий.
Целью представленной курсовой работы являетсярассмотрение такого явления истории как «охота на ведьм» и выявление основныхпричин, послуживших её началу. Данная цель, раскрывается, главным образом,через такие задачи как:
Непосредственное выявление комплекса причин,послуживших началу «охоты на ведьм», базирующихся на авторитете библии вкупе сосложившейся в XV-XVIв.сложной кризисной ситуацией в обществе.
Анализ процесса зарождения и развития гонений наведьм, а так же причин, сопутствовавших этому, таких как: деятельность церкви,открыто признававшей колдовство, церковные убеждения, существовавшие в обществетого времени, а также «признательные показания» еретиков, подтверждающихсуществование ведьм и их связей с дьяволом.
Рассмотрение самого хода процесса над ведьмами,включающего несколько этапов:
-арест и предъявление обвинений, в ходе которогопроисходило выслеживание «ведьмы», её арест и допрос свидетелей, и предъявлениеобвинений в колдовстве
-допрос, на котором происходил поиск «ведьминойотметины», а также многочисленный пытки, целью которых было получение признанияв совершении колдовства
-приговор, выносимый обвиняемой в совершенииколдовства
Так же немаловажным представляется выяснениегеографических рамок происходившей «охоты на ведьм» и выявление численногоколичества жертв «охоты».
Данные задачи будут выполнены на основе анализасобранного и обработанного материала по данной теме, представленного трудамитаких авторов как: Орлов М.А. с работой «История сношений человека с дьяволом» [1],в которой автор представляет ёмкий очерк воззрений на природу зла,господствовавших в Средние века и в Новое время, а так же множество легендарныхисторий, отразивших представления людей минувших эпох о существовании духов,колдунов, демонов и ведьм. Автор также в подробностях рассматривает ведовские процессыи все тонкости их ведения.
Тарновский В. в своей книге «Ведьмы» [2]весьма лаконично рассказывает об «охоте на ведьм». В его книге находятотражение все аспекты гонений – это и причины начала «охоты», и та роль, которуюсыграла в ней инквизиция, также автор кратко описывает основные «ритуалы»ведьм, ход процесса над «ведьмами» и последствия этой «охоты».
Мишле Ж. в своей работе «Ведьма. Женщина» [3]рисует свой собственный образ ведьмы – это женщина благодетельница, котораялечит, предсказывает будущее, вызывает души усопших, может околдовать,заставить влюбиться или умереть от любви. В своей книге, Мишле называет причины,по которым женщина становится ведьмой, и, в отличие от других авторов, пытаетсянайти этому достойное оправдание, кроме того, Ж. Мишле находит в ведьмахположительные качества, что отличает его от многочисленных авторов,приписывающих ведьме лишь зло.
В своей работе «Ведьмы и ведовство» Сперанский Н.В[4].исследует причины распространения в Западной Европе в эпоху средневековья«охоты на ведьм» — интересного социально-психологического явления, основанногона вере, связанного с отношением к волшебству и ведьмам и вылившегося вмассовую социальную панику, кровавые процессы инквизиции и сожжения ведьм.Автор показывает развитие и формирование народных и церковных представлений оведьмах в ходе борьбы церкви с еретическими движениями средневековой Европы.
Однако наибольшую ценность имеет труд Шпренгера Я. и Инститориса Г. — «Молот ведьм», представляющийпредельный интерес и являющийся источником при рассмотрении данной темы. «Молотведьм» являлся, практически во всё время существования «охоты на ведьм»«настольной книгой инквизитора», повествующей о необходимости сознаниядолжностными лицами гнусности колдовства, о трёх типах злодейства и видахпротиводействия ему. Книга также содержит формальные правила для возбуждениясудебного иска против ведьмы, также разграничиваются юрисдикции судов в ходепроцессов. В «Молоте ведьм» обсуждается ведение допроса свидетелей, проведениеареста, заключения и пыток ведьм, а также вопросов преодоления сложностей приведении процесса над ведьмами. Таким образом, книга является пособием дляинквизитора, в котором находятся предписания действий в ходе разразившейся «охотына ведьм».
Большинство вышеперечисленных работ описывают время«охоты на ведьм» с середины XVв. по XVII в., т.е. в период еёмасштабного характера, и именно преимущественно в данных хронологических рамкахбудет рассмотрена «охота на ведьм».
Тема «охоты на ведьм» кроет в себе множествовопросов, ответы на которые представляют собой интересный материал дляизучения. Данная работа является попыткой раскрытия всех основных аспектовуказанной темы и ответа на вопрос: что же такое «охота на ведьм»?
