Оглавление
1. Христианство
2. Ислам
3. Буддизм
Используемая литература
1. Христианство
Христианство(от греческого слова christos — «помазанник», «Мессия») зародилоськак одна из сект иудаизма в 1 в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом- чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии — проявляется и втом, что первая часть Библии, Ветхий завет — священная книга как иудеев, так и христиан(втораячасть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей).Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первыедесятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.
Зарождениехристианства Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокогокризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекаломногих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своимприверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира всебя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляетсястрогий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательноесмирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьегона земле.
Легендао возникновении христианства
ВБиблии нарисована такая картина возникновения новой религии. В дни царя Ирода вгороде Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, посколькуон родился не от земного отца, а от «духа святого» и был не человек, абог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуяза ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного,в котором признали Мессию (по-гречески — Христос) — божьего помазанника, и поднеслиему дары. Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя 12 доверенныхлюдей — учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократныйобход городов и деревень Палестины, проповедовал новую веру, принесенную им с небесрелигию. При этом он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлялумерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормилдосыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полныхдвенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочлидаже, что он «вышел из себя», что он ненормален. В дальнейшем проповедническаядеятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма.Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее ПонтийПилат. Иисус был схвачен, судим и подвергнут распятию — мучительной казни на кресте,что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни сновапроизошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись гробы»и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус воскрес, явилсясвоим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствиивернуться, воскресить всех умерших и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешниковнизвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство в небесноебожье царство. Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думатьне только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и обобщем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины,разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее своеединство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис«нет ни эллина, ни иудея… ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного»провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитиехристианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ. Потребностьв единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства помиру — с другой, породили среди верующих убежденность что если отдельный христианинможет быть слаб и не тверд в вере, то объединение христиан в целом обладает ДухомСвятым и Божьей благодатью. Следующим шагом в развитии понятия «церковь»стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь.Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа черезапостолов, основавших первые христианские общины. Начиная с IV века христианскаяцерковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы.На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировалиськанонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями.Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символверы — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения. Христианстворазвивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости,абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются еготворениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догматахристианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняяжизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначальногопервоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа(животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит»от Отца. При этом и «рождение» и «нисхождение» имеют место нево времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда — «предвечны»- и равны по достоинству — «равночестны». Человек, согласно христианскомуучению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение,совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятнопервородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил»людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительнуюроль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимаясвой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире.Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершаетвосхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина,его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерноетолько для христианства понятие «таинства» — особого культового действия,призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего — крещение,причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование. Гонения христианства впервыевека его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух.Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки («исповедники»)или принявшие казнь («мученики»), стали почитаться в христианстве каксвятые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.
Епископыи их власть
Черездвести лет после начала христианской проповеди христиан было много и на западе:они при дворе и в войске, среди богатых людей. Из разных вкладов в общинах христиансоставились большие средства. В городах христиане выстроили крупные церкви. Общиныпересылались между собою письмами, помогали друг другу. Для руководства всеми этимиделами они выбирали из своей среды епископов. Епископ скоро стал самым уважаемыми сильным лицом в общине. Он распоряжался большим церковным имуществом. К нему обращалисьдля разрешения споров и тяжб вместо того, чтобы идти к судье. Христианин, отправлявшийсяв другую страну со свидетельством от епископа, встречал у собратьев по вере горячийприем: ему давали приют, омывали ноги, сажали на первое место за столом. Некоторыеепископы в больших или старых городах, Антиохии, Александрии, Иерусалиме, пользовалисьособым почетом. К мнению этих патриархов или пап особенно прислушивались. Всегоболе значения имел римский епископ, потому что Рим считали вечным городом, главоймира. Христианские общины распространились к 300 году по всем областями Римскойимперии. Епископы стремились утвердить во всех общинах порядки, одно учение, одниобряды. Когда поднимался между общинами спор о том, как понимать учение, епископысъезжались вместе на собрания; на этих синодах старались установить согласие. Ктоотступал в чем-нибудь от утвержденного порядка или учения, считался еретиком, т.е.«раскольником», «отрезающим» себя от общей церкви. Еретиковотлучали от церкви, т.е. объявляли лишенными спасения.
ИмператорКонстантин
Ковремени Диоклетиана христиане были большой силой в империи. Местами старые богии их алтари были покинуты. Императоры и их наместники видели, как велика властьепископов. Им казалось, что церковь отвлекает и людей, и богатства от службы империи.Еще за 50 лет до Диоклетиана были изданы строгие указы против христиан; собранияих были запрещены, им грозили отобранием имущества. При императоре Валериане сильнопреследовали пресвитеров и епископов, около которых теснились верующие: их ждалассылка или казнь. С тех пор прошло много лет, в течение которых христиане моглижить спокойно. К концу правления Диоклетиана эти указы были возобновлены, и к нимприбавились еще более суровые меры. Сначала погрозили выключить из среды войскаи числа чиновников всех, кто откажется принести жертву гению императора. Затем Диоклетианпредписал сжечь книги христиан и сломать их церкви и молитвенные дома. Преследованиехристиан не имело успеха. Хотя некоторые поколебались и выдали книги, но большинствоосталось твердыми; выступали проповедники, которые громко объявляли свою веру. Христианееще крепче держались за пострадавших епископов, более слушались их слова. Диоклетианво время преследований отказался от власти императора. Сын его товарища по власти,Константин (311-337 гг.), правивший западной четвертой частью империи, сначала примирилсяс христианами, потом перешел на их сторону. Десять лет спустя после гонений ДиоклетианаКонстантин указом в Милане позволил христианам свободно исповедовать веру. Потерпевшиеполучили назад свое имущество. Константин стал потом давать перевес христианам.В своем войске Константин ввел новое крестообразное знамя: наверху его были изображеныначальные буквы имени Христова; на нем стояла надпись: «Сим победишь».Было позволено изображать крест на императорских монетах. Константин стал особенноприближать к себе епископов. Он позволил им участвовать в суде, решать тяжбы; позволилотпускать рабов на волю в церквах. Константин освободил духовенство от податей итяжкой повинности доставлять хлеб в казну. Он приглашал епископов к своему столуи щедро одарял церкви. Епископы стали главной опорой его управления. Своих детейКонстантин воспитал в христианстве.