Глава 1. Причины «охоты на ведьм»
XVI век в Европе – время начала процессамодернизации, расширения свободы человеческого сообщества. Однако большинствоисследователей не фиксируют в источниках улучшение статуса женщины. Наоборот,во многих европейских странах образ ленивицы и соблазнительной искусительницывновь акцентируется и даже приобретает большую агрессивность. Причина в самоммодернизационном процессе, который приводит к стрессу, в первую очередь мужчин.На смену раскованности приходят усиление темы неравенства полов, разобщенность,ограничение и дисциплинирование тела[5].Проблема приниженного положения женщины своими корнями уходит в библейскиесюжеты./>
«И навел Господь Бог начеловека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл томесто плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, ипривел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть отплоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится кжене своей; и будут [два] одна плоть». (Быт. 2; 21-24)
Женщина была создана второй, создана была из ребра мужчины.Ребро – это грань, женственность – это грань человечности, это необходимыйаспект женской природы, это своеобразный ответ на отказ женщине в полноте еёчеловечности. То, что женщина была создана из ребра, указывает на еёвторостепенную роль, однако, женщина создана из ребра – из середины жизничеловека, а не из остатков, что может указывать на то, что женщина — стоит награнице между добром и злом, между светом и тенью, то, к чему она будетпринадлежать, зависит от неё. И вот уже первая женщина, созданная Богом,поддаётся искушению:
«Змей был хитрее всех зверей полевых,которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: неешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьтеих и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в которыйвы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро изло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятнодля глаз и вожделенно, потому, что дает знание; и взяла плодов его и ела; идала также мужу своему, и он ел». (Быт.3; 1-6)
Исходя из этого, инквизиторы видят первого инквизитора в лицебога, а первых еретиков называют Адамом и Евой. Бог изгнал из рая провинившихсяперед ним Адама и Еву, предварительно учинив им тайный допрос и суд.Естественно, что подобного рода ссылки на Библию позволяли церковникам, с однойстороны, доказать «законное», «божественное» происхождение «священного»трибунала, а с другой стороны — его якобы «извечный» характер[6].
« И воззвалГосподь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому чтоя наг, и скрылся.
И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты отдерева, с которого Я запретил тебе есть?
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне отдерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала:змей обольстил меня, и я ела». (Быт. 3; 9-13)
Женщина навела гнев божий не только на себя, но и на мужасвоего, она первая совершила грехопадение, впоследствии увлекая за собой у мужасвоего. Бог выносит им приговор, в котором ясно подтверждается второстепенноезначение женщины:
«Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременноститвоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и онбудет господствовать над тобою». (Быт. 3; 16)
Её жизненная цель- это деторождение, вся жизнь еёдолжна быть подчинена мужу. Удел женщины, учит Библия, страдать, терпеть иподчиняться. Библия рисует женщиннепокорными, блудящими, порочными, грязными. На протяжении всей Библии утверждается огромный перевес грязного и скверного вженщинах над добрым и примерным.
Новый Завет закрепляет главенствующее положение мужа, ивторичное положение жены:
«Женасвязана законом, доколе жив муж ее»(1-е Коринф. 7; 39)
« Хочутакже, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, аХристу глава – Бог» (1-е Коринф. 11; 3)
« Итак,муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а женаесть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены,но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, дляАнгелов», (1-е Коринф. 11; 7-11)
«Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учитьжене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо преждесоздан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала впреступление; впрочем, спасется через чадородие». (1-еТимоф. 2; 11-14)
Религия внушает женщине, что она должна «бояться мужа» (Ефес.5; 23), что «жена не властна над своим телом» (1-е Коринф. 7; 4).
Для многих религий и языков человек — это, прежде всегомужчина, женское же начало относится к злому миру; изначально женщина-это зло.«Свет»- всегда мужской род, «тьма» — женский.
Страх перед женской сексуальностью также являлсяодним из факторов, превративших “ведовство” в сатанинскую ересь и ужасноепреступление в период между концом XIV и концом XVII вв. Если в эпоху раннегоНового времени лица, претендовавшие на обладание оккультными способностями,отлучались от церкви как обманщики, отныне таких людей стали обвинять в том,что они наносят вред посредством договора с дьяволом. Это изменение трактуетсякак результат усилий позднесредневековых клириков, боровшихся противмногочисленных ересей и испытывавших боязнь перед независимой женскойдуховностью и пророческим даром. Этот новый образ откристаллизовался к концу XVв. Ведьмы делали мужчин импотентами, а женщин бесплодными, уничтожали урожай идомашних животных, похищали или убивали младенцев, летали на шабаш, гдеучаствовали в плясках и оргиях. Со своей извращенной анатомией и нравами,слабыми волей и умом, плотскими вожделениями и лживостью, как у их праматериЕвы, женщины неизбежно должны были в гораздо большей степени поддаватьсядьявольским искушениям. Такое представление могло разжигать зависть иподозрительность деревенских жителей, обеспокоенных демографическим ростомнаселения и сельской бедностью конца XVI — XVII вв. Будучи классическимсимволом беспорядка, женщина-ведьма оказывалась лучшей мишенью для всех, ктопытался укрепить четкие структуры власти в политической, религиозной ипрофессиональной сферах[7].
Интересующая нас эпоха — переходная, более того —«надломная». Средневековые представления о миропорядке, систематизированныевеликими схоластами, разрушались, а новоевропейская «картина мира» тольконачинала складываться, новые модернизированные ценности еще некристаллизировались и не были в состоянии компенсировать неизбежную культурнуюи психологическую дезориентацию. Эта ситуация усугублялась внешнеполитическойопасностью (турецкой), повсеместными эпидемиями, падежом скота, природнымикатаклизмами. Естественно, что у многих возникла мысль о некоем оккультномзаговоре против церкви, проводимом земными сообщниками сатаны, идея этогозаговора перерастает позднее в массовую фобию католиков[8]. Причемпроводниками этого заговора виделись не, только и даже не столько отдельныелица, но целые «преступные сообщества», что, естественно, усугубляло вину ихучастников.[9] Крометого, происходит мощнейший взрыв интереса к магии, астрологии, алхимии,демонологии, оккультизму. Вера в ведьм и чёрные силы стала частью католическогоучения, до сих пор осуждавшего внимание к оккультным предметам[10].
Именно в это время и возникает та самая пресловутая«охота на ведьм», когда женщина признана и доказана порочной, когда она легкоможет быть соблазнена, когда она легко может служить соблазнителю – именно вэто время по всей Европе вспыхивают тысячи костров с невинно сгорающими на нихженщинами. Причины тому кроются как в Библейских сюжетах, так и в сложнойкризисной ситуации, сложившейся в Европе в это время. Таким образом, «охота наведьм» была вызвана рядом причин, тесно связанных между собой, сквозной линиейкоторых является Библейские сюжеты, указывающие на вторичное положение женщиныи на её связь с дьяволом, в которую она вступает, совершенно не задумавшись оБожьих наставлениях, вера в существование ведьм удачно сплетается с общимпроцессом дезориентации общества, что и выразилось в «охоте на ведьм».
Глава 2. Зарождение и развитие гонений на ведьм
«Охота на ведьм» возникла и получила своё развитие внедрах инквизиции. Инквизиция, в первичном своем значении это исследование,учёный совет, однако в определённую эпоху (cXIIIв.) инквизиция наделяется не толькополномочиями наблюдателей и исследователей, но и судейскими правами-правамирешать судьбу человека, что окончательно развязало руки ярым борцам с ересью ипозволило им вершить судьбы людей. Инквизиция обладала всем, что нужно дляорганизации борьбы, да притом она с этой задачей и появилась на свет. Главнойее целью была борьба с ересью, и она так устроилась, чтобы ни один еретик у неене выскользнул из рук, не прокрался мимо[11], ересьюсчиталось всякое деяние, противоречащее постановлениям церкви, или еюзапрещаемое. И все такие преступления должны подлежать суду инквизиции,которая, в конце концов, сплела такую сеть, через клетки которой не моглапроскочить благополучно самая мелкая добыча. Если же магия не была отмеченаявной печатью ереси, то она подлежала суду епископскому[12].Инквизиция быстро разработала способы разведки и распознавания ереси во всех еемельчайших оттенках, чтобы безошибочно отличать «волка в овечьей коже» и уметьизобличить грешника, как бы он ни прикидывался невинным и за какие бы ширмы нипрятался. Конечно, тут были со стороны инквизиции и беспрестанные увлечениячерез край, на практике выражавшиеся в том, что в число еретиков попадали люди,ровно ни в чем неповинные; это был просто напросто избыток усердия старательныхлюдей. Было и кое-что другое: преследование еретиков приносило, кроме чистодуховных плодов, еще и плоды мирские, житейские. Имущество богатого еретикаобязательно конфисковалось и шло в известной доле в карман усердствующегоинквизитора. Значит, ему было из-за чего стараться[13].
Террор инквизиции отрицательно повлиял на отношение Церкви кколдовству, ибо на вопрос о том, не занимались ли еретики среди прочих деянийтакже и колдовством, обвиняемые под пытками все чаще вынуждены былипризнаваться, что действительно были связаны с дьявольскими демонами, отреклисьот христианского учения и с помощью дьявола причинили немало вреда. Инквизиторысобирали эти признания и использовали их как доказательство того, что дьявол нетолько подстрекал свои жертвы к отходу от христианской веры, но и вознаграждалих за это сверхъестественными способностями. Так в глазах инквизиторов ересь иколдовство соединялись в единое целое. Отныне незыблемой становилась формула:«еретик = колдун», «колдун = еретик»[14]. Кактолько инквизиция взялась за магию вплотную и приняла твердое решение ееистребить начисто, так тотчас же к ней, как к запрещенному плоду, публиканачала льнуть с ожесточением, достойным лучшей участи. Первыми, кто сгорал накострах с обвинениями в использовании магии, оказались представители светской идуховной знати, и даже папы. Широкую «рекламу» колдовство, книжная и учёнаямагия получила при папе Иоанна XXII-яром борце против тёмных сил. И вот ужевера в колдовство и магию рассеялась в народе, прочно укрепилась и без того ужепочти незыблемая вера в могущество сатаны и в полную возможность располагатьего услугами[15]. Преследование колдунов со стороны инквизиции началось впервой половине XIV веке. Ареной для проведения подобных процессов стали ЮжнаяФранция, Северная Италия и Юго-Западная Швейцария[16]. Немудрено, что в последующие столетия иразразилась в Европе настоящая эпидемия колдовства. После буллы папы ГригорияIX «Голос в Риме» и постановлений папы Александра IV, суду инквизиции сталоподлежать всякое колдовство — все, что «явно пахнет ересью». Ярким пятномв истории «охоты на ведьм» явилась так называемая «ведовская булла» папыИннокентия VIII — «Summis desiderantes», изданная в 1484 году. С этогомомента инквизиция сосредоточила главное свое внимание не на чистотехристианской веры и правильности отдельных догматов, а на беспощадномискоренении ведьм и колдовства[17]. По обыкновению инквизиторы ссылались на то,что ведьмы и колдуны виновнее еретиков, т.к. они не только отступили от бога ивступили в связь с дьяволом, они ещё виновны во множестве злодейств,причиняемых людям[18]. Всё это базировалисьна авторитете Ветхого завета: «Ворожеи не оставляй в живых», — гласит книгаИсхода(22:18).
Колдунами и ведьмами являлись не книжные ученые,прошедшие школу своей выучки по древним фолиантам, а простейшие, совершенно невежественныеи часто, даже в большинстве, совсем неграмотные мужики и бабы, ипреимущественно бабы; ведьм было гораздо больше, чем колдунов, и кострыинквизиции обагрены были главным образом женской кровью[19].Ведь в христианском мире, где главенствовалимужчины, женщины, считались существами низшими: слабыми, ветреными, неверными,тщеславными, болтливыми и падкими до любого соблазна, что делало их законнойдобычей дьявола.