Основныевероисповедальные формы христианства
Шловремя. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства,и это вызвало ряд церковных разделений — схизм. В результате появились соперничающиемежду собой разновидности христианства — «вероисповедания». Так, в 311году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императореКонстантине — господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти.Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилосьее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшегона себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V-VII веках, входе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественногои человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христианеВостока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католическойцерквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы- подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов — и латинскойтеологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть. Послегибели под натиском турок-османов Византии в 1453 году главным оплотом православияоказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVIIвеке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков всебольший протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров),так и среди низов общества (движение лоллардов в Англии, гуситов в Чехии и др.).К началу XVI века этот протест оформился в движение Реформации.
Православие
Православие- одно из трех основных направлений христианства — исторически сложилось, сформировалоськак его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах ВосточнойЕвропы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие» (от греческогослова «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей 2 века.Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующейрелигией в IV-XI веках. Основой вероучения признаны священное писание (Библия) исвященное предание (решение семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а также трудыкрупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий,Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпалоформирование основных положений вероучения. В Символе веры, принятом на Никейскоми Константинопольском вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в12 частях или членах: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небуи земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истиннаот Бога истинна, рожденна, несотворенна единосущна Отцу, Иже вся быша. Нас радичеловек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята иМарии Девы, и вочеловечщася.Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавшаи погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса иседяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствиюне будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую,соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь.» В первом члене говоритсяо Боге как творце мира — первой ипостаси Святой Троицы. Во втором — о вере в СынаБожия единородного — Иисуса Христа. Третий — это догмат боговоплощения, согласнокоторому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившисьот девы Марии. Четвертый член Символа веры — о страдании и смерти Иисуса Христа.Это догмат искупления. Пятый — о воскресении Иисуса Христа. В шестом говорится отелесном вознесении Иисуса Христа на небо. В седьмом — о втором, грядущем пришествииИисуса Христа на землю. Восьмой член Символа веры — о вере в Духа Святого. В девятом- об отношении к церкви. В десятом — о таинстве Крещения. В одиннадцатом — о будущемвсеобщем воскресении мертвых. В двенадцатом члене — о жизни вечной. В дальнейшемфилософском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение блаженногоАвгустина. На рубеже 5 века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность,по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениямискрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось,что в сферу «избранных» предопределенных к спасению, может войти любойуверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения. Важное место в православиизанимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходитособая благодать. Церковь признает семь таинств: Крещение-таинство, в котором верующийпри троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и СвятогоДуха обретает духовное рождение. В таинстве миропомазания верующему подаются дарыСвятого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. В таинстве причащенияверующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.Таинство покаяния или исповеди — это признание грехов своих перед священником, которыйотпускает их от имени Иисуса Христа. Таинство священства совершается через епископскоерукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Правосовершения этого таинства принадлежит только епископу. В таинстве брака, котороесовершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больногоблагодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Крещение Киева князем Владимироми Новгорода Добрыней — это первые шаги в истории христианизации всей Руси. Широкоепринятие христианства связано с интенсивным освоением северных территорий в концеXVIII века. На волне переселения христианство распространялось и утверждалось повсей территории Руси. Чрезвычайно важным этапом в православной истории было такжеи время жизнедеятельности Сергия Радонежского. Поднятый Сергием культ Троицы сталодной из главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учениемо переустройстве жизни на новых нравственных началах. После победы на Куликовомполе Русь быстро крепла экономически и политически. В 1448 году Собор русских архиереев,независимо от Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и всеяРуси епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельностиРусской Церкви. Патриаршество в Росси было установлено при Борисе Годунове. В 1589году митрополит Иов стал первым патриархом на Руси. Православная церковь придаетбольшое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковнымпраздникам. Сущность поста — это «очищение и обновление человеческой души»,приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов врусском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед УспениемБогородицы и перед Рождеством Христовым. Первое место среди великих, главных праздниковзанимает Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники — 12 наиболее значительныхпраздников православия: Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение,Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница), Воздвижениекреста Господня, Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы,Успение Богородицы.
Католицизм
Другимкрупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм.Слово «католицизм» означает — всеобщий, вселенский. Его истоки — от небольшойримской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостолПетр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V веках,когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия междузападной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церквина католическую и православную было положено соперничеством между римскими папамии константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмыи обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации. Основойкатолического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание иСвященное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считаетСвященным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но ивсех последующих соборов, а кроме того — папские послания и постановления. Организациякатолической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа — глава этойцеркви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше властиВселенских соборов. Централизация католической церкви породила принцип догматическогоразвития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения.Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано,что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что СвятойДух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли церквив деле спасения. Считается, что основа спасения — вера и добрые дела. Церковь, поучению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей«сверхдолжных»дел — «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью,святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей,уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть — отпустить грехи, дароватьпрощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях — об отпущении грехов за деньгиили за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда — правила молитв за умерших и правопапы сокращать срок пребывания души в чистилище. Догмат о чистилище (место — промежуточноемежду раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которыхне лежат уж слишком большие смертные грехи, горят там в очищающем огне (возможно,что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ врай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами,пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родныеи близкие на земле. Учение о чистилище сложилось еще в 1 веке. Православная и протестантскиецеркви учение о чистилище отвергают. Кроме того, в отличие от православного вероучения,в католическом есть такие догматы, как о непогрешимости папы — принят на I Ватиканскомсборе в 1870 году; о непорочном зачатии Девы Марии -провозглашен в 1854 году. Особоевнимание западной церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 году папа ПийXII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии. Католическое вероучение, как иправославное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталяхне совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных — квасным).Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершениитаинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация)проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получаетеще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем — образ святого, поступками идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этогообряда должно служить укреплению в вере. В православии обет безбрачия принимаетлишь черное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленноепапой Григорием VII, обязательно для всего духовенства. Центр культа — храм. Готическийстиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовалразвитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа — праздники, атакже посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан. Рождественский посту католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресение после дня СвятогоАндрея — 30 ноября. Рождество Христово — наиболее торжественный праздник. Он отмечаетсятремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христав лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляютясли с фигуркой младенца Христа для поклонения. По католической иерархии есть тристепени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Епископа назначаетпапа. Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюсодин голос при тайном голосовании. На II Ватиканском сборе (в 1962-1965 годах) началсяпроцесс обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В первую очередь этокоснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательнона латинском языке.
Заключениераздела
Причинырасколов церкви многочисленны и сложны. Тем не менее можно утверждать, что главнойпричиной церковных расколов был человеческий грех, нетерпимость, неуважение к человеческойсвободе. В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церквей стремятсяк тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в 1964 годуПапа Римский Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор торжественно отмениливзаимные проклятия, произнесенные представителями обеих Церквей в XI веке. Положеноначало преодоления греховной разобщенности западных и восточных христиан. Еще раньше,с начала XX века, получило распространение так называемое экуменическое движение(греч. — «эйумена» — вселенная). В настоящее время это движение осуществляетсяглавным образом в рамках Всемирного СоветаЦерквей (ВСЦ). Активным членом ВСЦ являетсянаша Русская Православная Церковь. Единство церквей — это прежде всего осознаниетого, что все христиане читают одно Евангелие, что они все — Его ученики и, наконец,что все люди — дети Единого Бога, Небесного Отца. Поэтому христиане должны стремитьсясоединить все лучшее, добытое в истории каждой Церкви. «Почему узнают вас,что вы мои ученики, говорил Христос, — потому как вы будите иметь любовь между собою».
2.Ислам
Ислам- одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) так называемых мировых религий,имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве странмира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азиии Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияниеи на международную политику. В современном понимании ислам — и религия, и государствопо причине активного вмешательства религии в государственные дела. «Ислам»в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство» (от арабского«муслим») — предавший себя Аллаху. Основателем ислама является арабский«пророк» Мухаммад (Мухаммед или Магомет), значение которого на общие судьбычеловечества трудно переоценить, поэтому на этой исторической личности надо остановитьсяособо.
ПосланникАллаха
АхмадАбд Аллах (около 570-632) из рода хашим, родо-племенной группы курайш — основательрелигии ислама и первой общины мусульман. По представлению мусульман — пророк Аллахаи его посланник, через которого был передан людям текст Корана. Родился в Меккев небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер во времяторговой поездки до рождения Магомета, мать — через несколько лет. Магомет воспитывалсяв доме своего деда Абд ал- мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей,иногда участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатоймекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25 лет. ПокаХадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила ему несколько скончавшихсяв младенчестве сыновей, в том числе Касима, по которому Магомета звали Абу-л-Касим,и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Магомет любил одиночествои благочестивые размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знакомс основами иудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов.Когда Магомету было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему сталиявляться видения, а затем — речения извне, позднее записанные по памяти с его слови составившие священную книгу мусульман — Коран. Первоначально Магомет испугалсяначавшихся «откровений», но затем уверился, что избран божеством в качествепосланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям слово божье. Первые «откровения»,которые Магомет пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственногои единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждалио грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказаний в аду всех, кто не верует вАллаха. Проповедь Магомета была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенновокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью — из низовмекканского общества. Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять последователейМагомета — мусульман. Сам Магомет находился под защитой своего рода и его главы- Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений уехали из Мекки в Эфиопию.Проповедь Магомета, якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывалавсемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его величие, полнуюзависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей к известным имисториям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал,что пророчество Магомета — явление известное и возможное и что непослушание пророкувсегда вело к наказанию неверующих. В какой-то момент (около 618-620 гг.)возниклавозможность компромисса с мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое положениепри Аллахе почитаемых в Мекке богинь — ал-Лат, ал-уззы и Манат, а мекканцы — пророческуюмиссию Магомета и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшееглавный принцип нового учения — строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась.Тем временем умерла Хандиджа, умер Абу Талиб. Магомет лишился значительной частиморальной поддержки и защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям, приезжавшимв город по торговым делам, совершил в безрезультатных поисках убежища поездку вТаиф. Наконец, около 620 года он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба- крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км к северу от Мекки. Жившиетам языческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихсяи запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбратьсяс помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такогосудьи они и пригласили Магомета, признав его пророческую миссию как основу его авторитета.Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет переселились в Йасриб.Он прибыл туда 12 или 18 раби I, т.е. 24 или 22 сентября 622 года. С первого месяца(ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I) стали отсчитывать годы новой эрыпо хиджре, т.е. по году переселения Магомета и Мекки в Йасриб, который стал называтьсяМажинат ан- наби («город Пророка») или просто ал-Мадина (Медина).Магометпревратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалуне только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главнойопорой Магомета были пришедшие с ним из Мекки мусульмане — мухаджиры и мединскиемусульмане — ансары. Магомет надеялся также найти религиозную и политическую поддержкуу иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказалисьпризнать в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и дажевступили в контакты с врагами Магомета — мекканцами. К ним присоединились и частьдругих йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявшихислам, но затем выступивших против Магомета. Эта внутренняя мединская оппозициянеоднократно осуждается в Коране под именем«лицемеров» (мунафикун). Внутреннееразмежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии,усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее говорит об особой роли ислама,о себе как о последнем пророке — «печати пророков», иудеи и христианепорицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправление допущенных ими искаженийволи Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общеймолитвы — пятница, объявляется о святости ал-Кабы и первостепенном значении паломничествак ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращатьсяво время молитвы (кибла). В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаютсяосновы мусульманского ритуала — правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве,сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета стали фиксироваться правилажизни общины — принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляютсязапреты на вино, свинину и азартные игры. Начинает особо выделяться положение Магометакак посланника Аллаха. В «откровениях» появляются требования особого почтенияк Магомету, ему «ниспосылаются» исключения из некоторых запретов, обязательныхдля других. Таким образом, в Медине Магомет сформировал основные принципы религиозногоучения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в «откровениях»и частично — в высказываниях, решениях и поступках самого Магомета. Одной из формсплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьбас неверующими мекканцами. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканскиекараваны, в 624 году при Бадре мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканскийотряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах- на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманскимвойском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в голову, мусульмане понеслибольшие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем годуони снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специальновыкопанного рва. Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попыткипокушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полного ему подчинения вызывали резкиеответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнукаи бану надир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторыенаиболее активные противники и соперники Магомета. Затем были собраны большие силыдля решительной борьбы с Меккой. В 628 году большое войско, к которому присоединилисьнекоторые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа,на самой границе священной территории Мекки. Переговоры между мекканцами и мусульманамизавершились перемирием. Ровно через год Магомет и его сподвижники совершили в соответствиис договором малое паломничество (умра). Тем временем крепла сила мединской общины.Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магометастановились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговорымекканцев с Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результатевсего этого подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское войско беспрепятственновошло в город. Магомет совершил поклонение ал-Кабе, очистил ее от языческих идолов.Магомет, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году) еще совершивпаломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада). Победа над Меккой еще болееукрепила уверенность Магомета в себе и подняла его политический и религиозный авторитетв Аравии. Он посылает различным царям и вождям Аравии и наместникам пограничныхс Аравией областей Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканскиевоенные отряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене.В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многиеиз приезжавших договариваются с Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в 630году мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевыхплемен. В 631-632 гг. значительная часть Аравии оказывается в той или иной степенивключенной в политическое объединение, возглавляемое Магометом. В последние годыжизни Магомет определяет цель этого объединения — распространение власти исламана север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 годав возрасте 60-63 лет Магомет неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительнойболезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечетиМединны (Мечети Пророка). Со смертью Магомета прекратился прямой «контакт»общины с Аллахом, ею стали управлять халифы — заместители Пророка в деле проведенияв жизнь законов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За правовыдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман.Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета — Абу Бакр. После смертиХадиджи Магомет заключал большое количество браков. Право Пророка перевысить разрешенноедля мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим «откровением».В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Магометас различными родо-племенными группами. Любимой женой Магомета предание считает Аишу,дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качествехранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета также пользоваласькоптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего в младенчестве игорько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у Магомета было 11 официальных жен,девять из которых были живы в момент его кончины. Магомет не оставил мужского потомства.Дочь Магомета Фатима вышла замуж за его двоюродного брата и верховного друга АлиАби Талиба. От потомков их сыновей — ал-Хасана и ал-Хусайна — происходят все довольномногочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки «семьи Пророка»– сайиды и шарифы. В современной науке существует общее мнение, что Магомет действительножил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновалобщину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Магомета (сира),в преданиях о его словах и поступках(хадис), в комментариях к Корану (тафсир) ит.д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений,домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографиюПророка. Ислам в принципе не наделяет Магомета никакими сверхъестественными чертами.В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем неменее вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из нихразвивают намеки Корана, как, например, легенда о том, что ангелы рассекли молодомуМагомету грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебномживотном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился рядлегенд о чудесах, сотворенных Магометом – в его присутствии недойная овца дает молоко,малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материалав преданиях о Магомете сравнительно мало. В европейской культуре образ Магометабыл первоначально объектом разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости, любострастии,возникали и волшебные легенды, притягивавшие христианских завоевателей, как например,о висящем в воздухе гробе Магомета. Причудливым образом он становился порой объектомтайного поклонения, например у тамплиеров. Просветители считали Магомета обманщиком,использовавшем религию в целях собственного благополучия. Ученые и публицисты Европывидели в Магомете и революционера, и реформатора, и пламенного политического вождя,и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских монахов,и крупного политика и т.д. Успех ислама как религии и как социальной системы былобеспечен и объективными и субъективными факторами. В ряду последних одно из ведущихмест занимает личность Магомета, вдохновенного оратора, проповедника, преданногосвоему делу вероучителя, умного и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностямижизни, верность традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью,«демократизм» с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью.Реальные результаты деятельности Магомета и тот образ пророка и правителя, основудля которого он создал своей жизнью, определяют значение роли и личности Магометав средневековой истории Востока и Запада.