Женщины с большей легкостью, чем мужчины, встают напуть суеверия, ведь они более доверчивы, чем мужчины, о чем сатана прекраснознает, поэтому он и обращается, прежде всего, к ним. Во-вторых, они болеевпечатлительны от природы, а значит, более податливы дьявольским иллюзиям. И,наконец, они очень болтливы и не могут не разговаривать, передавая друг другуискусство магии. Их слабость заставляет их использовать тайные средства, чтобыотомстить мужчинам посредством колдовских наговоров и проклятий[20].
«Нет чуда в том, — говорится в «Молоте ведьм», — чтоеретичеством ведовским паче осквернены жены, нежели мужи». «Правильнее называтьэту ересь не ересью колдунов, а ересью по преимуществу ведьм, чтобы названиеполучилось от сильнейшего. Да будет прославлен всевышний, по сие времяохранивший мужской род от такой скверны. Ведь в мужском роде он хотел для насродиться и страдать. Поэтому он и отдал нам такое предпочтение[21]» — писали Я. Шпренгер и Г. Инститорис в своём«Молоте ведьм». Таковы были убеждения охотников заведьмами, согласно которым они и действовали, ведь еще Св. ИоаннЗлатоуст писал, что женщина есть «враг дружбы, неизбежное наказание,необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняяопасность, приятная поруха, изъян природы, подмалеванный красивой краской»[22]. Могущества ведьм было вполне достаточно, чтобы внушитьк ним ужас и заставить трепетать весь народ. Однако между ведьмами существоваланекая разница. Я. Шпренгер и Г. Инститорис насчитываюттри группы ведьм:
ü те, которые могли наносить зло, но не могли его исправить;
ü те, которые моги только устранить зло, но не могли егонанести;
ü те, которые могли причинить и устранить зло – самые опасныеведьмы, т.к. чем больше они гневят бога, тем больше силы и могущества даёт имдьявол[23];
Главным толчком для распространения веры в ведьм и колдунов,её успех и широчайшее распространение зависело, в первую очередь, от широкой еёпопулярности в среде духовенства. Инквизиция истребляла ведьм, тем самымоткрыто признавая их существование и пропагандируя тем самым страх в населенииперед силами зла; инквизиция не отрицала того, что человек либо по своей добройволе, либо совершенно сам того не подозревая может войти в сношение с дьяволоми верно служить ему, взамен получая сверхъестественные силу и мощь. И такаяперспектива служения дьяволу была выгодна большей части народа, особо длянарода бедного и угнетённого, прослыть колдуном или ведьмой означало проявлениястраха и боязни в его сторону. Неверно, что договорс сатаной был легкомысленным, безрассудным поступком какого-нибудь влюбленногоили скряги. Если обратиться к здравому смыслу, к человеческой природе, то,напротив, становится понятным, что на такой шаг был крайностью, был вызванбеспредельным отчаяньем, страшным гнетом обиды и нужды[24].Ведьму старались задобрить, прийти к ней напомощь, тогда, когда люди понимали, что даже церковь бессильна в борьбе со зломи несправедливостью. Всякая сила вызываетперед собой преклонение, а средневековый католицизм сделал из образа сатанытакую силу, которой, в конце концов, стала страшиться даже сама создавшая егоримская церковь[25].
Таким образом, развитие охоты на ведьм связано, в первуюочередь, с деятельностью церкви, которая, признавая колдовство, вступало с нимв борьбу, используя все возможные методы и ставя под обвинение совершеннонеповинных людей, и чаще всего женщин, т.к. как уже было сказано выше, поцерковным убеждениям женщина являла собой слабое и подверженное соблазнусущество. Подтверждение своих предположений о существовании колдовства и освязях с дьяволом простых людей, инквизиторы получали от еретиков, которые подпытками признавались в желаемых инквизитором проступках и невиданных вещах.Именно на этом этапе, охота на ведьм начала приобретать размах эпидемии, подпытками еретики признавались в связях с дьяволом и создавали благодатную почву.
Глава 3. Процессы над ведьмами
3.1 Арест и предъявление объявлений
Как же протекала пресловутая «охота на ведьм»? Она состоялаиз нескольких этапов, первым из которых был арест и предъявление обвинений.Итак, обычным поводом для подозрений в сговоре с дьяволом была обычная зависть,злость или страх соседей, родственников или просто людей, окружающих человека.Очень часто для начала расследований хватало одних только слухов, однако,встречались также случаи доноса на подозреваемого[26]. Надозаметить, что донос осуществлялся по принципу «если я не донесу на кого-то, тодонесут на меня», т.е. по большинству своему только из страха статьподозреваемым в колдовстве. Доносительство всемерно поощрялось церковью,доносчики приравнивались к мученикам за веру, они получали отпущения грехов,денежные вознаграждения[27]. Вобоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить,достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения, хотя зачастую никакойпроверки и вовсе не осуществлялось, и судьи оправдывались тем, чтосделка с дьяволом суть «преступлениеисключительное», и наносили такое оскорбление Господу и были так опасны дляокружающих, а в таких делах достаточно одних только слухов[28]. Опираясь на слухи, многие фанатики привлекали вкачестве свидетелей обвинения даже детей, преступников и душевнобольных. Еще одним путём для начала расследования делаявлялась молва, дошедшая до слуха инквизитора, что в таком-то городеимеются ведьмы, занимающиеся тем‑то и тем‑то. Это – обвинение путеминквизиции. В этом случае инквизитор начинает действовать не по указанию какого‑либообвинителя, а по своему собственному почину[29]. Итак, едватолько возникало подозрение или поступал донос, соответствующее судебноеведомство начинало предварительное дознание. Опрашивались свидетели, выведывалисьсведения о репутации обвиняемого, его образе жизни.Для доказательства вины необходимо одно из трех:
1) Очевидность проступка.