Общаяхарактеристика мусульманского права
Шариат(мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Согласно юридическойэнциклопедии «Шариат – свод религиозных и правовых норм, составленный на основеКорана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного,наследственного, уголовного и брачно-семейного права». Другими словами, шариат– это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с егорелигиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установлениякак частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям,составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение. Шариат развивалсякак строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в целом и егособственно доктринально-нормативная часть(фикх) вобрали в себя не только правовыеустановления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила,предписания), с одной стороны, регулировали общественные («человеческие»)отношения, а с другой – определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введениев шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражениев своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения.Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху.Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина(ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Неслучайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяютсятолько к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариатубыли присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма,милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлениио бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности.В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпениеи смирение: «Терпение, ведь Аллах с терпеливыми» (8.48). Таким же образомв шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственнойвласти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти средивас» (4.62). Одной из характерных черт средневекового мусульманского правабыла его целостность. Вместе с представлением о едином боге – Аллахе – утвердиласьидея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. мусульманское правона первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип. Мусульманин,находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верностьисламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основныхрелигий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.
Коран
Важнейшимисточником шариата считается Коран (от араб. «ал-куран» – «чтениевслух», назидание") – священная книга мусульман, состоящая из притч, молитви проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Исследователи находятв Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока ииз обычаев доисламской Аравии. Сначала пророческие откровения передавались в общинеизустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативепока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи.Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошлопри халифе Олифе (644-656 гг.). Коран предписывает арабам покинуть «обычаиотцов» в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правоваязначимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как арабскийсудебник» (2.165-166). Коран состоит из 14 сур (глав), расчлененных на 6219стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. Приэтом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основномэто правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуалаи обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный харктер и представляетсобой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями.Но многиеустановления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл взависимости от того какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословскойпрактике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования ониполучили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовыхпредписаниях. Рассмотрим, как, откуда и почему появилось грозное понятие «священнаявойна». Когда еще до хиджры Мухаммед взял с ансаров «клятву мужей»,т.е. обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно,принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается сбольшей настойчивостью. «Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но ненападайте первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдетеих; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства.Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападутна вас – купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут заблуждениесвое – Господь снисходителен и милостив.Сражайтесь с врагами, доколе не утвердитсяислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут навас в священном месте, – и в священном месте воздайте им тем же» (Сура 11,186-190).
Образжизни
Связьверы с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, ноособенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающиепод лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами толькопотому что они придерживаются многих обычаев своих отцов. Знание основ мусульманскойрелигии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционногораспространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символаверы религии ислама:«нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланникАллаха». Величие бога – Аллаха – выражено во многих формулах, хорошо известныхвсем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях,а также постоянно встречающихся в изящной вязе арабского письма, на памятниках мусульманскойархитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: «Аллаху акбар» – «Аллахсамый великий!» и т.д. По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам– «неверные», среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль-китаб,т.е. «люди Писания». Согласно Корану они верят якобы в того же бога, чтои мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников — Моисея (Мусу), Иисуса (Ису),которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили.Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, своего последнего пророка, с божьим словом– Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь,последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когдавсем людям будет воздано по их делам – они попадут в райские сады или в адский огонь.Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почтивсякий знает и «пять столпов» ислама, пять главных обязанностей верующего.Первый из них – молитва (салят). Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемыхпроизнесением различных религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитвв сутки; свершать их можно и дома, и в мечети, и в поле. Молитве предшествует ритуальноеомовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собиратьсяна коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа. Мечеть (масджид)– и место моления, и помещения для религиозных школ, и центр религиозных проповедейи диспутов. Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманскийпост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно бытьв принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозныхсочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кромебольных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существуетеще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственномесячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздникомв исламе. Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количествозапретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещенопить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещаетростовщичество – риба. Конечно, не все эти и другие правила строго соблюдаются,но время от времени, в частности в семидесятые годы нашего века, в различных мусульманскихгосударствах усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например постав рамадан. Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой – если у негоесть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж – паломничествов Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба – небольшое здание,в юго-западной угол которого вмурован «черный камень» (издревле хранящийсятут метеорит) – по преданию, посланныйАллахом с неба людям как знак своего могуществаи благоволения. Паломничество совершается в месяце зу-ль-хиджжа, который, как рамадан,является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники,надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершаютторжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источникаЗамзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокругМекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первогопроповедника единобожия. Хаджж завершается праздником ид аль-адха, во время которогов память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончаниехаджжа является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами ижертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носятпочетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родныхместах. Пятой обязанностью мусульманина является закят – обязательный налог на имуществои доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных ималоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака – добровольныепожертвования и милостыня. На самом деле все эти социально-экономические регуляторысправедливости внутри исламской общины с самого начала были и остались благими пожеланиями.Закят быстро стал обычным государственным налогом, садака шла на нужды религиозногокульта, запреты на ростовщичество легко обходились оформлением дачи денег в росткак совместного финансового предприятия кредитора и должника. Иногда к «столпамислама» причисляют джихад. Слово это означает полную отдачу мусульманином своихсил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей религии. В большинствеслучаев в средние века это сводилось к участию в вооруженной борьбе с «неверными»,а значение термина – соответственно к понятию «священная война», и такоеего понимание стало традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительношире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманскоммире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книги ислама– Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран произносился и записанпо-арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале. Для мусульманКоран – прямая речь Аллаха, обращенная кМухаммеду, а через него ко всем людям. Впроповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частнойжизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки. Ислам являетсяочень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизнимусульманина считаются религиозно значимыми. Мужчина становится мусульманином послетого, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение бракасовершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священныхтекстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщиныосложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если онв состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженствовстречается относительно редко, а в некоторых мусульманских странах оно несколькоограничено законодательством. Похоронный обряд также предполагает чтение определенныхсур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван,без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые вДень Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения.Мужчины-мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочкитипа тюбетейки, а также различные виды чалмы – шарфа особо повязанного вокруг головы.Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционнаяодежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, гдеживет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являютсячетки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократноевосхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти «прекрасных имен»считается благочестивой обязанностью.