2) Закономерные доказательства свидетелей.
3) Личное признание вины[30].
Если судьи укреплялись в своих подозрениях, следовал арест.При аресте необходимо было соблюдать осторожность, дабы ведьма не сумелапризвать на помощь дьявола и исчезнуть, например, после того как ведьма будетсхвачена её предписывалось непременно усадить в корзину и нести в тюрьму,считалось, что если ведьма ступит на землю, то она сможет овладеть совею силоюи разметать стражей и немедленно скрыться. Также считалось, что как тольколица, представляющие правосудие налагали на ведьму руку, она немедленнолишалась своей силы, предполагалось, что это было божественное произволение[31],колдуньи не могут вредить инквизиторам и другим должностным лицам потому, чтопоследние отправляют обязанности по общественному правосудию[32]. Привзятии ведьмы под стражу не надобно давать ей времени оставаться одной вкомнате. Этим она лишается возможности принять известные колдовские снадобья,дающие ей возможность молчать и не сознаваться, несмотря на пытки. Не мешаетпри этом произвести самый тщательный обыск в том доме, где живет обвиняемая.Если она – известная ведьма, то у нее, без сомнения, найдутся многие орудияколдовства, в случае захвата ее врасплох. Если у нее имеется служанка или естьподруги, то и их полезно подвергнуть лишению свободы даже в случае отсутствиядоноса на них[33]. Арест повергал обвиняемого в настоящий ужас, так кактюрьмы в те времена представляли собой ужасное зрелище, особенно тяжело приходилосьженщинам: они были абсолютно беспомощны перед домогательствами своихнадзирателей и нередко подвергались насилию. Большинство судей сознательнопользовались этим тюремным террором, чтобы еще до начала процесса сломить волюобвиняемых и лишить их сил[34].
3.2 Допрос
После ареста и предъявления обвинений начиналась, пожалуй,одна из ужаснейших частей «охоты» — допрос, целью которого являлась дачапризнаний подозреваемым. По закону никто неможет быть присужден к смертной казни, если он сам не сознался в преступлении,хотя бы улики и свидетели и доказывали его еретическую извращенность. Чтобыдобиться признания, ведьма подвергается пыткам[35].Признание же, вынужденное пыткой, считалось уликою и твёрдо устанавливалообстоятельства, какие бы они ни были невероятными[36].На подобных процессах, в отличие от обычных уголовных разбирательств, женщиныне могли переложить вину за приобщение их к ведовству на мужей или другихмужчин, ибо в делах о колдовстве женщины несли полную юридическуюответственность за свои поступки[37].
Первые допросы проходили по заданной схеме. Было принятоначинать допрос с церковного обряда. В это время творилась молитва во спасениедуши обвиняемой или ей на шею вешали ладанку с реликвиями. Также жертвпоили на пустой желудок «святой» водой, чтобы «дьявол во время пытки не могсвязать им язык»; прикрепляли к голому телу «ведьм» ленту «длиной в ростСпасителя», которая якобы отягощала виновных «хуже всяких цепей»; произносилиразличного рода заклинания, чтобы «открыть уста» строптивых и непокорных«чертовых женок»[38]. Затемследовали бесконечные расспросы обвиняемого по поводу его отношений с дьяволоми тех бед, которые делались с его попустительства. Судьи старались добитьсяполного признания и рассказа во всех подробностях, а также по возможностивыдачи соучастников. Зачастую судья призывал друзейобвиняемой и сообщал им, что она избегнет наказания и смерти, если признается вправде. Частые размышления, тяжкие условия заключения и увещевания рассказатьправду делают ее склонной к признаниям. Если судья безуспешно ждал некотороевремя признаний обвиняемой, которая была неоднократно увещеваема, то, имеяуверенность в том, что обвиняемая продолжает запираться в правде[39],он приступает к первому этапу пыток — обвиняемому показывали многочисленные орудия пыток и разъясняли их применение,всё это делалось для устрашения виновного и для скорейшего получения признания[40]. Нередко судьи прибегали к всевозможным хитростям,суля жертве сохранение жизни и искупление грехов в случае признания, однако,для обвиняемого это всегда заканчивалось плачевно. Судьи считали, что обещаниеданное послушнику дьявола не имеет никакой силы, невыполненное обещание во имябожие — не есть грех. Также встречались случаи, когда инквизитор передавалведение дела другому судье, который и выносил смертный приговор.[41] Если же итеперь подозреваемая продолжала упорствовать, то её подвергали испытанию идопросу с пристрастием. Пыткам на ведовскихпроцессах отводилось главное место, ибо лишь благодаря им охотникам за ведьмамиудавалось выжать из обвиняемых те безумные признания, которые впоследствиидолжны были служить подтверждением церковных бредней о дьяволе, сделке сдемонами и сатанинских чарах[42]. Ведьмы подвергались более легким, или болеемучительным пыткам, смотря по тяжести преступления. Во время пыток имзадавались вопросы касательно тех проступков, за которые их пытают. Вначалезадавались вопросы, затрагивающие более мелкие проступки. Ведь ведьмы скореесознавались в них, чем в тяжких преступлениях. Допрос во время пытокзаписывался нотариусом. Если умеренно пытаемый продолжал запираться, то передним раскладывались иные орудия пытки, и он предупреждался, что они будутприменены нему, если он не скажет правды. Если он и после этого упорствовал, тов его присутствии читался приговор о продолжении допроса[43].Для этого инквизиторы видоизменяли положения опытках: было принято, что пытка не могла повторяться, если обвиняемый непризнал своей вины, однако, в реальности это было не так, объяснением этомуслужило то, что пытка не повторяется, а продолжается[44]. Под этими страшными истязаниями признавалось всё, чтотолько хотел инквизитор, задавая свои вопросы, он получал только желаемые имответы, что только укрепляла веру судей в существование дьявола и договоровлюдей с ним, под пытками выдавались многочисленные соратники дьявола, которыхжертва могла встретить на шабашах-сборищах слуг дьявола, сопровождающихсяпеснями и плясками, богохульством и возвышением дьявола. Инквизиторы призывалине церемониться с ведьмами, ссылаясь на то, что «исключительность этих делтребует исключительных пыток»[45]. Но если даже под пытками не удавалось извлечь признаниеиз обвиняемого, то это совсем не означало его невинности, наоборот, считалось,что дьявол пришёл на помощь своему слуге и сделал его бесчувственным к пыткам.Так, если судья хочет узнать, дано ли ведьме колдовское упорство в сокрытииправды, пусть исследует, может ли она плакать, когда находится на допросе илина пытке. По мнению сведущих людей и на основании личного опыта, это отсутствиеслез указывает самым определенным образом на колдовской дар. Ведьма, несмотряни на какие увещевания, не может проливать слез[46].Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины».Считалось, что дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму.Этот-то знак и разыскивали судьи. Чтобы не просмотреть его, обвиняемой обривалиголову и тело. Стоило только отыскать какие-либо подозрительные участки кожи,например пигментные пятна, как палач прокалывал их иглой. Если подозреваемая нечувствовала при этом боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным,что пятно это и впрямь «ведьмина отметина». Если на теле оказывалисьязвы или какие-нибудь следы, происхождение которых было неизвестно, то ихприписывали дьяволу. Поэтому прежде всего, обращались к испытанию иглой.Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле. Однако самым распространенным оставалосьиспытание водой. Привязав правую руку ведьмы к левой ноге, а левую руку кправой ноге, колдунью бросали в ближайший водоем. Если она начинала тонуть,значит, невиновна, если же вода не принимала грешницу, то сомнений неоставалось: точно служила Сатане. Было распространено убеждение, что ведьмаотличается от остальных людей меньшим весом: недаром же она летает по воздуху[47].Случалось также, что под пытками человек умирал,но это не вменялось в вину инквизиции, оправданием этому служило то, что дьяволрешил избавить своего подчинённого от пыток.
3.3 Приговор
После окончания пыток истерзанной жертве выносился приговор.Относительно окончательного приговора надо сказать следующее: приговор не можетбыть произнесен над тем, кто не сознался в содеянном преступлении. Сознание жеможет быть двояким: добровольным или под давлением доказательств. Приговор –троякий: временный, окончательный и предписанный. Промежуточным приговоромназывается такой, который относится не к главным пунктам обвинения, но кпобочным, выявившимся в течение процесса, таким как отвод свидетеля, признаниеили отвержение отсрочки и так далее. Окончательным приговором называется такой,который заключает главные пункты обвинения, а предписанный – такой, в которомстарший по должности дает предписание младшему, как надлежит действовать противосужденного. Исполнение приговора в процессах по колдовской ереси может бытьотсрочено в двух случаях: во-первых, если осужденная беременна, отсрочка длитсядо ее разрешения от бремени; во-вторых, если осужденная призналась впреступлении, а потом снова начала отрицать вину[48].Большинство приговоров носили «смертельный характер» и осуждённые отправлялись на костёр, однако, инквизиция не любиласмертной казни, и «перепоручала» исполнение наказания светской власти, котораяпрекрасно понимала и знала, что необходимо делать с осуждёнными – немедленноотправляла его на костёр. Однако если светская власть не приводила приговор висполнение, то инквизиция в таких случаях начинала оказывать всяческоедавление, побуждая как можно быстрее привести приговор в действие[49]. Однако судьба ведьмы в руках светской власти напрямуюзависела от настроений и амбиций местных правителей. И если некоторые из них недопускали разгула процессов, то другие всячески их поощряли и даже самивыступали в числе рьяных охотников за ведьмами, случалось также, что правительсам лично испытывал некую «симпатию» ко всему колдовскому и держал при себеколдунов, тогда противостояние между церковью и властью только усиливалось[50]. Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главной цельюкоторого было предостеречь и устрашить собравшихся зрителей. Так109 статья «Каролины»[51] гласила, что «учинивший ворожбой вред и убыток людямдостоин смерти, совершаемой огнем». Осужденных сжигали, а, в случае особотяжких преступлений, казнь растягивалась на несколько этапов. Ибо уничтожение«ведьмы» или «колдуна» являлось, по словам Якова VI, «спасительнымжертвоприношением для потерпевшего»[52]. Пепел, оставшийся после сожжения, полагалосьрассеивать под эшафотом, или в каком-либо другом месте, чтобы ничто больше ненапоминало о «богомерзких деяниях» дьявольских приспешников. Однакослучалось также, что вынесенный приговор не являлся смертельным, иподозреваемому удавалось выйти на свободу, этими людьми были:
ü Те, кого суд освобождал еще до вынесения приговора ввидуболезни или телесной немощи. Они попадали в богадельни или приюты длянеизлечимо больных, где за ними велось пристальное наблюдение.