Заключениераздела
Несмотряна обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм,среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежностик единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальнойисторией и общими интересами в современном мире. Наиболее значительной и по сейдень является система богословия, созданная аль – Аш'ари (XXв.). В VII-XX вв. сложилисьи основные толки фикха, обычно трактуемого как «мусульманское каноническоеправо». Эти системы теоретических и практических принципов шариата – праведногообраза жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы ислама. Внастоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное числолюдей знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметомобучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь характерныхдля быта жителей мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющихнаиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируютсяповедение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли, отношенияв семье, брак. С VI-VII вв. и по сей день концепция шариата – пути к Богу черезвыполнение всех правил Закона – уживается с концепцией тарика, теоретической основойсуфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и дажеприблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, котораястроится по особым, отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма. Дляпонимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государстваи духовенства. В исламе нет и церкви, служащей посредником между человеком и Аллахом,ни духовного сословия, обладающего особой благодатью; духовная и светская властьв исламской теории, да отчасти и на практике – нераздельны. Лозунг превращения религиознойобщности всех мусульман в единство политического порядка не раз выдвигался и поддерживалсякрупными мусульманскими государствами, претендовавшими на особую лидирующую роль.
3.Буддизм
Буддизмявляется в настоящее время одной из основных и самых распространенных мировых религий.Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-ВосточнойАзии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земногошара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве.Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.Буддизм — самый древний из трех мировых религий. Он «старше» христианствана пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцать столетий. В общественнойжизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую,чем христианство в странах Европы и Америки.
ЗарождениеБуддизма
Буддизмвозник на территории Индостана в VI в. до н.э. В дальнейшем он завоевал миллионыпоследователей в странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции ифактически исчез. Отправной точкой буддизма является легенда об индийском царевичеСиддхартхи Гаутамы. Согласно этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставилсемью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий.После семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает правильныйжизненный путь, и он становиться Буддой («пробужденный», «достигшимпрозрения»), проповедуя свой учения на протяжении сорока лет. Центром учениястановиться четыре истины. Согласно им, существование человека неразрывно связаносо страданием. Реальный мир есть сансара — круговорот рождений, смертей иновых рождений. Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения отстраданий, в выходе из «колеса» сансары, путем достижения нирваны(«угасание»), состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека,освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник, победившийжелания.
Легендао возникновении Буддизма
Спроситебуддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, чтоболеё двух с половиной тысяч лет назад её возвестил людям Шакьямуни (отшельник изплемени шакьев). В любой посвященной буддизму книге вы найдете основанный на религиознойтрадиции рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямунии назвавшего себя Буддой (санскритское — «buddha»), что означает «просветленныйвысшим знанием», «осененный истиной». После бесконечного множестваперерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, длятого чтобы выполнить спасительную миссию — указать живым существам избавление отстраданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатногорода Готама (отсюда его родовое имя — Гаутама). Род этот входил в племя шакьев,жившее за 500-600 лет до н.э. в долине Ганга, в среднем его течении. Как и богидругих религий, Будда не мог появиться на земле, подобно другим людям. Мать Сиддхархи- жена правителя шакьев Майя — увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белыйслон. Через положенное время она родила младенца, покинувшего её тело также необычнымпутем — через подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселеннойи возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Аситапредрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвалиСиддхартхой, что значит «выполнивший свое назначение». Он родился около563 г. до Р.Х. близ Гималаев, на границе Непала. Повелитель шакьев Шуддходана нежелал сыну религиозной карьеры. Его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчикомСиддхарта любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, онпогружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлений.Он окружил ребенка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал емублестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарилаему сына. Шуддходана решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений.Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывается над еётайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг полно страдания?Но однажды во время прогулки по городу Гаутама встретил покрытого язвами больного,сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумьяаскета. Так он узнал о неизбежных для живых существ страданиях. Его охватило отвращениеко всему, ничто не могло возвратить безмятежности детства. Мир, жизнь оказалисьнеприемлемыми. Это было восстание против самих основ мироздания. И в ту же ночьон тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлениюот страданий.В то время ему шел тридцатый год. Изучив философские системы и поняв,что они не могут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам-практикам.Затем, покинув своих наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях для того, чтобысамому бесстрашно ринуться по пути самоистязания. И вот в один прекрасный день,когда после многочасовой неподвижности он пытался подняться, ноги, к ужасу наблюдавшихэту сцену друзей, отказались его держать, и Гаутама замертво свалился на землю.Все решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения.Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания. Счастливый случай помогему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему рисовой похлебки.Гаутама принял её подаяние и впервые за долгое время утолил свой голод. Весь деньон отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу реки, а когда солнце склонилось кзападу, устроил себе ложе среди корней огромного баньяна и остался там на ночь.Итут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Годы раздумий и мук, исканияи самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утончивший душу- все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное «просветление».Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовалвсеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Вся Вселеннаякак бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигдене было покоя, все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходилоот другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа.Вот он — «строитель дома»! Это Тришна — жажда жизни, жажда бытия. Этоона возмущает мировой покой. Сиддхарте казалось, что он как бы присутствует притом, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию ушедшее от него. Теперь он знает с кемнадо бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача,боли, скорби. Отныне он стал Буддой Просветленным… Это случилось на берегу рекиНаиранджаны, в местечке Урувилва. Сидя под священным деревом бодхи он познал «четыреблагородные истины». Демон зла, бог смерти Мара, пытался заставить «просветленного»отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными бурями,своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить егорадостями жизни. Но Будда победил всё, в том числе и свои сомнения, и вскоре произнесв «Оленьем парке», недалеко от Варанаси первую проповедь, ставшую основойвероучения буддизма. Её слушали пять его будущих учеников и два оленя. В ней онкратко сформулировал главнейшие положения новой религии. После провозглашения «четырехблагородных истин», окруженный все умножающимися учениками — последователями,Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуясвое учение. Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре. Он лег под деревомбодхи в «позу льва» (на правом боку, правая рука под головой, левая вытянутавдоль выпрямленных ног) и обратился к собравшимся около него монахам и мирянам соследующими словами: «Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, крометого, что всё созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению».Уход Будды их жизни буддисты называют «mahaparinirvana»- великим переходомв нирвану. Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент «прозрения»,поэтому её называют «трижды святым днем».
Основныеположения и постулаты Буддизма
Возникновениебуддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в составканонического свода буддизма — Типитаки; это слово обозначает на языке пали «трисосуда» (точнее три корзины). Типитака была кодифицирована около 3 в. ТекстыТипитаки разделены на три части — питаки: Виная-питака, Суттапитака и Абхидхармапитака.Виная-питака посвящена преимущественно правилам поведения монахов и порядкам в монашескихобщинах. Центральную и наибольшую часть Типитаки составляет Суттапитака. Она содержитогромное количество повествований об отдельных эпизодах жизни Будды и его изреченийпо различным поводам. В третьей «корзине» — Абхидхармапитаке — заключаютсяглавным образом проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы.Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десяткинебес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяныи Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизувверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда:кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания.Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телеснаяматериальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в болеевозвышенные стадии. Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания- рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение,но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей. И, наконец, последний уровень- арупалока — отрешен от формы и от телесного материального начала.
Махаянаи Хинаяна — основные ветви Буддизма
В1 в. н.э. в Буддизме образовалось две основные ветви: Хинаяна — «малая колесница»(или тхеравада — «истинное учение») и Махаяна — «большая колесница»,также существует третья ветвь — варджаяна — «алмазная колесница». Эторазделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально- политических условияхжизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, тесно связанная с ранним Буддизмом, признаетБудду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только черезуход от мира — монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только дляотшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническуюдеятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна,в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии,породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством,в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия. Важное различиемежду Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путьк спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяневажную роль культ бодистав-индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающихдостижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в её достижении и другим, необязательномонахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Ее главным элементом является: культБудды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением исмертью Гаутамы, поклонение ступам — культовым сооружениям, где хранятся реликвииБуддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложниласьобрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковатьсяжертвоприношения, возник пышный ритуал.
Картинамира
То,как выглядит чувственный мир в буддизме, наглядно показывает картина религиозногосодержания, называемая «сансариин-хурде», т.е. «колесо сансары».На традиционном рисунке огромный страшный дух-мангус, слуга владыки смерти, держитв зубах и когтях большой круг, символизирующий сансару. В центре круга — небольшоекруглое поле, в котором сплелись тела змеи, петуха и свиньи. Это символы тех сил,которые вызывают неизбежные страдания: злобы, сладострастия и невежества. Вокругцентрального поля расположено пять секторов, соответствующих возможным в сансареформам перерождения. При этом ад помещается всегда внизу, а миры людей и небожителей- в верхней части круга. Правый верхний сектор занят миром людей. По нижнему краюэтого сектора расположены фигуры, символизирующие человеческие страдания: рожающаяженщина, старик, мертвец и больной. Слева вверху такой же величины сектор занимаютнаходящиеся в вечной вражде друг с другом тенгрии и асуры. Они мечут друг в другакопья и стрелы. Справа и слева расположены секторы животных и «биритов».Животные терзают друг друга, сильные пожирают слабых. Страдания биритов состоятв непрерывном голоде. Земной суд, земные пытки и казни нашли отражение в нижнемсекторе круга. Посреди на престоле сидит сам владыка смерти и ада — Эрлик-хан (санскритское— Яма). «Сансариин-хурде» разъясняет и самый процесс непреложного законаперерождения в его буддийском понимании. 12 нидан охватывают 3 следующие друг задругом жизни, причем этапы, на которые этот процесс бытия распадается, символическиизображены на твердо установленных для каждого из них рисунках. Рисунки, символизирующиениданы, расположены по широкому ободу, охватывающему снаружи основной круг колеса.Прошедшая жизнь представлена 2-мя ниданами. Первая изображается в виде слепой старухи,не знающей, куда она идет. Это — символ «омраченности» (авидья), констатацияфакта зависимости от страстей, стремления к жизни, наличие того заблуждения ума,которое делает неизбежным новое перерождение. Вторая нидана символизируется изображениемгоршечника за изготовлением сосуда. Это — «содеянное» (сансара или карма).