ü Во-вторых, это были мужчины и женщины, которых оправдывали занедостаточностью доказательств. Однако обретенная ими свобода была призрачной,ибо при малейшем подозрении их могли вновь схватить, подвергнуть пыткам, аможет быть, и казнить. Несмотря на освобождение, они должны были соблюдатьстрогие требования. Семейные праздники и публичные зрелища были для нихисключены. Многим приходилось жить в своеобразном затворничестве, ибо покидатьсвой дом и двор им воспрещалось.
ü К третьей группе освобожденных принадлежали те, кого изгонялииз родных мест. Для них, в особенности для женщин, изгнание часто былоравнозначно отсроченному смертному приговору. Нищие и презираемые всеми,скитались они на чужбине, отовсюду их гнали и осыпали проклятиями. Ониопускались и кончали свою жизнь где-нибудь в грязи и нищете. Тем не менее,изгнание из страны было достаточно мягким наказанием[53].
Но вскоре в отношении ведьм инквизиция начала сама приводитьприговоры в действие. Каждый новый процесс этого родадавал новую порцию драгоценный подробностей, и, в конце концов, образовалсяобширный и хорошо разработанный свод информации о ведьмах и их шабашах. Народдо того уверовал в колдовство, что начал приписывать ему все свои беды, поэтомусудебные процессы против ведьм распространялисьволнами, тесно связанными с кризисными явлениями — неурожаями, войнами,эпидемиями чумы и сифилиса, которые порождали отчаяние и панику и усиливалисклонность людей искать тайную причину несчастий[54].
3.4 Масштабы «охоты на ведьм»
«Охота на ведьм» снежным комом прокатилась по всей Европе.Зародившись в Южной Франции и Италии в XV в., она охватила север Франции и Швейцарию. Обе эти страныбыли центром развернувшейся в Европе охоты на ведьм. Во второй половине XVI в. преследование ведьм пришло в западные и южныеобласти Священной Римской Империи. Германия превратилась в эпицентр борьбы сколдовством. Грандиозная«охота на ведьм», начавшись в Западной Германии, постепенно захватила восточныеземли, а затем и Польшу. Подобные преследования, пусть и меньшего масштаба,развернулись также в скандинавских странах, на юге и востоке ЦентральнойЕвропы: на территории нынешних Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Словении,Хорватии, Боснии и Сербии. Из областей современных Нидерландов, Бельгии иЛюксембурга пламя перекинулось на Британские острова, где были запрещены пытки,но охота имела успех. В то время как одержимость ведовством охватила центрЕвропы, распространяясь оттуда на север, запад, восток и юго-восток, гонения вИспании, Италии и Португалии постепенно пошли на убыль, т.к. инквизиция в этихстранах была поглощена преследованием мусульман, евреев и протестантов. С середины XVI в. одержимость ведовством, главным образомво Франции, Швейцарии и Германии, приняла жуткие формы[55]. XVIII век, векПросвещения, положил конец охоте на ведьм. Разум одерживал верх в Англии,Пруссии и Австрии. Англия была первым европейским государством, официальноотменившим в 1736 г. законы о ведьмах. В Пруссии король Фридрих II Великийзапретил пытки уже в год своей коронации – 1740 год. В том же году австрийскаяимператрица Мария Терезия, запретила судам своей страны выносить приговорыведьмам без ее согласия, что положило конец ведовским процессам и здесь. Однаков других европейских странах конец «охоты на ведьм» наступил не так скоро. Нанемецкой земле последний смертный приговор по делу о ведовстве был вынесенверховным судом Кемптенского аббатства 30 марта 1775 г[56].
В настоящее время, ведутся споры по поводу численногоколичества жертв «охоты на ведьм». Согласнонекоторым данным, количество жертв «охоты на ведьм» составляет примерно 14 000- 23 000 людей с 1300 по 1700 год[57]. Количествоизгнанных на чужбину оценивается в 100 тысяч человек. Примерно столько же былои тех, кто отделался более легким наказанием или предостережением[58].Статистические данные показывают, что объектом обвинений в ведовствеоказывались в большинстве своем женщины. Это подтверждают результаты региональныхисследований, например во Франции, в современном департаменте Нор, в судебныхархивах сохранились дела двухсот восьмидесяти восьми человек, обвиненных вколдовстве в период от середины XIVв. и до конца XVII в.: доля женщинтам составляла 82%. Похожие показатели встречаются на юге Германии и вдепартаменте Юра, являвшихся колыбелью репрессий. Таким образом, в XVI и XVIIвв. у женщины было в четыре раза больше шансов, чем у мужчины, быть обвиненнойв ведовстве и в этом качестве осужденной на смертную казнь[59].
Однако нельзя утверждать, что представленные данные являютсяточными, ведь документация периода «охоты на ведьм» сохранилась в ограниченномколичестве, что и не позволяет точно определить количество жертв гонений.
«Охота на ведьм» имела главной своей цельюдоказательство вины подозреваемой и избавление земли от врага Божьего, на этоми был основан весь процесс, включавший в себя арест, допрос и понесениенаказания. Инквизиторы стремились найти хотя бы малейшую зацепку длядоказательства вины, и с торжеством отправить очередную «ведьму» на костёр, чтои получалось у них с большим успехом. От наказания не спасало ни материальноеположение, ни связи, т.к. ведьма — есть враг Божий, которого ничего не сможетспасти. Выбивая показания из подозреваемых, инквизиторы получали информацию,причём именно ту, которую они желали слышать, тем самым всё более и болееутверждаясь в своих взглядах и фантазиях о существовании дьявола и связях сним. Преследуя ведьм, инквизиторы создавали и укореняли в обществе веру вреальное существования дьявола и сеяли тем самым страх в населении, ведь еслидаже великая церковь боится его и ведёт охоту на дьявола, то, что же остаётся делатьпростым людям. Кроме того, церковь открыто пропагандировала приниженноеположение женщины, ведь именно они становились по большинству жертвамиинквизиции, т.к. по мнению инквизиторов, основывавшихся на авторитете Библии,именно женщина являлась тем, кто первый принял дьявола и начал служить ему, темсамым отворачиваясь от бога и совершая злостные поступки в отношении людейверующих, склоняя их к служению сатане.
«Охота на ведьм», процессы и казни женщин, обвиненных введовстве, продолжались со второй половины XV в. до второй половины XVIII в. Еёзавершение приписывают не только упадку авторитета церкви, но и повышениюуровня знаний человека об окружающей его природе, о процессах, происходящих вней, о людских болезнях, и способах борьбы с ними. Ужес середины XVII в. на культурном горизонте Запада вырисовываются новыеценности, и прежде всего доверие к здравому смыслу и рациональное восприятиемира[60]. Многиепроцессы, происходящие в природе, начали получать своё научное объяснение, нафоне которого, магическое их появление становилось смешным. Люди вынуждены былипризнать, что с развитием естественных наук многие «божественныеистины» стали выглядеть чистейшими фантазиями, на фоне которых, «охота наведьм» являла собой плод воображения инквизиции[61].
Заключение
Период истории, охватывающий временные рамки с XVпо XVII века принято называть «охотой наведьм» — этапом истории, споры о котором ведутся до сих пор.
«Охота на ведьм» — это не просто фанатичноеувлечение церковных деятелей в борьбе за очищение мира от отступников Бога, этокомплекс причин, породивших «охоту на ведьм», базисом которых является библия,рисующая второстепенное и приниженное положение женщины и подтверждающая таковоееё положение, а также обстоятельства, сложившиеся в общественной среде наданном этапе его развития: церковь, имеющая мощнейший авторитет в обществе,кризис, распространившийся на все сферы его жизни, затяжные войны. Развитиеширокомасштабной охоты связано с деятельностью церкви, признававшей колдовство,и открыто боровшейся с ним, всё это подкрепляли многочисленные указания пап иих благосклонное отношение к наиболее ярым деятелям инквизиции. Всё это привелок тому, что «охота» прокатилась по всей Европе, собирая всё больше и большеподробностей служения дьяволу. На кострах сгорали преимущественно женщины,причём сначала это были по большинству своему старухи, однако, впоследствиипредставление о ведьме изменилось, и на костёр отправлялись женщины всех возрастови всякого социального положения. Инквизиция не останавливалась не перед чем,более того, был выработан ход процесса над ведьмами, каждый этап которого былнаправлен на получение признательного показания в совершении колдовства исоитии с дьяволом. Арест, приводивший жертву в ужас и наводивший мысли о скоройсмерти. Допрос, под пытками которого жертвы рассказывали совершенноневообразимые вещи, воспринимавшиеся тогда, с подтверждения церкви, за чистуюмонету и раздувавшиеся до невообразимых размеров. Приговор, единственным итогомкоторого в большинстве была смертная казнь через сожжение на костре.
Унеся вместе с собой тысячи жертв по всей Европе,«охота на ведьм» закончилась только в XVIII веке.Но история «охоты на ведьм» получает всё новые и новые сведения с открытиемочередного архива или библиотеки, что вносит новые подробности «кровавогопериода» истории человечества.
Список использованных источников и литературы
1.Бахорский Г.Ю. Тема секса и пола в немецких шванках XVI века. Харьков, 1993.
2. Григулевич И.Р. История инквизиции (XIII – XX вв.) //http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/grigul/04.php
3.Занков Д. Средневековые ведовские процессы. Раскрыта ли тайна охоты на ведьм?//http://lib.babr.ru/index.php?book=321
4.История женщин на Западе. Т.3: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. СПб,2008.
5.Кожурин А.Я «Охота на ведьм» и генезис новоевропейской науки//http://anthropology.ru/ru/texts/kozhurin/witches.html
6.Мишле Ж. Ведьма. Женщина //http://bookall.ru/blaarey.html
7.Молот ведьм // Вокруг света. 2004. №10
8. Орлов М.А.История сношений человека с дьяволом. М., 1992
9. Охота на ведьм// ru.wikipedia.org/wiki/Охота_на_ведьм
10.Охота на ведьм. Статистика жертв // www.ateismy.net/content/spravochnik/statistika/oxota_vedm.php
11. РаковВ.М. «Европейское чудо»: Рождение новой Европы в XVI — XVIII вв.Пермь, 1999.
12. Сперанский Н.Ведьмы и ведовство. М, 1906.
13.Тарновский В. Ведьмы М., 1994.