Настоящаяжизнь передана 8-мью ниданами:
1-аянидана — обезьяна, рвущая плоды с дерева — символ «сознания» (виджняна),вернее лишь первого момента новой жизни, которая, согласно буддийским представлениям,начинается с пробуждения сознания.2-ая и 3-яя ниданы «настоящей жизни»протекают в период эмбрионального развития человека. Эмбрион переживаний не имеет.Постепенно складываются «шесть баз», служащих «органами чувств»,точнее «актами ощущения» — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и «манас»,под которым понимается " сознание предыдущего момента". 4-ая нидана «соприкосновение»(спарша) символизируется обнимающимися мужчиной и женщиной. Считается, что еще вутробе матери ребенок начинает видеть и слышать, т.е. элементы чувства соприкасаютсяс сознанием. Но приятных или неприятных эмоций не возникает. 5-ая нидана — «чувство»(ведана), т.е. сознательное переживание приятного, неприятного, безразличного, эмоциональнаяобласть сознания. Ведану символизирует изображение человека, в глаз которого попаластрела.«Чувство» вырастает в «вожделение» (тришна) — 6-ая нидана,которое появляется в возрасте полового созревания и воплощено на «сансариин-хурдэ» в виде человека с чашей вина.«Стремление» — 7-ая нидана, соответствующаявсестороннему формированию взрослого человека, когда у него складываются определенныежизненные интересы и привязанности.«Бава», т.е. жизнь — 8-ая нидана — последняя нидана данного существования человека. Это расцвет его жизнедеятельности,упадок ее, старение и смерть. Символ бавы — курица, высиживающая яйца. Будующаяжизнь охватывается двумя ниданами — «рождением» (джати) и «старостьюи смертью» (джара-марана). Первая символизируется изображением рожающей женщины,вторая — фигурой слепого старика, еле держащегося на ногах. Рождение — это появлениенового сознания, а старость и смерть — вся жизнь, так как " старение "начинается с момента рождения, а новая жизнь опять порождает стремления и желания,вызывающие новое перерождение.
Отношениек земной жизни
ВБуддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности.Каждая личность представлена, как скопление «изменчивых» форм. Согласновысказываниям Будды личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания,представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретениеею покоя, в первоначальномБуддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельныеэлементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность,необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнемвоплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательныйи вечный покой — это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистскомпредставлении — индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мирчеловека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящиеся к успокоениюв нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигаетсяпо средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни и решимостью.Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительноможно охарактеризовать словом «судьба», а буквально означает закон возмездия- это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой.Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободувыбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходуиз круга превращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма определяетсяидеей равенства людей в страдании и в праве на спасение. Еще при жизни человек могдобровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), чтоозначает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правили запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказот убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской верности.Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуальногокульта. Имеется в виду такая форма религиозного поведения, как бхавана — углублениев самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинахверы, что получило дальнейшеё распространение в таких направлениях буддизма, как«чань» и «дзен». Многие исследователи считают, что этика в Буддизмезанимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философскимучением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначныйхарактер, что делает его болеё гибким и хорошо адаптируемым к местным культам иверованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленныемонашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии. Буддизм требуетухода от рассмотрения внешнего по отношению к сознанию человека мира. Рассматриватьего, по мнению буддийских теологов, нет никакой необходимости, потому что сознаниене отражает этот мир (он не существует), а порождает его своей творческой активностью.Сам мир страданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение «неведения»,«заблудшего» сознания.
Буддизмв современном мире
Вомногие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском регионе, гдево многих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическуюжизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств.В странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточносказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина. Буддийские монастыривыступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещенияи искусства. В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма.Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.
Используемаялитература
1. Библия. Книги Ветхого иНового Завета.2. Марченков В.Г. Начала православия. М., Петит, 1991.3. М. Добужинский,Закон Божий, М., Политиздат, 1956.4. З. Косидовский, Библейские сказания. Сказанияевангелистов. М., Политиздат, 1990.5. Наука и жизнь, №3, 6-8; М., Пресса, 1993.6. Ислам. Краткий справочник., Наука, М. 19837. П.Н. Галазны, История государствазарубежных стран., М., Юрид. лит-ра, 19808. Г.Ф. Ким, Ислам. Идеология, право, политикаи экономика., М., Наука, 19859. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока., М.,198210. В.Соловьев, Магомет, его жизнь и религиозное учение., Спб., 1902 11. КочетовА.Н. Буддизм. М., Политиздат, 1968.12. Крывелев И.А. История религий. Т. 2, М.,«Мысль», 1988.13. Александр Мень. История религии. М., 1994.14. Религиимира. Энциклопедия. т.6., М., Аванта, 199615. Ф. Павленков, Библиографическая библиотека,М., Республика, 1995